Технология организации групповой учебной деятельности
Заказать уникальный реферат- 18 18 страниц
- 8 + 8 источников
- Добавлена 15.01.2024
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
Введение 2
1. Сущность и концепция групповой деятельности 3
2. Особенности организации групповой учебной деятельности 10
Заключение 16
Список литературы 17
Когда ученик видит, что его товарищи активно и увлеченно занимаются, он сам начинает испытывать желание быть таким же активным и успешным. Это наблюдение также дает ученику возможность оценить свои достижения и прогресс. Когда он видит, что его работа признается и ценится другими участниками группы, это стимулирует его дальнейшие усилия и мотивирует к достижению больших результатов. Наблюдение за интересом товарищей к своей деятельности в группе в микроколлективе играет важную роль в формировании мотивации учения и активизации даже самых пассивных учащихся.Групповая деятельность учащихся на уроке складывается из следующих элементов: 1.Предварительная подготовка учащихся к выполнению группового задания, постановка учебных задач, краткий инструктаж учителя. 2. Обсуждение и составление плана выполнения учебного задания в группе, определение способов его решения (ориентировочная деятельность), распределение обязанностей. 3. Работа по выполнению учебного задания. 4. Наблюдение учителя и корректировка работы группы и отдельных учащихся. 5. Взаимная проверка и контроль за выполнением задания в группе. 6. Сообщение учащихся по вызову учителя о полученных результатах, общая дискуссия в классе под руководством учителя, дополнение и исправление, дополнительная информация учителя и формулировка окончательных выводов. 7. Индивидуальная оценка работы групп и класса в целом.Для педагогов начальной школы по использованию групповой формы организации учебно-воспитательного процесса были созданы методические рекомендации:1. При создании учебного взаимодействия детей необходимо учесть, что в детском опыте еще не было такой формы коммуникации. Поэтому детское сотрудничество надо создавать с той же внимательностью, как и любой другой навык. Как сесть за партой, чтобы смотреть на товарища, а не на учителя; как помогать и просить помощи; как соглашаться и как возражать – без проработки всех этих действий до автоматизма невозможно организовать более сложные формы совместной работы учащихся. 2. Необходимо дать образец новой формы взаимодействия. Учитель вместе с ребёнком показывает на одном примере у доски весь ход работы. При этом педагог акцентирует форму взаимодействия (например, фразы: «Ты согласен?», «Почему ты так думаешь?, «Не возражаешь?»…»). Несколько разных образов взаимодействия помогают ученикам подобрать свой собственный стиль. 3. При оценке работы группы следует подчеркивать не столько ученические, сколько человеческие достоинства: доброжелательность, дружелюбие, вежливость, терпеливость. Оценивать нужно только общую работу группы, нельзя ставить детям, работавшим вместе, разные оценки.4. Групповая работа требует перестановки парт. Для работы парами удобны обычные ряды. Для работы четверками, шестерками парты надо ставить так, чтобы детям, работающим вместе, удобно было смотреть друг на друга.5. При организации групповой работы необходимо учитывать противопоказания: недопустима пара из двух «слабых» учеников;детей, которые по каким бы то ни было причинам отказываются сегодня работать вместе, сегодня нельзя принуждать к общей работе (а завтра стоит им предложить вновь работать вместе);если кто-то пожелал работать в одиночку, учитель разрешает ему отсесть и не позволяет себе ни малейших проявлений неудовлетворения ни в индивидуальных, ни, тем более, в публичных оценках;нельзя требовать абсолютной тишины во время совместной работы: дети должны обмениваться мнениями, высказывать свое отношение к работе товарища. Бороться надо лишь с возбужденными выкриками, разговорами в полный голос.Внедрение групповых методов в организацию учебного процесса на уроке приводит к значительным улучшениям в развитии детей. В рамках такой формы взаимодействия, дети учатся высказываться свои мысли, находить правильные решения и отвергать неверные, а также учатся слушать мнение и идеи других участников коллектива.Таким образом, групповые виды работы делают любое занятие более интересным, живым, воспитывают у учащихся сознательное отношение к учебному труду, активизируют мыслительную деятельность, дают возможность многократно повторять материал, помогают учителю объяснять и постоянно контролировать знания, умения и навыки у учащихся всего класса при минимальной затрате времени учителя. Групповая форма организация предполагает, что все участники группы активно участвуют в работе, "слабые не прячутся за спины более сильных", а сильные не подавляют инициативу и самостоятельность более слабых учеников.ЗаключениеВ ходе проведенного исследования были сделаны следующие выводы относительно задач исследования:1. Групповая работа — одна из самых продуктивных форм организации учебного сотрудничества. Цель групповой работы — активное включение каждого ученика в процесс усвоения учебного материала.Консолидированный анализ опыта применения групповой учебной деятельности подчеркивает ее значимость в формировании коллективных и индивидуальных учебных навыков. Групповые задания способствуют активному взаимодействию между учащимися, что стимулирует обмен знаниями, развивает критическое мышление и способствует повышению мотивации к учебе. Однако для успешной реализации данной технологии необходимо учитывать индивидуальные особенности каждого ученика, уделять внимание равномерному распределению ролей в группе и регулярно анализировать эффективность использования этой методики с целью постоянного ее улучшения и оптимизации.2. Групповая работа, будучи давно известной, несёт в себе черты инновационного обучения: самостоятельное «добывание» учащимися знаний в результате организации поисковой деятельности. У детей формируется отношение друг к другу не только через оценку взрослого, а через собственную оценку действий партнёра. Групповые виды работы делают урок более интересным, живым, воспитывают у учащихся сознательное отношение к учебному труду, активизируют мыслительную деятельность, дают возможность многократно повторять материал при минимальной затрате времени учителя. Сегодня важно не столько дать огромный запас знаний ребёнку, сколько обеспечить его общекультурное, личностное и познавательное развитие, вооружить таким важным умением, как умение учиться.Список литературыГазизова, Т. В. Особенности организации учебного сотрудничества младших школьников в современных условиях / Т. В. Газизова, Т. Н. Кочеткова // Проблемы современного педагогического образования. – 2017. – № 56-4. – С. 75-81. Зальвинова, О. Б. Формы и методы групповой работы с учащимися / О. Б. Зальвинова // Современные исследования. – 2018. – № 4(08). – С. 71-73. Иконникова, Г. И. Организация групповой формы работы в начальной школе / Г. И. Иконникова // Актуальные вопросы педагогики : сборник статей Международной научно-практической конференции, 2020. – С. 58-60. Конакова, Т. Ю. Групповая работа как форма организации деятельности младших школьников / Т. Ю. Конакова // Начальная школа: проблемы и перспективы, ценности и инновации : Сборник статей по материалам XIII Всероссийской научно-практической конференции, 2021. – С. 215-222. Литвинская, И. Г. Учительский коллектив в системе коллективного обучения по индивидуальным образовательным программам / И. Г. Литвинская // Современная дидактика и качество образования: учительский коллектив и новая практика обучения. – 2018. – С. 42-58. Надырова, Ф. К. Формы обучения и их понятие в педагогической науке / Ф. К. Надырова, Т. А. Радченко, П. Н. Радченко // Психолого-педагогические исследования – Тульскому региону. – 2022. – С. 66-70. Налегако, Е. А. Групповая работа как форма организации деятельности младших школьников / Е. А. Налегако // Приоритетные направления развития науки и образования. – 2016. – № 3(10). – С. 61-64. Петрова, О. А. Групповая форма организации учебного сотрудничества в начальной школе / О. А. Петрова // Форум. – 2019. – № 2(17). – С. 29-31.
1. Газизова, Т. В. Особенности организации учебного сотрудничества младших школьников в современных условиях / Т. В. Газизова, Т. Н. Кочеткова // Проблемы современного педагогического образования. – 2017. – № 56-4. – С. 75-81.
2. Зальвинова, О. Б. Формы и методы групповой работы с учащимися / О. Б. Зальвинова // Современные исследования. – 2018. – № 4(08). – С. 71-73.
3. Иконникова, Г. И. Организация групповой формы работы в начальной школе / Г. И. Иконникова // Актуальные вопросы педагогики : сборник статей Международной научно-практической конференции, 2020. – С. 58-60.
4. Конакова, Т. Ю. Групповая работа как форма организации деятельности младших школьников / Т. Ю. Конакова // Начальная школа: проблемы и перспективы, ценности и инновации : Сборник статей по материалам XIII Всероссийской научно-практической конференции, 2021. – С. 215-222.
5. Литвинская, И. Г. Учительский коллектив в системе коллективного обучения по индивидуальным образовательным программам / И. Г. Литвинская // Современная дидактика и качество образования: учительский коллектив и новая практика обучения. – 2018. – С. 42-58.
6. Надырова, Ф. К. Формы обучения и их понятие в педагогической науке / Ф. К. Надырова, Т. А. Радченко, П. Н. Радченко // Психолого-педагогические исследования – Тульскому региону. – 2022. – С. 66-70.
7. Налегако, Е. А. Групповая работа как форма организации деятельности младших школьников / Е. А. Налегако // Приоритетные направления развития науки и образования. – 2016. – № 3(10). – С. 61-64.
8. Петрова, О. А. Групповая форма организации учебного сотрудничества в начальной школе / О. А. Петрова // Форум. – 2019. – № 2(17). – С. 29-31.