роль изучения малых фольклорных жанров на уроках литературного чтения в начальных классах
Заказать уникальную дипломную работу- 60 60 страниц
- 31 + 31 источник
- Добавлена 20.01.2024
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРЕПОДАВАНИЯ МАЛЫХ ФОЛЬКЛОРНЫХ ЖАНРОВ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ 5
1.1 Малые фольклорные жанры: виды и особенности 5
1.2 Специфика преподавания литературного чтения в начальных классах 14
1.3 Методика работы с малыми фольклорными жанрами в начальных классах 22
ГЛАВА 2. ОПЫТ РАЗРАБОТКИ УРОКА ПО ПРЕДМЕТУ «ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ» 27
2.1 Роль предмета «Литературное чтение» в программе «Школа России» 27
2.2 Конструирование урока по предмету «Литературное чтение» для начальной школы 34
2.2.1 Стадия подготовки 34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 54
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 55
Личностные: развивать интерес к чтению и употреблению пословиц.
Ресурсы: Учебник Л.Ф. Климанова «Литературное чтение. 2 класс», рабочая тетрадь к учебнику. Доска в классе.
Ход урока
Этап урока Деятельность учителя Деятельность учащихся Организационный этап. - Здравствуйте. Садитесь. Проверьте, чтобы у всех на столе были учебник, пенал и рабочая тетрадь. Проверяют готовность к работе Мотивация познавательной деятельности Сегодня мы с вами продолжим изучение фольклора Вспоминают содержание раздела Проверка домашнего задания Сначала разогреем органы речи с помощью разминки. На прошлом занятии вы читали речевые разминки. Кто может рассказать какую-нибудь наизусть? А теперь давайте повторим ее вместе. Готовят речевые органы к работе, демонстрируют усвоение материала прошлого занятия Актуализация необходимых знаний - Итак, продолжим беседу о фольклоре. Кто помнит, что это? Какие виды искусства к нему относятся? Отвечают на вопросы Подготовка к восприятию - Откройте учебник на странице 18. Что написано наверху страницы? (Докажем, что пословицы и поговорки делают речь более точной и выразительной). Нам уже встречались пословицы раньше? Кто помнит какие-нибудь примеры? Пословица – это большой текст или маленький? Сколько в нем идей: одна или много? Что это за идеи? Читают текст учебника, отвечают на вопросы, вспоминают примеры пословиц. Первичное восприятие - Теперь прочитаем новые пословицы. Смотрим на с. 18. Будем читать одну пословицу несколько раз. Сначала те, кого я назову, потом все вместе вслух. Читают вслух по вызову или хором Проверка первичного восприятия А теперь давайте обсудим смысл пословиц. Как вы его понимаете? Поднимайте руку, если хотите ответить. Вася, как ты понимаешь смысл этого высказывания: «Пословица – мудрость народная»? В какой ситуации можно употребить эту пословицу? Смотрят на текст глазами, поднимают руки, отвечают на вопросы, анализируют пословицы. Вторичное восприятие - Перечитайте пословицы. Выберите ту, которая нравится больше всего, и запишите в рабочую тетрадь. Перечитывают пословицы, выбирают одну и записывают. Физминутка - Записали? А теперь отложите ручки. Давайте встанем и разомнемся. А говорю одну фразу, вы за мной повторяете эту же фразу. И делаем движения. Повторяют текст физкультминутки, копируют движения учителя. Анализ произведений - Смотрим опять на пословицы в учебнике. Давайте распределим их на группы по темам. Как бы вы назвали темы? Например, «Повторенье – мать ученья» - это тема учебы. Давайте назовем все темы.
Теперь нам нужно прочитать пословицы о Родине вместе. Давайте просмотрим пословицы еще раз и найдем все про Родину. А теперь о трудолюбии. А теперь пословицы о дружбе и о временах года нам нужно записать в рабочую тетрадь. Перечитывают пословицы, называют темы - Теперь смотрим на страницу 19, упражнение 5. Работа в паре. Обсудите с соседом по парте, какие качества характера ценит народ. Ценить – это что означает? (Когда нам это важно и полезно, когда мы считаем это хорошим)
А теперь давайте сравним мнения. Народ ценит честность? Кто как решил? Поднимите руки. Да, Маша, вы решили, что ценит? А почему народ ценит честность? Выполняют задание в паре, затем обсуждают всем классом. - Пословицы можно использовать и в устной речи, и на письме. Смотрим на упражнение 6. Здесь дается задание придумать рассказ, который окончится пословицей «Где труд, там и радость». Что такое рассказ? (Небольшая история) Если в конце рассказа такая пословица, о чем он будет? Что будет в этом рассказе? (Какой-то труд, который доставил радость). Чтобы придумать рассказ, нам нужен герой. Например, я хочу сочинить рассказ про мальчика Вову. Итак, вот мой рассказ: «Мальчик Вова был в своей комнате. Он ходил из угла в угол. Ему было скучно. Потом мама позвала его собирать яблоки. Он собрал красные, зеленые, желтые яблоки. Он слушал лай собаки, пение птиц, мяуканье кошек. Вова собрал большое ведро яблок и был очень доволен. Где труд, там и радость». Одно из ваших заданий на дом – упражнение 6: написать рассказ. Но это не конец урока. Мы продолжаем работу. Слушают, отвечают на вопросы. Записывают домашнее задание. Подведение итогов - Итак, мы сегодня прочитали и обсудили много пословиц. Что же это такое? Давайте взглянем на упражнение 8. Что такое пословица? Что у нее за особенности? Используйте слова из упражнения. (Это маленькая форма народного творчества, которая содержит поучение, совет, мудрость) Отвечают на вопросы Постановка домашнего задания - Хорошо, мы с вами разобрали, что такое пословицы, и получили одно домашнее задание. Кстати, что за задание? (Написать рассказ). Правильно. Но посмотрите, в названии темы написано: Пословицы и поговорки. Мы прочитали много пословиц, а где же поговорки? Нет, не было поговорок. Поэтому, второе задание: найти примеры поговорок и выписать две из них. На следующем занятии мы их зачитаем и обсудим. Отвечают на вопросы, фиксируют домашнее задание
2.2.3 Рефлексия
Проанализируем получившийся урок. Для начала, содержание урока соответствует выбранным теме и цели. В нем действительно производится ознакомление с пословицами.
Организационный момент в начале занятия позволяет дать всем ученикам время зайти в класс, встать рядом с партой, достать необходимые пособия и настроиться на работу. Без этого момента урок будет начинаться с топота и шуршания. За этим шумом речь учителя будет неслышна, и ученики упустят важную информацию.
По новым стандартам учеба в школе – это не только и не столько получение знаний, но и развитие способности к собственной познавательной деятельности. Поэтому этап постановки мотивации занятия обозначает детям, с какой областью знания они будут знакомиться и что о ней они должны узнать. В ходе всего занятия они могут наблюдать, как продвигается познание новой темы, а в финале урока прийти к определенным выводам. В дальнейшем они смогут копировать этот алгоритм исследовательской деятельности в колледже, университете или просто при поиске ответа на вопрос. На созданном в данной ВКР уроке можно пронаблюдать все этапы детского исследования под руководством учителя, начиная с этапа мотивации познавательной деятельности и вплоть до постановки домашнего задания.
Новое знание не должно быть каким-то отрывочным фрагментом информации, который дети не будут знать, куда потом применить. Кроме того, без должного повторения оно просто забудется, поскольку мозг сочтет его ненужным. Этому препятствует включенный в план урока этап актуализации необходимых знаний. Данный урок продолжает серию уроков о фольклоре, а раздел о фольклоре вписан в общий курс художественной литературы. Тем самым, учащиеся проводят связь между предыдущей усвоенной информацией и новой, добавляя новые знания к целостной системе знаний о мире.
Этап подготовки к восприятию был выделен отдельно, потому что он затрагивал не прошлые страницы и сведения из предыдущих уроков, а начало разворота, выбранного для разбора на этом уроке. Это обеспечивает готовность учеников к восприятию текста. Они будут не просто механически читать и произносить слова, потому что им так сказал учитель. Чтение будет целенаправленным, направленным на изучение того, что такое пословица. Учащиеся будут иметь ответы на вопросы: «Что я читаю?» и «Для чего я это читаю?»
Первичное восприятие включает в себя индивидуальное и коллективное чтение пословиц. Две формы чтения позволяют достичь сразу нескольких целей. Во-первых, учитель имеет возможность выборочно выбирать учеников и развивать умение читать вслух у каждого ученика. Если известны пробелы учеников или какие-то проблемные места, слова, сочетания звуков, такая форма работы позволяет дополнительно с этим поработать. Поскольку пословицы короткие, даже медленное и затрудненное чтение не отнимет значительного времени урока. Вдобавок к этому, можно чередовать слабых учеников с сильными, чтобы класс слушал не только ошибки, но и корректное выразительное прочтение произведения. Чтение хором обеспечивает тренировку каждого ученика на каждом произведении. Учитель не может выделить время урока на то, чтобы проконтролировать всех до единого, но, показав образец правильного зачитывания пословицы, он предупреждает потенциальное возникновение ошибок.
Деление на первичное и вторичное восприятие пословиц довольно спорное. Оно обосновано в случае со сказками и другими крупными произведениями. Тогда ученики составляют общее впечатление об истории в целом, а затем анализируют ее по частям. На нашем уроке деление произведено из соображения, что сначала дети распознают буквы и слова, а также раскодируют смысл слов, а во время второго прочтения определят, что этими словами пытались сказать, какую мысль донести и в какой ситуации. Однако нет полной уверенности в том, что такое членение видов деятельности необходимо в случае с произведениями малых жанров. Вторичное восприятие ставит перед собой конкретную задачу: ответить на вопросы. Их два: «В чем смысл пословицы?» и «В какой ситуации их можно употребить?» Это развивает в детях способности к мышлению и анализу. В зависимости от способностей класса, этот этап может занять длительное время, поэтому учителю необходимо следить за временем и за степенью утомленности детей. Не стоит уделять дольше 10 минут обсуждению смысла пословиц, хоть их и много, поскольку внимание значительной части класса будет рассеяно.
Физкультминутка – обязательный этап для начальной школы. Включив ее в данный план, мы делаем паузу, позволяющую разгрузить сознание, обеспечить приток крови и кислорода к органам и немного отвлечь детей. После небольшой зарядки разум детей будет готов к новому этапу работы над текстом, имея ощущение завершенности предыдущего.
Далее ведется работа по учебнику. Подвигавшись, дети садятся и снова смотрят в книгу. Теперь они должны проводить обобщения и абстракции. Определение темы пословицы – это переход мысли на более высокий порядок. Соответственно, к какой-то теме может относиться более, чем одно произведение. Это развивает способность детей создавать классификации объектов на основании какого-то параметра, в данном случае, темы. Этот метапредметный навык будет полезен на всех занятиях, где имеется работа с объектами, расположенными в какой-то иерархии: классы зверей и растений в биологии, древо династий в учебнике истории, системы склонения в русском языке и т.д.
Следующее упражнение – работа в паре, совместная разработка ответа на вопрос. В плане урока уже было много заданий для индивидуальной и фронтальной работы. Для полноценного развития коммуникативных навыков детей в ходе урока должно применяться все три формы работы. Работа в паре снимает часть ответственности с ученика за решение и снижает стресс от повышенного к нему внимания. Некоторым ученикам сложно отвечать на вопрос так, чтобы их слышали и учитель, и весь класс. С другой стороны, фронтальная работа снимает всю ответственность за ответ вообще. Когда все остальные скандируют фразу хором, кто-то может воспользоваться шансом уклониться от деятельности или выполнить ее вполовину усердия. Работа в паре является золотой серединой, когда ученик должен четко озвучить свою позицию, но при этом его будет слышать только один собеседник. В упражнении предлагается оценить такие качества, как честность, трудолюбие, лукавство, леность, доброта, любознательность. Два из них являются отрицательными, а остальные – положительные. Если дети знают эти слова, то к решению они придут достаточно легко. Чрезмерно усердный контроль учителя, чтобы обеспечить правильность выполнения задания, не потребуется. А если дети не знают этих слов, у них есть возможность сначала вместе подумать над ответом, а уже потом получить готовую информацию.
Далее дети приходят к подведению итогов на тему того, что они узнали на этом уроке. Это важный заключительный этап, заканчивающий коллективную исследовательскую деятельность и дающий ученикам ощущение завершенности урока и достижения цели.
Домашних задания по окончании урока будет два. Первое домашнее задание – написание рассказа – дает возможность использовать пословицу в письменной речи. Таким образом, народная мудрость не остается оторванной от современности где-то в древних временах, а становится инструментом для выражения мысли, обрастает контекстом. Для детей полезна проба пера, тренировка способности письменно формулировать мысли. Вдобавок к этому, они смогут развить свой творческий потенциал. Сочинение рассказа требует определение идеи, персонажа, сюжета, ситуации. А после формирования задумки учащиеся должны будут подобрать подходящие языковые средства для корректного выражения своей задумки. Тем самым они, в какой-то степени, побудут в шкуре писателей, и на последующих занятиях будут более осознанно анализировать произведения уже не только с точки зрения впечатлений и сюжета, но и языка. Второе домашнее задание – вариант небольшой самостоятельной исследовательской работы. Как уже говорилось ранее, в учебнике есть некоторое несоответствие темы урока и его содержания. Нет ни одного примера поговорки, хотя само слово есть в заголовке. Предложив найти примеры поговорок самим, учитель простимулирует детей к самостоятельному поиску и выбору информации, возможно, походу в библиотеку, а также некоторому количеству самостоятельного чтения и анализа текста. Если учащиеся не решат выписать просто две первые попавшиеся поговорки, они посвятят некоторое время осмыслению текста, распознаванию новых слов, оценке своих впечатлений. Это благотворно скажется на их читательской способности.
Таким образом, построенный урок позволяет качественно разобрать с учащимися тему «Пословицы», развивая широкий ряд учебных умений.
Потенциальные сложности.
В плане занятия отсутствует какая-либо информация о том, сколько времени должно уйти на каждый этап работы. Этот аспект сложно планировать, не проведя такой урок ни с одним классом. Начинающим учителям стоит положиться в данном аспекте на сведения более опытных коллег и готовые технологические карты уроков. Все ученики различаются, и все классы различаются. Коррекционный класс будет справляться с какими-то заданиями хуже, чем класс одаренных детей. В каком-то классе придется опустить какие-то типы заданий или, наоборот, добавить новые. Относительно точно спланировать время, которое займет каждый вид работы в классе, может только учитель, долгое время работающий с этим классом и знающий своих учеников. Планировать уроки для классов всех школ способны только опытные мастера своего дела, которые работали с разными группами учеников и пробовали выполнять с ними всевозможные типы заданий.
В процессе урока может возникнуть сложность, связанная с незнанием детьми каких-то слов. Опять же, предвидеть эти проблемы способен учитель, хорошо знающий свой класс и регулярно слышащий речь своих учеников. Если работа планируется с малознакомым классом, учителю нужна дополнительная подготовка к уроку. Прочитав страницы учебника, следует сделать прогноз, какие слова могут потенциально вызвать сложности у второклассников, и поискать или сформулировать простые, короткие объяснения.
Потенциальные проблемы могут возникнуть во время работы в паре. У кого-то из детей может быть недостаточная способность к рассуждениям в диалоге. В каких-то парах может возникнуть ситуация, что один ребенок ведет всю беседу, а другой только кивает и поддакивает. Некоторые дети могут быть в конфликтных отношениях и, будучи вынужденными вести беседу друг с другом, начнут ссору. И наконец, кто-то может попросту проигнорировать задание и молчать все выделенное на упражнение время, а во время проверки ответить только за себя, не консультируясь с соседом. Все эти проблемы возникают, когда на школьных занятиях парной работе уделяется недостаточно времени или она плохо организована. Решается эта сложность большим количеством упражнений, предполагающих работу в паре. На уроке эта сложность может оказаться двойной: ученики могут испытывать трудности и с выполнением непосредственно учебного задания, и с коммуникацией в паре. Снизить уровень трудности можно изолированно тренируя способность детей проводить обсуждение каких-то моментов с соседом, но темы должны даваться простые, возможно повседневные, чтобы работать над тем, как говорить, не особенно размышляя над тем, что говорить.
ВЫВОДЫ: Вторая глава работы содержит более близкое знакомство с моделью обучения «Школа России» и попытка конструирования урока для начальной школы по этой системе. Первый параграф характеризует роль предмета «Литературное чтение» в «Школе России». Выявлено, где можно найти пособия, материалы и информацию по этой программе, сколько выделяется часов на литературное чтение, каких результатов ждут от учеников к выпуску. Определено, что умения читать и анализировать текст, говорить, слушать и творчески реализовываться – это основные умения, которые развиваются на уроках по изучаемому предмету. И эти умения вносят значительный вклад в общее формирование и воспитание личности россиянина.
Во втором параграфе представлена попытка разработки собственного урока по предмету «Литературное чтение», где будут изучаться малые жанры народного творчества. Была выбрана тема пословиц и поговорок, рассматриваемая во втором классе. На стадии подготовки был изучен разворот учебника Л.Ф. Климанова, послуживший учебным материалом для занятия. Было учтено, что дети изучили о фольклоре на предыдущем году обучения и на двух предшествующих уроках. Детально был изучен и проанализирован разворот с текстами произведений и заданиями к ним. Выбраны подходящие упражнения и определены формы работы с ними.
В серединной части второго параграфа представлен разработанный нами план урока. Поставлены цели занятия, определены прогнозируемые результаты. Ход урока содержит название этапа, деятельность учителя, выраженную точными формулировками в форме прямой речи, и действия детей. Приписанные фразы учителя дают возможность не тратить время на размышления, как подвести детей к выполнению упражнений, поскольку нужные реплики уже написаны.
Финальный подпараграф содержит самоанализ урока, описывающий достоинства и затруднения созданного плана. В целом урок представляется нам успешным, а основные сложности связанны с тем, что работу с незнакомым или же вымышленным классом сложно прогнозировать.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Данная ВКР посвящена проблеме изучения малых фольклорных жанров в начальной школе. Работа содержит в себе две главы. Первая глава посвящена обзору теоретических трудов по указанной теме и отбору основных определений и тезисов. Различные источники по-разному описывают фольклорные жанры литературы и содержат различные наборы терминов. Чтобы собрать информацию обо всех основных малых жанрах народного творчества, пришлось объединить информацию из разных источников.
Описана специфика преподавания предмета «Литературное чтение» в начальной школе. Охарактеризовано, как отбирается литература для учебного курса, как она преподается и для чего она преподается. Выявлено, что язык для детского чтения должен быть не слишком сложным, не слишком простым, а в зоне ближайшего развития детей. Охарактеризованы особенности преподавания данного предмета с учетом требований ФГОС. Если ранее упор делался на работу с информацией и воспроизведений знаний, то теперь цель обучения в школе – развитие широкого арсенала умений, способность к самостоятельному получению информации и к творческой деятельности. Описана специфика преподавания в национальных школах, где русский не является родным языком учащихся. Их обучение ведется по отдельной линейке учебников, нацеленной восполнить пробелы в знаниях, которых нет у носителей русского языка.
Далее работа углубляется в вопрос преподавания конкретно малых фольклорных жанров. Выявлено два подхода к расположению этих произведений в учебниках: хронологический (от древних к новым) и мозаичный (в соответствии с тематикой). Рассмотрены некоторые методы работы с произведениями народного творчества, а также специфика проведения праздников, связанных с русскими народными традициями.
Во второй главе работы представлен сконструированный урок по предмету «Литературное чтение», посвященный такому жанру народного творчества, как пословица. Выбрана программа «Школа России», и представлена характеристика данной системы обучения и роли исследуемого предмета в ней. Данный курс вплавлен в целостную модель школьного образования, имеющую своей целью формирование личности гражданина с полным набором умений и личностно-нравственных характеристик, позволяющих выпускнику выйти во взрослую жизнь и продолжить обучение самостоятельно. Проанализирована важность умения читать как для успешной учебы в школе, так и для повседневной жизни.
Представлены три стадии разработки урока: подготовительный этап, сам урок и анализ урока. Было решено составить план урока для второго класса, но просмотрены все пособия, где появляются малые фольклорные жанры. Учтено, что было изучено о данном типе литературы в первом классе и выявлено, что подробного изучения пословиц не было, но они сами встречались. Указано, что в следующем году обучения новых знаний о народном творчестве получить не предполагается. Поэтому принято решение составить урок знакомства с новым материалом. Каждое упражнение на выбранном развороте учебника глубоко проанализировано с точки зрения его целей, сложности, полезности и подходящих форм работы с ним.
В схеме урока представлены все ключевые элементы, в том числе, цель, тема, ресурсы, результаты, этапы урока, действия учителя и учителей. Указан формат работы для каждого типа задания. Прописаны все основные реплики учителя. Отмечено, в какой место какой страницы должны смотреть ученики.
Проведена рефлексия по итогам составления урока. Оценить реальную эффективность урока, не проведя его, невозможно. Были описаны потенциальные трудности, которые могут возникнуть в ходе занятия. Основное затруднение – это неспособность учителя прогнозировать поведение учеников, их словарный запас, время, требуемое для выполнения задания. И одна трудность связана с работой в паре, поскольку она представляется нам достаточно сложной и наименее часто используемой.
Практическая ценность данной ВКР заключается в наличии обобщенных сведений о малых фольклорных жанрах и их роли в начальной школе. Работу с художественными произведениями в начальной школе необходимо постоянно совершенствовать, поэтому тезисы данной работы можно учесть при планировании занятий по литературному чтению в начальной школе, а также при разработке методических пособий по данному предмету.
Цель ВКР достигнута, а задачи выполнены.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Аникин, В.П. Русское устное народное творчество: Учебник / В.П. Аникин. – М.: Высшая школа, 2001. – 726 с.
Виноградов, Г.С. Детский фольклор // Русское устное народное творчество. Хрестоматия по фольклористике. - М.: Высшая школа, 2003. - С. 527-544.
Грозян, Н. Ф. Малые жанры фольклора и их воспитательное значение / Н.Ф. Грозян, Т.И. Прудникова // Проблемы современного педагогического образования. - 2021. №72-1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/malye-zhanry-folklora-i-ih-vospitatelnoe-znachenie (дата обращения: 10.12.2023).
Даль Владимир – Пословицы русского народа // Электронная библиотека RoyalLib.com URL: https://royallib.com/book/dal_vladimir/poslovitsi_russkogo_naroda.html (дата обращения: 15.12.2023).
Детская литература: Учебник Е.Е. Зубарева, В.К. Сигов, В.А. Скрипкина и др.; под ред. Е.Е. Зубаревой. – М.: Высшая школа, 2004. – 551 с.
Душакова, И.С. Сегодня мы с братьями Гримм не договорились бы о предметном поле: к вопросу о подвижных границах фольклористики / И.С. Душакова, С.Ю. Неклюдов // Фольклор: структура, типология, семиотика. – 2020. – Т. 3, № 2. – С. 10-14. – ISSN 2658-5194
Зуева, Т.В. Русский фольклор: Учебник для высших учебных заведений / Т.В. Зуева, Б.П. Кирдан. – М.: Флинта : Наука, 1998. – 400 с.
Капица, Ф.С. Русский детский фольклор: Учебное пособие для студентов вузов / Ф.С. Капица, Т.М. Колядич. – М.: Флинта : Наука, 2002. – 320 с.
Климанова, Л.Ф. Литературное чтение. Рабочие программы. Предметная линия учебников системы «Школа России». 1-4 классы: пособие для учителей общеобразоват. организаций / Л.Ф. Климанова, М.В. Бойкина. – М.: Просвещение, 2014. – 128 с.
Кравцов, Н.И., Русское устное народное творчество: Учебник для фил. спец. ун-тов / Н.И. Кравцов, С.Г. Лазутин. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Альянс, 2014. – 448 с.
Критарова, Ж. Н. Литературное чтение в начальной школе: учебники нового поколения // Вестник ТГГПУ. 2011. №23. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/literaturnoe-chtenie-v-nachalnoy-shkole-uchebniki-novogo-pokoleniya (дата обращения: 14.12.2023).
Куприянова, Л.Л. Русский фольклор: программно-метод. матер. 1-4 классы / Л.Л. Куприянова. – М.: Мнемозина, 2008. – 160 с.
Литературное чтение. Реализация требований ФГОС начального общего образования: методическое пособие для учителя / Виноградова Н.Ф.; под ред. Н.Ф. Виноградовой. М.: ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО», 2022. – 28 с.
Литературное чтение: 1-й класс: учебник: в 2 частях / Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова [и др.]. – 16-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 2023. – Ч. 1. – 79 с.
Литературное чтение: 1-й класс: учебник: в 2 частях / Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова [и др.]. – 16-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 2023. – Ч. 2. – 79 с.
Литературное чтение: 2-й класс: учебник: в 2 частях / Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова [и др.]. – 15-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 2023. – Ч. 1. – 160 с.
Литературное чтение: 2-й класс: учебник: в 2 частях / Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова [и др.]. – 15-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 2023. – Ч. 2. – 160 с.
Литературное чтение: 3-й класс: учебник: в 2 частях / Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова [и др.]. – 14-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 2023. – Ч. 1. – 160 с.
Литературное чтение: Поурочные разработки: Технологические карты уроков: 1 класс: Пособие для учителей общеобр. учрежд./ М.В. Бойкина, Л.С. Илюшин, Т.Г. Галактионова, Н.И. Роговцева. – М.; СПб.: Просвещение, 2012. – 88 с.
Лойтер, С.М. Русский детский фольклор и детская мифология / С.М. Лойтер. – Петрозаводск: КГПУ, 2001. – 296 с.
Мельников, М.Н. Русский детский фольклор / М.Н. Мельников. - М.: Просвещение, 1987. - 240 с.
Митрофанова, В.В. Загадки / В.В. Митрофанова. – Ленинград: Наука, 1968. – 256 с.
Никитченков, А. Ю. Фольклор в российской начальной школе на рубеже ХХ–XXI вв // Вестник ПСТГУ. Серия 4: Педагогика. Психология. 2013. №29 (2). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/folklor-v-rossiyskoy-nachalnoy-shkole-na-rubezhe-xx-xxi-vv (дата обращения: 14.12.2023).
Поговорка // Малый академический словарь URL: https://gufo.me/dict/mas/%D0%BF%D0%BE%D0%B3%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D1%80%D0%BA%D0%B0 (дата обращения: 15.12.2023).
Русское народное поэтическое творчество: Учебник для пед. ин-тов / М.А. Вавилова, В.А. Василенко, Б.А. Рыбаков и др.; под ред. А.М. Новиковой. – 3-е изд., испр. – М.: Высшая школа, 1986. – 400 с.
Стефаненко Н.А. Литературное чтение. Методические рекомендации. 1 класс: учеб. пособие для общеобразоват. организаций / Н.А. Стефаненко. – 3-е изд., доп. – М.: Просвещение, 2017. – 110 с.
ФГОС : сайт. – URL: https://fgos.ru/fgos/fgos-noo/ (дата обращения: 14.12.2023)
Фирсова, Т.Г. Современный урок литературного чтения: методический конструктор. – М.: Перо, 2018. – 211 с.
Фольклор // Толковый словарь Ушакова URL: https://dic.academic.ru/dic.nsf/ushakov/1077554 (дата обращения: 14.12.2023).
Хайруллин, Р. З., Верхоломова, Е. В., Суржикова, Л. Ф. Особенности преподавания учебного предмета "Литературное чтение" в начальных классах образовательных организаций с родным (нерусским) и русским (неродным) языком обучения // Этнодиалоги. 2020. №2 (60). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-prepodavaniya-uchebnogo-predmeta-literaturnoe-chtenie-v-nachalnyh-klassah-obrazovatelnyh-organizatsiy-s-rodnym (дата обращения: 14.12.2023).
Школа России // Издательство Просвещение URL: http://school-russia.prosv.ru/ (дата обращения: 15.12.2023).
2
1. Аникин, В.П. Русское устное народное творчество: Учебник / В.П. Аникин. – М.: Высшая школа, 2001. – 726 с.
2. Виноградов, Г.С. Детский фольклор // Русское устное народное творчество. Хрестоматия по фольклористике. - М.: Высшая школа, 2003. - С. 527-544.
3. Грозян, Н. Ф. Малые жанры фольклора и их воспитательное значение / Н.Ф. Грозян, Т.И. Прудникова // Проблемы современного педагогического образования. - 2021. №72-1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/malye-zhanry-folklora-i-ih-vospitatelnoe-znachenie (дата обращения: 10.12.2023).
4. Даль Владимир – Пословицы русского народа // Электронная библиотека RoyalLib.com URL: https://royallib.com/book/dal_vladimir/poslovitsi_russkogo_naroda.html (дата обращения: 15.12.2023).
5. Детская литература: Учебник Е.Е. Зубарева, В.К. Сигов, В.А. Скрипкина и др.; под ред. Е.Е. Зубаревой. – М.: Высшая школа, 2004. – 551 с.
6. Душакова, И.С. Сегодня мы с братьями Гримм не договорились бы о предметном поле: к вопросу о подвижных границах фольклористики / И.С. Душакова, С.Ю. Неклюдов // Фольклор: структура, типология, семиотика. – 2020. – Т. 3, № 2. – С. 10-14. – ISSN 2658-5194
7. Зуева, Т.В. Русский фольклор: Учебник для высших учебных заведений / Т.В. Зуева, Б.П. Кирдан. – М.: Флинта : Наука, 1998. – 400 с.
8. Капица, Ф.С. Русский детский фольклор: Учебное пособие для студентов вузов / Ф.С. Капица, Т.М. Колядич. – М.: Флинта : Наука, 2002. – 320 с.
9. Климанова, Л.Ф. Литературное чтение. Рабочие программы. Предметная линия учебников системы «Школа России». 1-4 классы: пособие для учителей общеобразоват. организаций / Л.Ф. Климанова, М.В. Бойкина. – М.: Просвещение, 2014. – 128 с.
10. Кравцов, Н.И., Русское устное народное творчество: Учебник для фил. спец. ун-тов / Н.И. Кравцов, С.Г. Лазутин. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Альянс, 2014. – 448 с.
11. Критарова, Ж. Н. Литературное чтение в начальной школе: учебники нового поколения // Вестник ТГГПУ. 2011. №23. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/literaturnoe-chtenie-v-nachalnoy-shkole-uchebniki-novogo-pokoleniya (дата обращения: 14.12.2023).
12. Куприянова, Л.Л. Русский фольклор: программно-метод. матер. 1-4 классы / Л.Л. Куприянова. – М.: Мнемозина, 2008. – 160 с.
13. Литературное чтение. Реализация требований ФГОС начального общего образования: методическое пособие для учителя / Виноградова Н.Ф.; под ред. Н.Ф. Виноградовой. М.: ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО», 2022. – 28 с.
14. Литературное чтение: 1-й класс: учебник: в 2 частях / Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова [и др.]. – 16-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 2023. – Ч. 1. – 79 с.
15. Литературное чтение: 1-й класс: учебник: в 2 частях / Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова [и др.]. – 16-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 2023. – Ч. 2. – 79 с.
16. Литературное чтение: 2-й класс: учебник: в 2 частях / Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова [и др.]. – 15-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 2023. – Ч. 1. – 160 с.
17. Литературное чтение: 2-й класс: учебник: в 2 частях / Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова [и др.]. – 15-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 2023. – Ч. 2. – 160 с.
18. Литературное чтение: 3-й класс: учебник: в 2 частях / Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова [и др.]. – 14-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 2023. – Ч. 1. – 160 с.
19. Литературное чтение: Поурочные разработки: Технологические карты уроков: 1 класс: Пособие для учителей общеобр. учрежд./ М.В. Бойкина, Л.С. Илюшин, Т.Г. Галактионова, Н.И. Роговцева. – М.; СПб.: Просвещение, 2012. – 88 с.
20. Лойтер, С.М. Русский детский фольклор и детская мифология / С.М. Лойтер. – Петрозаводск: КГПУ, 2001. – 296 с.
21. Мельников, М.Н. Русский детский фольклор / М.Н. Мельников. - М.: Просвещение, 1987. - 240 с.
22. Митрофанова, В.В. Загадки / В.В. Митрофанова. – Ленинград: Наука, 1968. – 256 с.
23. Никитченков, А. Ю. Фольклор в российской начальной школе на рубеже ХХ–XXI вв // Вестник ПСТГУ. Серия 4: Педагогика. Психология. 2013. №29 (2). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/folklor-v-rossiyskoy-nachalnoy-shkole-na-rubezhe-xx-xxi-vv (дата обращения: 14.12.2023).
24. Поговорка // Малый академический словарь URL: https://gufo.me/dict/mas/%D0%BF%D0%BE%D0%B3%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D1%80%D0%BA%D0%B0 (дата обращения: 15.12.2023).
25. Русское народное поэтическое творчество: Учебник для пед. ин-тов / М.А. Вавилова, В.А. Василенко, Б.А. Рыбаков и др.; под ред. А.М. Новиковой. – 3-е изд., испр. – М.: Высшая школа, 1986. – 400 с.
26. Стефаненко Н.А. Литературное чтение. Методические рекомендации. 1 класс: учеб. пособие для общеобразоват. организаций / Н.А. Стефаненко. – 3-е изд., доп. – М.: Просвещение, 2017. – 110 с.
27. ФГОС : сайт. – URL: https://fgos.ru/fgos/fgos-noo/ (дата обращения: 14.12.2023)
28. Фирсова, Т.Г. Современный урок литературного чтения: методический конструктор. – М.: Перо, 2018. – 211 с.
29. Фольклор // Толковый словарь Ушакова URL: https://dic.academic.ru/dic.nsf/ushakov/1077554 (дата обращения: 14.12.2023).
30. Хайруллин, Р. З., Верхоломова, Е. В., Суржикова, Л. Ф. Особенности преподавания учебного предмета "Литературное чтение" в начальных классах образовательных организаций с родным (нерусским) и русским (неродным) языком обучения // Этнодиалоги. 2020. №2 (60). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-prepodavaniya-uchebnogo-predmeta-literaturnoe-chtenie-v-nachalnyh-klassah-obrazovatelnyh-organizatsiy-s-rodnym (дата обращения: 14.12.2023).
31. Школа России // Издательство Просвещение URL: http://school-russia.prosv.ru/ (дата обращения: 15.12.2023).