Специальная физическая подготовка пловцов высокой квалификации с ампутациями нижних конечностей
Заказать уникальную дипломную работу- 59 59 страниц
- 53 + 53 источника
- Добавлена 25.03.2024
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
ГЛАВА I. ЛИТЕРАТУРНЫЙ ОБЗОР 5
1.1. Клиническая картина и этиология нарушений функций опорно-двигательного аппарата 5
1.2. Понятие «ампутации» 9
1.3. Этиология и патогенез ампутации нижней конечности 12
1.4. Психолого-педагогическая характеристика лиц с ампутациями 16
конечностей 16
1.5. Обзор методик спортивной подготовки высококвалифицированных пловцов с поражением опорно-двигательного аппарата 20
ГЛАВА II. ЦЕЛЬ, ЗАДАЧИ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ 27
2.1. Цель и задачи исследования 27
2.2. Методы исследования 27
2.2.1. Анализ литературных источников 27
2.2.2. Педагогическое наблюдение 28
2.2.3. Педагогический эксперимент 28
2.2.4. Тестирование 29
2.2.5. Методы математической статистики 31
2.3. Организация исследования 33
3.1. Констатирующий эксперимент 35
3.2. Методика специальной физической подготовки пловцов с ампутацией нижней конечности 38
3.3. Спортивно-педагогический контроль и техника безопасности на занятиях 43
ГЛАВА IV. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ 46
ВЫВОДЫ 53
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 54
Данный план позволяет реализовать все средства и методы СФП пловцов (табл. 4). Таблица 4 – План-график тренировочного процессаОктябрь 2023Ноябрь 2023Декабрь 2023Тренировочных дней ОФП в зале6 занятий (12 ч.)4 занятия (8 ч.)5 занятий (10 ч.)Тренировочных дней СФП в зале6 занятий (12 ч.)4 занятия (8 ч.)5 занятий (10 ч.)Тренировочных дней СФП в бассейне13 занятий (26 ч.)12 занятий (24 ч.)13 занятий (26 ч.)Таким образом,разработанная методика специальной физической подготовки для высококвалифицированных пловцов с ампутацией нижних конечностей учитывает индивидуальные и медицинские особенности спортсменов. Включает средства и методы, направленные на развитие общих и специализированных качеств: быстрота, сила, выносливость и другие. Кроме того, упражнения, включенные в методику СФП, направлены на укрепление и улучшение функционального состояния организма спортсменов, особенно дыхательной и сердечно-сосудистой систем.3.3. Спортивно-педагогический контроль и техника безопасности на занятияхСпортивно-педагогический контроль направлен на выявление уровня подготовки спортсмена, коррекции программы тренировки, а также перевода спортсмена по этапам спортивной подготовки. Для высококвалифицированных пловцов с ампутациями нижних конечностей реализуется следующих контроль:- медицинский контроль предполагает оценку общего состояния здоровья и определение основных показателей (антропометрические показатели, ЧСС, ЧДД, АД, ЭКГ, флюорография, спирометрия), сбор жалоб, выявление противопоказаний;- контроль общей физической подготовленности для оценки развития общих физических качеств (сила, выносливость, быстрота, гибкость, координация) с помощью тестирования;- контроль специальной физической подготовленности для оценки уровня развития качеств, необходимых для плавания;- контроль спортивных результатов и достижений, что позволяет совершенствовать спортивное мастерство, достигать новых разрядов и званий. Спортивно-педагогический контроль реализуется ежедневно (функциональное состояние организма), в начале и конце сезона (медицинский, ОФП и СФП, спортивных результатов), ежегодно (спортивных результатов, врачебный). Поскольку тренировочный процесс высококвалифицированных спортсменов с ампутацией нижних конечностей имеет некоторые особенности, он должен строиться в соответствии с техникой безопасности. Вся ответственность за безопасность спортсменов лежит на тренере.Оборудование зала, бассейна, внетренировочного пространства (холл, раздевалки, санузлы и т.п.) должны быть оснащены специальным оборудованием (пандусы, подъемники, отбойники для колясок и др.) и соответствовать нормам СНиП 35-01, СП 35-101 и СП 35-103.Каждый спортсмен для доступа к тренировочному занятию должен иметь медицинскую справку. Спортсмен на тренировочном занятии в бассейне должен находиться в плавательном костюме и шапочке, иметь очки и индивидуальное полотенце. Перед посещением бассейна необходимо принять душ.В спортивном зале занимающиеся должны находиться в спортивной форме. Тренер должен следить за количеством спортсменов, одновременно находящихся в бассейне. Заход и выход в воду осуществляется по сигналу тренера.Заплывы осуществляются строго по сигналу тренера.Плавание осуществляется в одном направлении. Плавать только на дорожке, закрепленной за спортсменом тренером.В зале работа осуществляется также под контролем тренера. Использовать спортивный инвентарь с разрешения тренера. Контроль самочувствия осуществляется тренером и самим спортсменом. При ухудшении самочувствия незамедлительно сообщить тренеру и штатному врачу. Соблюдать дистанцию при выполнении упражнений. ГЛАВА IV. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯПосле реализации представленной выше методики специальной физической подготовкивысококвалифицированных пловцов с ампутацией нижних конечностей провели повторное тестирование с целью определения эффективности методики и динамики изменения показателей. Данная методика апробировалась в экспериментальной группе. Так, оценивая общую физическую подготовленность спортсменов контрольной группы, видим, что значимость изменений наблюдается в показателях силы рук, подвижности плечевых суставов. Снизились результаты гибкости позвоночника и количества движений в плечевом поясе, что может свидетельствовать о недостаточности упражнений по данному профилю (табл. 5).Таблица 5 – Оценка уровня общей физической подготовленности пловцов с ампутацией нижних конечностей в контрольной (КГ) (n=6) группе после экспериментаТестыКГ до экспериментаКГ после экспериментаt-критерий СтьюдентаσσПоднимание туловища (кол-во)21,81,5722,83,290,45Кистевая динамометрия (кг)33,63,4236,81,571,4Проба Яроцкого (сек)32,23,1832,54,990,1Подвижность плечевого сустава (см)27,63,132,85,810,7Гибкость позвоночника (см) 6,31,575,51,341,1Движения в плечевом поясе (кол-во)34,55,2732,64,710,2В экспериментальной группе все показатели ОФП значительно улучшились, особенно общая выносливость и подвижность плечевых суставов (табл. 6).Таблица 6 – Оценка уровня общей физической подготовленности пловцов с ампутацией нижних конечностей в экспериментальной (ЭГ) (n=6) группепосле экспериментаТестыЭГ до экспериментаЭГ после экспериментаt-критерий СтьюдентаσσПоднимание туловища (кол-во)22,02,1131,52,874,5Кистевая динамометрия (кг)33,53,4038,53,11,4Проба Яроцкого (сек)30,83,0233,84,30,66Подвижность плечевого сустава (см)28,52,63342,382,75Гибкость позвоночника (см) 5,41,155,60,940,66Движения в плечевом поясе (кол-во)37,33,1839,53,20,64Сравнивая значения в двух группах на контрольном этапе исследования, можно сделать вывод, что в экспериментальной группе значительно улучшились результаты выносливости, быстроты и силы. В меньшей степени – результаты координации и гибкости. Примерно на одном уровне находятся показатели гибкости (табл. 7). Таблица 7 – Оценка уровня общей физической подготовленности пловцов с ампутацией нижних конечностей в контрольной (КГ)(n=6) и экспериментальной (ЭГ) (n=6) группахпосле экспериментаТестыКГпосле экспериментаЭГ после экспериментаt-критерий СтьюдентаσσПоднимание туловища (кол-во)22,83,2931,52,872,7Кистевая динамометрия (кг)36,81,5738,53,10,85Проба Яроцкого (сек)32,54,9933,84,30,2Подвижность плечевого сустава (см)32,85,81342,380,18Гибкость позвоночника (см) 5,51,345,60,940,22Движения в плечевом поясе (кол-во)32,64,7139,53,21,3Также оценили результаты специальной физической подготовленности спортсменов.В контрольной группе время на преодоление расстояния на спине и брассом увеличилось, что является отрицательным результатом, однако, вольным стилем и баттерфляем все спортсмены улучшили свое время (табл. 8).Таблица 8– Оценка уровня специальной физической подготовленности пловцов с ампутацией нижних конечностей в контрольной (КГ) (n=6) группепосле экспериментаТестыКГ до экспериментаКГ после экспериментаt-критерий СтьюдентаσσПлавание на спине (сек)35,53,6132,12,291,09Брасс (сек)41,52,2641,93,060,17Баттерфляй (сек)41,351,6440,31,41,5Вольный стиль (сек)34,52,2934,71,110,18В экспериментальной группе значительно улучшились показатели по стилям баттерфляй и вольный стиль. Незначительно сократилось время на преодоление брассом. В плавании на спине, наоборот, незначительно увеличилось время (табл. 9). Таблица 9– Оценка уровня специальной физической подготовленности пловцов с ампутацией нижних конечностей в экспериментальной (ЭГ) (n=6) группе после экспериментаТестыЭГпосле экспериментаЭГ после экспериментаt-критерий СтьюдентаσσПлавание на спине (сек)34,23,5334,81,340,26Брасс (сек)412,3240,50,960,5Баттерфляй (сек)402,438,12,541Вольный стиль (сек)34,72,1733,51,711Сравнение полученных результатов говорит о том, что внедрение методики развития СФП показывает свою эффективность, о чем свидетельствуют значительные улучшения показателей в экспериментальной группе. В отличие от контрольной группы, особое значение имеют результаты плавания баттерфляем и брассом (табл. 10). Таблица 10– Оценка уровня специальной физической подготовленности пловцов с ампутацией нижних конечностей в контрольной (КГ) (n=6) и экспериментальной (ЭГ) (n=6) группах после экспериментаТестыКГ до экспериментаЭГ после экспериментаt-критерий СтьюдентаσσПлавание на спине (сек)35,53,6134,81,340,29Брасс (сек)41,52,2640,50,961,11Баттерфляй (сек)41,351,6438,12,542,32Вольный стиль (сек)34,52,2933,51,710,7Изучили изменение функционального состояния спортсменов. В контрольной группе результаты улучшились: задержка дыхания увеличилась на 0,3 сек, возвращение показателей АД сократилось на 0,2 сек, а работоспособность ССС увеличилась на 1,3 сек (табл. 11). Таблица 11 – Показатели уровня функционального состояния испытуемых контрольной (КГ) (n=6) группыпосле экспериментаТестыКГ до экспериментаКГ после экспериментаt-критерий СтьюдентаσσПроба Штанге (сек)47,72,36484,90,06Тест Мартине-Кушелевского (мм ртст)132,8112,82,340,12Проба Руфье (сек)72,655,72,210,65Для экспериментальной группы также характерно улучшение функционального состояния. Из таблицы видно, что наибольшую значимость имеет тренированность ССС (табл. 12).Таблица 12 – Показатели уровня функционального состояния испытуемых экспериментальной (ЭГ) (n=6) группы после экспериментаТестыЭГ до экспериментаЭГ после экспериментаt-критерий СтьюдентаσσПроба Штанге (сек)47,33,4550,32,051,15Тест Мартине-Кушелевского (мм ртст)152,3810,32,212,76Проба Руфье (сек)5,081,644,831,340,14Сравнение полученных показателей в двух группах говорит о том, что методика СФП повышает адаптацию организма к физическим нагрузкам и улучшает функциональное состояние (табл. 13). Таблица 13 – Показатели уровня функционального состояния испытуемых контрольной (КГ) (n=6) и экспериментальной (ЭГ) (n=6)групп после экспериментаТестыКГпосле экспериментаЭГ после экспериментаt-критерий СтьюдентаσσПроба Штанге (сек)484,950,32,050,48Тест Мартине-Кушелевского (мм ртст)12,82,3410,32,211,47Проба Руфье (сек)5,72,214,831,340,75Таким образом, методика специальной физической подготовки пловцов с ампутацией нижней конечности показала свою эффективность, что доказано положительной динамикой изменения физических и функциональных способностей, а также нормативами выполнения упражнений ОФП и СФП. ВЫВОДЫАнализ литературы показал, что существуют различные методики спортивной подготовки высококвалифицированных пловцов с НОДА. Большинство из них направлены на развитие силовых способностей и выносливости. В меньшей степени уделяется внимание скоростным характеристикам. В ходе исследования разработана методика специальной физической подготовки для высококвалифицированных пловцов с ампутацией нижних конечностей, которая включала занятия в зале и бассейне. Все упражнения направлены на развитие силы, выносливости, гибкости, быстроты, повышение тренированности организма, увеличение объема легких, а также улучшение техники плавания и повышение спортивных результатов. Занятия проводились посредством поточного метода, метода групповых и индивидуальных занятий.По окончанию спортивной подготовки отметили положительную динамику:- общая выносливость в пределах нормы, спортсмены увеличили проходимое расстояние за 10 минут,- увеличилась сила рук,- увеличилось время задержки дыхания на вдохе,- состояние сердечно-сосудистой и дыхательной систем, а также компенсаторных механизмов организма в норме,- сократилось время на восстановление функциональных состояний организма,- количество и качество выполнения упражнений ОФП и СФП улучшилось. Таким образом, цель и задачи исследования выполнены в полном объеме, гипотеза нашла свое подтверждение.СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫАвдиенко В.Б. Организация и планирование спортивной тренировки в плавании: учеб.-метод. пособие / В. Б. Авдиенко. – Самара: СГПУ, 2005. – 72 с.Аикин В.А. Современные аспекты спортивной тренировки в плавании за рубежом: научно-методическое пособие / В.А. Аикин, Ю.В. Корягина. – Омск: Изд-во СибГУФК, 2015. – 32 с.Баумгартнер Р. Ампутация и протезирование нижних конечностей / Р. Баумгартнер, П. Ботта. – М.: Медицина, 2002. – 504 с.Бобров М.И. Высокие ампутации нижних конечностей / М.И. Бобров, О.П. Живцов, Д.В. Самойлов и др. // Раны и раневые инфекции. Журнал имени профессора Б. М. Костюченка. – 2019. – № 6. – С. 6-24.Бугаева К.Е. Нарушения опорно-двигательного аппарата у спортсменов различной специализации / К.Е. Бугаева // Символ науки. – 2015. – № 1. – С. 1-5.Высокие ампутации нижних конечностей при гангрене. Российский консенсус / Под общ. ред. В.А. Митиша, Г.К. Золоева, Ю.С. Пасхаловой. – Раны и раневые инфекции. Журнал им. проф. Б.М. Костюченка – 2020. – № 7(4). – 6-55.Гаибов А.Д. Ампутации нижних конечностей при их хронической критической ишемии. Обзор литературы / А.Д. Гаибов, Е.Л. Калмыков, А.Н. Камолов // Кардиология и сердечно-сосудистая хирургия. – 2009. – № 2. – С. 40-46.ГибадуллинИ.Г. Зависимость спортивного результата от показателей общей и специальной физической подготовленности / И.Г. Гибадуллин // Теория и практическая физическая культура. – 1984. – № 3. – С. 23-24.Гогунов E.H. Психология физического воспитания и спорта: учеб. пособие / E.H. Гогунов, Б.И. Мартьянов. – М.: Академия, 2004. – 224 с.Гордиевская Е.О. Индивидуально-психологические особенности инвалидов с ампутациями конечностей как значимый фактор реабилитации / Е.О. Гордиевская, Б.В. Овчинников // Вестник Санкт-Петербургского университета. – 2008. – №2 (12). – С. 339-344.Давыдов В.Ю. Отбор и ориентация пловцов по показателям телосложения в системе многолетней подготовки (Теоретические и практические аспекты): Монография / В.Ю. Давыдов, В.Б. Авдиенко. – Волгоград: ВГАФК, 2012 – 344 с.Дроздов С.Г. Полиомиелит / С.Г. Дроздов, О.Е. Иванова // Вопросы вирусологии. – 2012. – С. 76-91.Евсеев С.П. Страницы истории адаптивной физической культуры в России / С.П. Евсеев // Адаптивная физическая культура. – 2009. – № 4 (40). – С.4-10.Елфимов П.В. Организация ортопедотравматологической помощи больным в условиях крупного административного центра / П.В. Елфимов // Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. – 2000. – № 2. – С. 46–49.Жукова У.М. Физика быстрого плавания: научный подход / У.М. Жукова, В.С. Воронова, В.Я. Семенова // Юный ученый. – 2021. – № 10 (51). – С. 37-43.Завьялова Т.П. Профилактика нарушений опорно-двигательного аппарата у обучающихся: учебное пособие для среднего профессионального образования / Т.П. Завьялова. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2021. – 167 с.Здравоохранение в России. 2021: Стат.сб./Росстат. - М., 2021. – С. 31.Иванченко Е.И. Двухцикловое планирование спортивной тренировки в течение года: метод.рекомендации / Е.И. Иванченко. – Минск: БГОИФК, 1990. – 33 с.Ивченко Е.В. Определение рациональных соотношений упражнений силовой подготовки в совершенствовании техники движений в тренировке юных пловцов: автореф. дис....канд. пед. Наук / Е.В. Ивченко. – Л., 1989. – 23 с.Кальсина В.В. Влияние тренинга оптимального функционирования на психофизиологические показатели и самооценку функционального состояния у спортсменов с ПОДА / В.В. Кальсина, А.Н. Налобина // Инновационные технологии в системе подготовки спортсменов – паралимпийцев. СПБ. – 2016. – С. 70-75.Кантор Е. Психологические особенности инвалидов с ампутированными конечностями и возможности их реабилитации / Е. Кантор // Актуальные проблемы психологического знания. – 2010. – № 3. – С. 339-344.Клешнев И.В. Тенденции и основные направления исследований водных видов спорта в ФГБУ СПбНИИФК / И.В. Клешнев, В.В. Клешнев // Адаптивная физическая культура. – 2013. – № 1. – С. 32-34.Кожакин И.С. Адаптация методики спортивной подготовки пловцов-стайеров для спортсменов с ограниченными возможностями здоровья / И.С. Кожанин // Теория и практика современной науки. Институт управления и социально-экономического развития, Саратов. – 2021. – №7 (73). – С. 73-81.Курдыбайло С.Ф. Физическая реабилитация инвалидов с поражением опорно-двигательной системы / С.Ф. Курдыбайло, Д.С. Поляков, С.П. Евсеев. – М.: Советский спорт, 2010. – 488 с.Лафлин Т. Полное погружение. Как плавать лучше, быстрее и легче / Т.Лафлин, Д.Делвз пер. с англ. – М.: Манн, Иванов и Фербер, 2014. – С. 29-40.Литвина Г.А. Плавание как универсальный вид спорта / Г.А. Литвина, И.С. Курбатов // Наука и образование сегодня. – 2019. – № 1. – С. 1-3.Литош Н.Л. Адаптивная физическая культура для детей с нарушениями в развитии. Психолого-педагогическое сопровождение: учебное пособие для вузов / Н.Л. Литош. – М.: Издательство Юрайт, 2020. – 156 с.Ляшко Г.И. Соотношение средств специальной скоростно-силовой подготовки высококвалифицированных пловцов-спринтеров кролистов в годичном цикле: автореф. дис. ... канд. пед. наук/ Г.И. Ляшко. – М., 1988. – 24 с.Макина Л.Р. Роль дыхательныхупражнений в управлении психических состояний в процессе спортивной деятельности высококвалифицированных пловцов с поражением опорно-двигательного аппарата / Л.Р. Макина, Р.Р. Мухмутова // Социализация и индивидуализация как единый процесс социального развития растущего человека: материалы Международной научно-практической конференции. – Якутия, 2015. – С. 455-458.Махмутова Р.Р. Спортивная подготовка высококвалифицированных пловцов с поражением опорно-двигательного аппарата / Р.Р. Махмутова, Л.А. Бордукова, А.А. Строкин и др. // Теория и практика физической культуры. – 2014. – № 4. – С. 5-8.Мельник В.В. Врожденные патологии опорно-двигательного аппарата / В.В. Мельник // Международный студенческий научный вестник. – 2020. – № 3. – С. 1-7.Нарциссова С.Ю. Адаптивный спорт: развитие и организация: учеб. пособие / С.Ю. Нарциссова, С.И. Бочкарева и др. – М.: Академия МНЭПУ, 2020. – 212 с. Низов О.Н. Случай успешной реконструктивной операции при неполной травматической ампутации нижней конечности / О.Н. Низов, Ш.Ф. Бекназаров и др. // Вестник экстренной медицины. – 2020. – № 3. Т. 13. – С. 68-74. Пальчикова Н.Ю. Методика использования комплекса нетрадиционных восстановительных средств в тренировке пловцов-инвалидов: диссертация...кандидата педагогических наук / Н.Ю. Пальчикова. – Хабаровск, 2007. – 123 с.Попов С.Н. ЛФК: Учебное пособие / С.Н. Попов, Н.М. Валеев, Т.С. Гарасева и др. Под ред. С.Н. Попова. – М.: Академия, 2004. – 256 с.Румянцева Э.Р. Проблемы и перспективы подготовки высококвалифицированных пловцов с поражением опорно-двигательного аппарата / Э.Р. Румянцева, А.А. Строкин, Л.А. Бордукова, Р.Р. Махмутова // Теория и практика физической культуры. – 2013. – № 7. – С. 38-44.Рыбин Р.Е. Предсоревновательная подготовка пловцов высокой квалификации / Р.Е. Рыбин, Г.Д. Бабушкин, В.П. Бачин // Омский научный вестник. – 2015. – С. 187-191.Семенова С.А. Функциональный тренинг лиц с ампутацией нижних конечностей / С.А. Семенова, Д.О. Хрекин // Вестник спортивной науки. – 2021. – С. 35-40.Скрябин А.И. Адаптивная физическая реабилитация лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата (ампутации конечностей) / А.И. Скрябин // Форум молодых ученых. – 2020. – № 6 (46). – С. 659-666.Сладкова H.A. Правила по функциональной классификации в плавании спортсменов с поражением опорно-двигательного аппарата: Паралимпийский комитет России / H.A. Сладкова, Г.З. Идрисова. – М., 2013. – 89 с.Сонголов Г.И. Ампутации и экзартикуляции: учеб. пособие / Г.И. Сонголов, О.П. Галеева. – ГБОУ ВПО ИГМУ Минздравсоцразвития России. – Иркутск: ИГМУ, 2013. – 60 с.Соломатин В.В. Модельные характеристики и нормативные требования к специальной работоспособности высококвалифицированных пловцов / В.В. Соломатин // Теория и методика высших достижений. – 2011. – С. 17-21.Старобина Е.М. Реабилитация инвалидов: Состояние и направления развития / Е.М. Старобина, Е.О. Гордиевская. – СПб., 2007. – 144 с.Строкин А.А. Развитие специальных физических качеств у высококвалифицированных пловцов с повреждениями спинного мозга: дисс. канд.пед.наук / А.А. Строкин. – Майкоп, 2016. – 156 с.ФЗ О внесении изменений в ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и статью 91 Федерального закона «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» от 2017 г.Фокин А.А. «Большие» ампутации нижних конечностей после неудачных реконструктивных операций на артериях: ближайшая и отдаленная судьба больных / А.А. Фокин, А.В. Риффель и др. // Патология кровообращения и кардиохирургия. – 2006. – № 3. – С. 72-76.Хайбуллина Д.Х. Боль в нижней части спины. Разбор клинического случая / Д.Х. Хайбуллина, Ю.Н. Максимов, Ф.И. Девликамова // Медицинский совет. – 2021. – № 12. – С. 384-390.Чернядьев С.А. Ампутации нижних конечностей / С.А. Чернядьев, В.А. Погосян, Б.В. Фадин // Клиническая и экспериментальная хирургия. – 2022. – № 2. Т. 10. – С. 54-59.Шапкова Л.В. Частные методики адаптивной физической культуры / Л.В. Шапкова. – М.: Сов. спорт, 2017. – 464 с.Шербоев Д.М. Развитие скоростно-силовых возможностей у пловцов в подготовке на суше / Д.М. Шербоев // Fan-Sportga. – 2021. – №8. – С. 40-49.Заболевания опорно-двигательного аппарата. – Официальный сайт ВОЗ. – 2021. – [Электронный ресурс]: https://www.who.int/ru/news-room/fact-sheets/detail/musculoskeletal-conditionsМаликова Л.А. Психологическая реабилитация лиц с ампутациями конечностей: теоретический обзор / Л.А. Маликова // Личность в меняющемся мире: здоровье, адаптация, реабилитация. – [Электронный ресурс]: https://cyberleninka.ru/article/n/psihologicheskaya-reabilitatsiya-lits-s-amputatsiyami-konechnostey-teoreticheskiy-obzor/viewerМСЭ и вопросы протезирования при ампутационных дефектах конечностей // Медико-социальная экспертиза. – [Электронный ресурс]: https://www.invalidnost.com/publ/mediko_socialnaja_ehkspertiza_pri_nekotorykh_zabolevanijakh/mseh_i_invalidnost_pri_amputacijakh_konechnostej/2-1-0-460
2. Аикин В.А. Современные аспекты спортивной тренировки в плавании за рубежом: научно-методическое пособие / В.А. Аикин, Ю.В. Корягина. – Омск: Изд-во СибГУФК, 2015. – 32 с.
3. Баумгартнер Р. Ампутация и протезирование нижних конечностей / Р. Баумгартнер, П. Ботта. – М.: Медицина, 2002. – 504 с.
4. Бобров М.И. Высокие ампутации нижних конечностей / М.И. Бобров, О.П. Живцов, Д.В. Самойлов и др. // Раны и раневые инфекции. Журнал имени профессора Б. М. Костюченка. – 2019. – № 6. – С. 6-24.
5. Бугаева К.Е. Нарушения опорно-двигательного аппарата у спортсменов различной специализации / К.Е. Бугаева // Символ науки. – 2015. – № 1. – С. 1-5.
6. Высокие ампутации нижних конечностей при гангрене. Российский консенсус / Под общ. ред. В.А. Митиша, Г.К. Золоева, Ю.С. Пасхаловой. – Раны и раневые инфекции. Журнал им. проф. Б.М. Костюченка – 2020. – № 7(4). – 6-55.
7. Гаибов А.Д. Ампутации нижних конечностей при их хронической критической ишемии. Обзор литературы / А.Д. Гаибов, Е.Л. Калмыков, А.Н. Камолов // Кардиология и сердечно-сосудистая хирургия. – 2009. – № 2. – С. 40-46.
8. Гибадуллин И.Г. Зависимость спортивного результата от показателей общей и специальной физической подготовленности / И.Г. Гибадуллин // Теория и практическая физическая культура. – 1984. – № 3. – С. 23-24.
9. Гогунов E.H. Психология физического воспитания и спорта: учеб. пособие / E.H. Гогунов, Б.И. Мартьянов. – М.: Академия, 2004. – 224 с.
10. Гордиевская Е.О. Индивидуально-психологические особенности инвалидов с ампутациями конечностей как значимый фактор реабилитации / Е.О. Гордиевская, Б.В. Овчинников // Вестник Санкт-Петербургского университета. – 2008. – №2 (12). – С. 339-344.
11. Давыдов В.Ю. Отбор и ориентация пловцов по показателям телосложения в системе многолетней подготовки (Теоретические и практические аспекты): Монография / В.Ю. Давыдов, В.Б. Авдиенко. – Волгоград: ВГАФК, 2012 – 344 с.
12. Дроздов С.Г. Полиомиелит / С.Г. Дроздов, О.Е. Иванова // Вопросы вирусологии. – 2012. – С. 76-91.
13. Евсеев С.П. Страницы истории адаптивной физической культуры в России / С.П. Евсеев // Адаптивная физическая культура. – 2009. – № 4 (40). – С.4-10.
14. Елфимов П.В. Организация ортопедотравматологической помощи больным в условиях крупного административного центра / П.В. Елфимов // Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. – 2000. – № 2. – С. 46–49.
15. Жукова У.М. Физика быстрого плавания: научный подход / У.М. Жукова, В.С. Воронова, В.Я. Семенова // Юный ученый. – 2021. – № 10 (51). – С. 37-43.
16. Завьялова Т.П. Профилактика нарушений опорно-двигательного аппарата у обучающихся: учебное пособие для среднего профессионального образования / Т.П. Завьялова. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2021. – 167 с.
17. Здравоохранение в России. 2021: Стат.сб./Росстат. - М., 2021. – С. 31.
18. Иванченко Е.И. Двухцикловое планирование спортивной тренировки в течение года: метод.рекомендации / Е.И. Иванченко. – Минск: БГОИФК, 1990. – 33 с.
19. Ивченко Е.В. Определение рациональных соотношений упражнений силовой подготовки в совершенствовании техники движений в тренировке юных пловцов: автореф. дис....канд. пед. Наук / Е.В. Ивченко. – Л., 1989. – 23 с.
20. Кальсина В.В. Влияние тренинга оптимального функционирования на психофизиологические показатели и самооценку функционального состояния у спортсменов с ПОДА / В.В. Кальсина, А.Н. Налобина // Инновационные технологии в системе подготовки спортсменов – паралимпийцев. СПБ. – 2016. – С. 70-75.
21. Кантор Е. Психологические особенности инвалидов с ампутированными конечностями и возможности их реабилитации / Е. Кантор // Актуальные проблемы психологического знания. – 2010. – № 3. – С. 339-344.
22. Клешнев И.В. Тенденции и основные направления исследований водных видов спорта в ФГБУ СПбНИИФК / И.В. Клешнев, В.В. Клешнев // Адаптивная физическая культура. – 2013. – № 1. – С. 32-34.
23. Кожакин И.С. Адаптация методики спортивной подготовки пловцов-стайеров для спортсменов с ограниченными возможностями здоровья / И.С. Кожанин // Теория и практика современной науки. Институт управления и социально-экономического развития, Саратов. – 2021. – №7 (73). – С. 73-81.
24. Курдыбайло С.Ф. Физическая реабилитация инвалидов с поражением опорно-двигательной системы / С.Ф. Курдыбайло, Д.С. Поляков, С.П. Евсеев. – М.: Советский спорт, 2010. – 488 с.
25. Лафлин Т. Полное погружение. Как плавать лучше, быстрее и легче / Т.Лафлин, Д.Делвз пер. с англ. – М.: Манн, Иванов и Фербер, 2014. – С. 29-40.
26. Литвина Г.А. Плавание как универсальный вид спорта / Г.А. Литвина, И.С. Курбатов // Наука и образование сегодня. – 2019. – № 1. – С. 1-3.
27. Литош Н.Л. Адаптивная физическая культура для детей с нарушениями в развитии. Психолого-педагогическое сопровождение: учебное пособие для вузов / Н.Л. Литош. – М.: Издательство Юрайт, 2020. – 156 с.
28. Ляшко Г.И. Соотношение средств специальной скоростно-силовой подготовки высококвалифицированных пловцов-спринтеров кролистов в годичном цикле: автореф. дис. ... канд. пед. наук / Г.И. Ляшко. – М., 1988. – 24 с.
29. Макина Л.Р. Роль дыхательных упражнений в управлении психических состояний в процессе спортивной деятельности высококвалифицированных пловцов с поражением опорно-двигательного аппарата / Л.Р. Макина, Р.Р. Мухмутова // Социализация и индивидуализация как единый процесс социального развития растущего человека: материалы Международной научно-практической конференции. – Якутия, 2015. – С. 455-458.
30. Махмутова Р.Р. Спортивная подготовка высококвалифицированных пловцов с поражением опорно-двигательного аппарата / Р.Р. Махмутова, Л.А. Бордукова, А.А. Строкин и др. // Теория и практика физической культуры. – 2014. – № 4. – С. 5-8.
31. Мельник В.В. Врожденные патологии опорно-двигательного аппарата / В.В. Мельник // Международный студенческий научный вестник. – 2020. – № 3. – С. 1-7.
32. Нарциссова С.Ю. Адаптивный спорт: развитие и организация: учеб. пособие / С.Ю. Нарциссова, С.И. Бочкарева и др. – М.: Академия МНЭПУ, 2020. – 212 с.
33. Низов О.Н. Случай успешной реконструктивной операции при неполной травматической ампутации нижней конечности / О.Н. Низов, Ш.Ф. Бекназаров и др. // Вестник экстренной медицины. – 2020. – № 3. Т. 13. – С. 68-74.
34. Пальчикова Н.Ю. Методика использования комплекса нетрадиционных восстановительных средств в тренировке пловцов-инвалидов: диссертация...кандидата педагогических наук / Н.Ю. Пальчикова. – Хабаровск, 2007. – 123 с.
35. Попов С.Н. ЛФК: Учебное пособие / С.Н. Попов, Н.М. Валеев, Т.С. Гарасева и др. Под ред. С.Н. Попова. – М.: Академия, 2004. – 256 с.
36. Румянцева Э.Р. Проблемы и перспективы подготовки высококвалифицированных пловцов с поражением опорно-двигательного аппарата / Э.Р. Румянцева, А.А. Строкин, Л.А. Бордукова, Р.Р. Махмутова // Теория и практика физической культуры. – 2013. – № 7. – С. 38-44.
37. Рыбин Р.Е. Предсоревновательная подготовка пловцов высокой квалификации / Р.Е. Рыбин, Г.Д. Бабушкин, В.П. Бачин // Омский научный вестник. – 2015. – С. 187-191.
38. Семенова С.А. Функциональный тренинг лиц с ампутацией нижних конечностей / С.А. Семенова, Д.О. Хрекин // Вестник спортивной науки. – 2021. – С. 35-40.
39. Скрябин А.И. Адаптивная физическая реабилитация лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата (ампутации конечностей) / А.И. Скрябин // Форум молодых ученых. – 2020. – № 6 (46). – С. 659-666.
40. Сладкова H.A. Правила по функциональной классификации в плавании спортсменов с поражением опорно-двигательного аппарата: Паралимпийский комитет России / H.A. Сладкова, Г.З. Идрисова. – М., 2013. – 89 с.
41. Сонголов Г.И. Ампутации и экзартикуляции: учеб. пособие / Г.И. Сонголов, О.П. Галеева. – ГБОУ ВПО ИГМУ Минздравсоцразвития России. – Иркутск: ИГМУ, 2013. – 60 с.
42. Соломатин В.В. Модельные характеристики и нормативные требования к специальной работоспособности высококвалифицированных пловцов / В.В. Соломатин // Теория и методика высших достижений. – 2011. – С. 17-21.
43. Старобина Е.М. Реабилитация инвалидов: Состояние и направления развития / Е.М. Старобина, Е.О. Гордиевская. – СПб., 2007. – 144 с.
44. Строкин А.А. Развитие специальных физических качеств у высококвалифицированных пловцов с повреждениями спинного мозга: дисс. канд.пед.наук / А.А. Строкин. – Майкоп, 2016. – 156 с.
45. ФЗ О внесении изменений в ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и статью 91 Федерального закона «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» от 2017 г.
46. Фокин А.А. «Большие» ампутации нижних конечностей после неудачных реконструктивных операций на артериях: ближайшая и отдаленная судьба больных / А.А. Фокин, А.В. Риффель и др. // Патология кровообращения и кардиохирургия. – 2006. – № 3. – С. 72-76.
47. Хайбуллина Д.Х. Боль в нижней части спины. Разбор клинического случая / Д.Х. Хайбуллина, Ю.Н. Максимов, Ф.И. Девликамова // Медицинский совет. – 2021. – № 12. – С. 384-390.
48. Чернядьев С.А. Ампутации нижних конечностей / С.А. Чернядьев, В.А. Погосян, Б.В. Фадин // Клиническая и экспериментальная хирургия. – 2022. – № 2. Т. 10. – С. 54-59.
49. Шапкова Л.В. Частные методики адаптивной физической культуры / Л.В. Шапкова. – М.: Сов. спорт, 2017. – 464 с.
50. Шербоев Д.М. Развитие скоростно-силовых возможностей у пловцов в подготовке на суше / Д.М. Шербоев // Fan-Sportga. – 2021. – №8. – С. 40-49.
51. Заболевания опорно-двигательного аппарата. – Официальный сайт ВОЗ. – 2021. – [Электронный ресурс]: https://www.who.int/ru/news-room/fact-sheets/detail/musculoskeletal-conditions
52. Маликова Л.А. Психологическая реабилитация лиц с ампутациями конечностей: теоретический обзор / Л.А. Маликова // Личность в меняющемся мире: здоровье, адаптация, реабилитация. – [Электронный ресурс]: https://cyberleninka.ru/article/n/psihologicheskaya-reabilitatsiya-lits-s-amputatsiyami-konechnostey-teoreticheskiy-obzor/viewer
53. МСЭ и вопросы протезирования при ампутационных дефектах конечностей // Медико-социальная экспертиза. – [Электронный ресурс]: https://www.invalidnost.com/publ/mediko_socialnaja_ehkspertiza_pri_nekotorykh_zabolevanijakh/mseh_i_invalidnost_pri_amputacijakh_konechnostej/2-1-0-460