Модернизация России в эпоху Петра I: реформы, их цена, результаты, оценки историков

Заказать уникальный доклад
Тип работы: Доклад
Предмет: История
  • 10 10 страниц
  • 6 + 6 источников
  • Добавлена 06.01.2024
748 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
Введение 2
1. Предпосылки реформ Петра I 2
2. Реформы в области науки и культуры 3
3. Политические и экономические преобразования Петра I 5
4. Изменения повседневного уклада жизни при Петре I 7
Заключение 8
Список использованной литературы 9
Фрагмент для ознакомления

Приход к власти Петра I нарушил равновесие взаимоотношения Церкви и государства. После смерти патриарха Адриана в 1700 г. вместо нового патриарха Петр I почти через 20 лет назначил Местоблюстителя Патриаршего Престола Стефана Яворского.А в 1718 г. учредил Духовную коллегию, поменяв таким образом всю систему управления Церковью. Эта новая модель восходила к принципу протестантского территориализма Швеции, когда Церковь рассматривается как подчиненный государству объект воздействия.14 февраля 1721 г. Духовную Коллегию было решено переименовать в Святейший Правительствующий Синод. В 1723 г. Петр получает утвердительную грамоту от Константинопольского патриарха Иеремии об одобрении церковной реформы и признании Синода, что окончательно закрепило церковную реформу и ознаменовало переход к цезарепапизму. Не менее значительные изменения коснулись и повседневного уклада жизни.Преобразования Петра I неизбежно оказывали влияние на течение повседневной жизни общества, фактически кардинально трансформировав традиционную модель организации отдыха и будней. Особое место среди прочих праздников занимал Новый год (новолетие), поскольку он нес в себе одновременно и сугубо церковные, и светские элементы. Последний в истории России обряд новолетия прошел 1 сентября 1699 г. В этом же году указами Петра I от 19 декабря «О писании впредь января с 1 числа 1700 года во всех бумагах лета от Рождества Христова, а не от сотворения мира» и от 20 декабря «О праздновании Нового года» закреплялся новый порядок летоисчисления, дата начала Нового года, равно, как и традиция его празднования были кардинально изменены. Порядок летоисчисления теперь велся от Рождества Христова. С. Н. Шубинский отмечает, что праздники были ни что иное как «странная смесь натянутого немецкого этикета с разгулом прежнего барства, часто оскорбляющего не только чувства, но просто приличия, но и человеческого достоинства». Описывая празднества Петербурга, можно процитировать знатока петровской эпохи историка С. А. Князькова, который полагал, что в каждом петровском празднике удивительным образом соединились «попойка матросская и бал – все вместе».С этого времени практически любой торжественный повод, будь то новогодние празднования или военные победы, сопровождались обязательным фейерверком. Гуляния сопровождались спиртными напитками и едой. Самыми распространенными напитками была водка русская, а также водка анисовая. Карнавалы стали любимым развлечением Петр I, который любил все новое и старался приучать к новым традициям своих приближенных.Подытоживая вышеизложенное, мы можем сделать следующие выводы.Реформы Петра носили масштабный характер, который выражался не только в радикальности задуманных преобразований, но в числе направлений, которые были ими охвачены. Следует отметить, что в основной своей массе реформы осуществлялись как результат единоличной политической воли государя, в связи с чем, просвещенное общество того периода фактически было разделено на сторонников и противников нового уклада жизни. Вместе с тем, признавая во многом радикальных характер реформ, следует отметить, что они во многом явились следствием назревшей необходимости в модернизации, продиктованной социальными процессами XVII в. Петр I стал, безусловно, знаковой фигурой русской истории, политической волей которой произошла полная переориентация развития России в принципиально новое, европеизированное русло. Вместе с тем, следует признать, что преобразования Петра во многом опережали свое время, в силу чего не получили соответствующего общественного отклика. Тем не менее, петровские реформы вызвали экономический рост России, позволили ей существенно расширить свою территорию. Благодаря победам в Северной и турецких войнах Россия получила статус балтийской и черноморской державы. Появились крупные города – Санкт-Петербург, новая столица, Екатеринослав, Севастополь, Екатеринодар, Екатеринбург, Одесса и др.Спасибо за внимание.

1.Виватенко С. В., Сиволап Т. Е. Петербургское гостеприимство петровского времени: историко-экономический аспект событийного туризма / С.В. Виватенко // Петербургский экономический журнал. – 2019. - № 4. – С. 162-169.
2.Милюков П. Н. Очерки по истории русской культуры: в 3 т., т. 2. – Москва : Прогресс-Культура, 1994. – 496 с.
3.Пичко Н. С. Русская культура в контексте православного миросозерцания / Н.С. Пичко // Вестник Алтайского государственного университета – 2013. - № 1. – С. 1-18.
4.Стародубцев М. П. Реформы образования Петра I и Екатерины II / М.П. Стародубцев // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. -2012. - № 148. – С. 141-150.
5.Шубинский С. Н. Очерки из жизни и быта прошлого времени / С.Н. Шубинский – Санкт-Петербург : типография А. С. Суворина, 1888. – 177 с.
6.Юдина Т. Н., Чекмарев В. В. Экономическая политика царя Петра I Алексеевича / Т.Н. Юдина, В.В. Чекмарев // Вестник Костромского государственного университета. – 2009. - № 4. – С. 17-21.