Анализ и планирование доходов и расходов предприятия

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Анализ хозяйственной деятельности
  • 35 35 страниц
  • 10 + 10 источников
  • Добавлена 17.01.2024
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АНАЛИЗА И ПЛАНИРОВАНИЯ ДОХОДОВ И РАСХОДОВ ПРЕДПРИЯТИЯ 4
1.1 Понятие и содержание доходов и расходов предприятия 4
1.2 Методы планирования доходов и расходов предприятия 7
1.3 Методика анализа доходов и расходов предприятия 10
2 АНАЛИЗ И ПЛАНИРОВАНИЕ ДОХОДОВ И РАСХОДОВ ПАО «ГАЗПРОМ» 13
2.1 Организационно-экономическая характеристика предприятия 13
2.2 Особенности планирования доходов и расходов на предприятии 17
2.3 Анализ доходов и расходов предприятия 20
3 РАЗРАБОТКА МЕРОПРИЯТИЙ ПО РАЗВИТИЮ ПЛАНИРОВАНИЯ ДОХОДОВ И РАСХОДОВ ПАО «ГАЗПРОМ» 25
3.1 Проблемы планирования доходов и расходов предприятия 25
3.2 Развитие системы планирования доходов и расходов предприятия 27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 31
ПРИЛОЖЕНИЯ 32
Приложение А Бухгалтерский баланс на 31.12.2022 г. 32
Приложение Б Отчет о финансовых результатах за 2022 г. 33
Приложение В Структура центра доходов ПАО «Газпром» 34
Приложение Г Структура центра расходов ПАО «Газпром» 35

Фрагмент для ознакомления

Наименование показателяЗначениеАбсолютное отклонение2020 г.2021 г.2022 г.2021 г.2022 г.Фондоотдача, руб./руб.0,510,580,570,07-0,02Оборачиваемость запасов, об.6,5511,4112,824,861,41Оборачиваемость денежных средств, об.8,546,029,27-2,523,25Оборачиваемость дебиторской задолженности, об.2,132,632,740,500,11Оборачиваемость оборотных активов, об.1,171,421,660,240,24Оборачиваемость кредиторской задолженности, об.4,616,836,992,220,16Период оборота запасов, дни54,9631,5628,08-23,40-3,48Период оборота денежных средств, дни42,1459,7738,8217,63-20,96Период оборота дебиторской задолженности, дни169,24136,86131,18-32,38-5,68Период оборота оборотных активов, дни306,99253,94217,18-53,05-36,76Период оборота кредиторской задолженности, дни78,0552,6951,49-25,36-1,20Из представленной таблицы видно, что в ПАО «Газпром» выросла эффективность использования оборотных активов и управления кредиторской задолженностью, что выражается в ускорении их оборачиваемости и в снижении длительности одного оборота. Так, средний срок хранения запасов снизился с 54,96 до 28,08 дней, а средний срок погашения дебиторской задолженности сократился со 169,24 до 131,18 дней, кредиторской задолженности – с 78,05 до 51,49 дней, что является благоприятным фактором для ПАО «Газпром».Далее в таблице 9 рассчитаем показатели рентабельности.Таблица 9 – Оценка рентабельностиПАО «Газпром» за 20202022 гг.Наименование показателяЗначение, %Абсолютное отклонение2020 г.2021 г.2022 г.2021 г.2022 г.Общая рентабельность-17,4142,029,3759,42-32,65Рентабельность основной деятельности0,4471,2332,7570,79-38,48Рентабельность продаж0,2730,6419,5830,37-11,07Рентабельность собственного капитала-6,6619,584,4026,24-15,18Рентабельность активов-4,4713,213,0517,68-10,16Итак, в 2020 году показатели общей рентабельности, рентабельности активов и собственного капитала, рассчитываемые по чистой прибыли, принимали отрицательные значения, так как ПАО «Газпром» завершил деятельность с убытком. Однако с 2021 года показатели стали положительны. По итогам отчетного периода общая рентабельность составила 9,37 %.Рентабельность основной деятельности за три года выросла с 0,44 до 32,75 %, а рентабельность продаж поднялась с 0,27 до 19,58 %. То есть, с каждых 100 руб. выручки ПАО «Газпром» получает 19,58 руб. прибыли от продаж, а с каждых 100 рублей себестоимости – 32,75 руб. прибыли. Однако если рассматривать показатели в динамике за два последних года, то наблюдается их заметное сокращение в виду снижения прибыли от продаж.Таким образом, анализ доходов и расходов предприятия показал, что в 2022 году чистая прибыль ПАО «Газпром» снизилась под влиянием стремительного роста расходов по основным и прочим видам деятельности. В целом за три года показатели рентабельности выросли, однако в 2022 году по сравнению с 2021 годом наблюдается снижение коэффициентов.Выводы по второй главе.ПАО «Газпром» является нефтегазовой компанией. В 2022 году предприятие столкнулось с проблемой стремительного увеличения расходов по обычным и прочим видам деятельности, что обусловило снижение прибыли и рентабельности. Снижение прибыльности по итогам периода свидетельствует о необходимости совершенствования планирования доходов и расходов предприятия с учетом современных экономических условий. 3 РАЗРАБОТКА МЕРОПРИЯТИЙ ПО РАЗВИТИЮ ПЛАНИРОВАНИЯ ДОХОДОВ И РАСХОДОВ ПАО «ГАЗПРОМ»3.1 Проблемы планирования доходов и расходов предприятияПо результатам анализа системы планирования доходов и расходов ПАО «нефть»был выделен ряд проблем в деятельности корпорации: во-первых, существующая система планирования не соответствует требованиям современного уровня развития информационных технологий. Так, к примеру, имеет место противоречие между ограниченностью традиционных плановых показателей развития компаний, ориентированных, прежде всего, на использование исключительно финансовых показателей (прибыль, рентабельность и т. п.), и потребностью в плановых показателях, характеризующих такие важные аспекты управления компанией, как: профессионализм сотрудников, отношения с контрагентами, использование современных технологий, применяемые инновации; во-вторых, система планирования сфокусирована, главным образом, на внутренних аспектах функционирования и не уделяет должного внимания внешней среде, в которой функционирует компания; в-третьих, существующая система планирования не предоставляет возможности осуществлять эффективный контроль за реализацией планов компании. Отсутствие эффективных инструментов, позволяющих отслеживать степень достижения целей в долгосрочной и среднесрочной перспективе, снижает эффективность планирования;снижение показателей прибыли и рентабельности свидетельствуют о неэффективном планировании. С целью повышения качества управления доходами и расходами ПАО «Газпром» предлагается дополнить систему финансового планирования технологиями бизнес-планирования, основанными на системе сбалансированных показателей. В основе системы сбалансированных показателей и построения стратегических карт лежат следующие четыре перспективы (рисунок 5).Рисунок 5 – Проекция системы сбалансированных показателей для ПАО «Газпром»Таким образом, основными бизнес процессами ПАО «Газпром»являются добыча нефти, переработка нефти, продажа нефти/нефтепродуктов (таблица 10).Таблица 10 – Стратегические цели ПАО «Газпром»НаправлениеЦельФинансы1. Увеличение чистой прибыли и стоимости бизнеса.2. Увеличение объема производства и продаж.3. Обеспечение эффективной инвестиционной деятельности.4. Повышение рентабельности продаж (ROS).5. Оптимизация затрат.Контрагенты1. Расширение силы бренда компании.2. Сохранение клиентской базы.Бизнес-процессы1. Обеспечение устойчивого роста добычи нефти и газа.2. Расширение ресурсной базы.3. Сокращение управленческих расходов.4. Расширение нефте- и газотранспортных систем.5. Внедрение новой техники и технологий.Развитие персонала1. Повышение квалификации персонала компании и развитие новых компетенций.2. Стимулирование и повышение мотивации труда персонала на основе BSCТаким образом, адаптация ССП-концепции к системе планирования доходов и расходов нефтегазовых компаний, в частности ПАО «Газпром» позволит решить выявленные проблемы.В первую очередь, в рамках ССП-подхода финансовые показатели, характеризующие работу компании, рассматриваются как один из элементов системы показателей, при этом должное внимание уделяется и иным аспектам – человеческому фактору, взаимоотношениям с контрагентами, отлаженности бизнес-процессов. Во-вторых, применение ССП-концепции позволит увязать цели и задачи развития бизнеса с системой учета и бюджетирования.3.2Развитие системы планирования доходов и расходов предприятияДля внедрения системы сбалансированных показателей необходимо отразить стратегические цели ПАО «Газпром» на стратегической карте. Стратегическая карта представляет собой взаимосвязанную систему целей, где финансовые цели декомпозируются на соответствующие нефинансовые цели (рисунок 6).Рисунок 6 – Стратегическая карта ПАО «Газпром»На основе выделенных целей был определен состав сбалансированных показателей, представленный в таблице 11.Далее осуществляется каскадирование стратегических целей. Каскадирование представляет собой инструмент декомпозиции стратегических целей на отдельные элементы по иерархии системы управления бизнесом.Таблица 11 – Состав сбалансированных показателей ПАО «Газпром»НаправленияЦелиПлановый показательИзмерительФинансыУвеличение чистой прибыли и стоимости бизнесаСтоимость (капитализация) компанииДенежныйЧистая прибыльДенежныйУвеличение объема производства и продажОбъем производства нефтиНатуральный и денежныйОбъем производства газаНатуральный и денежныйОбъем продаж нефтиНатуральный и денежныйОбъем продаж газаНатуральный и денежныйОбеспечение эффективной инвестиционной деятельностиРентабельность инвестиций (ROI)ПроцентыПовышение эффективности продажРентабельность продаж (ROS)ПроцентыОптимизация затратРентабельность затратПроцентыКонтрагентыРасширение силы бренда компанииИндекс восприятия организации клиентамиБаллыИндекс удовлетворенности клиентовБаллыСохранение клиентской базыДоля постоянных клиентовКоэффициентБизнес-процессыОбеспечение устойчивого роста добычи нефти и газаТемпы роста добычи нефти / газаПроцентыРасширение ресурсной базыТемпы прироста запасов нефти / газаПроцентыСокращение управленческих расходовДоля управленческих расходов в выручкеПроцентыРасширение нефте- и газотранспортных системПрирост мощности нефте-газотранспортной системыПроцентыВнедрение новой техники и технологийДоля финансирования НИОКР в выручкеПроцентыДоля внедренных НИОКР в общем объеме профинансированныхПроцентыРост производительности труда в результате внедрения результатов НИОКРПроцентыРазвитие и обучение персоналаПовышение квалификации персонала компании и развитие новых компетенцийУровень повышения квалификации участников процесса продажПроцентыСтимулирование мотивации труда персонала на основе BSCСоотношение динамики производительности и оплаты трудаКоэффициентВ качестве примера можно привести каскадирование показателя «расширение ресурсной базы» (таблица 12). Представленная форма KPI в сфере расширения ресурсной базы включает в себя 7 показателей. При формировании целевых показателей KPI учитывалась диверсификация стратегий воспроизводства запасов исследуемых компаний и фактические данные их деятельности.При применении представленной системы KPI в области воспроизводства ресурсной базы, целевые значения должныустанавливаться индивидуально для каждой отдельной компании на базе выбранной стратегии и прогноза.Таблица 12 – Ключевые показатели эффективности в проекции «бизнеспроцессы» в области расширения ресурсной базыПоказательПорогЦельМаксимумВесОценочный коэффициент0,511,5Коэффициент восполнения запасов газа, %100%(+5%)(+10%)20%Успешность поисково-разведочного бурения, %(-5%)70%(+5%)20%Доля забалансовых ресурсов в минерально сырьевой базе(+20%)30%(-20%)20%Индекс эластичности капитализации запасов по доходуЭКЗ>0ЭКЗ>1ЭКЗ>215%Прирост запасов С1+С2, млн. тут, 3Р+3С, млн. бнэопределяется индивидуальноопределяется индивидуальноопределяется индивидуально10%Прирост запасов углеводородов на метр проходки при поисково-разведочном бурении, тыс. б.н.э./мопределяется индивидуальноопределяется индивидуальноопределяется индивидуально10%Удельные затраты на сейсморазведку (возможно в разбивке на 2D, 3D, 4D), $/пог. км (км2) / Удельные затраты на поисково-разведочное бурение по скважинам, законченным строительством, $/скв.(+10%)показатель сильно варьируется в зависимости от региона (-20%)5%Веса всех показателей в системе KPI в сумме составляют 100 %. Для расчета выполнения KPI по каждому показателю вводятся оценочные коэффициенты. Следует принять целевой показатель за 1, пороговый – за 0,5, максимальный за 1,5. Итоговая оценка KPI вычисляется по формуле (7):𝜆 =,(7)гдеλ – итоговое значение KPI по направлению; wi – вес показателя; zi – значение оценочного показателя.Таким образом, если конечный результат больше 100% – это хороший показатель. Максимально возможное значение – 150%. Если полученный результат менее 100% – необходимо пересматривать стратегию компании.Выводы по третьей главе.Для развития планирования доходов и расходов в ПАО «Газпром» рекомендовано внедрение ССП. Были определены несколько стратегических целей и, соответствующих им финансовых показателей, которые могут быть полезны для планирования доходов и расходовпредприятия.ЗАКЛЮЧЕНИЕДоходами и расходами от обычных видов деятельности являются поступления от осуществления хозяйственных операций являющихся предметом деятельности организации. К прочим доходам и расходам относятся поступления от осуществления хозяйственных операций, которые не являются предметом деятельности организации.Главной целью планирования доходов и расходовявляется максимизация прибыли предприятия.К методам планирования доходов и расходов, которые применяются на практике, относятся: расчетно-аналитический, нормативный метод, балансовый метод, бюджетирование, метод оптимизации плановых решений, экономико-математическое моделирование.Анализ доходов и расходов включает в себя проведение оценки динамики и структуры финансовых результатов, факторный анализ показателей прибыли, расчет деловой активности и рентабельности. Прибыль отражает абсолютную доходность фирмы, а рентабельность – относительную.ПАО «Газпром» является нефтегазовой компанией. В 2022 году предприятие столкнулось с проблемой стремительного увеличения расходов по обычным и прочим видам деятельности, что обусловило снижение прибыли и рентабельности. Снижение прибыльности по итогам периода свидетельствует о необходимости совершенствования планирования доходов и расходов предприятия с учетом современных экономических условий.В ходе анализа действующей системы планирования была выявлена проблема: система планирования сфокусирована, главным образом, на внутренних аспектах функционирования и не уделяет должного внимания внешней среде, в которой функционирует компания.С целью улучшения системы планирования доходов и расходов ПАО «Газпром» предлагается внедрение инструментов бизнес-планирования – системы сбалансированных показателей.СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВПриказ Минфина России от 06.05.1999 № 32н (ред. от 27.11.2020) «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Доходы организации» ПБУ 9/99» [Электронный ресурс]. – Консультант-плюс. – Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_6208/ (дата обращения: 05.12.2023).Приказ Минфина России от 06.05.1999 № 33н (ред. от 06.04.2015) «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99» [Электронный ресурс]. – Консультант-плюс. – Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_12508/ (дата обращения: 05.12.2023).Давлетшина Ю.И. Сущность и классификация доходов и расходов предприятия / Ю.И. Давлетшина // Инновации. Наука. Образование. – 2020. – № 23. – С. 2142-2146.Канхва В.С. Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия: учебное пособие / В.С. Канхва. – М.: ЭБС АСВ, 2022. – 53 c. Карапетьянц М.В. Планирование доходов и расходов на предприятиях (организациях) / М.В. Карапетьянц, И.А. Бондаренко // Естественно-гуманитарные исследования. – 2019. – № 23(1). – С. 45-48.Лукасевич И.Я. Финансовое моделирование в фирме: учебник / И.Я. Лукасевич. – М.: Юрайт, 2023. – 356 с.Незамайкин В.Н. Финансовое планирование и бюджетирование: учебное пособие / В.Н. Незамайкин, Н.А. Платонова, И.М. Поморцева. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2023. – 112 с.Савицкая Г.В. Теоретические основы анализа хозяйственной деятельности: учебник / Г.В. Савицкая. – М.: ИНФРА-М, 2023. – 217 с.СилкинА.В. Анализ доходов и расходов предприятия / А.В. Силкин // Синергия. – 2022. – № 9-2(39). – С. 160-173.Фридман А.М. Анализ финансово-хозяйственной деятельности: учебник / А.М. Фридман. – М.: ИНФРА-М, 2023. – 264 с.ПРИЛОЖЕНИЯПриложение АБухгалтерский баланс на 31.12.2022 г.Приложение БОтчет о финансовых результатах за 2022 г.Приложение ВСтруктура центра доходов ПАО «Газпром»ПриложениеГСтруктура центра расходов ПАО «Газпром»

1. Приказ Минфина России от 06.05.1999 № 32н (ред. от 27.11.2020) «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Доходы организации» ПБУ 9/99» [Электронный ресурс]. – Консультант-плюс. – Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_6208/ (дата обращения: 05.12.2023).
2. Приказ Минфина России от 06.05.1999 № 33н (ред. от 06.04.2015) «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99» [Электронный ресурс]. – Консультант-плюс. – Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_12508/ (дата обращения: 05.12.2023).
3. Давлетшина Ю.И. Сущность и классификация доходов и расходов предприятия / Ю.И. Давлетшина // Инновации. Наука. Образование. – 2020. – № 23. – С. 2142-2146.
4. Канхва В.С. Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия: учебное пособие / В.С. Канхва. – М.: ЭБС АСВ, 2022. – 53 c.
5. Карапетьянц М.В. Планирование доходов и расходов на предприятиях (организациях) / М.В. Карапетьянц, И.А. Бондаренко // Естественно-гуманитарные исследования. – 2019. – № 23(1). – С. 45-48.
6. Лукасевич И.Я. Финансовое моделирование в фирме: учебник / И.Я. Лукасевич. – М.: Юрайт, 2023. – 356 с.
7. Незамайкин В.Н. Финансовое планирование и бюджетирование: учебное пособие / В.Н. Незамайкин, Н.А. Платонова, И.М. Поморцева. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2023. – 112 с.
8. Савицкая Г.В. Теоретические основы анализа хозяйственной деятельности: учебник / Г.В. Савицкая. – М.: ИНФРА-М, 2023. – 217 с.
9. Силкин А.В. Анализ доходов и расходов предприятия / А.В. Силкин // Синергия. – 2022. – № 9-2(39). – С. 160-173.
10. Фридман А.М. Анализ финансово-хозяйственной деятельности: учебник / А.М. Фридман. – М.: ИНФРА-М, 2023. – 264 с.