Работа с иллюстрациями на уроках русского языка как средство развития речи младших школьников

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Методика преподавания
  • 35 35 страниц
  • 15 + 15 источников
  • Добавлена 10.01.2024
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты работы с иллюстрациями на уроках русского языка как средство развития речи младших школьников 5
1.1 Роль и значение иллюстраций в обучении и развитии речи младших школьников 5
1.2 Методы работы с иллюстрациями на уроках русского языка 8
1.3 Педагогические принципы и подходы при работе с иллюстрациями 12
Глава 2. Методическая работа с иллюстрациями на уроках русского языка как средство развития речи младших школьников 17
2.1 Методика работы над сочинением по картине в начальной школе как средство развития речи младших школьников 17
2.2 Анализ опытно-экспериментальной работы по развитию речи младших школьников посредством написания сочинения по картине 21
Заключение 29
Список литературы 31
Фрагмент для ознакомления

Задание 5. Определение «звучания» изображения (какие звуки слышны на этом изображении?) (рис.3) (приложение 2).Задание 6. Сравните изображения, схожие по тематике. Предлагаются картины: И. И. Левитана «Весна. Большая вода» и В. Ф. Бракова «Весна на реке Танзаловке».Миссия 7. Придумайте название картинки. Сравнение придуманных названий с автором.Миссия 8. Подберите слова по выбранныммикротемам. Перед учащимися лежит план композиции с посвященными микротемами: 1. Приход весны. 2. Река вышла из берегов. 3. Весна в самом разгаре.Задание 9. Придумать устную историю от имени одного из героев картинки. Постарайтесь от его имени рассказать, что происходит на картине, передать отношение к другим персонажам.Для проверки эффективности выбранных заданий необходимо было провести еще одно письменное занятие по картинке, на котором были учтены некоторые задания при работе с картинкой. Рассмотрев способ написания сочинений по изображению, предлагаем методические рекомендации для 2-4 классов по развитию речи посредством этого упражнения.Работа над картинкой способствует развитию речи учащихся, при этом эту задачу начинают решать последовательно, обстоятельно и систематически уже во 2 классе, значительно улучшая работу следующих предложений:- с начала учебного года лучше использовать не только иллюстрации, но и картины художников, чтобы учащиеся могли впоследствии соотносить словесные и зрительные образы;- к выбору холстов следует подходить вдумчиво, необходимо, чтобы учащиеся смогли понять содержание картины, представить изображенных персонажей, почувствовать эмоции и переживания. Для этого класса известны такие картины, как Ф.П. Решетникова «Опять двойка», И.С. Остроухов «Золотая осень», З. Е. Серебрякова «За обедом» и др.На первых порах детям можно давать готовые описания картин, в которых фразы заменены или опущены, что позволит им усвоить примерный план будущих произведений. Возможно использование изображений из рассказа, но в этом случае учащиеся обладают большей самостоятельностью, так как наблюдают только один-два образа и должны сами придумать продолжение представленного рассказа. Чтобы лучше понять сеть, студентам сначала предлагается попытаться составить устную историю, выразить свое личное мнение и задавать вопросы, если что-то вызывает затруднения.Как и в других видах сочинения, план сочинения составляется всем классом, подбираются опорные фразы и слова. Составляется подробный план, так как это облегчит студентам написание эссе. По мере того, как учащиеся приобретают опыт в этом виде работы, можно использовать простой или краткий план письма. Этап анализа работ учащихся очень важен, ведь это учебные сочинения, детям необходимо понять, что они сделали не так, и как можно было бы доработать сочинение.Итак, прежде чем описывать картину, например, пейзаж (осенний/весенний лес), хорошо бы отправиться с учащимися на экскурсию, чтобы они могли понаблюдать за элементами живой и неживой природы. Младшие школьники начнут делиться своими впечатлениями и таким образом выбирать слова для описания. Постоянно необходимо обогащать словарный запас учащихся, что позволит им разнообразить и наполнить произведения выразительными средствами.В 4 классе проделанная работа закрепляется и наполняется углубленным изучением биографий художников, жанров, усилением использования выразительных средств. Необходимо использовать разнообразные приемы анализа изображений, например, прием «Лупа» предполагает постоянное внимание к каждому объекту, как на переднем, так и на заднем плане. Также можно использовать метод «Назови картинку», учащимся необходимо придумать и объяснить свое название, изображенное полотно, возможно, для того, чтобы они смогли уловить идею автора. Перед написанием эссе рекомендуется потренироваться в построении предложений: используя модели, составить предложения, связанные с Описанием анализируемого изображения.На уроке написания сочинения на этапе анализа изображения были включены задания следующего типа: Задание 1. Рассмотреть картины И.И. Шишкина «Утро в сосновом бору» и Т.П. Петрова «Медведица с медвежатами», назовите общие признаки и различия этих полотен. Попробуйте выявить особенности живописи Шишкина (рис.4) (приложение 3).Задание 2. Расположите предложения в правильном порядке, чтобы получился текст. Утренний лес прохладен и спокоен. Мне очень понравился этот образ. Солнечные лучи пробиваются сквозь непроглядную чащу леса и освещают кроны деревьев. Игривые детеныши тут же окружили ствол сломанного дерева. Три медвежонка и медведица пошли гулять.Задание 3. Выберите данные существительные-синонимы (лес, заря, вершины и т. д.)Миссия 4. Выберите как можно больше прилагательных: 1 вариант для описания леса, 2 вариант для описания детенышей.Задание 5. Подберите слова согласно выделенным микротемам (пунктам плана). 1) Наступление. 2) Дикий лес. 3) Медвежья семья. Оценивается работа контрольного среза по критериям, определенным ранее. Результаты оценки работы контрольного среза представлены на рисунке 5 (приложение).По первому критерию, умению анализировать изображение, видеть основную мысль автора, мы обнаруживаем, что 5,5% все еще имеют низкий уровень умения «читать изображение», чтобы увидеть то, что хотел донести автор. . и воплотить. Средний уровень наблюдается у 27,7% учащихся, они могут описать увиденное на картинке, но им сложно раскрыть заложенную в авторе идею. Можно отметить, что 66,8% учащихся имеют высокий уровень навыков изучения и анализа изображения, детального описания всех его основных частей.На основе анализа произведений по второму критерию мы получили следующие результаты: 11,1% испытывают трудности с использованием языковых средств выражения, в текстах их произведений отсутствуют сравнения, что свидетельствует о неумении подбирать синонимы, а 33,3% из нас видят средний уровень, письменная речь учащихся содержит сравнения, есть умение заменять существительные соответствующими местоимениями.55,6% имеют высокий уровень использования языковых выразительных средств, умело используют в своих произведениях сравнительные словосочетания, например, «как будто лес проснулся», «небо покраснело, кажется, должно загореться», «медведица, как заботливая мать, ругает своих детей». В тексте имеется большое количество синонимов, например, слово лес заменено словами тайга, лес, роща, сосна и т. д. Анализируя сочинения по третьему критерию, мы не обнаружили учащихся с низким уровнем компетентности в определении границ предложений.У 33,3% учащихся в работах встречались предложения с незаконченной мыслью или она терялась в предложении, например: «На картине И. И. Шишкина «Утро в сосновом бору» детеныши приходят в тот момент, когда наступает утро, и медведи взбираются на дерево, упавшее на бок.Напротив, 66,7% справились с этим заданием хорошо, текст состоит из законченных предложений.Предложения последовательные и логически выверенные.Анализируя грамматические и орфографические навыки учащихся, мы установили, что 22,2% этих навыков сформированы плохо, так как допускают большое количество орфографических и пунктуационных ошибок. А 44,4% овладели этими навыками на среднем уровне, при проверке работы было обнаружено 2-3 орфографические и 1-2 пунктуационные ошибки. Лишь 33,4% учащихся показали хороший уровень знания правил орфографии и пунктуации, поэтому в их работах присутствовали только исправления.Таким образом, после работы, которую провели соучащимися, были получены следующие результаты: значительно улучшилась их способность анализировать изображение, видеть основную мысль автора, количество прекрасно выполненных работ увеличилось на 33,5%. . Следует отметить, что только 5,5% учащихся по-прежнему испытывают трудности. Количество учащихся, использующих языковые средства, увеличилось на 27,9%.Кроме того, младшие школьники приобретают более глубокие грамматические и орфографические навыки, а процент учащихся, не допускающих ошибок, увеличивается вдвое. Результаты работы показывают, что выдвинутая нами гипотеза верна.ЗаключениеВ заключение можно отметить, что работа с иллюстрациями на уроках русского языка представляет значительные возможности для развития речи у младших школьников. Современные технологии позволяют использовать разнообразные визуальные материалы, которые помогают учащимся лучше понять и запомнить новый материал, развивают их коммуникативные навыки, творческое мышление и языковую компетенцию.Иллюстрации на уроках русского языка играют важную роль в визуализации и конкретизации абстрактных понятий, помогая учащимся лучше понять значения слов и конструкций в контексте. Они также стимулируют развитие речи, позволяя учащимся описывать, комментировать и анализировать иллюстрации, а также создавать свои собственные. Это способствует формированию навыков письма, расширению лексического запаса и грамматической компетенции учащихся.Использование современных технологий, таких как интерактивные доски или компьютерные программы, открывает дополнительные возможности для взаимодействия учащихся с иллюстрациями и активного участия в процессе обучения. Это создает более интересную и мотивирующую обучающую среду, способствуя эффективному развитию речи младших школьников.Таким образом, работа с иллюстрациями на уроках русского языка является важным и эффективным средством развития речи младших школьников. Она не только помогает учащимся улучшить свои коммуникативные навыки, но и стимулирует их творческое мышление, развивает языковую компетенцию и способствует более глубокому и осознанному усвоению учебного материала.В заключение, работа с иллюстрациями на уроках русского языка является неотъемлемой частью образовательного процесса, особенно для младших школьников. Она способствует развитию речи, активизирует учащихся и помогает им легче усваивать и запоминать языковой материал.Иллюстрации на уроках русского языка обеспечивают визуальное представление слов, предложений и текстов, что помогает учащимся лучше понять их значения и использование в контексте. Они также помогают развивать навыки описания, анализа и синтеза информации, а также стимулируют творческое мышление учащихся.Работа с иллюстрациями также способствует развитию коммуникативных навыков учащихся. Они учатся выражать свои мысли и идеи, описывать и объяснять иллюстрации, а также обсуждать их с товарищами. Это помогает развивать их уверенность в себе и умение коммуницировать на русском языке.Кроме того, работа с иллюстрациями на уроках русского языка может быть интересной и захватывающей для младших школьников. Использование разнообразных визуальных материалов, таких как картинки, фотографии, анимации или видеоролики, делает уроки более интерактивными и привлекательными. Это помогает поддерживать мотивацию учащихся и создает благоприятную обучающую среду.В целом, работа с иллюстрациями на уроках русского языка является эффективным средством развития речи младших школьников. Она способствует не только усвоению языкового материала, но и развитию коммуникативных навыков, творческого мышления и языковой компетенции учащихся. Это помогает им стать более компетентными и уверенными в использовании русского языка в повседневной жизни.Список литературы1. Богданова О. Ю., Маранцман В. Г. Методика преподавания литературы / О. Ю. Богданова, В. Г. Маранцман. – М.: ЭКСМО, 2018. - 345с.2. Карпова, А. А. Развитие речи учащихся на уроках в начальной школе / А. А. Карпова. // Образование и воспитание. - 2019. - № 5 (10). - С. 133-138. 3. Лорсанова, А. А. Использование средств наглядного обучения на уроках русского языка и литературы в условиях новой школы / А. А. Лорсанова. // Инновационные педагогические технологии. - Казань : Бук, 2022. -С. 7-11. 4. Лорсанова, А. А. Использование средств наглядного обучения на уроках русского языка и литературы в условиях новой школы / А. А. Лорсанова. // Инновационные педагогические технологии - Казань : Бук, 2020. - С. 7-11. 5. Потепалова, И. И. Некоторые аспекты применения метода иллюстраций для формирования у третьеклассников умения писать сочинение-описание / И. И. Потепалова. // Молодой ученый. - 2020. - № 42 (176). - С. 172-175. 6. Симонова, А. С. Картинно-графическая наглядность как средство формирования лингвистической компетенции у младших школьников / А. С. Симонова. // Молодой ученый. - 2021. - № 24 (158). - С. 385-386. Электронные ресурсы7. Абдуллоева Т. Использование наглядности на занятиях по русскому языку. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ispolzovanie-naglyadnosti-na-zanyatiyah-po-russkomu (дата обращения: 03.12.2023).8. Воробьева, В.И. Сочинения по картинам в начальных классах. - URL: https://search.rsl.ru/ru/record/01003372823?ysclid=lppwqc2hq2419709965 (дата обращения: 03.12.2023).9. Грошенкова В. А. Использование книжной иллюстрации в работе по развитию речи с дошкольниками с нарушениями речевого развития. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ispolzovanie-knizhnoy-illyustratsii-v-rabote-po-razvitiyu-rechi (дата обращения: 03.12.2023).10. Дзусова Б.Т. Система упражнений по речевому развитию младших школьников на основе восприятия картин. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sistema-uprazhneniy-po-rechevomu-razvitiyu-mladshih-shkolnikov (дата обращения: 03.12.2023).11. Дзусова Б.Т. Система упражнений по речевому развитию младших школьников на основе восприятия картин. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sistema-uprazhneniy-po-rechevomu-razvitiyu-mladshih-shkolnikov (дата обращения: 03.12.2023).12. Колесникова Т.А. Развитие связной речи младших школьников в учебной деятельности через сюжетные картинки. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-svyaznoy-ustnoy-rechi-mladshih-shkolnikov-v-uchebnoy (дата обращения: 03.12.2023).13. Львов, М,Р. Методика развития речи младших школьников. - URL: https://search.rsl.ru/ru/record/01001866595 (дата обращения: 03.12.2023).14. МАОУ «Школа №118 г. Нижний Новгород» - URL: https://школа118.рф/?ysclid=lppwvy0lq9763774325 (дата обращения: 03.12.2023).15. Нуркулова М,Р. Наглядность в активизации младших учащихся при обучении русскому языку. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/naglyadnost-v-aktivizatsii-mladshih-uchaschihsya (дата обращения: 03.12.2023). ПриложенияПриложение 1Рисунок 1 – сюжетная картинка «Сбор урожая»И.И. Шишкин «Утро в сосновом бору»Приложение 2Рисунок 2 – результаты констатирующего срезаРисунок 3 – картина В.Ф. Бракова «Весна на реке Танзаловке»Приложение 3Рисунок 4 – картины для сравненияРисунок 5 – Результаты контрольного среза


1. Богданова О. Ю., Маранцман В. Г. Методика преподавания литературы / О. Ю. Богданова, В. Г. Маранцман. – М.: ЭКСМО, 2018. - 345с.
2. Карпова, А. А. Развитие речи учащихся на уроках в начальной школе / А. А. Карпова. // Образование и воспитание. - 2019. - № 5 (10). - С. 133-138.
3. Лорсанова, А. А. Использование средств наглядного обучения на уроках русского языка и литературы в условиях новой школы / А. А. Лорсанова. // Инновационные педагогические технологии. - Казань : Бук, 2022. -С. 7-11.
4. Лорсанова, А. А. Использование средств наглядного обучения на уроках русского языка и литературы в условиях новой школы / А. А. Лорсанова. // Инновационные педагогические технологии - Казань : Бук, 2020. - С. 7-11.
5. Потепалова, И. И. Некоторые аспекты применения метода иллюстраций для формирования у третьеклассников умения писать сочинение-описание / И. И. Потепалова. // Молодой ученый. - 2020. - № 42 (176). - С. 172-175.
6. Симонова, А. С. Картинно-графическая наглядность как средство формирования лингвистической компетенции у младших школьников / А. С. Симонова. // Молодой ученый. - 2021. - № 24 (158). - С. 385-386.
Электронные ресурсы
7. Абдуллоева Т. Использование наглядности на занятиях по русскому языку. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ispolzovanie-naglyadnosti-na-zanyatiyah-po-russkomu (дата обращения: 03.12.2023).
8. Воробьева, В.И. Сочинения по картинам в начальных классах. - URL: https://search.rsl.ru/ru/record/01003372823?ysclid=lppwqc2hq2419709965 (дата обращения: 03.12.2023).
9. Грошенкова В. А. Использование книжной иллюстрации в работе по развитию речи с дошкольниками с нарушениями речевого развития. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ispolzovanie-knizhnoy-illyustratsii-v-rabote-po-razvitiyu-rechi (дата обращения: 03.12.2023).
10. Дзусова Б.Т. Система упражнений по речевому развитию младших школьников на основе восприятия картин. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sistema-uprazhneniy-po-rechevomu-razvitiyu-mladshih-shkolnikov (дата обращения: 03.12.2023).
11. Дзусова Б.Т. Система упражнений по речевому развитию младших школьников на основе восприятия картин. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sistema-uprazhneniy-po-rechevomu-razvitiyu-mladshih-shkolnikov (дата обращения: 03.12.2023).
12. Колесникова Т.А. Развитие связной речи младших школьников в учебной деятельности через сюжетные картинки. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-svyaznoy-ustnoy-rechi-mladshih-shkolnikov-v-uchebnoy (дата обращения: 03.12.2023).
13. Львов, М,Р. Методика развития речи младших школьников. - URL: https://search.rsl.ru/ru/record/01001866595 (дата обращения: 03.12.2023).
14. МАОУ «Школа №118 г. Нижний Новгород» - URL: https://школа118.рф/?ysclid=lppwvy0lq9763774325 (дата обращения: 03.12.2023).
15. Нуркулова М,Р. Наглядность в активизации младших учащихся при обучении русскому языку. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/naglyadnost-v-aktivizatsii-mladshih-uchaschihsya (дата обращения: 03.12.2023).