Игра как средство развития общения детей старшего дошкольного возраста.

Заказать уникальную дипломную работу
Тип работы: Дипломная работа
Предмет: Дошкольная педагогика
  • 60 60 страниц
  • 52 + 52 источника
  • Добавлена 14.01.2024
4 785 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
СОДЕРЖАНИЕ

Введение 6
Глава 1. Теоретическое обоснование проблемы развития общения детей старшего дошкольного возраста посредством сюжетно-ролевой игры. 9
1.1. Особенности развития общения детей старшего дошкольного возраста. 9
1.2. Психолого-педагогическая характеристика детей старшего дошкольного возраста. 19
1.3. Методические подходы к развитию общения детей старшего дошкольного возраста посредством сюжетно-ролевой игры 24
Выводы по 1 главе 30
Глава 2. Экспериментальная работа по развитию общения детей старшего дошкольного возраста посредством сюжетно-ролевой игры 31
2.1. Изучение уровня общения детей старшего дошкольного возраста 31
2.2. Организация работы по развитию общения детей старшего дошкольного возраста посредством сюжетно-ролевых игр 38
2.3. Результаты работы по развитию общения детей старшего дошкольного возраста посредством сюжетно-ролевой игры 47
Выводы по 2 главе 52
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 54
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 56
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 62
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 63
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 64

Фрагмент для ознакомления

— развитие навыков издательского дела;— развития навыков написания последовательных текстов;— развитие памяти, внимания и мышления;— развитие самостоятельности и ответственности;— развитие усидчивости;— развитие творческих способностей;— умение воспринимать критику к собственной деятельности;— умение работать на результат. Создаем свои газеты. Работа по изданию газеты начинается с выбора темы. В беседе мы обсуждаем самые актуальные темы на данный момент. Это могут быть важные события или мероприятия, проходившие в нашей группе, или предстоящие праздники и события в нашем городе, стране. Дальше дошкольники делятся на микрогруппы по интересам, придумывают название рубрики. В беседе дети обсуждают подбор материала: статьи, картинки, фотографии, страницы журнала пестрятся рисунками наших детей. Отобрав необходимый материал, сотрудники пресс-центра приступают к оформлению.Организация такой работы очень увлекательна для детей, в процессеиздания страниц журналадети приобретают способность ставить общие цели, планировать совместную работу, согласовывать мнения и действия. А самое главное развивается ответственность – дети видят уважение со стороны взрослого и на этой основе развивается самосознание. Сюжетно-ролевая игра «На Почте»Программное содержание:- Расширить представления детей о профессии почтальона.- Продолжать формировать умение детей согласовывать свои действия сдействиями партнёров, соблюдать в игре ролевые взаимодействия ивзаимоотношения.- Развивать игровой диалог, игровое взаимодействие.- Активизировать и расширять словарный запас.Словарная работа: посылка, бандероль, телеграмма, почтовая марка.Предварительная работа:- чтение произведения С. Маршака "Почта", " Почта военная", отгадывание загадок;- беседа о работе почтальона, оператора почтовой связи, заведующего почтовогоотделения;- изготовление приглашений для родителей на Праздник для отправления почтой.Предметно-игровая среда. Оборудование: бланки телеграмм, журнал регистрациипочтовых отправлений, извещения о посылке, конверты, поздравительные открытки,газеты, журналы, штампики.Атрибуты: Сумка для почтальона, фуражка почтальона, почтовый ящик.Ход игры:«Ребята, сегодня мы с вами будем играть в интересную игру. Но сначала послушайтестихотворение:Шагает с сумкой кожаной и кипою газетИ письма и открытки, чего тут только нет!И в дождь и в морозы в любую погодуСпешат почтальоны доставить народу:Кому -извещенья и телепрограммы,Кому -переводы, кому телеграммы.- Вы догадались, в какую игру мы будем играть? (почта).- А кто из вас был на почте?- Давайте вспомним, что мы там видели.(почтовый ящик, витрины с конвертами, марками,открытками и т.д.)- А кто мне скажет, зачем люди приходят на почту? (Отправить письмо, телеграмму,посылку, бандероль, оформить подписку на газеты, журналы)- Ребята, а давайте подумаем, когда мы приходим на почту, чтобы отправить письмо, точто мы должны сначала сделать. (купить почтовый конверт и наклеить на него почтовуюмарку, написать на конверте адрес того, кому мы хотим отправить письмо).- Правильно! Ведь даже если мы живём в одном городе, то все равно у всех разные улицыи дома. Чтобы письмо не потерялось надо указывать правильный адрес. А что же дальшеделать с письмом? (опустить в почтовый ящик).- А если нам надо отправить посылку или бандероль, то надо вначале заполнитьизвещение, в котором также, как и на конверте необходимо указать адрес того, кому мыотправляем посылку и свой домашний адрес. Потом надо обратиться к работнику почты,который взвесит посылку, и уложит её в коробку или обернет бумагой. И обязательнопоставит на неё печать почтового отделения.- Работа на почте интересная и очень ответственная. Ведь надо внимательно проследить,чтобы все письма, посылки, газеты дошли по нужному адресу.- Почтальон приходит на работу рано утром, разбирает письма и открытки, складываетих в сумки и разносит по адресам. Бывают не простые письма, а заказные, которые оченьважные. Такие письма обязательно записываются по номерам в специальный журналрегистрации почтовых отправлений.- Отправлением и выдачей посылок занимаются операторы почтовой связи. У них жеможно и оформить подписку на журналы и газеты, и тогда почтальон будет приносить ихпрямо домой. Для этого надо заполнить специальный бланк, где указывается адрес. И написьма, и на посылки обязательно ставится печать почтового отделения.- Самый главный человек на почте- заведующий почтовым отделением. Это оченьответственная работа. Ведь очень много писем, газет, посылок, журналов проходит черезпочтовое отделение каждый день.- А теперь давайте рассмотрим, что же есть у нас с вами для того, чтобы начать игру:- сумка почтальона, она большая и вместительная; штампы нашего почтового отделения;- извещения на посылку, конверты, почтовые марки, бланки телеграмм. Вот и почтовыйящик нашего отделения. А это - журнал регистрации почтовых отправлений, в которыйпочтальон будет записывать самые важные письма.- Прежде чем начать нашу игру, надо распределить роли. Кто из вас хочет бытьпочтальоном? А оператором в посылочном отделе? А кто будет заниматься продажейконвертов, марок, оформлением подписки на журналы? И давайте решим, кто же будетзаведующим?Выбор ролей. Дети занимают свои места.- Почтовое отделение открывается.Ход игры.Ребёнок почтальон разбирает письма, журналы, газеты; некоторые письма регистрируетв журнал, ставит печать на письма, почтовые открытки. После этого укладывает все впочтовую сумку и отправляется разносить по адресам. (ребятам, которые в это времянаходятся "дома").Другой работник почты продаёт конверты, марки. В посылочном отделе оператороформляет и упаковывает посылки, бандероли, а также выдаёт посылки и бандеролипосетителям по извещению.Посетители почты покупают конверты, наклеивают на них марки и укладывают вконверты письма. Затем опускают письма в почтовый ящик; отправляют и получаютпосылки. Игра продолжается до последнего посетителя.Подведение итогов игры:1. Понравилась ли игра?2. Понравились ли вам наши почтальоны? Вежливы ли были операторы? Понравилось вам получать письма и посылки? (да или нет, почему).3. Понравилось ли самому ребенку быть в роли почтальона?- Согласитесь, приятно получать письма от друзей, посылки, интересные журналы. Почта очень нужна и важна.2.3. Результаты работы по развитию общения детей старшего дошкольного возраста посредством сюжетно-ролевой игрыВ результате проведения сюжетно-ролевых игр на формирования навыков общения, нами была проведена повторная диагностика уровня общения детей по выбранным ранее методикам. В результате были получены следующие данные по методике «Диагностика развития общения со сверстниками» (Орлова И.А., Холмогорова В.М.)Таблица 4 – Результаты сравнительной диагностики до и после проведения опытной работы по методике «Диагностика развития общения со сверстниками» (Орлова И.А., Холмогорова В.М.)№ПоказательКоличество балловКоличество детейДо опытной работыПосле опытной работы1Интерес к сверстнику0791532233102Инициативность0681652213113Чувствительность (активность)0891452213104Просоциальные действия0671562313115Средства общения:- экспрессивно-мимические0810152220- активная речь057143223322421По полученным данным можно сделать вывод, что в уровень общения у детей в целом повысился, в среднем уже более 63% детей имеют достаточное количество баллов, чтобы отнести их к высокому уровню общения, эти дети набрали не более 1 балла по каждому показателю.Около 28% детей имеет средний уровень общения, который показывает средние баллы по каждому показателю. Снизился процент детей, которые имеют низкий показатель уровня общения с 20% до 9%. Это хорошие показатели, которые говорят об эффективности сюжетно-ролевой игры для развития общения между детьми старшего дошкольного возраста.Полученные результаты сравнения представим на Рисунке 5.Рисунок 5 - Результаты сравнительной диагностики до и после проведения опытной работы по методике «Диагностика развития общения со сверстниками» (Орлова И.А., Холмогорова В.М.)Далее рассмотрим результаты сравнительной диагностики по методике «Лабиринты» (Е.Е. Кравцова) до и после проведения опытной работы.Таблица 5 – Результаты сравнительной диагностики по методике «Лабиринты» (Е.Е. Кравцова) до и после проведения опытной работы.№Тип общенияКоличество детейДо опытной работыПосле опытной работы1Первый102Второй223Третий334Четвертый525Пятый356Шестой13Таким образом, в результате полученных данных можно сделать вывод, что к шестому типу общенияможно уже отнести 3-х детей. Эти дети после проведения опытной работы включились в игру и показали высокий уровень общения и решения поставленных задач. К пятому типу общения мы отнесли уже 5-х детей, к четвертому типу – 2-х детей. Второй и третий типы остались на том же уровне, однако состав этих типов общения сменился, дети с более низким типом перешли в эти группы. В первой группе типов общения мы уже не смогли отнести никого из детей, так как все дети стали проявлять себя, участвовать в групповой работе, решать общие задачи. Наглядно полученные данные представим на рисунке 6. Рисунок 6 - Результаты сравнительной диагностики по методике «Лабиринты» (Е.Е. Кравцова) до и после опытной работыДалее рассмотрим сравнительные результаты диагностики по методике диагностики форм общения (по М.И. Лисиной)до и после проведения опытной работы.Таблица 6 - Результаты сравнительной диагностики по методике диагностики форм общения (по М.И. Лисиной) до и после проведения опытной работы. № п/пПоказатели поведенияКоличество балловКоличество детейДо опытной работыПосле опытной работыIПорядок выбора ситуации:игры-занятиячтение книгибеседа на личностные темы123852654IIОсновной объект внимания в первые минуты опыта:игрушки книгивзрослый123654348IIIХарактер активности по отношению к объекту внимания:не смотритбеглый взглядприближениеприкосновениеречевые высказывания012341225501266IVУровень комфортности во время эксперимента:напряжен, скованозабоченсмущенспокоенраскованвесел012345111354011346V1.2.3.4.Анализ речевых высказываний детей:По форме:ситуативныевнеситуативныеПо теме:несоциальные (животные, игрушки, бытовые вещи, предметы и т.д.)социальные (я, другие дети, экспериментатор, родители и т.д.)По функции:просьбы о помощивопросывысказыванияПо содержанию:констатирующие высказываниявысказывания о принадлежностиоценка мнения1212123123411312051035769213267348VIПродолжительность деятельности:минимальная - до 3 минсредняя - до 5 минмаксимальная - до 10 мин и более123366177Соответственно, по полученным данным можно сделать вывод, что после проведения опытной работы у детей изменилась картина общения между собой и с воспитателем. Ведущая форма общения - ситуативно-деловая – преобладает на данный момент у 2 человек, внеситуативно-познавательная – у 3 человек, и внеситуативно-личностная – у 10 человек. Это говорит о том, что для 10 человек взрослый становиться авторитетом, дети слушают его, выполняют его правила. В этой группе дети готовы к сотрудничеству. Следовательно, количество детей в соответствии с ведущими формами общения до и после проведения опытной работы выглядит следующим образом (Таблица 7).Таблица 7 - Результаты полученных данных по методике диагностики форм общения (по М.И. Лисиной) до и после проведения опытной работыВедущая форма общенияКоличество детейДо опытной работыПосле опытной работыситуативно-деловая62внеситуативно-познавательная43внеситуативно-личностная510Полученные данные представим наглядно на рисунке 7. Рисунок 4 - Результаты полученных данных по методике диагностики форм общения (по М.И. Лисиной) до и после проведения опытной работыТаким образом, мы можем сделать вывод, что планомерная работа в данном направлении помогала детям осваивать способы и средства взаимодействия со сверстниками и окружающими людьми, развивала познавательный интерес и коммуникативные навыки.Выводы по 2 главеВ результате проведения опытной работы по развитию общения детей старшего дошкольного возраста посредством сюжетно-ролевых игр, нами были предложены две сюжетно-ролевые игры для апробации на старших дошкольников.Мы провели контрольную диагностику и диагностику по результатам проведения опытной работы. Нами были получены следующие данные: у большинства детей тип общения сменился, они стали более общительными, включились в общую работу по решению поставленных задач, стали больше прислушиваться к взрослым. Таким образом, мы можем уверенно сказать, что сюжетно-ролевая игра является ведущим методом формирования коммуникативных навыков у старших дошкольников. Это мы можем проследить в положительной динамике уровня общения детей старшего дошкольного возраста.ЗАКЛЮЧЕНИЕВ ходе опытно-экспериментальной работы, влияние сюжетно-ролевых игр на процесс формирования коммуникативных навыков у детей шестого года жизни обусловлено наличием диалогической речи, развивающейся в процессе игры. Развитие коммуникативных навыков у дошкольников претерпевает изменения вместе с речевым развитием. В тесной взаимосвязи с родителями и воспитателями, формируется коммуникативная компетентность дошкольника.В процессе работы мы проанализировали состояние проблемы формирования коммуникативных навыков детей шестого года жизни посредством сюжетно-ролевых игр в теории и практике дошкольного образования. Авторы видят проблему в появлении у детей большого количества современной техники, которая в свою очередь замещает многие функции. И общение для детей отступает на второй план, нежели игра в планшете, телефоне, ноутбуке. Авторы обращают внимание на низкий уровень общения в семье, а также влияние несформированных коммуникативных навыков на дальнейшее обучение в школе.В работе мы выявили специфику сюжетно-ролевых игр, способствующих формированию коммуникативных навыков у детей шестого года жизни – социально ориентированные, сюжеты основаны на реальных событиях, способствующие развитию речевого этикета, освоению социальных ролей. Провели опытно-экспериментальную работу по формированию коммуникативных навыков у детей шестого года жизни посредством сюжетно-ролевых игр в детском саду в старшей возрастной группе. Выявили закономерность: от разнообразия сюжета и тем игр зависит и уровень сформированности коммуникативных навыков, а также отметили положительную динамику развития коммуникативных навыков у детей в процессе игры.Таким образом, мы можем сделать вывод, что планомерная работа по формированию коммуникативных навыков через сюжетно-ролевую игру помогает детям осваивать способы и средства взаимодействия со сверстниками и взрослыми, развивать познавательный интерес и интеллектуальное развитие. Динамика развития коммуникации дошкольников зависит от компетентности воспитателя в данном направлении работы, умении применять социоигровую технологию, использовать недирективные формы общения с дошкольниками. СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫАйсмонтас, Б. Б. Педагогическая психология / Педагогика и психология.URL: http://www.ido.rudn.ru/psychology/pedagogical_psychology/5 (датаобращения: 26.10.2023).Акимова, М. К. Психофизиологические особенности индивидуальности школьников: учеб. пособие для академического бакалавриата / М. К. Акимова, В. Т. Козлова. — 2-е изд., испр. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2018. — 192 с.Алексеева, Е. Е. Психологические проблемы детей дошкольного возраста : учебник и практикум для академического бакалавриата / Е. Е. Алексеева. — 2-е изд., испр. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2017. — 195 с. Алмазов, Б. Н. Психологические основы педагогической реабилитации : учебник для бакалавриата и магистратуры / Б. Н. Алмазов. — 2-е изд., перераб. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2019. — 223 с.Асмолов, А. Г. Ребенок в культуре взрослых / А. Г. Асмолов, Н. А. Пастернак. — М. : Издательство Юрайт, 2017. — 150 с.Бабаева Т.И.Актуальныепроблемыдошкольнойпедагогики/ Проблемы педагогики. URL: http://www.kdpspb.ru/pedagogika/ problemypedagogiki-1.html(датаобращения: 03.11.2023).Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте: Избранные психологические труды. СПб. : Питер, 2018 –398 с.Божович, Е. Д. Диагностика языковой компетенции старших дошкольников и первоклассников : учебное пособие для вузов / Е. Д. Божович. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 106 с.Божович, Е. Д. Диагностика языковой компетенции школьников: учебное пособие для вузов / Е. Д. Божович. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 188 с.Болотина, Л. Р. Теоретические основы дошкольного образования : учеб.пособие для СПО / Л. Р. Болотина, Т. С. Комарова, С. П. Баранов. — 2-е изд., перераб. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2018. — 218 с. Борзова О.М. Психологическая готовность к учебной деятельности старших дошкольников / Мир науки. Педагогика и психология. 2019. № 7. С. 45-78. Бочарова, Н. И. Педагогика досуга. Организация досуга детей в семье : учеб.пособие для академического бакалавриата / Н. И. Бочарова, О. Г. Тихонова. — 2-е изд., испр. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2019. — 218 с. Вараксин, В. Н. Психолого-педагогический практикум : учеб.пособие для СПО / В. Н. Вараксин, Е. В. Казанцева. — 2-е изд. — М. : Издательство Юрайт, 2019. — 239 с.Ветренко, С. В. Психология младших школьников : учебное пособие для среднего профессионального образования / С. В. Ветренко. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 116 с.Ворошнина, Л. В. Методика развития речи и общения детей, не посещающих доу :практ. пособие для СПО / Л. В. Ворошнина. — 2-е изд. — М. : Издательство Юрайт, 2016. — 158 с. Ворошнина, Л. В. Развитие речи и общения детей дошкольного возраста в 2 ч. Часть 1. Младшая и средняя группы :практ. пособие для академического бакалавриата / Л. В. Ворошнина. — 2-е изд., перераб. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2019. — 396 с. Ворошнина, Л. В. Теория и методика развития речи у детей в 2 ч. Часть 2. Старшая и подготовительная группы доу :практ. пособие для СПО / Л. В. Ворошнина. — 2-е изд. — М. : Издательство Юрайт, 2019. — 302 с.Габова, М. А. Теоретические основы дошкольного образования: развитие пространственного мышления и графических умений : учеб.пособие для СПО / М. А. Габова. — 2-е изд., испр. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2017. — 151 с.Галасюк, И. Н. Семейная психология: методика «оценка детско-родительского взаимодействия». Evaluationofchild-parentinteraction (ecpi-2. 0) :практ. пособие / И. Н. Галасюк, Т. В. Шинина. — 2-е изд. — М. : Издательство Юрайт, 2019. — 223 с. Гонина, О. О. Психология дошкольного возраста : учебник и практикум для академического бакалавриата / О. О. Гонина. — 2-е изд., испр. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2019. — 425 с. Гонина, О. О. Психология дошкольного возраста : учебник и практикум для СПО / О. О. Гонина. — 2-е изд., испр. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2019. — 425 сДошкольная педагогика. Эстетическое воспитание и развитие : учебник и практикум для вузов / Е. А. Дубровская [и др.] ; под редакцией Е. А. Дубровской, С. А. Козловой. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 179 с.Дошкольное образование : учеб.-метод. пособие / Н. В. Бурим [и др.]; под общ. ред. О. В. Ковальчук, С. В. Никитиной. – СПб.: ГАОУ ДПО «ЛОИРО», 2020. – 569 с.Дошкольное образование. Практикум по дисциплинам профессионального учебного цикла : учеб.пособие для вузов / О. М. Газина [и др.] ; под ред. О. М. Газиной, В. И. Яшиной. — 2-е изд., испр. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2018. — 111 с. Дошкольное образование. Практикум по дисциплинам профессионального учебного цикла (мдк. 01. 02, 02. 04, 02. 05, 03. 02, 03. 04, 03. 05) : учеб.пособие для СПО / О. М. Газина [и др.] ; под ред. О. М. Газиной, В. И. Яшиной. — 2-е изд., испр. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2017. — 111 с.Ежкова, Н. С. Дошкольная педагогика : учебное пособие для вузов / Н. С. Ежкова. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 183 с.Зацепина, М. Б. Организация досуговой деятельности в дошкольном образовательном учреждении : учеб.пособие для СПО / М. Б. Зацепина. — 2-е изд., испр. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2017. — 149 с. Зеер, Э. Ф. психология профессионального образования : учебник для академического бакалавриата / Э. Ф. Зеер. — 2-е изд., испр. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2019. — 395 с.Кадырова Д.М. Социально-психологические характеристики формирования активного позитивного отношения дошкольников к учебной деятельности / Наука, образование и культура. 2020. № 8. С. 125-132.Килина И.Г. Формирование целевых ориентиров в проектной деятельности у старших дошкольников / Современное педагогическое образование. 2023. № 14. С. 45-49.Козина, Е. Ф. Теория и методика экологического воспитания дошкольников : учебник для СПО / Е. Ф. Козина. — 2-е изд., испр. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2018. — 454 с.Козлова, С. А. Теоретические основы дошкольного образования. Образовательные программы для детей дошкольного возраста : учебник и практикум для СПО / С. А. Козлова, Н. П. Флегонтова. — М. : Издательство Юрайт, 2017. — 202 с. Крежевских, О. В. Развивающая предметно-пространственная среда дошкольной образовательной организации : учеб.пособие для академического бакалавриата / О. В. Крежевских. — 2-е изд., перераб. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2016. — 165 с. Москвина, Н. Б. Классное руководство: профилактика профессиональных деформаций учителя : учеб.пособие для СПО / Н. Б. Москвина. — 2-е изд., перераб. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2019. — 218 с.Пастернак, Н. А. Психология образования : учебник и практикум для академического бакалавриата / Н. А. Пастернак, А. Г. Асмолов ; под ред. А. Г. Асмолов. — 2-е изд., перераб. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2018. — 213 с.Педагогическая психология : учеб.пособие для СПО / В. А. Гуружапов [и др.] ; под ред. В. А.Педагогическая психология Учебное пособие для СПО (Под редакцией В.А. Гуружапова) ;Юрайт, 2019Поштарева Т.В. Педагогические условия формирования познавательной активности старших дошкольников / Проблемы современного педагогического образования. 2023. № 8. С. 21-38.Психология дошкольного возраста в 2 ч. Часть 1 : учебник и практикум для СПО / Е. И. Изотова [и др.] ; под ред. Е. И. Изотовой. — М. : Издательство Юрайт, 2019. — 222 с. —Радынова, О. П. Теория и методика музыкального воспитания : учебник для СПО / О. П. Радынова, Л. Н. Комиссарова ; под общ.ред. О. П. Радыновой. — 3-е изд., испр. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2019. — 293 с. Радынова, О. П. Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста : учебник для академического бакалавриата / О. П. Радынова, Л. Н. Комиссарова ; под общ. ред. О. П. Радыновой. — 3-е изд., испр. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2019. — 293 с. Савенков, А. И. Педагогическая психология в 2 ч. Часть 1 : учебник для СПО / А. И. Савенков. — 3-е изд., перераб. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2017. — 317 с. Савенков, А. И. Педагогическая психология в 2 ч. Часть 2 : учебник для СПО / А. И. Савенков. — 3-е изд., перераб. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2019. — 186 с.Склярова, Т. В. Общая, возрастная и педагогическая психология : учебник и практикум для СПО / Т. В. Склярова, Н. В. Носкова. — М. : Издательство Юрайт, 2019. — 235 с. Смирнов, С. Д. Психология и педагогика в высшей школе : учеб.пособие для вузов / С. Д. Смирнов. — 3-е изд., перераб. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2018. — 352 с.Сорокоумова, Е. А. Психология детей младшего школьного возраста. Самопознание в процессе обучения : учеб.пособие для СПО / Е. А. Сорокоумова. — 2-е изд., перераб. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2019. — 216 с. Тихомирова, О. В. Методика обучения и воспитания в области дошкольного образования : учебник и практикум для академического бакалавриата / О. В. Тихомирова. — 2-е изд., перераб. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2018. — 155 с. Тотркулова К. А. Методы формирования учебной деятельность старших дошкольников / Проблемы современного педагогического образования.2022. № 1. С. 45-56.Хухлаева, О. В. Психология развития и возрастная психология : учебник для СПО / О. В. Хухлаева, Е. В. Зыков, Г. В. Базаева ; под ред. О. В. Хухлаевой. — М. : Издательство Юрайт, 2019. — 367 с. Черемошкина, Л. В. Память: закономерности воспроизведения учебного материала : монография / Л. В. Черемошкина, Т. Н. Осинина. — 2-е изд., перераб. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2019. — 235 с.Шаповаленко, И. В. Психология развития и возрастная психология : учебник и практикум для СПО / И. В. Шаповаленко. — 3-е изд., перераб. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2019. — 575 с. Юревич, С. Н. Взаимодействие дошкольной образовательной организации и семьи : учеб.пособие для академического бакалавриата / С. Н. Юревич, Л. Н. Санникова, Н. И. Левшина ; под ред. С. Н. Юревич. — М. : Издательство Юрайт, 2018. — 181 с. Юревич, С. Н. Теоретические и методические основы взаимодействия воспитателя с родителями (лицами, их заменяющими) : учеб.пособие для СПО / С. Н. Юревич, Л. Н. Санникова, Н. И. Левшина ; под ред. С. Н. Юревич. — М. : Издательство Юрайт, 2019. — 181 с.ПРИЛОЖЕНИЕ 1ПРИЛОЖЕНИЕ 2ПРИЛОЖЕНИЕ 3

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Айсмонтас, Б. Б. Педагогическая психология / Педагогика и психология. URL: http://www.ido.rudn.ru/psychology/pedagogical_ psychology/5 (дата обращения: 26.10.2023).
2. Акимова, М. К. Психофизиологические особенности индивидуальности школьников: учеб. пособие для академического бакалавриата / М. К. Акимова, В. Т. Козлова. — 2-е изд., испр. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2018. — 192 с.
3. Алексеева, Е. Е. Психологические проблемы детей дошкольного возраста : учебник и практикум для академического бакалавриата / Е. Е. Алексеева. — 2-е изд., испр. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2017. — 195 с.
4. Алмазов, Б. Н. Психологические основы педагогической реабилитации : учебник для бакалавриата и магистратуры / Б. Н. Алмазов. — 2-е изд., перераб. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2019. — 223 с.
5. Асмолов, А. Г. Ребенок в культуре взрослых / А. Г. Асмолов, Н. А. Пастернак. — М. : Издательство Юрайт, 2017. — 150 с.
6. Бабаева Т. И. Актуальные проблемы дошкольной педагогики / Проблемы педагогики. URL: http://www.kdpspb.ru/pedagogika/ problemypedagogiki-1.html (дата обращения: 03.11.2023).
7. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте: Избранные психологические труды. СПб. : Питер, 2018 –398 с.
8. Божович, Е. Д. Диагностика языковой компетенции старших дошкольников и первоклассников : учебное пособие для вузов / Е. Д. Божович. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 106 с.
9. Божович, Е. Д. Диагностика языковой компетенции школьников: учебное пособие для вузов / Е. Д. Божович. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 188 с.
10. Болотина, Л. Р. Теоретические основы дошкольного образования : учеб. пособие для СПО / Л. Р. Болотина, Т. С. Комарова, С. П. Баранов. — 2-е изд., перераб. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2018. — 218 с.
11. Борзова О.М. Психологическая готовность к учебной деятельности старших дошкольников / Мир науки. Педагогика и психология. 2019. № 7. С. 45-78.
12. Бочарова, Н. И. Педагогика досуга. Организация досуга детей в семье : учеб. пособие для академического бакалавриата / Н. И. Бочарова, О. Г. Тихонова. — 2-е изд., испр. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2019. — 218 с.
13. Вараксин, В. Н. Психолого-педагогический практикум : учеб. пособие для СПО / В. Н. Вараксин, Е. В. Казанцева. — 2-е изд. — М. : Издательство Юрайт, 2019. — 239 с.
14. Ветренко, С. В. Психология младших школьников : учебное пособие для среднего профессионального образования / С. В. Ветренко. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 116 с.
15. Ворошнина, Л. В. Методика развития речи и общения детей, не посещающих доу : практ. пособие для СПО / Л. В. Ворошнина. — 2-е изд. — М. : Издательство Юрайт, 2016. — 158 с.
16. Ворошнина, Л. В. Развитие речи и общения детей дошкольного возраста в 2 ч. Часть 1. Младшая и средняя группы : практ. пособие для академического бакалавриата / Л. В. Ворошнина. — 2-е изд., перераб. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2019. — 396 с.
17. Ворошнина, Л. В. Теория и методика развития речи у детей в 2 ч. Часть 2. Старшая и подготовительная группы доу : практ. пособие для СПО / Л. В. Ворошнина. — 2-е изд. — М. : Издательство Юрайт, 2019. — 302 с.
18. Габова, М. А. Теоретические основы дошкольного образования: развитие пространственного мышления и графических умений : учеб. пособие для СПО / М. А. Габова. — 2-е изд., испр. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2017. — 151 с.
19. Галасюк, И. Н. Семейная психология: методика «оценка детско-родительского взаимодействия». Evaluation of child-parent interaction (ecpi-2. 0) : практ. пособие / И. Н. Галасюк, Т. В. Шинина. — 2-е изд. — М. : Издательство Юрайт, 2019. — 223 с.
20. Гонина, О. О. Психология дошкольного возраста : учебник и практикум для академического бакалавриата / О. О. Гонина. — 2-е изд., испр. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2019. — 425 с.
21. Гонина, О. О. Психология дошкольного возраста : учебник и практикум для СПО / О. О. Гонина. — 2-е изд., испр. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2019. — 425 с
22. Дошкольная педагогика. Эстетическое воспитание и развитие : учебник и практикум для вузов / Е. А. Дубровская [и др.] ; под редакцией Е. А. Дубровской, С. А. Козловой. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 179 с.
23. Дошкольное образование : учеб.-метод. пособие / Н. В. Бурим [и др.]; под общ. ред. О. В. Ковальчук, С. В. Никитиной. – СПб.: ГАОУ ДПО «ЛОИРО», 2020. – 569 с.
24. Дошкольное образование. Практикум по дисциплинам профессионального учебного цикла : учеб. пособие для вузов / О. М. Газина [и др.] ; под ред. О. М. Газиной, В. И. Яшиной. — 2-е изд., испр. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2018. — 111 с.
25. Дошкольное образование. Практикум по дисциплинам профессионального учебного цикла (мдк. 01. 02, 02. 04, 02. 05, 03. 02, 03. 04, 03. 05) : учеб. пособие для СПО / О. М. Газина [и др.] ; под ред. О. М. Газиной, В. И. Яшиной. — 2-е изд., испр. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2017. — 111 с.
26. Ежкова, Н. С. Дошкольная педагогика : учебное пособие для вузов / Н. С. Ежкова. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 183 с.
27. Зацепина, М. Б. Организация досуговой деятельности в дошкольном образовательном учреждении : учеб. пособие для СПО / М. Б. Зацепина. — 2-е изд., испр. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2017. — 149 с.
28. Зеер, Э. Ф. психология профессионального образования : учебник для академического бакалавриата / Э. Ф. Зеер. — 2-е изд., испр. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2019. — 395 с.
29. Кадырова Д.М. Социально-психологические характеристики формирования активного позитивного отношения дошкольников к учебной деятельности / Наука, образование и культура. 2020. № 8. С. 125-132.
30. Килина И.Г. Формирование целевых ориентиров в проектной деятельности у старших дошкольников / Современное педагогическое образование. 2023. № 14. С. 45-49.
31. Козина, Е. Ф. Теория и методика экологического воспитания дошкольников : учебник для СПО / Е. Ф. Козина. — 2-е изд., испр. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2018. — 454 с.
32. Козлова, С. А. Теоретические основы дошкольного образования. Образовательные программы для детей дошкольного возраста : учебник и практикум для СПО / С. А. Козлова, Н. П. Флегонтова. — М. : Издательство Юрайт, 2017. — 202 с.
33. Крежевских, О. В. Развивающая предметно-пространственная среда дошкольной образовательной организации : учеб. пособие для академического бакалавриата / О. В. Крежевских. — 2-е изд., перераб. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2016. — 165 с.
34. Москвина, Н. Б. Классное руководство: профилактика профессиональных деформаций учителя : учеб. пособие для СПО / Н. Б. Москвина. — 2-е изд., перераб. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2019. — 218 с.
35. Пастернак, Н. А. Психология образования : учебник и практикум для академического бакалавриата / Н. А. Пастернак, А. Г. Асмолов ; под ред. А. Г. Асмолов. — 2-е изд., перераб. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2018. — 213 с.
36. Педагогическая психология : учеб. пособие для СПО / В. А. Гуружапов [и др.] ; под ред. В. А.
37. Педагогическая психология Учебное пособие для СПО (Под редакцией В.А. Гуружапова) ; Юрайт, 2019
38. Поштарева Т.В. Педагогические условия формирования познавательной активности старших дошкольников / Проблемы современного педагогического образования. 2023. № 8. С. 21-38.
39. Психология дошкольного возраста в 2 ч. Часть 1 : учебник и практикум для СПО / Е. И. Изотова [и др.] ; под ред. Е. И. Изотовой. — М. : Издательство Юрайт, 2019. — 222 с. —
40. Радынова, О. П. Теория и методика музыкального воспитания : учебник для СПО / О. П. Радынова, Л. Н. Комиссарова ; под общ. ред. О. П. Радыновой. — 3-е изд., испр. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2019. — 293 с. Радынова, О. П. Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста : учебник для академического бакалавриата / О. П. Радынова, Л. Н. Комиссарова ; под общ. ред. О. П. Радыновой. — 3-е изд., испр. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2019. — 293 с.
41. Савенков, А. И. Педагогическая психология в 2 ч. Часть 1 : учебник для СПО / А. И. Савенков. — 3-е изд., перераб. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2017. — 317 с.
42. Савенков, А. И. Педагогическая психология в 2 ч. Часть 2 : учебник для СПО / А. И. Савенков. — 3-е изд., перераб. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2019. — 186 с.
43. Склярова, Т. В. Общая, возрастная и педагогическая психология : учебник и практикум для СПО / Т. В. Склярова, Н. В. Носкова. — М. : Издательство Юрайт, 2019. — 235 с.
44. Смирнов, С. Д. Психология и педагогика в высшей школе : учеб. пособие для вузов / С. Д. Смирнов. — 3-е изд., перераб. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2018. — 352 с.
45. Сорокоумова, Е. А. Психология детей младшего школьного возраста. Самопознание в процессе обучения : учеб. пособие для СПО / Е. А. Сорокоумова. — 2-е изд., перераб. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2019. — 216 с.
46. Тихомирова, О. В. Методика обучения и воспитания в области дошкольного образования : учебник и практикум для академического бакалавриата / О. В. Тихомирова. — 2-е изд., перераб. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2018. — 155 с.
47. Тотркулова К. А. Методы формирования учебной деятельность старших дошкольников / Проблемы современного педагогического образования.2022. № 1. С. 45-56.
48. Хухлаева, О. В. Психология развития и возрастная психология : учебник для СПО / О. В. Хухлаева, Е. В. Зыков, Г. В. Базаева ; под ред. О. В. Хухлаевой. — М. : Издательство Юрайт, 2019. — 367 с.
49. Черемошкина, Л. В. Память: закономерности воспроизведения учебного материала : монография / Л. В. Черемошкина, Т. Н. Осинина. — 2-е изд., перераб. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2019. — 235 с.
50. Шаповаленко, И. В. Психология развития и возрастная психология : учебник и практикум для СПО / И. В. Шаповаленко. — 3-е изд., перераб. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2019. — 575 с.
51. Юревич, С. Н. Взаимодействие дошкольной образовательной организации и семьи : учеб. пособие для академического бакалавриата / С. Н. Юревич, Л. Н. Санникова, Н. И. Левшина ; под ред. С. Н. Юревич. — М. : Издательство Юрайт, 2018. — 181 с.
52. Юревич, С. Н. Теоретические и методические основы взаимодействия воспитателя с родителями (лицами, их заменяющими) : учеб. пособие для СПО / С. Н. Юревич, Л. Н. Санникова, Н. И. Левшина ; под ред. С. Н. Юревич. — М. : Издательство Юрайт, 2019. — 181 с.