Формирование основ духовно-нравственной культуры младших школьников с ЗПР во внеурочной деятельности
Заказать уникальную дипломную работу- 54 54 страницы
- 17 + 17 источников
- Добавлена 20.01.2024
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
Введение 3
1. Теоретические аспекты формирования основ духовно-нравственной культуры младших школьников с ЗПР 6
1.1 Подходы к определению понятия «внеурочная деятельность», виды и формы внеурочной деятельности 6
1.2 Понятие «духовно-нравственная культура» и пути ее развития во внеурочной деятельности 15
1.3Особенности духовно-нравственного воспитания детей с ЗПР 20
2. Проектная часть работы 28
2.1 Организационно-методическое обеспечение разработки проекта – сказки, направленной на формирования основ духовно-нравственной культуры младших школьников с ЗПР 28
2.2 Результаты апробирования проектного продукта – сказки, направленной на формирования основ духовно-нравственной культуры младших школьников с ЗПР 32
Заключение 36
Список литературы 38
Приложение Сказки для добрых детей 40
Однако простое чтение сказок не всегда достаточно для полноценного усвоения моральных ценностей. Для того чтобы активизировать интерес ребенка к нравственной проблематике и способствовать ее усвоению, можно использовать различные интерактивные методики, например, ассоциативные карты на основе прочитанной сказки. Ребенку предлагается нарисовать или описать ключевые элементы и персонажей сказки, выразить свое отношение к действиям героев и описать возможные последствия их поступков. Такой подход позволяет ребенку визуализировать и структурировать информацию, а также развивает его творческое мышление.Можно провести и игру-драматизацию. Школьнику предлагается выбрать персонажей сказки и воплотить их на сцене или в домашних условиях. Также эффективным методом является создание коллективного проекта на основе прочитанной сказки. Ребята могут создать свою версию сказки с новыми персонажами или изменить концовку, чтобы передать определенное нравственное сообщение. В ходе работы они будут вынуждены обсудить различные аспекты моральных ценностей, поэтому такая задача способствует формированию толерантности и умению слушать других.Таким образом, проектирование нравственных сказок для младших школьников включает несколько этапов: анализ потребностей целевой аудитории, определение целей и задач, создание сюжета и персонажей, разработку структуры сказки, выбор языковых средств, тестирование и корректировку текста, а также издание и распространение готовых материалов. Это сложный процесс требующий тщательной работы и учета особенностей развития детской аудитории. Однако, результаты такой работы могут оказаться очень полезными и ценными для развития нравственности и этических принципов у младших школьников.Итак, созданный нами продукт - этосборник, состоящий из 5 сказок, посвященный актуальным нравственным темам: дружбе, семье, Родине, заботе о братьях меньших. Говоря о возможностях применения созданного продукта в образовательном процессе, отметим, что чтение сказок можно осуществить во время внеурочной деятельности, в частности на «Разговорах о важном», каждое такое занятие может быть посвящено одной определенной ценности, например, «Урок Доброты», «Урок Дружбы» и т.д.2.2 Результаты апробирования проектного продукта – сказки, направленной на формирования основ духовно-нравственной культуры младших школьников с ЗПРАпробация была произведена….Далее текст, который может быть после апробации:Детям очень понравились сказки, они внимательно слушали педагога, задавали вопросы, активно принимали участие в обсуждении прочитанной сказки, приводили примеры из жизни. Можно сказать, что получилась полноценная дискуссия по каждой прочитанной сказке.В качестве закрепляющих заданий детям было предложено пройти тест на дружбу (рис. 1) и создать собственные иллюстрации к сказкам.Рисунок 1 - Тест «Какой ты друг?»По результатам тестирования большинство ребят набрали от 16 до 25 баллов. Это хороший результат, свидетельствующий о том, что ребята учатся дружить и стремятся к тому, чтобы стать верными, понимающими товарищами.Также представим несколько рисунков - иллюстраций к сказкам, которые удалось нарисовать детям (рис. 2-4).Рисунок 2 - Иллюстрация к сказке о заботе о животныхРисунок 3 - Иллюстрация к сказке о добротеРисунок 4 - Иллюстрация к сказке о семьеТаким образом, мы считаем, что использование коротких поучительных сказок, посвящённых различным общепринятым моральным ценностям является эффективным средством развития духовно-нравственных культуры младших школьников с ЗПР.ЗаключениеНравственное воспитание имеет огромное значение в организации образовательного процесса начальной школы, ведь формирование основ духовно-нравственной культуры учащихся происходит не только в процессе воспитательной работы, но и на всех уроках, а также во внеурочной деятельности.Выделяют следующие основные задачи развития духовно-нравственной культуры младших школьников: - формирование нравственного сознания; -развитие нравственных ощущений; -выработка умений и навыков нравственного поведения. Учитель, как авторитетная личность, оказывает огромное влияние наформирование нравственных представлений у детей младшего школьноговозраста. Не менее значимое влияние на этот процесс имеет окружающаясреда ребенка, а также учебная и внеурочная деятельности. В младшемшкольном возрасте ребенок активно воспитывает себя и сам, превращаясь изобъекта в субъект воспитания. Развивающаяся активность школьника, сознательность, инициативность в деятельности и есть овладение ребенкомсобственным поведением.Таким образом, занимаясь формированием нравственныхпредставлений у детей младшего школьного возраста, необходимо учитыватьне только особенности формирования представлений о нравственных нормахи нравственном поведении, но и возрастную специфику усвоения этихзнаний. В нашем случае не менее важно учитывать особенности развития детей с задержкой психического развития. Задача духовно-нравственного развития детей с ЗПР является одной из наиболее важных задачкоррекционного обучения и воспитания, так каксоциальная адаптация ребенка в обществе во многом связана с усвоениемсоциальных норм поведения.Особенностями межличностных отношений младших школьников с ЗПР являются: коммуникативных навыков, агрессивность, неадекватноеповедение, тревожность и застенчивость, неудовлетворенное притязаниена признание. Эти особенности обусловлены недостатками внимания, восприятия, мышления и эмоционального развития. Поэтому работа нацелена на создание педагогических и социально-психологических условий, позволяющих формировать у школьников с ЗПР умения ориентироваться в социальной среде, формирование коммуникативной культуры, развитие умения общаться и сотрудничать, формирование духовно-нравственных качествличности.Внеурочная деятельность выступает как средство нравственного воспитания младших школьников. Она расширяет кругозор, повышает уровень знаний и умений, а также обогащает качества личности младших школьников. Обладая серьезным потенциалом в формировании нравственных качеств личности, внеурочная деятельность, обычно сопровождается ярким интересом детей, их стремлением реализовать себя, раскрыть свои таланты. В рамках дипломной работы мы составили сборник сказок, направленных на формирование духовно-нравственной культуры младших школьников с задержкой психического развития. Отметим, что дети проявляли интерес к прочитанному, активно отвечали на вопросы, принимали участие в дискуссии. Им понравились и закрепляющие задания - тест и создание иллюстраций к прочитанным сказкам.Перспективным направлением исследования является создание аналогичного сборника рассказов, посвященных пониманию испытываемых детьми эмоций. Список литературыАвилова, Е. Н. Социально-нравственное воспитание дошкольников [Текст] / Е. Н. Авилова. – М.: Пресс, 2018. – 156 с. Архангельский, Н.В. Нравственное воспитание [Текст]/ Н.В. Архангельский. - М.: Просвещение, 2017. - 176 с. Банников В. Н. Духовно-нравственное воспитание и развитиеобучающихся во внеурочной деятельности [Текст]/ В. Н. Банников // Начальная школа. – 2018. – № 8. – С. 41-45.Блинова С.С. Роль дружбы как высшей моральной ценности в жизни человека [Текст]/ С.С. Блинова // Актуальные проблемы социального развития. Философские и социологические исследования. материалы III научной конференции молодых ученых. – 2020. – С. 132-136.Внеурочная деятельность школьников [Текст]: пособие для кл. руководителей / В. О. Кутьев. - М.: Просвещение, 1983. - 223 с.Выготский, Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте: психологический очерк [Текст] / Л. С. Выготский. - М.: Просвещение, 2018. – 310 с.Григорович, Л. А. Педагогика и психология [Текст]: учебное пособие / Л. А. Григорович. – М.: Гардарика, 2018.– 480 с.Иванова И.В.Докладна педсоветена тему: «Духовно-нравственное развитиедетей с ЗПР» [электронный ресурс]. - Режим доступа: https://schiuz108.mskobr.ru/users_files/agniya/files/_%D0%94%D1%83%D1%85-%D0%BD%D1%80%D0%B0%D0%B2%D1%81%D1%82_%D1%81_%D0%97%D0%9F%D0%A0.pdf (дата обращения: 05.12.2023)Калинина, Л.В. Ориентация младших школьников на нравственные ценности [Текст]/ Л.В. Калинина// Начальная школа. – 2017. – №1. – С. 46 - 50Кетова, Т.В. Классные часы духовно нравственной направленности [Текст]/ Т.В. Кетова// Начальная школа. – 2018. – №9. – С.76-78.Немов, Р. С. Психология [Текст]: учебник для бакалавров / Р. С. Немов. —. М : Издательство Юрайт, 2019. — 639 с.Рожков, М.И. Организация воспитательного процесса в школе [Текст]: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / М.И. Рожков, Л.В. Байбородова- М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2018. – 450 с.Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ (с изм. на 4 августа 2023 года) // Собрание законодательства Российской Федерации, № 53 (ч.I), 31.12.2012, ст.7598Харламов, И.Ф. Формирование личностных качеств в процессе воспитания [Текст] / И.Ф. Харламов // Педагогика.– 2019.- № 3. – С. 52-60. Чепиков, В.Т. Теоретические и методические основы процесса воспитания нравственных качеств личности младшего школьника: Автореф. дис. ... д-рапед.наук[Текст] / В.Т. Чепиков – М., 2007 – 42 с.Шилова, М.И. Теория и практика воспитания черт характера младших школьников в урочной и внеурочной деятельности//Завуч начальной школы [Текст] /М.И. Шилова, Н.И. Малиновская – 2018. – №6. – С. 4-20Щуркова, Н. Е. Педагогические технологии: учебное пособие / Н. Е. Щуркова. – М.: Издательство Юрайт, 2018. – 255 с.ПриложениеСказки для добрых детейСказка про дружбуЖил-был в маленькой деревушке зайчик по имени Хвостик. Он был очень ловким и смелым и всегда готов был помочь своим друзьям. Вместе с ним жили его лучшие друзья – енот Рыжик, белочка Нюша и журавлик Жора. Они проводили вместе все свободное время, играли в прятки, лазили по деревьям и открывали для себя новые интересные места.Однажды Хвостик услышал плач. Он поспешил к источнику звука и увидел, что это его друг Рыжик отбивается от злого волка. Бесстрашный зайчик Хвостик, не раздумывая, бросился на помощь, и вместе друзья смогли отогнать волка. Рыжик был очень благодарен, что Хвостик пришел на помощь, и обещал, что всегда будет рядом и поможет ему, когда будет нужно.Однажды во время прогулки друзья наткнулись на огромное дерево, за которым скрывалась загадочная пещера. Хоть зайчик и был очень любознательным, но он был и осторожным. Он предупредил своих друзей, что нельзя заходить в пещеру без разрешения родителей. Но Нюша и Жора были очень нетерпеливыми и решили пойти в пещеру самостоятельно.Когда Хвостик узнал об этом, он испугался за своих друзей и решил помочь им. Он подождал немного, чтобы не попасться на глаза родителям, и отправился на поиски Нюши и Жоры. Он быстро нашел их в пещере, но, к своему ужасу, увидел, что они запутались в лабиринтах пещеры и не могут выбраться.Но хвостик не растерялся и сразу же начал думать, как спасти своих друзей. Он понял, что одному ему будет очень трудно справиться с этой задачей, поэтому решил попросить помощи Рыжика. Рыжик сразу же согласился помочь и, обладая острым обонянием, смог найти верный путь к спасению. Друзья обнялись и были очень счастливы, что все закончилось хорошо. Они поняли, что без взаимопомощи они не смогли бы справиться со сложной ситуацией. Хвостик и Рыжик стали еще более близкими друзьями, и решили всегда быть рядом и помогать друг другу.С тех пор друзья проводили много времени вместе, делали увлекательные открытия и помогали друг другу в трудные моменты. Их дружба стала примером для всех жителей леса в том, как важно быть рядом и поддерживать друг друга в трудные моменты и разделять счастливые моменты жизни с товарищами.Сказка про РодинуЖила-была одна страна, которая называлась Родина. В ней жили самые добрые и гостеприимные люди. В Родине были высокие горы, покрытые белыми снегами. Они охраняли страну, как надежные стражи. Под ногами текли быстрые реки, наполняя всю землю своими чистыми водами. Деревья вокруг рек радовали глаз своей зеленью и даровали свои плоды всем жителям Родины.В центре Родины стоял великолепный город. Его здания были высокими и изящными. В них жили люди, которые работали над созданием красивых картин, песен и сказок.Но самое главное в Родине были люди, с их добрыми и открытыми сердцами. Они были готовы помогать друг другу и делиться радостью. Каждый день они собирались вместе на площади города и танцевали под музыку, смеялись и веселились. Но однажды в Родину пришло злое чудовище. Оно хотело украсть все красоты и радость, которые были в Родине. Чудовище проникло в город и стало разрушать здания, рвать картинки и сжигать книги. Люди пытались противостоять чудовищу, но оно было слишком сильным и могучим.Тогда люди собрались вместе и решили, что они должны спасти свою Родину. Они отправились в горы, чтобы найти мудрого старца, который жил в затерянной пещере. Старец знал секрет, как победить чудовище и вернуть Родине радость и красоту.Старец рассказал людям, что они должны объединить свои силы и дружно действовать. Они должны забыть о своих разногласиях и стать одной большой семьей. Только так они смогут победить злое чудовище и вернуть красоту Родине.Люди возвратились в город и стали работать вместе. Они восстанавливали разрушенные здания, создавали новые картины и писали новые сказки. Они снова собрались на площади и танцевали, смеялись и веселились. Их смех и пение стали еще громче и ярче.Чудовище увидело, что люди не сдаются, и их сила растет с каждым днем. Оно поняло, что не может победить таких сильных и дружных людей. Чудовище покинуло Родину и больше не возвращалось.И с тех пор жители Родины живут счастливо вместе. Они защищают свою Родину от всякого зла и берегут ее красоту. Родина стала еще прекрасней и красочней, благодаря людям, которые ценят ее и любят.И дети, растущие в Родине, знают, что они живут в самой прекрасной стране на свете. Они знают, что любовь, дружба и согласие – самые важные вещи в жизни. И они всегда будут беречь свою Родину и делать все возможное для ее процветания и благополучия.Сказка про семьюЖил-был в одной далекой стране маленький мальчик по имени Тимофей. У Тимофея была самая лучшая семья на свете. Папа Владимир был сильным и заботливым, а мама Анна – доброй и заботливой. Вместе они создавали настоящую сказку для Тимофея.Каждое утро Тимофей просыпался под звуки пение птиц, которые прилетали прямо к его окну. Папа и мама всегда ждали его у стола с горячим завтраком. Они говорили друг другу добрые слова, обнимали друг друга, чтобы показать, как они сильно любят друг друга.После завтрака папа и мама всегда отправлялись на работу, а Тимофей шел в школу. В школе он учился хорошо и был любим учителями и друзьями. Он всегда старался помогать другим и делиться своими игрушками.Вечером, когда Тимофей возвращался домой, его ждали папа и мама. Они садились за стол и вместе ужинали. Во время ужина они рассказывали друг другу интересные истории о своем дне, смеялись и хорошо проводили время. Затем они помогали Тимофею сделать уроки, а после вместе играли в игры или читали книжки.Каждые выходные семья устраивала разные приключения. Они ходили в парк, играли в футбол, ездили на велосипедах или просто гуляли по городу. Мама и папа учили Тимофея новым вещам и открывали для него красивые места.В семье Тимофея всегда царило взаимопонимание и доброта. Если кто-то из них был грустный или больной, они всегда поддерживали и заботились друг о друге. Они знали, что семья – это самое важное и драгоценное в жизни.С каждым новым днем Тимофей понимал, как важно иметь семью и настоящих друзей. Он понял, что только вместе с семьей можно преодолеть все трудности и радоваться. Он обещал себе, что всегда будет любить и заботиться о своей семье, так же, как они заботились о нем.Итак, семья Тимофея жила счастливо и долго, создавая свою собственную сказку. Они знали, что семья – это самое драгоценное сокровище, которое нужно беречь и хранить.Сказка про заботу о животныхЖил-был в сказочной стране маленький мальчик по имени Тим. У него было огромное сердце, полное добра и заботы. Тим любил всех животных на свете и всегда готов был им помочь.Однажды, когда Тим гулял по лесу, он увидел маленького заблудившегося енота. Енот был очень испуган и не знал, как вернуться домой. Тим подошел к еноту и заговорил:- Не бойся, малыш. Я помогу тебе вернуться домой. Давай, идем со мной!Тим провел енота через лес, пока они не добрались до его дома. Енот был очень благодарен мальчику и обещал, что всегда будет его другом.Некоторое время спустя, Тим услышал плач на улице. Он выбежал из дома и увидел группу детей, которые издевались над маленьким котенком. Тим быстро подбежал к ним и громко сказал:- Остановитесь немедленно! Котенок - это доброе, живо существо! Он все чувствует и понимает! Он верит человеку и хочет играть с детьми и не заслуживает ваших издевательств! Немедленно отпустите котенка или я позову родителей и полицию!Дети испугались и разбежались во все стороны, оставив котенка в покое. Тим поднял котенка в свои руки и сказал:- Ты в безопасности теперь. Я всегда буду защищать тебя и других животных от хулиганов. Котенок замурлыкал в ответ, словно благодаря мальчику за его доброту.Однажды, когда Тим готовился идти в школу, он услышал писк на заднем дворе. Он вышел и увидел маленького птенца, который выпал из гнезда. Птенец плакал и не мог самостоятельно вернуться в гнездо. Тим снял свой пиджак и аккуратно положил птенчика на него, потому он позвал своего папу и вместе они смогли вернуть птенчика в гнездо. Птички в гнезде радостно чирикали, будто говорили «спасибо» Тиму за его доброту.Постепенно, слава о добрых поступках Тима распространились по всему городу. Люди узнали о его заботе и любви к животным. Многие решили следовать его примеру и начали помогать бездомным животным, создавать приюты и лечить больных птиц и зверей.Тим был счастлив видеть, как его доброта распространяется и приносит радость другим. Он стал настоящим героем в глазах детей и взрослых. Каждый день Тим находил новых животных, которые нуждались в его помощи, и он всегда был готов прийти на помощь.Тим знал, что забота о животных - это важная и ответственная задача. Он понимал, что каждое животное заслуживает любви, заботы и защиты. И он никогда не переставал делать все возможное, чтобы помочь им.Сказка про доброБыл на свете один маленький городок, где все жители были очень добрыми и отзывчивыми людьми. Они всегда помогали друг другу и радовались успехам и достижениям своих соседей. В этом городке царила атмосфера радости, взаимопомощи и дружбы.Каждый год в городе проходил праздник добра, когда все жители собирались на центральной площади и делились своими историями о добрых поступках, которые они делали в течение года. Это был особый день, когда все люди смеялись, пели и танцевали вместе, испытывая благодарность и радость.Однажды в город пришел незнакомец. Он был высоким и странным, с усыпанными драгоценными камнями одеждой. Он пришел на праздник и начал говорить о том, что доброта – это ничто, что ее можно купить, и что люди в этом городе слишком наивны и глупы, веря в добро. Он предложил им купить его «доброту» за большую сумму денег.Жители города были шокированы его словами. Они не могли понять, как кто-то может считать доброту товаром, который можно продать и купить. Они отказались от его предложения и сказали ему, что доброта – это нечто бесценное, что живет в сердцах людей и проявляется в их поступках.Незнакомец не поверил им и ушел, злобно смеясь. Однако, он не смог покинуть город и забыть о его странных жителях. Он решил остаться и узнать, что делает людей такими добрыми и счастливыми.Он наблюдал за жителями города и узнал, что они каждый день делали множество маленьких добрых поступков. Они помогали старикам переходить дорогу, помогали соседям с домашними делами, устраивали благотворительные акции и многое другое. Они делали это не для славы или признания, а просто потому, что это было в их характере.Незнакомец все больше задумывался о своих представлениях о доброте. Он понял, что он ошибался и что доброта – это нечто, что не может быть куплено или продано. Это качество, которое присуще каждому человеку и может быть проявлено в его поступках.Он решил вернуться и извиниться перед жителями города за свои слова. Когда он вошел на площадь, люди встретили его с открытыми объятиями и простили его за его ошибки. Они поняли, что каждый делает ошибки, но доброта побеждает все.Таким образом, незнакомец понял, что доброта – это то, что нельзя купить или продать. Это качество, которое живет в сердцах людей и проявляется в их поступках. И это качество делает нашу жизнь более счастливой и светлой.
1. Авилова, Е. Н. Социально-нравственное воспитание дошкольников [Текст] / Е. Н. Авилова. – М.: Пресс, 2018. – 156 с.
2. Архангельский, Н.В. Нравственное воспитание [Текст]/ Н.В. Архангельский. - М.: Просвещение, 2017. - 176 с.
3. Банников В. Н. Духовно-нравственное воспитание и развитие
обучающихся во внеурочной деятельности [Текст] / В. Н. Банников // Начальная школа. – 2018. – № 8. – С. 41-45.
4. Блинова С.С. Роль дружбы как высшей моральной ценности в жизни человека [Текст] / С.С. Блинова // Актуальные проблемы социального развития. Философские и социологические исследования. материалы III научной конференции молодых ученых. – 2020. – С. 132-136.
5. Внеурочная деятельность школьников [Текст]: пособие для кл. руководителей / В. О. Кутьев. - М.: Просвещение, 1983. - 223 с.
6. Выготский, Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте: психологический очерк [Текст] / Л. С. Выготский. - М.: Просвещение, 2018. – 310 с.
7. Григорович, Л. А. Педагогика и психология [Текст]: учебное пособие / Л. А. Григорович. – М.: Гардарика, 2018.– 480 с.
8. Иванова И.В. Доклад на педсовете на тему: «Духовно-нравственное развитие детей с ЗПР» [электронный ресурс]. - Режим доступа: https://schiuz108.mskobr.ru/users_files/agniya/files/_%D0%94%D1%83%D1%85-%D0%BD%D1%80%D0%B0%D0%B2%D1%81%D1%82_%D1%81_%D0%97%D0%9F%D0%A0.pdf (дата обращения: 05.12.2023)
9. Калинина, Л.В. Ориентация младших школьников на нравственные ценности [Текст]/ Л.В. Калинина// Начальная школа. – 2017. – №1. – С. 46 - 50
10. Кетова, Т.В. Классные часы духовно нравственной направленности [Текст]/ Т.В. Кетова// Начальная школа. – 2018. – №9. – С.76-78.
11. Немов, Р. С. Психология [Текст]: учебник для бакалавров / Р. С. Немов. —. М : Издательство Юрайт, 2019. — 639 с.
12. Рожков, М.И. Организация воспитательного процесса в школе [Текст]: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / М.И. Рожков, Л.В. Байбородова- М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2018. – 450 с.
13. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ (с изм. на 4 августа 2023 года) // Собрание законодательства Российской Федерации, № 53 (ч.I), 31.12.2012, ст.7598
14. Харламов, И.Ф. Формирование личностных качеств в процессе воспитания [Текст] / И.Ф. Харламов // Педагогика.– 2019.- № 3. – С. 52-60.
15. Чепиков, В.Т. Теоретические и методические основы процесса воспитания нравственных качеств личности младшего школьника: Автореф. дис. ... д-рапед.наук[Текст] / В.Т. Чепиков – М., 2007 – 42 с.
16. Шилова, М.И. Теория и практика воспитания черт характера младших школьников в урочной и внеурочной деятельности//Завуч начальной школы [Текст] /М.И. Шилова, Н.И. Малиновская – 2018. – №6. – С. 4-20
17. Щуркова, Н. Е. Педагогические технологии: учебное пособие / Н. Е. Щуркова. – М.: Издательство Юрайт, 2018. – 255 с.