История становления и развития высшего образования
Заказать уникальную курсовую работу- 39 39 страниц
- 27 + 27 источников
- Добавлена 10.01.2024
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
Введение 3
Глава 1. Становление и основные тенденции развития высшего образования в России 6
1.1. Теоретические основания высшего образования в России 6
1.2. Первые высшие образовательные учреждения России 11
1.3. Педагогические практики и идеи в системе высшего образования России 13
1.4. Проблематика высшего образования в России 15
Глава 2. Система высшего образования в Советский период 18
2.1. Особенности развития высшего образования в СССР 18
2.2. Различия между высшим образованием СССР и России 23
Глава 3. Становление высшего духовного образования в России 28
3.1. Особенности духовного образования России 28
3.2. Реформы духовного образования России 32
Заключение 34
Список литературы 38
Но выполнение этого требования оказалось нереальным. Становление системы духовного образования проходило медленно и с большими трудностями. Причинами этого являлись и нехватка учителей, и недостаток средств, и нежелание многих архиереев тратиться на содержание школ. Поэтому духовные школы существовали далеко не во всех епархиях[26].Первые духовные школы создавались при архиерейских кафедрах и на их средства «для приуготовления лучшего священства», которое имело бы «званию своему должное искусство» [23].Недостаток в грамотных кадрах для церкви и гражданской службы вызнал повеление Петра, чтобы «и градские лучшие приказные люди и дворяне» отдавали детей в Московскую академию, как для подготовки к духовному званию, так и для приобретения необходимых знаний для дальнейшего обучения в специальных учебных заведениях. Однако сама церковная власть всячески противилась приему в свои школы лиц, не принадлежавших к духовному сословию. Не только в семинариях, но и в низших духовных школах учились преимущественно дети из духовного сословия.В 1721–1725 гг. было открыто 46 таких архиерейских школ. В 1737 г. они были преобразованы в семинарии, но полный курс семинарского образования был введен лишь в 8 школах. При этом они не имели единой программы обучения. Отсутствовала и системность в духовном образовании.В XVIII веке количество семинарий и самих учащихся росло, но с переменным успехом, так как возникала проблема недостатка специализированных педагогов и малого финансирования. Поэтому почти до конца века духовные школы существовали не во всех епархиях, так что знания и навыки служения у многих приходских священников носили «домашний» характер, передавались от отца к сыну. Таким образом, на этом этапе духовное образование так и не сделалось всеобщим для приходского духовенства, хотя уже были провозглашены определенные указы о том, чтобы церковные должности занимали только лица прошедшие определенное обучение.31 октября 1798 г. был издан первый Устав духовных академий. Он предусматривал преподавание в академиях «полной системы философии и богословия», «высшего красноречия», древнееврейского, древнегреческого и латинского языков, а из новых – французского и немецкого, российской, всеобщей и церковной истории, физики и математики. Подтверждалось правило направления из каждой семинарии двух лучших учеников в Петербургскую духовную академию[24].Тогда же был создан Санкт-Петербургский духовный академический институт, который стал преемником Московской славяно-греко-латинской академии. Он стал ведущим учебным заведением в области православной теологии и философии и принес значительный вклад в развитие духовной культуры России. Духовное образование в те времена приобрело отчетливо сословный характер, ограничиваясь преимущественно сыновьями из семей духовенства. Имея в виду значительное интеллектуальное и духовное наследие, распространенное в этих семьях, семинарии и академии установили строгие критерии отбора, тщательно отбирая только тех, кто обладал подобным благородным родством.Современники и историки духовной школы рисуют неприглядную картину состояния духовных учебных заведений на рубеже XVIII-XIX вв., жизни и быта учеников духовных школ. В семинариях тогда ограничивались преподаванием Закона Божия, обучением чтению и письму, церковному пению, элементарными сведениями по богословию. Преподавание было пронизано мертвой схоластикой и канцелярщиной. «Педагогические меры, – пишет историк духовной школы Ф.Н. Белявский, – состояли только в наказаниях, которые поражают своей жестокостью: розги, палки, пощечины, битье линейками, дранье за волосы были единственными средствами поощрения. Под влиянием такой школы и вырабатывался тот бурсацкий тип, во имя которого всякая чувствительность, нежность нравственного чувства, совестливость преследовались как бабьи черты, недостойные порядочного бурсака». Немногим лучше было положение и учителя, который мог «за послабление» подвергнуться «равномерному наказанию, как и об учениках показано»[1].В начале XIX века, в контексте проводившихся Александром I других преобразований, была проведена и реформа системы духовного образования. Задача ее – устранить негативные стороны этой системы, придать единство и преемственность всех степеней духовных учебных заведений и программ обучения. Вместе с тем преследовалась и важная цель повышения общеобразовательного уровня духовно-учебных заведений, а в академиях и развития богословия.В XIX веке стали создаваться новые священные академии по всей стране, что способствовало распространению высшего духовного образования.Важно отметить, что все реформы и преобразования, произошедшие в Русской Православной Церкви во время синодального периода, были осуществлены с инициативы светской власти. Это свидетельствует о том, что государство влияло на процессы в Церкви и стремилось управлять её деятельностью.Синодальный период в истории Русской Православной Церкви ознаменовался существенными преобразованиями, которые оказали глубокое воздействие на её структуру и функционирование. Однако, эти изменения были не столько религиозными, сколько политическими.Таким образом, синодальный период в истории Русской Православной Церкви свидетельствует о том, что светская власть играла существенную роль в преобразованиях Церкви и имела определенное влияние на её развитие и функционирование. Церковный историк И. К. Смолич так писал, «Реформы никогда не исходили от Святейшего Синода, он только проводил их, действуя под давлением преобладавшего политического направления или государственной власти, представленной в лице обер-прокурора» [22].Важным этапом в истории высшего духовного образования стала реформа, проведенная в начале XX века. Она была направлена на совершенствование учебных программ и методик преподавания, а также на повышение качества образования. В результате реформы были открыты новые центры духовного образования - духовные академии, семинарии и религиозно-философские учебные заведения.Однако развитие высшего духовного образования на протяжении всей истории России сопровождалось различными вызовами и преградами. В период Советского Союза церковная жизнь была подавлена, многие церковные учебные заведения закрыты или переориентированы на другие направления. Это привело к резкому сокращению возможностей для получения высшего духовного образования.Со временем распада Советского Союза началась новая эра в развитии высшего духовного образования в России. Восстанавливая традиции и ценности православной веры, власти стремились развить систему духовного образования и поддержать ее рост. Было организовано множество богословских институтов, академий и факультетов, которые предлагают обучение в области православной теологии и связанных с ней дисциплин.На сегодняшний день высшее духовное образование в России продолжает развиваться и расширять свои возможности. Многие университеты открывают специализированные факультеты, готовящие будущих духовных лидеров и специалистов в области религии и теологии. Возрождение интереса к духовной культуре и православию среди молодежи способствует увеличению числа студентов, выбирающих высшее духовное образование.Высшее духовноеобразование в России является сложным и многосторонним процессом, включающим собой сохранение и развитие религиозных традиций, укрепление ценностей и культуры, а также обеспечение высокого уровня образования в области православной теологии и философии. Эта система образования играет важную роль в формировании духовной и культурной сущности России, способствуя развитию духовности и моральных ценностей народа.3.2. Реформы духовного образования РоссииДуховное образование является важной составляющей развития общества. Оно формирует ценности, этику и мировоззрение граждан, а также способствует гармоничному развитию личности. В связи с этим, Россия приступила к серьезным реформам в сфере духовного образования, с целью улучшения его качества и доступности для граждан.Одним из основных направлений реформ стала модернизация содержания образовательных программ. Тщательно анализируя потребности общества и требования времени, внедряются инновационные подходы к преподаванию духовных дисциплин. Старые каноны и привычные методы заменяются новыми, более интерактивными и эффективными методиками, позволяющими лучше развить духовные качества и понимание студентов.Один из ключевых аспектов реформ — это расширение доступности духовного образования. Все больше институтов и учебных заведений, а также онлайн-платформ предоставляют возможность получить качественное духовное образование. Это позволяет гражданам самостоятельно выбирать формат и место обучения, с учетом их индивидуальных предпочтений и возможностей. Также проводятся активные информационные кампании, направленные на осведомление людей о важности духовного образования и доступных им ресурсах.Большое внимание уделяется также подготовке и квалификации преподавателей духовных дисциплин. Образовательные программы, направленные на повышение их профессионализма и компетентности, включают в себя как строгую апробацию знаний, так и развитие педагогических навыков. Таким образом, создаются все условия для эффективного и качественного обучения студентов.В рамках реформирования духовного образования в России также акцентируется важность духовно-нравственного воспитания на всех уровнях образовательной системы. Развитие моральных ценностей, умение применять их в жизни, а также формирование гражданской ответственности становятся приоритетом. Внедрение этих принципов не только во всех звеньях духовного образования, но и в других сферах, поможет создать общество свободных, самореализованных и ответственных граждан.Реформы духовного образования в России стремятся сделать его более современным и релевантным, отвечающим вызовам и требованиям современного общества. Они направлены на повышение качества образования и его доступности для всех граждан, а также на формирование гармонично развитых личностей с глубокими духовными ценностями.Духовная школа занимала солидное место в общей системе образования в России. Благодаря своему особому подходу к образованию, она предоставляла уникальные возможности для развития молодых умов и душ. Внимание, уделенное духовным и нравственным аспектам, отличало эту школу от других учебных заведений.Одной из основных целей духовной школы было формирование гармоничной личности, основанной на высоких нравственных принципах. Для достижения этой цели сотрудники школы активно использовали разнообразные методы. Уроки, организованные в школе, включали не только традиционное обучение академическим дисциплинам, но и глубокое изучение духовных и философских учений. Это позволяло студентам расширять свое понимание мира и углублять свои знания о нравственных принципах и ценностях.Особое внимание в духовной школе уделялось развитию творческого мышления и самореализации каждого ученика. Учащимся предлагались различные виды искусства – музыка, живопись, литература, театр – для развития их талантов и способностей. Школа также поощряла самоанализ и самопознание, чтобы каждый студент мог лучше понять себя и свои цели в жизни.Важным аспектом духовной школы была поддержка исторического и национального наследия России. Ученикам предоставлялись возможности посещать различные культурные памятники и экскурсии, а также участвовать в традиционных русских праздниках и обрядах. Это помогало студентам поддерживать связь с их корнями и развивать глубокое понимание и уважение к своей культуре.Сложившийся опыт в духовных школах России помогал выпускникам не только преуспевать в своих профессиональных областях, но и становиться ответственными, взрослыми и этичными гражданами. Они обладали всесторонними знаниями и навыками, а также глубоким пониманием духовных ценностей, которые помогали им преодолевать трудности и достигать успеха в личной жизни.Таким образом задачей Церкви является охранение чистоты веры; но научные работы – по большей части значительного объема и предназначенные для чтения специалистов – очень редко становились доступными широким массам народа; поэтому они едва ли могли способствовать сохранению чистоты веры в массе верующих. Однако, несмотря на все эти трудности, как в церковном проповедничестве, так и в богословских исследованиях были известные достижения. За пределами России эта литература известна мало, поэтому может возникнуть впечатление, что проповедь Русской Церкви молчала и что русская богословская наука безплодна»[21].В итоге, духовная школа оказывала значительное влияние на формирование личностей молодых людей в России. Она служила не только местом образования, но и площадкой для раскрытия интеллектуального и духовного потенциала каждого студента. Благодаря своей уникальной философии и подходу к образованию, духовные школы в России продолжают оставаться важной и значимой частью образовательной системы в целом.ЗаключениеВ современном обществе наблюдается явная тенденция к увеличению роли образования. Оно уже давно перестало быть просто основой для получения профессии или устройства на работу. Образование стало ценным ресурсом, который помогает людям успешно ориентироваться в современном мире и добиваться профессионального и личностного роста.С учетом этой высокой значимости образования необходимо неустанно совершенствовать систему образованияв России. Современный мир постоянно меняется и требует от людей новых знаний, навыков и компетенций. Поэтому важно, чтобы образовательные программы были актуальными и отвечали требованиям современной жизни.В период быстрого развития технологий и глобальных перемен, высшим учебным заведениям нужно гибко адаптироваться к новому. Преподаватели и педагоги должны быть готовы изменять свои методы и подходы к обучению, чтобы максимально эффективно передавать знания. Важно обеспечить доступ к современным образовательным технологиям и использовать их в учебном процессе. Только так можно гарантировать, что учащиеся получат необходимые навыки и будут готовы к сложностям современного мира.Роль образования в жизни общества становится все более значимой. Следовательно, необходимо постоянно совершенствовать систему обучения в соответствии с требованиями современного мира. В современной системе образования все большую роль играет негосударственное образование. Закон РФ "Об образовании", предусматривающий создание и равноправное функционирование образовательных учреждений различных организационных форм собственности, вводит понятие "негосударственное образовательное учреждение". Этим ознаменовался отказ государства от монополии на образовательную деятельность. Юридическое закрепление равноправного существования различных видов и форм образовательных учреждений, реального права граждан самим избирать ту или иную форму обучения и образовательную программу является серьезным достижением последних лет.Список литературыБелявский Ф.Н. О реформе средней школы. Краткий очерк прошлого средней духовной школы. - СПб.,4. 1.С. 32.Блинов В. И. Словарь-справочник современного российского профессионального образования. Вып. 1./ В. И. Блинов, И. А. Волошина, Е. Ю. Есенина, А. Н. Лейбович, П. Н. Новиков.— М.: ФИРО, 2018.Бодрова Е. В., Никитина С. Б. Кризис системы образования, Поиск новой парадигмы образования на рубеже XX — XXI веков // официальный сайт Московского Гуманитарного Университета [Электронный ресурс]. — URL: http://www.mosgu.ru/nauchnaya/publications/2009/professor.ru/Bodrova&Nikitina.pdf Дата обращения: 08.12.2023.Большая советская энциклопедия: [в 30 т.] / гл. ред. А. М. Прохоров. — 3-е изд. — М.: Советская энциклопедия, 1969–1978.Воскрекасенко, Ольга Александровна. Педагогическое сопровождение развития социальной адаптивности студентов в высшей школе : автореферат дис. доктора педагогических наук : 13.00.08 / Воскрекасенко Ольга Александровна; [Место защиты: Моск. пед. гос. ун-т]. - Москва, 2018. - 40 с.Воскрекасенко О. А. Создание ситуации выбора в образовательном процессе высшей школы как условие развития адаптивности будущих педагогов, 2011. Электронный ресурс: https://dep_penzped.pnzgu.ru/files/dep_penzped.pnzgu.ru/voskrekasenko_o_a__sozdanie_situacii_vybora.pdf Дата обращения: 07.12.2023.Выдержка из книги Нарышкин Б. В. КПСС в революциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК Том 11 Издание 9.Гущина Г.А., Масягин В.П. Моделирование процесса формирования профессиональной культуры студентов вузов (на примере будущих экономистов) // Мир образования - образование в мире. 2017. № 2 (66). С. 34-39.Громцев С. А. Педагогические проблемы системы подготовки специалистов с высшим образованием в Российской Федерации / С. А. Громцев, А. Н. Пальчиков, В. Б. Коновалов. — Саратов: Издательство «Вузовское образование», 2014. — 65 с.Ильин Г. П. Кризис как устойчивое состояние современного образования // Образование после образования (от педагогической парадигмы к образовательной) [Электронный ресурс]. — URL: http://rus.aktobe/kz/beb/g6_05_02.htm Дата обращения: 07.12.2023.Исаев М. Д. Проблемы образования в государственных федеральных учреждениях высшего образования / М. Д. Исаев. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 2 (136). — С. 676-678. — URL: https://moluch.ru/archive/136/38115/ (дата обращения: 08.12.2023).Историография истории российской высшей школы [Электронный ресурс] [сайт]. URL: http://www.lomonosov-fund.ru/enc/ru/encyclopedia:0128813:article#/ Дата обращения: 08.12.2023.История становления органов управления образованием [Электронный ресурс] [сайт]. URL:http://www.russia.edu.ru/edu/description/history_edu/965/ Дата обращения: 08.12.2023.Ледовских Н. П., Урманов С. И. и др. Культурология: Учеб.пособие / РГРТА- Рязань: Русское слово, 1999. 226 с.Народное хозяйство СССР в 1990 г. М., 1991. С. 219.Насколько важно сегодня иметь высшее образование [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www.kakprosto.ru/kak-893011-naskolko-vazhno-segodnya-imet-vysshee-obrazovanie-#ixzz4oElalJo6 Дата обращения: 07.12.2023.Постановление ВЦИК и СНК РСФСР от 24.01.1927 г. «О взимании платы в учебных и воспитательных учреждениях» // Справочные правовые системы.Постановление Правительства РФ от 4 октября 2000 г. N 751 «О национальной доктрине образования в Российской Федерации. Электронный ресурс: https://docs.cntd.ru/document/901771684 Дата обращения: 09.12.2023Романцев Г.М., Ронжина Н.В. Философско-методологические аспекты профессиональной педагогики // Казанский педагогический журнал. 2013. С. 16-24.Сергеева С.В., Воскрекасенко О.А. Воспитание в техническом вузе как многоуровневом образовательном комплексе: от теории к практике: монография. Пенза, 2015.144 с.Смолич И.К. История Русской Церкви. Ч. 2. С. 75.Смолич И.К. История Русской Церкви. Ч. 1. С. 419.Сперанский М.М., Полное собрание законов Российской Империи-1. Т. 5, № 3718.Сперанский М.М., Полное собрание законов Российской Империи-1. Т. 25, № 18726.Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 03.02.2014) «Об образовании в Российской Федерации» // Справочные правовые системы.Формирование и сущность советского строя [Электронный ресурс] [сайт]. URL: http://www.ido.rudn.ru/ffec/hist/h8.html Дата обращения: 08.12.2023.Шульгин B.C. Религия и церковь // Очерки русской культуры XVIII века. – М., 1987. Ч. 2. С. 386; Знаменский П.В. Духовные школы в России до реформы 1808 г. – Казань, 1881. С. 315.
1. Белявский Ф.Н. О реформе средней школы. Краткий очерк прошлого средней духовной школы. - СПб.,4. 1.С. 32.
2. Блинов В. И. Словарь-справочник современного российского профессионального образования. Вып. 1./ В. И. Блинов, И. А. Волошина, Е. Ю. Есенина, А. Н. Лейбович, П. Н. Новиков.— М.: ФИРО, 2018.
3. Бодрова Е. В., Никитина С. Б. Кризис системы образования, Поиск новой парадигмы образования на рубеже XX — XXI веков // официальный сайт Московского Гуманитарного Университета [Электронный ресурс]. — URL: http://www.mosgu.ru/nauchnaya/publications/2009/professor.ru/Bodrova&Nikitina.pdf Дата обращения: 08.12.2023.
4. Большая советская энциклопедия: [в 30 т.] / гл. ред. А. М. Прохоров. — 3-е изд. — М.: Советская энциклопедия, 1969–1978.
5. Воскрекасенко, Ольга Александровна. Педагогическое сопровождение развития социальной адаптивности студентов в высшей школе : автореферат дис. доктора педагогических наук : 13.00.08 / Воскрекасенко Ольга Александровна; [Место защиты: Моск. пед. гос. ун-т]. - Москва, 2018. - 40 с.
6. Воскрекасенко О. А. Создание ситуации выбора в образовательном процессе высшей школы как условие развития адаптивности будущих педагогов, 2011. Электронный ресурс: https://dep_penzped.pnzgu.ru/files/dep_penzped.pnzgu.ru/voskrekasenko_o_a__sozdanie_situacii_vybora.pdf Дата обращения: 07.12.2023.
7. Выдержка из книги Нарышкин Б. В. КПСС в революциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК Том 11 Издание 9.
8. Гущина Г.А., Масягин В.П. Моделирование процесса формирования профессиональной культуры студентов вузов (на примере будущих экономистов) // Мир образования - образование в мире. 2017. № 2 (66). С. 34-39.
9. Громцев С. А. Педагогические проблемы системы подготовки специалистов с высшим образованием в Российской Федерации / С. А. Громцев, А. Н. Пальчиков, В. Б. Коновалов. — Саратов: Издательство «Вузовское образование», 2014. — 65 с.
10. Ильин Г. П. Кризис как устойчивое состояние современного образования // Образование после образования (от педагогической парадигмы к образовательной) [Электронный ресурс]. — URL: http://rus.aktobe/kz/beb/g6_05_02.htm Дата обращения: 07.12.2023.
11. Исаев М. Д. Проблемы образования в государственных федеральных учреждениях высшего образования / М. Д. Исаев. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 2 (136). — С. 676-678. — URL: https://moluch.ru/archive/136/38115/ (дата обращения: 08.12.2023).
12. Историография истории российской высшей школы [Электронный ресурс] [сайт]. URL: http://www.lomonosov-fund.ru/enc/ru/encyclopedia:0128813:article#/ Дата обращения: 08.12.2023.
13. История становления органов управления образованием [Электронный ресурс] [сайт]. URL:http://www.russia.edu.ru/edu/description/history_edu/965/ Дата обращения: 08.12.2023.
14. Ледовских Н. П., Урманов С. И. и др. Культурология: Учеб. пособие / РГРТА - Рязань: Русское слово, 1999. 226 с.
15. Народное хозяйство СССР в 1990 г. М., 1991. С. 219.
16. Насколько важно сегодня иметь высшее образование [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www.kakprosto.ru/kak-893011-naskolko-vazhno-segodnya-imet-vysshee-obrazovanie-#ixzz4oElalJo6 Дата обращения: 07.12.2023.
17. Постановление ВЦИК и СНК РСФСР от 24.01.1927 г. «О взимании платы в учебных и воспитательных учреждениях» // Справочные правовые системы.
18. Постановление Правительства РФ от 4 октября 2000 г. N 751 «О национальной доктрине образования в Российской Федерации. Электронный ресурс: https://docs.cntd.ru/document/901771684 Дата обращения: 09.12.2023
19. Романцев Г.М., Ронжина Н.В. Философско-методологические аспекты профессиональной педагогики // Казанский педагогический журнал. 2013. С. 16-24.
20. Сергеева С.В., Воскрекасенко О.А. Воспитание в техническом вузе как многоуровневом образовательном комплексе: от теории к практике: монография. Пенза, 2015.144 с.
21. Смолич И.К. История Русской Церкви. Ч. 2. С. 75.
22. Смолич И.К. История Русской Церкви. Ч. 1. С. 419.
23. Сперанский М.М., Полное собрание законов Российской Империи-1. Т. 5, № 3718.
24. Сперанский М.М., Полное собрание законов Российской Империи-1. Т. 25, № 18726.
25. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 03.02.2014) «Об образовании в Российской Федерации» // Справочные правовые системы.
26. Формирование и сущность советского строя [Электронный ресурс] [сайт]. URL: http://www.ido.rudn.ru/ffec/hist/h8.html Дата обращения: 08.12.2023.
27. Шульгин B.C. Религия и церковь // Очерки русской культуры XVIII века. – М., 1987. Ч. 2. С. 386; Знаменский П.В. Духовные школы в России до реформы 1808 г. – Казань, 1881. С. 315.