Культура и искусство в СССР в 20-40е гг
Заказать уникальную курсовую работу- 34 34 страницы
- 20 + 20 источников
- Добавлена 31.12.2023
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
1. Теоретические аспекты развития культуры в 20-30 годы XX века 5
1.1 Развитие советской науки в 20-30-годы XX века 5
1.2 Развитие духовной сферы культуры в 20-30-е гг. 10
1.3 Развитие образования и высшей школы 12
Выводы по 1 главе 16
Глава 2. Культурная революция – преобразования 1920-1930-х годов 18
2.1 Основные характеристики и итоги развития сферы образования 18
2.2 Художественные направления в искусстве. Научный прогресс 23
Вывод по 2 главе 29
Заключение 30
Приложение 1 33
В 1924 году началась передачи, созданной им Сокольнической радиостанции, в 1925 году был организован первый радиорепортаж с Красной Площади, проводились первые опыты по передачи по радио концертов и спектаклейСамолетостроениеА.Н. Туполев - под его руководством был построен легкий спортивный самолет АНТ-1, положивший начало серии самолетов различных модификаций (1923). В мае 1924 года был испытан самолет АНТ-2 - первый советский цельнометаллический самолет. В 1934 году туполевцы создали крупнейший в мире 8-ми моторный транспортный самолет АНТ-20 «Максим Горький». Н.Н. Поликарпов - в 1928 году сконструировал учебный двухместный самолет У-2, выпускавшийся до 1959 года А.С. Яковлев - сконструировал в 1927 году легкий самолет АИР-1РакетостроениеК.Э. Циолковский - в конце 20-х приобрел мировую известность как глава нового научного направления -ракетодинамики. Ф.А. Цандер - разработал и в 1930 году построил первый в мире реактивный двигатель, работавший на бензине и сжатом воздухе С.П. Королев - под его руководством и созданной им грумы по изучению реактивного движения, 17 августа 1933 года на инженерном полигоне рядом с подмосковным поселком Нахабино , поднялась в воздух первая жидкостная ракета 7 Ракета - прообраз советских ракет, осваивавших космическое пространство , находилась в полете 18 секунд и поднялась на высоту 400 метров.Стрелковое оружиеФ.В. Токарев - сконструировал пистолет ТТ и самозарядную винтовку СВТБиология и генетикаН.И. Вавилов - развивал учение о биологических основах селекции и центрах происхождения культурных растений. Под его руководством была создана крупнейшая в мире коллекция семян культурных растений. И.В. Мичурин - широкую известность получила его деятельность по селекции новых сортов плодовых деревьев. В 1925 году его питомник стал научным учреждением общегосударственного масштаба. Т.Д. Лысенко - агроном и Билого, занимался внедрением новых агротехнических приемов, подвергнутых критике многими советскими биологами. С его именем связана развернутая в СССР кампания гонений против умных еретиков, в том числе Н.И. Вавилова. Н.А. Семашко - большую роль сыграла его работа для развито системы здравоохранения и медицины в СССР.ГеографияО.Ю. Шмидт - арктические экспедиции с целью освоения Арктики и изучения химии, биологии, течений, данного региона. И.Д. Папанин - работа перво дрейфующей исследовательской станции «Северный полюс -1АрхитектураАрхитекторыСооруженияК.С. МельниковПо его проектам сооружены: - торговый сектор СССР на Международной выставке декоративного искусства и промышленности в Париже - Клуб завода «Каучук» - клуб имени И.В. Русакова в Москве Братья ВесниныРазработки проекта Дворца труда в Москве , который не был осуществлен , но способствовал утверждению конструктивистского направления в архитектуреА.В. ЩусевВременный деревянный мавзолей Ленину в форме трибуны , позднее был построен гранитный Мавзолей.В.Г. ШуховСооружение Шуховской (Шаболовской) телебашни в МосквеИ.А. ГолосовДом культуры имени Зуева является одним из наиболее известных памятников конструктивизмаСкульптураСкульпторыРаботыВ.И. Мухинав 1937 году создала культурную группу «Рабочий и колхозница» для павильона СССР на выставке в ПарижеН.А. АндреевПамятник А.Н. Островскому у Малого тетара Памятник А.И. Герцену и Н.П. Огарево у старого здания МГУС.Д. МеркуровПамятик К.А. Тимирязеву у Никитских воротКинематографРежиссерКинолентаС.М. Эйзенштейн1925 год «Броненосец Потемкин» - 1927 «Октябрь»Братья Васильевы1934 «Чапаев»В.И. ПудовкинЭкранизирует роман М. Горького «Мать» 1926 годН.В. ЭккПервый звуковой фильм о сложных подростках «Путевка в жизнь» в 1931 годуС.А. ГерасимовФильмы о воспитании нового советского поколения «Семеро смелых», «Комсомольск», «Учитель»Г.В. АлександровВ его работах нашел отражение новый жанр кинокомедии «Цирк», «Веселые ребята», «Волга-Волга», «Светлый путь»И.А. ПырьевКинокомедии «Свинарка и пастух», «Трактористы» , «Богатая невеста»ЖивописьОКНА РОСТАСатирические плакаты, снабженные лаконичными стихотворными текстамиА.А. Дейнека«Будущие летчики», «Оборона Петрограда»Ю.И. Пименов«Новая Москва»МузыкаС.С. Прокофьев Сказка «Петя и волк» (1936) Балет «Ромео и Джульетта» (1935–1936)Д.Д. ШостаковичСимфонии, концерты для фортепиано с оркестромА.И. ХачатурянБалет «Спартак» , «Танец с саблями»И.О. Дунаевский«Сольный ветер», «Белая акация»Особенностью течения советской литературы в этот период было противостояние писателей: одни поддерживали политику Сталина и прославляли мировую социалистическую революцию, другие решительно выступали против авторитарного режима и осуждали бесчеловечную политику его лидера.В 30-е годы русская литература переживала свой второй расцвет и вошла в историю мировой литературы как период серебряного века. Русская проза также продемонстрировала литературную силу: произведения Бунина, Набокова, Булгакова, Куприна, Ильфа, Петрова прочно вошли в реестр литературного достояния. Литература этого периода отражала всю полноту реалий государственной и общественной жизни.В этих произведениях освещались вопросы, волновавшие общественность в непредсказуемое время. В середине 30-х годов появились новые произведения. Был опубликован роман Горького "Жизнь Клима Самгина" (1925-1936). Роман Шолохова "Тихие Дон" (1928-1940) описывает проблемы человека в революции, его судьбу. Символом героизма и нравственной чистоты стал образ Павла Корчагина. Тема индустриализации отражена в произведениях Леонова "Соть", В. Катаева "Время вперед".Многие произведения были посвящены отечественной истории. Развивались культурные связи с зарубежными странами. Произведения Есенина, Маяковского, М. Горького, А. Толстого, В. Иванова, К.Федина, И. Были опубликованы работы Эренбурга, И. Бабеля были напечатаны за рубежом.Но не все писатели принимали ситуацию тотального контроля, многие вынуждены были уехать из-за преследования власти.Литературно-художественные журналы играли важную роль в художественной жизни страны. На их страницах впервые были напечатаны многие выдающиеся произведения советской литературы, публиковались критические статьи, велись острые дискуссии. Увеличился выпуск газет, журналов и книг. Помимо всесоюзных и республиканских газет, почти все заводы, шахты и совхозы имели свои собственные многотиражные или стенгазеты. Книги советских писателей издавались более чем на 100 языках мира.Появилось много театральных коллективов. Большую роль в становлении театрального искусства сыграл Большой драматический театр в Ленинграде, театр Мейерхольда, театр Вахтангова, Московский театр им. Моссовета.К середине 20-х годов относится возникновение советской драматургии, оказавшей большое влияние на развитие театрального искусства. Крупнейшим событием театрального сезона 1925-1927 годов стал "Бронепоезд 14-69" Иванова во МХАТЕ. Классика заняла прочное место в репертуаре театра. Музыкальная жизнь страны в то время была связана с такими именами, как Прокофьев, Шостакович, Хачатурян, Хреников, Кабалевский, Дунаевский и др. В 1932 году был образован Союз советских композиторов.С развитием радио началась эра эстрадной музыки в СССР. Песни, транслировавшиеся по радио и записанные на пластинку, стали доступны многим слушателям. Советские популярные песни были представлены произведениями Шостаковича, Дунаевского, Юрьева и Козина.Советское правительство полностью отрицало популярное джазовое направление в Европе и Соединенных Штатах. Вместо этого приветствовались музыкальные композиции, восхвалявшие социалистическую систему.Наука. Возобновлено членство Российской академии наук в международной организации. Российские ученые участвовали в международных конференциях, зарубежных научных экспедициях. Развивались совместные научные исследования: Вернадский и Скобельцин работали в институте Лос-Анджелеса в Париже, Бартольд участвовал в создании Института тюркологии в Стамбуле, начали издаваться немецко-российские медицинские журналы. Широко отмечалось 200-летие Российской Академии наук.Деятельность крупнейшего русского физиолога Павлова и его учеников продолжалась. На основе научных работ ученых Лебедева в Советском Союзе было организовано первое в мире производство искусственного каучука. А.Н. Бах создал и успешно развивал новую науку - биохимию. Открытие в области астрономии было сделано армянским ученым Амбарцумяном.Развивались физические науки, математическая и теоретическая механика, сельскохозяйственные науки, история. Гуманитарные науки были полностью идеализированы, то есть ученые могли писать только в соответствии с марксистско-ленинскими идеологиями и партийными установками. Фактически такие науки, как социология и социальная психология, были запрещены. Российская школа генетики потерпела поражение и физическое истребление.Вывод по 2 главеКультура Советского Союза развивалась своим особым путем, во многом определяемым Коммунистической партией. В 30-е годы советская наука перешла на плановую систему. Вокруг них возникло множество научных учреждений. Филиалы Академии наук были созданы в Республике Закавказье, на Урале, Дальнем Востоке, в Казахстане. Партия требовала, чтобы наука служила практике социалистического строительства, непосредственно влияла на производство и способствовала укреплению военной мощи страны.Заключение20-30-е годы в истории известны как период революции. За этот период произошло много перемен. Творческие люди делятся на два лагеря. Были те, кто уехал из страны, и те, кто принял революцию, кто остался и даже участвовал в формировании новойкультуры. Но были и те кто не приняли революцию, они воспринимали инновации как катастрофу.За период, когда началась революция, страну покинуло около 500 творческих людей, ученых умов. Общий уровень культуры упал, в университеты принимали без тестов, начались эксперименты в школах, расходы на образование выросли. Литературная и художественная жизнь начала двадцатых годов отличалась большим количеством творческих направлений.К успехам культурной революции относятся увеличение уровня неграмотности до 87,4% населения (по данным переписи 1939 года), создание разветвленной системы образования среди молодежи, значительные достижения в науке и искусстве. За годы советской власти в нашей стране расцвели наука и искусство.Расширяя сеть научно-исследовательских учреждений, привлекавших всех честных ученых из числа старой интеллигенции, советское правительство одновременно приступило к подготовке новых научных кадров из числа рабочих и крестьян, компетентной и талантливой молодежи.После 10 лет экспериментов, в 1931 году правительство решило ввести формальный порядок и строгую дисциплину в школах. Учитель обладал непререкаемым авторитетом, и обучение основывалось на запоминании, а не на обсуждении с учителем.Последствия культурного развития:Достигнут значительный прогресс в области грамотностиПроисходит появление творческой интеллигенцииСоздаются новые творческие объединения и возрождаются старыеПоявилось множество классических произведений, вошедших в сокровищницу мировой культуры.Но в то же время культура стала частью государственной политики и была поставлена под жесткий партийно-государственный контроль.Список использованной литературыАнтимонов, М. Ю. Советская школа 1930-х годов: ее материальная база // Символ науки. — 2021. –№ 5 — С.46–48.Багдасарян В.Э. Н.К. Крупская в фокусе борьбы в советской педагогике 1920-х - 1930-х годов: уроки истории для формирования стратегии политики в сфере образования / В.Э. Багдасарян // Вестник МГОУ Серия: История и политические науки. - 2019. - № 2. - С. 8-19.Березовая Л. Г. История русской культуры XVIII — начала XX века: учебник / Л. Г. Березовая. — М.: Издательство Юрайт, 2018. — 453 с.Бондарь В. А. Раннесоветское общество как социальный проект, 1917-1930-е гг.: монография: в 2 ч. Ч. 1. Страна Советов: пространство, власть, экономика. -2018. Режим доступа:http://elar.urfu.ru/bitstream/10995/65993/1/978-5-7996-2468-2_2018.pdf (дата обращения: 27.11.2023)Быкова Е. Ю. Реформирование системы школьного образования в СССР в 1917–1930 г.: организационные и идеологические аспекты // Вестник Томского государственного университета. 2011 № 1 (13). - C. 179–189.Воронкова Л. П. Культурология: учебник / Л. П. Воронкова. — М.: Издательство Юрайт, 2018. — 202 с.Деготь Е. Русское искусство ХХ века. – М.: Трилистник, 2022. – 224 с.Декрет Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета от 16 октября 1918 г. «Положение об единой трудовой школе Российской Социалистической Федеративной Советской Республики» // Библиотека нормативно-правовых актов Союза Советских Социалистических Республик. [Электронный ресурс]. URL: http://www.libussr.ru/doc_ussr/ussr_377.htm (дата обращения: 27.11.2023).5 Декрет Совета Народных Комиссаров РСФСР от 11 февраля 1921 г. «Положение о народном комиссариате по просвещению» // Библиотека нормативно-правовых актов Союза Советских Социалистических Республик. [Электронный ресурс]. URL: http://www.libussr.ru/doc_ussr/ussr_851.htm (дата обращения: (дата обращения: 27.11.2023).6 Дианова В. М. История культурологии: учебник / В. М. Дианова, Ю. Н. Солонин. — М.: Издательство Юрайт, 2018. — 471 с.Загладин Н.В., История. Конец XIX – начало XXI /Н.В. Загладин. -М.: Русское слово, 2018. – 480 с.Колыхалов Д.В. Введение всеобщего обязательного начального обучения в Советской России в 1923–1941 гг. // «Палладиум», 2010. – С. 320Международный студенческий научный вестник. – 2017. – № 6. – С. 11-14. Рекун Т.А. Особенности архитектуры России в довоенный период (20-30-е годы XX-го века)Наука СССР в 20-е годы. Режим доступа: http://history-doc.ru/nauka-sssr-v-20-e-gody/Островитянов К. Организация науки в первые годы Советской власти (19171925): сборник документов. - Наука, 1968. – 504 с.Проблемы современного образования. 2018. №4. С. 21-29. Богуславский М. В., Занаев С.З. Формирование организационно-культурного политехнического образовательного пространства в СССР в 1920-1930-е годыПряников В.Г. История образования и педагогической мысли. - М.: Спектр, 2018. – 422с.Русская литература в вопросах и ответах в 2 т. Том 2. XX век: учебное пособие / под ред. Г. И. Романовой.— М.: Издательство Юрайт, 2018. — 232 с.Снигирева Т. А. Век XIX и век XX русской литературы: реальности диалога: учебное пособие / Т. А. Снигирева, А. В. Подчиненов. — М.: Издательство Юрайт, 2018. — 198 с.Советская школа 20-х годов. Режим доступа: https://mel.fm/istoriya_obrazovaniya/9348127-school_twentiesТрофимова Р. П. История культурологии в России: учебник / Р. П. Трофимова. — М.: Издательство Юрайт, 2019. — 460 с.Приложение 1Основные показатели развития культуры СССР
2. Багдасарян В.Э. Н.К. Крупская в фокусе борьбы в советской педагогике 1920-х - 1930-х годов: уроки истории для формирования стратегии политики в сфере образования / В.Э. Багдасарян // Вестник МГОУ Серия: История и политические науки. - 2019. - № 2. - С. 8-19.
3. Березовая Л. Г. История русской культуры XVIII — начала XX века: учебник / Л. Г. Березовая. — М.: Издательство Юрайт, 2018. — 453 с.
4. Бондарь В. А. Раннесоветское общество как социальный проект, 1917-1930-е гг.: монография: в 2 ч. Ч. 1. Страна Советов: пространство, власть, экономика. -2018. Режим доступа: http://elar.urfu.ru/bitstream/10995/65993/1/978-5-7996-2468-2_2018.pdf (дата обращения: 27.11.2023)
5. Быкова Е. Ю. Реформирование системы школьного образования в СССР в 1917–1930 г.: организационные и идеологические аспекты // Вестник Томского государственного университета. 2011 № 1 (13). - C. 179–189.
6. Воронкова Л. П. Культурология: учебник / Л. П. Воронкова. — М.: Издательство Юрайт, 2018. — 202 с.
7. Деготь Е. Русское искусство ХХ века. – М.: Трилистник, 2022. – 224 с.
8. Декрет Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета от 16 октября 1918 г. «Положение об единой трудовой школе Российской Социалистической Федеративной Советской Республики» // Библиотека нормативно-правовых актов Союза Советских Социалистических Республик. [Электронный ресурс]. URL: http://www.libussr.ru/doc_ussr/ussr_377.htm (дата обращения: 27.11.2023).
9. 5 Декрет Совета Народных Комиссаров РСФСР от 11 февраля 1921 г. «Положение о народном комиссариате по просвещению» // Библиотека нормативно-правовых актов Союза Советских Социалистических Республик. [Электронный ресурс]. URL: http://www.libussr.ru/doc_ussr/ussr_851.htm (дата обращения: (дата обращения: 27.11.2023).
6 Дианова В. М. История культурологии: учебник / В. М. Дианова, Ю. Н. Солонин. — М.: Издательство Юрайт, 2018. — 471 с.
10. Загладин Н.В., История. Конец XIX – начало XXI /Н.В. Загладин. -М.: Русское слово, 2018. – 480 с.
11. Колыхалов Д.В. Введение всеобщего обязательного начального обучения в Советской России в 1923–1941 гг. // «Палладиум», 2010. – С. 320
12. Международный студенческий научный вестник. – 2017. – № 6. – С. 11-14. Рекун Т.А. Особенности архитектуры России в довоенный период (20-30-е годы XX-го века)
13. Наука СССР в 20-е годы. Режим доступа: http://history-doc.ru/nauka-sssr-v-20-e-gody/
14. Островитянов К. Организация науки в первые годы Советской власти (19171925): сборник документов. - Наука, 1968. – 504 с.
15. Проблемы современного образования. 2018. №4. С. 21-29. Богуславский М. В., Занаев С.З. Формирование организационно-культурного политехнического образовательного пространства в СССР в 1920-1930-е годы
16. Пряников В.Г. История образования и педагогической мысли. - М.: Спектр, 2018. – 422с.
17. Русская литература в вопросах и ответах в 2 т. Том 2. XX век: учебное пособие / под ред. Г. И. Романовой.— М.: Издательство Юрайт, 2018. — 232 с.
18. Снигирева Т. А. Век XIX и век XX русской литературы: реальности диалога: учебное пособие / Т. А. Снигирева, А. В. Подчиненов. — М.: Издательство Юрайт, 2018. — 198 с.
19. Советская школа 20-х годов. Режим доступа: https://mel.fm/istoriya_obrazovaniya/9348127-school_twenties
20. Трофимова Р. П. История культурологии в России: учебник / Р. П. Трофимова. — М.: Издательство Юрайт, 2019. — 460 с.