Формирования творческой активности детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности
Заказать уникальную курсовую работу- 32 32 страницы
- 23 + 23 источника
- Добавлена 24.01.2024
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
Введение 3
1. Теоретические аспекты формирования творческой активности детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности 5
1.1 Основные подходы к проблеме формирования творческой активности детей старшего дошкольного возраста 5
1.2 Игровая деятельность как средство формирования творческой активности детей старшего дошкольного возраста 8
2. Организация процесса формирования творческой активности детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности 13
2.1 Выявления уровней сформированности творческой активности детей старшего дошкольного возраста 13
2.2 Содержания педагогической деятельности по формированию творческой активности детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности 21
Заключение 26
Список литературы 28
Приложение А 31
Приложение Б 32
Приложение В 33
Рисунок 3 –Результаты диагностики по методике «Дорисовывание фигур», %Как показано на рисунке 3, по результатам диагностики по методике «Дорисовывание фигур», половина детей имеют низкий уровень – 50%, средний уровень имеют 41% детей и высокий уровень имеют 9% детей.Полученные результаты свидетельствуют о достаточно низких показателях в области сформированной творческой активности у детей, участвующих в исследовании. Вследствие чего, необходимо направить педагогическую воспитательную деятельность на развитие феномена, посредствам применения игровой деятельности. 2.2 Содержания педагогической деятельности по формированию творческой активности детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельностиИгровая деятельность играет важную роль в формировании творческой активности детей старшего дошкольного возраста. В процессе игры дети могут проявить свою фантазию, креативность и умение находить нестандартные решения задач.Важно предоставить детям разнообразные игровые ситуации, которые будут способствовать развитию их творческого мышления и активности.В связи с этим был сформирован комплекс игровой деятельности, направленный на формирование творческой активности у детей старшего дошкольного возраста, который состоял из 2 этапов. 1 этап – 12 изобразительных игр на создание образов на основе заданных элементов.2 этап – 11 изобразительных игр на создание самостоятельных образов.Далее представим игры для первого и второго этапа.1. Этап.– «Волшебная клякса»Рисунок 4 – «Волшебная клякса»Задание: посмотреть на кляксу и предмет, который увидит ребенок на кляксе или ее отдельной части описать или нарисовать– «Ладошки-фантазеры»Рисунок 5 – «Ладошки-фантазеры»Задание: дети раскрашивают ладошки, прикладывают их на бумаге и на основании отпечатка дорисовывают рисунок.– «Чудо-оригами»Рисунок 6 – «Чудо-оригамиЗадание: детей обучают различным техникам складывания бумаги, на основании которых дети формируют различные фигуры и предметы.– «Зажги радугу»Задание: детям раздаются разноцветные предметы, из которых они складывают радугу.– «Лукоморье»Рисунок 7 – «Лукоморье»– «Палка, палка огуречик»Рисунок 8 – «Палка, палка огуречик»– «Что нам стоит...»Рисунок 9 – «Что нам стоит...»Задание: детям выдается картинка, на которой нужно определить, что художник перепутал на изображении.– «Феи»Рисунок 10 – «Феи»Задание: детям показывают картинку, на которой изображены Феи, детям нужно составить продолжение истории изображенной на картинке.– «Карнавал»Задание: детям раздаются картинки с изображениями героев из сказок, детям необходимо дорисовать карнавальные костюмы персонажам.– «Кудесники»Задание: детям дается возможность нарисовать эпизод из любимой сказки.– «Портрет»Рисунок 11 – «Портрет»– «Найди и нарисуй»Рисунок 12 – «Найди и нарисуй»2 этап.– «Несуществующее животное»Рисунок 13 – «Несуществующее животное»– «Заколдованная нить»– «Герои мифов»Рисунок 14 – «Герои мифов»– «30 лет спустя»– «Фабрика одежды»– «Передай другому»– «Волшебное письмо»– «Смех»– «Небылицы»– «Геральдика»– «Рисунок пальцами.Таким образом, сформированный комплекс построенный на игровой деятельности и направленный на формирование творческой активности у детей старшего дошкольного возраста, состоящий из 2 этапов позволит достичь положительных результатов в педагогической деятельности воспитателей с детьми в рамках ДОУ.ЗаключениеВ процессе выполнения теоретической части курсовой работы было изучено следующее:– творческая активность представляет собой неотъемлемое качество личности, которое отражает отношение человека к творческой деятельности и способствует раскрытию его индивидуальности;– творческая активность может быть выражена в различных формах, таких как литература, искусство, музыка, наука и т.д. Она не только способствует самовыражению и саморазвитию личности, но и имеет важное значение в последующей учебной деятельности старших дошкольников;– формирование творческой активности ребенка старшего дошкольного возраста благоприятно протекает в процессе игровой деятельности, которую педагоги могут применять во время занятий с ребенка в условиях ДОУ. Это позволит также развивать у ребенка навыки речи, познавательных процессов и функций памяти, внимания и мышления.На основании проведения исследовательской части курсовой работы были получены следующие результаты:– была определена цель исследования в которой приняли участие 24 ребенка старшего дошкольного возраста;– на констатирующем этапе исследования определили 3 методики, посредствам которых удалось диагностировать уровень развития творческой активности детей; –по результатам диагностики по выявлению уровня развитияцелостного восприятия предметной картинки, выяснили, что имеют средний уровень – 50%, низкий уровень имеют 29,2% детей и 20,8% детей имеют высокий уровень активности логических действий;– по результатам диагностики по методике «Коробка форм», имеют средний уровень – 41,7% детей, низкий уровень имеют 45,8% детей и 12,5% детей имеют высокий уровень.– по результатам диагностики по методике «Дорисовывание фигур», половина детей имеют низкий уровень – 50%, средний уровень имеют 41% детей и высокий уровень имеют 9% детей.Полученные результаты свидетельствуют о достаточно низких показателях в области сформированной творческой активности у детей, участвующих в исследовании. Вследствие чего, необходимо направить педагогическую воспитательную деятельность на развитие феномена, посредствам применения игровой деятельности. В связи с этим был сформирован комплекс игровой деятельности, направленный на формирование творческой активности у детей старшего дошкольного возраста, который состоял из 2 этапов. 1 этап – 12 изобразительных игр на создание образов на основе заданных элементов.2 этап – 11 изобразительных игр на создание самостоятельных образов.Таким образом, цель достигнута, задачи решены.СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ1. Барышева Т.А. Креативный ребенок: диагностика и развитие творческих способностей. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2018. – 416 с. 2. Богоявленская Д.Н. Интеллектуальная активность как проблема творчества. – Ростовна-Дону: РГУ. – 2018. – 263 с. 3. Братухина М.Н. Устное народное творчество как средство формирования творческой активности детей 5–6 лет: Дис. ... канд. пед. наук: 13.00.07. – Москва, 2020. – 189 c.4. Веракса, Н. Е. Диалектическое мышление и творчество / Н. Е. Веракса. Текст: непосредственный // Вопросы психологии. 2020. № 4. С. 5–14. 5. Жуйкова Т.П., Никифорова А.Е. Психолого-педагогические подходы к изучению и стимулированию творческой активности детей дошкольного возраста // Молодой ученый. – 2022. – №19. – С. 543–545.6. Косенко Ю.Н. Формирование творческой активности старших дошкольников в играх по сюжетам литературных произведений: Автореферат дис. ... канд. пед. наук: 13.00.07. – Бердянск, 2020. – 18 c. 7. Крамскя, Е. О. Особенности творческих способностей детей старшего дошкольного возраста / Е. О. Крамскя. Текст: электронный. https://infourok.ru/statya-ob-osobennostyahtvorcheskih-sposobnostey-detey-starshego-doshkolnogo-vozrasta-1216406.htmlДата обращения: 20.12.20238. Куцакова Л.В. Воспитание ребенкадошкольника: развитого, образованного, самостоятельного, инициативного, неповторимого, культурного, активно-творческого: В мире прекрасного: Методическое пособие. – М.: Владос, 2023. – 273 с.9. Кудрявцев, В. В. Ребенок – дошкольник: новый подход к диагностике творческих способностей / В. В. Кудрявцев, В. Синельников. Текст: непосредственный // Дошкольное воспитание. 2019. № 9–10. С. 52–58. 10. Ляпина И.А. Развитие самостоятельной творческой деятельности детей дошкольного возраста // Культурные практики моделирования образовательной среды дошкольной образовательной организации: материалы Всерос. научно-практ. конф. с междунар. участием (27–29 ноября 2016 г.). – Иркутск: Аспринт, 2019. – С. 259–261.11. Михеева Е.В., Сытенко Е.К. Модель инновационной деятельности в ДОО по проблеме формирования у детей познавательной и творческой активности средствами приобщения к истокам русской народной культуры // Современное дошкольное образование. Теория и практика. – 2020. – №5. – С.60–67.12. Павлова, Л. Ю. Сборник дидактических игр по ознакомлению с окружающим миром: для работы с детьми 4–7 лет / Л. Ю. Павлова. Москва: Мозаика-Синтез, 2015. 68 с. 13. Педагогический энциклопедический словарь / Под ред. Б.М. Бим-Бада. – М.: Большая советская энциклопедия, 2020. – 528 с.14. Прохорова, Л. Н. Развиваем творческую активность детей среднего дошкольного возраста / Л. Н Прохорова. Текст: непосредственный // Дошкольное воспитание. 2020. № 5. С. 21–27.15. Субботина, Л. Ю. Детские фантазии. Развитие творческой активности детей / Л. Ю. Субботина. Екатеринбург: У-Фактория, 2020. – 189 с. 16. Теплов, Б. М. Психология / Б. М. Теплов. Москва: Концептуал, 2019. – 252 с. 17. Усова, А. П. Роль игры в воспитании детей / А. П. Усова; под ред. А. В. Запорожца. Москва: Просвещение, 2020. – 96 с. 18. Фенькина А.А. Игровая культурная практика как жизнь дошкольника // Педагогическое образование в России. – 2020. – №5. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/igrovayakulturnaya-praktika-kak-zhizn-doshkolnika (дата обращения: 20.12.2023).19. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Текст: электронный // Система ГАРАНТ. URL: http://base.gara№t.ru/70512244/#block_1000#ixzz3RjKmwtMk.Дата обращения 23.12.2023.20. Шашина, В. П. Методика игрового общения / В. П. Шашина. Ростов-на-Дону: Феникс, 2020. – 288 с. 21. Широкова, Г. А. Справочник дошкольного психолога / Г. А. Широкова. Изд. 7-е. Ростов-на-Дону: Феникс, 2020. – 382 с. 22. Эльконин, Д. Б. Детская психология / Д. Б. Эльконин. 6-е изд., стер. Москва: Академия, 2020.– 384 с. 23. Яремчук, С. В. Методы активного социально-психологического обучения / С. В. Яремчук. 2-е изд. Комсомольск-на-Амуре: Амур. гуманит.-пед. гос. ун-т, 2019. – 121 c. ПРИЛОЖЕНИЕ А1. Методика «Коробка форм» (Баландина Н.А.).ПРИЛОЖЕНИЕ Б2. Методика «Разрезные картинки» (Горбачева И.А.).ПРИЛОЖЕНИЕ В3. Методика «Дорисовывание фигур» (Гаврилова В.Г.).
1. Барышева Т.А. Креативный ребенок: диагностика и развитие творческих способностей. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2018. – 416 с.
2. Богоявленская Д.Н. Интеллектуальная активность как проблема творчества. – Ростовна-Дону: РГУ. – 2018. – 263 с.
3. Братухина М.Н. Устное народное творчество как средство формирования творческой активности детей 5–6 лет: Дис. ... канд. пед. наук: 13.00.07. – Москва, 2020. – 189 c.
4. Веракса, Н. Е. Диалектическое мышление и творчество / Н. Е. Веракса. Текст: непосредственный // Вопросы психологии. 2020. № 4. С. 5–14.
5. Жуйкова Т.П., Никифорова А.Е. Психолого-педагогические подходы к изучению и стимулированию творческой активности детей дошкольного возраста // Молодой ученый. – 2022. – №19. – С. 543–545.
6. Косенко Ю.Н. Формирование творческой активности старших дошкольников в играх по сюжетам литературных произведений: Автореферат дис. ... канд. пед. наук: 13.00.07. – Бердянск, 2020. – 18 c.
7. Крамскя, Е. О. Особенности творческих способностей детей старшего дошкольного возраста / Е. О. Крамскя. Текст: электронный. https://infourok.ru/statya-ob-osobennostyahtvorcheskih-sposobnostey-detey-starshego-doshkolnogo-vozrasta-1216406.html Дата обращения: 20.12.2023
8. Куцакова Л.В. Воспитание ребенкадошкольника: развитого, образованного, самостоятельного, инициативного, неповторимого, культурного, активно-творческого: В мире прекрасного: Методическое пособие. – М.: Владос, 2023. – 273 с.
9. Кудрявцев, В. В. Ребенок – дошкольник: новый подход к диагностике творческих способностей / В. В. Кудрявцев, В. Синельников. Текст: непосредственный // Дошкольное воспитание. 2019. № 9–10. С. 52–58.
10. Ляпина И.А. Развитие самостоятельной творческой деятельности детей дошкольного возраста // Культурные практики моделирования образовательной среды дошкольной образовательной организации: материалы Всерос. научно-практ. конф. с междунар. участием (27–29 ноября 2016 г.). – Иркутск: Аспринт, 2019. – С. 259–261.
11. Михеева Е.В., Сытенко Е.К. Модель инновационной деятельности в ДОО по проблеме формирования у детей познавательной и творческой активности средствами приобщения к истокам русской народной культуры // Современное дошкольное образование. Теория и практика. – 2020. – №5. – С.60–67.
12. Павлова, Л. Ю. Сборник дидактических игр по ознакомлению с окружающим миром: для работы с детьми 4–7 лет / Л. Ю. Павлова. Москва: Мозаика-Синтез, 2015. 68 с. 13. Педагогический энциклопедиче-ский словарь / Под ред. Б.М. Бим-Бада. – М.: Большая советская энциклопедия, 2020. – 528 с.
14. Прохорова, Л. Н. Развиваем творческую активность детей среднего дошкольного возраста / Л. Н Прохорова. Текст: непосредственный // Дошкольное воспитание. 2020. № 5. С. 21–27.
15. Субботина, Л. Ю. Детские фантазии. Развитие творческой активности детей / Л. Ю. Субботина. Екатеринбург: У-Фактория, 2020. – 189 с.
16. Теплов, Б. М. Психология / Б. М. Теплов. Москва: Концептуал, 2019. – 252 с.
17. Усова, А. П. Роль игры в воспитании детей / А. П. Усова; под ред. А. В. Запорожца. Москва: Просвещение, 2020. – 96 с.
18. Фенькина А.А. Игровая культурная практика как жизнь дошкольника // Педагогическое образование в России. – 2020. – №5. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/igrovayakulturnaya-praktika-kak-zhizn-doshkolnika (дата обращения: 20.12.2023).
19. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Текст: электронный // Система ГАРАНТ. URL: http://base.gara№t.ru/70512244/#block_1000#ixzz3RjKmwtMk. Дата обращения 23.12.2023.
20. Шашина, В. П. Методика игрового общения / В. П. Шашина. Ростов-на-Дону: Феникс, 2020. – 288 с.
21. Широкова, Г. А. Справочник дошкольного психолога / Г. А. Широкова. Изд. 7-е. Ростов-на-Дону: Феникс, 2020. – 382 с.
22. Эльконин, Д. Б. Детская психология / Д. Б. Эльконин. 6-е изд., стер. Москва: Академия, 2020. – 384 с.
23. Яремчук, С. В. Методы активного социально-психологического обучения / С. В. Яремчук. 2-е изд. Комсомольск-на-Амуре: Амур. гуманит.-пед. гос. ун-т, 2019. – 121 c.