Особенности воспитания единственного ребенка в семье
Заказать уникальный реферат- 18 18 страниц
- 29 + 29 источников
- Добавлена 26.01.2024
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
Особенно если вы уверены, что ваш ребенок не "дошколенок". Посещение кружков и клубов может развить интеллектуальные, спортивные и эстетические способности вашего ребенка. Однако это не то место, где можно развить настоящие социальные навыки ребенка. В лучшем случае они играют в песочнице. Но этого мало - нужно стать членом семьи.Значит, ваша судьба - стать руководителем всевозможных праздников, детских объединений и организовывать домашние клубы. Конечно, это нелегко, но отдача в сто раз лучше.Мамы с одним ребенком могут быть излишне тревожными. Это вполне объяснимо, но часто это становится бременем для ребенка. Жесткий контроль может помешать развитию самостоятельности и стать причиной серьезных конфликтов между детьми и взрослыми в подростковом возрасте, когда многие мальчики стремятся к независимостиКогда в семье больше одного ребенка, родители любят и заботятся обо всех детях и бывают строги с ними, когда они этого хотят. И чем больше самостоятельности давать детям, тем сложнее только отпустить себя, уверенный, что в глазах чужого человека он уже большой, но мама еще не знает, как это сделать - этого не знает. Невозможно не волновать ребенка, но можно скрыть от него этот страх. Научитесь говорить спокойно и сдерживать свое волнение, не показывая его. Для этого кому-то достаточно здравого смысла, кто-то использует элемент аутотренинга, а кто-то уделяет больше внимания своим успехам и неудачам и меньше концентрируется на детях.Важно давать детям возможность работать самостоятельно, чтобы они чувствовали себя независимыми. Необходимо поощрять и стимулировать спонтанность. В то же время необходимо установить эмоциональный контакт, чтобы ребенок всегда чувствовал поддержку и одобрение со стороны значимых для него взрослых.Запрет или повышение голоса - очень неэффективный воспитательный инструмент.По мере взросления ребенка важно расширять круг его знакомств и часто давать ему задания, предполагающие общение со сверстниками и другими взрослыми. В то же время необходимо помочь ребенку обрести уверенность в собственных силах. Однако следует помнить, что поведение, слова и поступки детей подражают взрослым, поэтому родители должны стараться подавать хороший личный пример.Никто не ждет от родителей совершенства. Каждый имеет право на ошибки, но многих из них можно избежать, если сначала разрешить трудности в личных и семейных отношениях. Трудности в семейных отношениях не должны использоваться как оправдание невнимания к своим детям. Четкое понимание этого решения в будущем благотворно скажется на психическом здоровье детей в семье.Многие родители, которые в полной мере осознают свои обязанности как родителей и воспитателей, могут решать семейные проблемы и воспитывать своих детей психологически здоровыми. Дети гораздо легче преодолевают кризисные моменты жизни, если сначала получают любовь, поддержку и понимание со стороны родителей. Необходимо следить за тем, насколько поведение родителей соответствует возрасту и насколько их требования соответствуют возрасту.Семья необходима и детям, и взрослым, и в любом возрасте люди любят, ждут, наслаждаются общением, получают помощь в своих неудачах и гордятся успехами. В дополнение к предложениям, рассмотренным в этой статье, мы организовали родительские собрания по уходу за одинокими детьми.Заключение Подводя итог, можно сказать, что воспитывать единственного мальчика или девочку гораздо сложнее, чем нескольких детей. Единственный ребенок быстро становится центром семьи. Приверженность родителей этому ребенку часто превышает полезные нормы.Решение родителей ограничиться одним ребенком оказывает влияние на его воспитание, формирование характера и развитие личности.Единственные дети развивают высокий уровень интеллекта, самоуважения, стремления к успеху и достижениям. В то же время единственные дети склонны играть ведущую роль, они самовлюбленны, эгоцентричны и остро реагируют на неудачи и поражения. Единственным детям трудно общаться с незнакомыми людьми, они меньше сопереживают и сочувствуют, чем дети, имеющие братьев и сестер.На единственных детях негативно сказываются расходы на уход за детьми. Как правило, в семьях помимо родителей есть сильная поддержка со стороны взрослых, например, бабушек и дедушек. Чем больше взрослых, тем больше они заботятся друг о друге и тем более взаимоисключающими являются их требования. С одной стороны, это повышает чувство собственной значимости ребенка и обостряет его эго. С другой стороны, это делает детское "Я" чрезмерно чувствительным и хрупким. Единственного ребенка хвалят так часто, что он теряет чувство реальности и начинает ожидать, что его везде признают и уважают. Если они не получают внимания, то реагируют на это очень болезненно: дуются, плачут и капризничают. Более того, такое поведение отражается на их отношениях со сверстниками.Если ребенок не посещает детский сад часто или не посещает его вовсе, ситуация усугубляется и постепенно приводит к искусственному контакту со взрослыми. Если ребенка не признают сверстники и он такой же плаксивый и обидчивый, как и раньше, на него легко навесить ярлык "плакса". Это происходит потому, что ребенок не является "лучшим" для своих учителей и сверстников. Поэтому процесс адаптации к новой жизни в школе может быть очень болезненным для такого ребенка, ведь он не хочет и в то же время не нуждается во внимании окружающих.Исследования показали, что зависимость от родителей не способствует развитию интересов и самооценки детей, не развивает их способность принимать самостоятельные решения и брать на себя ответственность.Воспитание должно осуществляться в самом серьезном тоне, самым простым и искренним способом. Цель воспитания - способствовать развитию человека, для которого характерны мудрость, независимость, творческая продуктивность и любовь. Невозможно превратить ребенка в полноценного человека, но следует помнить, что для того, чтобы ребенок вырос полноценной личностью, необходимо помогать ему, а не мешать.Основные принципы, которые необходимо соблюдать при воспитании детей в семейной жизни, - это чистота, последовательность в словах и поступках по отношению к ребенку, отсутствие произвола и условностей в действиях воспитателя, постоянное отношение к ребенку как к личности и признание всех его личных неотъемлемых прав. Это и есть признание личности ребенка. Весь секрет семейного воспитания заключается в том, чтобы дать ребенку возможность развиваться самому и делать все самостоятельно. Взрослые не должны убегать или ничего не делать ради собственного комфорта или удовольствия. Но к ребенку всегда, с первого дня его рождения, нужно относиться как к человеку, полностью признавая его личность и ее неприкосновенность.Список использованной литературы1.Азаров Ю.П. Семейная педагогика. – М.: Просвещение, 2002. – 685 с.2.Анзорг Л. Дети и семейный конфликт: Пер. с нем. – М.: Просвещение, 2007. – 490 с.3.Андрющенко Т. Ю., Захарова А. В. Исследование самооценки младшего школьника в учебной деятельности // Вопросы психологии, 2003, № 4. – С. 10-15.4.Афанасьева Т.М. Семья. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Просвещение, 2007.-285с.5.Бене Е. Детский тест «Диагностика эмоциональных отношений в семье» // Семейная психология и семейная терапия. – 1999. - №2. – С. 14 – 41.6.Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребенком. Как? - М.: ЧеРо, 2007. – 240 с.7.Гордон Т. Р. Е. Т. Повышение родительской эффективности. – Екатеринбург: АРД ЛТД, 2004. – 450 с.8.Дереклеевой Н.И. Справочник классного руководителя. Начальная школа 1-4 классы. – М.: «ВАКО», 2003. – 320 с.9.Джайнотт Х. Родители и дети // Знание. – 1991. - №4. – С. 17 – 29.10.Игошев К.Е, Минковский Г.М. Семья, дети, школа. — М.: Феникс, 2004. – 485 с.11.Калейдоскоп родительских собраний: Методические разработки. Выпуск 1. / Под ред. Е.Н. Степанова. — М.: ТЦ Сфера, 2003 - 144 с.12.Крайг Г. Психология развития. - СПб. Питер, 2007. – 992 с.13.Корчак Я. Как любить детей. — М.: ЮНИТИ, 2003. – 351 с.14.Куликова Т. А.Семейная педагогика и домашнее воспитание: Учебник для студ. сред, и высш. пед. учеб. заведений. - М: Издательский центр «Академия», 2007. - 232 с.15.Марковская И. М. Опросник для изучения взаимодействия родителей с детьми // Семейная психология и семейная терапия. – 1999. - №2. – С. 17.16.МантейчекЗденяк. Родители и дети. — М.: ТЦ Сфера, 2002. – 415 с.17.Межличностные отношения ребенка от рождения до семи лет. / Под ред. Е. О. Смирновой. – М., 2007. – 217 с.18.Минияров В. М. Психология семейного воспитания. – Воронеж, 2007. – 560 с.19.Нефедов В.И., Щербань Ю.Ю. Искусство воспитания в семье.— Минск, 2003. – 498 с.20.Никитин Б.П., Никитина Л.А. Мы, наши дети и внуки. — М.: Кнорус, 2005. – 275 с.21.Отец в семье: Книга для родителей. — М.: просвещение, 2004. – 550 с.22.Педагогическая психология: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. Н.В. Клюевой. - М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. - 400 с.23.Петровский А. В. Дети и тактика семейного воспитания. – М.: Знание, 2007. – 375 с.24.Подласый И.П. Педагогика. В 2 кн. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2005. – 256 с. – Кн. 2: Процесс воспитания.25.Работа с родителями: Сборник статей. /Под общ.ред. Осиповой М.П., Бугрим Г.А. Минск: УП «Экоперспекгива», 2003. – 216 с.26.Райнпрехт Х. Воспитание без огорчений/Пер, с нем. Н. Брусковой. М. - Семья и школа, 2007. – 254 с.27.Райгородский Д. Я.Родители и дети: Хрестоматия: Учеб. пособие по педагогике. - Самара: Бахрах-М, 2003. – 784 с.28.Рождественская Н.А. Негармоничные стили семейного воспитания и восприятие родителями своих детей // Вестник МГУ. Психология. – 2002. - №2. – С.48-55.29.Синягина Н.Ю. Психолого-педагогическая коррекция детско-родительских отношений. – М.: Феникс, 2006. – 378 с.
Список использованной литературы
1. Азаров Ю.П. Семейная педагогика. – М.: Просвещение, 2002. – 685 с.
2. Анзорг Л. Дети и семейный конфликт: Пер. с нем. – М.: Просвещение, 2007. – 490 с.
3. Андрющенко Т. Ю., Захарова А. В. Исследование самооценки младшего школьника в учебной деятельности // Вопросы психологии, 2003, № 4. – С. 10-15.
4. Афанасьева Т.М. Семья. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Просвещение, 2007.-285с.
5. Бене Е. Детский тест «Диагностика эмоциональных отношений в семье» // Семейная психология и семейная терапия. – 1999. - №2. – С. 14 – 41.
6. Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребенком. Как? - М.: ЧеРо, 2007. – 240 с.
7. Гордон Т. Р. Е. Т. Повышение родительской эффективности. – Екатеринбург: АРД ЛТД, 2004. – 450 с.
8. Дереклеевой Н.И. Справочник классного руководителя. Начальная школа 1-4 классы. – М.: «ВАКО», 2003. – 320 с.
9. Джайнотт Х. Родители и дети // Знание. – 1991. - №4. – С. 17 – 29.
10. Игошев К.Е, Минковский Г.М. Семья, дети, школа. — М.: Феникс, 2004. – 485 с.
11. Калейдоскоп родительских собраний: Методические разработки. Выпуск 1. / Под ред. Е.Н. Степанова. — М.: ТЦ Сфера, 2003 - 144 с.
12. Крайг Г. Психология развития. - СПб. Питер, 2007. – 992 с.
13. Корчак Я. Как любить детей. — М.: ЮНИТИ, 2003. – 351 с.
14. Куликова Т. А.Семейная педагогика и домашнее воспитание: Учебник для студ. сред, и высш. пед. учеб. заведений. - М: Издательский центр «Академия», 2007. - 232 с.
15. Марковская И. М. Опросник для изучения взаимодействия родителей с детьми // Семейная психология и семейная терапия. – 1999. - №2. – С. 17.
16. МантейчекЗденяк. Родители и дети. — М.: ТЦ Сфера, 2002. – 415 с.
17. Межличностные отношения ребенка от рождения до семи лет. / Под ред. Е. О. Смирновой. – М., 2007. – 217 с.
18. Минияров В. М. Психология семейного воспитания. – Воронеж, 2007. – 560 с.
19. Нефедов В.И., Щербань Ю.Ю. Искусство воспитания в семье.— Минск, 2003. – 498 с.
20. Никитин Б.П., Никитина Л.А. Мы, наши дети и внуки. — М.: Кнорус, 2005. – 275 с.
21. Отец в семье: Книга для родителей. — М.: просвещение, 2004. – 550 с.
22. Педагогическая психология: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. Н.В. Клюевой. - М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. - 400 с.
23. Петровский А. В. Дети и тактика семейного воспитания. – М.: Знание, 2007. – 375 с.
24. Подласый И.П. Педагогика. В 2 кн. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2005. – 256 с. – Кн. 2: Процесс воспитания.
25. Работа с родителями: Сборник статей. /Под общ.ред. Осиповой М.П., Бугрим Г.А. Минск: УП «Экоперспекгива», 2003. – 216 с.
26. Райнпрехт Х. Воспитание без огорчений/Пер, с нем. Н. Брусковой. М. - Семья и школа, 2007. – 254 с.
27. Райгородский Д. Я.Родители и дети: Хрестоматия: Учеб. пособие по педагогике. - Самара: Бахрах-М, 2003. – 784 с.
28. Рождественская Н.А. Негармоничные стили семейного воспитания и восприятие родителями своих детей // Вестник МГУ. Психология. – 2002. - №2. – С.48-55.
29. Синягина Н.Ю. Психолого-педагогическая коррекция детско-родительских отношений. – М.: Феникс, 2006. – 378 с.