Становление и пути развития права социального обеспечения как самостоятельной отрасли права.
Заказать уникальную курсовую работу- 39 39 страниц
- 26 + 26 источников
- Добавлена 11.01.2024
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ПРАВО СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 6
1.1 Сущность права социального обеспечения в РФ 6
1.2. Особенности права граждан на социальное обеспечение 10
ГЛАВА 2. ХАРАКТЕРИСТИКА СОВРЕМЕННОГО ПРАВА СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ В РФ 14
2.1 Правовые основы права социального обеспечения в РФ 14
2.2. Основные тенденции развития права социального обеспечения в РФ 18
ГЛАВА 3. АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ РАЗВИТИЯ ПРАВА СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ В РФ 23
3.1. Показатели развития права социального обеспечения в РФ 23
3.2. Перспективы развития права социального обеспечения в РФ 27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 32
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 35
Реализация желаемых улучшений, естественно, предполагает, что социальное законодательство, как комплексная система нормативных правовых актов, полностью принимает общепринятые принципы права социального обеспечения. Больше двадцати лет назад был принят закон, который имел критическое значение для обязательного социального страхования, защиты работников в случае безработицы, временной нетрудоспособности и функционирования системы здравоохранения. Суммы, выделяемые и использованные для обязательного социального страхования, достигают уровня федерального бюджета.Финансовая устойчивость системы обязательного социального страхования должна быть обеспечена автономностью: собранные взносы должны полностью покрывать обязательства по страхованию. Однако как Пенсионный фонд, так и федеральный фонд обязательного медицинского страхования получают трансферты из федерального бюджета, без которых невозможно обеспечить необходимые расходы.С введением балльной системы исчисления пенсионных прав с 1 января 2015 года пропорциональность выплат пенсий и фактических заработков, с которых платились взносы в Пенсионный фонд, была сведена на нет. Это не стимулирует к высоким заработкам, поскольку они не влияют на размер пенсионных коэффициентов. Изменение индексации пенсий для работающих пенсионеров и уменьшение стоимости заработанных ими пенсионных коэффициентов нарушают принцип соизмеримости страховых взносов и размеров пенсий.Отсутствует система общенационального персонализированного учета взносов в связи с индивидуальными тратами в фонде социального страхования и федеральном фонде ОМС. Не существует возможности гражданского внесения собственных средств в обязательное социальное страхование через персональный договор с каждым из трех внебюджетных государственных фондов. Льготы по уплате взносов в систему обязательного социального страхования предоставляются работодателю на основе вида деятельности (отраслевой принадлежности) вместо индивидуального подхода, основанного на улучшении финансовых показателей за счет такого стимулирования. Институт обязательного страхования от безработицы был устранен, что лишило рынок труда важного механизма регулирования, проверенного международным опытом.По сути, российская система обязательного социального страхования структурно похожа на еще один федеральный бюджет, отличие заключается лишь в социальном характере расходов. Поэтому неудивительно, что в период с 2001 по 2010 годы широко обсуждалась возможность ликвидации внебюджетных фондов и их интеграции в федеральный бюджет. В рамках этой идеи страховые взносы были заменены единым социальным налогом, несмотря на существенные различия между страховыми взносами и налогами (первые представляют собой отложенную часть заработной платы, возвращаемую работнику в виде пенсии, медицинских услуг, пособий по временной нетрудоспособности и т.д., в то время как налоги, такие как НДФЛ, напрямую перечисляются в бюджет и могут использоваться для любых государственных нужд).Неотложно требуется создать законодательную основу для возникновения и функционирования единого социального страхового фонда, что предполагает изменение формы собственности этого фонда с государственной на общественную (публичную) уже в ближайшие годы, например, с 2024 года. Крайне важно наладить систему управления фондом на принципах равного представительства работников, работодателей и федерального правительства. Руководитель фонда должен выбираться правлением, а не назначаться государством, как это происходит в настоящее время.Второе ключевое направление – определение видов обязательного социального страхования, которые будут в ведении этого фонда. Помимо уже существующих видов, таких как пенсионное, страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, страхование по временной нетрудоспособности, беременности и родам, медицинское страхование, мы полагаем важным восстановить страхование от безработицы и обеспечить возможность постоянного внешнего ухода.Необходим переход к единому страховому взносу, который охватывал бы все виды рисков. Его общий размер должен устанавливаться по согласию представителей работников, работодателей и федерального правительства в управляющем органе единого социального страхового фонда и, что критически важно, прямо связан с ожидаемым коэффициентом выплат по страховым случаям утраты заработка работником. Ведь страховой тариф и коэффициент выплаты – это две составляющие одной системы.Разумно создать систему управления социальными рисками, предоставляющую работникам право на перераспределение своих страховых взносов для усиления гарантий по определенным видам социального страхования и одновременного сокращения по другим видам страхования. Также стоит предоставить людям трудоспособного возраста возможность самостоятельно вносить дополнительные средства в систему социального страхования, а при отсутствии необходимого страхового стажа – приобретать его за предшествующий период по установленным ставкам.В отношении работодателей, льготы по платежам за социальное страхование следует предоставлять персонально в обмен на выполнение ключевых показателей, таких как создание новых рабочих мест, улучшение оплаты труда, легализация занятости и финансовая поддержка оплаты труда.Инфраструктура единого фонда социального страхования должна базироваться на едином реестре застрахованных лиц, который включает информацию о человеке, его месте работы, заработке и отчислениях, а также условиях труда. Кроме того, этот реестр должен содержать информацию о здоровье, прошедших медицинские осмотры, а также ограничения по работе в тяжелых условиях. Важной частью будет информация о выплатах по видам страхования.Таким образом, предлагаемая реформа обязательного социального страхования должна стать объектом открытой дискуссии с участием экспертов, политиков, широкого круга граждан, для того чтобы найти устраивающий все стороны компромисс. Только тогда можно приступить к реальным шагам, целью которых в конечном счете станет формирование институциональной основы для долгосрочного улучшения социального положения всех слоев российского общества.Выводы по главе 3Сложность и изменчивость норм пенсионного законодательства создают нестабильность в области национального пенсионного законодательства. Эволюция правил накопления пенсии, стажа работы, условий накопления и продолжительности работы, а также введение балльной системы как дополнительного фактора для получения пенсии, вызывают недостаточное понимание будущих правил пенсионирования гражданами, что влияет на выбор трудовых условий и устойчивость трудовых отношений. Критика со стороны экспертов была высказана относительно перехода к оценке пенсий на основе индивидуальных пенсионных коэффициентов.Предстоящая реформа обязательного социального страхования требует открытой дискуссии с участием экспертов, политиков и широкого круга граждан, чтобы найти компромисс, удовлетворяющий все заинтересованные стороны. Только через такой подход можно начать конкретные действия, направленные на формирование институциональной основы для долгосрочного улучшения социального положения всех слоев российского общества.ЗАКЛЮЧЕНИЕИсследование развития права социального обеспечения в Российской Федерации является крайне актуальным в контексте изменений законодательства и социально-экономических факторов. Сложности, препятствующие сформированности этой отрасли права, связаны с разнообразием нормативных актов, изменениями в системе социальной защиты населения, и поиском сбалансированных решений в области пенсионного обеспечения и социального страхования.В ходе анализа были выявлены ключевые моменты в сфере социального обеспечения в России. Обсуждались проблемы, связанные с ростом пенсионного возраста, сложности в изменении нормативов и требований в системе социальной защиты, а также выявлены дополнительные аспекты, связанные с нерешенными вопросами в пенсионной системе.Пенсионное обеспечение охватывает различные аспекты социальной защиты, включая системы обязательного и добровольного пенсионного страхования. Рассмотрение данной темы выявляет важность добровольного пенсионного страхования в контексте обеспечения стабильного материального благополучия на пенсии. Роль этой формы пенсионного обеспечения восходит к возможности создания дополнительного финансового резерва на поздние годы жизни. Добровольное пенсионное страхование, в сравнении с другими методами накопления, обладает рядом преимуществ, таких как гибкость в выборе видов пенсий и защита финансовых средств в случае смерти страхователя. Также стоит отметить, что добровольное пенсионное страхование предоставляет возможность налоговых льгот для получения выплат, что содействует увеличению доступных средств для будущего использования. Особое внимание следует уделить преимуществам налоговых льгот, предоставляемых этим видом пенсионного обеспечения, в контексте общей финансовой стратегии на пенсию.Пенсионное обеспечение в России включает сложную систему институтов и механизмов, влияющих на социальную защиту граждан. Оно основано на различных видах пенсионных страхований, включая обязательное, добровольное и дополнительное пенсионное обеспечение. Институты работают в рамках социальной защиты, направленной на обеспечение стабильности и материального благополучия населения в пожилом возрасте. Дополнительно, видно, что система пенсионного обеспечения активно развивается и совершенствуется через использование разнообразных финансовых механизмов, включая формирование Пенсионного фонда, страховые взносы, инвестиционные доходы и другие источники. Данный аспект позволяет обеспечивать гражданам достойный уровень пенсионного обеспечения и контролировать финансовые потоки, направленные на социальную поддержку граждан в старости.Анализируя принятые законы, можно увидеть, что они устанавливают порядок назначения и выплаты пенсий различных категорий граждан, включая инвалидов, лиц, потерявших кормильца, военнослужащих и другие социально уязвимые группы. Основные черты этого регулирования включают установление возраста и условий для получения пенсии, определение размеров пенсий в зависимости от различных критериев, а также механизмы финансирования и формы социальной поддержки для граждан, нуждающихся в пенсионном обеспечении. Важным аспектом является соблюдение принципов справедливости и равноправия при назначении пенсий, что включает учет трудового стажа, доходов, условий работы и других факторов, влияющих на социальное обеспечение. Кроме того, данное регулирование стремится обеспечить социальную защиту всех категорий граждан, включая предоставление средств к существованию и поддержку групп, находящихся в сложных жизненных обстоятельствах.В период между 2021 и 2022 годами Пенсионный фонд России перенял ответственность за определенные меры поддержки, прежде регулируемые другими социальными органами. Обращение к электронным трудовым книжкам стало более популярным, граждане активно переходили на данную форму документооборота. ПФР также стал более активно информировать граждан о будущих пенсионных выплатах с целью повышения их осведомленности о будущем уровне пенсионного обеспечения.Страховые пенсии для различных категорий пенсионеров и семей претерпели существенные изменения, включая индексацию на уровне значительно выше инфляции. Важным аспектом эволюции пенсионной системы является переориентация деятельности ПФР на проактивную поддержку пенсионеров и граждан через ряд мероприятий и услуг. Подобные изменения структуры и функционирования пенсионной системы свидетельствуют о постоянном стремлении к улучшению доступа к социальным услугам и повышению уровня обеспечения граждан в сфере пенсионного обеспечения.Для усиления эффективности системы социального обеспечения предлагается активное использование новых механизмов и инструментов, включая цифровые технологии для более удобного и доступного предоставления социальных услуг. Рекомендуется дополнительное развитие инструментов адаптации законодательства к быстро меняющимся условиям в обществе и учета индивидуальных потребностей граждан.При работе над исследованием возникли сложности с многочисленными сложностями, связанными с постоянными изменениями в законодательстве, разнообразием и объемом нормативно-правовых актов. Что свидетельствует о масштабности и актуальности темы, подчеркивая потребность в более глубоком анализе и структурировании правовых основ социального обеспечения.Цель исследования была достигнута путем выявления ключевых проблем в области права социального обеспечения в России. Результаты подтверждают необходимость дальнейшего развития и модернизации законодательства, регулирующего социальную защиту населения, а также внедрения новых механизмов, учитывающих изменяющиеся социально-экономические условия и потребности граждан.СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫКонституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.) (с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 1 июля 2020 г.). URL: https://constitution.garant.ru/ (дата обращения: 09.12.2023)Закон РФ "О занятости населения в Российской Федерации" от 19.04.1991 N 1032-1 (последняя редакция) [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_60/ (дата обращения: 09.12.2023)Закон РФ "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей" от 12.02.1993 N 4468-1 (последняя редакция). URL: https://www.consultant.ru/ (дата обращения: 09.12.2023)Федеральный закон "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий" от 03.10.2018 N 350-ФЗ (последняя редакция). URL: https://www.consultant.ru/ (дата обращения: 09.12.2023)Федеральный закон "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" от 15.12.2001 N 166-ФЗ (последняя редакция). URL: https://www.consultant.ru/ (дата обращения: 09.12.2023)Федеральный закон "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" от 19.05.1995 N 81-ФЗ (последняя редакция) (с изменениями и дополнениями) [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_6659/ (дата обращения: 09.12.2023)Федеральный закон "О страховых пенсиях" от 28.12.2013 N 400-ФЗ (последняя редакция) [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_156525/ (дата обращения: 09.12.2023)Федеральный закон "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системах обязательного пенсионного страхования и обязательного социального страхования" от 01.04.1996 N 27-ФЗ (последняя редакция). URL: https://www.consultant.ru/ (дата обращения: 09.12.2023)Федеральный закон от 16 июля 1999 г. N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" (с изменениями и дополнениями) [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://base.garant.ru/12116344/ (дата обращения: 09.12.2023)Федеральный закон от 23 апреля 2012 г. N 36-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части определения понятия маломерного судна" (с изменениями и дополнениями) [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://base.garant.ru/70165836/ (дата обращения: 09.12.2023)Годовой отчет за 2020 год. – М.: Пенсионный фонд Российской Федерации, 2020. – 42 с.Годовой отчет за 2021 год. – М.: Пенсионный фонд Российской Федерации, 2021. – 76 с.Годовой отчет за 2022 год. – М.: Пенсионный фонд Российской Федерации, 2022. – 45 с.Аверьянова М.И. Особенности защиты социально-обеспечительных прав гражданских служащих / М. И. Аверьянова // Вестник Нижегородского института управления. – 2021. – № 2(60). – С. 32-44.Агеева А.С. Нормативно - правовое регулирование пенсионного обеспечения в РФ на современном этапе развития / А.С. Агеева // Мировая наука. – 2019. – № 5(26). – С. 119-125.Беляева А.И. Принципы права социального обеспечения: / А. И. Беляева // Аллея науки. – 2018. – Т. 2, № 2(18). – С. 541-547.Бушуева А.В. Основные категории права социального обеспечения / А. В. Бушуева // Вестник Пензенского государственного университета. – 2021. – № 3(35). – С. 63-68.Килоева З.С. Сущность права социального обеспечения и его взаимосвязь с трудовым правом / З. С. Килоева // Сборник статей IX Международной научно-практической конференции в 2 частях. – 2021. – С. 96-97.Кузьменко А.В. Предмет социального права: проблема определения / А. В. Кузьменко // Петербургский юрист. – 2016. – № 3. – С. 35-42.Майшева И.Н. Актуальные проблемы реализации конституционного права на пенсионное обеспечение / И.Н. Майшева // Конституция России и развитие законодательства. – 2023. – С. 143-148.Маматказин И.Р. Структурно-функциональный анализ пенсии как объекта пенсионных правоотношений / И.Р. Маматказин // Сибирское юридическое обозрение. – 2021. – Т. 18, № 2. – С. 138-150.Мечик-Зарицкая Д.А. Право граждан на социальное обеспечение. Содержание и проблемы реализации / Д. А. Мечик-Зарицкая // Colloquium-Journal. – 2020. – № 8-7(60). – С. 35-37.Полушин, С. В. Сущность и значение социального обеспечения / С. В. Полушин // Современные проблемы правоприменения. – 2022. – С. 175-177.Пономаренко А.С. Особенности системы пенсионного обеспечения в РФ / А.С. Пономаренко // Наука 21 века: вопросы, гипотезы, ответы. – 2015. – № 3(12). – С. 103-108.Серякова Е.Е. Технология пенсионного обеспечения в Российской Федерации / Е.Е. Серякова // Альманах студенческих и аспирантских работ по социально-гуманитарным наукам. – 2021. – С. 93-98.В 2023 году средний размер страховых пенсий увеличится до 21 864 рублей. URL: https://mintrud.gov.ru/pensions/70(дата обращения: 09.12.2023)
1. Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.) (с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 1 июля 2020 г.). URL: https://constitution.garant.ru/ (дата обращения: 09.12.2023)
2. Закон РФ "О занятости населения в Российской Федерации" от 19.04.1991 N 1032-1 (последняя редакция) [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_60/ (дата обращения: 09.12.2023)
3. Закон РФ "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей" от 12.02.1993 N 4468-1 (последняя редакция). URL: https://www.consultant.ru/ (дата обращения: 09.12.2023)
4. Федеральный закон "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий" от 03.10.2018 N 350-ФЗ (последняя редакция). URL: https://www.consultant.ru/ (дата обращения: 09.12.2023)
5. Федеральный закон "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" от 15.12.2001 N 166-ФЗ (последняя редакция). URL: https://www.consultant.ru/ (дата обращения: 09.12.2023)
6. Федеральный закон "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" от 19.05.1995 N 81-ФЗ (последняя редакция) (с изменениями и дополнениями) [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_6659/ (дата обращения: 09.12.2023)
7. Федеральный закон "О страховых пенсиях" от 28.12.2013 N 400-ФЗ (последняя редакция) [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_156525/ (дата обращения: 09.12.2023)
8. Федеральный закон "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системах обязательного пенсионного страхования и обязательного социального страхования" от 01.04.1996 N 27-ФЗ (последняя редакция). URL: https://www.consultant.ru/ (дата обращения: 09.12.2023)
9. Федеральный закон от 16 июля 1999 г. N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" (с изменениями и дополнениями) [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://base.garant.ru/12116344/ (дата обращения: 09.12.2023)
10. Федеральный закон от 23 апреля 2012 г. N 36-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части определения понятия маломерного судна" (с изменениями и дополнениями) [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://base.garant.ru/70165836/ (дата обращения: 09.12.2023)
11. Годовой отчет за 2020 год. – М.: Пенсионный фонд Российской Федерации, 2020. – 42 с.
12. Годовой отчет за 2021 год. – М.: Пенсионный фонд Российской Федерации, 2021. – 76 с.
13. Годовой отчет за 2022 год. – М.: Пенсионный фонд Российской Федерации, 2022. – 45 с.
14. Аверьянова М.И. Особенности защиты социально-обеспечительных прав гражданских служащих / М. И. Аверьянова // Вестник Нижегородского института управления. – 2021. – № 2(60). – С. 32-44.
15. Агеева А.С. Нормативно - правовое регулирование пенсионного обеспечения в РФ на современном этапе развития / А.С. Агеева // Мировая наука. – 2019. – № 5(26). – С. 119-125.
16. Беляева А.И. Принципы права социального обеспечения: / А. И. Беляева // Аллея науки. – 2018. – Т. 2, № 2(18). – С. 541-547.
17. Бушуева А.В. Основные категории права социального обеспечения / А. В. Бушуева // Вестник Пензенского государственного университета. – 2021. – № 3(35). – С. 63-68.
18. Килоева З.С. Сущность права социального обеспечения и его взаимосвязь с трудовым правом / З. С. Килоева // Сборник статей IX Международной научно-практической конференции в 2 частях. – 2021. – С. 96-97.
19. Кузьменко А.В. Предмет социального права: проблема определения / А. В. Кузьменко // Петербургский юрист. – 2016. – № 3. – С. 35-42.
20. Майшева И.Н. Актуальные проблемы реализации конституционного права на пенсионное обеспечение / И.Н. Майшева // Конституция России и развитие законодательства. – 2023. – С. 143-148.
21. Маматказин И.Р. Структурно-функциональный анализ пенсии как объекта пенсионных правоотношений / И.Р. Маматказин // Сибирское юридическое обозрение. – 2021. – Т. 18, № 2. – С. 138-150.
22. Мечик-Зарицкая Д.А. Право граждан на социальное обеспечение. Содержание и проблемы реализации / Д. А. Мечик-Зарицкая // Colloquium-Journal. – 2020. – № 8-7(60). – С. 35-37.
23. Полушин, С. В. Сущность и значение социального обеспечения / С. В. Полушин // Современные проблемы правоприменения. – 2022. – С. 175-177.
24. Пономаренко А.С. Особенности системы пенсионного обеспечения в РФ / А.С. Пономаренко // Наука 21 века: вопросы, гипотезы, ответы. – 2015. – № 3(12). – С. 103-108.
25. Серякова Е.Е. Технология пенсионного обеспечения в Российской Федерации / Е.Е. Серякова // Альманах студенческих и аспирантских работ по социально-гуманитарным наукам. – 2021. – С. 93-98.
26. В 2023 году средний размер страховых пенсий увеличится до 21 864 рублей. URL: https://mintrud.gov.ru/pensions/70 (дата обращения: 09.12.2023)