Обучение как взаимодействие сторон (учителя и учащихся)

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: Педагогика
  • 15 15 страниц
  • 6 + 6 источников
  • Добавлена 01.01.2024
299 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
Оглавление
Введение 3
1.Обучение как двуединый коммуникативный процесс 4
2.Искусство педагогического общения и взаимодействия 7
3.Роль гуманистической парадигмы обучения во взаимодействии педагога и учащихся 10
Заключение 14
Список литературы 15

Фрагмент для ознакомления

Развитие способностей ученика – основная задача личностно-ориентированной педагогики, и «вектор» развития строится не от обучения к учению, а, наоборот, от ученика к определению педагогических воздействий, способствующих его развитию. Цель такого обучения состоит в создании системы психолого-педагогических условий, позволяющих в едином классном коллективе работать с ориентацией не на «усреднённого» ученика, а с каждым в отдельности, с учетом индивидуальных познавательных возможностей, потребностей и интересов».Согласно позиции большинства гуманистов прошлого, образование в качестве передачи знаний из поколения в поколение непосредственно обеспечивают реализацию задачи развития этически и граждански ответственной личности. Образование должно не просто транслировать знания, но и созидать личность, закладывать в нем те ценности, которые являются глубинными, экзистенциальными (смысложизненными). Гуманистическая педагогика направлена на преодоление разрыва и установление гармонии между такими аспектами, как (1) знание как таковое, (2) знание жизненно важное для человека (мировоззрение), (3) личностный центр человека, его я, и (4) практика, т.е. поступки личности.С позиции содержания образования, особую значимость в рамках гуманистической педагогики имеет этическое, аксиологическое или ценностное воспитание. Гуманистическая педагогика призвана к преодолению отчуждения человека от себя, от собственных личностных потребностей и способностей. В ее рамках этические принципы проверяются каждым человеком непосредственно в контексте конкретной ситуации, своего уникального жизненного опыта. Соответственно, педагог должен учитывать личный опыт учащихся, учить детей доверять своему внутреннему я, быть открытым для нового опыта. Гуманистическая педагогика предполагает, что образование должно быть максимально открытым и плюралистическим. То есть, главенствующие доктрины и модели отсутствуют, а ребенок имеет возможность знакомства со всеми культурными достижениями, с альтернативными философскими, этическими и эстетическими системами, со многими историческими и социальными картинами. Но все же, главная цель – это помочь ребенку открыть себя, раскрыть собственный образ, который заложен внутри. А значит, гуманистическая педагогика не может основываться на принуждении и унижении личности. Теоретической основой гуманистической педагогики является Я-концепция К. Роджерса. К. Роджерс полагал, что люди свободны в принятии решений. Конечно же, они испытывают определённое влияние генетики, а также ощущают груз прошлого, однако это не лишает людей возможности делать свой собственный выбор с учетом всех реалий. Иными словами, человека можно назвать уникальным феноменом, а также творцом своей жизни и судьбы. И, самое главное, человеку необходимо это осознать и использовать, ведь в природе человека заложена свобода в самом высоком проявлении данного понятия.Истоки вопроса находятся в работах таких выдающихся русских педагогов, как К.Д. Ушинский, К.Н. Вентцель. На необходимость гуманизации учебно-воспитательного процесса указывали П.П. Блонский, П.Ф. Каптерев, С.Т. Шацкий, В.А. Сухомлинский, подчеркивая, что построение педагогического процесса не может осуществляться без учета индивидуальности учащегося. Основной принцип личностно-ориентированной педагогики – не программа, а ребенок должен определять качество и количество обучения – созвучен с взглядами зарубежныхдидактов: Я.А. Коменского, И. Песталоцци, Дж. Дьюи и других. Большой вклад в становление идеи личностно-ориентированного образования внесли представители гуманистической психологии (А. Маслоу, Г. Олпорт, К. Роджерс). Они заложили основу для разработки инновационной педагогической концепции, кардинально отличающейся от традиционного подхода.Гуманистическая педагогика направлена на самоактуализацию личности посредством того, что ребенок начинает осознавать особенности собственного мироотношения, отношение к себе в этом мире.С позиции содержания образования, особую значимость в рамках гуманистической педагогики имеет этическое, аксиологическое или ценностное воспитание. Гуманистическая педагогика интернализацию гуманистических ценностей и норм, их глубокое внутреннее усвоение. Гуманистическая педагогика также призвана к преодолению нигилизма и инфантилизма. Она стремится вернуть положительное отношение к таким понятиям, как цель жизни, ценности и идеалы. Она настаивает на необходимости учета уникальности и самоценности личности каждого учащегося в процессе взаимодействия, обучения. Гуманистическая педагогика является педагогикой высокого самосознания, она обучает мыслить, развивает инициативность. Соответственно, процесс обучения становится максимально эффективным, творческим, осуществляется на равных. Таким образом, гуманизм сегодня составляет содержание современного педагогического процесса, образования и воспитания. Гуманистическая педагогика направлена на то, чтобы воспитывать разностороннюю личность, обладающую развитой гуманитарной культурой. Гуманистическая педагогика тесно связана с принципом права на самоопределение, она отказывается от принуждения, давая возможности учащемуся проявить собственную инициативу, раскрыть свой потенциал. ЗаключениеОбучение как процесс взаимодействия педагога и учащихся - это система передачи знаний, умений и навыков от учителя к ученикам. Это процесс, который происходит в рамках образовательной системы и направлен на формирование личности, развитие ее способностей и возможностей.В процессе обучения педагог играет ключевую роль. Он является источником знаний, организатором учебного процесса и наставником для учащихся. Задача педагога - не только передать знания, но и помочь ученикам усвоить их, развить навыки самостоятельного обучения и критического мышления.Учащиеся также играют активную роль в процессе обучения. Они должны быть заинтересованы в получении знаний, стремиться к саморазвитию и самообразованию. Ученики должны уметь работать в команде, слушать и понимать объяснения преподавателя, анализировать информацию и применять полученные знания на практике.Процесс обучения включает в себя различные методы и формы работы, такие как лекции, семинары, практические занятия, лабораторные работы, дискуссии, проекты и т.д. Выбор методов зависит от возраста учащихся, уровня подготовки, темы урока и других факторов.Для эффективного взаимодействия педагога и учащихся необходимо создать благоприятную атмосферу в классе, где каждый ученик чувствует себя комфортно и может свободно высказывать свое мнение. Учитель должен уметь находить индивидуальный подход к каждому ученику, учитывать его интересы и потребности, помогать преодолевать трудности в обучении. Все это возможно в рамках реализации гуманистически-ориентированной парадигмы обучения. Список литературыАрон И. С. Педагогика : учебное пособие / И. С. Арон. - Йошкар-Ола : Поволжский государственный технологический университет, 2018. - 144 с. - ISBN 978-5-8158-2015-9. - Текст : электронный. - URL: https://znanium.com/catalog/product/1871395Богуславский М.В. История отечественной педагогики / М.В. Богуславский ; Рос.акад. образования, Ин-т теории и истории педагогики. - Томск : Изд-во науч.-техн. лит., 2005.Коджаспирова, Г. М. Общие основы педагогики : учебник для вузов / Г. М. Коджаспирова. — Москва : Издательство Юрайт, 2021. — 151 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-04163-7. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/472843Кудишина А.А. Основные принципы гуманистической педагогики.// http://www.humanism.ru/pedagogika4.htmПедагогика в 2 т. Том 1. Общие основы педагогики. Теория обучения : учебник и практикум для вузов / М. И. Рожков, Л. В. Байбородова, О. С. Гребенюк, Т. Б. Гребенюк ; под редакцией М. И. Рожкова. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 402 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-06487-2. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/454034Якиманская И.С. Технология личностно-ориентированного образования. - М., 2000.

Список литературы

1. Арон И. С. Педагогика : учебное пособие / И. С. Арон. - Йошкар-Ола : Поволжский государственный технологический университет, 2018. - 144 с. - ISBN 978-5-8158-2015-9. - Текст : электронный. - URL: https://znanium.com/catalog/product/1871395
2. Богуславский М.В. История отечественной педагогики / М.В. Богуславский ; Рос. акад. образования, Ин-т теории и истории педагогики. - Томск : Изд-во науч.-техн. лит., 2005.
3. Коджаспирова, Г. М. Общие основы педагогики : учебник для вузов / Г. М. Коджаспирова. — Москва : Издательство Юрайт, 2021. — 151 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-04163-7. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/472843
4. Кудишина А.А. Основные принципы гуманистической педагогики.// http://www.humanism.ru/pedagogika4.htm
5. Педагогика в 2 т. Том 1. Общие основы педагогики. Теория обучения : учебник и практикум для вузов / М. И. Рожков, Л. В. Байбородова, О. С. Гребенюк, Т. Б. Гребенюк ; под редакцией М. И. Рожкова. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 402 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-06487-2. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/454034
6. Якиманская И.С. Технология личностно-ориентированного образования. - М., 2000.