Особенности духовно- нравственного воспитания школьников на уроке музыки в современных условиях

Заказать уникальную дипломную работу
Тип работы: Дипломная работа
Предмет: Педагогика
  • 37 37 страниц
  • 26 + 26 источников
  • Добавлена 03.02.2024
2 500 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКЕ МУЗЫКИ 6
1.1.  Духовно-нравственное воспитание: понятие, история феномена 6
1.2. Потенциал уроков музыки в духовно-нравственном воспитании школьников 13
ГЛАВА 2.  ОПЫТ РЕАЛИЗАЦИИ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКЕ МУЗЫКИ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ 18
2.1. Специфика работы педагогов по духовно-нравственному воспитанию школьников на уроках музыки в школе 18
2.2. Методические рекомендации по совершенствованию системы духовно-нравственного воспитания школьников на уроке музыки 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 32
ПРИЛОЖЕНИЕ А. Диагностическая карта 36
Фрагмент для ознакомления

Важно составить коллекцию иллюстративного материала, включающего в себя:Графический материал: репродукции картин, икон, фотографии.Музыкальный материал, включающий в себя духовные песни, музыку церковной направленности, классические произведения духовного характера. Видеотеку с короткометражными, документальными и художественными фильмами для детей, а также тематические презентации. Выбранные музыкальные произведения должны быть эмоциональными, духовными, вызывать отклик в сердцах детей. Мы полагаем, что важно применять творческие примы и задания, к которым относятся:«Творческая студия», где учащимся предлагается перевести музыку в язык красок, линий, форм. Предлагается произведение для ознакомления, после чего каждой группе дается задание создать свой уникальный художественный образ, основываясь на произведении, соответственно их виду творческой деятельности. Здесь активно применяется механизм творческого процесса: осознание произведения, постановка проблемы, поиск решения – выдвижение гипотезы и замысла будущегохудожественного произведения, дальнейшее развитие и раскрытие задуманного, а также практическая проверка гипотезы и объективизация созданного художественного произведения.«Ассоциативные кластеры». Человеческий разум имеет склонность к объединению понятий в группы, которые можно назвать ассоциативными кластерами. Эти ассоциативные кластеры служат инструментом восприятия и мышления. Хотя готовые ассоциативные шаблоны упрощают работу разума, их присутствие одновременно делает его менее гибким. Поэтому возникает потребность в преодолении ограничений и расширении диапазона ассоциативных связей. Это можно достичь, строя логические цепочки, где задачи ставятся таким образом, чтобы решение проблемы не только требовало использования ассоциативного мышления, но и способствовало углублению в абстрактные процессы и закреплению усвоенных знаний. Задача педагога – зажечь интерес детей к искусству. И в этом помогают задания, которые требуют выражения собственных чувств, отношения, настроения ученика. В таких заданиях ребенку предлагается создать «рисунок» своих эмоций по поводу произведения, назвав их, написал, разместив в каком-либо порядке, например в виде плодов на дереве.«Соответствия». Данный прием направлен на то, чтобы дети были в состоянии перевести опыт восприятия музыки на те или иные практические ситуации. В этом случае они не только более эмоционально оценивают музыку, но и смотрят на различные жизненные обстоятельства через призму музыкальных произведений. Здесь очень поможет межпредметное взаимодействие, например, в форме литературно-музыкального вечера, когда обучающиеся читают отдельные отрывки литературных произведений под специально отобранную музыку.Нельзя не отметить важность внеурочной деятельности.Во многих школах проводятся разнообразные музыкальные мероприятия вне учебного времени. Они включают в себя хоровые группы, коллективы, исполняющие музыку на различных инструментах, а также вокально-инструментальные ансамбли. Для учеников с разными музыкальными интересами создаются музыкальные студии и клубные объединения. Могут существовать музыкальные театры, где дети занимаются сложными, но увлекательными музыкальными жанрами и многими другими формами музыкального творчества. Такие виды музыкальных занятий имеют системное содержание и основаны на учебной программе, расширяя и углубляя ее. В рамках данных форм внеурочной деятельности может использоваться не только классическая, но и современная музыка, которая предназначена для анализа, прослушивания, вокального и инструментального исполнения. Подобные методики работы позволяют целенаправленно, планомерно и, что важно, ненавязчиво развивать духовно-нравственную сферу обучающихся.Также, к числу форм дополнительных музыкальных занятий для обучающихся можно отнести проведение концертов и массовых праздничных мероприятий. Среди них можно выделить самые разнообразные музыкальные праздники, лекции-концерты, музыкальные игротеки и другие подобные мероприятия. Основное отличие данных форм деятельности от «устоявшихся» заключается в том, что они предназначены для всех учащихся, без исключения.Большое значение для успешности духовно-нравственного воспитания обучающихся имеет организация совместных музыкальных проектов обучающихся и их родителей. Для достижения этой цели можно использовать разнообразные творческие объединения, такие как исполнительские коллективы и музыкальные театры. Дополнительно можно использовать, регулярные посещения учреждений культуры, включая музыкальные спектакли и концерты современной музыки, с последующим обсуждением и анализом произведений.Таким образом, есть масса подходов к совершенствованию системы духовно-нравственного воспитания школьников на уроке музыки. Важно выбирать оптимальные средства и методы.ЗАКЛЮЧЕНИЕНа основе полученных данных мы можем заключить следующее:Духовно-нравственное воспитание является одним из ключевых компонентов в работе образовательных учреждений. Это процесс, который направлен на формирование духовно-нравственных качеств у детей. В ходе духовно-нравственного воспитания развиваются моральные чувства, этические принципы, мировоззрение и поведение, определяющее правильность действий. Главными институтами духовно-нравственного образования являются семья, общество и государство. Для достижения этой цели используются различные методы, формы работы и средства оценки, которые позволяют определить уровень сформированности духовно-нравственного воспитания.Одним из ключевых факторов, влияющих на достижение должного уровня духовно-нравственного воспитания в процессе изучения музыки, являются содержание учебной и внеклассной деятельности, организация воспитательного процесса с учетом образовательного проекта школы, интеграция гуманитарных, художественных, естественнонаучных и культурных представлений о традиционных духовно-нравственных ценностях, а также использование связей между предметами. Современное педагогическое сообщество требует от учителя нестандартного подхода к обучающимся, учета их возрастным особенностям. Из результатов исследования следует, что низкий уровень духовно-нравственной воспитанности имели 33,3% (9 человек), средний уровень – 18,5% (5 человек), высокий – 48,1% (13 человек). Т.е. треть обучающихся имели низкий уровень духовно-нравственной воспитанности, пятая часть – средний уровень духовно-нравственной воспитанности и лишь чуть менее половины – высокий уровень духовно-нравственной воспитанности.Мы предложили ряд подходов к совершенствованию системы духовно-нравственного воспитания школьников на уроке музыки, указывая, что важно выбирать оптимальные средства и методы.Таким образом, цель и задачи исследования достигнуты.СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫА.А. Родченко. Духовно-нравственное воспитание младших школьников на уроках музыки / А.А. Родченко // Аллея науки, 2021. – Т. 1. – № 12 (63). – С. 809-813.ВяселеваА.Р. Духовно-нравственное воспитание младших школьников средствами музыкального искусства на уроках музыки / А.Р. Вяселева// Философия отечественного образования: история и современность. Сборник статей Международной научно-практической конференции, 2014. – С. 109-113.Грибоедова Т.П. Педагогические условия подготовки учителей к деятельности по духовно-нравственному развитию учащихся: на материале ИПК: диссертация … кандидата педагогических наук: 13.00.01. – Томск, 2000. – 180 с.ГрядуноваЕ.А. Духовно-нравственное воспитание средствами искусства / Е.А. Грядунова // Наука и практика в образовании: электронный научный журнал. – 2021. – № 3 (5). – С. 15-24.Данилюк А.Я. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России / А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков. – 4-е изд. – М.: Просвещение, 2014. – 23 с.Жуйкова А.А. Проблемы духовно-нравственного воспитания детей на уроках музыки и занятиях хором / А.А. Жуйкова // Межкультурное взаимодействие в современном музыкально образовательном пространстве, 2019. – № 16. – С. 91-95.КоджаспироваГ.И. Словарь по педагогике / Г.М. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспиров. – М.: ИКЦ «МарТ»; Ростов-на-Дону: Издательский центр «МарТ», 2005. – 448 с.КривчиковаН.Н. Духовно-нравственное развитие и воспитание школьников на уроках музыки – ключевое требование ФГОС / Н.Н. Кривчикова // Вектор развития современной науки. XXI Международная научно-практическая конференция, 2018. – С. 331-332.Лазаренко Т.В. Духовно-нравственное воспитание младших школьников на уроках музыки / Т.В. Лазаренко // Ученые записки. Сборник научных трудов и статей. Т. 2, 2014. – С. 105-112.Лаптев И.Г. К вопросу о музыкальном и нравственном и духовном воспитании младших школьников / И.Г. Лаптев // Вестник Череповецкого государственного университета. – 2019. – № 1 (88). – С. 188-195.Логинова Н.В. Культурологическое обеспечение самоопределения личности при изучении предметов духовно-нравственной направленности: автореферат дис. … кандидата культурологии: 24.00.01 / Логинова Н.В. – Место защиты: Гос. акад. славян.культуры. – Москва, 2012. – 26 с.Матушкин С.Е. Проблемы духовно-нравственного воспитания / С.Е. Матушщкин // Вестник Челябинского государственного университета, 2001. – №5. – С. 4-12.НеробеевА.Б. Педагогические условия духовно-нравственного воспитания курсантов военного вуза: диссертация … кандидата педагогических наук: 13.00.02. – Кострома, 2006. – 190 с.Новая философская энциклопедия: в 4 т. Т. 1 / В.С. Степин, А.А. Гусейнов, Г.Ю. Семигин, А.П. Огурцов. – М.: Мысль, 2010. – 744 с.Павлов И.В. Духовно-нравственное воспитание курсантов / И.В. Павлов, И.И. Павлова // Психопедагогика и правоохранительных органах, 2009. – №1. – С. 34-36.Педагогический словарь: учеб.пособие для студ. высш. учеб. заведений / В.И. Загвязинский, А.Ф. Закирова, Т.А. Строкова и др.; под ред. В.И. Загвязинского, А.Ф. Закировой. – М.: Издательский центр «Академия», 2008. – 352 с.Практическая педагогика: 99 схем и таблиц / авт.-сост. Н.И. Наволокова, В.И. Андреева. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2014. – 118 с.Примерная основная образовательная программа среднего общего образования [Электронный ресурс]. – URL: https://sudact.ru/law/primernaia-osnovnaia-obrazovatelnaia-programma-srednego-obshchego-obrazovaniia/ (дата обращения: 22.12.2023).РаджабовЛ.И. Духовно-нравственное воспитание школьников через народную музыку / Л.И. Раджабов // Europeanscience. – 2021. – № 2 (58). – С. 107-109.СластенинВ.А. Педагогика: учебник для студ. учреждений высш. образования / В.А. Сластенина, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов; под ред. В.А. Сластенина. – 12-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2014. – 608 с.Солдатенко А.Д. Теори и практика духовно-нравственного воспитания школьников: диссертация … доктора педагогических наук в форм научн. Доклада.: 13.00.01. – М, 1998. – 47 с.ТарасянН.А. Духовно-нравственное воспитание детей и молодежи России как социально-педагогической феномен / Н.А. Тарасян // Сибирский педагогический журнал, 2009. – №12. – С. 142-149.Шабалина Т.А. Духовно-нравственное воспитание школьников на уроках музыки / Т.А. Шабалина // Общество, педагогика, психология: актуальные исследования. Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, 2021. – С. 24-27.Шилова М.И. Учителю о воспитанности школьников / М.И. Шилова. – М.: Педагогика, 1990. – 142 с.ШиршовВ.Д. Духовно-нравственное воспитание: учебное пособие / В.Д. Ширшов. – М.: ИНФРА-М, 2022. – 182 с.Ярышева А.Н. Моделирование духовно-нравственного воспитания младших школьников в процессе знакомства с православной музыкой / А.Н. Ярышева, И.В. Арябкина // Проблемы современной науки и образования. – 2022. – № 6 (175). – С. 57-59.ПРИЛОЖЕНИЕ А. Диагностическая картаДиагностическая карта по методике «Субъективный тест классного руководителя» М.И. Шиловой [24]ПоказательКритерииПризнаки проявляютсяЯрко (3 балла)Средне (2 балла)Слабо (1 балл)Социальная культураДолг, товарищество, ответственное отношениеШкольник охотно выполняет общественные поручения, мотивирует к этому других школьниковШкольник не проявляет особого желания к выполнению поручений, ему необходим контроль педагогаШкольник уклоняется от поручений, проявляет безответственностьТрудолюбиеШкольник понимает общественную полезность у него хорошо развиты навыки самообслуживания, он умеет организовывать свой труд, труд другихШкольник трудится при наличии конкуренции, соревнованияШкольник уклоняется от труда даже при наличии требованийДисциплина, отношение к обучениюШкольник ведется себя примерно как в школе, дома, так и в общественных местах, мотивирует к этому другихШкольник соблюдает правила поведения при условии осуществления контроля за ним со стороны взрослыхШкольник нарушает дисциплину, он слабо реагирует на замечания взрослых Семейная культураОтношение к семейным ценностямШкольник знает ценности своей семьи, следует им, отсеивает их в спореШкольник в целом знаком с ценностями своей семьи, следует имШкольника не интересуют семейные ценности Уважение, забора о родителяхШкольник почитает родителей, проявляет о них заботуШкольник уважает своих родителей, время от времени проявляет заботу о нихШкольник не проявляет заботы о своих родителях Авторитет семьиШкольник знаком с семейной иерархией, принимает ее, уважает старших, мотивирует к этому другихШкольник время от времени принимает семейную иерархию, не всегда проявляет уважение к старшимШкольник не признает авторитета старших членов своей семьи, он склонен к бродяжничеству Личностная культураДоброта, отзывчивостьШкольник проявляет заботу, доброту, он охотно помогает всем, кто нуждается в его помощиШкольник помогает другим в случае, если на такую необходимость ему указали взрослыеШкольник недоброжелателен, грубо ведет себя со старшими, сверстникамиЧестностьШкольник верен своему слову, правдив, он добровольно признается в своих проступкахШкольник не требует честности от других, выполняет поручения взрослых время от времени, ситуативно, в своих проступках признается только после замечаний взрослыхШкольник часто лжет взрослым, своим сверстникамМилосердиеШкольник внимателен к проблемам других, отличается высоким уровнем эмпатии, готов прийти на помощь нуждающимися в помощи, мотивирует других к этомуШкольник может время от времени помогать другим, но сам инициативы не проявляетШкольник держится высокомерно, он равнодушен к чужому горю

1. А.А. Родченко. Духовно-нравственное воспитание младших школьников на уроках музыки / А.А. Родченко // Аллея науки, 2021. – Т. 1. – № 12 (63). – С. 809-813.
2. Вяселева А.Р. Духовно-нравственное воспитание младших школьников средствами музыкального искусства на уроках музыки / А.Р. Вяселева // Философия отечественного образования: история и современность. Сборник статей Международной научно-практической конференции, 2014. – С. 109-113.
3. Грибоедова Т.П. Педагогические условия подготовки учителей к деятельности по духовно-нравственному развитию учащихся: на материале ИПК: диссертация … кандидата педагогических наук: 13.00.01. – Томск, 2000. – 180 с.
4. Грядунова Е.А. Духовно-нравственное воспитание средствами искусства / Е.А. Грядунова // Наука и практика в образовании: электронный научный журнал. – 2021. – № 3 (5). – С. 15-24.
5. Данилюк А.Я. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России / А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков. – 4-е изд. – М.: Просвещение, 2014. – 23 с.
6. Жуйкова А.А. Проблемы духовно-нравственного воспитания детей на уроках музыки и занятиях хором / А.А. Жуйкова // Межкультурное взаимодействие в современном музыкально образовательном пространстве, 2019. – № 16. – С. 91-95.
7. Коджаспирова Г.И. Словарь по педагогике / Г.М. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспиров. – М.: ИКЦ «МарТ»; Ростов-на-Дону: Издательский центр «МарТ», 2005. – 448 с.
8. Кривчикова Н.Н. Духовно-нравственное развитие и воспитание школьников на уроках музыки – ключевое требование ФГОС / Н.Н. Кривчикова // Вектор развития современной науки. XXI Международная научно-практическая конференция, 2018. – С. 331-332.
9. Лазаренко Т.В. Духовно-нравственное воспитание младших школьников на уроках музыки / Т.В. Лазаренко // Ученые записки. Сборник научных трудов и статей. Т. 2, 2014. – С. 105-112.
10. Лаптев И.Г. К вопросу о музыкальном и нравственном и духовном воспитании младших школьников / И.Г. Лаптев // Вестник Череповецкого государственного университета. – 2019. – № 1 (88). – С. 188-195.
11. Логинова Н.В. Культурологическое обеспечение самоопределения личности при изучении предметов духовно-нравственной направленности: автореферат дис. … кандидата культурологии: 24.00.01 / Логинова Н.В. – Место защиты: Гос. акад. славян. культуры. – Москва, 2012. – 26 с.
12. Матушкин С.Е. Проблемы духовно-нравственного воспитания / С.Е. Матушщкин // Вестник Челябинского государственного университета, 2001. – №5. – С. 4-12.
13. Неробеев А.Б. Педагогические условия духовно-нравственного воспитания курсантов военного вуза: диссертация … кандидата педагогических наук: 13.00.02. – Кострома, 2006. – 190 с.
14. Новая философская энциклопедия: в 4 т. Т. 1 / В.С. Степин, А.А. Гусейнов, Г.Ю. Семигин, А.П. Огурцов. – М.: Мысль, 2010. – 744 с.
15. Павлов И.В. Духовно-нравственное воспитание курсантов / И.В. Павлов, И.И. Павлова // Психопедагогика и правоохранительных органах, 2009. – №1. – С. 34-36.
16. Педагогический словарь: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / В.И. Загвязинский, А.Ф. Закирова, Т.А. Строкова и др.; под ред. В.И. Загвязинского, А.Ф. Закировой. – М.: Издательский центр «Академия», 2008. – 352 с.
17. Практическая педагогика: 99 схем и таблиц / авт.-сост. Н.И. Наволокова, В.И. Андреева. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2014. – 118 с.
18. Примерная основная образовательная программа среднего общего образования [Электронный ресурс]. – URL: https://sudact.ru/law/primernaia-osnovnaia-obrazovatelnaia-programma-srednego-obshchego-obrazovaniia/ (дата обращения: 22.12.2023).
19. Раджабов Л.И. Духовно-нравственное воспитание школьников через народную музыку / Л.И. Раджабов // European science. – 2021. – № 2 (58). – С. 107-109.
20. Сластенин В.А. Педагогика: учебник для студ. учреждений высш. образования / В.А. Сластенина, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов; под ред. В.А. Сластенина. – 12-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2014. – 608 с.
21. Солдатенко А.Д. Теори и практика духовно-нравственного воспитания школьников: диссертация … доктора педагогических наук в форм научн. Доклада.: 13.00.01. – М, 1998. – 47 с.
22. Тарасян Н.А. Духовно-нравственное воспитание детей и молодежи России как социально-педагогической феномен / Н.А. Тарасян // Сибирский педагогический журнал, 2009. – №12. – С. 142-149.
23. Шабалина Т.А. Духовно-нравственное воспитание школьников на уроках музыки / Т.А. Шабалина // Общество, педагогика, психология: актуальные исследования. Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, 2021. – С. 24-27.
24. Шилова М.И. Учителю о воспитанности школьников / М.И. Шилова. – М.: Педагогика, 1990. – 142 с.
25. Ширшов В.Д. Духовно-нравственное воспитание: учебное пособие / В.Д. Ширшов. – М.: ИНФРА-М, 2022. – 182 с.
26. Ярышева А.Н. Моделирование духовно-нравственного воспитания младших школьников в процессе знакомства с православной музыкой / А.Н. Ярышева, И.В. Арябкина // Проблемы современной науки и образования. – 2022. – № 6 (175). – С. 57-59.