Выявление особенностей синтаксической структуры высказывания у старших дошкольников с задержкой психического развития

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Коррекционная педагогика
  • 42 42 страницы
  • 34 + 34 источника
  • Добавлена 15.01.2024
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ РЕЧЕВОГО КОМПОНЕНТА У ОПРЕДЕЛЁННОЙ КАТЕГОРИИ ЛИЦ С НАРУШЕННЫМ РАЗВИТИЕ. 7
1.1. Определение базового понятия. Развитие речевого компонента в онтогенезе. 7
1.2. Определение и характеристика нарушения. Особенности развития речевого компонента у лиц с нарушенным развитие. 11
1.3. Анализ авторских диагностических методик с точки зрения возможности применения при изучаемом нарушении развития. 15
ГЛАВА II. НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ И РЕЗУЛЬТАТЫ ДИАГНОСТИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ. 18
2.1.Методическое обоснование разработки диагностической программы. 18
2.2.Характеристика содержания диагностической программы 23
2.3.Представление и анализ результатов эмпирического исследования. 26
2.4.Методическое обоснование и рекомендации по выбору коррекционно-развивающих мероприятий. 30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 37
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 40


Фрагмент для ознакомления

Выявление особенностей синтаксической структуры высказывания у старших дошкольников с задержкой психического развития детей можно охарактеризовать с разных точек зрения: по функции (назначению), источнику высказывания, ведущему психическому процессу, на который опирается ребенок [25]В зависимости от ситуации применения связной речи выделяют четыре основных типа монологической речи: описание, повествование, рассуждение, употребление в беседе или диалоге смешанные тексты, иными словами контаминацию. В периоде взросления, когда, ребенок находится в дошкольной подготовительной группе, мы наблюдаем как воспитанники употребляют в речи разные тексты. Тексты могут быть отрывками из услышанных песен, сказок, художественных произведений, или же телевизионной рекламы, а так же различного рода высказывания. В высказываниях дети могут употреблять все элементы монологической речи. Воспитатель в свою очередь должен обладать необходимыми знаниями, педагогическим тактом, и быть компетентным работником. Если педагог ориентируется в особенностях каждого типа высказываний и текстов, имеет представление о структуре, характерных языковых средствах, а также оперирует межфразовыми связями.Описание – данный вид речи дает четкую характеристику предмету, явлению, действию. Для применения описания в большинстве случаев выделяют общий тезис, при помощи которого предмет получает название, характеристику признаков, качеств и действий. Завершает описание заключительная фраза, которая подводит итог и оценочное отношение к действию или предмету, объекту. Приведем пример, ребенок описывает любимую игрушку, но не называет ее « Она большая, синяя, и очень мягкая. У нее большие уши, и длинный хобот. А так же у нее 4 ноги, и маленький хвостик. Это моя любимая игрушка, потому что ее подарила моя бабушка, мне на день рождение.» Структура описания слова «мягкая», применимо к различным предметам и является вариативной. При описании важным фактором является лексические и синтаксические средства, направленные на определение субъекта и его признаков. По этому при детском описании, например детской игрушки, задача педагога подвести ребенка к использованию эпитетов, метафоры, сравнения. В детском саду часто используют упражнения с описанием картины, прослушанной композиции, отрывок сказок, художественных текстов, игрушки, комнаты, явлений природы, и людей.Пример описания детского рассказа по иллюстрациям: «на улице гуляет щенок, на шее у щенка красный платок. Красный платок подарила мама щенка. Вот такая заботливая она. Во дворе у щенка есть синий мяч, с ним щенок играет в футбол. Толкает его черненьким носиком, и весело виляет хвостиком. На спинке у щенка большое пятно, и оно не одно. Ведь щенок он не простой, интересной породы он.» ( К. Д. Ушинский)Повествование – это текст, связанный по логике и смыслу. В содержании повествования выделяется основной сюжет, вокруг которого развиваются события. Повествование применяется для описания сюжетной линии, действий персонажей, выражение переживаний, эмоций, событиях. Материал использований при повествовании базируется на лично пережитых событиях, смысловых связей, жизненных ситуациях.Последовательность повествования в обязательном порядке развивается по хронологии событий и их фактическим ходом. Повествование не должно содержать смены действующих лиц рассказа, фантазии и воображения, не допускать перестановки. В повествовательных монологах используют средства, передающие действия: видовременные глагольные формы; лексика, обозначающая время, место, образ действий, слова для связи предложений.Дети в дошкольных образовательных учреждениях выполняют повествование по опорным картинкам, по ситуативным картинкам по сюжетным картинкам, по иллюстрациям к сказкам и художественным произведениям. Пример повествования. К. Д. Ушинский. «Гуси».Вышла хозяюшка и манит гусей домой: «Теги-теги-теги! Гуси белые, гуси серые, ступайте домой!»А гуси шеи вытянули, лапы красные растопырили, крыльями машут, носы раскрывают: «Га-га-га! Мы не хотим домой идти! Нам и здесь хорошо».Видит хозяйка, что добром от гусей ничего не добьешься, взяла длинную хворостину и погнала их домой.Рассуждение – логическое изложение материала в форме доказательства. В рассуждениях дети используют личное мнение, впечатления, личностный опыт, а так же аргументируют личную точку зрения, раскрывают причинно – следственную связь. Рассуждение происходит в двух направлениях: в первом направлении ребенок объясняет свою точку зрения, и доказывает ее. Второе направление является самим объяснением и приведением фактов, доказательств, подкрепляя например книгой и т.д. [17]В структуре рассуждения так же применятся тезисы, часто это обычное начальное предложение. Доказательство выдвинутого тезиса и вывод – заключения. Если при описании применяются характерные особенности предмета или явления, а также описание личного отношения, в повествовании – ключевым фактором является хронология событий. В рассуждении основным фактором является выявление причинно-следственной связи различными способами, словосочетаниями, вводными словами.Приведем пример рассуждения: рассуждение по ситуативной картине «На картинке мальчик разбил вазу». Рассуждение ребенка: «Я вижу, что мальчик разбил вазу, но мальчик это сделал не специально. По лицу мальчика видно, что ему страшно, и стыдно. Он расстроит маму, и она будет ругать его. Мне кажется, что мальчику стыдно, потому что это, наверное, была любимая ваза мамы. В вазу мама поставила красивые цветы. Мальчику нужно признаться маме, и тогда они вместе склеят вазу или пойдут в магазин и купят новую вазу.»В периоде обучения в дошкольном учреждении, дети учатся вести монологическую речь в двух типах: пересказ и рассказ. Главное отличие в направлениях, является, что для рассказа ребенок сам выбирает тему и самостоятельно стоит предложения и повествование. В пересказе, у ребенка есть опорный материал и уже готовый выстроенный сюжет. Пересказ – осмысленное воспроизведение услышанного текста или материала. При пересказе ребенок соблюдает хронологию событий, указывает действующих персонажей, действия, тренирует слуховую и зрительную память. В пересказе передается готовое авторское содержание, при помощи которого ребенок заучивает фразы, диалоги персонажей, увеличивает словарный запас, использует грамматические конструкции.Рассказ – самостоятельное развернутое монологическое воспроизведение определённого содержания. В методике обучения пересказу, ребенок учится самостоятельно выбирать тему рассказа, речевые обороты, описание, повествование. В рассказе ребенок может выразить личные переживания, эмоции, терминологическую неточность.В различной методической литературе встречается классификация монологических высказываний, а именно:1) по игрушкам 2) по предметам 3) по картине4) по лично пережитому опыту5) творческие рассказы. Рассказ по игрушкам – имеет описательный характер, при котором речь ребенка направленна на описание любимой игрушки. В большинстве случаев, ребенок одушевляет любимую игрушку, говорит о ней со стороны , например « Мою любимую игрушку зовут Бася. У Баси, пушистая и мягкая шерсть. Басе нравится, когда я ее расчесываю и плету косички. Бася любит кушать печенье, и поэтому она вся в крошках и нас за это ругает мама» Даша 5 лет.Рассказ по предметам является прекрасным описательным материалом, в котором дети применяет различные виды высказываний, поскольку они подсказывают содержание речи. При описании дети опираются на наглядные материал и на восприятия, вычленяя характерные признаки предмета. Например: « У меня есть мяч. Мячик большой, он желтого цвета и на нем с одной стороны нарисован зеленый динозаврик из мультика «Большой и добрый динозавр». Когда мы с мамой идем гулять, мы всегда берем с собой мяч, с ним весело играть на спортивной площадке» Женя, 5 лет 2 месяца.Рассказ по картинке. Рассказ по наглядному материалу, развивает зрительную внимательность и память. При описании картины ребенок продумывает рассказ с выходом за рамки воображения. Картины учат детей отбирать предметно – логическое содержание для описания и повествования, приобретается навык описания композиции, а так же навык избирательно пользоваться языковыми средствами. Например: « На картинке нарисован зимний лес, под елкой сидит зайчик. Наверное, он замерз, у него белая шубка, что бы прятаться от зверей. На ветках я вижу белочку, она в лапках держит шишку. Белочки любят орехи, ягоды и шишки» Вова, 5 лет, 10 месяцев.Рассказ по лично пережитому опыту. В рассказе по личному опыту, ребенок описывает события, например с семейного праздника, поездки, прогулке, посещения кинотеатра. Содержание рассказа выстраивается в процессе наблюдения и различных видом деятельности. В монологах из коллективного и индивидуального опыта формируется навык повествования, описания. Рассуждения.Творческие рассказы основываются на увиденных картинках, художественных произведениях, прослушивании сказки и т.д. Построение художественного рассказа требует выдержки хронологии событий, опираясь на сюжетную линию, внимания, памяти. Большинство рассказов художественного типа начинаются со слов «Жили – были», «Однажды в далеком царстве - государстве», «Как – то раз собирались звери на полянке», и т.д. Особое место в работе над формированием связной речи уделяется составлению плана развернутого высказывания. Во время осуществления данного процесса вида, дети осваивают умение определять тему высказывания, отделять главное от второстепенного, строить собственные сообщения в логической последовательности. Принципиальным фактором для приема мыслительной обработки материала, является деление текста по смыслу на отдельные части, выделение смысловых опорных пунктов, составление плана пересказа. Сказки и детская литература положительно и благоприятно влияют на формирование связной речи у детей. Ведь сказки и сказкотерапия базируется на рассказах и пересказах, а так же сочинении и постановки сказки и кукольного, пальчикового театра [14]. Таким образом, можем обосновать вывод о том, что на сегодняшний день вопросы речевого развития детей старшего дошкольного возраста нарушениями психического развития широко стоят перед исследователями, в связи с чем авторы предлагают различные формы и методы коррекционной работы c учетом применения материала синтаксической структуры высказывания у старших дошкольников с задержкой психического развития, осуществляя привлечение всех участников коррекционно-образовательного процесса, в том числе и родителей. ЗАКЛЮЧЕНИЕДля осуществления логопедической работы в развитии особенностей синтаксической структуры высказывания у старших дошкольников с задержкой психического развитиянеобходима организация диагностической программы, в которую входит сбор анамнестических данных, наблюдение за внешними особенностями состояния артикуляционного аппарата, мимической моторики, социального развития ребенка. В рамках констатирующего этапа эксперимента мы выбрали методики:Долганюк Е. В., Конышева Е. А., Васильева И. И., Касаткина М. Е., Платонова Е. С., Филиппова Н. В.Моторная алалия. Коррекционно-развивающая работа с детьми дошкольного возраста. Методика на дыхание при произношении певчих звуковЛогопедическая методика на определение звука « Что и где?»Методика на составление фразы по опорному материалуМетод математического анализа данных.Анализ коррекционных методик направленных на изучения особенностей синтаксической структуры высказывания у старших дошкольников с задержкой психического развития позволил сделать вывод о том, что авторы методик уделяют особое внимание в процессе формирования образного мышления, логики и самостоятельности ребенка.При формировании особенностей синтаксической структуры высказывания у старших дошкольников с задержкой психического развития мы применили методики с заданиями сортировки и нахождение соответствия, а так же применяли наглядные иллюстрации, которые помогают выстроить доверительные и дружеские взаимоотношения педагога и ребенка дошкольного возраста. Данные методики рекомендуется применять совместно, тем самым дополняя задания и упражнения.Мы смогли сформирировать следующие выводы:Из 12 участников принятых в исследования, 2 участников были на низком уровне. Участники не проявляли заинтересованность в проведении образовательной программы, все время отвлекались и всячески старались прервать проведение методики. В моменты, когда удавалось привлечь внимание, самостоятельно не могли одолеть задания и во многом требовали помощи педагога.На среднем уровне проведения методик было 6 испытуемых, из них 3 девочек и 3 мальчиков. Данные участники проявили заинтересованность в проведении методик, когда возникали трудности, обращались за помощью к педагогу, а так же проявили высокий уровень взаимопомощи.На высоком уровне было 4 человек. Дети с интересом участвовали в методиках, выполняли все без исключения задания и упражнения.В период проведения коррекционных методик на выявление уровня развитие наглядно-образного мышления у старших дошкольников с моторной алалией, мы ориентировались на методические рекомендации Е. А Стребелева, А. Л. Венгер, Е. А. Екжанова.Коррекционные методики были направлены на выявление и решение логопедических проблем. А так же на развитие особенностей синтаксической структуры высказывания у старших дошкольников с задержкой психического развития. Так же коррекционные методики включали в себя ряд коллективных и индивидуальных игр разной сложности и типологии, встречались задания на групповое выполнение, парное, и индивидуальное. В проведении коррекционной программы дети разделялись на 2 команд по 6 человек.На низком уровне результативности коррекционной программы из 12 человек принявших участие в исследовании, было 2 человек. Участники с трудом соглашались на выполнение парных заданий, так же встречались моменты протеста и отказа. Однако в конечном итоге получилось наладить контакт с участниками в проведении методик.На среднем уровне проведения коррекционной программы было 6 человек, в ходе проведения и пояснения заданий участники проявляли сотруднический характер поведения. Активно выбирали понравившийся раздаточный материал, разбивались по парам в целях необходимости выполнения задания. В моменты недопонимания или возникновения конфликтной ситуации, справлялись самостоятельно.На высоком уровне результативно использованных коррекционных методик, оказалось 4 человек. Данные испытуемые проявили отличное взаимодействие в парах, активно отвечали и участвовали во всех этапах проведения методики. Данная коррекционная программаоправдала и достигла в полной мере поставленных целей и задач исследования. Для подведения итогов данной работы невозможно не отметить широкую активность развития социальной сферы в профессиональной деятельности современного педагога. Средства и методы диагностики помогают молодому специалисту избежать неприятных трудовых ситуаций, значительно облегчают проведение и планирование профессиональной деятельности.СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫАрсеньева М.В.// Обучение детей дошкольного возраста рассказыванию: Пособие для воспитателей детского сада.//М.В. Арсеньева - М.: Просвещение, 2020.-128 сБабкина, Н.В. Жизненные компетенции как неотъемлемая составляющая содержания образования детей с задержкой психического развития [Электронный ресурс] / Н.В. Бабкина // Клиническая и специальная психология. – 2017. – Том 6. – № 1. – С. 138–156. doi:10.1775Бабкина, Н.В. Традиции отечественной научной школы дефектологии в современных подходах к образованию детей с ЗПР / Н.В. Бабкина // Дефектология. – 2016. – № 5. – С. 3–9.Баряева Л.Б, Логинова Е.А.«Программа воспитания и обучения дошкольников с задержкой психического развития.» // Спб.: ЦДК проф. Баряевой Л.Б.,2010 с.; Стр 6-30Васильева Н.В., Говорова А.Ю. Осуществление индивидуально ориентированной психолого-медико-педагогической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в детском саду // Вестник ГОУДПО ТО "ИПК И ППРО ТО". – 2017. - №1. – С. 77-81Вилюнас В.К.// Психология развития учебной мотивации//В.К. Вилюнас – СПБ: Речь, 2006. – с.458Венгер, Л. А. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста : Книга для воспитателя детского сада / Л.А. Венгер, О.М. Дьяченко и другие : - М.: Просвещение, 2011. - 127с.Выготский, Л. С.// Мышление и речь. Изд.-5 . испр. - издательство "Лабиринт"//Л.С. Выготский . М.: 2012. - 352 сВолковская, Т.Н., Юсупова Г.Х. //Психологическая помощь дошкольникам с общим недоразвитием речи.//Т.Н. Волковская, Г.Х. Юсупова — М.: Книголюб, 2004. — 104 с. Волосовец, Т.В.// Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников: Учебно – методическое пособие / Под общ.ред. Т.В.Волосовец. – М.: В. Секачев, 2007. – 224 с. Вренева, Е.П.// Ресурсы информационно – компьютерных технологий в обучении дошкольников / Е.П.Вренева // Логопед. – 2010. - №5. – с. 46-52. Гаркуша, Ю.Ф.// Коррекционно-педагогическая работа в дошкольных учреждениях для детей с нарушениями речи.//Ю.Ф. Гаркуша М.: ЧП Секачев, В.Ю., 2010.Гуревич, К. М. //Проблемы современной психологической диагностики / Психологическая диагностика : Проблемы и исследования / Под ред. К. М . Гуревича. М.: 2011. - 14 с.Грибова, О.Е. //Что делать если Ваш ребенок не говорит.//О.Е. Грибова — М.: Айрисресс, 2004. - 48 с. Гриншпун, Б.М. Алалия // Логопедия. / Б.М Гриншпун, С.Н. Шаховская. Учебник для студ. дефектол. фак. пед. высших учебных заведений. / под ред. Л.С. Волковой. – 5 – е изд., перераб.доп. – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2008. – 703с. Гутник, Е. П. Клинико-психолого-педагогическая характеристика детей с алалией [Текст] // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы X Междунар. науч. конф. (г. Самара, март 2017 г.). — Самара: ООО "Издательство АСГАРД", 2017. — С. 113-118. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/212/11944/ (дата обращения: 26.04.2018). 60 Давыдов, В.В. //Психологический словарь./ Под ред. В.В. Давыдова, А.В. Запорожца, Б.Ф. Ломова и др.; Науч. - исслед. Ин-т общей и педагогической психологии. Акад.пед.наук СССР. М.: 2008. 200-201 с.Долганюк Е. В., Конышева Е. А., Васильева И. И., Касаткина М. Е., Платонова Е. С., Филиппова Н. В.Моторная алалия. Коррекционно-развивающая работа с детьми дошкольного возраста. Учебно-методическое пособие. Детство-Пресс, 2015 г.Дубровина, И. В.// Практическая психология образования : учеб.пособие / И. В. Дубровина . - 4-е изд. - СПб 2006. - 592 с.Дмитриевских, Л.С.// Обучение дошкольников речевому общению: Занятия и игры для детей с ОНР.//Л.С. Дмитриевских – М.: ТЦ Сфера, 2011. – 64 с. (Библиотека Логопеда). Жукова, Н.С.// Формирование речи у детей с моторной алалией.//Н.С. Жукова Электронный ресурс http://sinref.ru/ (дата обращения: 25.04.2018). Журова, В. А. //Особенности воображения у детей старшего дошкольного возраста // Молодой ученый.//В.А. Журова — 2016. — №9. — С. 1120-1122. — URL https://moluch.ru/archive/113/29474/ (дата обращения: 29.04.2018). Захарова, Т.В., Ибрагимова, М.П.// Особенности понимания и отражения в речи причинно-следственных отношений детьми дошкольного возраста с ОНР / Т.В.Захарова, М.П.Ибрагимова // Логопед. – 2010. - №6. – с. 22-30. Калягин, В.А. //Логопсихология: учеб.пособие для студ. высш. учеб. заведений / В.А. Калягин, Т.С. Овчинникова. - М.: Академия, 2013. - 320 с.Катаева, А. А. //Дидактические игры и упражнения в обучении дошкольников с отклонениями в развитии : пособие для учителей / А. А. Катаева, Е. А. Стребелова. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. - 224 с.Коломинский, Я. Л.// Психическое развитие детей в норме и патологии : психологическая диагностика, профилактика и коррекция / Я. Л. Коломинский, Е. А. Панько, С. А. Игумнов. - СПб.: Питер, 2004. - 408 с.Лалаева, Р. И.// Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников (формирование лексики и грамматического строя) / Р. И. Лалаева,Н. В. Серебрякова. СПб.: Союз,2014. - 160 c.Глухов В. П., Смирнова М. Н. Исследование особенностей связной речи старших дошкольников с задержкой психологического развития // Логопедия. - 2005. - №3. - с.13-24Глухов Вадим Петрович Изучение особенностей формирования навыков связных высказываний у детей дошкольного возраста // Педагогика и психология образования. 2014. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/izuchenie-osobennostey-formirovaniya-navykov-svyaznyh-vyskazyvaniy-u-detey-doshkolnogo-vozrasta-s-obschim-nedorazvitiem-rechi (дата обращения: 30.03.2023).Коробейников, И.А. Консультативный ресурс психологического диагноза при нарушениях психического развития у детей / И.А. Коробейников, Н.В. Бабкина // Консультативная психология и психотерапия. – 2017. – Т. 25. – №4. – С. 11-22.Никулина Г.В.//затруднения дистантного восприятия детей дошкольного возраста с задержкой психического развития //Г.В. Никулина//изд. Жулит. – 2020. – с.48Подкорытов В.С., Мишанова М.К. Возрастные этапы развития логоневроза у детей с резидуально-органическим поражением головного мозга // Журнал психиатрии и медицинской психологии. - 2018. - №1 (4). - С. 41 - 45.Психолого-педагогическое сопровождение развития ребенка дошкольного возраста в образовательном процессе: коллективная монография /под ред. Л.В. Трубайчук. – Челябинск: изд-во ЧИПКРО, 2014. – 204 с. Семаго, Н.Я. Теория и практика оценки психического развития ребенка. Дошкольный и младший школьный возраст. – СПб.: Речь, 2011. – 384 с

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Арсеньева М.В.// Обучение детей дошкольного возраста рассказыванию: Пособие для воспитателей детского сада.//М.В. Арсеньева - М.: Просвещение, 2020.-128 с
2. Бабкина, Н.В. Жизненные компетенции как неотъемлемая составляющая содержания образования детей с задержкой психического развития [Электронный ресурс] / Н.В. Бабкина // Клиническая и специальная психология. – 2017. – Том 6. – № 1. – С. 138–156. doi:10.1775
3. Бабкина, Н.В. Традиции отечественной научной школы дефектологии в современных подходах к образованию детей с ЗПР / Н.В. Бабкина // Дефектология. – 2016. – № 5. – С. 3–9.
4. Баряева Л.Б, Логинова Е.А.«Программа воспитания и обучения дошкольников с задержкой психического развития.» // Спб.: ЦДК проф. Баряевой Л.Б.,2010 с.; Стр 6-30
5. Васильева Н.В., Говорова А.Ю. Осуществление индивидуально ориентированной психолого-медико-педагогической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в детском саду // Вестник ГОУДПО ТО "ИПК И ППРО ТО". – 2017. - №1. – С. 77-81
6. Вилюнас В.К.// Психология развития учебной мотивации//В.К. Вилюнас – СПБ: Речь, 2006. – с.458
7. Венгер, Л. А. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста : Книга для воспитателя детского сада / Л.А. Венгер, О.М. Дьяченко и другие : - М.: Просвещение, 2011. - 127с.
8. Выготский, Л. С.// Мышление и речь. Изд.-5 . испр. - издательство "Лабиринт"//Л.С. Выготский . М.: 2012. - 352 с
9. Волковская, Т.Н., Юсупова Г.Х. //Психологическая помощь дошкольникам с общим недоразвитием речи.//Т.Н. Волковская, Г.Х. Юсупова — М.: Книголюб, 2004. — 104 с.
10. Волосовец, Т.В.// Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников: Учебно – методическое пособие / Под общ.ред. Т.В.Волосовец. – М.: В. Секачев, 2007. – 224 с.
11. Вренева, Е.П.// Ресурсы информационно – компьютерных технологий в обучении дошкольников / Е.П.Вренева // Логопед. – 2010. - №5. – с. 46-52.
12. Гаркуша, Ю.Ф.// Коррекционно-педагогическая работа в дошкольных учреждениях для детей с нарушениями речи.//Ю.Ф. Гаркуша М.: ЧП Секачев, В.Ю., 2010.
13. Гуревич, К. М. //Проблемы современной психологической диагностики / Психологическая диагностика : Проблемы и исследования / Под ред. К. М . Гуревича. М.: 2011. - 14 с.
14. Грибова, О.Е. //Что делать если Ваш ребенок не говорит.//О.Е. Грибова — М.: Айрисресс, 2004. - 48 с.
15. Гриншпун, Б.М. Алалия // Логопедия. / Б.М Гриншпун, С.Н. Шаховская. Учебник для студ. дефектол. фак. пед. высших учебных заведений. / под ред. Л.С. Волковой. – 5 – е изд., перераб.доп. – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2008. – 703с.
16. Гутник, Е. П. Клинико-психолого-педагогическая характеристика детей с алалией [Текст] // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы X Междунар. науч. конф. (г. Самара, март 2017 г.). — Самара: ООО "Издательство АСГАРД", 2017. — С. 113-118. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/212/11944/ (дата обращения: 26.04.2018). 60
17. Давыдов, В.В. //Психологический словарь./ Под ред. В.В. Давыдова, А.В. Запорожца, Б.Ф. Ломова и др.; Науч. - исслед. Ин-т общей и педагогической психологии. Акад.пед.наук СССР. М.: 2008. 200-201 с.
18. Долганюк Е. В., Конышева Е. А., Васильева И. И., Касаткина М. Е., Платонова Е. С., Филиппова Н. В.Моторная алалия. Коррекционно-развивающая работа с детьми дошкольного возраста. Учебно-методическое пособие. Детство-Пресс, 2015 г.
19. Дубровина, И. В.// Практическая психология образования : учеб.пособие / И. В. Дубровина . - 4-е изд. - СПб 2006. - 592 с.
20. Дмитриевских, Л.С.// Обучение дошкольников речевому общению: Занятия и игры для детей с ОНР.//Л.С. Дмитриевских – М.: ТЦ Сфера, 2011. – 64 с. (Библиотека Логопеда).
21. Жукова, Н.С.// Формирование речи у детей с моторной алалией.//Н.С. Жукова Электронный ресурс http://sinref.ru/ (дата обращения: 25.04.2018).
22. Журова, В. А. //Особенности воображения у детей старшего дошкольного возраста // Молодой ученый.//В.А. Журова — 2016. — №9. — С. 1120-1122. — URL https://moluch.ru/archive/113/29474/ (дата обращения: 29.04.2018).
23. Захарова, Т.В., Ибрагимова, М.П.// Особенности понимания и отражения в речи причинно-следственных отношений детьми дошкольного возраста с ОНР / Т.В.Захарова, М.П.Ибрагимова // Логопед. – 2010. - №6. – с. 22-30.
24. Калягин, В.А. //Логопсихология: учеб.пособие для студ. высш. учеб. заведений / В.А. Калягин, Т.С. Овчинникова. - М.: Академия, 2013. - 320 с.
25. Катаева, А. А. //Дидактические игры и упражнения в обучении дошкольников с отклонениями в развитии : пособие для учителей / А. А. Катаева, Е. А. Стребелова. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. - 224 с.
26. Коломинский, Я. Л.// Психическое развитие детей в норме и патологии : психологическая диагностика, профилактика и коррекция / Я. Л. Коломинский, Е. А. Панько, С. А. Игумнов. - СПб.: Питер, 2004. - 408 с.
27. Лалаева, Р. И.// Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников (формирование лексики и грамматического строя) / Р. И. Лалаева,Н. В. Серебрякова. СПб.: Союз,2014. - 160 c.
28. Глухов В. П., Смирнова М. Н. Исследование особенностей связной речи старших дошкольников с задержкой психологического развития // Логопедия. - 2005. - №3. - с.13-24
29. Глухов Вадим Петрович Изучение особенностей формирования навыков связных высказываний у детей дошкольного возраста // Педагогика и психология образования. 2014. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/izuchenie-osobennostey-formirovaniya-navykov-svyaznyh-vyskazyvaniy-u-detey-doshkolnogo-vozrasta-s-obschim-nedorazvitiem-rechi (дата обращения: 30.03.2023).
30. Коробейников, И.А. Консультативный ресурс психологического диагноза при нарушениях психического развития у детей / И.А. Коробейников, Н.В. Бабкина // Консультативная психология и психотерапия. – 2017. – Т. 25. – №4. – С. 11-22.
31. Никулина Г.В.//затруднения дистантного восприятия детей дошкольного возраста с задержкой психического развития //Г.В. Никулина//изд. Жулит. – 2020. – с.48
32. Подкорытов В.С., Мишанова М.К. Возрастные этапы развития логоневроза у детей с резидуально-органическим поражением головного мозга // Журнал психиатрии и медицинской психологии. - 2018. - №1 (4). - С. 41 - 45.
33. Психолого-педагогическое сопровождение развития ребенка дошкольного возраста в образовательном процессе: коллективная монография /под ред. Л.В. Трубайчук. – Челябинск: изд-во ЧИПКРО, 2014. – 204 с.
34. Семаго, Н.Я. Теория и практика оценки психического развития ребенка. Дошкольный и младший школьный возраст. – СПб.: Речь, 2011. – 384 с