Адаптация школьника к новым условиям
Заказать уникальный доклад- 24 24 страницы
- 10 + 10 источников
- Добавлена 01.02.2024
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
Введение.
1. Понятие «Адаптация» и ее виды в старшей школе.
2. Психологические особенности школьников старшей школы.
3. Практическое изучение адаптации школьников к старшей школе.
4. Рекомендации по повышению уровня адаптации учащихся старших классов: 9-го, 10-го, 11-го.
Заключение.
Список литературы.
Требуется проведение различных мероприятий, направленных на повышение уровня адаптации учащихся 9-го класса.Результаты опроса учащихся 10-го класса приведены в таблице 2.Таблица 2. Сводный протокол учащихся 10-го классаПоказатели № учащегося 1.2.3.4.5.6.7.8.9.10.Итоговый показательадаптивность79%57%54%75%29%74%37%82%74%76%64%Среднийпринятие себя75%61%71%81%38%83%52%83%85%82%71%Среднийпринятие других77%36%61%81%36%79%32%77%76%79%60%Среднийинтернальность75%30%27%77%45%78%32%80%72%75%59%Средний доминирование74%32%36%75%25%86%26%69%74%69%57%Среднийэмоциональный комфорт76%27%32%79%52%80%27%79%76%74%60%Средний Средний показательС76%Н40%Н47%С65%Н37%В80%Н34%С78%С76%С76%62% средний Анализируя данные показатели, можно с уверенностью сказать, что адаптация старшеклассников 10-го класса находится на среднем уровне. Данные подтверждаются диаграммой, представленной на рисунке 2.Рисунок 1 Показатели опроса учащихся 10-го класса Анализируя показатели опроса учащихся 10-го класса можно сказать следующее:В данном классе присутствуют 4 человека, имеющие низкий уровень адаптации, что говорит о том, что либо они поступили в класс позже других учащихся, либо их социальные навыки не сформированы в соответствии с возрастом, они замкнуты, не умеют или не желают общаться с одноклассниками, у них присутствует страх, боязнь в суждениях и высказывании, в принятии каких-либо решений и выполнении самостоятельных действий.Среди опрошенных учащихся нет того, кто бы имел высокий уровень адаптации, что означает, что микроклимат в классе требует коррекционных мероприятий со стороны педагога-психолога и классного руководителя. Отсутствует лидер, так как показатель «доминирование» находится ближе к низкому уровню. Лидер в положительном качестве – это человек, который может контролировать себя и других, уметь организовать, быть дружелюбным, ответственным и уверенным. Данные качества могут передаваться другим учащимся, что носит положительный характер для сплочения коллектива.Поле проведения опроса с учащимися 11-го класса, был составлен сводный протокол (Таблица 3) Таблица 3. Сводный протокол учащихся 11-го классаПоказатели № учащегося 1.2.3.4.5.6.7.8.9.10.Итоговый показательадаптивность81%57%64%85%59%84%57%82%74%86%73%Среднийпринятие себя82%61%80%83%58%85%62%83%85%82%128%Высокийпринятие других87%37%71%84%56%89%52%87%76%89%121%Высокийинтернальность85%33%67%87%55%78%62%80%72%85%117%Высокий доминирование84%35%66%85%55%86%56%89%74%89%120%Высокийэмоциональный комфорт86%30%72%81%62%80%67%89%76%84%121%Высокий Средний показательВ84%Н42%С70%В84%С57%В83%С39%В85%С76%В85%113% Высокий Данные, занесенные в таблицу говорят о том, что уровень адаптации старшеклассников – высокий. Рисунок 2 Показатели опроса учащихся 11-го класса Анализируя показатели сводного протокола, можно сказать с уверенностью, что в данном классе в ученическом коллективе существует положительный микроклимат, не смотря на то, что один их опрошенных учащихся имеет низкий уровень адаптации. Данный учащийся не чувствует себя комфортно в данном коллективе, не принимает действий и мнений своих одноклассников, не уверен в себе, в своих суждениях и действиях, замкнут, не стремиться быть лидером, а наоборот приспосабливается к окружающим и окружающей обстановке, не пытается что-либо изменить в данном случае. Это говорит о том, что с данным учащимся 11-го класса необходимо проводить коррекционные мероприятия, как педагогу-психологу, так и другим педагогам.Результаты опроса детей старших классов лицея, показали, что необходимо составить рекомендации для родителей и педагогов, по повышению уровня адаптации в данных классах, направленные на индивидуальные и возрастные особенности учеников.Рекомендации по повышению уровня адаптации учащихся старших классов: 9-го, 10-го, 11-го лицея. Рекомендации для педагогов и родителей.Оказывать своевременную психологическую поддержку учащемуся, при вхождении его в новый ученический коллектив.В данных классах усложняется и увеличивается учебный материал, поэтому необходимо полное содействие со стороны педагогов и родителей при его изучении.При появлении низких оценок при изучении какого-либо предмета, необходимо выяснить причину, иначе ученик замкнется, потеряет интерес и желание обучаться.Необходимо совместно учащимся проанализировать его недостатки в обучении и общении с учащимися, выяснить какая форма (устный, письменный ответ, доклад и т.п.) больше всего ему приемлема во время вхождения в новый коллектив.Необходимо проводить индивидуальные консультации для «отстающих» учащихся, не унижать их достоинство в присутствии всего коллектива или отдельных лиц одноклассников.Проводить различные мероприятия развлекательного и интеллектуального характера для сплочения ученического коллектива класса, учитывая мнения учащихся и их интересы.Создавать условия для неуверенных в себе учащихся, способствующие раскрытию положительных качеств личности, используя трудовые и общественные поручения.Необходимо использовать в работе с учащимися «Приемы создания ситуации успеха», например, «У вас обязательно получиться…», «Я даже не сомневаюсь в ваших успехах…», «Люди учатся на своих ошибках…», «Только тебе я могу доверить и никому больше…» и т.п.Родителям в обязательном порядке держать контроль за посещаемостью и успеваемостью своего ребенка.Родителям чаще разговаривать и беседовать о значимости обучения, сохранять чувство юмора и оптимизма в любой ситуации.Относится к учащимся в соответствии с возрастными показателями, их индивидуальными способностями и возможностями.Относится к учащимся с уважением, учитывая их мнение и интересы.Проводить мероприятия, используя совместное взаимодействие родителей и учащихсяЗаключение.В процессе данной работы были изучены теоретические аспекты адаптации школьников к старшим классам, а именно, 9-го, 10-го, 11-го классов лицея. Было раскрыто понятие «адаптация», а также ее влияние на успеваемость и успешность старшеклассника. Было указано, что проблемой адаптации в старших классах образовательных учреждений занимались ученые-педагоги как Г.Н. Каменева, С.И. Кудинов, С.С. Кудинов, С.С. Хаммад, Б.Х. Варданян, Е.Е. Бочарова, которые указывает на готовность личности к адаптации, Р.М. Шамионов.Была определена актуальность, поставлены цель и задачи данной работы, подобрана методика изучения адаптации учащихся к старшим классам лицея. Учитывая психологические особенности школьников старших классов лицея, была выбрана методика диагностики социально-психологической адаптации К.Рождерса и Р. Даймонда. Данная методика позволяет определить, хорошо ли старший школьник адаптируется к новым условиям, принимает ли он или не принимает общение со сверстниками, комфортно ему или нет, является он ведущим или ведомым, существует у него эмоциональный дискомфорт или нет. По результатам данной методики, было выявлено, что трудности в адаптации испытывают учащиеся всех старших классов – 9-го, 10-го, 11-го. Но больше всего детей с низким уровнем оказалось в 9-м классе, так как они вновь поступили в лицей. Оказалось, что они не уверенны в себе, в своих силах, суждениях и действиях; испытывают боязнь и страх при общении с окружающими; не могут увидеть у себя положительных качеств, чаще всего испытывают вину.Итоги опроса показали, что педагогам и родителям необходимо использовать рекомендации по повышению уровня адаптации школьников в старших классах. Рекомендации представлены в данной работе.Современный мир бывает порой жесток, как со стороны взрослых, так и со стороны сверстников. Необходимо помнить, что главную роль в положительной адаптации школьника старших классов образовательных учреждений принадлежит взрослому. Также нельзя забывать, что адаптация – это слово приемлемо для всех, кто поступает на обучение в новый ученический коллектив. Список литературы.Гордашников В.А., Осин А.Я. Образование и здоровье студентов медицинского колледжа – М., 2009. // Научная электронная библиотека.Дубровина И.В. Рабочая книга школьного психолога – М.: Просвещение, 1995 – 303 с.Малышев И.В. Особенности социально-психологической адаптации и стрессовой личности старшеклассников в условиях меняющегося общества // Акмология образования. Психология развития, 2016, Т. 5, вып. 2 (18).Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник – М.: Академия, 2009 – 452 с.Обухова Л.Ф. Возрастная психология – М.: Юрайт-Издательство, 2012 – 460 с.Подьяков А.Н. Исследовательское поведение. Стратегия, познание, помощь, противодействие, конфликт – М.: Эребус, 2000 – 200 с.Тюрина Н.В. Понятие адаптация в современной психологии // Вестник АГТУ, 2007, № 5 (40). Федоренко Л.Г. Психологическое здоровье в условиях школы: Психопрофилактика эмоционального напряжения – СПб.: КАРО, 2003 – 208 с.Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-педагогическая диагностика развития личности и малых групп – М.: Издательство Института Психотерапии, 2002 – 2-3 с. Черникова Т.В. Старшеклассник без стрессов и тревог. Программы учебно-тренировочных и клубных занятий: методическое пособие – М.: Глобус, 2007 – 155 с.
1. Гордашников В.А., Осин А.Я. Образование и здоровье студентов медицинского колледжа – М., 2009. // Научная электронная библиотека.
2. Дубровина И.В. Рабочая книга школьного психолога – М.: Просвещение, 1995 – 303 с.
3. Малышев И.В. Особенности социально-психологической адаптации и стрессовой личности старшеклассников в условиях меняющегося общества // Акмология образования. Психология развития, 2016, Т. 5, вып. 2 (18).
4. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник – М.: Академия, 2009 – 452 с.
5. Обухова Л.Ф. Возрастная психология – М.: Юрайт-Издательство, 2012 – 460 с.
6. Подьяков А.Н. Исследовательское поведение. Стратегия, познание, помощь, противодействие, конфликт – М.: Эребус, 2000 – 200 с.
7. Тюрина Н.В. Понятие адаптация в современной психологии // Вестник АГТУ, 2007, № 5 (40).
8. Федоренко Л.Г. Психологическое здоровье в условиях школы: Психопрофилактика эмоционального напряжения – СПб.: КАРО, 2003 – 208 с.
9. Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-педагогическая диагностика развития личности и малых групп – М.: Издательство Института Психотерапии, 2002 – 2-3 с.
10. Черникова Т.В. Старшеклассник без стрессов и тревог. Программы учебно-тренировочных и клубных занятий: методическое пособие – М.: Глобус, 2007 – 155 с.