Методы семейного воспитания
Заказать уникальный реферат- 15 15 страниц
- 10 + 10 источников
- Добавлена 13.01.2024
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
Введение 2
Сущность и функции семейного воспитания 3
Методы семейного воспитания 9
Заключение 14
Список литературы 15
Это могут быть запреты, лишения, угнетение.А.В. Петровский выделяет пять основныхметодов или тактик семейного воспитания: диктат, опека, конфронтация, мирное сосуществование, сотрудничество [9].1. Диктат. Для данного метода характерным является подавление одними членами семьи самостоятельности, чувства собственного достоинства, инициативы других. Члены семьи, которые выполняют роль диктатора, характеризуются как авторитарные,деспотичныеличности. Диктатором в семье может являться любой член семьи, в том числе и сам ребенок. Такое воспитаниев большинстве своем встречается в детоцентрических семьях. Зачастую, данныйметод воспитания применяют отцы, но в современных семьях при условии соблюдения позиции «невмешательства» отца данныйметод может использовать и мать. Требовательность со стороны старших членов семьи в вопросах, касающихся воспитания младших без уважения и доверия к ребенку оборачивается принуждением,грубым давлением.2. Опека.Метод опеки подразумеваетнепрерывную заботу, ограждение от сложностей, участие во всех вопросах относительно жизни и деятельности ребенка. Такая тактика воспитания препятствует развитию инициативы, самостоятельности, ответственности. Ребенок задерживается в ходе своего взросления, социально-психологического развития, он не стремится к деятельности,основывающейся на принципе «я сам», а предпочитает принцип «пусть мама/папа сделает/решит/поможет». На первый план при этом для родителей выходит проблема удовлетворения всех потребностей ребенка и ограждение его от различных трудностей. Опека в качествевоспитательногометода формирует в целом иждивенческую позицию личности. Забота об облегчении жизни ребенка, ограждение от сложностей жизни, решение за него каких-либо задач оборачиваются в будущем неспособностью ребенка жить в реальной жизни полностьюсамостоятельно. 3. Конфронтация. Данный воспитательныйметод наиболее характерен для проблемных,конфликтныхсемей. В семьях, общение между поколениями в которых обладает конфликтным характером с применением стратегии соперничества, накапливаются раздражение, взаимные обиды, восприятие других членов семьи искажается и им приписывается значительно большее количество негативных качеств личности, чем те, которыми они на самом деле обладают. Педагогический результат в таком случае проявляется в виде разрушения или деформации детско-родительских и семейных отношенийв целом.Повзрослевшие дети в последствии могут применять тактику конфронтации и даже диктата в отношении своих престарелых родителей. 4. Мирное сосуществование.Данный метод заключается в невмешательстве в дела других членов семьи, в том числе и детей, каждый обособлен в своих проблемах, делах, успехах итрудностях.Зачастую родители гордятся своими отношениями с детьми на основании невмешательства в их дела, считая такой подход проявлением достаточной взрослости исамостоятельностидетей. Родители при этом отмечают, что подобный метод развивает независимость, не сковывает никаким образом свободу личности, формирует условия для самореализации иразностороннего развития личности. Данный тип детско-родительских отношений основывается на нежелании родителя затрачивать психологические,душевныеи иные силы на руководство развитием ребенка, целенаправленного вида формирование личности. В сложных жизненных ситуациях, которые требуют поддержки и помощи других членов семьи каждый с ними остается один на один. Семья с течением времени перестает существовать посколькуотсутствует взаимосвязь между членами семьи.5. Сотрудничество.Метод сотрудничества характерен для детско-родительских отношений в семьях, которые достигли в своем развитии как социальной группы, наивысшего уровня, а именно коллектива. В семье отмечается единая система ценностных ориентаций, а также общая цель различных совместных видов деятельности, для взаимоотношений членов семьи наиболее свойственны поддержка, взаимопомощь, открытость,а также доверительность отношений. Присутствие ценностно-ориентационного единства в семье – основной духовно-нравственный фактор воспитания детей. Данная метод является наиболее благоприятным для формирования нравственно и духовно здоровой личности.Вне всякого сомнения, что в семейном воспитании могут использоваться и иные методы педагогического взаимодействия с детьми в виду их разнообразия и комбинирования. Это непосредственно обуславливается спецификой семейного воспитания в каждом конкретном случае.ЗаключениеСемейное воспитание всегда представляется наиболее значимым в жизни человека. Воспитание в широком смысле слова - это не только намеренное инаправленное воздействие на ребенка в моменты, когда его поучают, поощряют, делают замечания, бранят или наказывают. Зачастую значительно больше на ребенка действует пример родителей, они при этом свое влияние способны и не осознавать. Несколько фраз, которыми машинально обменяются между собой родители, способны оставить в ребенке существенно больший след, чем долгие поучения, которые в большинстве совсем не вызывают в нем ничего, точно такое же действие способна оказать и понимающая улыбка, мимоходом брошенное слово и т.п.Как правило, в памяти каждого остается особая характерная атмосфера родного дома, которая связана со многими незначительными ежедневными событиями, или страх, который человек переживал в связи со многими, непонятными для него событиями. Именно радостная,спокойнаяили напряженная, полная страха иопасения атмосфера больше всего действует на ребенка, на его становление ирост, накладывает очень глубокий отпечаток на все его дальнейшее развитие.Одним из важных условий воспитания ребенка является семейная атмосфера, определяющаяся, в первую очередь, тем, как члены семьи общаются друг с другом, относятся к ребенку, тем социально-психологическим климатом, который характерен для той или иной семьи, он и составляет то основное, что в большей мере определяет социальное,эмоциональноеи другие виды развития ребенка.Воспитание ребенка в настоящее время должно стать чем-то большим, чем простая передача готовых умений, знаний, навыков и образцов поведения. Подлинное воспитание - это непрерывный диалог родителя с ребенком, в процессе которого ребенок все в большей степени осваивает способность к принятию полностью самостоятельных решений, что поможет ему стать полноправным членом общества.Список литературыАзаров Ю.П. Семейная педагогика. - М.: Просвещение, 2012. – 685с.Амонашвили, Ш. Искусство семейного воспитания / Ш. Амонашвили. - М.: Амрита, 2015. - 296c.Андреева Т.В. Психология семьи. - СПб.: Речь, 2017. - 188c.Виноградова, Н.А. Основы семейного воспитания. Учебник для студентов средних профессиональных учебных заведений / Н.А. Виноградова. - М.: Академия (Academia), 2018. - 172c.Зверева, О. Актуальные проблемы семейного воспитания / Ольга Зверева. - Москва: Огни, 2015. - 703c.Зритнева, Е. И. Семьеведение / Е.И. Зритнева, Н.П. Клушина. - М.: Владос, 2018. - 248c.Каптерев, П. Задачи семейного воспитания. Избранное / Петр Каптерев. - М.: Карапуз, 2020. - 859c.Куликова Т.А.Семейная педагогика и домашнее воспитание: Учебник для студ. сред, и высш. пед. учеб. заведений. - М: Издательский центр «Академия», 2017. - 232 с.Петровский А.В. Дети и тактика семейного воспитания. - М.: Знание, 2017. - 375 с.Прохорова, О.Г. Семьеведение / О.Г. Прохорова, Е.И. Холостова, Е.М. Черняк. - М.: Юрайт, 2022. - 418c.
1. Азаров Ю.П. Семейная педагогика. - М.: Просвещение, 2012. – 685с.
2. Амонашвили, Ш. Искусство семейного воспитания / Ш. Амонашвили. - М.: Амрита, 2015. - 296c.
3. Андреева Т.В. Психология семьи. - СПб.: Речь, 2017. - 188c.
4. Виноградова, Н.А. Основы семейного воспитания. Учебник для студентов средних профессиональных учебных заведений / Н.А. Виноградова. - М.: Академия (Academia), 2018. - 172c.
5. Зверева, О. Актуальные проблемы семейного воспитания / Ольга Зверева. - Москва: Огни, 2015. - 703c.
6. Зритнева, Е. И. Семьеведение / Е.И. Зритнева, Н.П. Клушина. - М.: Владос, 2018. - 248c.
7. Каптерев, П. Задачи семейного воспитания. Избранное / Петр Каптерев. - М.: Карапуз, 2020. - 859c.
8. Куликова Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание: Учебник для студ. сред, и высш. пед. учеб. заведений. - М: Издательский центр «Академия», 2017. - 232 с.
9. Петровский А.В. Дети и тактика семейного воспитания. - М.: Знание, 2017. - 375 с.
10. Прохорова, О.Г. Семьеведение / О.Г. Прохорова, Е.И. Холостова, Е.М. Черняк. - М.: Юрайт, 2022. - 418c.