Инновационные технологии в преподавании истории зарубежных стран
Заказать уникальную курсовую работу- 33 33 страницы
- 25 + 25 источников
- Добавлена 16.01.2024
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИННОВАЦИОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОЦЕССЕ ПРЕПОДАВАНИЯ КУРСА «ВСЕОБЩАЯ ИСТОРИЯ» 5
1.1 Анализ литературы по проблеме применения инновационных технологий в процессе преподавания истории 5
1.2 Место и роль предмета «всеобщая история» в курсе преподавания истории в общеобразовательной школе 8
1.3 Инновационные технологии как средство формирования интереса к курсу «Всеобщая история» 13
Глава 2. ПРИМЕНЕНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОЦЕССЕ ПРЕПОДАВАНИЯ ВСЕОБЩЕЙ ИСТОРИИ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ 17
2.1 Анализ опыта использования инновационных образовательных технологий на уроках истории в общеобразовательной школе 17
2.2 Методические рекомендации по организации образовательного процесса по курсу «Всеобщая история» с применением инновационных образовательных технологий 22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 29
д.) [14, с.196].Например, для развития навыков работы с картой на уроках по всеобщей истории в 6 классе можно применить технологию развития критического мышления и предложить следующие задание:«Сравнение двух исторических карт в ходе изучения темы «Возникновение ислама. Арабский халифат и его распад» можно предложить учащимся сравнить карты «Завоевание арабов» и «Великое переселение народов» и выполнить задания: 1. По карте «Завоевание арабов» определите, как и во сколько изменилась территория арабского государства с середины VII века до середины VIII века. 2. Территории, каких европейских государств были завоеваны арабами к середине VIII века».Например, в 5 классе на итоговом уроке после изучения курса истории Древнего мира учащимся можно предложить заполнить общую контурную карту «Древние цивилизации в восточном полушарии» по следующим заданиям: 1. Обведите территорию расположения Древнего Египта, Месопотамии, Древней Индии, Древнего Китая. 2. Отметьте на их территории крупные реки и города. По итогам заполнения этой карты учащимся предлагается задание – посмотрите внимательно на заполненную карту и найдите общее у всех этих цивилизаций, какой вывод можно из этого сделать? В 7 классе по теме «Великие географические открытия и их последствия»: 1. Отметьте территории, которые оказались в колониальной зависимости от Испании, Португалии, Англии, Франции, Республики Соединенных провинций; 2. Используя текст учебника и заполненную контурную карту, предположите, почему другие европейские государства не участвовали в этот период в колониальной экспансии [2, с.54,57].Пример применения информационно-коммуникационных технологий предлагает Е.А. Мирсанова через реализацию данных технологий на уроке в 5 классе по теме: «Вперед в прошлое Греции». При этом на уроке можно использовать кроме вышеописанной технологии технологию личностно-ориентированного подхода и технологию развивающего обучения. В ходе урока учащимся демонстрируются презентация, фрагменты из фильмов о греческих богах и героях, в качестве музыкальной иллюстрации звучит запись национальных греческих музыкальных инструментов: геликона, кеманчи, критской лиры [10, с.453].Контроль результатов обучения является обязательным компонентом любого образовательного процесса. Основная цель контроля результатов состоит в определении уровня усвоения знаний обучающимися по определенному разделу, курсу, предмету.Традиционно контроль подразделяется на входной, текущий, рубежный и итоговый. Входной контроль позволяет выявить общую осведомленность студентов по тому или иному курсу, проверить их подготовленность к усвоению нового материала, в частности, усвоены ли ими темы, на которые преподаватель будет опираться при изучении нового материала. Текущий контроль осуществляется в процессе работы над новой темой и позволяет преподавателю в случае необходимости скорректировать учебный материал. Рубежный контроль осуществляется по итогам изучения какого-либо раздела из общей темы и позволяет оценить уровень знаний каждого студента индивидуально. Итоговый контроль осуществляется после изучения всего курса, например, по окончанию семестра или года и показывает уровень знаний студентов по всей изучаемой теме. При осуществлении контроля с использованием инновационных информационно-коммуникационных технологий должны быть приняты специальные меры, гарантирующие качественную проверку результатов обучения:- организация доступа к учебным материалам по специальным кодам и/или идентификаторам;- использование различных кодов и шифров для защиты самих проверочных материалов от размещения их в свободном доступе;- запуск программ тестирования по паролям;- проведение контрольных проверочных работ на базе сертифицированных Центров, которые имеют доступ в Интернет;- использование дополнительных устройств для контроля, например, видеокамер;- ограничением по времени выполнение проверочной работы;- перемешиванием ответов из большого количества предложенных заданий;- статистической защитой во время выполнения тестирования на основе анализа данных, позволяющих установить обман.Форму контроля успеваемости педагог выбирает сам в зависимости от тех педагогических задач, которые он перед собой ставит. Контроль знаний может проводиться с помощью таких средств как:- анкетирование;- исследование;- образовательный веб-квест;- чат-занятие;- телеконференция;- проектное задание;- блиц-контрольная работа;- тестирование;- эссе и др.Таким образом, при подготовке материалов для организации образовательного процесса с использованием информационных технологий педагогу необходимо обладать значительным количеством различных компетенций. Это нет только умение работать с компьютером и компьютерными программами, но и определенный уровень знаний о тех возможностях, которые предоставляют различные платформы и сервисы, умение грамотно распределить материал, при этом нельзя забывать во воспитательном аспекте образования. Даже при общении со школьниками в режиме видеоконференции педагог должен соблюдать определённые правила, чтобы и самим обучающимся привить такие взгляды на жизнь, где уважение к личности является основой уважения к себе.Педагог может самостоятельно выбирать, как при очном режиме работы, при работе в дистанционном формате, формы обучения. Это позволяет ему разнообразить образовательный процесс, сделать его более «живым», активно включая в этот процесс самих обучающихся. Составление материалов для обучения с использованием инновационных технологий трудоемкий, но крайне увлекательный процесс. Здесь у педагога есть огромная возможность выбора средств и методов преподавания. И, хотя оставление контрольных материалов, для проверки знаний у обучающихся является самым трудным заданием при подготовке к обучению с использованием дистанционных технологий, при необходимом уровне знаний учителя эта работ не составит для него труда, а школьникам принесет удовольствие от занятий. ЗАКЛЮЧЕНИЕСоздание психолого-педагогических условий успешности обучения школьников является основой успешного человека. Благодаря уверенности, которую ученик приобретает при обучении в школе, он сможет и в дальнейшей жизни, в своей профессиональной деятельности использовать те же инструменты, которые помогли ему стать успешным в учебе. Комфортная психолого-педагогическая атмосфера, которую необходимо создать школьнику при его обучении, достаточно сложная задача. Еще сложнее эта проблема выглядит, когда педагогу нужно создать комфортные условия при обучении с использованием инновационных технологий обучения.В первую очередь сложность возникает из-за неподготовленности к такому виду работы самих обучающихся. Во-вторых, для создания комфортной среды для успешности обучения школьников важна и сама среда, в которой обучается подросток и личность преподавателя, которая формирует эти условия. Педагогу необходимо обладать различными знаниями, которые помогут ему создать комфортную психолого-педагогическую среду для школьников с использованием инновационных образовательных технологий.На данный момент времени существует значительное количество сервисов, благодаря которым преподаватель может организовать работу с применением инновационных технологий в процесс обучения истории зарубежных стран.При правильной организации процесса обучения можно достичь хороших результатов как в уровне усвоения знаний, так и в формировании навыков самоорганизации, самопознания, самовоспитания школьников, что несомненно приведет их к успешности в обучении, а значит поможет стать успешными людьми в жизни.Таким образом, цель работы достигнута, задачи выполнены.СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫАкимова, О. А. Современные педагогические технологии преподавания истории / О. А. Акимова, И. В. Сидорова // Наука и Образование. – 2020. – Т. 3, № 2. – С. 360. Актуальные проблемы преподавания истории в различных типах образовательных организаций. Коллективная монография. Ч. 8 / Отв. ред. д.и.н., проф., Л.В. Алексеева. Нижневартовск: изд-во НВГУ, 2021. - 134 с.Афанасьева, Т. Н. Интерактивный Гексагон как эффективное средство развития мыслительной деятельности на уроках истории / Т. Н. Афанасьева, В. А. Лагода // Научный альманах. – 2022. – № 10-1(96). – С. 59-65. Гончарова, С. А. Технология проблемного обучения при преподавании истории в средней общеобразовательной школе / С. А. Гончарова // Молодость. Интеллект. Инициатива : Материалы V Международной научно-практической конференции студентов и магистрантов, Витебск, 21 апреля 2017 года. – Витебск: Витебский государственный университет им. П.М. Машерова, 2017. – С. 234-235. Долгова, Е. А. Технология «перевёрнутый класс» форма социализации суворовцев на уроках истории / Е. А. Долгова // Вестник военного образования. – 2021. – № 5(32). – С. 125-127.Ибрагимова, А. И. Инновационные площадки образования в структуре информационно-коммуникационных технологий при обучении истории в школе / А. И. Ибрагимова, И. Е. Крапоткина // Педагогика: традиции и инновации : сборник материалов XV международной очно-заочной научно-практической конференции, Москва, 23 мая 2019 года. – Москва: Научно-издательский центр «Империя», 2019. – С. 34-38.Лю Жун. Применение мультимедийных технологий в преподавании истории / Лю Жун // Проблемы современного образования. – 2019. – № 1. – С. 159-166.Маслова, Н. Н. Формирование функциональной грамотности средствами предмета «История» / Н. Н. Маслова, И. А. Нидерман // Актуальные вопросы гуманитарных наук: теория, методика, практика : Сборник научных статей VII Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. К 25-летию Московского городского педагогического университета, Москва, 25 марта 2020 года. Том Выпуск VII. – Москва: Общество с ограниченной ответственностью «Книгодел», 2020. – С. 440-453.Мироненко, М. А. Особенности применения игровых технологий на уроках истории / М. А. Мироненко // Fundamental and applied approaches to solving scientific problems : Сборник научных статей по материалам XII Международной научно-практической конференции, Уфа, 28 апреля 2023 года. – Уфа: Общество с ограниченной ответственностью «Научно-издательский центр «Вестник науки», 2023. – С. 116-121.Мирсанова, Е. А. Применение информационных и коммуникационных технологий при преподавании истории в классах дифференцированного обучения / Е. А. Мирсанова // Молодой ученый. – 2017. – № 7(141). – С. 452-454. Мухамадеева, Е. М. Элективный курс по новейшей истории зарубежных стран как средство реализации самообразования обучающихся в условиях профильного обучения (на примере разработки авторского урока) / Е. М. Мухамадеева, Л. Г. Насырова // Вопросы педагогики. – 2021. – № 12-2. – С. 173-181. Несмелова, М. Л. История Древнего мира. Конспекты уроков в 3 ч. Часть 3 : практическое пособие / М. Л. Несмелова, А. Ю. Несмелов. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 335 с. Норматова, Н. С. История становления и сущностные характеристики педагогической технологии «Перевернутый класс» / Н. С. Норматова // Актуальные вопросы гуманитарных наук : сборник научных статей бакалавров, магистрантов и аспирантов. Том Выпуск 5. – Москва : Общество с ограниченной ответственностью «Книгодел», 2022. – С. 190-195. Одишвили, Г. Н. Анализ методов и технологий реализации образовательного процесса с использованием мемориальной литературы на уроках истории, направленного на формирование патриотизма в старшей школе / Г. Н. Одишвили, К. С. Одишвили // Преемственность в образовании. – 2020. – № 27(11). – С. 189-201.Пигалева Н.П. Методические рекомендации о преподавании школьного курса «Истории России. Всеобщая история» в образовательных организациях Костромской области в 2023-2024 году [Электронный ресурс]. – URL:http://www.eduportal44.ru/escort/2023/История.pdf (дата обращения: 16.12.2023). Приказ Министерства просвещения РФ от 12 августа 2022 г. № 732 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. № 413». - [Электронный ресурс]. – URL:https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/405172211/(дата обращения: 15.12.2023).Приказ Министерства просвещения РФ от 31 мая 2021 г. № 287 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования». - [Электронный ресурс]. – URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/401333920/ (дата обращения: 15.12.2023).Примерная рабочая программа основного общего образования. История (для 5-9 классов образовательных организаций). - [Электронный ресурс]. - URL: https://100ballnik.com/wp-content/uploads/2022/06/примерная_рабочая_программа_история_5-9класс_фгос2022.pdf (дата обращения: 17.12.2023). Ренжина, Я. А. Теоретическое обоснование и опыт использования инновационных образовательных технологий на уроках истории / Я. А. Ренжина // Инновационная образовательная практика современного педагога : Сборник статей конференции, Чебоксары, 11 августа – 11 2017 года / Негосударственное образовательное частное учреждение дополнительного профессионального образования «Экспертно-методический центр». – Чебоксары: Негосударственное образовательное частное учреждение дополнительного профессионального образования «Экспертно-методический центр», 2017. – С. 75-82.Сидорова, И. В. Применение информационно-коммуникативных технологий обучающихся на примере проектно-исследовательской деятельности на уроках истории / И. В. Сидорова, О. Г. Сиротина // Наука и Образование. – 2022. – Т. 5, № 1. – С.1-6.Современные технологии и практики преподавания истории и обществознания в контексте управления качеством образования [Электронный ресурс] : сб. учеб.-метод. матер. / З. В. Валиева [и др.] ; под науч. ред. канд. ист. наук А. В. Сметанина ; Пермский филиал Нац. исслед. ун-та «Высшая школа экономики». — Электрон. дан. — Пермь : Редакционно-издательский отдел НИУ ВШЭ – Пермь, 2020. — 5 Мб; 80 с.Тарасова, Л. В. Использование технологии проблемного обучения на уроках истории при изучении политического устройства древних Афин / Л. В. Тарасова, Н. И. Николаева // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. – 2023. – № 6-2(81). – С. 180-184.Усанова, К. С. Педагогический потенциал технологии феномено-ориентированного обучения при изучении истории в школе / К. С. Усанова // Первые шаги в науку: исследования начинающих историков : Сборник научных статей студентов и магистрантов. – Москва : Издательский книготорговый дом «Зерцало-М», 2023. – С. 71-75.Шоган, В. В. Методика преподавания истории в школе : учебное пособие для вузов / В. В. Шоган, Е. В. Сторожакова. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 433 с.Щукин, Д. В. Современное историческое образование и инновационные технологии обучения / Д. В. Щукин, О. Г. Некрылова. – Елец : Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина, 2019. – 184 с.
1. Акимова, О. А. Современные педагогические технологии преподавания истории / О. А. Акимова, И. В. Сидорова // Наука и Образование. – 2020. – Т. 3, № 2. – С. 360.
2. Актуальные проблемы преподавания истории в различных типах образовательных организаций. Коллективная монография. Ч. 8 / Отв. ред. д.и.н., проф., Л.В. Алексеева. Нижневартовск: изд-во НВГУ, 2021. - 134 с.
3. Афанасьева, Т. Н. Интерактивный Гексагон как эффективное средство развития мыслительной деятельности на уроках истории / Т. Н. Афанасьева, В. А. Лагода // Научный альманах. – 2022. – № 10-1(96). – С. 59-65.
4. Гончарова, С. А. Технология проблемного обучения при преподавании истории в средней общеобразовательной школе / С. А. Гончарова // Молодость. Интеллект. Инициатива : Материалы V Международной научно-практической конференции студентов и магистрантов, Витебск, 21 апреля 2017 года. – Витебск: Витебский государственный университет им. П.М. Машерова, 2017. – С. 234-235.
5. Долгова, Е. А. Технология «перевёрнутый класс» форма социализации суворовцев на уроках истории / Е. А. Долгова // Вестник военного образования. – 2021. – № 5(32). – С. 125-127.
6. Ибрагимова, А. И. Инновационные площадки образования в структуре информационно-коммуникационных технологий при обучении истории в школе / А. И. Ибрагимова, И. Е. Крапоткина // Педагогика: традиции и инновации : сборник материалов XV международной очно-заочной научно-практической конференции, Москва, 23 мая 2019 года. – Москва: Научно-издательский центр «Империя», 2019. – С. 34-38.
7. Лю Жун. Применение мультимедийных технологий в преподавании истории / Лю Жун // Проблемы современного образования. – 2019. – № 1. – С. 159-166.
8. Маслова, Н. Н. Формирование функциональной грамотности средствами предмета «История» / Н. Н. Маслова, И. А. Нидерман // Актуальные вопросы гуманитарных наук: теория, методика, практика : Сборник научных статей VII Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. К 25-летию Московского городского педагогического университета, Москва, 25 марта 2020 года. Том Выпуск VII. – Москва: Общество с ограниченной ответственностью «Книгодел», 2020. – С. 440-453.
9. Мироненко, М. А. Особенности применения игровых технологий на уроках истории / М. А. Мироненко // Fundamental and applied approaches to solving scientific problems : Сборник научных статей по материалам XII Международной научно-практической конференции, Уфа, 28 апреля 2023 года. – Уфа: Общество с ограниченной ответственностью «Научно-издательский центр «Вестник науки», 2023. – С. 116-121.
10. Мирсанова, Е. А. Применение информационных и коммуникационных технологий при преподавании истории в классах дифференцированного обучения / Е. А. Мирсанова // Молодой ученый. – 2017. – № 7(141). – С. 452-454.
11. Мухамадеева, Е. М. Элективный курс по новейшей истории зарубежных стран как средство реализации самообразования обучающихся в условиях профильного обучения (на примере разработки авторского урока) / Е. М. Мухамадеева, Л. Г. Насырова // Вопросы педагогики. – 2021. – № 12-2. – С. 173-181.
12. Несмелова, М. Л. История Древнего мира. Конспекты уроков в 3 ч. Часть 3 : практическое пособие / М. Л. Несмелова, А. Ю. Несмелов. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 335 с.
13. Норматова, Н. С. История становления и сущностные характеристики педагогической технологии «Перевернутый класс» / Н. С. Норматова // Актуальные вопросы гуманитарных наук : сборник научных статей бакалавров, магистрантов и аспирантов. Том Выпуск 5. – Москва : Общество с ограниченной ответственностью «Книгодел», 2022. – С. 190-195.
14. Одишвили, Г. Н. Анализ методов и технологий реализации образовательного процесса с использованием мемориальной литературы на уроках истории, направленного на формирование патриотизма в старшей школе / Г. Н. Одишвили, К. С. Одишвили // Преемственность в образовании. – 2020. – № 27(11). – С. 189-201.
15. Пигалева Н.П. Методические рекомендации о преподавании школьного курса «Истории России. Всеобщая история» в образовательных организациях Костромской области в 2023-2024 году [Электронный ресурс]. – URL: http://www.eduportal44.ru/escort/2023/История.pdf (дата обращения: 16.12.2023).
16. Приказ Министерства просвещения РФ от 12 августа 2022 г. № 732 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. № 413». - [Электронный ресурс]. – URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/405172211/ (дата обращения: 15.12.2023).
17. Приказ Министерства просвещения РФ от 31 мая 2021 г. № 287 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования». - [Электронный ресурс]. – URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/401333920/ (дата обращения: 15.12.2023).
18. Примерная рабочая программа основного общего образования. История (для 5-9 классов образовательных организаций). - [Электронный ресурс]. - URL: https://100ballnik.com/wp-content/uploads/2022/06/примерная_рабочая_программа_история_5-9класс_фгос2022.pdf (дата обращения: 17.12.2023).
19. Ренжина, Я. А. Теоретическое обоснование и опыт использования инновационных образовательных технологий на уроках истории / Я. А. Ренжина // Инновационная образовательная практика современного педагога : Сборник статей конференции, Чебоксары, 11 августа – 11 2017 года / Негосударственное образовательное частное учреждение дополнительного профессионального образования «Экспертно-методический центр». – Чебоксары: Негосударственное образовательное частное учреждение дополнительного профессионального образования «Экспертно-методический центр», 2017. – С. 75-82.
20. Сидорова, И. В. Применение информационно-коммуникативных технологий обучающихся на примере проектно-исследовательской деятельности на уроках истории / И. В. Сидорова, О. Г. Сиротина // Наука и Образование. – 2022. – Т. 5, № 1. – С.1-6.
21. Современные технологии и практики преподавания истории и обществознания в контексте управления качеством образования [Электронный ресурс] : сб. учеб.-метод. матер. / З. В. Валиева [и др.] ; под науч. ред. канд. ист. наук А. В. Сметанина ; Пермский филиал Нац. исслед. ун-та «Высшая школа экономики». — Электрон. дан. — Пермь : Редакционно-издательский отдел НИУ ВШЭ – Пермь, 2020. — 5 Мб; 80 с.
22. Тарасова, Л. В. Использование технологии проблемного обучения на уроках истории при изучении политического устройства древних Афин / Л. В. Тарасова, Н. И. Николаева // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. – 2023. – № 6-2(81). – С. 180-184.
23. Усанова, К. С. Педагогический потенциал технологии феномено-ориентированного обучения при изучении истории в школе / К. С. Усанова // Первые шаги в науку: исследования начинающих историков : Сборник научных статей студентов и магистрантов. – Москва : Издательский книготорговый дом «Зерцало-М», 2023. – С. 71-75.
24. Шоган, В. В. Методика преподавания истории в школе : учебное пособие для вузов / В. В. Шоган, Е. В. Сторожакова. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 433 с.
25. Щукин, Д. В. Современное историческое образование и инновационные технологии обучения / Д. В. Щукин, О. Г. Некрылова. – Елец : Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина, 2019. – 184 с.