Теоретическое основы формирования понятия о фанастической повести в 6 классе(на примере произведения А. Жвалевского и Е. Пастернак
Заказать уникальную курсовую работу- 41 41 страница
- 22 + 22 источника
- Добавлена 02.01.2024
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
Введение 3
Глава 1. Специфика фантастической повести 6
1.1. Фантастика как литературно-художественный феномен 6
1.2.Понятие фантастической повести и ключевые особенности жанра 18
Вывод по Главе 1 20
Глава 2. Изучение произведения «Время всегда хорошее» А. Жвалевского и Е. Пастернак как фантастической повести в 6 классе 22
2.1. «Время всегда хорошее» А. Жвалевского и Е. Пастернак как фантастическая повесть 22
2.2.Методические особенности изучения повести «Время всегда хорошее» в 6 классе 26
Выводы по главе 2 36
Заключение 37
Список литературы 39
Фантастика помогает понять условность как моделирование жизни в художественном произведении, не смешивая реальность и вымысел. В последнее время в школьную практику вводится такие понятия, как пространство и время художественного произведения. На примере фантастических произведений учитель может познакомить школьников с нереальным, фантастическим пространством и временем, как противоположностью реальной действительности. Фантастическое пространство и время отличается от подобных понятий в других произведениях. Они существуют как самостоятельные категории.При разборе фантастических текстов целесообразно остановиться на особенностях изображения фантастического пространства. В произведениях действие происходит в едином фантастическом мире, в основе которого лежит общность принципа создания отдельных фантастических образов, то есть сочетание понятий, объектов, ситуаций реальной действительности с необыкновенным, сверхъестественным. В фантастическое пространство входит достаточно большой спектр образов, понятий: экзотический пейзаж, мир животных и растений, города, поселения, быт племен, народностей и т.д. При таких обширных образах учителю необходимо обратить внимание школьников на то, что, несмотря на вымышленность этих категорий, они основаны на реальности. Учителю следует познакомить учащихся со своеобразием и значением изображения пейзажа в фантастических текстах. Описание внеземной природы несет в себе характеристику описываемой местности, чаще всего враждебность изображенной местности подчеркивается описанием яркого, красивого пейзажа (как правило, при описании природы используются яркие, «ядовитые» цвета: малиновый, изумрудно-зеленый, красный, багровый и т.д.). В связи с этим для учащихся интересна будет работа, связанная с нахождением цветовой палитры, используемой писателем при описании той или иной планеты, земли, или придумывание собственного описания неизвестной планеты. Учитель в работе над фантастическим пейзажем может сообщить школьникам, что природа иных миров часто создается писателями на основе редко встречающихся явлений Земли, районов, обычно, не доступных для человека и не пригодных для проживания. В фантастических описаниях повторяются образы земных пустынь, гор, вечных льдов, джунглей и т.д. Писатели-фантасты создают мир, имитирующий онтологию реальной действительности, мир, подчиненный логике и рационализму. Фантастические образы реконструируют представление читателей о том, какие могут быть внеземные миры и цивилизации. В условном, вымышленном мире, в отличие от реального, границы между вещами и человеком, живым и неживым достаточно зыбки. Своеобразие пространства в фантастике заключается в существовании нескольких пространств (миров) одновременно - параллельно реальному. С этой категорией тесно связано фантастическое время. При работе над произведением внимание учащихся можно обратить на тот факт, что временные границы в фантастике нарушены. Как правило, изображается вымышленное будущее и преобразованное прошлое. Временные ветви указывают на безграничность Вселенной, говорят о вечности. Во многих текстах сосуществуют сразу несколько параллельных категорий времени: например, несколько прошлых, будущих, настоящих, которые зависят от тех или иных явлений, произошедших в настоящем или в прошлом; показаныпричинно-следственные отношения. При рассмотрении фантастического времени ученикам следует рассказать о таком понятии, как «временная петля». В связи с этим ученики могут вспомнить художественные фильмы на эту тематику, провести параллель между фильмами и произведениями. Со школьниками можно рассмотреть варианты выходов героев из «временной петли» или найти причины возникновения данного явления.Особую категорию представляют фантастические персонажи. Учитель может рассказать о том, что по способу определения характера героев фантастика ближе всего к литературной сказке, где прослеживается резкое разграничение положительных и отрицательных персонажей. Однако фантастический герой более активен, он смелый, энергичный, в сложных ситуациях ему помогает не только ум, хитрость или волшебные вещи и чудесные помощники, но и достижения науки, техники, знания в определенных областях. В фантастике просматривается своеобразная подборка персонажей, отличающаяся от сказки: космонавты, астронавты, телепаты, ученые и т.д.; образы фантастических героев часто подчинены роли, предназначенной им автором в ходе событий, что приводит к упрощению психологического рисунка героя. Как мы видим, при изучении фантастики используются классические пути анализа (пообразный, целостный, «вслед за автором», проблемно-тематический и т.д.), однако, исходя из своеобразия фантастки, все они имеют специфический оттенок. При разборе текста следует учитывать тематическую специфику данных произведений, отличную от классических, например: будущее Земли и человечества, взаимоотношения техники и человека, полеты в космос и существование иных миров и планет, контакты с инопланетянами, войны во Вселенной и т.д. Для учителя важно обратить внимание на специфику изображения пространства и времени в фантастике, на характеристику особого фантастического героя. Также необходимо учитывать структуру и композицию фантастического текста. В то же время учитель может показать некоторые общие моменты, которые наблюдаются в различных литературных направлениях и фантастике. Например, поэтика фантастики родственна поэтике романтизма: необычные ситуации, контрастность красок, экзотичность обстановки, общее романтическое направление текстов, стремление к мистике, ореол неизвестности, таинственности, то есть те качества, которые послужили основой для появления такого жанра фантастики, как фэнтези.Следует отметить, учитывая особенности фантастики, виды уроков по этой теме мы предлагаем как традиционные (вступительные занятия, чтение, анализ произведения, итоговые уроки, урок-беседа, урок-семинар и т.д.), так и нестандартные. При проведении урока целесообразно отталкиваться не только от специфики произведения, но и от возрастных особенностей школьников, поэтому мы рекомендуем в 5-6 классах использовать такие формы: уроки-инсценирования, киноуроки, уроки путешествия, уроки - заочные экскурсии, уроки - презентации, КВН и др. нестандартные уроки. Для 6 класса будут интересы также и урок-диспут, урок литературного суда, урок в виде пресс-конференции и т.д., то есть те формы уроков, где в большей степени нужно высказывать свое мнение, думать над выдвинутой проблемой. Особое место в системе уроков по фантастике занимают занятия с элементами творческих заданий, где есть возможность давать упражнения на развитие творческого и логического мышления учащихся.На уроках по фантастике целесообразно использовать различные приемы пересказа и письменных работ (изложений и сочинений) со специфическим оттенком, например: «продолжи фантастический рассказ или сказку», «измени концовку произведения», «расскажи произведение от первого лица или от лица какого-либо вспомогательного персонажа (например: какого-нибудь растения, животного или персонажа-человека)», «придумай и опиши новую фантастическую страну, планету и ее обитателей», «создай в воображении нового фантастического зверя, опиши его повадки, его образ жизни и т.д.», «придумай сказочное растение и опиши его свойства»; «придумай и опиши будущее планеты», «придумай правила поведения человека, который попал на неизвестную планету», «напиши фантастический рассказ или сказку», и т.д. Следует отметить, что такие задания интересны не только школьникам среднего звена, но и старшеклассникам.Учащиеся средних классов с удовольствием пишут свои собственные фантастические рассказы на базе прочитанной повести, сказки, даже небольшие повести. Все произведения, созданные в детском воображении, интересны и оригинальны.Фантастика накладывает особый отпечаток не только на приемы изучения, но и требует специфических видов деятельности учащихся. При изучении фантастики используются привычные жанры письменных работ, но по содержанию они отличаются специфическим оттенком, например: «продолжи фантастический рассказ или сказку»; «измени концовку произведения»; «придумай сказочное растение и опиши его свойства»; «придумай и опиши будущее планеты»; «придумай и опиши новую фантастическую страну, планету и ее обитателей»; «создай в воображении фантастического зверя, опиши его повадки, его образ жизни и т.д.»; «придумай правила поведения человека, который попал на неизвестную планету»; «напиши фантастический рассказ или сказку» и т.д. Задания подобного рода интересны, в первую очередь, школьникам средних классов, однако и старшеклассники с увлечением их выполняют.Следует отметить, что первая встреча современных школьников с фантастикой происходит при просмотре фильмов, кинофильмов или в компьютерных играх, поэтому при работе над фантастическими произведениями мы использовали такой прием анализа, как составление киносценария. Киносценарии возможно делать по небольшим фантастическим рассказам, по эпизодам из повестей или романов. Работу над повестью «Время всегда хорошее» можно организовать в форме диалога между группой подготовленных ребят и классом, а сами школьники будут выступать на стороне той или иной эпохи. Для разбора текста мы предлагали следующие вопросы: 1.Опишите свою внешность. 2. В каком времени вы живете? 3. Как проводите время? 4. Опишите свой дом. 5. Расскажите о своем классе и друзьях. 6. Кто такой Витя? Расскажите о его судьбе. 7. Как вы к нему относитесь? 8. Если бы он жил среди вас, он изменился бы или нет? Почему? 9. Кто такая Оля? Опишите их. 10. Чтобы вы посоветовали Оле? 11. Почему так поступают с Женей? 12.А как бы поступили вы с героями? 13.В каком времени хотели бы вы оказаться? Какая эпоха вам интересна? Завершался анализ текста работой над вопросом: Почему повесть называется «Время всегда хорошее»? При ответах на эти вопросы учащиеся рассматривали тот фантастический мир, который изобразил автор, те нравы, которые были там приняты, сопоставили фантастический мир с реальностью, раскрывая нравственные проблемы, поднятые в произведении. Таким образом, можно предложить следующие принципы изучения жанра фантастической повести в 6 классе:1.Правильный отбор произведений фантастики с учетом художественной значимости, соответствия возрастным особенностям учащихся, педагогической направленности, актуальности (соответствие эпохе и времени) произведений.2.Система работы от класса к классу с учетом специфики фантастики (анализ «вторичной условности» произведения, особенностей фантастического пространства и времени, роль фантастического пейзажа в произведении, своеобразие фантастических персонажей).3.Типы уроков изучения фантастики традиционные (вступительные занятия, чтение, анализ произведения, итоговые уроки, урок-беседа, урок-семинар и т.д.) и нестандартные: (уроки инсценирования, киноуроки, уроки путешествия, уроки - заочные экскурсии, уроки - презентации, КВН и др.).4.Поэтапность работы с теоретико-литературными понятиями фантастоведения («вымысел и реальность», «отличительные особенности фантастики и сказки», «роль фантастики в произведениях», «фэнтези и сказка: отличительные особенности», «миф - неомиф», «жанры фантастики», «своеобразие фантастического героя: отличительные особенности», «фантастический сюжет», «фантастический пейзаж», «космическое и земное», «значение сатиры в фантастических текстах», «фантастическое пространство», «фантастическое время», «проблематика и тематика фантастики» и т.д.).5.Виды деятельности учащихся в процессе изучения фантастики – принцип разнообразия.6.Аксиологическое воспитание учащихся в процессе анализа фантастических произведений – чему может научить фантастическая повесть.7.Формы работы с произведениями фантастики (уроки, внеклассное чтение, самостоятельная работа). И здесь важно опираться как на особенности учащихся, так и те конкретные задачи, которые поставлены в аспекте изучения фантастической повести. Выводы по главе 2На основании вышесказанного можно сделать следующие выводы.При изучении фантастической повести в целом используются те же типы уроков, те же методы и приемы преподавания, что и при изучении других художественных произведений. В то же время учителю, разрабатывая уроки по изучению фантастики, необходимо учитывать специфику рассматриваемого явления культуры, жанровое своеобразие произведений. Следует отметить, что каждый этап урока, начиная со вступительного слова учителя и заканчивая заданием на дом, будет носить специфический характер, так как речь идет о нетрадиционной литературе и ее видах. Фантастика, в первую очередь, способствует развитию творческого воображения, поэтому на уроках, посвященных этой теме, целесообразнее использовать приемы и задания творческого характера.ЗаключениеЖанр фантастики имеет ряд особенностей, которые отличают его от других литературных феноменов:- Научная основа: фантастика часто основывается на научных предположениях и гипотезах, касающихся будущего или иных миров. Это может быть использование новых технологий, исследование космоса или путешествия во времени.- Размытие границ реальности: фантастические истории часто предлагают альтернативные реальности или миры, в которых действуют принципиально иные законы бытия.- Творческое воображение: фантастика дает авторам возможность воплощать свои самые смелые идеи и творческие задумки, создавая уникальные фантазийные миры и героев.- Разнообразие тем и идей: в фантастике можно найти истории о космических приключениях, борьбе с инопланетными захватчиками, путешествиях во времени, параллельных мирах, роботах и киборгах, виртуальной реальности и многом другом.- Социальное и психологическое воздействие: фантастика может затрагивать важные социальные и психологические вопросы, такие как тоталитаризм, война, экология, техноцентризм и отношения между людьми.Влияние на культуру: жанр фантастики оказывает значительное влияние на искусство, науку, технологии и даже политику. Многие идеи и концепции, изначально появившиеся в фантастических произведениях, впоследствии стали реальностью.Как уже отмечалось ранее, существует достаточно много классификаций фантастических произведений, а единой позиции по данному вопросу не существует.Фантастическая повесть «Время всегда хорошее», которая предлагается для изучения в 6 классе, содержит в себе как элементы фантастики, так и реалистичности. Тем не менее, сам сюжет становится возможным именно на базе фантастического элемента – путешествие во времени, которое проделывают герои, знакомясь с новыми для себя историческими эпохами. Фантастической повести часто свойственен элемент поучительности, нравственного поиска. И в повести «Время всегда хорошее» мы это также видим: добро торжествует над злом, герои отстаивают принципы справедливости, а в финале повести осознают свои ошибки и простую истину – многое зависит от самого человека.Для изучения повести «Время всегда хорошее» как фантастического произведения рекомендуется сделать акцент на нетрадиционных формах и методах проведения уроков. Особые возможности в этом отношении предоставляют уроки внеклассного чтения. Безусловно, знакомство с жанром фантастической повести будет более продуктивным, если провести параллели со сказкой, мифом, сделать уроки максимально творческими.Список литературыГенералова С.В. Специфика проблематики повести А. Жвалевского, Е. Пастернак «Время всегда хорошее». – Режим доступа: https://svetlanaorlowsckaya.blogspot.com/2020/10/blog-post_9.htmlГригорьева Е.В. Готический роман в европейском художественном дискурсе. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/uzhas-glavnoe-orudie-avtora-goticheskiy-roman-v-evropeyskom-hudozhestvennom-diskurse?ysclid=li7f66ykpu594570602Жвалевский А.В., Пастернак Е.Б. Время всегда хорошее: повесть. – М.: Время, 2012. – 256 с.Ишинбаева, Г.Г. О «необычайном» в литературе: от классификации к синтезу. Жанровая классификация фантастической прозы / Г.Г. Ишанбаева. // Вестник Московского ун-та. Сер.9, Филология. - М. -2001.-№3.-С. 192-196.Коробейникова Ю.С. О фантастике и фантастической литературе. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/o-fantastike-i-fantasticheskoy-literature?ysclid=lpp75wu5d8184445329Косарева, А.Б. Фантастическое как объект комплексных междисциплинарных гуманитарных исследований. Наука и фантастика: возможные пути взаимодействия /А.Б. Косарева. //Методология гуманитарного знания в перспективе XXI века. К 80-летию профессора М.С. Кагана. - СПб.: СПБ философское общество, 2001. - С.296-300.Котляр Ю. Фантастика и характеры. // Октябрь. - 1973. - №10. - С. 210-211.Коханова, В.А. Развитие личности как цель литературного образования : [Концепция личност.-ориентир. обучения рус. лит. в сред. шк. ]/ В.А. Коханова /В.А. Коханова. // Проблемы современного филологического образования. -Ярославль, 2002. -Вып.2. - С. 27-36Кравченко, М.Б. Воспитывающее начало в детской фантастике К.Булычева /М.Б. Кравченко. //Мировая словесность для детей и о детях. – М., 2004.-Ч.1.-Вып.9.-С.149-153.Крылова М.Н. Есть ли сегодня хорошая детская книга? Произведения для детей А. Жвалевского, Е. Пастернак / / Метеор-Сити. Наука развития. – 2017. – №3. – С.10-17.Макарова, Е. Ю. Традиции готической литературы /Е. Ю. Макарова. – Молодой ученый. – 2015. – №24. – с. 7-65.Маранцман, В.Г. Изучение литературы в 5, 6 классе /В.Г. Маранцман. - СПб., 2000.Можегов, В. Фантастический мир /В. Можегов. //Литературная газета. - 2005. -№ 25.-С.7.Напцок Б.Р. «Английский «готический» роман: к вопросу об истории и поэтике жанра» https://cyberleninka.ru/article/n/angliyskiy-goticheskiy-roman-k-voprosu-ob-istorii-i-poetike-zhanrНиколюкин А. Готический роман // Вопросы литературы 1959. № 2. С. 248.Пузий В. Фантастика: Между притягательной силой жанра и неодолимой харизмой метода, или Спасение утопающих // Реальность фантастики. - 2004. - №5. - С. 169-177.Томарченко, Е. Уроки фантастики. //Поиск-87: Приключения. Фантастика: Повести, рассказы, критика /Е. Томарченко. - Пермь: Книжное изд-во, 1987.- С.376-397.Тодоров, Ц. Введение в фантастическую литературу. (Перевод с франц. Б.Нарумова) /Ц. Тодоров. - М.: Дом интеллектуальной книги, 1999. – 144 с.Федоров, А.В. Чудо как напоминание об ответственности (Нравственные уроки русской фантастики) /А.В. Федоров. // Русская словесность.- 2000.- №5.- С.37-42.Чумаков В. Фантастика и ее виды // Вестн. Московского ун-та. Сер. 10: Филология. - М., 1974. - Вып. 2. - С. 68-74.Шафиков С.Г. Философская фантастика Станислава Лема: монография. – М. : ФЛИНТА, 2020. Шило Т.Б. Специфика изучения произведений фантастики в 5-9-х классах средней школы : диссертация... кандидата педагогических наук : 13.00.02 Оренбург, 2007. 300 с. [Электронный ресурс]
1. Генералова С.В. Специфика проблематики повести А. Жвалевского, Е. Пастернак «Время всегда хорошее». – Режим доступа: https://svetlanaorlowsckaya.blogspot.com/2020/10/blog-post_9.html
2. Григорьева Е.В. Готический роман в европейском художественном дискурсе. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/uzhas-glavnoe-orudie-avtora-goticheskiy-roman-v-evropeyskom-hudozhestvennom-diskurse?ysclid=li7f66ykpu594570602
3. Жвалевский А.В., Пастернак Е.Б. Время всегда хорошее: повесть. – М.: Время, 2012. – 256 с.
4. Ишинбаева, Г.Г. О «необычайном» в литературе: от классификации к синтезу. Жанровая классификация фантастической прозы / Г.Г. Ишанбаева. // Вестник Московского ун-та. Сер.9, Филология. - М. -2001.-№3.-С. 192-196.
5. Коробейникова Ю.С. О фантастике и фантастической литературе. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/o-fantastike-i-fantasticheskoy-literature?ysclid=lpp75wu5d8184445329
6. Косарева, А.Б. Фантастическое как объект комплексных междисциплинарных гуманитарных исследований. Наука и фантастика: возможные пути взаимодействия /А.Б. Косарева. //Методология гуманитарного знания в перспективе XXI века. К 80-летию профессора М.С. Кагана. - СПб.: СПБ философское общество, 2001. - С.296-300.
7. Котляр Ю. Фантастика и характеры. // Октябрь. - 1973. - №10. - С. 210-211.
8. Коханова, В.А. Развитие личности как цель литературного образования : [Концепция личност.-ориентир. обучения рус. лит. в сред. шк. ]/ В.А. Коханова /В.А. Коханова. // Проблемы современного филологического образования. -Ярославль, 2002. -Вып.2. - С. 27-36
9. Кравченко, М.Б. Воспитывающее начало в детской фантастике К.Булычева /М.Б. Кравченко. //Мировая словесность для детей и о детях. – М., 2004.-Ч.1.-Вып.9.-С.149-153.
10. Крылова М.Н. Есть ли сегодня хорошая детская книга? Произведения для детей А. Жвалевского, Е. Пастернак / / Метеор-Сити. Наука развития. – 2017. – №3. – С.10-17.
11. Макарова, Е. Ю. Традиции готической литературы /Е. Ю. Макарова. – Молодой ученый. – 2015. – №24. – с. 7-65.
12. Маранцман, В.Г. Изучение литературы в 5, 6 классе /В.Г. Маранцман. - СПб., 2000.
13. Можегов, В. Фантастический мир /В. Можегов. //Литературная газета. - 2005. -№ 25.-С.7.
14. Напцок Б.Р. «Английский «готический» роман: к вопросу об истории и поэтике жанра» https://cyberleninka.ru/article/n/angliyskiy-goticheskiy-roman-k-voprosu-ob-istorii-i-poetike-zhanr
15. Николюкин А. Готический роман // Вопросы литературы 1959. № 2. С. 248.
16. Пузий В. Фантастика: Между притягательной силой жанра и неодолимой харизмой метода, или Спасение утопающих // Реальность фантастики. - 2004. - №5. - С. 169-177.
17. Томарченко, Е. Уроки фантастики. //Поиск-87: Приключения. Фантастика: Повести, рассказы, критика /Е. Томарченко. - Пермь: Книжное изд-во, 1987.- С.376-397.
18. Тодоров, Ц. Введение в фантастическую литературу. (Перевод с франц. Б.Нарумова) /Ц. Тодоров. - М.: Дом интеллектуальной книги, 1999. – 144 с.
19. Федоров, А.В. Чудо как напоминание об ответственности (Нравственные уроки русской фантастики) /А.В. Федоров. // Русская словесность.- 2000.- №5.- С.37-42.
20. Чумаков В. Фантастика и ее виды // Вестн. Московского ун-та. Сер. 10: Филология. - М., 1974. - Вып. 2. - С. 68-74.
21. Шафиков С.Г. Философская фантастика Станислава Лема: монография. – М. : ФЛИНТА, 2020.
22. Шило Т.Б. Специфика изучения произведений фантастики в 5-9-х классах средней школы : диссертация... кандидата педагогических наук : 13.00.02 Оренбург, 2007. 300 с. [Электронный ресурс]