Костюм Византии. Эволюция под влиянием религиозных догматов

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: История Зарубежная
  • 26 26 страниц
  • 6 + 6 источников
  • Добавлена 03.01.2024
748 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
Введение 3
1.Характеристика византийского женского и мужского костюма 5
2.Развитие византийского костюма под влиянием религии. Ювелирные украшения 12
Заключение 23
Список литературы 26

Фрагмент для ознакомления

На груди и спине был нашит отличительный ромбовидный знак из драгоценной парчи — таблион. Несколько позже лорум переродился в нарамник, в котором перед был короче задней части. Мужчины также носили поверх далматика пенулу с капюшоном или без него. Все плащи имели полукруглые очертания.В целом, костюм был связан с архитектурной эстетикой. В аспекте композиции, пропорций, облика костюм Византии должен был напоминать христианскую базилику. В частности, футлярообразные объёмные одежды отчетливо напоминали «тело» христианского храма. Ювелирное искусство Византии — это значимая сфера декоративного искусства. Особенно прославились византийские эмали в сочетании с золотом, гонкой филигранью и чеканкой. Диадемы, серьги, шейные украшения, браслеты, кольца, пряжки, застежки — все отличается единством стиля и высоким художественным мастерством (рис.7). Рис.7.Серьга из золота, жемчуга и других камней. Стамбул. Археологический музей.Византийские аристократки носили множество разнообразных украшений, несмотря, кстати, на церковные запреты (рис.8). Рис.8. Корона. Ок. 5 в. Золото, драгоценные камни, белый металл; ковка, чеканка, белая, зеленая, синяя эмаль.Как уже отмечалось ранее, особую роль играл жемчуг как символ чистоты. Император и императрица украшали себя жемчужными подвесками, обычно по две нити с каждой стороны лица. Подвески спускались у мужчин от висков до плеч, у женщин — до середины груди. Очень популярны были диадемы, а также серьги из золота. Золото символизировало сияние, в целом, золотой цвет крайне символичен для искусства и эстетики Византии.Ювелирные украшения в Византии были важной частью культуры и социального статуса. Они были выполнены из драгоценных металлов, таких как золото и серебро, и украшены драгоценными камнями, такими как рубины, сапфиры и изумруды.Наиболее популярными формами ювелирных украшений были кольца, серьги, ожерелья и браслеты. Кольца обычно носили на пальцах, причем мужчины и женщины предпочитали разные виды колец. Серьги были особенно популярны среди женщин и часто имели форму креста или других религиозных символов.Ожерелья также были широко распространены и могли быть выполнены в виде цепочки или иметь форму медальона. Браслеты носили как мужчины, так и женщины, и они часто были украшены гравировкой или инкрустацией.Кроме того, византийцы часто носили подвески на шее, которые могли быть выполнены из золота или серебра и украшены драгоценными камнями. Эти подвески могли иметь форму креста, ангела или другого религиозного символа.Ювелирные украшения были не только символом богатства и статуса, но и отражали религиозные убеждения византийцев. Многие украшения были сделаны в виде крестов или других религиозных предметов, что свидетельствует о важности религии в жизни византийского общества.Наконец, нужно сказать о большом влиянии византийского костюма на костюм средневековой Европы и особенно Древней Руси, с которой у Византии осуществлялись активные культурные контакты. Футлярообразный силуэт, закрытые одежды, которые соответствовали догматам христианства, на протяжении длительного периода времени оставались актуальными в европейской культуре. Великолепные, художественно отделанные ткани представляли собой подлинный идеал в изготовлении одежды для аристократии. Такие виды античной одежды, как туника, далматик, пенула, мантия, претерпев соответствующие трансформации в византийском костюме, оказались приспособленными к жизни века. Они являлись отражением принципиально нового отношения к костюму, который должен был скрыть естественные формы и пропорции физического тела.ЗаключениеНа основании вышесказанного можносделатьследующиевыводы.Таким образом, именно в Византии развивалось православное вероучение. Эта задача выполнялась выдающимися отцами Церкви, представителями восточной патристики. Кроме того, в Византии на государственном уровне осуществлялась последовательная борьба с ересями, которые нарушали догматическое православное единство и искажали истины веры. Огромно было значение православия в византийской культуре. Подлинным гимном православию, христианству в Византии стал Софийский Собор. Константинопольская София – это главное здание Византийской империи. Она выполняла функции церкви при общественном центре столицы и патриаршего храма. Вследствие того, что в Византии религия играла огромную роль в жизни государства, София выступала в качестве главного общественного здания, символа Византии. Кроме того, именно Византия стала центром развития принципов иконописи. Здесь были разработаны те каноны, которые стали оснополагающими для всех православных иконописцев. Столь сильное влияние религии не могло не сказаться и на костюме. Формы костюма стали многослойными, костюм должен был в соответствии с религиозной догматикой полностью скрывать контуры тела. Кроме того, по форме костюм напоминал христианскую базилику.Другой значимый аспект эволюции византийского костюма – это важность символики цвета. Золотой, пурпурный цвета имели особое значение.Повышенное внимание уделялось одеянию императора, которое должно было символизировать величие власти, данной императору от Бога. Соответственно, императорский наряд шел по пути усложнения, декорирования. Новое представление о красоте, использование неэластичных, с крупным, плоскостным орнаментом драгоценных тканей обусловили появление новых форм одежды, в которых господствующей становится «футляр», простой по покрою, придающий телу «бесплотность». Эта форма впервые появляется в Риме в период Империи, однако в Византии она получает огромное распространение. Тяжелый, массивный, прямоугольный силуэт византийского костюма (мужского и женского) выстроен на основе прямых вертикальных линий, которые скрывали линию талии и иные естественные контуры фигуры. Отношение ширины одежды к росту должно было составлять 1:3, размера головы к росту 1:6,5. То есть, костюм стал более монументальным, устойчивым, что еще более усиливалось за счет декоративных горизонтальных линий отделки и особенно воротника — оплечья. Ранее мы отмечали, что под влиянием религии византийская эстетика стала уделять большее внимание голове, лицу человека. И в моду в Византии вошли головные уборы, значительно увеличивающие размер головы человека, подчеркивались черты лица. Таким образом, в заключительной части мы отметим, что византийский костюм имел свои особенности, которые отражали культурное и социальное положение людей. Вот некоторые из них:Роскошь и богатство: Византийская империя была одной из самых богатых и влиятельных в средневековом мире, что отражалось и на одежде. Византийцы предпочитали дорогие ткани, такие как шелк, парча и муслин, украшенные золотом, серебром или драгоценными камнями.Символика и статус: в Византии костюм был не только способом выражения личных эстетических предпочтений, но и инструментом демонстрации статуса и богатства. Одежда была очень формальной и строго регламентированной в соответствии с социальным положением и должностью человека.Влияние христианской религии: византийский костюм был также подвержен влиянию христианской религии. В одежде часто использовались изображения крестов, святых и религиозные символы. Церковь имела большое влияние на моду, а многие элементы одежды были вдохновлены церковными облачениями и ритуалами. Головные уборы играли важную роль в византийском костюме. Мужчины и женщины носили высокие шапки из бархата или шелка, украшенные мехом или золотом. Прически также были очень сложными и разнообразными, с использованием различных украшений и аксессуаров. Византийцы также уделяли внимание обуви и аксессуарам. Они носили сапоги из мягкой кожи, украшенные золотыми или серебряными пряжками, а также различные роскошные украшения, такие как браслеты, ожерелья и серьги.СписоклитературыБычков В.В. Малая история византийской эстетики. – М., 1991. [Электронный ресурс] – URL: http://krotov.info/libr_min/02_b/ych/kov_41.htmГрабар А. Император в византийском искусстве: пер. с фр. М., 2000.Ермилова, Д. Ю. История костюма : учебник для вузов / Д. Ю. Ермилова. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 392 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-11481-2. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/454477Костюм Византийской империи. – Режим доступа: https://iskusstvoed.ru/2017/07/02/kostjum-vizantijskoj-imperii-iv-xv-veka/?ysclid=lpoi6ieuk442766425Поснов М.Э. История Христианской Церкви (до разделения Церквей – 1054 г.). //http://krotov.info/history/00/posnov/00_posn.html Удальцова З.В. Культура Византии. Вторая половина VII - XII вв. [Электронный ресурс] – URL: http://www.twirpx.com/file/257168/

1. Бычков В.В. Малая история византийской эстетики. – М., 1991. [Электронный ресурс] – URL: http://krotov.info/libr_min/02_b/ych/kov_41.htm
2. Грабар А. Император в византийском искусстве: пер. с фр. М., 2000.
3. Ермилова, Д. Ю. История костюма : учебник для вузов / Д. Ю. Ермилова. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 392 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-11481-2. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/454477
4. Костюм Византийской империи. – Режим доступа: https://iskusstvoed.ru/2017/07/02/kostjum-vizantijskoj-imperii-iv-xv-veka/?ysclid=lpoi6ieuk442766425
5. Поснов М.Э. История Христианской Церкви (до разделения Церквей – 1054 г.). //http://krotov.info/history/00/posnov/00_posn.html
6. Удальцова З.В. Культура Византии. Вторая половина VII - XII вв. [Электронный ресурс] – URL: http://www.twirpx.com/file/257168/