Семья как социальный институт. Теоретический анализ.
Заказать уникальную курсовую работу- 30 30 страниц
- 15 + 15 источников
- Добавлена 26.01.2024
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1.ХАРАКТЕРИСТИКА СЕМЬИ КАК СОЦИАЛЬНОГО ИНСТИТУТА 5
1.1.Понятие социального института 5
1.2.Семья как социальный институт: основные аспекты и функции 8
ГЛАВА 2.АНАЛИЗ ПРОБЛЕМ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОГО ИНСТИТУТА СЕМЬИ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ 13
2.1.Проблема трансформации отношения молодого поколения к семье 13
2.2.Ключевые проблемы развития и повышения стабильности семей на современном этапе 18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 26
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 28
Семьи со «многими родителями» могут стать основной формой семьи будущего вследствие роста числа разводов. В целом, технологически развитые страны вообще проявляют демократичность и толерантность в вопросах семьи. В частности, специалисты в области изучения института семьи пишут о договорных браках, серийных браках, семейных группах и т.п. Что же касается воспитания детей, то семья - это особого рода коллектив, играющий в воспитании ребенка основную, долговременную и важнейшую роль. Независимо от подхода к определению понятия семья, важность ее влияния на формирования личности ребенка не вызывает сомнений. А для молодых семей рождение ребенка – это то событие, которое способно определить всю ее дальнейшую судьбу. Последние исследования говорят в пользу того, что родители будут в большей мере склоняться к демократическому стилю воспитания. Также важна и такая тенденция, как стремление родителей давать детям разностороннее образование, что опять же связано с ценностями информационного общества. Особо нужно рассмотреть проблему кризиса семьи. Семейный кризис можно рассматривать как специфический переломный момент, пройдя который, семья либо переходит на новый, более высокий уровень развития, либо прекращает существование, то есть, семья в результате кризиса может разрушиться. Итак, кризис является переходом на новый этап функционирования семьи. Традиционно среди семейных кризисов выделяют кризисы нормативные и ненормативные. Под нормативными семейными кризисами принято понимать ситуации нестабильности и напряжения, которые связаны с переходом семьи на новые этапы развития. То есть, каждый период в жизни семьи так или иначе сопровождается нормативным кризисом. Нормативные кризисы наступают между стадиями развития семьи. Разными исследователями выделены классификации периодов и нормативных кризисов в развитии семьи. В частности, заслуживает внимания периодизация, предложенная Е. Дювалем. Он выделяет такие стадии: 1.Вовлечение. Будущие супруги встречаются, идет этап эмоционального притяжения. 2.Пара без детей. Супругами выясняются собственные установки и желания относительно семьи, детей, кроме того, это также и этап вхождения в круг родственников партнера. 3.Пара с детьми, рождение ребенка. Этот этап связан с адаптацией, перестройкой жизни для того, чтобы потребности супругов и детей были удовлетворены. 4.Семья с дошкольником (2,5-6 лет). В этот период приходится преодолевать трудности родительства, усталость, нехватку личного времени. Все внимание направлено на удовлетворение потребностей детей и их полноценное развитие. 5.Семьи с детьми от 6 до 13 лет. Родители входят в круг других родителей школьников. Деятельность направляется на то, чтобы обучать и поддерживать ребенка. 6.Семьи с детьми от 13 до 20 лет. Этот период характеризуется поиском баланса между свободой и ответственностью. Супруги постепенно получают возможность выстраивания круга собственных интересов, начинается постепенное отдаление от ребенка. 7.Уход ребенка во взрослую жизнь. Если в семье отсутствуют младшие дети, то супруги остаются наедине друг с другом, это этап новой адаптации и познания. 8.От ухода последнего ребенка до выхода на пенсию. Супруги пересматривают собственные отношения, налаживают отношения с младшим и старшим поколением. 9.Старение. Внимание отводится личной адаптации каждого к пенсии, новому поиску себя. При смерти одного из супругов – кризис, связанный с переживанием утраты и собственного одиночества.Э.Г. Эйдемиллер склонен выделять такие кризисные нормативные периоды в жизни российской семьи: 1.Выбор партнера. 2.Романтизация, или период влюбленности. Отсутствие адекватного восприятие партнера в супружестве. 3.Формирование семейных правил и поиск индивидуального стиля.4.Стабильность, изменяемость. Этап разбалансировки семьи по главным критериям, описанным выше. Если правила ригидные, то есть негибкие, то семья обретает качества дисфункциональности.5.Экзистенциальная оценка. Это этап подведения предварительных итогов, оценки степени удовлетворенности браком. Итак, нормативный кризис связан с конкретными общими этапами развития среднестатистической российской семьи. Переход на новый этап – это и есть ситуация нормативного кризиса. Как уже отмечалось ранее, дальнейшее развитие семьи зависит от степени успешности того, как семья проходит нормативный кризис. Однако есть и такие кризисы в жизни российской семьи, которые принято считать ненормативными. А именно, это кризисы, связанные с изменами, изменениями уровня доходов (при этом, не важно, вырос ли доход семьи или же наоборот), серьезными болезнями одного из супругов, детей, изменением состава семьи (например, умирает один из членов семьи, приезжают жить родители и т.д.), смена образа жизни (к примеру, переезд, резкие перемены в поведении (один из членов семьи может начать злоупотреблять алкоголем и т.д.), форс-мажорами (военные действия, социально-политические катаклизмы) и т.д. Ненормативные кризисы, как правило, протекают достаточно тяжело, порой они требуют специального вмешательства, чтобы избежать распада семьи. Ненормативные кризисы не связаны с циклом развития семьи. Кризис может спровоцировать любое личностно значимое событие, ситуация, условие. Семья в состоянии глубокого кризиса порой нуждается в семейной терапии и антикризисном управлении, которое позволяет добиться конструктивных изменений в новых обстоятельствах и помогать принять эти изменения партнеру. Если же меняться партнеры не желают, то идет процесс нарастания отчужденности, а значит, велик риск распада семьи.Таким образом, на основании вышесказанного возможно сделать вывод о том, что главные изменения в функционировании социального института семьи будут вызваны изменениями в межличностной коммуникации, под влиянием трансформации ценностей, что сказывается на отношениях в рамках социального института семьи. За счет активной, динамичной коммуникации традиционная модель семьи будет разрушаться, перестанет быть доминирующей. Кроме того, вследствие изменений в ценностной структуре, к сожалению, возможен высокий риск разводов, повторных браков. Безусловно, многие страны столкнутся с демографической проблемой, что вызвано повышением ценности карьеры и образования, пропагандой западной модели жизни «для себя» и собственного саморазвития. Наконец, скорее всего, будет наблюдаться устойчивый рост тех людей, которые откажутся от создания семьи в пользу свободного одинокого существования. Таким образом, прежние функции семьи будут утрачивать собственную значимость.ЗАКЛЮЧЕНИЕИсследование показало, что семья является важнейшим институтом, без которого невозможно представить себе жизнь общества. Семья выполняет целый ряд важных функций – воспитательную, функцию обеспечения защиты и безопасности, экономическую, демографическую, функцию социализации и т.д. Семья играет важнейшую роль в социализации. Семья как социальный институт сегодня сталкивается с целым рядом сложностей экономического, правового, духовно-нравственного порядка. Особенно это актуально для формирования и развития молодой семьи. Конечно же, причины, которые вызывают отклонения в семейных отношениях молодежи, также являются разнообразными. В частности, это экономические причины, в частности, речь идет о низком прожиточном уровне, избыточной иждивенческой нагрузке на одного работающего члена семьи, низком уровне заработной платы или ее невыплате; безработице и т.д. Это, в свою очередь, влияет на отношение молодых семей к рождению детей. Многие молодые пары сталкиваются с проблемой совмещения учебы и семейных обязанностей, что также создает дополнительные сложности. Также следует сказать о причинах асоциального характера, а именно, алкоголизме того или иного члена семьи, наркомании и т.п. К сожалению, тенденции к отклоняющемуся поведению среди молодежи распространены.Немаловажную роль играют психологические и этические причины – наличие жестокости, агрессивности, грубости, конфликтности, ревности, супружеской неверности, эгоизма, жадности, неуравновешенности характера. В самом начале отношений люди часто идеализируют партнера, создают семью, тем не менее, в дальнейшем выясняется, что в психологическом отношении жить с таким человеком некомфортно.К сожалению, как показывают опросы, проведенные в последние годы, в молодежной среде наблюдается снижение уровня ценностного отношения к семье, а создание семьи не рассматривается как ключевой или даже значимый аспект достижения психологического, духовного благополучия и безопасности. В частности, многие люди считают необязательным вступление в брак, кто-то полагает, что социальный институт семьи – это дань прошлому.Семья как социальный институт сталкивается со множеством проблем, среди которых:экономические проблемы, связанные с неравным распределением домашнего труда и необходимостью для одного из супругов работать вне дома;психологические проблемы, такие как стресс, конфликты, недопонимание и т. д.;демографические проблемы, включая снижение рождаемости и старение населения;социальные проблемы, связанные с изменением традиционных ролей мужчины и женщины, а также с увеличением числа разводов и неполных семей.В этих условиях необходимо проводить грамотную государственную политику, направленную как на воспитание ценностного отношения к семье, так и на решение ключевых социальных проблем, мешающих развитию социального института семьи. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫБратусь Б. С. Образ человека в психологии // Психология с человеческим лицом: гуманистическая перспектива в постсоветской психологии / под ред. Д. А. Леонтьева, В. Г. Щур. М.: Смысл, 1997. С. 67-91.Векилова, С. А. Психология семьи : учебник и практикум для вузов / С. А. Векилова. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 308 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-01445-7. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/450847Ганичева А. Н. Взаимосвязь семейного и общественного воспитания. Москва: Эксмо, 2016. 340 с.Горшкова В.В., Тонконогая Е.П., Мельникова А.А. Семья в проблемном поле современного социума. /под ред. В.В. Горшковой. -СПб.: СПбГУП, 2019. – 302с.Иванова, А. А. Реализация новой модели семейных отношений в современном российском обществе / А. А. Иванова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 11 (91). — С. 1195-1197. — URL: https://moluch.ru/archive/91/19654/ Иванова, А.А. Основные проблемы современной семьи //Интеллектуальный потенциал 21 века: ступени познания. - 2010. - № 4. - С. 206-210.Кадымова, Д. М. Основные проблемы молодых семей / Д. М. Кадымова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 2 (344). — С. 162-165. — URL: https://moluch.ru/archive/344/77347/ Кравченко А.И. Социология. URL: http://www.twirpx.com/file/127355/ Мясникова, И. С. Современная семья — зеркало противоречий и проблем общества / И. С. Мясникова, Е. Д. Шатохина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 3 (137). — С. 458-460. — URL: https://moluch.ru/archive/137/38428Сирота, Н. М. Социология : учебное пособие для вузов / Н. М. Сирота, С. А. Сидоров. — 3-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 167 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-16637-8. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/531419 Социология : учебник для вузов / О. Г. Бердюгина [и др.] ; ответственный редактор В. А. Глазырин. — 5-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 414 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-04188-0. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/488730 Социальные институты российского общества: состояние, динамика, перспективы / Н. С. Речкин, О. В. Алифиренко, Е. В. Ивченко и др.; науч. ред. Н. С. Речкин. – М.: ВПО, 2014. – 134 с.Степанов, А. Б. Проблемы социально-правовой защиты молодых семей и возможности их решения / А. Б. Степанов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 30 (134). — С. 332-333. — URL: https://moluch.ru/archive/134/37562Черняк Е. М. Социология семьи : учебное пособие/ Е. М. Черняк. -5-е изд., перераб. И доп. - М.: Дашков и К', 2006.-248 с.Якимова, Т. В. Психология семьи : учебник и практикум для вузов / Т. В. Якимова. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 345 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-00352-9. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/450314
1. Братусь Б. С. Образ человека в психологии // Психология с человеческим лицом: гуманистическая перспектива в постсоветской психологии / под ред. Д. А. Леонтьева, В. Г. Щур. М.: Смысл, 1997. С. 67-91.
2. Векилова, С. А. Психология семьи : учебник и практикум для вузов / С. А. Векилова. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 308 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-01445-7. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/450847
3. Ганичева А. Н. Взаимосвязь семейного и общественного воспитания. Москва: Эксмо, 2016. 340 с.
4. Горшкова В.В., Тонконогая Е.П., Мельникова А.А. Семья в проблемном поле современного социума. /под ред. В.В. Горшковой. -СПб.: СПбГУП, 2019. – 302с.
5. Иванова, А. А. Реализация новой модели семейных отношений в современном российском обществе / А. А. Иванова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 11 (91). — С. 1195-1197. — URL: https://moluch.ru/archive/91/19654/
6. Иванова, А.А. Основные проблемы современной семьи //Интеллектуальный потенциал 21 века: ступени познания. - 2010. - № 4. - С. 206-210.
7. Кадымова, Д. М. Основные проблемы молодых семей / Д. М. Кадымова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 2 (344). — С. 162-165. — URL: https://moluch.ru/archive/344/77347/
8. Кравченко А.И. Социология. URL: http://www.twirpx.com/file/127355/
9. Мясникова, И. С. Современная семья — зеркало противоречий и проблем общества / И. С. Мясникова, Е. Д. Шатохина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 3 (137). — С. 458-460. — URL: https://moluch.ru/archive/137/38428
10. Сирота, Н. М. Социология : учебное пособие для вузов / Н. М. Сирота, С. А. Сидоров. — 3-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 167 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-16637-8. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/531419
11. Социология : учебник для вузов / О. Г. Бердюгина [и др.] ; ответственный редактор В. А. Глазырин. — 5-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 414 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-04188-0. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/488730
12. Социальные институты российского общества: состояние, динамика, перспективы / Н. С. Речкин, О. В. Алифиренко, Е. В. Ивченко и др.; науч. ред. Н. С. Речкин. – М.: ВПО, 2014. – 134 с.
13. Степанов, А. Б. Проблемы социально-правовой защиты молодых семей и возможности их решения / А. Б. Степанов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 30 (134). — С. 332-333. — URL: https://moluch.ru/archive/134/37562
14. Черняк Е. М. Социология семьи : учебное пособие/ Е. М. Черняк. -5-е изд., перераб. И доп. - М.: Дашков и К', 2006.-248 с.
15. Якимова, Т. В. Психология семьи : учебник и практикум для вузов / Т. В. Якимова. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 345 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-00352-9. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/450314