Языковые средства репрезентации образа матери в романе Джона Стейнбека «Гроздья гнева»
Заказать уникальную курсовую работу- 33 33 страницы
- 25 + 25 источников
- Добавлена 19.02.2024
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
Введение…………………………………………………………………………3
Глава 1. Теоретические основы создания героя художественного произведения
1.1 Понятие «образ» и его компоненты в художественном произведении….6
1.2 Языковые средства создания образа в художественном произведении…10
Выводы по главе 1………………………………………………………………13
Глава 2. Изучение языковых средств создания образа матери в романе «Гроздья гнева»
2.1 Лексические средства репрезентации образа матери в романе «Гроздья
гнева»…………………………………………………………………………….15
2.2 Синтаксические средства репрезентации образа матери в романе «Гроздья гнева»…………………………………………………………………………….20
2.3 Фонетические средства репрезентации образа матери в романе «Гроздья гнева»……………………………………………………………………………..24
Выводы по главе…………………………………………………………………25
Заключение……………………………………………………………………….28
Список литературы………………………………………………………………31
Согласно подсчету, количество качественных прилагательных значительно превышает количество относительных прилагательных (в одном из предложений – 5 качественных и 1 относительное). Это говорит об основной цели автора – описать героиню, для чего более подходят как раз качественные прилагательные. Среди прилагательных и существительных несколько раз встречались те, что имеют в составе уменьшительно-ласкательные суффиксы, а это говорит о том, что автор видит в матери мягкий, утонченный образ и акцентирует внимание на ласковом, нежном к ней отношении.2.3 Фонетические средства репрезентации образа матери в романе «Гроздья гнева»Описание матери на страницах романа Джона Стейнбека сопровождается наибольшим эмоциональным напряжением. Писатель весь спектр человеческих переживаний, эмоций, а также взаимоотношения между матерью и остальными персонажа романа передает и через языковой уровень – фонетику. Основным фонетическим средством репрезентации образа матери является интонация. Существующие, помимо интонации, фонетические средства – аллитерация, ассонанс, звукоподражание – не отражены в тексте. Рассмотрим примеры, иллюстрирующие интонацию. - «IwonderifMa –- «They saw the tank legs now, and the house, a square little box, unpainted and bare, and the barn, low-roofed and huddled» [25];В этом предложении автор описывает Джоуда, который ищет мать и задает соответствующий вопрос о том – Где мать? (вопросительная интонация). Это в результате размышления наводит на мысль о том, что мать – это человек, на котором держится все, что есть вокруг него – семья, дом и т.д. Окружающим важно и нужно ее присутствие.Подобная информация представлена в следующем примере: - «Le's jus' see what your ma says» [25].При изучении лексических средств мы приводили пример предложения, в котором вся семья ждала мать, чтобы так участвовала в решении спорных вопросов. Это предложение также обязательно акцентирует внимание на важности решения матери (восклицательная информация).В следующем предложении герой говорит с переживанием и сочувствием о возможном обмане матери:- «Fooled ya, huh, Ma?» [25].Здесь проявляется и забота о матери: она заключается в переживании о том, как же получилось ее обмануть (отсюда и вопросительная интонация).Без интонации, как и без подобных средств построения языковой характеристики героини, при построении художественного образа никак обойтись нельзя. Поэтому Джон Стейнбек также обращается к ней при рассмотрении образа матери. Вывод по главе 2Образ матери на страницах романа «Гроздья гнева» очень живой, яркий и запоминающийся. Писатель постарался вложить свое искреннее отношение и авторский замысел в это произведение. Языковая составляющая образа матери не менее важна, чем сами действия и сюжетные особенности образа. Джон Стейнбек в языковом отношении раскрывает образ матери через три типа средств: - лексические;- грамматические;- фонетические. Завершая анализ лексических средств в романе «Гроздья гнева», сделаем вывод. Автор романа пытается изобразить мать как ангела, как светлое существо, поэтому обращает больше внимания на ее состояние, чувственность, эмоциональность, на ее действия, на улыбку, чем на какие-то внешние черты. Внешне мать изображена, но в общих чертах: несколько слов писатель оставил о ее фигуре, но больше он говорит о ее внутренних силах и нравственных качествах. Согласно подсчету, количество качественных прилагательных значительно превышает количество относительных прилагательных (в одном из предложений – 5 качественных и 1 относительное). Это говорит об основной цели автора – описать героиню, для чего более подходят как раз качественные прилагательные. Среди прилагательных и существительных несколько раз встречались те, что имеют в составе уменьшительно-ласкательные суффиксы, а это говорит о том, что автор видит в матери мягкий, утонченный образ и акцентирует внимание на ласковом, нежном к ней отношении.Согласно найденным синтаксическим средствам в тексте романа «Гроздья гнева», отметим: в тексте основным является описание внутренних качеств и переживаний матери, для чего Стейнбек часто использует обстоятельства (деепричастия и наречия). Также автор использует вопросительные и восклицательные конструкции, обращения и неполные предложения для того, чтобы подчеркнуть авторитет и важную роль матери в семье.Подводя итог скажем. С помощью найденных языковых средств выразительности Джон Стейнбек рисует такой образ матери. Мать на страницах произведения «Гроздья гнева» - это центр семьи, та ниточка, которая связывает всех и на которой держится абсолютно всё. Все близкие считают ее слово главным и авторитетным, поэтому при обсуждении важных вопросов решение принимается только при ее присутствии. Мать обладает большой физической силой и, как подчеркивает автор, редко устает (или редко пытается это показать – хотя некоторые ее близкие это замечают). Каждый день она трудится – стирает, готовит, шьет, ухаживает, если кто-то заболел и т.д. Мать всегда старается быть в курсе, что происходит с ее близкими, потому что она очень любит свою семью и всегда старается помочь советом, просто добрым словом или лаской, если она понимает, что ее помощь не может выразиться в конкретных действиях в определенной ситуации. Она всегда рассудительна, спокойна, голос ее ровный, спокойный, внушает доверие и спокойствие всем близким людям. Конечно, образ матери писатель показывает как очень эмоциональный, потому что бесчувственно воспринимать происходящее с близкими мать не сможет. Она очень интересуется семьей, поэтому всегда задает много вопросов, близкие воспринимают их нормально и стараются давать ответы, сами же члены ее семьи также спрашивают обо всем мать, потому что ее опыт и мудрость очень важны, и она может дать дельный совет и подсказать выход из любой сложившейся ситуации. ЗаключениеВ начале нашей работы мы определили цель исследования. Цель заключается в анализе средств языковой репрезентации образа матери в романе Джона Стейнбека «Гроздья гнева».В теоретической главе мы рассмотрели само понятие «образ», его особенности, а также то, при помощи каких языковых средств он может быть создан. Обозначим некоторые роли образа на страницах произведений.Первая роль – налаживание эмоционального контакта с читателем. Образы на страницах произведений помогают наладить эмоциональный контакт между текстом и самим читателем. Нагруженный в смысловом плане и тщательно разработанный художественный образ способен вызвать сильнейшие эмоциональные потрясения, что даёт возможность испытать те же ощущения и чувства радости.Вторая роль – представление и детальное описание идей и тем. Образ может стать примером идеи или темы, которую автор хочет продемонстрировать читателям. Они помогут передавать теоретические понятия и разработанные ими концепции и системы, в результате чего читатели лучше понимают их содержательную сторону. Третья роль – разработка атмосферы и соответствующего этому настроения. Учитывая заданную цель, автор прибегает к применению некоторых образов, которые позволяют передать его окружающую действительность, явления природы, архитектурную мощь и другие потенциальные возможности региона. Четвёртая роль – развитие некоторых сюжетных линий и отдельных действующих лиц. В этом отношении образ направлен на совершенствование сюжета, на рассмотрение изменений в судьбе персонажа, его личностные преобразования. Также образ может служить отправной точкой для создания конфликтных ситуаций и напряжённых точек в сюжете. Образы также могут рассматриваться как основной элемент текста художественного произведения. Их задача заключается в передаче накопленного эмоционального опыта, а также в том, чтобы автор смог передать свои принципы, сообщения. Обязательность детального рассмотрения средств языка, которые необходимы для создания персонажей, предполагает деление их на несколько групп. Например, лексические, синтаксические и фонографические средства, их значимость велика, потому что благодаря им можно не только обнаружить специфику функционирования этих элементов, но и отследить языковую манеру человека в ходе творческого процесса. На этапе знакомства с основными действующими персонажами большее внимание направлено на внешние данные человека. По мнению исследователей, лексический компонент, который находится в основе портрета героя, может быть создан как при помощи эксплицитных,так и при помощи имплицитных лексических средств. Помимо всего вышесказанного, стоит отметить, что имплицитные средства включают в себя различные стилистические приёмы (метафора и др.), функционально окрашенную лексику, сленг, жаргонизм и под. Таким образом, персонаж создаётся автором при помощи различных языковых единиц.Далее следует практическая часть работы. В ней мы проанализировали в качественном и количественном отношении встречающиеся в романе языковые средства создания образа матери. Языковые элементы делятся на три подгруппы: лексические, синтаксические и фонетические. Каждый из этих уровней освещает образ матери, раскрывает его новые значения. Одно их объединяет – авторское отношение к матери: ласковое и уважительное отношение к самому главному человеку на земле. Джон Стейнбек описывает, как много каждая мать значит для всей семьи, как много она делает дел, на первый взгляд, не таких заметных, но, конечно, важных и значимых. Уровень лексики раскрывает внутреннюю суть матери, что проявляется во взаимодействии между ней и ее друзьями, ее семьей и родными людьми. Автор романа пытается изобразить мать как ангела, как светлое существо, поэтому обращает больше внимания на ее состояние, чувственность, эмоциональность, на ее действия, на улыбку, чем на какие-то внешние черты.Согласно найденным синтаксическим средствам в тексте романа «Гроздья гнева», отметим: в тексте основным является описание внутренних качеств и переживаний матери, для чего Стейнбек часто использует прилагательные, деепричастия. Согласно подсчету, количество качественных прилагательных значительно превышает количество относительных прилагательных (в одном из предложений – 5 качественных и 1 относительное). Это говорит об основной цели автора – описать героиню, для чего более подходят как раз качественные прилагательные. Среди прилагательных и существительных несколько раз встречались те, что имеют в составе уменьшительно-ласкательные суффиксы, а это говорит о том, что автор видит в матери мягкий, утонченный образ и акцентирует внимание на ласковом, нежном к ней отношении.В заключение хочется отметить, что писателю таки удалось через лингвистические единицы разных уровней передать восхищение матерью, уважение к ней. После прочтения образ матери остается в сознании как светлый добрый образ: мама, которая всегда рядом, всегда близко и стоит ее только позвать, чтобы она пришла и поддержала, посоветовала, просто обняла и дала ощущение защищенности. Отсюда все лексические единицы, все метафоры, эпитеты, сравнения, все синтаксические конструкции и фонетические средства направлены на создание образа мамы – образа сильного, свободного и любящего своею семью всем сердцем.Список использованных источниковАрнольд И. В. Импликация как предмет филологического изучения //Вопр. языкознания, 1982. С. 83–91.Борисова Е. Б. О содержании понятий «художественный образ» и«образность» в литературоведении и лингвистике // Вестник Челябинского государственного университета. Филология. Искусствоведение. 2009. № 35 (173). С. 20–26. Васильева А. Н. Художественная речь. М., 1983. 256 с. Долинин К. А. Интерпретация текста М.: Просвещение 1985. 304 с.Ефимов А. И. Стилистика художественной речи. М., 1959. 448 с.Котович М. И. Языковые средства создания персонажа вхудожественном произведении // Идеи. Поиски. Решения: сборник статей и тезисов IX Междунар. науч. практ. конф. 2015. С.64–68.Маслова В. А. Лингвокультурология / В. А. Маслова. М.: Академия,2001. 208 с. 8. Опарина Е. О. Языковой образ в коммуникации: Сб. науч. Трудов / РАН. ИНИОН. Центр гуманит. науч.-информ. исслед. Отд. языкознания. М., 2017. 152 с. 9. Палиевский П. В. Литература и теория. М., 1979. 288 с. 10. Пелевина Н. Г., Заря Е. Е.Языковые средства создания образа персонажа // Новейшие достижения и успехи развития гуманитарных наук, 2017. № 1. Секция № 19. С.18–20.11. Потебня А. А. Эстетика и поэтика. М., 1976. 614 с. Хализев В. Е. Теория литературы. М., 2013. 432 с. Чернухина И. Я. Элементы организации художественного прозаического текста. Воронеж, 1984. 112 с.12. Петрищева Е.Ф. Внелитературная лексика в современнойхудожественной прозе / Е.Ф. Петрищева // Стилистика художественнойлитературы / отв.ред. А.Н. Кожин. – М.: Наука, 1982. – С. 3113. Приходько В.К. Выразительные средства языка: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / В.К. Приходько. – М.: Академия, 2008. – С. 1414. Пушкин А.С. Евгений Онегин: роман в стихах / А.С. Пушкин. – М.:Дет. лит., 2006. – 208 с.15. Пушкин А.С. Проза. Драматические произведения / А.С. Пушкин. – М.: Олимп • ППП, 1992. – 400 с.16. Саакянц А.А. Об И.А. Бунине и его прозе / А.А. Саакянц. – М.: Правда, 1983. – 576 с.17. Серикова Л.В. Портрет персонажа в прозе В.М. Шукшина: системноелексико-семантическое моделирование / Л.В. Серикова // Дис. канд. филол.наук: Бийский государственный педагогический унив. – Бийск, 2004. – 153 c. 40. 18. Сидоренков В.А. Углубленное изучение русского языка: книга дляучителя /В.А. Сидоренков. – М.: Просвещение, 1996. – С. 20 – 2119. Смирнова А.А. Иван Бунин. Жизнь и творчество / А.А. Смирнова. – М.:Просвещение, 1991. – С. 15720. Старых О.В. Соматизмы как особый класс слов в лексической системецерковнославянского языка / О.В. Старых. – М.: Вестник ПСТГУ, 2011. – С. 80 – 85.21. Телия В.Н. Русская фразеология. Семантический, прагматический илингвокультурологический аспекты / В.Н. Телия. – М.: Школа «Языкирусской культуры», 1996. – 288 с.22. Торшин А.А. Произведение художественной литературы. Основныеаспекты анализа: учеб. пособие / А.А. Торшин. – М.: Флинта: Наука, 2006. – С. 47.23. Тургенев И.С. Записки охотника / И.С. Тургенев / ред. А. Бобаренко. –М.: Худож. лит., 1977. – 284 с.24. Хализев Е.В. Теория литературы / Е.В. Хализев. – М.: Академия, 2000.– 432 с.25. Гроздья гнева TheGrapesofWrath[Электронныйресурс]:–Режимдоступа:https://liteka.ru/english/library/2384-the-grapes-of-wrath (датаобращения21.12.2023).
1. Арнольд И. В. Импликация как предмет филологического изучения //
Вопр. языкознания, 1982. С. 83–91.
2. Борисова Е. Б. О содержании понятий «художественный образ» и
«образность» в литературоведении и лингвистике // Вестник Челябинского государственного университета. Филология. Искусствоведение. 2009. № 35 (173). С. 20–26.
3. Васильева А. Н. Художественная речь. М., 1983. 256 с.
4. Долинин К. А. Интерпретация текста М.: Просвещение 1985. 304 с.
5. Ефимов А. И. Стилистика художественной речи. М., 1959. 448 с.
6. Котович М. И. Языковые средства создания персонажа в
художественном произведении // Идеи. Поиски. Решения: сборник статей и тезисов IX Междунар. науч. практ. конф. 2015. С.64–68.
7. Маслова В. А. Лингвокультурология / В. А. Маслова. М.: Академия,
2001. 208 с.
8. Опарина Е. О. Языковой образ в коммуникации: Сб. науч. Трудов / РАН. ИНИОН. Центр гуманит. науч.-информ. исслед. Отд. языкознания. М., 2017. 152 с.
9. Палиевский П. В. Литература и теория. М., 1979. 288 с.
10. Пелевина Н. Г., Заря Е. Е.Языковые средства создания образа персонажа // Новейшие достижения и успехи развития гуманитарных наук, 2017. № 1. Секция № 19. С.18–20.
11. Потебня А. А. Эстетика и поэтика. М., 1976. 614 с. Хализев В. Е. Теория литературы. М., 2013. 432 с. Чернухина И. Я. Элементы организации художественного прозаического текста. Воронеж, 1984. 112 с.
12. Петрищева Е.Ф. Внелитературная лексика в современной
художественной прозе / Е.Ф. Петрищева // Стилистика художественной
литературы / отв.ред. А.Н. Кожин. – М.: Наука, 1982. – С. 31
13. Приходько В.К. Выразительные средства языка: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / В.К. Приходько. – М.: Академия, 2008. – С. 14
14. Пушкин А.С. Евгений Онегин: роман в стихах / А.С. Пушкин. – М.:
Дет. лит., 2006. – 208 с.
15. Пушкин А.С. Проза. Драматические произведения / А.С. Пушкин. – М.: Олимп • ППП, 1992. – 400 с.
16. Саакянц А.А. Об И.А. Бунине и его прозе / А.А. Саакянц. – М.: Правда, 1983. – 576 с.
17. Серикова Л.В. Портрет персонажа в прозе В.М. Шукшина: системное
лексико-семантическое моделирование / Л.В. Серикова // Дис. канд. филол.
наук: Бийский государственный педагогический унив. – Бийск, 2004. – 153 c. 40.
18. Сидоренков В.А. Углубленное изучение русского языка: книга для
учителя /В.А. Сидоренков. – М.: Просвещение, 1996. – С. 20 – 21
19. Смирнова А.А. Иван Бунин. Жизнь и творчество / А.А. Смирнова. – М.:
Просвещение, 1991. – С. 157
20. Старых О.В. Соматизмы как особый класс слов в лексической системе
церковнославянского языка / О.В. Старых. – М.: Вестник ПСТГУ, 2011. – С. 80 – 85.
21. Телия В.Н. Русская фразеология. Семантический, прагматический и
лингвокультурологический аспекты / В.Н. Телия. – М.: Школа «Языки
русской культуры», 1996. – 288 с.
22. Торшин А.А. Произведение художественной литературы. Основные
аспекты анализа: учеб. пособие / А.А. Торшин. – М.: Флинта: Наука, 2006. – С. 47.
23. Тургенев И.С. Записки охотника / И.С. Тургенев / ред. А. Бобаренко. –
М.: Худож. лит., 1977. – 284 с.
24. Хализев Е.В. Теория литературы / Е.В. Хализев. – М.: Академия, 2000.
– 432 с.
25. Гроздья гнева The Grapes of Wrath [Электронный ресурс]: – Режим доступа: https://liteka.ru/english/library/2384-the-grapes-of-wrath (дата обращения 21.12.2023).