История высшего образования в СССР?
Заказать уникальный доклад- 16 16 страниц
- 6 + 6 источников
- Добавлена 17.01.2024
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………. 3
ГЛАВА I. СИСТЕМА ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В СССР……………. 5
1.1. Основание системы высшего образования в СССР……………………….. 5
1.2. Развитие и структура университетов в СССР……………………………… 6
1.3. Программы и методы обучения в советском высшем образовании……… 8
ГЛАВА II. ВЛИЯНИЕ НА СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИ-ТИЕ……………………………………………………………………………….11
2.1. Роль высшего образования в социально-экономическом развитии СССР……………………………………………………………………………...11
2.2. Проблемы и вызовы высшего образования в СССР: период с 1950-х по 1990-е годы……………………………………………………………………….12
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………...………15
СПИСОК ИНФОРМАЦИОННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………..…….16
В каждой республике СССР создавались университеты и другие высшие учебные заведения, которые готовили специалистов с учетом особенностей конкретного региона.Необходимо отметить, что система высшего образования в СССР имела свои недостатки. Одним из них было ограничение свободы мысли и преподавания. Идеологическая цензура оказывала влияние на содержание учебных программ и исследований, что затрудняло развитие некоторых научных направлений. Также система высшего образования была часто подвержена бюрократии и формализму, что снижало эффективность обучения.Тем не менее, в целом высшее образование в СССР сыграло значительную роль в социально-экономическом развитии страны. Оно способствовало формированию кадровой базы для промышленности и науки, развитию интеллектуального потенциала общества и социальной мобильности граждан. Вопреки своим недостаткам, система высшего образования в СССР оставила значительное наследие и создала фундамент для дальнейших достижений России в области науки и технологий.2.2. Проблемы и вызовы высшего образования в СССР: период с 1950-х по 1990-е годыВ период с 1950-х по 1990-е годы высшее образование в СССР столкнулось с рядом проблем и вызовов, которые оказали значительное влияние на его развитие. В этом подразделе мы рассмотрим некоторые из этих проблем и вызовов.Одной из основных проблем было ограничение доступа к высшему образованию. В СССР существовала система централизованного планирования, которая определяла количество мест в высших учебных заведениях. Как результат, не все желающие могли получить высшее образование. Это создавало конкуренцию и давление на абитуриентов, а также приводило к неравномерному распределению студентов по различным специальностям.Другой проблемой было качество образования. Система обучения в СССР была очень теоретической и направлена на формирование идеологически правильной личности. Практический опыт и профессиональные навыки часто игнорировались или получали недостаточное внимание. Это создавало проблемы для выпускников, которые сталкивались с неадекватностью своих знаний на практике.Важным вызовом была также проблема дистанционного обучения. В СССР существовала централизованная система образования, основанная на очном обучении. Однако, в условиях большой территории и различных социально-экономических условий, возникала потребность в развитии дистанционного образования. Впрочем, этот вызов был частично решен через создание специализированных институтов и университетов по дистанционному образованию.Еще одной проблемой было отсутствие гибкости в системе высшего образования. Учебные программы и правила приема определялись центральными органами управления и были мало подвержены изменениям. Это ограничивало возможности студентам выбирать предметы по своему интересу или менять специальность после поступления.Проблема недостатка кадров также играла значительную роль в высшем образовании СССР. Рост численности студентов привел к нехватке опытных и профессионально подготовленных преподавателей. Это в свою очередь отражалось на качестве образования.Бюрократическое управление было еще одной проблемой системы высшего образования в СССР. Принятие решений требовало много времени и формальностей, что замедляло развитие и инновации в сфере образования. Кроме того, бюрократическая система оказывала негативное воздействие на автономию университетов и академическую свободу.В целом, период с 1950-х по 1990-е годы был сложным для высшего образования в СССР. Многие из этих проблем и вызовов до сих пор остаются актуальными и нуждаются в серьезном рассмотрении и решении. Однако, нельзя не отметить значительные достижения СССР в этой сфере, такие как высокий уровень грамотности населения, широкий доступ к высшему образованию для молодежи и создание мощной научной базы.ЗАКЛЮЧЕНИЕВ заключении можно отметить, что история высшего образования в СССР имела свои особенности и значительные достижения. Одной из главных особенностей было всеобщее доступное высшее образование для всех граждан страны. Это позволило многим людям, даже из неблагополучных семей, получить качественное образование и подняться по социальной лестнице.Также следует отметить, что система высшего образования в СССР активно развивалась и совершенствовалась на протяжении всего периода своего существования. Открытие новых университетов, институтов и факультетов позволяло расширять возможности для получения образования и специализации в различных областях знаний.Однако стоит отметить, что система высшего образования в СССР также имела свои недостатки. Например, жесткая централизация управления учебными заведениями иногда приводила к ограничению творческой свободы преподавателей и студентов. Также, несмотря на всеобщее доступное образование, нередко возникали проблемы с качеством подготовки выпускников и их адаптацией на рынке труда.В целом, история высшего образования в СССР является интересным объектом изучения и позволяет лучше понять особенности этой системы. Она оставила значительный след как в развитии самой страны, так и в формировании универсальных ценностей образования. Эти достижения и недостатки помогают сформировать более объективное представление о прошлом и сделать выводы для будущего развития высшего образования.СПИСОК ИНФОРМАЦИОННЫХ ИСТОЧНИКОВ1.Приказ Минвуза СССР от 18.03.1968 №220 «Об утверждении положения о персональном распределении молодых специалистов, оканчивающих высшие и средние специальные учебные заведения» [Электронный ресурс]. URL: http://www.libussr.ru/doc ussr/usr 6758.htm (дата обращения: 13.12.2023).2. Булыгина Т. А. Из интеллектуальной жизни советского общества. Статья третья. Советская социально-гуманитарная наука и власть в послевоенные годы // Гуманитарные и юридические исследования. 2015. №1. С. 7-14.3. Ваганов А. Г. Наука и научно-популярная литература // Экология и жизнь. 2008. №11. С.8-15.4. Логвинович Г. В. Развитие и кризисные черты в системе высшего образования СССР в 1970-1980-х годах // Вестник ТГПУ. 2018. №3. С. 186-193.5. Миронов Б. Н. Развитие грамотности в России и СССР за 1000 лет, Х-ХХ вв. // Studia Humanística. Исследования по истории и филологии. СПб.: Блиц, 1996. С. 24-46.6. Пыжиков А.В. Реформирование системы образования в СССР в период «оттепели» (1953—1964 гг.) // Вопросы истории. — 2004. — № 9. — С. 95-104.
1.Приказ Минвуза СССР от 18.03.1968 №220 «Об утверждении поло-жения о персональном распределении молодых специалистов, оканчиваю-щих высшие и средние специальные учебные заведения» [Электронный ре-сурс]. URL: http://www.libussr.ru/doc ussr/usr 6758.htm (дата обращения: 13.12.2023).
2. Булыгина Т. А. Из интеллектуальной жизни советского общества. Статья третья. Советская социально-гуманитарная наука и власть в послево-енные годы // Гуманитарные и юридические исследования. 2015. №1. С. 7-14.
3. Ваганов А. Г. Наука и научно-популярная литература // Экология и жизнь. 2008. №11. С.8-15.
4. Логвинович Г. В. Развитие и кризисные черты в системе высшего об-разования СССР в 1970-1980-х годах // Вестник ТГПУ. 2018. №3. С. 186-193.
5. Миронов Б. Н. Развитие грамотности в России и СССР за 1000 лет, Х-ХХ вв. // Studia Humanística. Исследования по истории и филологии. СПб.: Блиц, 1996. С. 24-46.
6. Пыжиков А.В. Реформирование системы образования в СССР в период «оттепели» (1953—1964 гг.) // Вопросы истории. — 2004. — № 9. — С. 95-104.