Первые масонские ложи в России
Заказать уникальную курсовую работу- 35 35 страниц
- 28 + 28 источников
- Добавлена 28.01.2024
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА I. ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ МАСОНСТВА В МИРОВОМ КОНТЕКСТЕ 4
1.1. Историческое развитие масонства 4
1.2. Тенденции развития масонства в мировом контексте 10
ГЛАВА II. ЗАРОЖДЕНИЕ МАСОНСТВА В РОССИИ 17
2.1. Становление масонства в России 17
2.2. Основные черты развития масонства в России 22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 31
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 33
Он предлагал создать совет девяти, состоящий из шотландских мастеров, чтобы заменить капитул. Шварц считал, что только у розенкрейцеров могут храниться подлинные древние тайны и предлагал членам других обществ пройти три символические степени перед вступлением во Внутренний орден. Он остро критиковал масонов "шведской" системы и призывал конвент повлиять на них или разорвать отношения.Для России Вильгельмсбадский конвент стал ключевым событием, оказавшим значительное влияние на деятельность русских масонов в последующие десятилетия. Была создана независимая Великая провинциальная ложа, которая позволила российским масонам находиться вне подчинения иностранным центрам и не осуществлять им платежи. Однако единственным прерогативом, оставшимся у герцога Ф. Брауншвейгского, была возможность призвать иностранных масонов на конвент. В качестве управляющего органа, созданного Вильгельмсбадским конвентом, Провинциальная ложа России была признана масонским сообществом Европы. Теперь только эта ложа имела право устанавливать какие-либо правила в масонской среде России, в частности, капитулы.Группа масонов "шведской" системы и "второй союз" И.П. Елагина оказалась в изоляции и не смогла конкурировать с Провинциальной ложей. Хотя объединение всех российских масонов не было достигнуто, большинство лож перешли на "Исправленный шотландский устав" (ИШУ). Даже после того, как российские розенкрейцеры отказались признавать решения конвента в 1784 году, они продолжали использовать нормативные документы, принятые в Лионе и утвержденные в Вильгельмсбаде. Символические ложи большей части систем, введенных в России, оперировали в соответствии с документами ИШУ (уставами и обрядниками). Масоны России через ИШУ получили общие правила, которые они столь долго ждали после Вильгельмсбадского конвента.Российские масоны отличались от своих европейских коллег в своем безоговорочном приеме новой христианской ориентации масонства, провозглашенной в Вильгельмсбаде. Они видели цель масонства в сохранении и передаче тайного знания, которое, как считалось, было откровением Божьего учения, нацеленного на спасение человечества. Иисус Христос возвеличивался как Великий Архитектор Вселенной и глава ордена, позволяя руководителям трактовать учение Христа. Отличительной чертой российского масонства было сохранение связи с Православной церковью и ее священниками, что являлось важной составляющей масонского образования. Высшие степени российских масонских систем базировались на христианской доктрине и идее воссоединения человека.Возможные последствия основ, заложенных Вильгельмсбадским конвентом в России, могли быть весьма благоприятными. Российское масонство могло стать подобным шведскому: закрытым мужским клубом, учебным заведением для воспитания чиновников и подданных, а также дополнительным институтом, дополняющим церковное (христианское) образование. Однако подобные достижения были бы вероятны, если не при Екатерине II, то при ее преемниках. Однако политические факторы вмешались в этот процесс. Острое ухудшение отношений со Швецией и Пруссией, скандалы вокруг ордена иллюминатов, запрет масонских обществ в Австрии, приход розенкрейцеров к власти в Пруссии и, наконец, Великая французская революция — все это заставило российских императоров взглянуть на масонов с подозрением и ограничить их деятельность.Несмотря на короткое существование масонства в современной России, оно имеет свою историю. Значительную роль в создании лож Великого Востока Франции в России сыграл А.В. Липский — сын русских эмигрантов, офицер французской армии, удостоенный ордена Почетного Легиона. Со времени Второй мировой войны он стал активным членом Великого Востока и решил реализовать свою цель — способствовать возрождению социально-либерального масонства на исторической родине.В 1991 году в Москве зародилась первая ложа Великого Востока Франции под названием "Северная Звезда", ставшая первым этапом истории современного масонства в России. Позже были основаны еще несколько лож, такие как "Свободная Россия", "Северные Братья", "Девять Муз", "Полярная Звезда" в Архангельске, "Северная Пальмира" в Санкт-Петербурге, и московская ложа "Возрождение" в 1996 году.Однако в 1996 году при попытке создания национального Ордена, российские ложи Великого Востока Франции столкнулись с кризисом и фактически прекратили свое существование. На данный момент Великий Восток Франции имеет только одну мастерскую под названием "Москва", сформированную в 1997 году и объединяющую примерно десяток членов. В отличие от этого, Великая Ложа Франции создала в Париже в 1988 году "Русское масонское Содружество", в которое вошли 45 масонов российского происхождения. Организацию этой инициативы возглавил К.В. Мильский, родившийся в Одессе в 1916 году. На его предложение в 1991 году была открыта русскоязычная ложа "Александр Пушкин" в составе ВЛФ. Руководители этой ложи провели ряд передач на радиостанции "Свобода" и, получив письма от россиян, пригласили их во Францию для посвящения в масонство. После возвращения в Россию они открыли в Москве ложу "Николай Новиков" во время августовского путча 1991 года, "Лютецию" в 1993 году и "Сфинкс" в Петербурге в 1994 году. "Лютеция" и "Сфинкс" прекратили свою работу в 1997 году, а ложа "Николай Новиков", включающая в себя примерно десяток членов, продолжает свою деятельность, время от времени взаимодействуя с ложей "Москва" Великого Востока Франции.Великая Национальная Ложа Франции также приняла активное участие в создании лож в России. Заметную роль в этом сыграл отставной французский полковник М.В. Гардер (1916–1993), прошедший через тяжелые времена истории и занимавший высокие должности в французском Сопротивлении.Организация масонских лож в России получила значительную помощь от К.Н. Котлярова (1930–2002), известного как исполнителя русских народных песен и вольного каменщика с высокими степенями посвящения. В 1992 году в Москве была учреждена ложа "Гармония" при Великой Национальной Ложе Франции (ВНЛФ), начавшая свою деятельность с 12 человек. Затем были созданы ложи "Лотос" в Москве, "Астрея" в Петербурге, "Гамаюн" в Воронеже и "Аврора" в Москве для иностранцев. В 1995 году эти ложи объединились в Великую Ложу России (ВЛР) под руководством Г.Б. Дергачева.После кризиса Великого Востока Франции в 1996 году, ложи "Полярная Звезда" из Архангельска и другие присоединились к ВЛР. В последующие годы по всей России были созданы новые ложи под ее юрисдикцией, включая ложи во Владивостоке, Ярославле, Мурманске, Калининграде, Новосибирске и других городах. Однако не все масонские мастерские проявили достаточную жизнеспособность, и некоторые из них прекратили свою деятельность из-за недостатка членов или бездействия.Если в середине 1990-х гг. российские масоны не имели своего помещения и собрания проходили благодаря предоставлению кем-либо офиса, спортзала или учебной аудитории, то в настоящее время обе основных масонских структуры официальная ВЛР и Непризнанная ВЛР имеют постоянные помещения, специально оборудованные под масонский храм. Вывешенная на сайте ВЛР Конституция состоит из четырех разделов: основополагающие принципы; двенадцать принципов регулярности; обязанности масонов; основные принципы признания Великой ложи.В Конституции определяется, что масонство происходит из средневековых цеховых гильдий строителей — каменщиков, что оно основывается на «нерушимой вере всех его посвященных во Всевышнего Бога», что его основными принципами является «Познай самого себя» и «твори другому то, что желал бы, чтобы творили тебе». Масонство определяется здесь как «свободное сообщество независимых людей безотносительно к их вероисповеданию, стремящихся к осуществлению идеалов мира, любви и братства». Своими целями оно считает «нравственное усовершенствование человечества и практику истинной благотворительности». Конституция требует от посвященных уважения к чужому мнению и налагает строгий запрет на любые дискуссии по политическим и религиозным вопросам. Формулирует Конституция и предъявляемые к братьям моральные требования. Среди них безупречная репутация, лояльность к законным властям, благоразумие, признание труда высшим долгом человека, помощь братьям, человеколюбие, спокойствие и твердость характера, верность долгу и пр.Современное отечественное масонство крайне малочисленно Оно состоит из профессионально и социально состоявшихся мужчин среднего возраста, занятых в сфере интеллигентного труда, а также представителей мелкого и среднего бизнес-класса с крайне малочисленным включением представителей относительно крупного капитала. Современное российское масонство в соответствии с его основополагающими принципами не является политически ориентированным и не ставит перед собой каких-либо политических задач. Таким образом, становление первых масонских лож в России было событием, принесшим значительные изменения в масонской среде этой страны. Вильгельмсбадский конвент играл важную роль, приводя к формированию независимой Великой провинциальной ложи в России, что привело к установлению новых правил и норм в масонском сообществе этой страны. Российские масоны внесли собственные коррективы, несмотря на попытки ограничения их влияния со стороны некоторых группировок и введения новых систем, что стало важным этапом в развитии масонства в России.ЗАКЛЮЧЕНИЕИсторическое развитие масонства было процессом длительной эволюции, охватывавшим значительный период времени. Начиная с XVII века и до начала XIX века, масонское движение прошло через ряд ключевых этапов, связанных с формированием структур, консолидацией и объединением различных масонских организаций.Вначале масонское братство формировалось в общество, которое олицетворяло принципы взаимопомощи, развития духовности и образования. Со временем оно стало платформой для обмена идеями, связанными с эзотерикой, религиозной свободой и научными понятиями. Масоны стремились к обретению знаний о символах и аллегориях, отражающих древние традиции.Развитие масонства в Европе было сопряжено с появлением различных фракций и лож, каждая из которых преследовала собственные идеалы и цели. Важным этапом была консолидация и объединение этих разнообразных структур, что привело к созданию общенациональных масонских организаций. Великая Ложа Лондона, а затем Объединенная Великая ложа Древних Франкмасонов Англии стали олицетворением этого процесса объединения.Существует убедительная демонстрация интеграции масонства в высшие слои общества в различных странах. Важно отметить, что масонское братство не только проникало в различные сферы общества, но и оказывало влияние на ключевые политические и социальные процессы.Рассмотренные примеры из истории, такие как влияние масонства на американскую и французскую революции, а также активное участие масонов в военных и гражданских структурах, подчеркивают важность братства в формировании и реализации политических и общественных преобразований.Масонство выступает в качестве платформы для обмена идей, свободного обсуждения социальных вопросов и взаимодействия между представителями различных областей. Связи, установленные через масонские ложи, способствуют формированию общих ценностей и идей, влияющих на развитие государственных структур и общества в целом.Появление масонства в России было тесно связано с процессами внутри страны и влиянием европейских течений эпохи Просвещения. Первые шаги масонского движения отмечены в XVIII веке в Российской империи, преимущественно с приходом иностранных инициатив и влияний, особенно с английским и прусским воздействием. Важным моментом стало внедрение масонских идей и принципов в российское общество. Отмечается, что масонство не только продвигало принципы просвещения и интеллектуального развития, но и играло определенную роль в социальных и политических процессах.Масонские ложи России внедряли и адаптировали европейские масонские идеи и обряды, при этом пытаясь сохранить свою оригинальность и соответствие местным условиям. Становление первых масонских лож в России было сопряжено с многочисленными изменениями в масонской среде. Раскрытие активной деятельности российских масонов на международной арене, особенно их участие в Вильгельмсбадском конвенте, подчеркивает важность этого периода в истории масонства в России. Появление Великой провинциальной ложи и последующие изменения в уставах и обрядниках, в том числе применение ИСШ в деятельности российских лож, являются ключевыми показателями становления масонства в стране.Важно отметить, что первые масонские ложи в России не только отразили влияние европейских масонских идей, но и сыграли значительную роль в формировании масонского движения в стране.СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫИстория масонства в России[Электронный ресурс]. URL: https://russianmasonry.ru/history/istorija-masonstva-v-rossii/ (дата обращения: 11.12.2023).Конституция великой ложи России [Электронный ресурс]. URL: https://russianmasonry.ru/konstitucija-velikoj-lozhi-rossii/ (дата обращения: 11.12.2023).History of Freemasonry[Электронныйресурс]. URL: https://www.ugle.org.uk/discover-freemasonry/history-freemasonry(дата обращения: 11.12.2023).Белых В.С. Масонство: история, государство и право // Право и государство. 2015. № 2(67). С. 82-88. Випулис И.В. Масонское посвящение как синтез древних традиций // Культура и образование. 2017. № 4(27). С. 61-69. Глаголева Е. Повседневная жизнь масонов в эпоху Просвещения. М.: Молодая гвардия, 2012 425 сГладкова А.А. Интерпретация деятельности франкмасонства в творчестве Ш. Монселе // Французский язык на перекрестке культур: актуальные вопросы и перспективы исследования : Сборник статей. Витебск : Витебский государственный университет им. П.М. Машерова, 2021. С. 56-60. Дикки Д. Масоны. Как вольные каменщики сформировали современный мир / Пер. Валентин Фролов. Москва: КоЛибри, 2021. 416 с.Замойский Л.П. За фасадом масонского храма. М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2001. 287 с.Киясов С.Е. "Вольные каменщики": мистики, просветители, революционеры // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: История. Международные отношения. 2020. Т. 20, № 2. С. 209-214. Киясов С.Е. «Шотландский след» в масонском движении Британии // Изв. Сарат. ун-та Нов. сер. Сер. История. Международные отношения. 2016. №3. С. 1319-323.Киясов С.Е. Аббат О. Баррюэль о причинах и организаторах Французской революции // Вестник ВолГУ. Серия 4, История. Регионоведение. Международные отношения. 2017. №6. С. 133-144.Киясов С.Е. Власть и масонство в эпоху нового времени: противостояние или союз? // Изв. Сарат. ун-та Нов. сер. Сер. История. Международные отношения. 2019. №1. С. 43-51.Киясов С.Е. Европа и Россия: диалог культур на территории масонской ложи // "Свои" и "Другие" : Взаимодействие и восприятие культур Запада и России (К юбилею Виктора Леонидовича Малькова). Cанкт-Петербург : Издательство Алетейя, 2020. С. 133-151. Киясов С.Е. Масонство и Ватикан: начало противостояния // Модернизация культуры: от культурной политики к власти культуры. 2016. С. 286-290. Киясов С.Е. Объединенная Великая ложа Англии: история создания // Изв. Сарат. ун-та Нов. сер. Сер. История. Международные отношения. 2017. №3. С. 348-352.Киясов С.Е. Объединенная Великая ложа Англии: три столетия истории // Историческая память в теории и социокультурной практике: грани трансформаций и потенциал осмысления. 2021. С. 272-276. Кондаков Ю.Е. Русское масонство и Вильгельмсбадский конвент (1782 г.) // Клио. 2014. № 11(95). С. 103-106. Королев Ю.А. Феномен Шведского масонства в русской и Европейской истории // Вестник государственного и муниципального управления. 2021. Т. 10, № 2. С. 153-162. Кузьмишин Е.Л. Масонство. Второе издание, исправленное и дополненное. Ганга, 2019. 560 с.Лукманова А.Ф. Деятельность масонской русской эмиграционной ложи "Северная Звезда": историография проблемы // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия: Гуманитарные науки. 2019. № 1. С. 22-25. Лукманова А.Ф. История создания Русской эмиграционной ложи "Северная Звезда" // Вопросы национальных и федеративных отношений. 2019. Т. 9, № 1(46). С. 24-29. Масоны. Словарь. Великое искусство каменщиков / С. Карпачев. М.: АСТ: Олимп, 2008. 634 с.Новоторцева А.М. Новейшая зарубежная историография 60-90-х гг. О проблеме возрождения политического масонства в России в начале XX в. (о причинах, этапах, инициаторах) // Революции в России: теория и практика социальных преобразований. 2018. С. 329-344. Скопа В.А. Человек в идейных представлениях масонства эпохи просвещения // Актуальные проблемы науки и образования в условиях современных вызовов. 2022. С. 202-208. Смирнов Д.А. В.И. Старцев и его вклад в историографию русского масонства начала XX в // Частное и общественное в повседневной жизни населения России: история и современность. 2018. С. 101-107. Харитонович Д.Э. Масонство. М., 2001. 224 с.Хильченко М.В. История возникновения масонства начала XVIII- конец XIX вв. // Genesis: исторические исследования. 2021. №2. С. 61-71.
1. История масонства в России [Электронный ресурс]. URL: https://russianmasonry.ru/history/istorija-masonstva-v-rossii/ (дата обращения: 11.12.2023).
2. Конституция великой ложи России [Электронный ресурс]. URL: https://russianmasonry.ru/konstitucija-velikoj-lozhi-rossii/ (дата обращения: 11.12.2023).
3. History of Freemasonry [Электронный ресурс]. URL: https://www.ugle.org.uk/discover-freemasonry/history-freemasonry (дата обращения: 11.12.2023).
4. Белых В.С. Масонство: история, государство и право // Право и государство. 2015. № 2(67). С. 82-88.
5. Випулис И.В. Масонское посвящение как синтез древних традиций // Культура и образование. 2017. № 4(27). С. 61-69.
6. Глаголева Е. Повседневная жизнь масонов в эпоху Просвещения. М.: Молодая гвардия, 2012 425 с
7. Гладкова А.А. Интерпретация деятельности франкмасонства в творчестве Ш. Монселе // Французский язык на перекрестке культур: актуальные вопросы и перспективы исследования : Сборник статей. Витебск : Витебский государственный университет им. П.М. Машерова, 2021. С. 56-60.
8. Дикки Д. Масоны. Как вольные каменщики сформировали современный мир / Пер. Валентин Фролов. Москва: КоЛибри, 2021. 416 с.
9. Замойский Л.П. За фасадом масонского храма. М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2001. 287 с.
10. Киясов С.Е. "Вольные каменщики": мистики, просветители, революционеры // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: История. Международные отношения. 2020. Т. 20, № 2. С. 209-214.
11. Киясов С.Е. «Шотландский след» в масонском движении Британии // Изв. Сарат. ун-та Нов. сер. Сер. История. Международные отношения. 2016. №3. С. 1319-323.
12. Киясов С.Е. Аббат О. Баррюэль о причинах и организаторах Французской революции // Вестник ВолГУ. Серия 4, История. Регионоведение. Международные отношения. 2017. №6. С. 133-144.
13. Киясов С.Е. Власть и масонство в эпоху нового времени: противостояние или союз? // Изв. Сарат. ун-та Нов. сер. Сер. История. Международные отношения. 2019. №1. С. 43-51.
14. Киясов С.Е. Европа и Россия: диалог культур на территории масонской ложи // "Свои" и "Другие" : Взаимодействие и восприятие культур Запада и России (К юбилею Виктора Леонидовича Малькова). Cанкт-Петербург : Издательство Алетейя, 2020. С. 133-151.
15. Киясов С.Е. Масонство и Ватикан: начало противостояния // Модернизация культуры: от культурной политики к власти культуры. 2016. С. 286-290.
16. Киясов С.Е. Объединенная Великая ложа Англии: история создания // Изв. Сарат. ун-та Нов. сер. Сер. История. Международные отношения. 2017. №3. С. 348-352.
17. Киясов С.Е. Объединенная Великая ложа Англии: три столетия истории // Историческая память в теории и социокультурной практике: грани трансформаций и потенциал осмысления. 2021. С. 272-276.
18. Кондаков Ю.Е. Русское масонство и Вильгельмсбадский конвент (1782 г.) // Клио. 2014. № 11(95). С. 103-106.
19. Королев Ю.А. Феномен Шведского масонства в русской и Европейской истории // Вестник государственного и муниципального управления. 2021. Т. 10, № 2. С. 153-162.
20. Кузьмишин Е.Л. Масонство. Второе издание, исправленное и дополненное. Ганга, 2019. 560 с.
21. Лукманова А.Ф. Деятельность масонской русской эмиграционной ложи "Северная Звезда": историография проблемы // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия: Гуманитарные науки. 2019. № 1. С. 22-25.
22. Лукманова А.Ф. История создания Русской эмиграционной ложи "Северная Звезда" // Вопросы национальных и федеративных отношений. 2019. Т. 9, № 1(46). С. 24-29.
23. Масоны. Словарь. Великое искусство каменщиков / С. Карпачев. М.: АСТ: Олимп, 2008. 634 с.
24. Новоторцева А.М. Новейшая зарубежная историография 60-90-х гг. О проблеме возрождения политического масонства в России в начале XX в. (о причинах, этапах, инициаторах) // Революции в России: теория и практика социальных преобразований. 2018. С. 329-344.
25. Скопа В.А. Человек в идейных представлениях масонства эпохи просвещения // Актуальные проблемы науки и образования в условиях современных вызовов. 2022. С. 202-208.
26. Смирнов Д.А. В.И. Старцев и его вклад в историографию русского масонства начала XX в // Частное и общественное в повседневной жизни населения России: история и современность. 2018. С. 101-107.
27. Харитонович Д.Э. Масонство. М., 2001. 224 с.
28. Хильченко М.В. История возникновения масонства начала XVIII- конец XIX вв. // Genesis: исторические исследования. 2021. №2. С. 61-71.