Тренажер «Сорбонки» как средство формирования орфографических навыков при изучении орфограмм корня
Заказать уникальную дипломную работу- 61 61 страница
- 36 + 36 источников
- Добавлена 02.02.2024
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРИМЕНЕНИЯ ТРЕНАЖЕРА «СОРБОНКИ» КАК СРЕДСТВА ФОРМИРОВАНИЯ ОРФОГРАФИЧЕСКИХ НАВЫКОВ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ 5
1.1. Особенности курса орфографии в начальной школе 5
1.2. Характеристика тренажера «Сорбонки» как средства обучения в начальной школе 11
1.3. Опыт применения тренажера «Сорбонки» как средства формирования орфографических навыков в начальной школе 17
Выводы по главе 1 21
Глава 2. Особенности применения тренажера «Сорбонки» с целью формирования у младших школьников орфографических навыков при изучении орфограмм корня 23
2.1. Оценка уровня знаний обучающимися орфограмм корня 23
2.2. Формирование знаний орфограмм корня средствами тренажера «Сорбонки» 26
2.3. Анализ эффективности разработанного комплекса упражнений на основе тренажера «Сорбонки» при формировании у обучающихся орфографических навыков при изучении орфограмм корня 30
Выводы по главе 2 34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 36
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 38
ПРИЛОЖЕНИЕ 42
В связи с этим, эмпирическая часть нашего исследования приобретает особую значимость.До проведения эксперимента мы выявили, что от 24,1% до 37,9% обучающихся имели низкий уровень знаний орфограмм корня, что говорит о необходимости разработки и применения новых подходов к обучениюНами было проведено три урока с использованием карточек-сорбонок. Они поменялись на разных этапах урока. Сорбонки были выполнены нами в виде раскладушки (лист бумаги, сложенный пополам). Мы приняли решение использовать не классические сорбонки, а карточки-раскладушки, чтобы предупредить слишком раннее рассматривание обратной стороны карточки.После проведения эксперимента обучающиеся имели высокие показатели в 55,2-72,4% случаев, средние показатели – в 27,6-44,8% случаев.Анализ динамики показателей позволил заключить, что по всем пяти вопросам, а также по итоговому показателю был получено прирост. При этом по результатам повторного тестирования не было выявлено детей, у которых были бы низкие показатели. Доля детей со средними показателями снизилась с 34,5-58,6% до 31,0-44,8%. Доля детей с высокими результатами выросла с 13,8-20,7% до 55,2-72,4%.СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВНаучная литератураХаустова В.Н. Методы и приемы стимулирования мышления на уроках математики в начальных классах / В.Н. Хаустова, В.И. Куриленко, М.А. Полякова // Актуальные задачи педагогики. Материалы VIII Международной научной конференции, 2017. — С. 94-95.Гончарова М.А. Достижения предметных результатов обучения младших школьников в процессе изучения операции сложения в первом классе / М.А. Гончарова, Г.Ю. Алексеева // Актуальные вопросы современной науки и образования. Материалы научной сессии 2021 Борисоглебского филиала ФГБОУ ВО «ВГУ», 2021. — С. 94-100.Юлдашева А.Н. Использование эффективных приемов, стимулирующих познавательную активность низкомотивированных учащихся / А.Н. Юлдашева // Интеграция методической (научно-методической) работы и системы повышения квалификации кадров. Материалы XXIII Международной научно-практической конференции, 2022. — С. 353-358.Кочергина Н.И. Современные приемы обобщения знаний обучающихся по химии / Н.И. Кочергина, С.И. Алферова, А.С. Курлова // Инновационные методы обучения и воспитания. Сборник статей Международной научно-практической конференции, 2020. — С. 122-126.Демидова В.П. Совершенствование вычислительных навыков учащихся начальной школы с использованием элементов технологии В.Н. Зайцева / В.П. Демидова // Психологическая и педагогическая основа современной образовательной среды. Сборник статей Международной научно-практической конференции, 2019. — С. 44-46.ТимерхановаН.Н. Дидактические материалы по пословицам и поговоркам, созданные с использованием PowerPoint / Н.Н. Тимерханова, А.В. Вахрушева // Этнопедагогика как фактор сохранения российской идентичности. Сборник материалов Международной научно-практической конференции, посвященной 90-летию со дня рождения академика Г.Н. Волкова, 2017. — С. 488-491.Мелешко, О.П. Понятие и формы педагогической технологии / О.П. Мелешко, Ю.Г. Кипселиди // Пробелы в российском законодательстве. Юридический журнал, 2017. — № 1. — С. 234-238Андрющенко Т.Ю. Возрастная психология и возрастные кризисы: кризис развития ребенка семи лет: учебное пособие для вузов / Т.Ю. Андрющенко, Г.М. Шашлова. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2023. — 103 с.Аксенова А.К. Дидактические игры на уроках русского языка в 1-4 классах вспомогательной школы. Книга для учителя / А.К. Аксенова, Э.В. Якубовская. —2-е изд., доп. — М.: Просвещение, 1991. — 174 с.Усманова, Н.И. Дидактические игры в начальных классах / Н.И. Усманова // Экономика и социум, 2020. — № 4 (7). — С. 939-942БережковскаяЕ.Л. Психология развития и возрастная психология: учебник для вузов: учебник для студентов высших учебных заведений / Е.Л. Бережковская. — М.: Юрайт, 2022. — 356 с.Мухина В.С. Возрастная психология. Феноменология развития: учебник для студентов высших учебных заведений / В.С. Мухина. — 17-е изд., стер. — М.: Академия, 2019. — 655 сОбухова Л.Ф. Возрастная психология: учебник для среднего профессионального образования / Л.Ф. Обуховаю— М.: Издательство Юрайт, 2023. — 460 с.Шаповаленко И.В. Психология развития и возрастная психология: учебник и практикум для вузов / И.В. Шаповаленко. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2023. — 457 с.Филатова О.Н. Геймификация образовательного процесса / О.Н. Филатова, С.А. Зиньвьева, О.Н. Никитина // Проблемы современного педагогического образования, 2022. — № 77-2. — С. 379-381.ГимельштейнЕ.А. Применение инструментов геймификации в образовании / Е.А. Гимельштейн, Д.Ф. Годован, Д.В. Стецкая // Бизнес-образование в экономике знаний, 2020. — №3(7). — С. 32-34.Лякина Ю.С. Факторы развития геймификации в образовании / Ю.С. Лякина, Т.Г. Захарова // Вестник науки, 2022. — Т. 3. — № 12 (57). — С. 205-208.Филатова О.Н. Геймификация образовательного процесса / О.Н. Филатова, С.А. Зиньвьева, О.Н. Никитина // Проблемы современного педагогического образования, 2022. — № 77-2. — С. 379-381.АндриенвоО.А. О необходимости применения игровых технологий обучения / О.А. Андриенко // Балканское научное обозрение, 2019. — Т. 3. — № 2 (4). — С. 5-8Смирнова Е.О. Психология и педагогика игры: учебник и практикум для вузов / Е.О. Смирнова, И.А. Рябкова. — М.: Издательство Юрайт, 2022. — 223 с.Шемякина И.Н. Организация воспитания и обучения. Дидактическая игра как эффективный метод обучения / И.Н. Шемякина // Национальная ассоциация ученых, 2021. — №36-4. — С. 47-48.ГайдаржиЛ.В. Формирование метапредметных знаний по русскому языку через использование системно-деятельностного подхода / Л.В. Гайдаржи // Инновационные технологии в науке и образовании. Сборник статей XVI Международной научно-практической конференции, 2019. — С. 129-131.ПапельскаяИ.И. Развитие учебной мотивации у младших школьников на уроках русского языка / И.И. Папельская // Перспективные педагогические разработки. Сборник статей Международного профессионально-методического конкурса, 2022. — С. 28-37.КалайджянТ.В. Проблема формирования орфографической зоркости у учащихся начальной школы в теории и на практике / Т.В. Калайджян, В.Н. Кулик // Гуманитарная парадигма, 2018. — № 1 (4). — С. 20-27Степаненко С.Б. Метод флеш-карт в образовании / С.Б. Степаненко // Новые технологии в образовании. Материалы XIX Международной научно-практической конференции, 2014. — С. 39-42.Ядер Р. Использование мобильных приложений с флеш-картами как технология формирования лексического минимума в обучении языкам / Р. Ядер // Современные образовательные технологии — средство и инструмент преподавания русского языка и литературы. Материалы Международной научно-практической конференции, 2017. — С. 27-29.НекораН.Е. Использование флеш-карт на занятиях по РКИ (лексико-грамматический аспект) / Н.Е. Некора // Воспитание языкового вкуса студентов в процессе преподавания русской словесности. Материалы докладов и сообщений XXIV международной научно-методической конференции, 2019. — С. 480-483.СалибаА.Г. Эффективность применения информационных технологий в обучении РКИ / А.Г. Салиба // Язык, культура и профессиональная коммуникация в современном обществе. Материалы IX международной научной конференции, посвященной 10-летию кафедры русского языка как иностранного, 2020. — С. 48-52.ИсмаиловаХ.Э. Онлайн-сообщество Quizlet в практике обучения русскому языку как иностранному / Х.Э. Исмаилова, О.В. Бондарева // Русское культурное пространство: язык — ментальность — понимание. Сборник материалов XX Международной научно-практической конференции, 2020. — С. 251-254.Шишкина И.В. Из практики создания и внедрения в учебный процесс РКИфлеш-карточек / И.В. Шишкина // Вопросы педагогики, 2022. — № 2-1. — С. 319-322.ПепельскаяИ.И. Развитие учебной мотивации у младших школьников на уроках русского языка / И.И. Папельская // Перспективные педагогические разработки – 2022. Сборник статей Международного профессионально-методического конкурса, 2022. – С. 28-37.АбашкинаН.А. Метапредметный подход к проектированию уроков русского языка / Н.А. Абашкина // Дополнительное профессиональное образование педагогических кадров в контексте акмеологических идей. Материалы II Международной электронной научно-практической конференции, 2021. – С. 6-11.Современный русский язык: Теория. Анализ языковых единиц: учебник для студентов высших учебных заведений. В 2 ч. Ч. 1. Фонетика и орфоэпия. Графика и орфография. Лексикология. Фразеология. Лексикография. Морфемика. Словообразование / Е.И. Диброва, Л.Л. Касаткин, Н.А. Николина, И.И. Щеболева; под ред. Е.И. Дибровой. – 3-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2008. – 480 сСовременный русский язык: учебник и практикум для академического бакалавриата: учебник для студентов высших учебных заведений, обучающихся по гуманитарным направления и специальностям: учебник для высших учебных заведений. В 3 т. Т. 1. Фонетика. Орфография. Лексикология. Спловообразование / С.М. Колесникова, Н.А. Николина, В.А. Лаврентьев и др.; под ред. С.М. Колесниковой. – М.: Юрайт, 2017. – 305 с.Электронные ресурсыПриказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 года №373 «Об утверждении и введении в действие Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования». — URL :https://fgos.ru/fgos/fgos-noo/. — (28.12.2023).Федеральная рабочая программа начального общего образования «Русский язык» (для 1-4 классов образовательных организаций). — URL :https://edsoo.ru/wp-content/uploads/2023/08/01_ФРП_Русский-язык_1-4-классы.pdf. — (28.12.2023).ПРИЛОЖЕНИЕКонспект урока на тему «Правописание безударных гласных в корне слова»Класс: 2.Тема урока: Правописание безударных гласных в корне слова.Предмет: русский язык.Тип урока: урок изучения нового материала.Планируемый результат обучения, в том числе и формирование УУД:Предметные: владение первоначальными представлениями об орфографических нормах русского языка, в частности о правописании безударных гласных в корне слова; осознание безошибочного письма как одного из проявлений собственного уровня культуры, применение орфографических правил при записи собственных и предложенных текстов; владение умением проверять написанное.Личностные:проявление навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций; ориентирование в социальных ролях и межличностных отношениях; восприятие речи учителя (одноклассников), непосредственно не обращенной к обучающемуся.Метапредметные:Познавательные УУД: понимание заданный вопрос, в соответствии с ним построение ответа в устной форме; осуществление поиска нужной информации в учебнике и учебных пособиях; понимание знаков, символов, моделей, схем, приведенных в учебнике и учебных пособиях; овладение умением смыслового восприятия учебного текста; осуществление анализа и сравнения.Коммуникативные УУД:использование в общении правил вежливости; восприятие текста с учетом поставленной задачи.Регулятивные УУД:принятие и сохранение учебной задачи, соответствующей этапу обучения.Ресурсы:Интерактивная доска, проектор, доступа в Интернет.Карточки белого цвета с письмом. Плакат с незаполненным алгоритмом «Проверка орфограмм корня».Аналог плаката на листочке, который можно вклеить в тетрадь.Сорбонки в виде раскладушки (лист бумаги, сложенный пополам) со словами и проверочными словами к ним (зеленые карточки с номерами 1, 2 и 3):№1 —поб…дить(побЕ́да), з…ма (зИ́мний), од…рить (дА́р);№ 2 —выч…слять (чИ́сла), щ…бетать (щЕ́бет), разл…вать (лИ́ть);№ 3 —зав…зать (вЯ́жет), г…стить (гО́́сть), отв…чать (отвЕ́т).Карточки в виде раскладушки синего цвета со словами с пропусками:в…йна, гр…чи, д…ска, к…за, л…сты, …кно, сл…за, вр…ги, гр…за, зв….зда, к…пна, л…цо, п…ро, с….ва, гр….да, з…мля, пл….та, ч….сло.Карточки со смайликами – веселым, задумчивыми и грустным.Ход урока:Этап урокаСодержание учебного материала.Деятельность учителяДеятельностьобучающихся1. Организационный этап урокаДобрый день. Прошу садиться.Приветствуют педагога. Организуют свое рабочее место, проверяют наличие индивидуальных учебных принадлежностей на столе2. ЦелеполаганиеСегодня мы с вами повторим тему правописания безударных гласных в корне слова. Давайте вспомним, что такое гласные буквы.Отвечают на вопрос педагога.Отлично. Гласные буквы — это буквы, которые на письме обозначают гласные звуки. Мы знаем 10 гласных букв. Это а, о, э, е, и, ы, у, ё, ю, я.Слушают педагога.Давайте поупражняемся. На доске написано пять слов — жилет, полено, стакан, белый. Выделите все гласные. Выполняют задание у доски.А теперь поставьте ударение в этих словах. Какие гласные являются ударными, а какие безударными? Молодцы!Выполняют задание у доски.Безударные буквы словах очень хитрые. Часто они прикидываются другими буквами, обманывают нас, что приводит к ошибкам в письме. Давайте попробуем разгадать их тайны и разоблачить мошенниц! 3. Изучение нового материалаМне недавно пришло письме от одного из моих учеников. Оно у вас на белых карточках. Давайте его прочитаем.Миша пишет: «Вчера я пошел в земний лес. Там было кросиво. Я видил много белок». Как вам кажется, это письмо написано грамотно? Какие ошибки допустил Миша?Итак, какое слово первое? Верно, слово «земний» пишется не с буквой «е», а с буквой «и». Как вы думаете, почему Миша ошибся? Отчасти вы правы, но давайте разберем подробнее. Какая это буква — гласная или согласная? Верно, это гласная буква. Она стоит под ударением? Верно, она безударная. Именно поэтому Мише было трудно написать это слово верно, т.к. буква не явно слышится.Как мы посоветуем Мише проверять правильность написания таких букв? Верно. Миша должен подобрать проверочное слово, в котором безударная буква становится ударной. А что для этого нужно сделать?Верно. Для этого мы должны изменить форму слова или подобрать родственное слово таким образом, чтобы наша гласная стала ударной. Каким будет проверочное слово к слову «зимний». Верно, это слово зи́мушка. Какие еще слова неверно написал Миша? Да, это слова «кросиво» и «видил». Как нужно было написать? Какие проверочные слова мы подберем для проверки?Верно. Нужно было написать «красиво» и «видел». Проверочными словами будут «кра́ше» и «виде́ние».Читают письмо.Отвечают на вопросы педагога.А теперь попробуем выполнить несколько заданий. Для этого познакомимся с новыми карточками. Эти карточки не простые, они волшебные. На лицевой стороне карточек у нас вопрос, а внутри — ответ на наш вопрос или подсказка для того, чтобы мы могли этот ответ легко найти. Слушают педагога.Берем зеленую карточку №1. На одной стороне карточки написано слово «победить». Как оно пишется? Верно, с буквой «е». А какое проверочное слово? Верно, это слово «победа». Второе слова на нашей карточке — это «зима». Какую букву мы вставим вместо пропуска? Верно. Это буква «и». Какое будет проверочное слово? Верно, это слово «зимний». Третье слово — это слово одарить. Какую букву мы вставим вместо пропуска? Да, это буква «а». А проверочное слово будет? Да, это слово «дар».Давайте проверим себя и развернем карточку. Мы верно вставили пропущенные буквы и подобрали проверочные слова? Да, мы сделали это верно.Выполняют задание.4. Закрепление нового материалаУ нас есть также карточки №2 и №3. Разделитесь на пары. Сначала один из вас выполняет задания карточки №2, а втором проверяет. Затем второй проверяет задания карточки №3, а первый проверяет. Выполняют работу в парах.Молодцы!Мудрый совенок предлагает нам поиграть (педагог загружает карточку с сайта LearningApps (https://learningapps.org/view602494)). Вам предлагается выбрать букву, которую мы можем вставить на место пропусков. Если выбор будет неверным, то слово загорится красным цветом.Игра будем командная. Разделитесь на четыре команды. Каждая строчка будет решаться отдельной командой. Выиграет тот, кто оказался более точным. Молодцы! Выполняют задание.У нас с вами будет несколько уроков и мы создадим алгоритм. Итак, наш алгоритм будет выглядеть так (размещение плаката на доске). Сегодня мы заполним только его часть. У вас есть аналог большого плаката, только на маленьком листочке. Его нужно вклеить в тетрадь и также постепенно его заполнять.Выполняют задание.Итак, для того, чтобы верно написать букву в корне слова, нужно найти проверочное слово. Для этого сначала мы определяем орфограмму. Первая наша орфограмма — это безударная гласная. Для того чтобы подобрать проверочное слово мы должны изменить форму слова или подобрать родственное слово таким образом, чтобы наша гласная стала ударной. Запишем это в наш алгоритм (пишется маркером на плакате) на плакате и в тетрадях.Выполняют задание.5. Домашнее заданиеРазберите синие карточки. Это ваше домашнее задание. Необходимо заполнить пропуски.Вторым заданием будет создание волшебной карточки с тем правилом, которое мы с вами изучили. Каждый должен выполнить по одной карточке. Записывают домашнее задание.6. Рефлексия (подведение итогов)У вас на столах карточки со смайликами – веселым, задумчивыми и грустным. Если вы все поняли, вам понравилось задание, то используйте веселый смайлик, если обставились вопросы – задумчивый смайлик, если вы не поняли тему – грустный смайлик.Ставят оценку.Конспект урока на тему «Парные звонкие и глухие согласные в корне слова»Класс: 2.Тема урока: Парные звонкие и глухие согласные в корне слова.Предмет: русский язык.Тип урока: урок изучения нового материала.Планируемый результат обучения, в том числе и формирование УУД:Предметные: владение первоначальными представлениями об орфографических нормах русского языка, в частности о правописании парных звонких и глухих согласных в корне слова; осознание безошибочного письма как одного из проявлений собственного уровня культуры, применение орфографических правил при записи собственных и предложенных текстов; владение умением проверять написанное.Личностные:проявление навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций; ориентирование в социальных ролях и межличностных отношениях; восприятие речи учителя (одноклассников), непосредственно не обращенной к обучающемуся.Метапредметные:Познавательные УУД: понимание заданный вопрос, в соответствии с ним построение ответа в устной форме; осуществление поиска нужной информации в учебнике и учебных пособиях; понимание знаков, символов, моделей, схем, приведенных в учебнике и учебных пособиях; овладение умением смыслового восприятия учебного текста; осуществление анализа и сравнения.Коммуникативные УУД:использование в общении правил вежливости; восприятие текста с учетом поставленной задачи.Регулятивные УУД:принятие и сохранение учебной задачи, соответствующей этапу обучения.Ресурсы:Карточка-сорбонка в виде раскладушки синего цвета с буквами на одной стороне и парами на другой стороне.Карточка-сорбонка в виде раскладушки зеленого цвета со следующими парами слов: хле.(б,п) – хлеб, горо(д,т) – город, ло(д, т)ка – лодка, ду(д, т)ка – дудка, ду(б, п) – дуб, моро(з, с) – мороз.Карточка-сорбонка в виде раскладушки желтого цвета. На одной стороне представлены слова с пропусками, на второй – проверочные слова: ло…ка – лодочка, ду…ки – дудочка, ры…ка – рыбак, моро… – морозить, гри… – грибы, холо… – холодок.Плакат с алгоритмом.Красная карточка с домашним заданием. В нем текст следующего содержания: «Все покрыл пушистый сне…. На улице намело высокие сугро…ы. Словно вбелой шу…е стояли могучие липы. Замер…ла вода в пру…у». Карточки со смайликами – веселым, задумчивыми и грустным.Ход урока:Этап урокаСодержание учебного материала.Деятельность учителяДеятельностьобучающихся1. Организационный этап урокаДобрый день. Прошу садиться.Приветствуют педагога. Организуют свое рабочее место, проверяют наличие индивидуальных учебных принадлежностей на столе2. Проверка домашнего заданияНа прошлом занятии мы с вами вспомнили как пишутся безударные гласные в корне слова. Вашим домашним заданием было создать карточки-сорбонки. Давайте попробуем их решить. Вы по одному выходите к доске и показываете свою карточку. Класс отвечает на ваш вопрос. Вы показываете ответ.Показывают карточки, отвечают на вопросы.Молодцы!3. ЦелеполаганиеМы с вами продолжает изучать орфограммы корня. Посмотрите на синюю карточку. Что вы видите на первой стороне? На какие пары можно разделить эти буквы?Верно, они делятся на пары по цвету по глухости-звонкости. Переверните карточку. Вы видите 11 пар. Сегодня мы изучим правила написания данных буквы в корне слова.Отвечают на вопрос педагога.Выполняют задание на карточке.4. Изучение нового материалаПарные звуки, которые вы видите на синей карточке, часто путают нас. Иногда слышится одна буква, а пишется – другая. Рассмотрите лицевую сторону зеленой карточки. На ней вы видите слова с пропущенными буквами. Давайте подставим верную букву.А теперь проверим себя, перевернув карточку.Выполняют задание на карточке.Нам не все удалось. Почему? Как распознать буквы, которые нужно написать?Верно, нужно подобрать проверочное слово.Отвечают на вопрос педагога.Возьмите желтую карточку. Давайте попробуем подобрать проверочное слово. Для этого нужно поменять форму исходного слова или выбрать родственное слово таким образом, чтобы после согласного стоял гласный, либо такие согласные как л, м, н, р, в. Подберем проверочные слова.Молодцы! Теперь проверяем правильность своего решения, развернув карточку. Выполняют задание на карточке.5. Закрепление нового материалаНа прошлом уроке мы с вами заполняли алгоритм. Часть его у нас уже заполнена. Сегодня мы заполним еще одну его часть. Я пишу на плакате (педагог размещает плакат на доске). Итак, у нас написано, что для того, чтобы верно написать букву в корне слова при безударной гласной, мы должны изменить форму слова или подобрать родственное слово таким образом, чтобы наша гласная стала ударной. Заполним вторую колонку. Что мы напишем?Верно! Мы напишем, что нужно изменить форму слова или подобрать родственное слово так, чтобы после согласного стоял гласный, либо л, м, н, р, в.Пишем это в тетрадь.Выполняют задание.5. Домашнее заданиеРазберите красные карточки. Это ваше домашнее задание. Необходимо заполнить пропуски. К каждому слову вы должны подобрать проверочное слово. Вторым заданием будет создание волшебной карточки с тем правилом, которое мы с вами изучили. Работать будете в команде. Всего будет четыре команды. От каждой команды на следующем занятии я жду одну карточку, на которой должно быть пять слов. На одной стороне вы напишете эти слова с пропусками, на второй стороне – ответ и проверочное слово.Записывают домашнее задание.6. Рефлексия (подведение итогов)У вас на столах карточки со смайликами – веселым, задумчивыми и грустным. Если вы все поняли, вам понравилось задание, то используйте веселый смайлик, если обставились вопросы – задумчивый смайлик, если вы не поняли тему – грустный смайлик.Ставят оценку.Конспект урока на тему «Непроизносимые согласные в корне слова. Правописание двойных согласных в корне слова»Класс: 2.Тема урока: Непроизносимые согласные в корне слова. Правописание двойных согласных в корне слова.Предмет: русский язык.Тип урока: урок изучения нового материала.Планируемый результат обучения, в том числе и формирование УУД:Предметные: владение первоначальными представлениями об орфографических нормах русского языка, в частности о правописании парных звонких и глухих согласных в корне слова; осознание безошибочного письма как одного из проявлений собственного уровня культуры, применение орфографических правил при записи собственных и предложенных текстов; владение умением проверять написанное.Личностные:проявление навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций; ориентирование в социальных ролях и межличностных отношениях; восприятие речи учителя (одноклассников), непосредственно не обращенной к обучающемуся.Метапредметные:Познавательные УУД: понимание заданный вопрос, в соответствии с ним построение ответа в устной форме; осуществление поиска нужной информации в учебнике и учебных пособиях; понимание знаков, символов, моделей, схем, приведенных в учебнике и учебных пособиях; овладение умением смыслового восприятия учебного текста; осуществление анализа и сравнения.Коммуникативные УУД:использование в общении правил вежливости; восприятие текста с учетом поставленной задачи.Регулятивные УУД:принятие и сохранение учебной задачи, соответствующей этапу обучения.Ресурсы:Карточка-сорбонка в виде раскладушки синего цвета. С одной стороны слова с пропусками, на другой стороне – их верное написание. Пары: сер…це – сердце, грус…ный – грустный, со…нце – солнце, здра…ствуйте – здравствуйте. Карточка-сорбонка в виде раскладушки желтого цвета. С одной стороны слова с пропусками, на другой стороне – проверочное слово. Пары: сер…це – сердечко, грус…ный – грусть, со…нце – солнечный, здра…ствуйте – здравие. Карточки-сорбонки в виде раскладушки зеленого цвета. С одной стороны слова с пропусками, на другой стороне – верно написанное слово. Пары: дро(ж, жж)и – дрожжи, во(ж,жж)и – вожжи, мо(ж,жж)евельник – можжевельник, (с, сс)ора – ссора, ру(с, сс)кий –русский, то(н, нн)а – тонна, су(б, бб)ота – суббота. Плакат с алгоритмом.Карточки со смайликами – веселым, задумчивыми и грустным.Ход урока:Этап урокаСодержание учебного материала.Деятельность учителяДеятельностьобучающихся1. Организационный этап урокаДобрый день. Прошу садиться.Приветствуют педагога. Организуют свое рабочее место, проверяют наличие индивидуальных учебных принадлежностей на столе2. Проверка домашнего заданияНа прошлом занятии мы с вами изучили правила написания парных звонких и глухих согласных в корне слова. Вы подготовили карточки. Давайте их используем. Каждая команда выходит к доске и представляет свою карточку. Остальные ее решают. Выполняют задание.Молодцы!3. ЦелеполаганиеМы изучили такие орфограммы как безударные гласные в корне слова и парные согласные в корне слова. Сегодня мы изучим еще две орфограммы.Эти орфограммы сложны тем, что часто мы не слышим буквы, которые пишутся. Давайте попробует раскрыть тайны этих букв-шпионов.Выполняют задание.4. Изучение нового материалаВозьмите карточки синего цвета. Попробуем понять какие буквы нужно вставить в данных словах.Проверим наши предположения.Выполняют задание.У нас не все получилось. Почему? Верно! Потому, что часть букв не произносится, хотя и пишется. Итак, какие согласные мы называем непроизносимыми?Верно! Непроизносимыми мы называет согласные, которые пишутся, но не произносятся. Отвечают на вопросы педагога.Как мы можем это проверить? Верно. Для того, чтобы проверить наше слово нам нужно подобрать родственное слово таким образом, чтобы согласная стала слышаться.Выполняют задание.Возьмите карточки желтого цвета. На них те же слова, что ранее, но теперь мы попробуем подобрать верные проверочные слова. Молодцы!Выполняют задание.Есть еще одна группа букв-шпионов. Посмотрите на карточку зеленого цвета. Укажите, какие буквы нужно вставить в данном случае?Выполняют задание.Как мы можем проверить написание этих слов?Отвечают на вопрос.К сожалению чаще всего это словарные слова, т.е. слова, которые необходимо запомнить.5. Закрепление нового материалаНа прошлом уроке мы с вами заполняли алгоритм. Часть его у нас уже заполнена. Сегодня мы заполним оставшуюся часть. Я пишу на плакате (педагог размещает плакат на доске). Итак, у нас написано, что для того, чтобы верно написать букву в корне слова при безударной гласной, мы должны изменить форму слова или подобрать родственное слово таким образом, чтобы наша гласная стала ударной. Во второй колонке мы написали, что для проверки написания парных согласных нужно изменить форму слова или подобрать родственное слово так, чтобы после согласного стоял гласный, либо л, м, н, р, в.Что мы напишем в третьей колонке? Да, мы напишем, что нужно подобрать родственное слово таким образом, чтобы согласная стала слышаться.Что мы напишем в последней колонке? Верно, мы напишем, что нужно посмотреть в орфографический словарь.Пишем это в тетрадь.Выполняют задание.5. Домашнее заданиеПодготовка к итоговому тестированию.6. Рефлексия (подведение итогов)У вас на столах карточки со смайликами – веселым, задумчивыми и грустным. Если вы все поняли, вам понравилось задание, то используйте веселый смайлик, если обставились вопросы – задумчивый смайлик, если вы не поняли тему – грустный смайлик.Ставят оценку.
2. Гончарова М.А. Достижения предметных результатов обучения младших школьников в процессе изучения операции сложения в первом классе / М.А. Гончарова, Г.Ю. Алексеева // Актуальные вопросы современной науки и образования. Материалы научной сессии 2021 Борисоглебского филиала ФГБОУ ВО «ВГУ», 2021. — С. 94-100.
3. Юлдашева А.Н. Использование эффективных приемов, стимулирующих познавательную активность низкомотивированных учащихся / А.Н. Юлдашева // Интеграция методической (научно-методической) работы и системы повышения квалификации кадров. Материалы XXIII Международной научно-практической конференции, 2022. — С. 353-358.
4. Кочергина Н.И. Современные приемы обобщения знаний обучающихся по химии / Н.И. Кочергина, С.И. Алферова, А.С. Курлова // Инновационные методы обучения и воспитания. Сборник статей Международной научно-практической конференции, 2020. — С. 122-126.
5. Демидова В.П. Совершенствование вычислительных навыков учащихся начальной школы с использованием элементов технологии В.Н. Зайцева / В.П. Демидова // Психологическая и педагогическая основа современной образовательной среды. Сборник статей Международной научно-практической конференции, 2019. — С. 44-46.
6. Тимерханова Н.Н. Дидактические материалы по пословицам и поговоркам, созданные с использованием Power Point / Н.Н. Тимерханова, А.В. Вахрушева // Этнопедагогика как фактор сохранения российской идентичности. Сборник материалов Международной научно-практической конференции, посвященной 90-летию со дня рождения академика Г.Н. Волкова, 2017. — С. 488-491.
7. Мелешко, О.П. Понятие и формы педагогической технологии / О.П. Мелешко, Ю.Г. Кипселиди // Пробелы в российском законодательстве. Юридический журнал, 2017. — № 1. — С. 234-238
8. Андрющенко Т.Ю. Возрастная психология и возрастные кризисы: кризис развития ребенка семи лет: учебное пособие для вузов / Т.Ю. Андрющенко, Г.М. Шашлова. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2023. — 103 с.
9. Аксенова А.К. Дидактические игры на уроках русского языка в 1-4 классах вспомогательной школы. Книга для учителя / А.К. Аксенова, Э.В. Якубовская. — 2-е изд., доп. — М.: Просвещение, 1991. — 174 с.
10. Усманова, Н.И. Дидактические игры в начальных классах / Н.И. Усманова // Экономика и социум, 2020. — № 4 (7). — С. 939-942
11. Бережковская Е.Л. Психология развития и возрастная психология: учебник для вузов: учебник для студентов высших учебных заведений / Е.Л. Бережковская. — М.: Юрайт, 2022. — 356 с.
12. Мухина В.С. Возрастная психология. Феноменология развития: учебник для студентов высших учебных заведений / В.С. Мухина. — 17-е изд., стер. — М.: Академия, 2019. — 655 с
13. Обухова Л.Ф. Возрастная психология: учебник для среднего профессионального образования / Л.Ф. Обуховаю — М.: Издательство Юрайт, 2023. — 460 с.
14. Шаповаленко И.В. Психология развития и возрастная психология: учебник и практикум для вузов / И.В. Шаповаленко. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2023. — 457 с.
15. Филатова О.Н. Геймификация образовательного процесса / О.Н. Филатова, С.А. Зиньвьева, О.Н. Никитина // Проблемы современного педагогического образования, 2022. — № 77-2. — С. 379-381.
16. Гимельштейн Е.А. Применение инструментов геймификации в образовании / Е.А. Гимельштейн, Д.Ф. Годован, Д.В. Стецкая // Бизнес-образование в экономике знаний, 2020. — №3(7). — С. 32-34.
17. Лякина Ю.С. Факторы развития геймификации в образовании / Ю.С. Лякина, Т.Г. Захарова // Вестник науки, 2022. — Т. 3. — № 12 (57). — С. 205-208.
18. Филатова О.Н. Геймификация образовательного процесса / О.Н. Филатова, С.А. Зиньвьева, О.Н. Никитина // Проблемы современного педагогического образования, 2022. — № 77-2. — С. 379-381.
19. Андриенво О.А. О необходимости применения игровых технологий обучения / О.А. Андриенко // Балканское научное обозрение, 2019. — Т. 3. — № 2 (4). — С. 5-8
20. Смирнова Е.О. Психология и педагогика игры: учебник и практикум для вузов / Е.О. Смирнова, И.А. Рябкова. — М.: Издательство Юрайт, 2022. — 223 с.
21. Шемякина И.Н. Организация воспитания и обучения. Дидактическая игра как эффективный метод обучения / И.Н. Шемякина // Национальная ассоциация ученых, 2021. — №36-4. — С. 47-48.
22. Гайдаржи Л.В. Формирование метапредметных знаний по русскому языку через использование системно-деятельностного подхода / Л.В. Гайдаржи // Инновационные технологии в науке и образовании. Сборник статей XVI Международной научно-практической конференции, 2019. — С. 129-131.
23. Папельская И.И. Развитие учебной мотивации у младших школьников на уроках русского языка / И.И. Папельская // Перспективные педагогические разработки. Сборник статей Международного профессионально-методического конкурса, 2022. — С. 28-37.
24. Калайджян Т.В. Проблема формирования орфографической зоркости у учащихся начальной школы в теории и на практике / Т.В. Калайджян, В.Н. Кулик // Гуманитарная парадигма, 2018. — № 1 (4). — С. 20-27
25. Степаненко С.Б. Метод флеш-карт в образовании / С.Б. Степаненко // Новые технологии в образовании. Материалы XIX Международной научно-практической конференции, 2014. — С. 39-42.
26. Ядер Р. Использование мобильных приложений с флеш-картами как технология формирования лексического минимума в обучении языкам / Р. Ядер // Современные образовательные технологии — средство и инструмент преподавания русского языка и литературы. Материалы Международной научно-практической конференции, 2017. — С. 27-29.
27. Некора Н.Е. Использование флеш-карт на занятиях по РКИ (лексико-грамматический аспект) / Н.Е. Некора // Воспитание языкового вкуса студентов в процессе преподавания русской словесности. Материалы докладов и сообщений XXIV международной научно-методической конференции, 2019. — С. 480-483.
28. Салиба А.Г. Эффективность применения информационных технологий в обучении РКИ / А.Г. Салиба // Язык, культура и профессиональная коммуникация в современном обществе. Материалы IX международной научной конференции, посвященной 10-летию кафедры русского языка как иностранного, 2020. — С. 48-52.
29. Исмаилова Х.Э. Онлайн-сообщество Quizlet в практике обучения русскому языку как иностранному / Х.Э. Исмаилова, О.В. Бондарева // Русское культурное пространство: язык — ментальность — понимание. Сборник материалов XX Международной научно-практической конференции, 2020. — С. 251-254.
30. Шишкина И.В. Из практики создания и внедрения в учебный процесс РКИ флеш-карточек / И.В. Шишкина // Вопросы педагогики, 2022. — № 2-1. — С. 319-322.
31. Пепельская И.И. Развитие учебной мотивации у младших школьников на уроках русского языка / И.И. Папельская // Перспективные педагогические разработки – 2022. Сборник статей Международного профессионально-методического конкурса, 2022. – С. 28-37.
32. Абашкина Н.А. Метапредметный подход к проектированию уроков русского языка / Н.А. Абашкина // Дополнительное профессиональное образование педагогических кадров в контексте акмеологических идей. Материалы II Международной электронной научно-практической конференции, 2021. – С. 6-11.
33. Современный русский язык: Теория. Анализ языковых единиц: учебник для студентов высших учебных заведений. В 2 ч. Ч. 1. Фонетика и орфоэпия. Графика и орфография. Лексикология. Фразеология. Лексикография. Морфемика. Словообразование / Е.И. Диброва, Л.Л. Касаткин, Н.А. Николина, И.И. Щеболева; под ред. Е.И. Дибровой. – 3-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2008. – 480 с
34. Современный русский язык: учебник и практикум для академического бакалавриата: учебник для студентов высших учебных заведений, обучающихся по гуманитарным направления и специальностям: учебник для высших учебных заведений. В 3 т. Т. 1. Фонетика. Орфография. Лексикология. Спловообразование / С.М. Колесникова, Н.А. Николина, В.А. Лаврентьев и др.; под ред. С.М. Колесниковой. – М.: Юрайт, 2017. – 305 с.
Электронные ресурсы
35. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 года №373 «Об утверждении и введении в действие Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования». — URL : https://fgos.ru/fgos/fgos-noo/. — (28.12.2023).
36. Федеральная рабочая программа начального общего образования «Русский язык» (для 1-4 классов образовательных организаций). — URL : https://edsoo.ru/wp-content/uploads/2023/08/01_ФРП_Русский-язык_1-4-классы.pdf. — (28.12.2023).