Влияние социально-психологического тренинга на процесс адаптации сотрудников в нефтегазодобывающей компании
Заказать уникальную дипломную работу- 70 70 страниц
- 50 + 50 источников
- Добавлена 28.01.2024
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
Введение 3
Глава I. Теоретические аспекты управления адаптацией молодых специалистов на предприятии 7
1.1 Сущность и характеристика понятия «адаптация» в научной литературе 7
1.2 Понятие и основные проблемы адаптации молодых специалистов 19
1.3 Возможности социально-психологического тренинга в области адаптации молодых специалистов 25
Выводы по теоретической главе 33
Глава II. Анализ процесса адаптации на предприятии АО «Газпромнефть - ННГ» и рекомендации по его совершенствованию 35
2.1 Организация и ход исследования 35
2.2 Разработка и оценка эффективности социально-психологического тренинга «Адаптация молодых специалистов» на предприятии АО «Газпромнефть - ННГ» 42
2.3 Описание конкретного случая 56
Выводы по эмпирической главе 58
Заключение 61
Список литературы 65
Приложения…………………………………………...…………………..71
- Настрой на продуктивность. - Эмоциональное пробуждение.2. Основная часть. В этой фазе происходит: - Изучение новой информации. - Понимание индивидуальных различий. - Содействие развитию группы. - Практика и совершенствование умений. - Осмысление собственных пределов и потенциала.3. Завершающая рефлексия: Заключительный этап дает возможность: - Оценить занятие с эмоциональной и логической точек зрения. - Сделать личные выводы и усвоить уроки.- Завершающий момент: церемония прощания и рефлексия дневных событий.Основная задача: формирование прочной связи между членами коллектива и развитие взаимного доверия. Содержание блоков тренинговой программы приведено в таблице 5.Таблица 5Содержание блоков психологического тренингаЭтапЗаданиеПродолжительностьОрганизационный блок1. Знакомство, сплочениеСоздание позитивногопсихологическогоклимата, сплочение, раскрепощениеучастников группы. Выявление запросовучастников, их ожидания от тренинга.Активизация участников группы.Знакомство членов группы, установкаконтакта. Осознание собственныхличностных особенностей.4 часаФормирующий блок2.Составление представления обэмпатии. Мотивационно-ценностныйкомпонент эмпатииСм. задания № Приложения 24 часа3. Осознание чувств иэмоций партнера.Рациональныйкомпонент эмпатии.См. задания № Приложения 24-6 часовПродолжение таблицы 54. Развитие навыковсоболезнования,сопереживание.ЭмоциональныйКомпонентэмпатии.См. задания № Приложения 26-8 часов5. Совершенствование качествэмпатийной личности.Поведенческий компонентэмпатии.См. задания № Приложения 24-6 часовРефлексивно-оценочный блок6.Осознание собственныхличностных чувств,переживаний, ресурсов.Рефлексия перемен.См. задания № Приложения4 часаНа все вышеперечисленные тренинги работнику предоставляется 2 месяца. После реализации тренинговой программы нами было проведено повторное исследование по тем же диагностическим методикам.Результаты повторной диагностики профессиональной дезадаптации по методике О.Н. Родионовой представлены в таблице 6.Таблица 6Результаты повторной диагностики профессиональной дезадаптации по методике О.Н. Родионовой№ респондента п/пКол-во балловУровень дезадаптации128низкий230низкий327низкий434умеренный530низкий631низкий729низкий830низкий929низкий1030низкий1128низкий1235умеренный1330низкий1428низкий1529низкий1632умеренный1730низкий1836умеренный1930низкий2031низкийРис. 6. Результаты диагностики профессиональной дезадаптации по методике О.Н. Родионовой в динамикеКак показывает гистограмма, выраженный уровень дезадаптации у молодых специалистов больше не выявлен. Подавляющее большинство молодых сотрудников (16 человек или 80%) показали низкий уровень дезадаптации, умеренный уровень дезадаптации проявляется у 20% сотрудников, с ними будет продолжена психологическая работа.Для того чтобы оценить значимость изменений, был использован Т-критерий Вилкоксона, результаты расчета в таблице 7.Таблица 7Результаты расчета Т-критерия Вилкоксона для диагностики профессиональной дезадаптации по методике О.Н. РодионовойНазвание шкалыСреднее значение в группе «Молодые специалисты констатирующий этап»Среднее значение в группе «Молодые специалисты контрольный этап»Эмпирическое значение критерияУровень значимостиДиагностика профессиональной дезадаптации39.0530.35550.005*Результат находится в зоне значимости, следовательно, реализованная тренинговая программа была эффективна.Обратимся к повторной диагностике уровня социально-психологической адаптации работника предприятия по Р.Х. Исмаилову.Таблица 8Результаты повторной диагностики уровня социально-психологической адаптации работника предприятия по методике Р.Х. Исмаилова№ респондента п/пКол-во балловУровень адаптации183высокий285высокий390высокий482выраженный582выраженный685высокий7100высокий882выраженный990высокий1078выраженный1198высокий1282выраженный1383высокий14103высокий1592высокий1680выраженный1798высокий1882выраженный1983высокий2080выраженныйРис. 7. Результаты диагностики уровня социально-психологической адаптации работника предприятия по методике Р.Х. Исмаилова в динамикеКак и в предыдущей методике, низкий уровень адаптации более не проявляется у молодых специалистов предприятия. Увеличилось количество сотрудников с высоким уровнем адаптации (было 20% или 4 человека, стало 60% или 12 человек).Проверим значимость отклонения с помощью Т-критерия Вилкоксона. Таблица 8Результаты расчета Т-критерия Вилкоксона для диагностики уровня социально-психологической адаптации работника предприятия по методике Р.Х. ИсмаиловаНазвание шкалыСреднее значение в группе «Молодые специалисты констатирующий этап»Среднее значение в группе «Молодые специалисты контрольный этап»Эмпирическое значение критерияУровень значимостиДиагностика уровня социально-психологической адаптации 62.2586.900.001**Результат находится в зоне значимости, следовательно, реализованная тренинговая программа была эффективна.Результаты повторной диагностики по методике Розановой представлены в таблице 9 и на рисунке 8.Таблица 9Результаты повторной диагностики удовлетворенности работой по методике В.А. Розановой№ респондента п/пКол-во балловСтепень удовлетворенности работой123удовлетворены217вполне удовлетворены 322удовлетворены432удовлетворены515вполне удовлетворены623удовлетворены715вполне удовлетворены815вполне удовлетворены917вполне удовлетворены1024удовлетворены1117вполне удовлетворены1225удовлетворены1332удовлетворены1416вполне удовлетворены1522удовлетворены1622удовлетворены1718вполне удовлетворены1832удовлетворены1917вполне удовлетворены2022удовлетвореныРис. 8. Результаты диагностики удовлетворенности работой по методике В.А. Розановой в динамикеПри повторном исследовании все молодые специалисты оказались удовлетворены работой, следовательно, реализованный тренинг помог новым сотрудникам справиться с возникшими на рабочем месте проблемами, как профессионального характера, так и социально-психологического.Результаты расчета значимости сдвига значений с использованием Т-критерия Вилкоксона представлены в таблице 10.Таблица 10Результаты расчета Т-критерия Вилкоксона для диагностики удовлетворённости работника предприятия по методике В.А. РозановойНазвание шкалыСреднее значение в группе «Молодые специалисты констатирующий этап»Среднее значение в группе «Молодые специалисты контрольный этап»Эмпирическое значение критерияУровень значимостиДиагностика уровня удовлетворенности работой29.821.31530.001**Итак, по все проведенным повторно методикам был получен статистически значимый уровень значимости, таким образом, мы можем сделать вывод об эффективности предложенной программы тренинга. Последняя методика, которая реализуется нами только на контрольном этапе - это анкетирование сотрудников (субъективная оценка удовлетворенности участников социально-психологическим тренингом).Рис. 9 Результаты опроса удовлетворённости тренингомКак показывает рисунок, 95% молодых сотрудников, прошедших тренинг, остались им довольны.На вопрос, чем именно был полезен тренинг, как он помог, сотрудники вписали следующие ответы (каждый мог дать несколько ответов) (рис. 10).Рис. 10. Ответы респондентов на вопрос: «Чем был полезен тренинг»?Итак, анкетирование сотрудников показало, что для каждого из них тренинг был в чем-то полезен, кто-то смог влиться в коллектив, кто-то - справиться со своими проблемами, у третьих появилось желание ходить на работу и т.д.Таким образом, мы можем сделать вывод об эффективности проведенной работы. В заключении в следующем параграфе мы опишем конкретный случай молодого сотрудника предприятия.2.3 Описание конкретного случаяИлья, один из респондентов, участвовавших в данном исследовании, поделился своим опытом адаптации на предприятии. Илье 24 года, он является сотрудником технического отдела АО «Газпромнефть - ННГ», в круг его обязанностей входит настройка и обслуживание программного обеспечения, консультирование пользователей.Придя на работу, Илья столкнулся с такими проблемами:- непонимание полного объема профессиональных обязанностей;- отсутствие помощи опытных коллег;- предвзятое отношение других сотрудников отдела, так как Илья - самый молодой специалист.Результаты Ильи по проведенным диагностикам представлены в таблице 11. Таблица 11Результаты диагностики молодого специалиста технического отдела ИльиНаименование методикиРезультат в баллахРасшифровкаОпросник оценки профессиональной дезадаптации О.Н. Родиной51Умеренный уровень дезадаптацииОпросник для оценки уровня социально-психологической адаптации работника предприятия (Р.Х. Исмаилов)59Выраженный уровень адаптацииОценка удовлетворенности работой (В.А. Розанова)37Не вполне удовлетворенТаковы результаты первичной диагностики, Илья не продемонстрировал тяжелого случая адаптации, скорее, наоборот, его показатели говорят о том, что в целом ему удалось адаптироваться, но перечисленные выше проблемы мешали ему погрузиться в работу и наладить хорошие отношения с коллективом.Мы пообщались с Ильей после проведения тренинга, и он рассказал нам, что в его случае тренинг был очень эффективен. Во-первых, части «stepbystep»и «welcome» оказались очень полезны в профессиональном плане, Илья смог вникнуть в тонкости работы, избавиться от профессиональных проблем. Во-вторых, он отметил значимость психологического тренинга, который помог ему найти общий язык с коллегами, понять их, их проблемы и тревоги, поделиться своими, высказать друг другу «наболевшее», принять коллег.После тренинга рабочий процесс стал отлаженным, отношения в отделе теплыми и доверительными, появилось желание ходить на работу и совершенствовать свое профессиональное мастерство.Выводы по эмпирической главеИсследование было проведено на базе АО «Газпромнефть - ННГ». В исследовании приняли участие устроившиеся в штат в течение последних 6 месяцев и проходящие процесс адаптации сотрудники возрастом 24-28 лет в количестве 20 человек. Из них 17 мужчин и 3 женщины. Исследование проводилось по следующим методикам: Опросник оценки профессиональной дезадаптации О.Н. Родиной;Опросник для оценки уровня социально-психологической адаптации работника предприятия (Р.Х. Исмаилов);Оценка удовлетворенности работой (В.А. Розанова);Анкета для опроса сотрудников (субъективная оценка удовлетворенности участников социально-психологическим тренингом).Результаты диагностики профессиональной дезадаптации по методике О.Н. Родионовой показали, что у 25% опрошенных респондентов выявлен умеренный уровень профессиональной дезадаптации. Данный уровень означает, что работник испытывает некоторые трудности в адаптации к новым условиям работы. Это может быть вызвано несоответствием ожиданий работника и реальности работы, недостаточной подготовкой или сложными отношениями в коллективе. Тревожность вызывают 15% респондентов, чей уровень профессиональной дезадаптации был оценен как выраженный. Он свидетельствует о серьезных трудностях, с которыми работник сталкивается в процессе адаптации к новым условиям работы.Результаты диагностики уровня социально-психологической адаптации работника предприятия по методике Р.Х. Исмаилова таковы: низкий уровень адаптации выявлен у 15%, он может привести к неудовлетворительным результатам в работе, возникновению конфликтов с коллегами и клиентами, а также к ухудшению психического и физического здоровья. Выраженный уровень адаптации выявлен у 65%, он означает, что работник осваивает основные требования и навыки своей должности, однако может испытывать некоторые трудности во взаимодействии с другими людьми или в адаптации к изменениям в организации. Результатам третьей методики - оценки удовлетворенности работой В.А. Розановой показали, что что 20% молодых специалистов вполне удовлетворены работой. Эти сотрудники испытывают положительные эмоции и чувствуют себя комфортно в рабочей среде и справляются с поставленными профессиональными задачами. Они считают свою работу значимой и ценной, получают удовлетворение от результата своего труда, а также чувствуют поддержку коллег и руководства. 35% в целом удовлетворены работой, это значит, что сотрудники могут испытывать проблемы или неудовлетворенность в некоторых аспектах своей работы. Например, они могут быть недовольны условиями труда, возможностями для профессионального роста или отношениями с коллегами и руководством. В таких случаях важно выявить причины неудовлетворенности и предпринять меры для их устранения, чтобы сотрудники могли достичь более высокого уровня удовлетворенности. 30% не вполне удовлетворены работой, что указывает на серьезные проблемы в организации и отношениях на рабочем месте.По результатам исследования был разработан социально-психологический тренинг, включающий четыре отдельных тренинговых программы: 1) Тренинг «Stepbystep» является одним из наиболее эффективных методов погружения в рабочую среду новых сотрудников. Он основан на принципе пошагового изучения и усвоения информации, что позволяет новичкам более эффективно овладеть необходимыми навыками и знаниями для успешной работы.2) Welcome-тренинг, включающий аудиторный тренинг и электронный курс. Аудиторный тренинг предполагает разговор с руководителем отдела по работе с персоналом. Руководитель знакомит сотрудника с отделом персонала, рассказывает, в чем может помочь тот или иной сотрудник департамента, обучает новичка пользоваться внутренними электронными ресурсами, предоставляет информацию о различных тренингах, предоставляет доступ ко всем необходимым для сотрудника электронным документам. Электронный курс предоставляет возможность сотруднику подробнее ознакомиться с продуктами и услугами предприятия, поставщиками и технологическим процессом в целом.3) Эргономический тренинг направлен на заботу о физическом здоровье сотрудников.4) Психологический тренинг включает в себя приемы, помогающие осознать себя, специфику личностной эмоционально-нравственной сферы, развить способность понимать чувства, мысли и поведение другого человека, что крайне важно в условиях работы в коллективе. Данный тренинг способствует выстраиванию гармоничных взаимоотношений с коллегами, установлению эмоциональных контактов с ними.Эффективность тренинга была доказана с помощью проведения повторной диагностики и Т-критерия Вилкоксона, результаты статистической обработки данных доказали значимость различий на констатирующем и контрольном этапах исследования.Беседа с одним из молодых сотрудников также доказала значимость проведенной работы. ЗаключениеВ исследовании была достигнута цель ˗проанализировать влияние социально-психологического тренинга на процесс адаптации сотрудников и решены следующие задачи:- изучена сущность и представлена характеристика понятия «адаптация» в научных источниках;- рассмотрено понятие и основные проблемы адаптации молодых специалистов;- исследованы возможности социально-психологического тренинга в области адаптации молодых специалистов;- проведен анализ уровня адаптации новых сотрудников в АО «Газпромнефть - ННГ»;- разработан социально-психологический тренинг и оценено его влияние на процесс адаптации сотрудников;- описан конкретный психологический случай.Были сделаны следующие выводы.В философии, психологии и педагогике наблюдаются разные позиции ученых, но все они подчеркивают сложность и многосторонность адаптационных процессов, и необходимость их исследования в плоскости «человек – среда». Поскольку это взаимодействие всегда носит социальный характер, поэтому адаптация, в процессе которой происходит согласование требований и ожиданий личности как социального субъекта к его возможностями и реалиями социальной среды, превращается в социальную адаптацию. Адаптация, в рассматриваемом нами проблемно поле, – это взаимное приспособление работника и организации, основывающееся на постепенной врабатываемости сотрудника в новых профессиональных, социальных и организационно-экономических условиях труда. Целями адаптации нового сотрудника являются максимальное приспособление к организации, создание образа специалиста в краткие сроки, желание быть работником данной фирмы, организации. Социально-психологический тренинг представляет собой методику психологической подготовки, направленную на развитие навыков общения, управления личными эмоциями и поведением, а также адаптацию к новой социальной и профессиональной среде. Для молодых специалистов такой тренинг становится мощным инструментом, способствующим успешной интеграции в коллектив и освоению корпоративной культуры.Эмпирическое исследование было проведено на базе АО «Газпромнефть - ННГ». В исследовании приняли участие устроившиеся в штат в течение последних 6 месяцев и проходящие процесс адаптации сотрудники возрастом 24-28 лет в количестве 20 человек. Из них 17 мужчин и 3 женщины. Результаты диагностики профессиональной дезадаптации по методике О.Н. Родионовой показали, что у 25% опрошенных респондентов выявлен умеренный уровень профессиональной дезадаптации. Данный уровень означает, что работник испытывает некоторые трудности в адаптации к новым условиям работы. Это может быть вызвано несоответствием ожиданий работника и реальности работы, недостаточной подготовкой или сложными отношениями в коллективе. Тревожность вызывают 15% респондентов, чей уровень профессиональной дезадаптации был оценен как выраженный. Он свидетельствует о серьезных трудностях, с которыми работник сталкивается в процессе адаптации к новым условиям работы.Результаты диагностики уровня социально-психологической адаптации работника предприятия по методике Р.Х. Исмаилова таковы: низкий уровень адаптации выявлен у 15%, он может привести к неудовлетворительным результатам в работе, возникновению конфликтов с коллегами и клиентами, а также к ухудшению психического и физического здоровья. Выраженный уровень адаптации выявлен у 65%, он означает, что работник осваивает основные требования и навыки своей должности, однако может испытывать некоторые трудности во взаимодействии с другими людьми или в адаптации к изменениям в организации. Результатам третьей методики - оценки удовлетворенности работой В.А. Розановой показали, что что 20% молодых специалистов вполне удовлетворены работой. Эти сотрудники испытывают положительные эмоции и чувствуют себя комфортно в рабочей среде и справляются с поставленными профессиональными задачами. Они считают свою работу значимой и ценной, получают удовлетворение от результата своего труда, а также чувствуют поддержку коллег и руководства. 35% в целом удовлетворены работой, это значит, что сотрудники могут испытывать проблемы или неудовлетворенность в некоторых аспектах своей работы. Например, они могут быть недовольны условиями труда, возможностями для профессионального роста или отношениями с коллегами и руководством. В таких случаях важно выявить причины неудовлетворенности и предпринять меры для их устранения, чтобы сотрудники могли достичь более высокого уровня удовлетворенности. 30% не вполне удовлетворены работой, что указывает на серьезные проблемы в организации и отношениях на рабочем месте.По результатам исследования был разработан социально-психологический тренинг, включающий четыре отдельных тренинговых программы: 1) Тренинг «Stepbystep» является одним из наиболее эффективных методов погружения в рабочую среду новых сотрудников. Он основан на принципе пошагового изучения и усвоения информации, что позволяет новичкам более эффективно овладеть необходимыми навыками и знаниями для успешной работы.2) Welcome-тренинг, включающий аудиторный тренинг и электронный курс. Аудиторный тренинг предполагает разговор с руководителем отдела по работе с персоналом. Руководитель знакомит сотрудника с отделом персонала, рассказывает, в чем может помочь тот или иной сотрудник департамента, обучает новичка пользоваться внутренними электронными ресурсами, предоставляет информацию о различных тренингах, предоставляет доступ ко всем необходимым для сотрудника электронным документам. Электронный курс предоставляет возможность сотруднику подробнее ознакомиться с продуктами и услугами предприятия, поставщиками и технологическим процессом в целом.3) Эргономический тренинг направлен на заботу о физическом здоровье сотрудников.4) Психологический тренинг включает в себя приемы, помогающие осознать себя, специфику личностной эмоционально-нравственной сферы, развить способность понимать чувства, мысли и поведение другого человека, что крайне важно в условиях работы в коллективе. Данный тренинг способствует выстраиванию гармоничных взаимоотношений с коллегами, установлению эмоциональных контактов с ними.Эффективность тренинга была доказана с помощью проведения повторной диагностики и Т-критерия Вилкоксона, результаты статистической обработки данных доказали значимость различий на констатирующем и контрольном этапах исследования.Беседа с одним из молодых сотрудников также доказала значимость проведенной работы. Таким образом цель была достигнута, а гипотеза подтверждена.Список литературыБазаров Т.Ю. Управление персоналом / Т.Ю. Базаров, Б.Л. Еремин. – М: ЮНИТИ, 2018. – 208 с.Басов М. Я. Избранные психологические произведения / М. Я. Басов. – М.: Просвещение, 2017. – 432 с.Ботвин А.Ю. Тренинг как технология сопровождения социально-психологической адаптации и эффективности молодых специалистов энергетической отрасли // Современная научная мысль. – 2017. – №1.Бука Т.Л. Психологический тренинг в группе: игры и упражнения: учеб. пособие / Т. Л. Бука, М. Л. Митрофанова. – М.: Изд-во Института психотерапии, 2015. – 128 с.Вайер Р. Социальное понимание и суждение: роль ситуационных моделей, нарративов и имплицитных теорий / Р.Вайер // LawrenceErlbaumAssociates, 2014. – 421 с.Ван Маанен Дж. К теории организационной адаптации / Я. Ван Маанен, Э. Шайн // Поведение. – 1979. – Том. 1. – С. 209- 264Ваноус Ю. Новый сотрудник ориентация программ / Ю.Ваноус //Управление человеческими ресурсами комментарий. – 2020. – № 4. – С. 435- 451Веснин В.Р. Управление персоналом. Теория и практика / В.Р. Веснин. − М.: Проспект, 2018. − 239 с.Виханский О.С. Менеджмент / О.С. Виханский, А.И. Наумов. – М.: Инфра-М, 2023. – 672 с.Георгиевский А. Б. Эволюция адаптаций (историко-методологическое исследование) / А. Б. Георгиевский. – Л.: Наука, 1989. – 189 с.Герхарт В. Насколько национальная культура ограничивает организационную культуру? / Б. Герхарт // Управления и организации. – 2019. – Том. 5. – С. 241-259Егорова Э.В. Сложности адаптации молодого специалиста при трудоустройстве / Э.В. Егорова, В.С.Клименко, Р.Р.Наумитова // В сборнике: Человек, культура, образование. Сборник трудов участников XVII Всероссийской научно-практической конференции. под редакцией С. Н. Митина; Ульяновский государственный университет. 2023. С. 52-58.Кибанов А.Я. Управление персоналом организации: учебник.– М.: ИНФРА-М, 2022. – 638 с.Килина И.А., Понамарева Е.В., Траут Д.В. Сопровождение профессионального самоопределения студентов. – Кемерово,2018. – 170 с.Колесниченко Е.А. Практические аспекты адаптации персонала (на примере нефтедобывающих компаний) / Е.А. Колесниченко // Вестник Курской государственной сельскохозяйственной академии. – 2020. – №5.Колодкин А.Ю. Тренинг как технология сопровождения социально - психологической адаптации и эффективности молодых специалистов на производстве / А.Ю. Колодкин // В сборнике: Инновационное развитие: ключевые проблемы и направления их решения. Сборник статей по итогам Международной научно-практической конференции. Стерлитамак, 2023. С. 169-173.Кон И.С. Психология самосознания / И.С. Кон, К. Хорни, З. Фрейд. - М.: Бахрах-М, 2020. - 672 с.Корель Л. В. Социология адаптации: этюды апологии / Л. В. Корель. – Новосибирск: ИЭОПП СО РАН, 1997. – 160 с.Кохановская И.А.Социально-психологический тренинг как активный метод практической психологии // Скиф. – 2021. – №2(54).Кузнецов И. С. Адаптация как функция развития личности / И. С. Кузнецов. – Саратов: Изд-во Саратовского университета, 1991. – 76 с.Лагерев В. В. Адаптация студентов к условиям обучения в техническом вузе и особенности организации учебно-воспитательного процесса с первокурсниками / В. В. Лагерев // Содержание, формы и методы обучения в высшей школе : обзорная информация НИИВО. – 1991. – Вып. 3. – 49 с.Лазурский А. Ф. Избранные труды по общей психологии. К учению о психической активности. Программа исследования личности и другие работы / А. Ф. Лазурский; коммент., примеч., прилож. Е. В. Левченко. – СПб.:Алейтея, 2017. – 192 с.Леонтьев А. Н. Избранные психологические произведения. В 2-х т. Т.1. / А. Н. Леонтьев. – М.: Педагогика, 2015 – 392 с.Ли Сюеюань. Адаптация китайских студентов младших курсов к обучения в вузе : аксиологический подход (на материале специальности «Русский язык как иностранный») : дисс… канд. пед. наук : 13.00.08 / Ли Сюеюань. – Комсомольск-на-Амуре, 2009. – 244 с.Макайкина Н.В. Адаптация персонала на предприятии // Молодой ученый. – 2019. – №43(281). – С. 181-183.Мамбеталина А.С. Тренинг навыков коммуникации молодых специалистов как условие адаптации к профессиональной деятельности / А.С. Мамбеталина, А.А. Амангосов, А.Ж. Жолдасбекова // Педагогика: вчера, сегодня, завтра. 2018. Т. 1. № 1. С. 63-73.Маусов Н.К. Адаптация персонала в организации / Н.К. Маусов, О.М. Ламскова // Управление персоналом. − 2014. − № 13 (99). − C. 26-31Митина Л. М. Психология развития конкурентоспособной личности / Л. М. Митина. – М.: Московский психолого-социальный институт ; МОДЭК, 2020. – 400 с.Мушарапова И. Л. Психологические факторы адаптации иностранных студентов к обучению на подготовительном факультете российского вуза: дисс. … канд. психол. наук : 19.00.07 / Мушарапова Инесса Лукмановна. – Тула, 2000. – 152 с.Никифоров Г.С. Психологическое обеспечение профессиональной деятельности. –М.: Речь, 2010. –816 с.Ольшанский Д. В. Адаптация социальная / Д. В. Ольшанский // Философский энциклопедический словарь – М.: Сов. энцикл., 1989. – С. 23–24.Панкова Т.А. Эмоциональный интеллект как фактор социально-психологической адаптации молодых специалистов: диссертация на соискание ученой степени кандидата психологических наук / Татьяна Анатольевна Панкова. - Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова (МГУ). Москва, 2011. - 208 с.Петровский А.В. Общая психология: учеб. для студентов пед. ин-тов / А.В. Петровский. - М., 2018. - 479 с.Пожидаева Е.Ю., Колеватова А.С.Социально-психологический тренинг как метод воздействия на личностные и поведенческие характеристики людей // Современное педагогическое образование. – 2022. – №8.Реан А. А. Психология адаптации личности. Анализ. Теория. Практика / А. А. Реан, А. Р. Кудашев, А. А. Баранов. – Москва :Прайм-Еврознак, 2016. – 479 с.Рудавина Е.Р. Большая книга директора по персоналу / Е.Р. Рудавина, В. Екомасов. – СПб.: Питер, 2017. – 363 с.Савотина Н.А. Социальная адаптация личности в условиях студенческой среды: автореф. дисс. … канд. пед. наук: 13.00.06/ Наталья Анатольевна Савотина. - М., 1997. - 197 с.Сластенин В. А.Педагогика: учебное пособие для студентов высшихпедагогических учебных заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев,Е. И. Шиянов ; под ред. В. А. Сластенина. – М. :Издат. центр «Академия»,2020. – 567 с.Чупина И.П., Симачкова Н.Н.Понятие «адаптация персонала»: научный дискурс // Столыпинский вестник. – 2023. – №3.Шамардина М.В. Тренинг «WELCOME» как условие мотивации и адаптации нового сотрудника на рабочем месте / М.В. Шамардина, Н.А. Лужбина // Вестник психологии и педагогики Алтайского государственного университета. 2022. № 2. С. 124-134.Шафажинская Н. Е. Психологический анализ саморегуляции личности в процессе социально-психологической адаптации студентов пежагогических вузов (на материале самооценки как фактора саморегуляции): автореф. дисс. … канд. психол. наук : 19.00.07 / Шафажинская Наталья Евгеньевна. – М., 1982. – 15 с.Яшкова Е.В. Применение психологических методик в процессе адаптации персонала / Е.В. Яшкова // Проблемы современного педагогического образования. – 2020. – №68-3.Mykhaylyshyn U. Peculiarities of the Psychological Well-Being and Social Adaptation of Young Students and Cadets in Wartime Conditions / U. Mykhaylyshyn // International Journal of Science Annals, Vol. 6, No. 1, 2023.Garipova R. Special features of adaptation of young specialists at the enterprises of the energy sector: empirical results / R. Garipova // The Turkish Online Journal of Design, Art and Communication - TOJDAC November 2016 Special Edition. - 8 p.Gajd J. Social and Professional Adaptation of Employees as a Main Factor in Shaping Working Conditions / J. Gajd // Journal of US-China Public Administration, October 2015, Vol. 12, No. 10. 789-795Varačinskaitė G. Analysis of professional adaptation problems of social workers / G. Varačinskaitė // PROFESSIONAL STUDIES: Theory and Practice 2016. - № 2 (17). - 8 p.Burawoy M. Public Sociology / M. Burawoy. - Polity Press 101 Station Landing Suite 300, Medford, MA 02155, USA. - 252 p.Опросник оценки профессиональной дезадаптации О.Н. Родиной [электронный ресурс]. - Режим доступа: https://psytests.org/work/opadD.html (дата обращения: 15.10.2023)Опросник для оценки уровня социально-психологической адаптации работника предприятия (Р.Х. Исмаилов) [электронный ресурс]. - Режим доступа: https://nauchkor.ru/uploads/documents/587d364e5f1be77c40d58c29.pdf?ysclid=lqo6hlsfdf393142222 (дата обращения: 15.10.2023)Оценка удовлетворенности работой (В.А. Розанова) [электронный ресурс]. - Режим доступа: https://psychiatry-test.ru/test/oprosnik-ocenka-udovletvorennosti-rabotoj/?ysclid=lqp8lqra9l160453280 (дата обращения: 15.10.2023)
1.Базаров Т.Ю. Управление персоналом / Т.Ю. Базаров, Б.Л. Еремин. – М: ЮНИТИ, 2018. – 208 с.
2.Басов М. Я. Избранные психологические произведения / М. Я. Басов. – М.: Просвещение, 2017. – 432 с.
3.Ботвин А.Ю. Тренинг как технология сопровождения социально-психологической адаптации и эффективности молодых специалистов энергетической отрасли // Современная научная мысль. – 2017. – №1.
4.Бука Т.Л. Психологический тренинг в группе: игры и упражнения: учеб. пособие / Т. Л. Бука, М. Л. Митрофанова. – М.: Изд-во Института психотерапии, 2015. – 128 с.
5.Вайер Р. Социальное понимание и суждение: роль ситуационных моделей, нарративов и имплицитных теорий / Р.Вайер // Lawrence Erlbaum Associates, 2014. – 421 с.
6.Ван Маанен Дж. К теории организационной адаптации / Я. Ван Маанен, Э. Шайн // Поведение. – 1979. – Том. 1. – С. 209- 264
7.Ваноус Ю. Новый сотрудник ориентация программ / Ю.Ваноус //
Управление человеческими ресурсами комментарий. – 2020. – № 4. – С. 435- 451
8.Веснин В.Р. Управление персоналом. Теория и практика / В.Р. Веснин. − М.: Проспект, 2018. − 239 с.
9.Виханский О.С. Менеджмент / О.С. Виханский, А.И. Наумов. – М.: Инфра-М, 2023. – 672 с.
10.Георгиевский А. Б. Эволюция адаптаций (историко-методологическое исследование) / А. Б. Георгиевский. – Л.: Наука, 1989. – 189 с.
11.Герхарт В. Насколько национальная культура ограничивает организационную культуру? / Б. Герхарт // Управления и организации. – 2019. – Том. 5. – С. 241-259
12.Егорова Э.В. Сложности адаптации молодого специалиста при трудоустройстве / Э.В. Егорова, В.С. Клименко, Р.Р. Наумитова // В сборнике: Человек, культура, образование. Сборник трудов участников XVII Всероссийской научно-практической конференции. под редакцией С. Н. Митина; Ульяновский государственный университет. 2023. С. 52-58.
13.Кибанов А.Я. Управление персоналом организации: учебник. – М.: ИНФРА-М, 2022. – 638 с.
14.Килина И.А., Понамарева Е.В., Траут Д.В. Сопровождение профессионального самоопределения студентов. – Кемерово, 2018. – 170 с.
15.Колесниченко Е.А. Практические аспекты адаптации персонала (на примере нефтедобывающих компаний) / Е.А. Колесниченко // Вестник Курской государственной сельскохозяйственной академии. – 2020. – №5.
16.Колодкин А.Ю. Тренинг как технология сопровождения социально - психологической адаптации и эффективности молодых специалистов на производстве / А.Ю. Колодкин // В сборнике: Инновационное развитие: ключевые проблемы и направления их решения. Сборник статей по итогам Международной научно-практической конференции. Стерлитамак, 2023. С. 169-173.
17.Кон И.С. Психология самосознания / И.С. Кон, К. Хорни, З. Фрейд. - М.: Бахрах-М, 2020. - 672 с.
18.Корель Л. В. Социология адаптации: этюды апологии / Л. В. Корель. – Новосибирск: ИЭОПП СО РАН, 1997. – 160 с.
19.Кохановская И.А. Социально-психологический тренинг как активный метод практической психологии // Скиф. – 2021. – №2(54).
20.Кузнецов И. С. Адаптация как функция развития личности / И. С. Кузнецов. – Саратов: Изд-во Саратовского университета, 1991. – 76 с.
21.Лагерев В. В. Адаптация студентов к условиям обучения в техническом вузе и особенности организации учебно-воспитательного процесса с первокурсниками / В. В. Лагерев // Содержание, формы и методы обучения в высшей школе : обзорная информация НИИВО. – 1991. – Вып. 3. – 49 с.
22.Лазурский А. Ф. Избранные труды по общей психологии. К учению о психической активности. Программа исследования личности и другие работы / А. Ф. Лазурский; коммент., примеч., прилож. Е. В. Левченко. – СПб.: Алейтея, 2017. – 192 с.
23.Леонтьев А. Н. Избранные психологические произведения. В 2-х т. Т.1. / А. Н. Леонтьев. – М.: Педагогика, 2015 – 392 с.
24.Ли Сюеюань. Адаптация китайских студентов младших курсов к обучения в вузе : аксиологический подход (на материале специальности «Русский язык как иностранный») : дисс… канд. пед. наук : 13.00.08 / Ли Сюеюань. – Комсомольск-на-Амуре, 2009. – 244 с.
25.Макайкина Н.В. Адаптация персонала на предприятии // Молодой ученый. – 2019. – №43(281). – С. 181-183.
26.Мамбеталина А.С. Тренинг навыков коммуникации молодых специалистов как условие адаптации к профессиональной деятельности / А.С. Мамбеталина, А.А. Амангосов, А.Ж. Жолдасбекова // Педагогика: вчера, сегодня, завтра. 2018. Т. 1. № 1. С. 63-73.
27.Маусов Н.К. Адаптация персонала в организации / Н.К. Маусов, О.М. Ламскова // Управление персоналом. − 2014. − № 13 (99). − C. 26-31
28.Митина Л. М. Психология развития конкурентоспособной личности / Л. М. Митина. – М.: Московский психолого-социальный институт ; МОДЭК, 2020. – 400 с.
29.Мушарапова И. Л. Психологические факторы адаптации иностранных студентов к обучению на подготовительном факультете российского вуза: дисс. … канд. психол. наук : 19.00.07 / Мушарапова Инесса Лукмановна. – Тула, 2000. – 152 с.
30.Никифоров Г.С. Психологическое обеспечение профессиональной деятельности. – М.: Речь, 2010. – 816 с.
31.Ольшанский Д. В. Адаптация социальная / Д. В. Ольшанский // Философский энциклопедический словарь – М.: Сов. энцикл., 1989. – С. 23–24.
32.Панкова Т.А. Эмоциональный интеллект как фактор социально-психологической адаптации молодых специалистов: диссертация на соискание ученой степени кандидата психологических наук / Татьяна Анатольевна Панкова. - Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова (МГУ). Москва, 2011. - 208 с.
33.Петровский А.В. Общая психология: учеб. для студентов пед. ин-тов / А.В. Петровский. - М., 2018. - 479 с.
34.Пожидаева Е.Ю., Колеватова А.С. Социально-психологический тренинг как метод воздействия на личностные и поведенческие характеристики людей // Современное педагогическое образование. – 2022. – №8.
35.Реан А. А. Психология адаптации личности. Анализ. Теория. Практика / А. А. Реан, А. Р. Кудашев, А. А. Баранов. – Москва : Прайм-Еврознак, 2016. – 479 с.
36.Рудавина Е.Р. Большая книга директора по персоналу / Е.Р. Рудавина, В. Екомасов. – СПб.: Питер, 2017. – 363 с.
37.Савотина Н.А. Социальная адаптация личности в условиях студенческой среды: автореф. дисс. … канд. пед. наук: 13.00.06/ Наталья Анатольевна Савотина. - М., 1997. - 197 с.
38.Сластенин В. А. Педагогика: учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев,
Е. И. Шиянов ; под ред. В. А. Сластенина. – М. : Издат. центр «Академия»,
2020. – 567 с.
39.Чупина И.П., Симачкова Н.Н. Понятие «адаптация персонала»: научный дискурс // Столыпинский вестник. – 2023. – №3.
40.Шамардина М.В. Тренинг «WELCOME» как условие мотивации и адаптации нового сотрудника на рабочем месте / М.В. Шамардина, Н.А. Лужбина // Вестник психологии и педагогики Алтайского государственного университета. 2022. № 2. С. 124-134.
41.Шафажинская Н. Е. Психологический анализ саморегуляции личности в процессе социально-психологической адаптации студентов пежагогических вузов (на материале самооценки как фактора саморегуляции): автореф. дисс. … канд. психол. наук : 19.00.07 / Шафажинская Наталья Евгеньевна. – М., 1982. – 15 с.
42.Яшкова Е.В. Применение психологических методик в процессе адаптации персонала / Е.В. Яшкова // Проблемы современного педагогического образования. – 2020. – №68-3.
43.Mykhaylyshyn U. Peculiarities of the Psychological Well-Being and Social Adaptation of Young Students and Cadets in Wartime Conditions / U. Mykhaylyshyn // International Journal of Science Annals, Vol. 6, No. 1, 2023.
44.Garipova R. Special features of adaptation of young specialists at the enterprises of the energy sector: empirical results / R. Garipova // The Turkish Online Journal of Design, Art and Communication - TOJDAC November 2016 Special Edition. - 8 p.
45.Gajd J. Social and Professional Adaptation of Employees as a Main Factor in Shaping Working Conditions / J. Gajd // Journal of US-China Public Administration, October 2015, Vol. 12, No. 10. 789-795
46.Varačinskaitė G. Analysis of professional adaptation problems of social workers / G. Varačinskaitė // PROFESSIONAL STUDIES: Theory and Practice 2016. - № 2 (17). - 8 p.
47.Burawoy M. Public Sociology / M. Burawoy. - Polity Press 101 Station Landing Suite 300, Medford, MA 02155, USA. - 252 p.
48.Опросник оценки профессиональной дезадаптации О.Н. Родиной [электронный ресурс]. - Режим доступа: https://psytests.org/work/opadD.html (дата обращения: 15.10.2023)
49.Опросник для оценки уровня социально-психологической адаптации работника предприятия (Р.Х. Исмаилов) [электронный ресурс]. - Режим доступа: https://nauchkor.ru/uploads/documents/587d364e5f1be77c40d58c29.pdf?ysclid=lqo6hlsfdf393142222 (дата обращения: 15.10.2023)
50.Оценка удовлетворенности работой (В.А. Розанова) [электронный ресурс]. - Режим доступа: https://psychiatry-test.ru/test/oprosnik-ocenka-udovletvorennosti-rabotoj/?ysclid=lqp8lqra9l160453280 (дата обращения: 15.10.2023)