Пейзаж в сборнике Игоря Северянина
Заказать уникальную курсовую работу- 34 34 страницы
- 25 + 25 источников
- Добавлена 14.02.2024
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Северянин – поэт Серебряного века 5
1.1 Биография и творчество 5
1.2 Литературные направления в творчестве И. Северянина 10
1.3 Характеристика пейзажа и его функций в литературном произведении 15
Глава 2. Пейзаж в сборнике «Громокипящий кубок» 20
2.1 Пейзаж и его функции в художественном произведении 20
2.2 Образы природы в сборнике Северянина «Громокипящий кубок» 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30
Список использованных источников и литературы 32
Недалеко разлилась река Суда с ее притоками Нелазой, Кемзой, Шуломой и Колпью. В своих поэтических творениях он называл её разными эпитетами и выражениями: «голубая», «лазурная», «родная», «незаменимая», «царевна Суда». В условиях таких красот и прекрасной природы формировалась душа и личность будущего поэта, который стал неравнодушен к красоте северных пейзажей и всегда подмечал их великолепие. Картины любимой и близкой его душе природы не существуют без цветущей сирени. «Весна», «сирень» для Северянина – это образы, которые символизируют истинные ценности, легшие в основу его пейзажных стихотворений. Весна и сирень пробуждают людей к активной жизни. Северянин любил слово «сирень», он обожал сиреневый цвет, он обозначал нежность, весенние настроения и лёгкое, радостное дыхание. Он мастерски обыгрывает это слово, поэтому появляются такие образы, как «сиреневая дача», «сказка сиреневой кисти», «сиреневый конверт», «ноктюрн сиреневый», «Небо грустно и сиренево», «Зло-презло хохотала сирень» и т. д. Сирень стала символом буйной молодости, весеннего пробуждения, высоких чувств, настроений и ощущений: Пока я жив, пока я молод, Я буду вечно петь сирень! Весенний день горяч и золот, - Виновных нет в весенний день! [1].Как мы уже сказали выше, поэт никогда не ощущал себя комфортно в городской среде, ему было спокойно и мирно жить, и творить только в великолепной природе и деревенской среде. Поэтому в его творениях множество цветов, от самых скромных, простых, полевых до шикарных, чужеземных: Бывал ли ты в лесах полей, Лесах цветов? Что голубее? Что алей? Все так пестро в лесах полей... Я хохочу. Я петь готов, И даже жить мне веселей, И я пою леса полей Леса цветов[1].Пейзажные лирические произведения поэта способны органически объединить все ощущения природы, когда запах сливается с цветом, свет – со звуком. Краски и цвета, которые Северянин использует в произведениях, очень многообразны, они переливаются, искрятся, и весь этот цветной яркий мир живой, он умеет дышать и радоваться жизни. Общение Северянина с природой обосновывает особенную организацию стихотворений, которые посвящены временам года. В этом отношении особое значение имеет весна, которая представлена в необычных образах. Для Северянина весна – это не возрождение и пробуждение природы, а начало дачного сезона. Такое понимание весны поэт передаёт через изменения в укладе и быте городских жителей, которые ощущают ближайшие перемены, ожидают чего-то нового, живого, яркого. Здесь стоит отметить необычный момент – начало весны приурочено к маю, а не к марту в традиционном понимании. Особенности начала дачной весны связаны с массовым отъездом на время летнего периода за город. Интересным в этом отношении является стихотворение «Из письма». Оно представляет классическую модель летнего отдыха, с чётким сюжетом, в котором персонажи находят прелесть и очарование, имея возможность расслабиться в условиях деревенского нахождения и лёгких хлопот, вне обязательств соблюдать светские правила.Все лирические герои «дачных» текстов Северянина – мечтатели. Их мечты не возвышенны, они более обыденны. Особенно это ярко демонстрируется, когда появляется прекрасная дачница. Например, здесь можно обратить внимание на стихотворение «Лесофея». В нём лирическая героиня не разделяет в своём сознании театр и реальную жизнь, реальное и художественное окружение. Мечта как её единственная творческая способность объединяет жизнь и театр в сознании. Она иногда воспринимает смену городского пространства на природное как резкое вхождение в мечту, что позволяет вырваться из душного городского пейзажа, из «столичной норки» («День на ферме»), что подчёркивается бурей эмоций (восторг, ощущение свободы), выраженных восклицательными предложениями: Было кругом раздольно! было повсюду майно!Как золотела зелень! воздух лазурно-крылат!Бросилась я с плотины, - как-то совсем случайно,Будто была нагая, вниз головой, в водопад! [1].Здесь встречаем ещё один образ природы – водопад. По своей силе и мощности водопад схож с грозой. Образы грозы и водопада важны для осознания особого представления художественного пространства всего сборника. В рамках первого раздела водопад означает символ безграничного душевного порыва, мощных жизненных сил в молодости, творческого и эмоционального вдохновения («В этих раскидистых кленах есть водопад вдохновенья...»). Образ грозы в результате иносказательного осмысления предстаёт как символ сильнейшей страсти, чувственного прорыва:Я чувствую, что ты – вся нега, вся – гроза,Вся – молодость, вся – страсть...(«В очарованьи»)[1].Гроза как признак весны включается и в описание характерных для любовной линии времени и пространства, чётко выстроенных в стихотворениях первого раздела сборника. База представленного в стихотворениях хронотопа – это дачное поселение, которое считается местом встречи возлюбленных, и город, куда осенью возвращаются лирические герои, которые вынуждены быть в разлуке с городским пространством. Город как «столичная норка героини» является «внесценическим» местом, к которому лишь изредка обращается герой.В основе таких особенностей, как романтизация и эстетизации картин природы в творчестве Северянина, лежат те же истоки, от которых поэт значительно пострадал от своих собратьев по перу. Известны такие строки поэта: «Душа поет и рвется в поле, Я всех чужих зову на ”ты”...». Этот сильнейшее стремление души, которая тоскует по простой спокойной жизни, легло в основу стихотворения «Весенний день». Именно оно дало сильный толчок целому периоду в творчестве Северянина. Однако, дальше лирический герой не пойдёт, его движение остановится только на этом сильнейшем порыве. Обыденная жизнь приведёт его к стандартным условиям, его воображение, которое всегда чего-то хочет, приукрасит спокойный русский пейзаж: река станет именно форелевой (аристократизм),, дача превратится в «коттэдж» или в «шалэ», а лирическая героиня сравнится с образом «Богоматери великого Корреджи». При первом столкновении с ними читатели их видят, как фантастические. Однако, при более детальном прослеживается поэтическая особенность авторской логики. В этой обстановке мнимой пошлости проявляется обычная жизненная драма, неисполнившиеся надежды лирической героини, бессмысленность и автоматизм её будущей жизни:...вам скоро...много лет,Вы замужем, вы мать... Вся радость – в прошлом,И будущее кажется вам пошлым...Чего же ждать? Но морфий – или выстрел?..Спасение – в безумьи!.. [1].Образы природы в художественном наследии Северянина выглядят несколько искусственно и декоративно («День алосиз. Лимонолистый лес Драприт стволы в туманную тунику» [1]), однако, она не лишена своей животворящей способности, она способна пробудить в людях желание к счастью и любви («Поет душа, под осени berceuse, Надежно ждет и сладко-больно верит...» [1]). Колыбельные мотивы осени не приводят к ощущениям грусти, а вызывают острую боль от осознания быстротечности жизни и неостановимого увядания в водовороте ежедневных забот:Мне хочется, чтоб сгинул, чтоб исчезТот дом, где я – замужняя невеста!.. [1].Основная ценность процесса коммуникации между персонажами Северянина и природой заключена в том, что от неё герои получают возможность «упоительно грезить», в чем их спасение от «бесцельной яви». Их мечты сокровенны, они не терпят, чтобы их узнали и критически анализировали. Об этом говорит Северянин устами своей героини в стихотворении «Письмо из усадьбы»:Мои мечты... О, знаешь их ты, -Они неясны, как намек...Их понимают только пихты,А человеку невдомек... [1].Подведём итог. Природа в сборнике Северянина есть не только фон, где совершаются различные действия, природа – лучший собеседник, свидетель сильнейших эмоций, любовных переживаний, милых и страшных тайн («Маленькая элегия», «В шалэ березовом»). Поэтому доминирующей функцией пейзажа является эмоционально-психологическая, благодаря ей читатели, наблюдая за природой, понимают, какие эмоции и переживания характерны для тех или иных персонажей.ЗаключениеЛичность и талант Игоря Северянина длительный период времени не были объектом изучения литературоведами и языковедами. Поэтому чёткой биографии поэта и детального рассмотрения его творческого наследия нет. Неоднозначная судьба, которая представляла собой «двусмысленную славу и недвусмысленный талант...», обязывает конкретно и отдельно рассмотреть этапы творчества поэта. Конечно же, его жизнь нельзя отделить от творчества, и в итоге отметим, что изображение его художественного мира, отражённого в языковой картине мира поэтической личности, обязательно должно сопровождаться особыми комментариями. В ходе развития своего творческого таланта Северянин пробовал творить в разных имеющихся литературных направлениях. Однако, его внутренняя сила и способность творить не могла существовать в этих литературных системах, поэтому в соответствии с особенностями эпохи и творческого сознания XX века он решил разработать своё направление под названием эгофутуризм. Его произведения не смогли также находиться и в его рамках. Исследователи позднее выяснили, что концепция творческой системы не предполагала принадлежность к определенному литературному направлению. Игорь Северянин изъявлял желание быть похожим на образ мифологизированного поэта, который создала некоторая часть читателей (многие его произведения были направлены на создание такого образа). Пейзаж на страницах литературного произведения может выполнять несколько функций: стилистическая, эмоционально-психологическая, воздействующая, символическая. Также можно отметить, что есть чёткая типология пейзажей в художественном контексте: деревенский и городской, степной, морской, лесной, горный, северный и южный, экзотический в сравнении с картинами родного края и др. Пейзаж Игоря Северянина характеризуется широтой и разносторонностью картин. Пейзаж Северянина очень разнообразен, с его помощью автор передаёт многие оттенки восприятия природы и эмоций лирических героев. Функция пейзажа в лирике Северянина - это преобладающая эмоционально-психологическая, поскольку весь сборник построен на теме, связанной с чувственными настроениями и переживаниями. Природа в сборнике Северянина есть не только фон, где совершаются различные действия, природа – лучший собеседник, свидетель сильнейших эмоций, любовных переживаний, милых и страшных тайн («Маленькая элегия», «В шалэ березовом»). Список использованных источников и литературыХудожественные произведенияИгорь Северянин «Громокипящий кубок» [Электронныйресурс]:–Режимдоступа:http://www.poet-severyanin.ru/Book/kubok.html#pI (дата обращения: 03.01.2024). – Текст: электронный.2. Ходасевич, В.Ф. Собрание сочинений: В 4 т. / Владислав Ходасевич. – М.: АО «Согласие», 1997. Т. 4: Некрополь; Воспоминания; Письма. Т. 4 / [Сост., подгот. текста, коммент. И. П. Андреевой и др.]. – Москва: АО «Согласие», 1997. – 740, [1] с.: портр.; ISBN 5-86884-047-X (В пер.): Б. ц. – Текст: непосредственный.3.Дон Аминадо (1888-1957.).Наша маленькая жизнь: Стихотворения. Полит. памфлет. Проза. Воспоминания / Дон-Аминадо; [Вступ. ст., с. 3-38, и коммент. В. И. Коровина]. – Москва: Изд. центр «Терра», 2018. – 766,[2] с.; 22 см.; ISBN 5-85255-413-8 (В пер.): Б. ц. – Текст: непосредственный.Научная литература4.Борисов, Л.И. За круглым столом прошлого [Текст]: Воспоминания / Леонид Борисов. – Ленинград: Лениздат, 1971. – 512 с.; 16 см. Текст: непосредственный.5.Бялик, Б.А. Русская литература конца XIX - начала XX в... [Текст]: В 3 т. / Ред. коллегия: Б. А. Бялик (отв. ред.) [и др.]. – Москва: Наука, 1968-1972. – 22 см.1908-1917. – 1972. – 736 с., 4 л. портр. Текст: непосредственный.6. Викторова, С.А. Игорь Северянин и поэзия Серебряного века: Творческие связи и взаимовлияния: автореферат дис. ... кандидата филологических наук: 10.01.01 / Ярослав. гос. пед. ун-т им. К. Д. Ушинского. – Ярославль, 2019. - 164 с. Текст: непосредственный.7. Гордович, К.Д. История отечественной литературы XX века: Пособие для гуманит. вузов / К. Д. Гордович. – 2. изд., испр. и доп. – СПб.: Спецлит, 2020. – 429, [1] с.; 22 см.; ISBN 5-263-00186-X. Текст: непосредственный.8. Гумилев, Н. Из «Писем о русской поэзии» / В кн.: Русский футуризм: Теория. Практика. Критика. Воспоминания / Рос. акад. наук, Ин-т мировой лит. им. А. М. Горького; сост.: В. Н. Терехина, А. П. Зименков. – Москва: Наследие, 2000. – 479 с.: ил.; 25 см. – 2000 экз. – ISBN 5-9208-0030-5 (в пер.). Текст: непосредственный.9. Дейч, А.И.День нынешний и день минувший: Лит. впечатления и встречи / Александр Дейч. – 2-е изд., доп. – Москва: Сов. писатель, 2019. – 654 с.: 8 л. ил.; 21 см.; ISBN В пер. (В пер.). Текст: непосредственный.10.Иванова, Е.В. Поэтическая генеалогия Игоря Северянина / Е. В. Иванова // О Игоре Северянине: Тезисы докладов научной конференции, посвященной 100-летию со дня рождения Игоря Северянина: Череповец, апрель 1987 г. / Отв. ред. В. А. Сапогов. – Череповец: Б.и., 1987. – 231 с. Текст: непосредственный.11. Марков, В.Ф. История русского футуризма / В. Ф. Марков; пер. с англ. В. Кучерявкина, Б. Останина. – Санкт-Петербург: Алетейя, 2018. – 543 с.: ил. – Библиогр.: с. 364-391. – ISBN 978-5-89329-274-9. – Текст: непосредственный.12. Петров, М.Дон-Жуанский список Игоря-Северянина: Истории о любви и смерти поэта / Михаил Петров. - Таллинн: Изд. авт., 2002. - 351 с.: ил., портр.; 21 см. Текст: непосредственный.13. Соколов, А.Г. История русской литературы конца XIX - начала ХХ века: [учебник]. – 4-е издание, дополненное и переработанное. – Москва: Высшая школа: Akademia, 2020. – 430 с. – ISBN 5-06-003622-7. – ISBN 5-7695-0380-7. Текст: непосредственный.14. Сумарокова В. И. Русский пейзаж в лирике К. Батюшкова и И. Северянина / В. И. Сумарокова // Духовность и патриотизм как основа современного образования: [материалы науч.-практ. конф. «Духовность и патриотизм как основа образования и воспитания в современной России»] / Департ. образ.Вологод. обл., департ. Культуры Вологод. обл., Вологод. ин-т развития образ., Вологод. гос. пед. ин-т; гл. ред. Г. В. Судаков. – Вологда, 2019. – С. 138-144. Текст: непосредственный.15. Терехина, В.Н., Зименков, А.П.Русский футуризм: Теория. Практика. Критика. Воспоминания / Ин-т мировой лит. им. А. М. Горького РАН; Сост.: В. Н. Терехина, А. П. Зименков. – Москва: Наследие, 2020. - 118 с.: ил., нот., портр.; 24 см.; ISBN 5-201-13338-X. Текст: непосредственный.16. Тимофеева, В.В. Поэтические течения в русской поэзии 1910-х годов. Поэзия русского футуризма / [Сост. и подгот. текста В. Н. Альфонсова и С. Р. Красицкого]. –СПб.: Акад. проект, 2018. – 878, [2] с., [8] л. ил., портр.: ил., портр.; 21 см. - (Новая библиотека поэта).; ISBN 5-7331-0132-6. Текст: непосредственный.17. Федотов, О.И. Сонет серебряного века: рус. сонет конца XIX-нач. XX века / [сост., вступ. ст. и коммент. О. И. Федотова]. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва: Флинта: Наука, 2019. – 798, [1] с.: ил.; 21 см.; ISBN 5-89349-401-6 (Флинта). Текст: непосредственный.18. Шаповалов, М.А. Король поэтов [Текст]: И. Северянин. Страницы жизни и творчества (1887-1941) / Михаил Шаповалов. – Москва: Глобус, 1997. – 207, [1] с.; 21 см.; ISBN 5-89021-018-1. Текст: непосредственный.19.Шершеневич, В.Г. Великолепный очевидец: Поэтическиевоспоминания: 1910-1925 гг. // Грузинов И., Мариенгоф А. и др. Мой век, мои друзья и подруги. [Сост., указ. имен С. В. Шумихина, К. С. Юрьева; Вступ. ст., коммент. С. В. Шумихина]. – Москва: Моск. рабочий, 1999. – 734,[1] с., [8] л. ил.; 22 см.; ISBN 5-239-00620-2 (В пер.). Текст: непосредственный.Словари и справочники20. Богомолов, Н. А. Северянин Игорь // Русские писатели. 1800-1917:биобиблиогр. словарь. – Т. 5. – М.: «Наука», 2007 – 720с. Текст: непосредственный.Интернет-издания21. Борисов, Л.И. В казарме на нарах с Игорем Северяниным [Электронный ресурс]: – Режим доступа: http://www.poet-severyanin.ru/library/igor-severyanin-glazami-sovremennikov34.html (дата обращения: 03.01.2024). Текст: электронный.22. Бурлюк, Д.Д. Листки футуристической хрестоматии [Электронный ресурс]: –Режим доступа: http://www.poet-severyanin.ru/library/igor-severyanin-glazami-sovremennikov19.html (дата обращения: 03.01.2024). Текст: электронный.23. Терёхина В., Н. Шубникова-Гусева. За струнной изгородью лиры (Легенды и факты из жизни Игоря Северянина) [Электронный ресурс]: Режим доступа: http://www.poet-severyanin.ru/library/igor-severyanin-tsarstvenniy-payats1.html (дата обращения 03.01.2024). Текст: электронный.24.Тема природы в лирике Игоря Северянина [Электронный ресурс]: Режим доступа:https://2dip.su/рефераты/1089725/(дата обращения 03.01.2024). Текст: электронный.25. Пейзаж в поэзии «серебряного века» [Электронный ресурс]: Режим доступа: https://obuchonok.ru/node/7373 (дата обращения 03.01.2024). Текст: электронный.
Художественные произведения
1. Игорь Северянин «Громокипящий кубок» [Электронныйресурс]:–
Режимдоступа:http://www.poet-severyanin.ru/Book/kubok.html#pI (дата обращения: 03.01.2024). – Текст: электронный.
2. Ходасевич, В.Ф. Собрание сочинений: В 4 т. / Владислав Ходасевич. – М.: АО «Согласие», 1997. Т. 4: Некрополь; Воспоминания; Письма. Т. 4 / [Сост., подгот. текста, коммент. И. П. Андреевой и др.]. – Москва: АО «Согласие», 1997. – 740, [1] с.: портр.; ISBN 5-86884-047-X (В пер.): Б. ц. – Текст: непосредственный.
3.Дон Аминадо (1888-1957.).Наша маленькая жизнь: Стихотворения. Полит. памфлет. Проза. Воспоминания / Дон-Аминадо; [Вступ. ст., с. 3-38, и коммент. В. И. Коровина]. – Москва: Изд. центр «Терра», 2018. – 766,[2] с.; 22 см.; ISBN 5-85255-413-8 (В пер.): Б. ц. – Текст: непосредственный.
Научная литература
4.Борисов, Л.И. За круглым столом прошлого [Текст]: Воспоминания / Леонид Борисов. – Ленинград: Лениздат, 1971. – 512 с.; 16 см. Текст: непосредственный.
5.Бялик, Б.А. Русская литература конца XIX - начала XX в... [Текст]: В 3 т. / Ред. коллегия: Б. А. Бялик (отв. ред.) [и др.]. – Москва: Наука, 1968-1972. – 22 см.1908-1917. – 1972. – 736 с., 4 л. портр. Текст: непосредственный.
6. Викторова, С.А. Игорь Северянин и поэзия Серебряного века: Творческие связи и взаимовлияния: автореферат дис. ... кандидата филологических наук: 10.01.01 / Ярослав. гос. пед. ун-т им. К. Д. Ушинского. – Ярославль, 2019. - 164 с. Текст: непосредственный.
7. Гордович, К.Д. История отечественной литературы XX века: Пособие для гуманит. вузов / К. Д. Гордович. – 2. изд., испр. и доп. – СПб.: Спецлит, 2020. – 429, [1] с.; 22 см.; ISBN 5-263-00186-X. Текст: непосредственный.
8. Гумилев, Н. Из «Писем о русской поэзии» / В кн.: Русский футуризм: Теория. Практика. Критика. Воспоминания / Рос. акад. наук, Ин-т мировой лит. им. А. М. Горького; сост.: В. Н. Терехина, А. П. Зименков. – Москва: Наследие, 2000. – 479 с.: ил.; 25 см. – 2000 экз. – ISBN 5-9208-0030-5 (в пер.). Текст: непосредственный.
9. Дейч, А.И.День нынешний и день минувший: Лит. впечатления и встречи / Александр Дейч. – 2-е изд., доп. – Москва: Сов. писатель, 2019. – 654 с.: 8 л. ил.; 21 см.; ISBN В пер. (В пер.). Текст: непосредственный.
10.Иванова, Е.В. Поэтическая генеалогия Игоря Северянина / Е. В. Иванова // О Игоре Северянине: Тезисы докладов научной конференции, посвященной 100-летию со дня рождения Игоря Северянина: Череповец, апрель 1987 г. / Отв. ред. В. А. Сапогов. – Череповец: Б.и., 1987. – 231 с. Текст: непосредственный.
11. Марков, В.Ф. История русского футуризма / В. Ф. Марков; пер. с англ. В. Кучерявкина, Б. Останина. – Санкт-Петербург: Алетейя, 2018. – 543 с.: ил. – Библиогр.: с. 364-391. – ISBN 978-5-89329-274-9. – Текст: непосредственный.
12. Петров, М.Дон-Жуанский список Игоря-Северянина: Истории о любви и смерти поэта / Михаил Петров. - Таллинн: Изд. авт., 2002. - 351 с.: ил., портр.; 21 см. Текст: непосредственный.
13. Соколов, А.Г. История русской литературы конца XIX - начала ХХ века: [учебник]. – 4-е издание, дополненное и переработанное. – Москва: Высшая школа: Akademia, 2020. – 430 с. – ISBN 5-06-003622-7. – ISBN 5-7695-0380-7. Текст: непосредственный.
14. Сумарокова В. И. Русский пейзаж в лирике К. Батюшкова и И. Северянина / В. И. Сумарокова // Духовность и патриотизм как основа современного образования: [материалы науч.-практ. конф. «Духовность и патриотизм как основа образования и воспитания в современной России»] / Департ. образ.Вологод. обл., департ. Культуры Вологод. обл., Вологод. ин-т развития образ., Вологод. гос. пед. ин-т; гл. ред. Г. В. Судаков. – Вологда, 2019. – С. 138-144. Текст: непосредственный.
15. Терехина, В.Н., Зименков, А.П.Русский футуризм: Теория. Практика. Критика. Воспоминания / Ин-т мировой лит. им. А. М. Горького РАН; Сост.: В. Н. Терехина, А. П. Зименков. – Москва: Наследие, 2020. - 118 с.: ил., нот., портр.; 24 см.; ISBN 5-201-13338-X. Текст: непосредственный.
16. Тимофеева, В.В. Поэтические течения в русской поэзии 1910-х годов. Поэзия русского футуризма / [Сост. и подгот. текста В. Н. Альфонсова и С. Р. Красицкого]. –СПб.: Акад. проект, 2018. – 878, [2] с., [8] л. ил., портр.: ил., портр.; 21 см. - (Новая библиотека поэта).; ISBN 5-7331-0132-6. Текст: непосредственный.
17. Федотов, О.И. Сонет серебряного века: рус. сонет конца XIX-нач. XX века / [сост., вступ. ст. и коммент. О. И. Федотова]. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва: Флинта: Наука, 2019. – 798, [1] с.: ил.; 21 см.; ISBN 5-89349-401-6 (Флинта). Текст: непосредственный.
18. Шаповалов, М.А. Король поэтов [Текст]: И. Северянин. Страницы жизни и творчества (1887-1941) / Михаил Шаповалов. – Москва: Глобус, 1997. – 207, [1] с.; 21 см.; ISBN 5-89021-018-1. Текст: непосредственный.
19.Шершеневич, В.Г. Великолепный очевидец: Поэтическиевоспоминания: 1910-1925 гг. // Грузинов И., Мариенгоф А. и др. Мой век, мои друзья и подруги. [Сост., указ. имен С. В. Шумихина, К. С. Юрьева; Вступ. ст., коммент. С. В. Шумихина]. – Москва: Моск. рабочий, 1999. – 734,[1] с., [8] л. ил.; 22 см.; ISBN 5-239-00620-2 (В пер.). Текст: непосредственный.
Словари и справочники
20. Богомолов, Н. А. Северянин Игорь // Русские писатели. 1800-1917:
биобиблиогр. словарь. – Т. 5. – М.: «Наука», 2007 – 720с. Текст: непосредственный.
Интернет-издания
21. Борисов, Л.И. В казарме на нарах с Игорем Северяниным [Электронный ресурс]: – Режим доступа: http://www.poet-severyanin.ru/library/igor-severyanin-glazami-sovremennikov34.html (дата обращения: 03.01.2024). Текст: электронный.
22. Бурлюк, Д.Д. Листки футуристической хрестоматии [Электронный ресурс]: –Режим доступа: http://www.poet-severyanin.ru/library/igor-severyanin-glazami-sovremennikov19.html (дата обращения: 03.01.2024). Текст: электронный.
23. Терёхина В., Н. Шубникова-Гусева. За струнной изгородью лиры (Легенды и факты из жизни Игоря Северянина) [Электронный ресурс]: Режим доступа: http://www.poet-severyanin.ru/library/igor-severyanin-tsarstvenniy-payats1.html (дата обращения 03.01.2024). Текст: электронный.
24.Тема природы в лирике Игоря Северянина [Электронный ресурс]: Режим доступа:https://2dip.su/рефераты/1089725/(дата обращения 03.01.2024). Текст: электронный.
25. Пейзаж в поэзии «серебряного века» [Электронный ресурс]: Режим доступа: https://obuchonok.ru/node/7373 (дата обращения 03.01.2024). Текст: электронный.