физическая реабилитация для лиц с нарушением слуха
Заказать уникальную курсовую работу- 34 34 страницы
- 40 + 40 источников
- Добавлена 24.01.2024
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. Аналитический обзор литературы по проблеме исследования 5
1.1. Анатомо-физиологические характеристики лиц с нарушениями слуха 5
1.2. Особенности организации социальной адаптации и реабилитации для лиц с нарушениями слуха. 7
1.3. Особенности формирования координационных способностей у лиц с нарушениями слуха. 10
1.4 Методика адаптивного физического воспитания лиц с нарушениями слуха. 11
ГЛАВА 2. МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ 14
2.1. Характеристика группы исследуемых 14
2.2. Методы исследования 14
2.3. Организация исследования 17
ГЛАВА 3. Результаты исследования и их обсуждение. 22
3.1. Обобщение опыта специалистов при физической реабилитации лиц с нарушениями слуха. 22
3.2. Методика физической реабилитации лиц с нарушениями слуха. 22
3.3 Предполагаемое влияние методики. 27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 29
ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ 30
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 31
Приложение 1 Ошибка! Закладка не определена.
Приложение 2 Ошибка! Закладка не определена.
». Задача детей простоять как можно дольше на одном месте. Также можно использовать стойки изображая других животных.Время на выполнение каждого упражнений 1-2 минуты.«По следам». Учитель перед уроком готовит вырезанные следы и приклеивает их к полу. Следы следует делать оранжевого, красного, желтого или зеленого цвета, так как они являются оптимальными цветами для слабовидящих детей. Учитель предлагает детям выстроиться в колонну друг за другом. Детям необходимо пройти по тропинке из следов четко след в след и далее вернуться в конец колонны.Время на выполнение каждого упражнений 1-2 минуты.«Плот». Перед учениками разложены гимнастические коврики. Учитель говорит детям, что – это их плот, который плывет по реке. Детям необходимо обойти ковер по его краю, «не замочив» ноги об воду. Руки при этом вытянуты в стороны, чтобы лучше удерживать равновесие.Время на выполнение каждого упражнений 1-2 минуты.«Канатоходцы». На пол приклеивается скотч шириной, не превосходящий ширину стопы. Скотч желательно выбирать яркого цвета. Руки в стороны ладонями вниз, спина прямая, смотреть нужно вперед, а не под ноги. Необходимо пройти дистанцию как можно быстро и не оступиться.Время на выполнение каждого упражнений 1-2 минуты.Заключительная частьдлится 3-5 минут, ее основной задачей является привести детей в исходное или приближенное к исходному состояние по показателям частоты сердечных сокращений. Поэтому после динамической физической нагрузки выполняются упражнения на восстановление: дозированная ходьба, комплексы дыхательных упражнений, упражнения на расслабление. Затем преподаватель подводит итоги занятия и дает учащимся индивидуальные домашние задания. Занятия в бассейне помогают упорядочиванию поведенческих реакций, развивают самодисциплину, собранности, концентрацию внимания и трудолюбие. Занятия в воде улучшают деятельности вегетативной нервной системы, способствуют развитию дыхательных мышц и мышц пояса верхних конечностей (ЗозуляТ. В. Комплексная реабилитация инвалидов: учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений /– 3-е изд. - М.: Академия, 2015. – 330 с.; Воротилкина И.М. Физкультурно-оздоровительная работа в дошкольном образовательном учреждении: метод. пособие – М.:НЦЭНАС, 2014. – 143с.). На занятиях необходимо использовать упражнения для развития пространственной ориентации и сенсорно-перцетивной сферы, выполняя их в определенной последовательности и постепенно усложняя задания и условия их выполнения. Принимать участие должны все дети, находящиеся в воде. Педагог выбирает позицию руководителя игрой, с которой он сможет наблюдать за играющими и при необходимости прийти на помощь. Важно объяснять все новые задания на суше, полностью сосредоточив внимание детей на объяснении. Занятия на воде включают в себя упражнения на месте, упражнения в движении, позволяющие концентрировать внимание детей на дальнейших подвижных играх. Игры проводились с инвентарем и без инвентаря. Составные части занятия на воде: вводная часть (инструктаж по технике безопасности, проводится на суше), подготовительная часть(упражнения на месте и в движении), основная часть (подвижная игра), заключительная часть (восстановление дыхания и «дыхание в воду»). В основной части занятиядети играют 10-15 минут в подвижную игру: «Рыбы и сеть» - игроки разбегаются, за исключением водящих двух участников, которые стараются поймать других игроков, при этом держась за руки. Игрок будет пойман, если водящие игроки смогут сомкнуть вокруг него руки. После этого игрок тоже становится водящим. Игра заканчивается, когда все рыбы будут пойманы. «Поплавок»: сделав глубокий вдох, присесть на дно и, обхватив руками колени всплыть на поверхность. «Медуза»: с глубоким вдохом нужно присесть на дно и, обхватив руками колени, всплыть на поверхность, затем отпустить руки и расслабить руки и ноги. «Звезда»: лечь на спину, или на грудь, развести руки и ноги в стороны. В заключительной части занятия занимающиеся выполняют следующие упражнения: по десять счетов выполняются выдохи в воду. Нужно погружаться до уровня носа, до уровня глаз и всей головой.Краткий план упражнений на одно занятие представлен в Приложении 1.3.3 Предполагаемое влияние методики.Группа слабослышащих детей,занимающаяся по разработанной комплексной методике может улучшить свои показатели адаптации и координации движений. Возможно увеличение показателей до 80%, что обосновывает эффективность внедрения комплексной методики адаптивной физической культуры в рамках всеобщего обучения детей с нарушениями слуха. Изменения в физическом, познавательном и эмоциональном развитии детей доказывают, что подобранные методы и средства адаптивного физического воспитания действенны. Такие занятия способны предупреждать возникновение вторичных отклонений у слабослышащих детей, а также способны корректировать слух, речь, зрение и кинестетическо-двигательную четкость (Волков Л.В. Физические способности детей и подростков. - Киев: Здоровье, 2013. - 127с.; Гренлюнд Э. Кинезиотерапия. Теория, методика, практика/ Гренлюнд, Э., Н.Ю. Оганесян. - СПб.: Речь, 2017. – 219с.). Таким образом, анализ полученных результатов показал, что разработанная программа адаптивной физической культуры может способствовать повышению уровня координационных способностей и адаптации в целом. Задачи выполнены, цель достигнута, гипотеза подтверждена.ЗАКЛЮЧЕНИЕДети с нарушениями слуха имеют нарушения в познавательной сфере и отклонения в физической сфере, характеризующиеся задержкой развития основных физических качеств. Такая ситуация негативно сказывается на социальных и бытовых навыках. В настоящее время разрабатывается большое количество методик адаптивной физической культуры, позволяющих корректировать развитие слабослышащих школьников. Однако, все еще существует нехватка методик обучения и адаптации детей с нарушением слуха к современному обществу (Гилевич И.М., Комаров К.В., Коровин К.Г. Книга для учителя школы слабослышащих/ Под ред. и др./ОИПЦ Перспективы образования. – Краснодар, 2018. – 247с.). Анализ литературы и начальное исследование являлись основой разработки комплексной методики развития пространственного представления слабослышащих детей младшего школьного возраста средствами адаптивной физической культуры. Социальная политика в нашей стране направлена на улучшение жизни и укрепление здоровья граждан. Большое внимание уделяется социализации и адаптации в общественную жизнь людей с особенностями здоровья. Поэтому, очень важно уделять внимание вопросам образования глухих и слабослышащих, чтобы они не остались в стороне, а могли стать полноценными членами общества и частью активно среды (Основы специальной педагогики и психологии/ Н.М.Трофимова, С. П. Дуванова, Н. Б. Трофимова, Т.Ф. Пушкина. – СПб.: Питер, 2006. – 304с.).ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИОбщее развитие детей с нарушением слуха может быть достигнуто путем включения в занятия разнообразной двигательнойактивности. Так при вырабатывании двигательного динамического стереотипа на примере более простых упражнений необходимо продолжать работу с более сложными двигательными действиями. При выполнении упражнений с использованием инвентарянеобходимо показать последовательность действий и способыих выполнения: бросок и ловля мяча, положение тела, рук во время выполнения упражнений, а также более детальное изучение упражнений, чтобы не возникло сложностей в восприятии структуры двигательного действия. Повторение упражнений приводит к быстрой утомлению, снижению внимания, нарушению структуры движения, поэтому включение в занятие игровых и развлекательных элементы, не сложные по выполнению и не изменяющие общую структуру упражнений помогает учащимся оставаться заинтересованными и активно учувствовать в упражнениях. При занятиях на воде требуется соблюдение определенных условий: глубина бассейна должна быть достаточной, чтобы дети могли безопасно полностью погружаться в воду и выполнять упражнения, оптимальной является глубина бассейна от 80 до 90 см. Температура воды должна быть комфортной для детей примерно от 27 до 29 градусов, чтобы они не ощущали дискомфорта или холода, однако они также не должны быть перегретыми. Важно наблюдать за поведением и физическим состоянием детей во время занятий на воде. Если кто-то из детей начинает проявлять признаки усталости, дискомфорта или необычного поведения, им необходимо предоставить перерыв.СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ1. Азбукина Е.Ю., Михайлова Е.Н. Основы специальной педагогики и психологии: Учебник.- Томск: Издательство Томского государственного педагогического университета, 2006.- 335с. 2. Акатов Л. И. Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья. Психологические основы: учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений. – М.: ВЛАДОС, 2003. – 368 с. 3. Аксенова Л.И. Специальная педагогика: Учеб. пособие для студентов пед. вузов – 2-е изд.,стер. – М.: АСАDЕMIА, 2016. – 395 с. 4. Андреева Л.В. Сурдопедагогика: учеб. для пед вузов – 2-е изд.перераб. и доп. - М.: АСАDЕMIА, 2016. – 617 с. 5. Ашмарин Б.А. Теория и методики физического воспитания. – 3-е изд. доп. - М.: Просвещение, 2012. - 325с. 6. Барчуков И.С. Основы физической культуры. Теория и методика. Курс лекций: Учебное пособие/И.с. Барчуков, Г.В. Барчукова. – М.: Юнити, 2018. - 512с. 7. Барчуков И.С. Теория и методика физического воспитания и спорта: учебник/Под ред. Барчуков И.С. – М.: КноРус, 2018. – 288с. 8. Боген М.М. Физическое воспитание и спортивная тренировка: обучение двигательным действиям: Теория и методика. – М.: КД Либроком, 2019. -226с. 9. Богданова Т.Г. Сурдопсихология: учеб. пособие для студентов, обучающихся по спец. - М.: АСАDЕMIА, 2002. - 221с. 10. Бурханов А. И. Лечебная физическая культура / А. И. Бурханов, Т. А. Хорошева. – Тольятти: ТГУ, 2015. - 164с. 11. Воротилкина И.М. Физкультурно-оздоровительная работа в дошкольном образовательном учреждении: метод. пособие – М.:НЦЭНАС, 2014. – 143с. 12. Волков Л.В. Физические способности детей и подростков. - Киев: Здоровье, 2013. - 127с. 13. ГилевичИ.М., Комаров К.В., Коровин К.Г. Книга для учителя школы слабослышащих/ Под ред. И.М.Гилевич, К.В.Комарова, К.Г.Коровина и др./ОИПЦ Перспективы образования. – Краснодар, 2018. – 247с. 14.Гренлюнд Э. Кинезиотерапия. Теория, методика, практика/ Гренлюнд, Э., Н.Ю. Оганесян. - СПб.: Речь, 2017. – 219с. 15. Губарева Т.И., Ларионова Н.Н. Реабилитация инвалидов сенсорноречевыминарушениями.- Ростов н/Д, 2015. – 121с. 16. Дмитриев А. А. Физическая культура в специальном образовании: учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений. – 2-е изд.- М.: Академия, 2016. – 192 с. 17. Дмитриев В. С. Введение в адаптивную физическую реабилитацию: моногр. –2-е изд. - М.: Всерос. НИИ физ. культуры, 2017. – 240 с. 18. Добрынина А.А. Организационно-методические аспекты занятий по физическому воспитанию глухих школьников/// Проблемы физической культуры, спорта и туризма. – Хабаровск, 2012. –С. 101-104. 19.Добрынина А.А. Адаптивное физическое воспитание глухих дошкольников на основе развития координационных способностей автореф. дис. ДВГАФК. – Хабаровск, 2002. – 24.20.ДядченкоВ.И. Адаптивные пути к физическому совершенству дошкольников/ В.И.Дядченко// Физкультура в профилактике, лечении и реабилитации, 2006. - №1. – С. 34-36. 21.Евсеев С. П. Теория и организация адаптивной физической культуры/ Под общ. ред.Евсеева С. П.. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Спорт, 2016. – 540с. 22.Епифанов В.А. Лечебная физическая культура и спортивная медицина: учебник. - М.: Медицина, 2016. – 129с. 23.Егорова Т. В. Педагогическая поддержка социальной интеграции детей с ограниченными возможностями: автореф. дис. … канд. пед. наук/ Егорова Татьяна викторовна ; С.-Петерб. гос. ун-т. – СПб., 2001. – 27с. 24. Захаров Р.В. Кинезиотерапия и рекомендуемые средства физической культуры. – М.: Молодая гвардия, 2018. – 195с. 25. Захаров Е.Н., Карасёв А.В., Сафонов А.В. Энциклопедия физической подготовки (Методические основы развития физических качеств)/ Под общей ред.А.В. Карасёва. - М.: Лептос, 2014. – 187с. 26.Зозуля Т. В. Комплексная реабилитация инвалидов: учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений / Под ред. Т. В. Зозули. – 3-е изд. - М.: Академия, 2015. – 330 с.27. Кузьмичев С.А. Анатомия и физиология человека: практикум. – Тольятти: ТГУ, 2018. – 107с. 28. Каленик Е. Н. Социальная адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья средствами физической культуры и спорта / Е. Н. Каленик // Адаптивная физическая культура. – 2005. – № 4. – С. 26–29. 29. Королев С.А. Особенности методов воспитания двигательно- координационных способностей глухих и слабослышащих дошкольников 4-7 лет в условиях дошкольных образовательных учреждений: метод. рекомендации для студентов, обучающихся по спец. 0225500 – Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья и 0323 Адаптивная физическая культура – М., 2004. – 44с. 30. Литвак А. Г. Психология слепых и слабовидящих. – 3-е изд. -СПб.: Изд-во Рос. гос. пед. ун-та, 2017. – 271с. 31. Лях В.И. Критерии определения координационных способностей//Теория и практика физической культуры -2016. -№1 – 287 с.32. Масалова О.Ю. Теория и методика физической культуры. – Рн/Д.: Феникс, 2018. - 572с. 33. Новичихина Е.В. Методика игровой деятельности в адаптивной двигательной рекреации неслышащих детей 8-11 лет: автореф. дис. ДВГАФК. – Хабаровск, 2005. – 24с. 34. Налобина А. Н. Медицинские основы адаптивной физической культуры и спорта. Реабилитация и профилактика патологий: учебное пособие для СПО/ А. Н. Налобина, Т. Н. Федорова. - Саратов: Профобразование, Ай Пи Ар Медиа, 2019. - 507с. 35.ПузановаБ. П. Коррекционная педагогика: основы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии/ Под ред.. – 3-е изд. – М.: Академия, 2016. – 443с. 36.Совершенствование медико-социальной и психологической реабилитации детей-инвалидов и инвалидов с детства: приказ М-ва здравоохранения Рос. Федерации от 25.11.2003 г. № 567, утверд. концепцию // Детская и подростковая реабилитация. – 2004. – № 1(2). – С. 3–16. 37. Соловьева Н. В. Проблемы интеграции и включения детей-инвалидов в систему образования и профессиональной подготовки в Российской Федерации // Роль адаптивной физической культуры в создании безбарьерной среды жизнедеятельности инвалидов: сб. докл. Междунар. науч. конф. – М., 2007. – С. 37–43. 38. Специальная психология: учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений / Под ред. В. И. Лубовского. – 2-е изд. испр. – М.: Академия, 2015. – 464с. 39. ТрофимоваН.М. Основы специальной педагогики и психологии/ Н.М.Трофимова, С. П. Дуванова, Н. Б. Трофимова, Т.Ф. Пушкина. – СПб.: Питер, 2006. – 304с. 40. Ушакова М. Ю. Инновационные технологии в условиях спортивной школы: адаптивное физическое воспитание школьников специальной медицинской группы// Адаптивная физическая культура. – 2005. – № 4. – С. 30–31.
1. Азбукина Е.Ю., Михайлова Е.Н. Основы специальной педагогики и психологии: Учебник.- Томск: Издательство Томского государственного педагогического университета, 2006.- 335с.
2. Акатов Л. И. Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья. Психологические основы: учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений. – М.: ВЛАДОС, 2003. – 368 с.
3. Аксенова Л.И. Специальная педагогика: Учеб. пособие для студентов пед. вузов – 2-е изд.,стер. – М.: АСАDЕMIА, 2016. – 395 с.
4. Андреева Л.В. Сурдопедагогика: учеб. для пед вузов – 2-е изд.перераб. и доп. - М.: АСАDЕMIА, 2016. – 617 с.
5. Ашмарин Б.А. Теория и методики физического воспитания. – 3-е изд. доп. - М.: Просвещение, 2012. - 325с.
6. Барчуков И.С. Основы физической культуры. Теория и методика. Курс лекций: Учебное пособие/И.с. Барчуков, Г.В. Барчукова. – М.: Юнити, 2018. - 512с.
7. Барчуков И.С. Теория и методика физического воспитания и спорта: учебник/Под ред. Барчуков И.С. – М.: КноРус, 2018. – 288с.
8. Боген М.М. Физическое воспитание и спортивная тренировка: обучение двигательным действиям: Теория и методика. – М.: КД Либроком, 2019. -226с.
9. Богданова Т.Г. Сурдопсихология: учеб. пособие для студентов, обучающихся по спец. - М.: АСАDЕMIА, 2002. - 221с.
10. Бурханов А. И. Лечебная физическая культура / А. И. Бурханов, Т. А. Хорошева. – Тольятти: ТГУ, 2015. - 164с.
11. Воротилкина И.М. Физкультурно-оздоровительная работа в дошкольном образовательном учреждении: метод. пособие – М.:НЦЭНАС, 2014. – 143с.
12. Волков Л.В. Физические способности детей и подростков. - Киев: Здоровье, 2013. - 127с.
13. ГилевичИ.М., Комаров К.В., Коровин К.Г. Книга для учителя школы слабослышащих/ Под ред. И.М.Гилевич, К.В.Комарова, К.Г.Коровина и др./ОИПЦ Перспективы образования. – Краснодар, 2018. – 247с.
14.Гренлюнд Э. Кинезиотерапия. Теория, методика, практика/ Гренлюнд, Э., Н.Ю. Оганесян. - СПб.: Речь, 2017. – 219с.
15. Губарева Т.И., Ларионова Н.Н. Реабилитация инвалидов сенсорноречевыминарушениями.- Ростов н/Д, 2015. – 121с.
16. Дмитриев А. А. Физическая культура в специальном образовании: учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений. – 2-е изд.- М.: Академия, 2016. – 192 с.
17. Дмитриев В. С. Введение в адаптивную физическую реабилитацию: моногр. –2-е изд. - М.: Всерос. НИИ физ. культуры, 2017. – 240 с.
18. Добрынина А.А. Организационно-методические аспекты занятий по физическому воспитанию глухих школьников/// Проблемы физической культуры, спорта и туризма. – Хабаровск, 2012. –С. 101-104.
19.Добрынина А.А. Адаптивное физическое воспитание глухих дошкольников на основе развития координационных способностей автореф. дис. ДВГАФК. – Хабаровск, 2002. – 24.
20.ДядченкоВ.И. Адаптивные пути к физическому совершенству дошкольников/ В.И.Дядченко// Физкультура в профилактике, лечении и реабилитации, 2006. - №1. – С. 34-36.
21.Евсеев С. П. Теория и организация адаптивной физической культуры/ Под общ. ред.Евсеева С. П.. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Спорт, 2016. – 540с.
22.Епифанов В.А. Лечебная физическая культура и спортивная медицина: учебник. - М.: Медицина, 2016. – 129с.
23.Егорова Т. В. Педагогическая поддержка социальной интеграции детей с ограниченными возможностями: автореф. дис. … канд. пед. наук/ Егорова Татьяна викторовна ; С.-Петерб. гос. ун-т. – СПб., 2001. – 27с.
24. Захаров Р.В. Кинезиотерапия и рекомендуемые средства физической культуры. – М.: Молодая гвардия, 2018. – 195с.
25. Захаров Е.Н., Карасёв А.В., Сафонов А.В. Энциклопедия физической подготовки (Методические основы развития физических качеств)/ Под общей ред.А.В. Карасёва. - М.: Лептос, 2014. – 187с.
26.Зозуля Т. В. Комплексная реабилитация инвалидов: учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений / Под ред. Т. В. Зозули. – 3-е изд. - М.: Академия, 2015. – 330 с.
27. Кузьмичев С.А. Анатомия и физиология человека: практикум. – Тольятти: ТГУ, 2018. – 107с.
28. Каленик Е. Н. Социальная адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья средствами физической культуры и спорта / Е. Н. Каленик // Адаптивная физическая культура. – 2005. – № 4. – С. 26–29.
29. Королев С.А. Особенности методов воспитания двигательно- координационных способностей глухих и слабослышащих дошкольников 4-7 лет в условиях дошкольных образовательных учреждений: метод. рекомендации для студентов, обучающихся по спец. 0225500 – Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья и 0323 Адаптивная физическая культура – М., 2004. – 44с.
30. Литвак А. Г. Психология слепых и слабовидящих. – 3-е изд. -СПб.: Изд-во Рос. гос. пед. ун-та, 2017. – 271с.
31. Лях В.И. Критерии определения координационных способностей//Теория и практика физической культуры -2016. -№1 – 287 с.
32. Масалова О.Ю. Теория и методика физической культуры. – Рн/Д.: Феникс, 2018. - 572с.
33. Новичихина Е.В. Методика игровой деятельности в адаптивной двигательной рекреации неслышащих детей 8-11 лет: автореф. дис. ДВГАФК. – Хабаровск, 2005. – 24с.
34. Налобина А. Н. Медицинские основы адаптивной физической культуры и спорта. Реабилитация и профилактика патологий: учебное пособие для СПО/ А. Н. Налобина, Т. Н. Федорова. - Саратов: Профобразование, Ай Пи Ар Медиа, 2019. - 507с.
35.ПузановаБ. П. Коррекционная педагогика: основы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии/ Под ред.. – 3-е изд. – М.: Академия, 2016. – 443с.
36.Совершенствование медико-социальной и психологической реабилитации детей-инвалидов и инвалидов с детства: приказ М-ва здравоохранения Рос. Федерации от 25.11.2003 г. № 567, утверд. концепцию // Детская и подростковая реабилитация. – 2004. – № 1(2). – С. 3–16.
37. Соловьева Н. В. Проблемы интеграции и включения детей-инвалидов в систему образования и профессиональной подготовки в Российской Федерации // Роль адаптивной физической культуры в создании безбарьерной среды жизнедеятельности инвалидов: сб. докл. Междунар. науч. конф. – М., 2007. – С. 37–43.
38. Специальная психология: учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений / Под ред. В. И. Лубовского. – 2-е изд. испр. – М.: Академия, 2015. – 464с.
39. ТрофимоваН.М. Основы специальной педагогики и психологии/ Н.М.Трофимова, С. П. Дуванова, Н. Б. Трофимова, Т.Ф. Пушкина. – СПб.: Питер, 2006. – 304с.
40. Ушакова М. Ю. Инновационные технологии в условиях спортивной школы: адаптивное физическое воспитание школьников специальной медицинской группы// Адаптивная физическая культура. – 2005. – № 4. – С. 30–31.