Формирование основ математической грамотности у первоклассников на уроках в начальных классах
Заказать уникальную дипломную работу- 63 63 страницы
- 20 + 20 источников
- Добавлена 02.05.2024
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
Глава 1. Теоретические основы формирования основ математической грамотности у первоклассников на уроках в начальных классах 7
1.1. Характеристика математической грамотности 7
1.2. Психолого-педагогические основы формирования математической грамотности младших школьников 11
1.3. Методы и приемы формирования математической грамотности в начальной школе 17
Выводы по первой главе 25
Глава 2. Опытно-педагогическая работа по формированию основ математической грамотности на уроках в начальных классах 26
2.1. Описание опытно-педагогической работы 26
2.2. Исходный уровень математической грамотности младших школьников 30
2.3. Система упражнений, направленная на повышение математической грамотности младших школьников 33
2.4. Результаты опытно-педагогической работы 48
Выводы по второй главе 55
Заключение 56
Список использованной литературы 58
Материал: Карточки с цифрами от 1 до 30.Ход игры. Учитель раскладывает карточки с цифрами перед обучающимися. Количество карточек соотносится с количеством обучающихся. Они по очереди берут по одной карточке. Далее, пока играет музыка, первоклассники перемещаются по классу. Как только мелодия заканчивается, учащимся необходимо встать по порядку.Вариант игры. «Числа» строятся в обратном порядке от 30 до 1, пересчитываются по порядку.5. Упражнение «Раскраска».Материал: лист с картинкой.Данное упражнение можно провести в виде соревнования, предварительно разбив первоклассников на группы.6. Упражнение «Соедини».Задание: Соедини числа с подходящим количеством предметов.7. Игра «Соберем урожай».Материал: три корзинки с ячейками, карточки морковка и капуста с примерами на состав чисел 6,7 и 8.Ход игры:Учительзагадывает загадку об осени:Несу я урожаи, поля вновь засеваю,Птиц к югу отправляю, деревья раздеваю,Но не касаюсь сосен и ёлочек, я.(Осень)Проводит беседу о заботах колхозников на полях осенью.Предлагает помочь собрать морковь и правильно разложить по корзинам.Проверяет выполнение задания (можно для проверки предложить счетные палочки).Усложнения:Можно предложить первоклассникам соревнование: кто быстрей и правильно соберет урожай?Играть можно индивидуально и по подгруппам.Проверку может выполнять ребенок, хорошо усвоивший состав чисел.8. Игра «Почини платье».Оборудование: силуэты одежды с «дырами» и детали для починки.Методика проведения:У каждого ученика есть карточка, на ней изображена какая-либо одежда, на которой образовалась дырочка. Также ученики получают дополнительные детали – заплатки. Задача первоклассников – подобрать заплатку исходя из дырочки. Ход игры можно усложнить, если заплатки для дырочки будут не единой деталью – а соединением двух деталей.9. Игра «Прятки»Материал: карточка с изображением; набор геометрических фигур: круг, квадрат, прямоугольник, треугольник.Ход игры:Перед началом проведения игры происходит актуализация знаний о геометрических фигурах. Далее, младшим школьникам предлагается угадать, в каких предметах спрятались геометрические фигуры. Для более практичной направленности задания можно предложить первоклассникам взять метр и измерить стороны предметов.10. Игра «Вырастим цветы». Материал: карточка-схема — «Полянка со стебельками», наборы геометрических фигур: круги, квадраты, треугольники по 5 шт. красные, синие и желтые; схемы для серединок и лепестков цветов, готовый образец.Ход игры:Учитель показывает схему полянки. Первоклассникам необходимо собрать цветок, используя геометрические фигуры. При работе они опираются на схему. Схемы для серединок цветов.Схемы для лепестков. Готовый образец:11. Игра «Загадки и отгадки».Материал: счетные палочки на каждого ребенка и карты-схемы.Ход игры:Учитель читает загадку и предлагает первоклассникам из счетных палочек построить отгадку по карте-схеме или по личному замыслу.12. Игра «Магазин».Материал: игрушечные деньги, изображение прилавка на доске.Ход игры. Каждый ученик получает определенную сумму денег. Далее учитель дает задание младшим школьникам: совершить покупку в магазине, потратив имеющуюся сумму. Задача первоклассника – посчитать деньги и определить, что он сможет купить на них.13. Игра «Математическая рыбалка».Материал: Ведерки с цифрами, рыбки с примерами.Ход игры:Быстро плавали в реке,Оказались на крючке.Тут не до улыбки!Кто же это? …Правильно, это рыбки, давайте поиграем в игру «рыбалка», будем ловить рыбок.Давайте выберем ведущего, он будет доставать рыбок.Раз, два, три, четыре, пять,Мы собрались поиграть.К нам сорока прилетелаИ тебе водить велела.Я вам сейчас раздам макеты ведерок с цифрами. Ведущий будет доставать из коробки рыбку с написанным на боку арифметическим действием и задавать вопросыНапример:Вопрос: Это чья рыбка?Вопрос: Кому достанется эта рыбка?Вопрос: В чье ведро попадет эта рыбка?Вопрос: Эта рыбка из чьего ведра?Правила игры:Первоклассники должны мысленно составить ответь на арифметическое действие на боку рыбки с номером на ведерке. Побеждает тот, у кого к концу игры рыбок окажется больше.14. Игра «Какое число пропущено».Ход игры: Учительрасставляет на фланелегре карточки в определенной последовательности. Предлагает первоклассникам посмотреть, как они стоят, не пропущено ли какое-нибудь число. Ребёнок называет пропущенное число. В процессе игры закрепляем знания числового счёта от 0 до 10 и тренируем внимание.15. Игра «Сделай столько же движений»Материал: карточки с изображением предметов от 2-10Игровое правило: выполнять по сигналу учителя столько движений, сколько предметов нарисовано на карточке. Считать предметы молча. Команда, которая правильно справилась с заданием, получает фишку.Игровые действия: первоклассники выполняют различные движения (наклоны, приседания, прыжки, повороты и т. д.).Ход игры: Обучающиеся делятся на команды. Их задача – верно выполнить упражнение, исходя из количества движений, указаных на карточке.Для того, чтобы первоклассники проявили интерес, необходимо внести элемент соревнования.Например, можно предложить обучающимся посчитать количество учеников, которое в группе верно выполнило задание, и тех – кто ошибся. Исходя из этого и будет выполняться распределение по местам. 16. Игра «Подбери игрушку».Материал: набор игрушек.Дети первого класса учатся считать игрушки в игре, которую проводит учитель. Учитель объясняет детям, что они должны отсчитать определенное количество игрушек и поставить их на соответствующий стол. Затем другие ученики должны проверить, правильно ли было выполнено задание, сосчитав игрушки. 2.4. Результаты опытно-педагогической работыДля проведения повторной диагностической работы нами было разработана контрольная работа, аналогичная констатирующему этапу исследования, включающая в себя 8 заданий. Рассмотрим ее.Задание № 1.Задание № 2.Задание № 3.Задание № 4.Задание № 5.Задание № 6.Задание № 7.Задание № 8.Данная контрольная работа проводилась на уроке математике. На ее выполнение первоклассников давалось 20 минут. Каждый обучающийся выполнял работу самостоятельно на распечатанном листе.Рассмотрим полученные результаты экспериментального 1 «А» класса (табл. 3).Таблица - Результаты контрольного этапа исследования в 1 "А" классе№Имя и Фамилия учащегосяКол-во балловУровень1.Анна А.8высокий2.Кира Б.4средний3.Максим Б.5средний4.Анатолий Г.2низкий5.Даниил Д.5средний6.Евгения Д.7высокий7.Виктория Е.6средний8.Степан З.6средний9.Ольга К.8высокий10.Иван Л.7высокий11.Антон Л.5средний12.Каролина М.4средний13.Юлия М.3низкий14.Мария М.8высокий15.Вениамин Н.6средний16.Галина О.8высокий17.Дмитрий Р.6средний18.Александра С.8высокий19.Марина С.5средний20.Михаил Т.6средний21.Олег У.3низкий22.Ульяна Ф.6средний23.Иван Х.7высокий24.Кристина Х.6средний25.Мария Ч.4средний26.Николай Ш.8высокий27.Григорий Ш.6средний28.Олеся Э.6средний29.Борис Ю.8высокий30.Татьяна Я.4среднийСогласно полученным данным, большая часть опрошенных обучающихся экспериментального 1 «А» класса показали средний уровень сформированности математической грамотности.Далее рассмотрим результаты контрольного этапа исследования в контрольном 1 «Б» классе (табл. 4).Таблица - Результаты контрольного этапа исследования в 1 "Б" классе№Имя и Фамилия учащегосяКол-во балловУровень1.Виктория А.3низкий2.Виктор А.5средний3.Людмила А.8высокий4.Ася Б.6средний5.Никита В.3низкий6.Дмитрий Г. 2низкий7.Кирилл Г.5средний8.Екатерина Д.6средний9.Мария Ж.8высокий10.Есения З.4средний11.Юлианна З.2низкий12.Олег И.3низкий13.Матвей К.5средний14.Марк Л.5средний15.Антон М.4средний16.Наталья М.7высокий17.Светлана Н.2низкий18.Максим Н.5средний19.Ирина О.6средний20.Александр П.6средний21.Динара Р.1низкий22.Марат Р.5средний23.Виктория С.4средний24.Илья Т.3низкий25.Анастасия У.5средний26.Руслан Ф.7высокий27.Николай Ф.5средний28.Ирина Ч.2низкий29.Алиса Щ.5средний30.Иван Я.6среднийСогласно полученным данным, большая часть опрошенных обучающихся контрольного 1 «Б» класса показали средний уровень сформированности математической грамотности.Чтобы понять эффективность проведенной экспериментальной работы необходимо наглядно сравнить полученные результаты экспериментального 1 «А» класса и контрольного 1 «Б» класса (рис. 3).Рисунок - Сравнение результатов экспериментального 1 "А" класса и контрольного 1 "Б" класса на контрольном этапе исследованияСогласно полученным данным, экспериментальный 1 «А» класс показал более высокие результаты контрольного этапа исследования, чем контрольный 1 «Б» класс.Так, высокий уровень сформированности математической грамотности показало 33% опрошенных экспериментального класса, что на 19% больше, чем в контрольном 1 «Б» классе. Это значит, что большая часть опрошенных смогла успешно справиться с представленными заданиями.Средний уровень сформированности математической грамотности показало примерно одинаковое количество опрошенных в двух классах – 57% обучающихся 1 «А» класса и 55% обучающихся 1 «Б» класса.Низкий уровень сформированности математической грамотности показало 10% опрошенных экспериментального 1 «А» класса, что на 21% меньше, чем в контрольном 1 «Б» классе.Далее, чтобы оценить эффективность реализованной системы упражнений, направленной на повышение уровня математической грамотности, сравним результаты экспериментального 1 «А» класса на констатирующем и контрольном этапах исследования (рис. 4).Рисунок - Сравнение результатов экспериментального 1 "А" класса на констатирующем и контрольном этапах исследованияСогласно полученным данным, обучающиеся смогли повысить уровень сформированности математической грамотности.Так, количество учащихся, показавших высокий уровень, увеличилось на 23%. А количество обучающихся, соотносящихся с низким уровнем сформированности математической грамотности снизилось на 27%.Таким образом, результаты контрольного этапа исследования показали эффективность реализованной системы упражнений, направленной на повышение уровня сформированности математической грамотности в экспериментальном 1 «А» классе.Выводы по второй главеОпытно-педагогическая работа по формированию основ математической грамотности на первом году обучения в школе содержит три основных этапа: констатирующий, формирующий и контрольный.Проведя констатирующий этап исследования и получив результаты, мы можем сделать вывод, что уровень сформированности математической грамотности обучающихся первых классов достаточно низкий. Необходимо проводить целенаправленную работу по повышению уровня математической грамотности среди обучающихся 1-ых классов.На формирующем этапе нами была разработана и апробирована экспериментальная система упражнений по формированию математической грамотности учащихся первых классов. Работа проводилась в 1 «А» классе. Все задания были представлены в игровой форме. Учащиеся активно проявляли себя во время выполнения заданий, с интересом решая поставленные вопросы.Результаты контрольного этапа исследования показали эффективность реализованной системы упражнений, направленной на повышение уровня сформированности математической грамотности в экспериментальном 1 «А» классе. Так, количество учащихся экспериментального 1 «А» класса, показавших высокий уровень, увеличилось на 23%. А количество обучающихся, соотносящихся с низким уровнем сформированности математической грамотности снизилось на 27%.ЗаключениеМатематическая грамотность – это способность индивидума проводить математические рассуждения и формулировать, применять, интерпретировать математику для решения проблем в разнообразных контекстах реального мираМладшие школьники смогут эффективнее сформировать математическую грамотность при следующих педагогических условиях: акцентирование внимания на мотивации детей к овладению математической грамотностью и умению выполнять математические задания, которые являются не только опытом человеческой деятельности, но и имеют личностный смысл для младших школьников.Для формирования математической грамотности на этапе начального обучения, в том числе и в 1 классе, учитель начальных классов может использовать разнообразные методы и приемы обучения, такие как игровые технологии, ИКТ технологии, проблемное обучение и т.д.Опытно-педагогическая работа по формированию основ математической грамотности на первом году обучения в школе содержит три основных этапа: констатирующий, формирующий и контрольный.Проведя констатирующий этап исследования и получив результаты, мы можем сделать вывод, что уровень сформированности математической грамотности обучающихся первых классов достаточно низкий. Необходимо проводить целенаправленную работу по повышению уровня математической грамотности среди обучающихся 1-ых классов.На формирующем этапе нами была разработана и апробирована экспериментальная система упражнений по формированию математической грамотности учащихся первых классов. Работа проводилась в 1 «А» классе. Все задания были представлены в игровой форме. Учащиеся активно проявляли себя во время выполнения заданий, с интересом решая поставленные вопросы.Результаты контрольного этапа исследования показали эффективность реализованной системы упражнений, направленной на повышение уровня сформированности математической грамотности в экспериментальном 1 «А» классе. Так, количество учащихся экспериментального 1 «А» класса, показавших высокий уровень, увеличилось на 23%. А количество обучающихся, соотносящихся с низким уровнем сформированности математической грамотности снизилось на 27%.Список использованной литературыАбаза, Т. Е. Формирование математической грамотности обучающихся начальной школы / Т. Е. Абаза // Эвристика и дидактика математики : Материалы XII Международной научно-методической дистанционной конференции-конкурса молодых ученых, аспирантов и студентов, Донецк, 30 марта 2023 года. – Донецк: Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Донецкий государственный университет", 2023. – С. 90-92.Аранова, Л.О. Формирование математической грамотности младших школьников через реализацию курса «наглядная геометрия» / Л.О. Аранова // Научно-методический журнал Поиск. – 2021. – № 2(75). – С. 16-18. Архипенко, Ю. И. Подходы к формированию математической грамотности младших школьников с использованием мультимедийных средств / Ю. И. Архипенко, Р. М. Чудинский // Информационные технологии в образовательном процессе вуза и школы : Материалы ХV Всероссийской научно-практической конференции, Воронеж, 24 марта 2021 года / Редколлегия: Р.М. Чудинский (науч. ред.) [и др.]. – Воронеж: Воронежский государственный педагогический университет, 2021. – С. 32-36.Беляева, Е. В. Формирование математической грамотности обучающихся в начальной школе / Е. В. Беляева // Альманах мировой науки. – 2020. – № 1(37). – С. 34-35.Бизяева, Н. В. Педагогические условия формирования математической грамотности у младших школьников / Н. В. Бизяева // Осовские педагогические чтения "Образование в современном мире: новое время - новые решения". – 2022. – № 1-2. – С. 100-104.Вершинина, Н. В. Как учителю младших классов формировать математическую грамотность школьников / Н. В. Вершинина // Альманах мировой науки. – 2020. – № 5(41). – С. 47-49.Гасанова, И. В. Формирование функциональной математической грамотности младших школьников. Теоретические аспекты / И. В. Гасанова, Т. В. Федорова // Артемовские чтения "Продуктивное обучение: опыт и перспективы" : Материалы XV Международной научной конференции, Самара, 09–11 февраля 2023 года / Редколлегия: Л.В. Лысогорова (отв. ред.), С.П. Зубова, Н.Г. Кочетова [и др.]. – Самара: ООО "Научно-технический центр", 2023. – С. 666-671.Гуськова, А. Г. Основные технологии формирования математической грамотности на уроках математики / А. Г. Гуськова // Информационно-коммуникационные технологии в педагогическом образовании. – 2022. – № 4(79). – С. 14-18.Дюкарева, О. А. Развитие математической грамотности младших школьников / О. А. Дюкарева // Школьная педагогика. — 2021. — № 1 (20). — С. 7-8.Евтыхова, Н. М. Методические аспекты формирования и развития математической грамотности у четвероклассников / Н. М. Евтыхова, А. С. Смелко // Модернизация современной начальной школы в аспекте национального проекта "Образование" : Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции, Краснодар, 30 ноября 2021 года. – Киров: Межрегиональный центр инновационных технологий в образовании, 2021. – С. 112-118.Колосова, М. И. Развитие математической грамотности младшего школьника как основа для успешного обучения в школе / М. И. Колосова, А. П. Бугаева // Воспитание и обучение детей народов Севера в контексте индигенного подхода : Сборник материалов Международной научно-практической конференции, Якутск, 08 октября 2020 года / Под редакцией Н.Д. Неустроева. – Якутск: Межрегиональный центр инновационных технологий в образовании, 2020. – С. 222-224.Копылова, В. И. Условия формирования математической грамотности младших школьников / В. И. Копылова, Л. В. Воронина // Современный учитель - взгляд в будущее : сборник научных статей, Екатеринбург, 17–18 ноября 2022 года. Том Часть 2. – Екатеринбург: Уральский государственный педагогический университет, 2022. – С. 48-51. Кочурова, Е. Э. Особенности формирования математической грамотности младших школьников в современном процессе обучения / Е. Э. Кочурова // Психолого-педагогические проблемы процесса обучения в современной школе : материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием Национального педагогического симпозиума «Образование и национальная безопасность», Орел, 18–19 октября 2017 года. Том Часть 1. – Орел: Орловский государственный университет им. И.С. Тургенева, 2017. – С. 88-94. Кочурова, Е.А. Задания, чтобы развивать математическую функциональную грамотность учеников / Е.А. Кочурова // Справочник заместителя директора школы. – 2019. – № 5. – С. 89-95. Ловягина, О. В. Становление математической грамотности у младших школьников через внеурочную деятельность / О. В. Ловягина // Вестник научных конференций. – 2018. – № 10-1(38). – С. 66-68.Маркушевская, Е. А. Формирование математической грамотности младших школьников / Е. А. Маркушевская // Общество, экономика и право: вызовы современности и тенденции развития : сборник статей Международной научно-практической конференции, Волжский, 20 декабря 2019 года / Муниципальное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Волжский институт экономики, педагогики и права». – Волжский: Муниципальное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Волжский институт экономики, педагогики и права», 2019. – С. 291-294.Налимова, И. В. К вопросу о формировании математической грамотности младшего школьника / И. В. Налимова, А. С. Пушкина // Герценовские чтения. Начальное образование. – 2022. – Т. 13, № 2. – С. 31-34. Носачева, С. Н. Формирование математической грамотности у младшего школьника / С. Н. Носачева // Форум. – 2023. – № 1(30). – С. 26-29. Сурковский, Д. В. К вопросу о формировании функциональной математической грамотности в начальной школе / Д. В. Сурковский // Вызовы современности и стратегии развития общества в условиях новой реальности : Сборник материалов VII Международной научно-практической конференции, Москва, 28 апреля 2022 года / Редколлегия: Л.К. Гуриева, З.Ш. Бабаева [и др.]. – Москва: ООО "ИРОК", ИП Овчинников Михаил Артурович (Типография Алеф), 2022. – С. 14-18.Чубарева, Т. С. Формирование математической грамотности на уроках в начальной школе / Т. С. Чубарева, Е. А. Сапожникова // Вестник научных конференций. – 2020. – № 7-2(59). – С. 156-158.
2. Аранова, Л.О. Формирование математической грамотности младших школьников через реализацию курса «наглядная геометрия» / Л.О. Аранова // Научно-методический журнал Поиск. – 2021. – № 2(75). – С. 16-18.
3. Архипенко, Ю. И. Подходы к формированию математической грамотности младших школьников с использованием мультимедийных средств / Ю. И. Архипенко, Р. М. Чудинский // Информационные технологии в образовательном процессе вуза и школы : Материалы ХV Всероссийской научно-практической конференции, Воронеж, 24 марта 2021 года / Редколлегия: Р.М. Чудинский (науч. ред.) [и др.]. – Воронеж: Воронежский государственный педагогический университет, 2021. – С. 32-36.
4. Беляева, Е. В. Формирование математической грамотности обучающихся в начальной школе / Е. В. Беляева // Альманах мировой науки. – 2020. – № 1(37). – С. 34-35.
5. Бизяева, Н. В. Педагогические условия формирования математической грамотности у младших школьников / Н. В. Бизяева // Осовские педагогические чтения "Образование в современном мире: новое время - новые решения". – 2022. – № 1-2. – С. 100-104.
6. Вершинина, Н. В. Как учителю младших классов формировать математическую грамотность школьников / Н. В. Вершинина // Альманах мировой науки. – 2020. – № 5(41). – С. 47-49.
7. Гасанова, И. В. Формирование функциональной математической грамотности младших школьников. Теоретические аспекты / И. В. Гасанова, Т. В. Федорова // Артемовские чтения "Продуктивное обучение: опыт и перспективы" : Материалы XV Международной научной конференции, Самара, 09–11 февраля 2023 года / Редколлегия: Л.В. Лысогорова (отв. ред.), С.П. Зубова, Н.Г. Кочетова [и др.]. – Самара: ООО "Научно-технический центр", 2023. – С. 666-671.
8. Гуськова, А. Г. Основные технологии формирования математической грамотности на уроках математики / А. Г. Гуськова // Информационно-коммуникационные технологии в педагогическом образовании. – 2022. – № 4(79). – С. 14-18.
9. Дюкарева, О. А. Развитие математической грамотности младших школьников / О. А. Дюкарева // Школьная педагогика. — 2021. — № 1 (20). — С. 7-8.
10. Евтыхова, Н. М. Методические аспекты формирования и развития математической грамотности у четвероклассников / Н. М. Евтыхова, А. С. Смелко // Модернизация современной начальной школы в аспекте национального проекта "Образование" : Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции, Краснодар, 30 ноября 2021 года. – Киров: Межрегиональный центр инновационных технологий в образовании, 2021. – С. 112-118.
11. Колосова, М. И. Развитие математической грамотности младшего школьника как основа для успешного обучения в школе / М. И. Колосова, А. П. Бугаева // Воспитание и обучение детей народов Севера в контексте индигенного подхода : Сборник материалов Международной научно-практической конференции, Якутск, 08 октября 2020 года / Под редакцией Н.Д. Неустроева. – Якутск: Межрегиональный центр инновационных технологий в образовании, 2020. – С. 222-224.
12. Копылова, В. И. Условия формирования математической грамотности младших школьников / В. И. Копылова, Л. В. Воронина // Современный учитель - взгляд в будущее : сборник научных статей, Екатеринбург, 17–18 ноября 2022 года. Том Часть 2. – Екатеринбург: Уральский государственный педагогический университет, 2022. – С. 48-51.
13. Кочурова, Е. Э. Особенности формирования математической грамотности младших школьников в современном процессе обучения / Е. Э. Кочурова // Психолого-педагогические проблемы процесса обучения в современной школе : материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием Национального педагогического симпозиума «Образование и национальная безопасность», Орел, 18–19 октября 2017 года. Том Часть 1. – Орел: Орловский государственный университет им. И.С. Тургенева, 2017. – С. 88-94.
14. Кочурова, Е.А. Задания, чтобы развивать математическую функциональную грамотность учеников / Е.А. Кочурова // Справочник заместителя директора школы. – 2019. – № 5. – С. 89-95.
15. Ловягина, О. В. Становление математической грамотности у младших школьников через внеурочную деятельность / О. В. Ловягина // Вестник научных конференций. – 2018. – № 10-1(38). – С. 66-68.
16. Маркушевская, Е. А. Формирование математической грамотности младших школьников / Е. А. Маркушевская // Общество, экономика и право: вызовы современности и тенденции развития : сборник статей Международной научно-практической конференции, Волжский, 20 декабря 2019 года / Муниципальное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Волжский институт экономики, педагогики и права». – Волжский: Муниципальное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Волжский институт экономики, педагогики и права», 2019. – С. 291-294.
17. Налимова, И. В. К вопросу о формировании математической грамотности младшего школьника / И. В. Налимова, А. С. Пушкина // Герценовские чтения. Начальное образование. – 2022. – Т. 13, № 2. – С. 31-34.
18. Носачева, С. Н. Формирование математической грамотности у младшего школьника / С. Н. Носачева // Форум. – 2023. – № 1(30). – С. 26-29.
19. Сурковский, Д. В. К вопросу о формировании функциональной математической грамотности в начальной школе / Д. В. Сурковский // Вызовы современности и стратегии развития общества в условиях новой реальности : Сборник материалов VII Международной научно-практической конференции, Москва, 28 апреля 2022 года / Редколлегия: Л.К. Гуриева, З.Ш. Бабаева [и др.]. – Москва: ООО "ИРОК", ИП Овчинников Михаил Артурович (Типография Алеф), 2022. – С. 14-18.
20. Чубарева, Т. С. Формирование математической грамотности на уроках в начальной школе / Т. С. Чубарева, Е. А. Сапожникова // Вестник научных конференций. – 2020. – № 7-2(59). – С. 156-158.