Механизм противодействия легализации доходов, полученных преступным путем

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Экономическая безопасность
  • 37 37 страниц
  • 30 + 30 источников
  • Добавлена 13.01.2024
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
Содержание

Введение 3
1. Теоретически основы противодействия легализации доходов, полученных преступным путем 6
1.1. Сущность противодействия легализации доходов, полученных преступным путем 6
1.2. Нормативно-правовое обеспечение ПОДФТ 9
1.3. Методологические основы противодействия легализации (отмыванию) преступных доходов и финансированию терроризма 12
2. Практические аспекты противодействия легализации доходов, полученных преступным путем 18
2.1. Меры противодействия легализации доходов, полученных преступным путем 18
2.2. Меры уголовного наказания 23
3. Направления совершенствования механизма противодействия легализации доходов, полученных преступным путем 25
3.1. Проблемы противодействия легализации доходов, полученных преступным путем 25
3.2. Пути решения проблем 27
Заключение 33
Список использованных источников 36


Фрагмент для ознакомления

Рис. 2. Направления совершенствования механизма ПОД/ФТ Предлагаемые направления совершенствования механизма противодействия легализации преступных доходов определяются и находят отражение, с одной стороны, в Концепции развития национальной системы противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, с другой - в решении актуальных вопросов современности, представляющих угрозу не только для отдельного государства, включая и национальную экономику РФ, но и мирового сообщества в целом. В этой связи следует особо выделить первоочередность принятия мер по совершенствованию и внесению ряда ключевых изменений в правовые механизмы. В частности, речь идет о ФЗ № 115, что особенно актуально в последнее время, как видно из табл. 8.Таблица 8 – Предлагаемые измененияКатегорииизмененийНормативный акт /вступление в силуУчастник/сущность измененийТри уровня для определения риска клиентаПостановление Правительства РФ от 30 июня 2012 г.№ 667/с 17 июня 2022 г.Лизинговые, факторинговые и ювелирные компании, агентства недвижимости, операторы по приему платежей, другие организации и предприниматели; ст. 5 ФЗ № 115.Суть изменений: новое определение уровня риска клиента. Переход с двухуровневой шкалы на трехуровневую: обязательное использование оценки риска клиента в рамках трех уровней (ранее было два - высокий и низкий).Для организации: пересмотр программы риска в правилах внутреннего контроля с указанием установленных критериев, то есть устанавливается, какие именно критерии влияют на низкий, средний и высокий риск.Передача идентификации клиентовФедеральный закон от 30 декабря 2021 г.№ 483-ФЗ, ст. 7 ФЗ № 115/ с 29 июня 2022 г.Лизинговые компании, агентства недвижимости, отдельные категории операторов связи.Суть изменений: расширен список субъектов с учетом ФЗ № 115, которые на основании договора могут поручать банкам идентификацию своих клиентов.Для организации: необходимо заключение договора.Одна анкета клиента вместо четырехПриказ Росфинмонито- ринга от 20 мая 2022 г. № 100 / 1 июля 2022 г.Для всех субъектов, предусмотренных ФЗ № 115, кроме поднадзорных Центробанку.Суть изменений: единая анкета на клиента, его выгодоприобретателя, представителя и бенефициарного владельца (Приложения № 1, № 2 к Приказу № 100).Для организаций: необходимо разработать новую редакцию правил внутреннего контроля с обновленными анкетами в приложении.Запуск платформы «Знай своего клиента»Федеральный закон от 21 декабря 2021 г.№ 423-ФЗ, ст. 7.6-7.8 ФЗ № 115 / с 1 июля 2022 г.Банки и другие участники рынка.Суть изменений: юридическим лицам и ИП из «зеленой» группы не могут отказать в открытии счета или проведении платежа.Клиентам из «красной» группы ограничат доступ к счету. По данным регулятора, высокий уровень риска присвоят только 0,3% от всех юридических лиц и ИП - недействующим и фиктивным организациям. При этом у предпринимателя остается возможность обжаловать решение в Межведомственной комиссии при ЦБ или суде.Комментарий. Служба финансового мониторинга каждого банка продолжает присваивать клиентам уровень риска в соответствии со своими правилами внутреннего контроля. Банки имеют право не согласиться с присвоением высокого уровня риска клиенту по платформе ЗСК. Но механизм, по которому банк может оспорить это, остается непонятным.Повышение порога обязательного контроляФедеральный закон от 14 июля 2022 г. № 331- ФЗ, ст. 6 ФЗ № 115 / с 14 июля 2022 г.1. Для всех субъектов, согласно ФЗ № 115, кроме субъектов из ст. 7.1, так как у них нет обязательного контроля.Суть изменений: повышение порога обязательного контроля. Отчет об операциях на сумму от миллиона рублей (ранее было от 600 000); увеличение порога по сделкам с недвижимостью от пяти млн руб. (ранее было три млн руб.).Вывод: локальный контроль позволит снизить рост сомнительных операций, включая перемещение денежных средств с целью их отмывания или сокрытияВажное место при этом должен занять вопрос о координации деятельности Министерства финансов, Росфинмониторинга, ЦБ РФ и ряда других организаций, функции которых (или одной из функций которых) является финансовый мониторинг. К числу задач следует отнести формирование условий деятельности, результатом которых станет препятствие отмыванию денег, наряду с тем, чтобы это было невыгодно, дорого и опасно, что отражено на рис. 3.В целом показанный спектр направлений действий и задач в совокупности требует в первую очередь совершенствования нормативно-правовой базы и ее упорядочения в области ПОД/ФТ как одного из направлений нивелирования противоречий в правовой и финансовой сферах. Рис. 3. Влияние отмывания денег на экономику: аспектный подход С учетом того факта, что основу формирования системы ПОД/ФТ определяет комплексный подход, формируемый сочетанием двух групп методов (финансово-правовых и уголовно-правовых), организационно-правовая конструкция противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, включает в себя, наряду с традиционными организационно-правовыми механизмами борьбы с преступностью, новые институты и инструменты финансово-превентивного характера, что предопределяет и сложность структурных изменений ее развития. Следовательно, с одной стороны, выделение финансового мониторинга и правоохранительного блока в отдельные подсистемы в национальном режиме ПОД/ФТ составляют ядро сложной архитектуры ее построения, с другой - сложность построения организационно-правовой конструкции ПОД/ФТ предопределена объединением традиционных организационно-правовых механизмов и новых институтов и инструментов финансово-превентивного характера. Такой подход продиктован практикой международных систем организации ПОД/ФТ, основу которых определили международные и региональные организации, структурно закладывающие ключевую роль международной системы.ЗаключениеЛегализация преступных доходов и их проникновение в легальную экономику за последние годы получило широкое распространение во многих странах мира. Поэтому вопрос легализации средств, полученных с помощью преступной деятельности, является глобальным вопросом, так как незаконная деятельность приносит легкий доход, что представляет значительный интерес для хозяйствующих субъектов. Легализация преступных доходов понимается как явление, при котором происходит процесс сокрытия происхождения данных денежных средств. Под незаконной деятельностью понимаются такие явления как коррупция, терроризм, незаконный оборот наркотиков. Денежные средства, полученные путем преступной деятельности, ставит под угрозу банковскую систему. Кроме того, легализованные «грязные» доходы в большинстве случаев повторно вкладываются в сферу предпринимательства, что создает угрозу не только для банковской системы, но и для всей экономики в целом. Для того, чтобы понять весь процесс «отмывания» доходов, следует рассмотреть структуру данного явления.Процесс легализации денежных средств имеет свою трехфазовую структуру, которая в полной мере описывает данное явление.Первый этап называется размещение (первичное размещение денежных средств, полученных преступным путем). На данном этапе происходит перевод денежных средств на чей-либо счет, который является подставным. Главной задачей является создание легального личного счета. У данного этапа выделяют следующие виды размещений: за пределами страны, в традиционных финансовых учреждениях, в нетрадиционных финансовых учреждениях, а также через учреждения нефинансового сектора.Второй этап – наслоение. Здесь осуществляется распределение денежных средств, путем создания сложных финансовых операций (приобретение активов, перевод за границу). Данные операции в большом количестве наслаиваются друг на друга, что приводит к сокрытию происхождения финансов.Третий этап – интеграция. На данном этапе денежные средства возвращаются в экономику, под видом легальных доходов. Благодаря второму этапу, денежные средства удалось замаскировать под видом законного дохода, что позволяет им беспрепятственно влиться в экономику.Рассмотрев структуру легализации доходов, можно выделить следующие моменты. Для проведения сложных многоуровневых финансовых операций используются различные фиктивные организации, через которые происходят переводы денежных средств. Данные операции наслаиваются друг на друга, что затрудняет установить источник происхождения доходов, особенно если вывод денежных средств был осуществлен за рубеж.На сегодняшний день существует множество способов по легализации доходов.1.Увеличение стоимости работ и услуг данной фирмы.2.Переводы через фирмы, чьи владельцы являются родственниками преступника, совершаются с целью обезопасить владельца фирмы.3.Заключение сделок с фирмами, являющимися фиктивными, чтобы увеличить активность фирмы.4.Перечисление денежных средств на счета фирмы от иностранных компаний, зарегистрированных в офшорных зонах. Данные способ заключается в том, что в таких зонах разрешен перевод иностранных валют. Таким образом, деньги, попадающие туда, трудно отследить.5.Размещение денежных средств в иностранных банках в виде депозитов.Способов «отмывания» денежных средств много и все они разные, но все они имеют общие признаки.1.Переводы между фирмами, владельцы которых являются друг другу родственниками.2.Переводы больших сумм на счета других фирм подтверждены фальшивой документацией.3.Крупные операции по переводу осуществляются фирмами, которые существуют относительно недавно.4.Денежные переводы, которые связаны иностранными компаниями, находящимися в офшорных зонах.Таким образом, проанализировав способы и структуру легализации доходов, можно разработать план действий борьбы с ней.Список использованных источниковФедеральный закон от 07.08.2001 № 115-ФЗ (ред. от 10.07.2023) «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».Федеральный закон от 01.05.2022 N 125-ФЗ "О внесении изменения в Федеральный закон "О мерах воздействия (противодействия) на недружественные действия Соединенных Штатов Америки и иных иностранных государств"«Концепция развития национальной системы противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (утв. Президентом РФ 30.05.2018)Положение Банка России от 24.12.2004 N 266-П (ред. от 28.09.2020) "Об эмиссии платежных карт и об операциях, совершаемых с их использованием"Положение Банка России от 29.06.2021 N 762-П (ред. от 03.08.2023) "О правилах осуществления перевода денежных средств"Указание Банка России от 15.07.2021 N 5861-У (ред. от 15.07.2021) "О порядке представления кредитными организациями в уполномоченный орган сведений и информации в соответствии со статьями 7 и 7.5 Федерального закона "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма"Васильченко, А. А. К вопросу о совершенствовании противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма / А. А. Васильченко // Право и образование. – 2022. – № 3. – С. 66-74.Вирченко, Д. В. Легализация доходов, полученных преступным путем как угроза экономической безопасности государства / Д. В. Вирченко // Актуальные проблемы экономической безопасности государства и бизнеса: условия новой реальности. Взгляд молодых : Материалы II Международной научно-практической конференции, Новосибирск, 27–28 апреля 2023 года. – Новосибирск: Новосибирский государственный университет экономики и управления "НИНХ", 2023. – С. 45-49. Гладкова, С. Б. Финансово-правовые проблемы обеспечения противодействия легализации доходов, полученных преступным путем / С. Б. Гладкова ; Санкт-Петербургский университет Министерства внутренних дел Российской Федерации. – Санкт-Петербург : Санкт-Петербургский университет Министерства внутренних дел Российской Федерации, 2020. – 120 с.Горан, А. М. Проблемы легализации (отмывания) денежных средств через криптовалюту / А. М. Горан, М. А. Кириллов // Актуальные проблемы уголовного, уголовно-исполнительного права и криминологии : Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции, посвященной памяти доктора юридических наук, профессора, почетного работника высшего профессионального образования Российской Федерации, заслуженного работника образования Чувашской Республики Аркадия Сизого, Чебоксары, 20 ноября 2020 года. – Чебоксары: Чебоксарский кооперативный институт (филиал) автономной некоммерческой образовательной организации высшего образования Центросоюза Российской Федерации "Российский университет кооперации", 2022. – С. 119-123. Егорова, В. О. Структура и способы легализации преступных доходов / В. О. Егорова // Проблемы экономической безопасности в условиях цифровизации экономики : Материалы Межрегиональной научно-практической конференции с международным участием, Санкт-Петербург, 23 марта 2022 года. – Санкт-Петербург: Санкт-Петербургский государственный архитектурно-строительный университет, 2022. – С. 175-179. Ибадов, Ф. Ф. Противодействие легализации доходов, добытых преступным путем / Ф. Ф. Ибадов // Современные направления развития управления, экономики и образования : Сборник статей VI Международной научно-практической конференции, Пенза, 28–29 ноября 2022 года / Под редакцией К.Б. Герасимова. – Пенза: Автономная некоммерческая научно-образовательная организация «Приволжский Дом знаний», 2022. – С. 79-86. Иванов, А. В. Нормативно правовое регулирование в области противодействия отмыванию денег и финансированию терроризма / А. В. Иванов // Современные тренды развития общественных, корпоративных и личных финансов : Сборник научных трудов по материалам международной научно-практической конференции, Новосибирск, 23 декабря 2021 года / Под научной редакцией Н.В. Фадейкиной. – Новосибирск: Новосибирский государственный университет экономики и управления "НИНХ", 2022. – С. 81-87. Казанцев, Д. А. К вопросу о генезисе легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем / Д. А. Казанцев // Самоуправление. – 2022. – № 3(131). – С. 56-59. Карепина, О. И. Сущность, причины и условия, способствующие легализации доходов, полученных преступным путем / О. И. Карепина // Управленческий учет. – 2022. – № 1-1. – С. 55-61. Короткова, О. В. Проблемы противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем в сложившихся экономических условиях / О. В. Короткова, М. А. Моисеенко // Научный аспект. – 2023. – Т. 4, № 3. – С. 396-400. Кучумов, А. В. Понятие "отмывание" (легализация) доходов: сущностные и правовые аспекты / А. В. Кучумов, Е. В. Печерица // Экономический вектор. – 2022. – № 3(30). – С. 115-122. Противодействие легализации (отмыванию) преступных доходов, полученных от незаконного оборота наркотиков : Научно-практическое пособие / М. Л. Родичев, И. Н. Лоскутов, А. В. Грушин [и др.] ; Санкт-Петербургский университет МВД России. – Санкт-Петербург : Санкт-Петербургский университет Министерства внутренних дел Российской Федерации, 2021. – 144 с.Репецкая, А. Л. Современный российский рынок услуг, запрещенных в гражданском обороте: характеристика и детерминация / А. Л. Репецкая // Всероссийский криминологический журнал. – 2023. – Т. 17, № 2. – С. 134-145. Сарунова, М. П. Типичные схемы легализации денежных средств, полученных преступным путем / М. П. Сарунова, В. И. Бадмаев, Р. А. Манжикова // Социально-экономическое развитие регионов: новые вызовы, угрозы и пути их преодоления : материалы Международной научно-практической конференции, проведенной в рамках стратегического проекта № 1 «Устойчивое развитие городов и территорий и качественное образование - факторы сохранения и развития человеческого капитала Республики Калмыкии (governance) (ЦУР ООН 4 и 11)», Элиста, 25 ноября 2022 года / Калмыцкий государственный университет им. Б.Б. Городовикова. – Элиста: Калмыцкий государственный университет имени Б.Б. Городовикова, 2022. – С. 119-125. Соколова, Т. А. Противодействие легализации доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма : учебное пособие / Т. А. Соколова, О. Л. Островская. – Санкт-Петербург : Санкт-Петербургский государственный экономический университет, 2023. – 99 с. Финансовый мониторинг : т.1 : учебное пособие для бакалавриата и магистратуры /Ю Ф. Короткий, П. В. Ливадный, В. И. Глотов [и др.] ; под ред. Ю. А. Чиханчина, А. Г. Братко. — Москва : Юстицинформ, 2018. – 696 с. Шайбакова, Л. Ф. Экономическое содержание легализации незаконно полученных доходов / Л. Ф. Шайбакова, Г. М. Морозова // Финансовый бизнес. – 2023. – № 11(245). – С. 306-309. Штанько, О. И. Совершенствование деятельности коммерческого банка по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем / О. И. Штанько // Российское общество и государство на современном этапе : сборник научных трудов, Владимир, 25–29 апреля 2022 года. Том Выпуск 2. – Владимир: Владимирский юридический институт Федеральной службы исполнения наказаний, 2022. – С. 260-265. Отчет о национальной оценке рисков легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем 2021-2022 г.г. https://sroaas.ru/upload/iblock/f67/xnj4j9fehhh24165cgol54192dmhy5bz/natsionalnaya-otsenka-riskov-OD.pdfОтчет Росфинмониторинга о национальной оценке рисков финансирования терроризма 2021-2022 г.г. https://sroaas.ru/upload/iblock/bb9/an70lqk9x0epx4opdofmi0tsbcb7yoyq/natsionalnaya-otsenka-riskov_ft.pdfTerekhova, V. V. DevelopmentofthefinancialmonitoringsystemintheRussianFederation / V. V. Terekhova // LinguaNet : сборник материалов III Всероссийской молодёжной научно-практической конференции с международным участием, Севастополь, 26–27 ноября 2021 года. – Севастополь: Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования "Севастопольский государственный университет", 2021. – P. 171-173.

Список использованных источников

1. Федеральный закон от 07.08.2001 № 115-ФЗ (ред. от 10.07.2023) «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».
2. Федеральный закон от 01.05.2022 N 125-ФЗ "О внесении изменения в Федеральный закон "О мерах воздействия (противодействия) на недружественные действия Соединенных Штатов Америки и иных иностранных государств"
3. «Концепция развития национальной системы противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (утв. Президентом РФ 30.05.2018)
4. Положение Банка России от 24.12.2004 N 266-П (ред. от 28.09.2020) "Об эмиссии платежных карт и об операциях, совершаемых с их использованием"
5. Положение Банка России от 29.06.2021 N 762-П (ред. от 03.08.2023) "О правилах осуществления перевода денежных средств"
6. Указание Банка России от 15.07.2021 N 5861-У (ред. от 15.07.2021) "О порядке представления кредитными организациями в уполномоченный орган сведений и информации в соответствии со статьями 7 и 7.5 Федерального закона "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма"
7. Васильченко, А. А. К вопросу о совершенствовании противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма / А. А. Васильченко // Право и образование. – 2022. – № 3. – С. 66-74.
8. Вирченко, Д. В. Легализация доходов, полученных преступным путем как угроза экономической безопасности государства / Д. В. Вирченко // Актуальные проблемы экономической безопасности государства и бизнеса: условия новой реальности. Взгляд молодых : Материалы II Международной научно-практической конференции, Новосибирск, 27–28 апреля 2023 года. – Новосибирск: Новосибирский государственный университет экономики и управления "НИНХ", 2023. – С. 45-49.
9. Гладкова, С. Б. Финансово-правовые проблемы обеспечения противодействия легализации доходов, полученных преступным путем / С. Б. Гладкова ; Санкт-Петербургский университет Министерства внутренних дел Российской Федерации. – Санкт-Петербург : Санкт-Петербургский университет Министерства внутренних дел Российской Федерации, 2020. – 120 с.
10. Горан, А. М. Проблемы легализации (отмывания) денежных средств через криптовалюту / А. М. Горан, М. А. Кириллов // Актуальные проблемы уголовного, уголовно-исполнительного права и криминологии : Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции, посвященной памяти доктора юридических наук, профессора, почетного работника высшего профессионального образования Российской Федерации, заслуженного работника образования Чувашской Республики Аркадия Сизого, Чебоксары, 20 ноября 2020 года. – Чебоксары: Чебоксарский кооперативный институт (филиал) автономной некоммерческой образовательной организации высшего образования Центросоюза Российской Федерации "Российский университет кооперации", 2022. – С. 119-123.
11. Егорова, В. О. Структура и способы легализации преступных доходов / В. О. Егорова // Проблемы экономической безопасности в условиях цифровизации экономики : Материалы Межрегиональной научно-практической конференции с международным участием, Санкт-Петербург, 23 марта 2022 года. – Санкт-Петербург: Санкт-Петербургский государственный архитектурно-строительный университет, 2022. – С. 175-179.
12. Ибадов, Ф. Ф. Противодействие легализации доходов, добытых преступным путем / Ф. Ф. Ибадов // Современные направления развития управления, экономики и образования : Сборник статей VI Международной научно-практической конференции, Пенза, 28–29 ноября 2022 года / Под редакцией К.Б. Герасимова. – Пенза: Автономная некоммерческая научно-образовательная организация «Приволжский Дом знаний», 2022. – С. 79-86.
13. Иванов, А. В. Нормативно правовое регулирование в области противодействия отмыванию денег и финансированию терроризма / А. В. Иванов // Современные тренды развития общественных, корпоративных и личных финансов : Сборник научных трудов по материалам международной научно-практической конференции, Новосибирск, 23 декабря 2021 года / Под научной редакцией Н.В. Фадейкиной. – Новосибирск: Новосибирский государственный университет экономики и управления "НИНХ", 2022. – С. 81-87.
14. Казанцев, Д. А. К вопросу о генезисе легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем / Д. А. Казанцев // Самоуправление. – 2022. – № 3(131). – С. 56-59.
15. Карепина, О. И. Сущность, причины и условия, способствующие легализации доходов, полученных преступным путем / О. И. Карепина // Управленческий учет. – 2022. – № 1-1. – С. 55-61.
16. Короткова, О. В. Проблемы противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем в сложившихся экономических условиях / О. В. Короткова, М. А. Моисеенко // Научный аспект. – 2023. – Т. 4, № 3. – С. 396-400.
17. Кучумов, А. В. Понятие "отмывание" (легализация) доходов: сущностные и правовые аспекты / А. В. Кучумов, Е. В. Печерица // Экономический вектор. – 2022. – № 3(30). – С. 115-122.
18. Противодействие легализации (отмыванию) преступных доходов, полученных от незаконного оборота наркотиков : Научно-практическое пособие / М. Л. Родичев, И. Н. Лоскутов, А. В. Грушин [и др.] ; Санкт-Петербургский университет МВД России. – Санкт-Петербург : Санкт-Петербургский университет Министерства внутренних дел Российской Федерации, 2021. – 144 с.
19. Репецкая, А. Л. Современный российский рынок услуг, запрещенных в гражданском обороте: характеристика и детерминация / А. Л. Репецкая // Всероссийский криминологический журнал. – 2023. – Т. 17, № 2. – С. 134-145.
20. Сарунова, М. П. Типичные схемы легализации денежных средств, полученных преступным путем / М. П. Сарунова, В. И. Бадмаев, Р. А. Манжикова // Социально-экономическое развитие регионов: новые вызовы, угрозы и пути их преодоления : материалы Международной научно-практической конференции, проведенной в рамках стратегического проекта № 1 «Устойчивое развитие городов и территорий и качественное образование - факторы сохранения и развития человеческого капитала Республики Калмыкии (governance) (ЦУР ООН 4 и 11)», Элиста, 25 ноября 2022 года / Калмыцкий государственный университет им. Б.Б. Городовикова. – Элиста: Калмыцкий государственный университет имени Б.Б. Городовикова, 2022. – С. 119-125.
21. Соколова, Т. А. Противодействие легализации доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма : учебное пособие / Т. А. Соколова, О. Л. Островская. – Санкт-Петербург : Санкт-Петербургский государственный экономический университет, 2023. – 99 с.
25. Финансовый мониторинг : т.1 : учебное пособие для бакалавриата и магистратуры /Ю Ф. Короткий, П. В. Ливадный, В. И. Глотов [и др.] ; под ред. Ю. А. Чиханчина, А. Г. Братко. — Москва : Юстицинформ, 2018. – 696 с.
26. Шайбакова, Л. Ф. Экономическое содержание легализации незаконно полученных доходов / Л. Ф. Шайбакова, Г. М. Морозова // Финансовый бизнес. – 2023. – № 11(245). – С. 306-309.
27. Штанько, О. И. Совершенствование деятельности коммерческого банка по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем / О. И. Штанько // Российское общество и государство на современном этапе : сборник научных трудов, Владимир, 25–29 апреля 2022 года. Том Выпуск 2. – Владимир: Владимирский юридический институт Федеральной службы исполнения наказаний, 2022. – С. 260-265.
28. Отчет о национальной оценке рисков легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем 2021-2022 г.г. https://sroaas.ru/upload/iblock/f67/xnj4j9fehhh24165cgol54192dmhy5bz/natsionalnaya-otsenka-riskov-OD.pdf
29. Отчет Росфинмониторинга о национальной оценке рисков финансирования терроризма 2021-2022 г.г. https://sroaas.ru/upload/iblock/bb9/an70lqk9x0epx4opdofmi0tsbcb7yoyq/natsionalnaya-otsenka-riskov_ft.pdf
30. Terekhova, V. V. Development of the financial monitoring system in the Russian Federation / V. V. Terekhova // LinguaNet : сборник материалов III Всероссийской молодёжной научно-практической конференции с международным участием, Севастополь, 26–27 ноября 2021 года. – Севастополь: Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования "Севастопольский государственный университет", 2021. – P. 171-173.