Влияние стиля модерн на Европейский женский костюм конца 19-го начала 20-го веков
Заказать уникальную курсовую работу- 37 37 страниц
- 28 + 28 источников
- Добавлена 03.01.2024
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
ГЛАВА 1. История возникновения и развития стиля модерн 4
1.1 Возникновение стиля модерн 4
1.2 Основные характеристики стиля модерн 7
1.3 Архитектура модерна 10
1.4. Стиль модерн в живописи 14
1.5 Национальные особенности стиля модерн 17
Вывод 18
ГЛАВА 2. Влияние стиля модерн на женский костюм 20
2.1 Силуэт костюма в стиле модерн 20
2.2 Характерные особенности фактуры костюма в стиле модерн 25
2.2 Проявление стиля модерн в аксессуарах и ювелирных украшениях 27
Вывод 30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 31
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 32
СПИСОК ИЛЛЮСТРАЦИЙ 35
(илл. 30) Выполненное из льна цвета охры, оно отличается простотой, и, в то же время, изысканностью. Длинное, с большим запахом, высоким воротником и зауженными книзу руками, оно лишено характерной для модерна орнаментики. Декором служат пуговицы и петли из шнура, расположенные на манжетах и сбоку на поясе, и отделка другой тканью по горловине и борту пальто.Дань Востоку Пуаре отдал во многих своих разработках, одной из которых является вечернее манто-кафтан «Исфахан» 1908 г. Материал манто – темно-зеленая шелковая ткань, украшенная «ориентальным» орнаментом, вышитом на рукавах и спине золоченой нитью. (Илл. 31)Ряд идей Пуаре воплотил в сотрудничестве с художником Раулем Дюфи. Если обычно необходимый узор на ткани воспроизводился на ткацком станке или с помощью вышивки, то Дюфи наносил свои узоры на такие ткани как бархат, атлас и шелк набивным способом. Обобщенные и выразительные рисунки Дюфи украсили такие модели как платье «Сельское» (1911) и «Роза Ириба» (1913). (илл. 32)Таким образом, вместе с изменением костюма модерна, менялась и его фактура – это зависело и от влияния тех или иных тенденций внутри стиля, и от предназначения одежды.2.2 Проявление стиля модерн в аксессуарах и ювелирных украшениях В период модерна качественно изменилось отношение к ювелирным изделиям. Если основным девизом модерна стало преображение жизни средствами искусства, то это не могло не затронуть и сферу украшений. Ювелирное дело становилось видом искусства. Стала цениться не дороговизна материалов, из которых исполнялись изделия, а их дизайн и мастерство художника.В эпоху модерна в ювелирном деле широко использовались полудрагоценные камни, эмали, жемчужины неправильной формы, слоновая кость, кораллы и перламутр. Так, техника перегородчатой эмали в эпоху модерна была доведена до высокой степени совершенства. Украшения, дополнявшие вечерний женский наряд, были самые разнообразные.Дамы носили броши, длинные нитки жемчуга, цепочки с подвесками, ожерелья-«ошейники», плотно прилегавшие к шее, браслеты и кольца. Художники разрабатывали и такие аксессуары, гребни и заколки для волос, пряжки для пояса и туфель, веера и сумочки. Аксессуары дополняли и мужской костюм – это были брелоки, трости, часы, портсигары.В декабре 1895 года Зигфрид Бинг, коммерсант, поклонник и популяризатор «нового искусства», открыл в Париже галерею «Дом Нового искусства» (Maisondel’ArtNouveau), в которой показывал предметы искусства стран Востока и произведения современных художников. В галерее выставлялись живопись и графика, изделия из стекла и керамики, мебель и ткани. Кроме того, там выставлялись ювелирные изделия Луиса Комфорта Тиффани, Анри Ван де Велде,ЭженаГрассе, Эдварда Колонны и Рене Лалика.Все эти мастера внесли вклад в искусство модерна.Мастера-ювелиры работали в тесном контакте с художниками. В 1902 один из ключевых художников модерна Альфонс Муха издал альбом «Декоративные документы», содержащих 72 рисунка – эскизов для дизайнеров, в том числе и для ювелиров. Многие из них представляли изысканную стилизацию растительных мотивов. Интерпретация растительных форм, текущая линия, характерная для модерна, стали отличительными признаками ювелирного искусства эпохи. По эскизам Мухи работал ювелир Жорж Фуке – их совместные изделия были показаны на Всемирной выставке в Париже в 1900 году. Графика Мухи «оживала» в изделиях Фуке: так, художник изобразил Сару Бернар на афише для спектакля» Медея с длинным браслетом в виде змеи – и актриса заказала Фуке такой браслет. В нем она выходила на сцену в античных трагедиях. (илл. 33)Наряду с характерными для модерна растительными формами, дизайнеры ювелирных украшений обращались и к животному миру. В стилистике модерна» насекомые, змеи, птицы превращались в фантастические создания, иногда шокирующие, зачастую исключительно и чувственно красивые. Голова стрекозы оказывалась женским лицом, а ее лапки — когтями дракона».Модным аксессуаром эпохи модерна были роговые гребни, сделанные в виде бабочек и цветов – такие предметы исполнял, в частности Рене Жюль Лалик.(илл. 34)При создании своих украшений Лалик широко использовал цветное стекло с нанесенной на него патиной, сплавы эмалей с металлом, полудрагоценные камни. В его украшениях прихотливых форм можно увидеть вьющиеся женские волосы, змеек, стрекоз. Иногда фантазия Лалика казалась ужасающей, шокирующей – в таких работах рубежа веков как брошь «Стрекоза», заколка-брошь «Осы», брошь «Рогатые жуки» изысканная линия модерна сочеталась пугающим реализмом деталей. Для достижения необходимого эффекта Лалик экспериментировал с материалами – в эмали накладывал два цвета эмали один на другой, добавлял в нее кусочки золотой или серебряной фольги. Часто в ювелирных работах Лалика появлялись стилизованные женские образы –головы в профиль, тонких фигурки русалок или нимф, становящихся неотъемлемой частью композиции.Впервые работы Лалика получили общеевропейскую известность на Всемирной выставке 1900 года, даже сама витрина с его украшениями, напоминавшая по форме летучую мышь, вызвала восторг и удивление посетителей.(илл. 35)Луис Комфорт Тиффани, один из новаторов в ювелирном деле, разработал несколько сотен художественных украшений, в которых использовал те материалы, которые отвечали его эстетическим требованиям, и собственные новаторские разработки. В 1904 он продемонстрировал украшение для волос «Кружево королевы Анны»: тонкие серебряные нити с эмалевыми цветочками, крошечными опалами и гранатами создавали воздушную и невесомую композицию.(илл. 36)Его ожерелье «Павлин», представленное 1906 году, выполнено из многих материалов и сочетало различные ювелирные техники – лицевая сторона была украшена изображением павлина, выполненного мозаикой из опалов и эмалью, обрамляли его сапфиры и аметисты. Образ павлина и павлиньих перьев был одним из любимых мотивов в искусстве модерна – эти красивые птицы появлялись на витражах и светильниках, на тканях и ювелирных украшениях. (илл. 37)Новации французских дизайнеров ювелирных украшений были восприняты во многих странах, но в каждом регионе они приобрели национальные особенности. Так, в Англии украшения модерна часто вдохновлялись геометрическим кельтским орнаментом, а России ювелиры использовали орнаментику Византии и Древней Руси.Ювелирные изделия эпохи модерна повторяли основные мотивы женского костюма, дополняли его, составляя с ним целостный образ.Вывод.Основные черты стиля модерн, которые были выделены в этой работе, в полной степени отразились в женском костюме 1890-1914 гг. Меняющийся мир и ускорение темпа жизни заставили меняться и женскую моду с невиданной до этого времени быстротой. Присущая модерну смелость в сочетании различных материалов проявилась и в женской одежде. Сочетание функциональности и эстетического единства модерна отразилась в разработке одежды для разных случаев жизни – от великосветских приемов до занятия спортом. «Культура деталей», один из признаков «нового стиля», характерна и для женского костюма эпохи модерна. А характерные для модерна сочетания цветов, разнообразная орнаментика особенно ярко проявились в конструируемом женском облике – от одежды до аксессуаров. Модерн расширил границы художественного творчества, теперь крупные мастера искусства с интересом открывали для себя новые области применения талантов в создании эскизов мебели, одежды и ювелирных украшений.ЗАКЛЮЧЕНИЕИзысканный и утонченный стиль модерн, казалось бы, погребенный в пламени Первой мировой войны, оказал влияние на последующее развитие искусства и дизайна.Порождением модерна явилось стилевое направление «ар-деко» 1920-30-х гг., некоторые его идеи были восприняты в искусства постмодернизма. Возврат интереса к модерну начался в 1960-х, когда после долгих лет забвения во всем мире стали открываться выставки мастеров этого стиля.И сегодня черты стиля модерн можно найти в декоративно-прикладном искусстве, архитектуре, дизайне интерьеров и мебели, в производстве стекла и керамики, живописи и графики, книжной иллюстрации и ювелирном искусстве.Художники модерна выдвинули важный принцип, подхваченный впоследствии многими модельерами – идею индивидуализации костюма, восприятия его как неповторимого произведения искусства. Многие европейские модельеры, начиная с 1970-х гг. используют идеи стиля модерн в разработке своих коллекций. Можно утверждать, что в настоящее время модерн стал истоком новой ретроспективной моды, а его наследие является интересным предметом изучения и источников вдохновения для современных художников и дизайнеров.СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫБерсенева А. Архитектура модерна. — Екатеринбург: Издательство Уральского университета. 1992. - 236 с.Борисова Е. А., Стернин Г. Ю. Русский модерн. — М.: Советский художник, 1990. — 360 с.Власов В.Г. Стили в искусстве. Архитектура, графика, декоративно-прикладное искусство, живопись, скульптура. Т.1. Спб.: Кольна, 1995. – 672 с.Горюнов В. С., Тубли М. П. Архитектура эпохи модерна. Концепции. Направления. Мастера. — СПб.: Стройиздат, 1992. – 359 с.Захаржевская Р.В. История костюма: От античности до современности. – М.: Изд-во РИПОЛ классик, 2004 – 287 с.Кириченко Е. И. Русская архитектура 1830—1910-х годов. — М.: Искусство, 1978. – 399 с.Кирсанова Р.М. Костюм в русской художественной культуре 18-первой половины 20 вв. – М.: БРЭ, 1995. – 381 с.Киселёв М. Ф. Символизм и модерн в художественной культуре конца XIX—XX вв. Проблема стиля // Костинские чтения. Наедине с совестью. Статьи об искусстве: Сборник статей современных искусствоведов: Посвящается памяти выдающегося художественного критика В. И. Костина. — М.: Мусагет, 2002. — С. 219—238. — 395 с.Колмовский А.А. Наряд московских фасадов. – М.: Московский рабочий. 1987.- 280 с.Коршунова Т.Т. Костюм в России XVIII - начала XX века из собрания Государственного Эрмитажа. – Л.: Художник РСФСР, 1979. – 281 с.Мерцалова М.Н. Костюмы разных времен и народов. Т 3-4. - М.: Академия Моды, 2001. – 576 с.Нащокина М. В. Архитекторы московского модерна. — М.: Жираф,1998. – 535 с.Нащокина М. В. Московский модерн : Проблема западноевропейских влияний. – М.: Биоинформсерсис, 1999. – 181 с.Розенталь Р., Ратцка Х. История прикладного искусства Нового времени. — М.: Искусство, 1971. — С. 99Сарабьянов Д.В. Стиль модерн: истоки. История. Проблемы. М.: Искусство, 1989. -294с.Стернин Г.Ю. Художественная жизнь России 1900-1910 гг. М.: Искусство, 1988.-285с.Хорошилова О. А. Костюм и мода Российской империи. Эпоха Николая II.. – М.: Изд-во Этерна, 2012 – 463 с.Статьи Берман Е.А. Влияние стиля модерн на женский Европейский костюм и ювелирные украшения двадцатого века. // Техническаяэстетикаи дизайн. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/vliyanie-stilya-modern-na-zhenskiy-evropeyskiy-kostyum-i-yuvelirnye-ukrasheniya-dvadtsatogo-vekaВолодина Т. Модерн: проблемы синтеза // Вопросы искусствознания. 1994 Вып. 2/3. М., 1994Гурова Л. К вопросу о стиле Ар Нуво в живописи конца XIX века // Труды Гос. Эрмитажа. Л., 1976Заева-Бурдонская Е.А. Междисциплинарная природа выразительностит стилевой модели модерна. // Мир науки, культуры, образования. № 7 (19), 2009. Режим доступа https://cyberleninka.ru/article/n/mezhdistsiplinarnaya-priroda-vyrazitelnosti-stilevoy-modeli-moderna/viewerКостерина М.Г. Национальное и интернациональное в творчестве художников модерна. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/natsionalnoe-i-internatsionalnoe-v-tvorchestve-hudozhnikov-moderna/viewerПивоваров А. Стиль модерн в ювелирном искусстве. //Антиквариат, предметы искусства и коллекционирования. № 17, 2004. С. 38. Режим доступа: https://antiqueland.ru/articles/1360/Рассохина С.В. Образы и формы Ар Нуво в произведениях выдающегося французского ювелира Рене Лалика// Вестник Московского Университета. Сер. 8. История. 2018. № 4. Режим доступа https://cyberleninka.ru/article/n/obrazy-i-formy-ar-nuvo-v-proizvedeniyah-vydayuschegosya-frantsuzskogo-yuvelira-rene-lalika/viewerРСФСР, 1979Сарабьянов Д. В. К определению стиля модерн // Сов. Искусствознание. 1978. Вып.2. М.,1979Стернин Г. Ю. О Модерне // Музей, 1989. — № 10. Турчин В. С. Социальные и эстетические противоречия стиля модерн // Вестник Московского университета. Сер. История. 1977. №6Хорошилова О.А. Сценическое творчество Льва Бакста и ориентальная мода XX века. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/stsenicheskoe-tvorchestvo-lva-baksta-i-orientalnaya-moda-xx-vekaСПИСОК ИЛЛЮСТРАЦИЙВ. Орта. Особняк Э. Тасселя в Брюсселе. 1893 г. Внешний вид и интерьер.Э. Гимар. Павильоны парижского метро.1901 г.Б. Таут. Стеклянный дом.. Кельн. 1914 г.Й.М. Ольбрих. Дом Сецессиона. Вена. 1897-1898 гг.А. Гауди. Дом Мила. Барселона. 1906-1910 гг.Л.Н. Кекушев. Особняк О.А. Листа. Москва. 1898-1899 гг.Ф.О. Шехтель. Особняк С. Рябушинского. Москва. 1900-1903 гг. Внешний вид и интерьер.Г. Климт. Портрет Адели Блох-Бауэр. Х. м., 138 × 138 см. 1907 г. Новая галерея, Нью-Йорк.Г. Климт. Поцелуй. Холст, масло. 180 × 180 см. Вена, галерея Бельведер.1908—1909 гг.А. Муха. Зодиак. Цветная литография. 65,7 × 48,2 см. 1896—1897 гг.М.А. Врубель. Полет Фауста и Мефистофеля. Х. м., 290 х 240 см. 1896. Москва, ГТГ.А.Н. Бенуа. Китайский павильон. Б./картон, гуашь, перо. 50,7 х 53,5 см. Москва, ГТГ.Л.С. Бакст. Эскиз костюма к драме О. Уайльда «Саломея». Б., граф. кар., гуашь белила. 47 х 30,2 см. Москва, ГТГИнтерьер музея-усадьбы Талашкино.Ф.О. ШехтельРусский павильон на выставке в Глазго. 1901 г.А. Галлен-Каллела. Защита Сампо. Темпера. 122 х 125 см. 1896 г. Художественный музей Турку.Д. Сагранес. Дом Бонета в Салоу. 1911-1929.Прогулочное пальто с рукавами жиго. Фотография середины 1890-х.Костюм-тальер и накидка-ротонда. Модный журнал 1898 г.Женское дневное платье. Фотография нач. 1900-х гг.Дневные платья с «хромающими юбками». Фототипия н. 1910-х. Карикатура на моду 1910-х. «Новый способ передвижения в узких платьях.Л.С. Бакст. Эскиз костюма для фирмы «Пакен». 1913Деловые костюмы. Иллюстрация из модного каталога 1911 г.Дамские шляпы со страусовыми перьями. Фотография 1900-хМодели П. Пуаре 1911 г.Бальное платье. Фотография 1910-1911 г.Портрет Э..У. Дрексел. 1905 г.В. Серов. Портрет З. Юсуповой.1902 г.Д. Тиссо. Портрет герцогини де Бройль. К. 1890-х.П. Пуаре. Летнее платье для прогулок. 1907П. Пуаре. Манто-кафтан «Исфахан». П. Пуаре. Платья «Сельское» 1911 и «Роза Ирби» 1913.А. Муха. Афиша к спектаклю «Медея», браслет работы Ж. ФукеР. Лалик. Эскизы ювелирных украшений. К. 1890-х. Гребень работы Р. Лалик. 1902Стенд Р. Лалика на Всемирной выставке в Париже. 1900Л.К. Тиффани. «Кружево королевы Анны», украшение для волос. 1904.Л.К. Тиффани. Ожерелье «Павлин». 1906 г.
2. Борисова Е. А., Стернин Г. Ю. Русский модерн. — М.: Советский художник, 1990. — 360 с.
3. Власов В.Г. Стили в искусстве. Архитектура, графика, декоративно-прикладное искусство, живопись, скульптура. Т.1. Спб.: Кольна, 1995. – 672 с.
4. Горюнов В. С., Тубли М. П. Архитектура эпохи модерна. Концепции. Направления. Мастера. — СПб.: Стройиздат, 1992. – 359 с.
5. Захаржевская Р.В. История костюма: От античности до современности. – М.: Изд-во РИПОЛ классик, 2004 – 287 с.
6. Кириченко Е. И. Русская архитектура 1830—1910-х годов. — М.: Искусство, 1978. – 399 с.
7. Кирсанова Р.М. Костюм в русской художественной культуре 18-первой половины 20 вв. – М.: БРЭ, 1995. – 381 с.
8. Киселёв М. Ф. Символизм и модерн в художественной культуре конца XIX—XX вв. Проблема стиля // Костинские чтения. Наедине с совестью. Статьи об искусстве: Сборник статей современных искусствоведов: Посвящается памяти выдающегося художественного критика В. И. Костина. — М.: Мусагет, 2002. — С. 219—238. — 395 с.
9. Колмовский А.А. Наряд московских фасадов. – М.: Московский рабочий. 1987.- 280 с.
10. Коршунова Т.Т. Костюм в России XVIII - начала XX века из собрания Государственного Эрмитажа. – Л.: Художник РСФСР, 1979. – 281 с.
11. Мерцалова М.Н. Костюмы разных времен и народов. Т 3-4. - М.: Академия Моды, 2001. – 576 с.
12. Нащокина М. В. Архитекторы московского модерна. — М.: Жираф,1998. – 535 с.
13. Нащокина М. В. Московский модерн : Проблема западноевропейских влияний. – М.: Биоинформсерсис, 1999. – 181 с.
14. Розенталь Р., Ратцка Х. История прикладного искусства Нового времени. — М.: Искусство, 1971. — С. 99
15. Сарабьянов Д.В. Стиль модерн: истоки. История. Проблемы. М.: Искусство, 1989. -294с.
16. Стернин Г.Ю. Художественная жизнь России 1900-1910 гг. М.: Искусство, 1988.-285с.
17. Хорошилова О. А. Костюм и мода Российской империи. Эпоха Николая II.. – М.: Изд-во Этерна, 2012 – 463 с.
Статьи
18. Берман Е.А. Влияние стиля модерн на женский Европейский костюм и ювелирные украшения двадцатого века. // Техническая эстетикаи дизайн. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/vliyanie-stilya-modern-na-zhenskiy-evropeyskiy-kostyum-i-yuvelirnye-ukrasheniya-dvadtsatogo-veka
19. Володина Т. Модерн: проблемы синтеза // Вопросы искусствознания. 1994 Вып. 2/3. М., 1994
20. Гурова Л. К вопросу о стиле Ар Нуво в живописи конца XIX века // Труды Гос. Эрмитажа. Л., 1976
21. Заева-Бурдонская Е.А. Междисциплинарная природа выразительностит стилевой модели модерна. // Мир науки, культуры, образования. № 7 (19), 2009. Режим доступа https://cyberleninka.ru/article/n/mezhdistsiplinarnaya-priroda-vyrazitelnosti-stilevoy-modeli-moderna/viewer
22. Костерина М.Г. Национальное и интернациональное в творчестве художников модерна. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/natsionalnoe-i-internatsionalnoe-v-tvorchestve-hudozhnikov-moderna/viewer
23. Пивоваров А. Стиль модерн в ювелирном искусстве. //Антиквариат, предметы искусства и коллекционирования. № 17, 2004. С. 38. Режим доступа: https://antiqueland.ru/articles/1360/
24. Рассохина С.В. Образы и формы Ар Нуво в произведениях выдающегося французского ювелира Рене Лалика// Вестник Московского Университета. Сер. 8. История. 2018. № 4. Режим доступа https://cyberleninka.ru/article/n/obrazy-i-formy-ar-nuvo-v-proizvedeniyah-vydayuschegosya-frantsuzskogo-yuvelira-rene-lalika/viewer
РСФСР, 1979
25. Сарабьянов Д. В. К определению стиля модерн // Сов. Искусствознание. 1978. Вып.2. М.,1979
26. Стернин Г. Ю. О Модерне // Музей, 1989. — № 10.
27. Турчин В. С. Социальные и эстетические противоречия стиля модерн // Вестник Московского университета. Сер. История. 1977. №6
28. Хорошилова О.А. Сценическое творчество Льва Бакста и ориентальная мода XX века. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/stsenicheskoe-tvorchestvo-lva-baksta-i-orientalnaya-moda-xx-veka