Методы и средства воспитания во внеучебной деятельности

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: Педагогика
  • 20 20 страниц
  • 6 + 6 источников
  • Добавлена 10.01.2024
748 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
1. Внеучебная деятельность. 5
2. Методы воспитания во внеучебной деятельности 9
3. Средства воспитания во внеучебной деятельности 14
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 18
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 20

Фрагмент для ознакомления

По включенности сознания воспитателя и воспитуемого в процесс воспитания его средства делятся на осознанные и неосознанные. Осознанное воспитание предполагает, что воспитатель осознанно ставит перед собой цель, а воспитуемый знает о ней и принимает ее. Несознательное воспитание характеризуется тем, что воспитуемый принимает воспитательное воздействие без осознанного контроля со своей стороны, а воспитатель также не производит преднамеренного воздействия на воспитуемого.По характеру того, на что в самом объекте воспитания направлены воспитательные воздействия, его средства принято делить на эмоциональные, когнитивные и поведенческие. На практике они чаще всего являются комплексными, т.е. воспитательные влияния обязательно включают в себя разные стороны личности воспитуемого.К достоинствам прямых средств воспитания относят то, что они:задействуют такие виды научения как заражение, подражание и внушение, которые основаны на механизме викарного научения (например, воспитатель демонстрирует нужный образец поведения и обеспечивает полное и правильное его восприятие испытуемым).расширяют возможности воспитания.это единственно возможные средства на ранних этапах детского развития (когда ребенок еще не понимает речь).Недостатками прямых средств воспитания являются: персональная и временная ограниченность их применения (воспитатель может передать только то, чем обладает он сам). Кроме того не всегда воспитатель может находиться в личном контакте с воспитуемым.Достоинствами косвенных средств воспитания являются: разносторонность и длительность их воздействия на воспитуемого (книги, средства массовой информации, другие системы кодирования и передачи информации).Выделяют следующие основные недостатки косвенных средств воспитания:они лишены живой эмоциональной силы (она есть при прямом воспитательном воздействии).возрастные ограничения (они применимы к детям, обладающим речью, умеющим читать и понимать нравственный смысл сказанного или прочитанного).Осознанные средства воспитания предполагают использование заранее определенных и контролируемых методов с предсказуемыми результатами. Однако их применение ограничено возрастными рамками и не всегда применимо к детям раннего возраста и младшим школьникам. Неосознанные средства воспитания сложнее оценить, так как они не подчиняются контролю сознания. В современных условиях когнитивные воспитательные влияния играют основную роль, поскольку считается, что знания человека определяют не только его личность, но и поведение. Эмоциональные воспитательные влияния призваны вызывать и поддерживать у воспитуемого определенные эмоциональные состояния, которые могут облегчать или затруднять восприятие других психологических воздействий. Положительные эмоции "открывают", а отрицательные "закрывают" воспитуемого от воспитательного воздействия воспитателя. Поведенческие воспитательные влияния непосредственно влияют на действия человека, при этом воспитуемый сначала совершает действие, а затем осознает его полезность или вредность.В отличие от предыдущих случаев, где изменения сначала происходят внутри личности, а затем отражаются на поведении, в данном случае изменения сначала проявляются в поведении, а затем влияют на внутренний мир личности.Воспитательный эффект будет наиболее успешным, если применять комплексный подход, охватывающий все аспекты личности, включая когнитивные, эмоциональные и поведенческие методы. В настоящее время широко используются различные методы психотерапии и психокоррекции, такие как социально-психологический тренинг, который помогает людям справляться с жизненными трудностями, решать деловые и личные проблемы и устанавливать гармоничные отношения с окружающими людьми.ЗАКЛЮЧЕНИЕВоспитание является одной из важнейших задач образовательного учреждения. Оно включает в себя не только учебную деятельность, но и внеучебную. Внеучебная деятельность – это разнообразная деятельность, которая не связана с учебным процессом, но направлена на развитие личности ученика.Средства воспитания во внеучебной деятельности могут быть различными: организация спортивных мероприятий, кружков и секций, экскурсии, походы, театральные постановки, конкурсы и т.д. Важно выбрать такие средства, которые будут интересны и полезны для учеников.Методы воспитания во внеучебной деятельности также разнообразны: убеждение, пример, поощрение, наказание, дискуссии, дебаты, тренинги, ролевые игры и др. Важно выбрать такие методы, которые будут эффективны и соответствовать возрасту и интересам учеников.В целом, воспитание во внеучебной деятельности играет важную роль в формировании личности ученика, развитии его творческих способностей, укреплении здоровья и формировании навыков общения.Воспитание является неотъемлемой частью образовательного процесса. Оно играет важную роль в формировании личности ученика и помогает ему стать успешным и счастливым человеком. Внеучебная деятельность также имеет большое значение для развития личности, так как она позволяет ученикам раскрыть свой потенциал и развить свои таланты.Средства и методы воспитания в внеучебной деятельности могут быть различными. Например, это может быть организация спортивных мероприятий, конкурсов, экскурсий, кружков и т.д. Важно выбирать такие мероприятия, которые будут интересны и полезны для учеников.Одним из главных преимуществ использования средств и методов воспитания в внеучебной деятельности является то, что они помогают развивать у учеников навыки самостоятельной работы, ответственности, коммуникабельности и творческого мышления. Кроме того, такие мероприятия способствуют формированию у учеников уважительного отношения к окружающим людям и культуре.Важно также учитывать индивидуальные особенности каждого ученика при выборе средств и методов воспитания в внеучебной деятельности. Например, если ученик любит спорт, то можно организовать спортивные соревнования или занятия по физической культуре. Если же ученик интересуется искусством, то можно провести выставки картин или организовать театральные постановки.Таким образом, использование средств и методов воспитания в внеучебной деятельности является важным компонентом образовательного процесса. Оно помогает формировать личность ученика, развивать его таланты и навыки, а также способствует формированию уважительного отношения к окружающим людям и культуре.СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ1. Закон Российской Федерации "Федеральный закон обобразовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 № 273-ФЗ //Собрание законодательства Российской Федерации. – №53. – ст. 7598.2. Министерство образования и науки Российской ФедерацииДепартамент государственной политики в сфере воспитания детей имолодежиот 14.12.2015 // Письмо о внеурочной деятельности и реализациидополнительных общеобразовательных программ – № 09. –ст. 35643. Министерство образования и науки Российской ФедерацииДепартамент общего образования "Об организации внеурочнойдеятельности при введении федерального государственногообразовательного стандарта общего образования" от 12.05 2011 № 03-296// Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации. – №53. – ст. 7598.4. Воронов, В.В. Технология воспитания: Пособие дляпреподавателей вузов, студентов и учителей / В. В. Воронов. – Москва.: Школьная пресса, 2000. –96 с.– ISBN 5-921900-33-8.5. Григорьев Д.В., Внеурочная деятельность школьников : методический конструктор : пособие для учителя / Д. В. Григорьев, П. В. Степанов. - Москва : Просвещение, 2010. - 223 с. : табл.; 22 см. – (Стандарты второго поколения).; ISBN 978-5-09-020549-86. Методические советы по организации внеурочнойдеятельности учащихся начальных классов : сайт. – Москва, 2020–.–URL:http://www.openclass.ru/node/221595 (дата обращения: 08.12.2023).

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Закон Российской Федерации "Федеральный закон об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 № 273-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. – №53. – ст. 7598.
2. Министерство образования и науки Российской Федерации Департамент государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи от 14.12.2015 // Письмо о внеурочной деятельности и реализации дополнительных общеобразовательных программ – № 09. – ст. 3564
3. Министерство образования и науки Российской Федерации Департамент общего образования "Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования" от 12.05 2011 № 03-296 // Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации. – №53. – ст. 7598.
4. Воронов, В. В. Технология воспитания : Пособие для преподавателей вузов, студентов и учителей / В. В. Воронов. – Москва. : Школьная пресса, 2000. – 96 с. – ISBN 5-921900-33-8.
5. Григорьев Д.В., Внеурочная деятельность школьников : методический конструктор : пособие для учителя / Д. В. Григорьев, П. В. Степанов. - Москва : Просвещение, 2010. - 223 с. : табл.; 22 см. – (Стандарты второго поколения).; ISBN 978-5-09-020549-8
6. Методические советы по организации внеурочной деятельности учащихся начальных классов : сайт. – Москва, 2020 – . – URL: http://www.openclass.ru/node/221595 (дата обращения: 08.12.2023).