Совершенствование методов и механизмов по снижению радикальной активности молодежи в субъекте Российской Федерации (на примере Воронежской области)
Заказать уникальную дипломную работу- 62 62 страницы
- 47 + 47 источников
- Добавлена 21.05.2024
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РЕАЛИЗАЦИИ МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ НА РЕГИОНАЛЬНОМ УРОВНЕ 6
1.1. Понятие и особенности реализации молодежной политики на региональном уровне 6
1.2. Правовые основы реализации молодежной политики в субъектах Российской Федерации 13
1.3. Зарубежный опыт реализации молодежной политики 19
2. ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ МЕТОДОВ И МЕХАНИЗМОВ ПО СНИЖЕНИЮ РАДИКАЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ МОЛОДЕЖИ В ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ 28
2.1. Особенности реализации молодежной политики в Воронежской области 28
2.2. Опыт реализации мероприятий по снижению радикальной активности молодежи в Воронежской области 36
2.3. Мероприятия по совершенствованию методов и механизмов по снижению радикальной активности молодежи в Воронежской области 45
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 52
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 56
Результаты проводимых криминологических исследований указывают на то, что большую часть преступлений экстремисткой направленности совершают лица имеющие среднее (35,7 %), средне-специальное (41,3 %), высшее (3,2 %), неоконченное высшее (19,8 %) образование.К причинам уязвимости молодёжи к распространению экстремистских идей в большинстве случаев относят психологические возрастные особенности, проблема поиска самоидентичности, неблагоприятные социально-экономические условия, и др.Таким образом, вышесказанное обуславливает необходимость совершенствования старых и поиск новых, более эффективных форм работы со молодёжью.2.3. Мероприятия по совершенствованию методов и механизмов по снижению радикальной активности молодежи в Воронежской областиВ целях совершенствования методов и механизмов по снижению радикальной активности молодежи в Воронежской областинеобходимо своевременно реагировать на случаи проявления радикальной активности молодежи, а также принимать меры по предотвращению повторных случаев посредством проведениямер профилактического характера. - рекомендуется проводить такую работу в школах, ВУЗах, училищах и техникумах. - необходимо объяснять меру ответственности за проявление радикальной ответственности - рекомендуется принимать попытки направления энергии молодежи в полезное для страны русло деятельности. Мероприятия по раннему выявлению и принятию необходимых мер профилактического характера в значительной степени позволят не допустить формирования у молодых людей и подростков Воронежской области стойкой направленности на радикальную активность. Профилактические мероприятия, а также неотвратимость наказания за осуществление экстремистской и радикальной деятельности должны закладывать прочную основу для толерантного воспитания будущих поколений, в перспективе сформировать у них устойчивое негативное отношение к радикальной активности.В вузах Воронежской области в постоянном режиме необходимо следить за обеспечением ряда мероприятий, которые будут способствовать предотвращению негативных фактороврадикальной активности молодежи.К данным мероприятиям относятся:- круглосуточное обеспечение охраны корпусов ВУЗов области и ведение контрольно-пропускного режима; - проведение регулярных мероприятий по гражданской обороне и защите в ЧС;- по обеспечению всех видов безопасности, включая культуру и психологию. Отдельная важная тема – это радикальная активность в сети Интернет. С одной стороны, студенты Воронежской области неплохо осведомлены о том, какие именно темы публикаций могут квалифицироваться как экстремистские (рисунок 4). Рисунок 4 – Представления студентов о «запретных» темах для публикации в сети ИнтернетВозглавила своеобразный антирейтинг тема оправдания фашизма. Большинство студентов (66 %) полагают, что публикации на эту тему будут считаться экстремистскими. Чуть более половины опрошенных (52, %) уверены, что признаки экстремизма можно усмотреть в публикациях, оскорбляющих чувства верующих. Призывы к отделению части государства тоже являются экстремизмом – так считают 42,2 %Но в то же время у определенной части студенчества формируются искаженные представления о том, что под запрет попадают публикации, связанные с критикой власти или негативным отношением к социально-политической ситуации в стране. С точки зрения формирования гражданского общества нарастание таких настроений среди молодежи – тревожный симптом, свидетельствующий о формировании «послушного поколения».В Воронежской области противодействие терроризму и экстремизму должно входить в число приоритетных задач руководителей всех вузов и вузовских коллективов.Прежде всего, важнейшим направлением противодействия радикализму должна являться профилактическая, т. е. предупредительная работа по противодействию радикальной активности среди молодежи.Студенчеству необходима помощь «в формировании адекватного современным реалиям представления о жизни вообще, об обществе как сложной социокультурной системе, о внешних факторах, активно влияющих на каждого студента и студенчество в целом (мировоззренческий, исторический, фактологический, экономический, генетический и силовой приоритеты социального управления».Важно работать над снижением радикальной активности не только среди молодежи и студентов, но и среди молодых родителей, чтобы воспитывать своих детей в правильном направлении. Периодическая реализация профилактических мер способствует снижению радикальной активности молодежи Воронежской области в целом.Основная цель профилактики радикальной активности молодежи должна заключаться в своевременном выявлении условий и причин, способствующих зарождению, возникновению и распространению идей экстремизма в молодежной среде Воронежской области, а в дальнейшем формированию экстремистских движений и сообществ. Профилактика молодежного экстремизма включает в себя различные методы и направления работы. Социальную профилактику молодежного экстремизма в Воронежской области необходимо осуществлять в форме запланированных, комплексных мероприятий (социально-экономических, медико-санитарных, психолого-педагогических и др.), которые должны быть направлены на достижение необходимого результата, а также на предотвращение возможных проблем, наблюдение и контроль за состоянием социального объекта. Направлениями работы Молодежного парламента Воронежской области по профилактике экстремизма должна быть грамотная информационная работа, включающая;- сведения об экстремизме и соответствующих организациях, об опасности его распространения и пр.; - формирование толерантного правосознания среди подростков и молодежи; - пропаганда культурных, семейных, патриотических ценностей в молодежной среде;- культивирование здорового созидательного образа жизни, стимулирование социальной активности среди современной молодежи;- нивелирование в среде молодежи различных ложных и негативных предубеждений относительно власти, политики, общества, другой культуры и религии и т.д. В качестве особого направления социальной профилактики молодежного экстремизма в Воронежской области следует выделить различные формы и виды работы с использованием информационно-коммуникационных технологий, в том числе сети-Интернет. Данное положение обусловлено тем, что в современной молодежной среде Воронежской области набирает популярность так называемый информационный экстремизм, который предполагает активную деятельность соответствующего характера на просторах Интернета, через использование информационно-коммуникационных технологий. По этим причинам особенное значение имеет профилактическая работа в отношении молодежного экстремизма именно в сети Интернет, в социальных сетях, на форумах и других площадках взаимодействия и общения молодежи.На сегодняшний день продолжается поиск новых форм мероприятий, направленных на противодействие распространению экстремизма в молодёжной среде, наряду с широким использованием уже хорошо зарекомендовавших себя форм работы.В 2024 году в воронежских вузах будет продолжена адресная социальная и культурная поддержка иностранных студентов в целях их адаптации к новым условиям жизни в нашей стране. При этом будет учитываться уровень их владения русским языком, гражданство, наличие связей со своими земляками.Планируется активно привлекать лидеров общественного мнения к просветительской и воспитательной работе с обучающимися, использовать такие формы работы с молодежью, которые предполагают включение студентов в общественную жизнь учебных заведений, социокультурную среду городского пространства.Особое внимание будет уделяться совершенствованию механизмов выявления на ранней стадии студентов, попавших под воздействие радикальных идей.Кроме этого, следует рассматривать возможности по созданию и внедрению в молодежные поля новых субкультур. Они будут являться социальным образом позитивными, также могут имитироваться элементы экстремистской активности.В связи с изменяющейся ситуацией в стране и возрастными особенностями молодого поколения необходимо совершенствовать и развивать формы и методы работы по патриотическому воспитанию молодого поколения, которые включают в себя: - содействие укреплению и развитию общенационального сознания, высокой нравственности, гражданской солидарности россиян, воспитание у граждан чувства гордости за исторические и современные достижения страны, уважения к культуре, традициям и истории населяющих Россию народов, улучшение межэтнических и межконфессиональных отношений, воспитание граждан в духе уважения к Конституции Российской Федерации, законности, нормам социальной жизни, содействие созданию условий для реализации конституционных прав человека, его обязанностей, гражданского и воинского долга; - повышение качества работы образовательных организаций по патриотическому воспитанию обучающихся и повышению их мотивации к службе Отечеству; - формирование у граждан, в том числе детей и молодежи, активной гражданской позиции, чувства сопричастности к процессам, происходящим в стране, истории и культуре России путем вовлечения их в волонтерскую практику и другие. Подводя итог, следует отметить, что вузы Воронежской области на практике доказали умение адаптироваться к сложной обстановке, показали способность выстраивать свою деятельность в нестандартных условиях, продемонстрировали готовность к эффективной работе по противодействию распространению экстремистской и иной радикальной идеологии в молодежной среде, препятствию и профилактике противоправных проявлений.ЗАКЛЮЧЕНИЕТаким образом, сущность «молодежной политики» заключена в процессе целенаправленного «управления» работы с молодежью управомоченных органов власти. Молодежная политика входит в политику государства, которая направлена на реализацию потенциала молодых людей, вовлечение их в политическую и социально-экономическую жизнь. Эффективная и действенная государственная молодежная политика формируется путем реальной реализации комплекса мер различного характера, включая правовые, социально-экономические, организационные, духовно-нравственные, психологические, образовательные и т.д. Реализация комплекса мер дает основу для создания необходимых условий для эффективного развития потенциала молодого поколения. «Молодежь – особая социально-демографическая группа, находящаяся в определенных возрастных границах, которая переживает период становления социальной зрелости и обладает определенным социальным статусом, который обуславливается состоянием социально-экономического развития общества». На законодательном уровне «молодежь» – социально-демографическая группа лиц в возрасте от 14 до 35 лет включительно (за исключением случаев, предусмотренных частью 3 статьи 6 Федерального закона), имеющих гражданство Российской Федерации. Эффективная и действенная государственная молодежная политика формируется путем реальной реализации комплекса мер различного характера, включая правовые, социально-экономические, организационные, духовно-нравственные, психологические, образовательные и т.д. Реализация комплекса мер дает основу для создания необходимых условий для эффективного развития потенциала молодого поколения.Правовую основу регулирования отношений в сфере молодежной политики на территории Воронежской области составляют Конституция Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, Федеральный закон от 30 декабря 2020 года № 489-ФЗ «О молодежной политике в Российской Федерации», а также другие федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, Закон О молодежной политике в Воронежской области , иные законы Воронежской области и нормативные правовые акты Воронежской области и муниципальные правовые акты муниципальных образований Воронежской области, содержащие нормы, регулирующие отношения в сфере реализации прав молодежи. В целях снижения радикальной активности молодежи в Воронежской области Молодежным парламентом на территории Воронежской области проводятся различные мероприятия. Сегодня в рамках мер по снижению радикальной активности молодежи Воронежской области основное внимание необходимо сосредоточить на внутриполитическом экстремизме, который часто встречается в области. Потому что именно этот вид радикального поведения порождает криминальные мысли и открывает путь в вербовщики.Молодежным парламентом Воронежской области организовываются и реализуются обучающие занятия для молодого поколения области. Существует большая важность работы по формированию общероссийской гражданской идентичности, укреплению дружбы народов, популяризации традиционной культуры народов России именно в молодёжной среде. Особенностью молодежной политики является то, что в Воронежской области этим вопросам уделяется особое внимание. Несмотря на то, что управление молодёжной политики Воронежской области - один из самых юных органов исполнительной власти, история работы этого направления, сложившиеся практики и уже сформировавшиеся традиции позволяют осуществлять масштабные и амбициозные проекты, вовлекая в их реализацию десятки тысяч молодых воронежцев.В целях обеспечения участия молодежи Воронежской области в реализации молодежной политики Воронежской области, в том числе с использованием информационных и коммуникационных технологий, позволяющих обеспечить возможность дистанционного участия, органы государственной власти Воронежской области, органы местного самоуправления муниципальных образований Воронежской области могут создавать молодежные консультативные, совещательные и иные органы.Направлениями работы Молодежного парламента Воронежской области по профилактике экстремизма являются грамотная информационная работа, включающая;- сведения об экстремизме и соответствующих организациях, об опасности его распространения и пр.; - формирование толерантного правосознания среди подростков и молодежи; - пропаганда культурных, семейных, патриотических ценностей в молодежной среде;- культивирование здорового созидательного образа жизни, стимулирование социальной активности среди современной молодежи;- нивелирование в среде молодежи различных ложных и негативных предубеждений относительно власти, политики, общества, другой культуры и религии и т.д. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ«О молодежной политике в Российской Федерации» [Электронный ресурс]: Федеральный закон от 30.12.2020 № 489-ФЗ Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс». «О молодежной политике в Российской Федерации» [Электронный ресурс]: Федеральный закон от 30.12.2020 № 489-ФЗ Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».Федеральный закон от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» // СЗ РФ. 2003. № 40. Ст.3822«О распространении среди молодёжи идеалов мира, взаимного уважения и взаимопонимания между народами» [Электронный ресурс]: Декларация Генеральной Ассамблеи ООН № 2037 (XX) Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс»Об утверждении Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года: распоряжение Правительства Рос. Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662-р. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».Об утверждении Основ государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года: распоряжение Правительства Рос. Федерации от 29 ноября 2014 г. № 2403-р. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».О молодежной политике в Воронежской области (В редакции Закона Воронежской области от 27.04.2021 г. № 58-ОЗ)Об утверждении Стратегии противодействия экстремизму в Российской Федерации до 2025 года: указ Президента РФ от 29.05.2020 № 344 // Собрание законодательства РФ. — 01.06.2020. — № 22. — Ст. 3475.Акунина Ю.А. Социально-культурные условия профилактики экстремизма в молодежной среде [Текст]: дис.: канд. пед. наук: 13.00.05 / Ю.А. Акунина. – Москва, 2005. – 219 с. Аполосов Д. И. Радикализация как социально-политическое явление // Национальная безопасность и стратегическое планирование. 2018. № 3(23). С.16-21.Афанасьева Р.М. Социокультурные условия противодействия экстремизму в молодежной среде (социально-философский анализ) [Текст]: автореф. дис.: канд. филос. наук: 09.00.11 / Р.М. Афанасьева. – Москва, 2017. – 22 с.Бабинцев В.П., Морозова Т.И., Сапрыка В.А., Бояринова И.В., Шмигирилова Л.Н. Государственная молодежная политика в России. Белгород, 2020. С. 90.Внукова Л.Б. Радикализация как персональный процесс и социальный феномен: зарубежные теории и российские реалии // Вопросы безопасности. 2017. № 4. С. 60 - 69. DOI: 10.25136/2409-7543.2017.4.23724 Воробьева Н.В., Яблочко Е. Патриотизм современного студента / Н.В. Воробьева, Е. Яблочко // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 11. – С. 531–535. [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://e-koncept.ru/2016/86117.htm Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы». Постановление Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2015 г. № 1493 г. Москва / [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://gospatriotprogramma.ru/ programma%202016-2020/ proekt/ proekt.php Гусейнов А.Ш. Разработка опросника «Протестная активность личности» как инструмента диагностики протестных форм // Армия и общество. 2015. №3 (46). С. 98-105.Карнаушенко Л.В. Государственная молодежная политика как инструмент противодействия деструктивным тенденциям в духовно-нравственной сфере российского общества // Философия права. - 2021. - N 2. - С.51-54Карпова А. Ю., Савельев А. О., Вильнин А. Д., Чайковский Д. В. Изучение процесса онлайн-радикализации молодежи в социальных медиа (междисциплинарный подход) // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2020. № 3. С. 159–181. DOI: 10.14515/monitoring.2020.3.1585.Клейберг Ю. А. Десоциализация личности и интернет в контексте психологии девиантного поведения // Бюллетень науки и практики. 2016. № 3.С. 224-228.Кобелева Н.А. Технология разработки паспорта безопасности для объектов образования // Молодой ученый. – 2018. – №16. – С. 212-216. 13 Лощаков Д. Г. Радикализация молодежи в современном российском обществе и ее факторы // Вестник экономической безопасности. 2019. № 6. С. 35-39.Подольный Н.А. Радикализация молодёжи, как условие информационного экстремизма // Наука. Общество. Государство. 2020. Т. 8. № 1 (29). С. 148–155. DOI: 10.21685/2307-9525-2020-8-1-19Подольный Н.А. Радикализация молодёжи, как условие информационного экстремизма // Наука. Общество. Государство. 2020. Т. 8. № 1 (29). С. 148–155. DOI: 10.21685/2307-9525-2020-8-1-19.Постановление Правительства РФ от 7 октября 2017 г. № 1235 «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства образования и науки Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства образования и науки Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий)». Сакаев В.Т. Понятие радикализации: обзор научных подходов в современной зарубежной литературе. // Антиномии. 2021. Т. 21, вып. 2. С. 45–72. DOI:10.17506/26867206_2021_21_2_45Селезнева, А. В. Молодежь в современной России: политические ценности и предпочтения / А. В. Селезнева. - Москва : АРГАМАК-МЕДИА, 2022. – 272 с.Тихонова А.Д., Дворянчиков Н.В., Эрнст-Винтила А., Бовина И.Б. Радикализация в подростково-молодежной среде: в поисках объяснительной схемы // Культурно-историческая психология. 2017. Т. 13. № 3. С. 32–40. DOI:10.17759/chp.2017130305Тихонова А.Д., Дворянчиков Н.В., Эрнст-Винтила А., Бовина И.Б. Радикализация в подростково-молодежной среде: в поисках объяснительной схемы // Культурно-историческая психология. 2017. Т. 13. № 3. С. 32–40. DOI:10.17759/chp.2017130305Чернов А.Ю. Психологическая структура групповых норм // Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева. 2021. №3 (29). С. 144-148.Шамионов Р.М., Григорьева М.В., Арендачук И.В., Бочарова Е.Е., Усова Н.В., Кленова М.А.,Шаров А.А., Заграничный А.И. Психология социальной активности молодежи. М.: «Перо», 2022. 200 с. Хлыстова Н. Б. Проблема экстремизма среди молодежи: меры предупреждения / Н. Б. Хлыстова, А. Г. Ливанова // Донецкие чтения 2021: образование, наука. — С. 255.Шлыков А.В. Патриотизм и патриотическое воспитание в ВУЗе / А.В. Шлыков // Молодой ученый. – 2012. – №8. – С. 386-388. [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://moluch.ru/archive/ 43/5195/ Эриксон Э. Детство и общество. СПб.: Ленато, ACT, Фонд «Университетская книга», 2020. 592 с.Akkuş, B., Postmes, T., Stroebe, K., Baray, G. (2020). Cultures of conflict: Protests, violent repression, and community values. British Journal of Social Psychology, 59(1), 49–65. DOI: 10.1111/bjso.12328Álvarez-García, D., Barreiro-Collazo, A., Núñez, J. С., & Dobarro, A. (2016). Validity and Reliability of the CyberAggression Questionnaire for Adolescents (CYBA). The European Journal of Psychology Applied to Legal Context, № 8(2), 69-77. DOI: 10.1016/j.ejpal.2016.02.003Ashrafi, A., Mohsen, R.-A. Shiri, T. (2020). Mutual-implication interaction between social identity and social system: An analytic approach to social identity formation. Education and Self Development, 15(4), 50–70. DOI: 10.26907/ esd15.4.05Carr, D. (2021). Personal identity is social identity. Phenomenology and the Cognitive Sciences, 20, 341–351. DOI: 10.1007/s11097-020-09702-1Hitlin, S., Salisbury, M. H. (2013). Living life for others and/or oneself: The social development of life orientations. Social Science Research, 42(6), 1622–1634. DOI: 10.1016/j. ssresearch.2013.07.007Huijsmans, R., Ansell, N., Froerer, P. (2021). Introduction: Development, Young People, and the Social Production of Aspirations. Eur J Dev Res 33, 1–15 DOI: 10.1057/s41287-020-00337-1 King, M., Taylor, D.M. (2011). The Radicalization of Homegrown Jihadists: A Review of Theoretical Models and Social Psychological Evidence. Terrorism and Political Violence, 4, 602–622.Lorenz, M., Brade, J., Diamond, L. et al. (2018). Presence and User Experience in a Virtual Environment under the Influence of Ethanol: An Explorative Study. Sci Rep 8, 6407. DOI: 10.1038/s41598-018-24453-5Mishna, F., Regehr, C., Lacombe-Duncan, A., Daciuk J., Fearing, G. & Van Wert M. (2018). Social media, cyberaggression and student mental health on a university campus. Journal of Mental Health, 27(3), 222–229. DOI: 10.1080/09638237.2018.1437607Osborne, D., Jost, J. T., Becker, J. C., Badaan, V.& Sibley, C. G. (2019). Protesting to challenge or defend the system? A system justification perspective on collective action. European Journal of Social Psychology, 49(2), 244–269. DOI:10.1002/ejsp.2522Schils, N., Verhage, A. (2017). Understanding how and why young people enter radical or violent extremist groups. International Journal of Conflict and Violence, 11(1), 1–17. DOI: 10.4119/UNIBI/ijcv.473Alava, S., Frau-Meigs, D., & Hassan, G. (2017). Youth and violent extremism on social media: mapping the research. UNESCO Publishing. Shepherd, H., Lane, J. (2019). In the mix: Social integration and social media adoption. Social Science Research, 82, 1–17. DOI: 10.1016/j.ssresearch.2019.02.004Trifiletti, E., Giannini, M., Vezzali, L., Shamloo, S. E., Faccini, M., & Cocco, V. M. (2021). At the coreof cyberaggression: A group-based explanation. Aggressive Behavior, 1–9. DOI: 10.1002/ab.22001Wilner, A.S., Dubouloz, C.-J. (2010). Homegrown terrorism and transformative learning:an interdisciplinary approach to understanding radicalization. Global Change Peace & Security, 22 (1), 33-51. DOI: 10.1080/14781150903487956.
1. «О молодежной политике в Российской Федерации» [Электронный ресурс]: Федеральный закон от 30.12.2020 № 489-ФЗ Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс». «О молодежной политике в Российской Федерации» [Электронный ресурс]: Федеральный закон от 30.12.2020 № 489-ФЗ Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
2. Федеральный закон от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» // СЗ РФ. 2003. № 40. Ст.3822
3. «О распространении среди молодёжи идеалов мира, взаимного уважения и взаимопонимания между народами» [Электронный ресурс]: Декларация Генеральной Ассамблеи ООН № 2037 (XX) Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс»
4. Об утверждении Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года: распоряжение Правительства Рос. Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662-р. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
5. Об утверждении Основ государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года: распоряжение Правительства Рос. Федерации от 29 ноября 2014 г. № 2403-р. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
6. О молодежной политике в Воронежской области (В редакции Закона Воронежской области от 27.04.2021 г. № 58-ОЗ)
7. Об утверждении Стратегии противодействия экстремизму в Российской Федерации до 2025 года: указ Президента РФ от 29.05.2020 № 344 // Собрание законодательства РФ. — 01.06.2020. — № 22. — Ст. 3475.
8. Акунина Ю.А. Социально-культурные условия профилактики экстремизма в молодежной среде [Текст]: дис.: канд. пед. наук: 13.00.05 / Ю.А. Акунина. – Москва, 2005. – 219 с.
9. Аполосов Д. И. Радикализация как социально-политическое явление // Национальная безопасность и стратегическое планирование. 2018. № 3(23). С.16-21.
10. Афанасьева Р.М. Социокультурные условия противодействия экстремизму в молодежной среде (социально-философский анализ) [Текст]: автореф. дис.: канд. филос. наук: 09.00.11 / Р.М. Афанасьева. – Москва, 2017. – 22 с.
11. Бабинцев В.П., Морозова Т.И., Сапрыка В.А., Бояринова И.В., Шмигирилова Л.Н. Государственная молодежная политика в России. Белгород, 2020. С. 90.
12. Внукова Л.Б. Радикализация как персональный процесс и социальный феномен: зарубежные теории и российские реалии // Вопросы безопасности. 2017. № 4. С. 60 - 69. DOI: 10.25136/2409-7543.2017.4.23724
13. Воробьева Н.В., Яблочко Е. Патриотизм современного студента / Н.В. Воробьева, Е. Яблочко // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 11. – С. 531–535. [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://e-koncept.ru/2016/86117.htm
14. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы». Постановление Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2015 г. № 1493 г. Москва / [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://gospatriotprogramma.ru/ programma%202016-2020/ proekt/ proekt.php
15. Гусейнов А.Ш. Разработка опросника «Протестная активность личности» как инструмента диагностики протестных форм // Армия и общество. 2015. №3 (46). С. 98-105.
16. Карнаушенко Л.В. Государственная молодежная политика как инструмент противодействия деструктивным тенденциям в духовно-нравственной сфере российского общества // Философия права. - 2021. - N 2. - С.51-54
17. Карпова А. Ю., Савельев А. О., Вильнин А. Д., Чайковский Д. В. Изучение процесса онлайн-радикализации молодежи в социальных медиа (междисциплинарный подход) // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2020. № 3. С. 159–181. DOI: 10.14515/monitoring.2020.3.1585.
18. Клейберг Ю. А. Десоциализация личности и интернет в контексте психологии девиантного поведения // Бюллетень науки и практики. 2016. № 3.С. 224-228.
19. Кобелева Н.А. Технология разработки паспорта безопасности для объектов образования // Молодой ученый. – 2018. – №16. – С. 212-216. 13
20. Лощаков Д. Г. Радикализация молодежи в современном российском обществе и ее факторы // Вестник экономической безопасности. 2019. № 6. С. 35-39.
21. Подольный Н.А. Радикализация молодёжи, как условие информационного экстремизма // Наука. Общество. Государство. 2020. Т. 8. № 1 (29). С. 148–155. DOI: 10.21685/2307-9525-2020-8-1-19
22. Подольный Н.А. Радикализация молодёжи, как условие информационного экстремизма // Наука. Общество. Государство. 2020. Т. 8. № 1 (29). С. 148–155. DOI: 10.21685/2307-9525-2020-8-1-19.
23. Постановление Правительства РФ от 7 октября 2017 г. № 1235 «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства образования и науки Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства образования и науки Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий)».
24. Сакаев В.Т. Понятие радикализации: обзор научных подходов в современной зарубежной литературе. // Антиномии. 2021. Т. 21, вып. 2. С. 45–72. DOI:10.17506/26867206_2021_21_2_45
25. Селезнева, А. В. Молодежь в современной России: политические ценности и предпочтения / А. В. Селезнева. - Москва : АРГАМАК-МЕДИА, 2022. – 272 с.
26. Тихонова А.Д., Дворянчиков Н.В., Эрнст-Винтила А., Бовина И.Б. Радикализация в подростково-молодежной среде: в поисках объяснительной схемы // Культурно-историческая психология. 2017. Т. 13. № 3. С. 32–40. DOI:10.17759/chp.2017130305
27. Тихонова А.Д., Дворянчиков Н.В., Эрнст-Винтила А., Бовина И.Б. Радикализация в подростково-молодежной среде: в поисках объяснительной схемы // Культурно-историческая психология. 2017. Т. 13. № 3. С. 32–40. DOI:10.17759/chp.2017130305
28. Чернов А.Ю. Психологическая структура групповых норм // Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева. 2021. №3 (29). С. 144-148.
29. Шамионов Р.М., Григорьева М.В., Арендачук И.В., Бочарова Е.Е., Усова Н.В., Кленова М.А.,Шаров А.А., Заграничный А.И. Психология социальной активности молодежи. М.: «Перо», 2022. 200 с.
30. Хлыстова Н. Б. Проблема экстремизма среди молодежи: меры предупреждения / Н. Б. Хлыстова, А. Г. Ливанова // Донецкие чтения 2021: образование, наука. — С. 255.
31. Шлыков А.В. Патриотизм и патриотическое воспитание в ВУЗе / А.В. Шлыков // Молодой ученый. – 2012. – №8. – С. 386-388. [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://moluch.ru/archive/ 43/5195/
32. Эриксон Э. Детство и общество. СПб.: Ленато, ACT, Фонд «Университетская книга», 2020. 592 с.
33. Akkuş, B., Postmes, T., Stroebe, K., Baray, G. (2020). Cultures of conflict: Protests, violent repression, and community values. British Journal of Social Psychology, 59(1), 49–65. DOI: 10.1111/bjso.12328
34. Álvarez-García, D., Barreiro-Collazo, A., Núñez, J. С., & Dobarro, A. (2016). Validity and Reliability of the CyberAggression Questionnaire for Adolescents (CYBA). The European Journal of Psychology Applied to Legal Context, № 8(2), 69-77. DOI: 10.1016/j.ejpal.2016.02.003
35. Ashrafi, A., Mohsen, R.-A. Shiri, T. (2020). Mutual-implication interaction between social identity and social system: An analytic approach to social identity formation. Education and Self Development, 15(4), 50–70. DOI: 10.26907/ esd15.4.05
36. Carr, D. (2021). Personal identity is social identity. Phenomenology and the Cognitive Sciences, 20, 341–351. DOI: 10.1007/s11097-020-09702-1
37. Hitlin, S., Salisbury, M. H. (2013). Living life for others and/or oneself: The social development of life orientations. Social Science Research, 42(6), 1622–1634. DOI: 10.1016/j. ssresearch.2013.07.007
38. Huijsmans, R., Ansell, N., Froerer, P. (2021). Introduction: Development, Young People, and the Social Production of Aspirations. Eur J Dev Res 33, 1–15 DOI: 10.1057/s41287-020-00337-1
39. King, M., Taylor, D.M. (2011). The Radicalization of Homegrown Jihadists: A Review of Theoretical Models and Social Psychological Evidence. Terrorism and Political Violence, 4, 602–622.
40. Lorenz, M., Brade, J., Diamond, L. et al. (2018). Presence and User Experience in a Virtual Environment under the Influence of Ethanol: An Explorative Study. Sci Rep 8, 6407. DOI: 10.1038/s41598-018-24453-5
41. Mishna, F., Regehr, C., Lacombe-Duncan, A., Daciuk J., Fearing, G. & Van Wert M. (2018). Social media, cyberaggression and student mental health on a university campus. Journal of Mental Health, 27(3), 222–229. DOI: 10.1080/09638237.2018.1437607
42. Osborne, D., Jost, J. T., Becker, J. C., Badaan, V.& Sibley, C. G. (2019). Protesting to challenge or defend the system? A system justification perspective on collective action. European Journal of Social Psychology, 49(2), 244–269. DOI:10.1002/ejsp.2522
43. Schils, N., Verhage, A. (2017). Understanding how and why young people enter radical or violent extremist groups. International Journal of Conflict and Violence, 11(1), 1–17. DOI: 10.4119/UNIBI/ijcv.473
44. Alava, S., Frau-Meigs, D., & Hassan, G. (2017). Youth and violent extremism on social media: mapping the research. UNESCO Publishing.
45. Shepherd, H., Lane, J. (2019). In the mix: Social integration and social media adoption. Social Science Research, 82, 1–17. DOI: 10.1016/j.ssresearch.2019.02.004
46. Trifiletti, E., Giannini, M., Vezzali, L., Shamloo, S. E., Faccini, M., & Cocco, V. M. (2021). At the coreof cyberaggression: A group-based explanation. Aggressive Behavior, 1–9. DOI: 10.1002/ab.22001
47. Wilner, A.S., Dubouloz, C.-J. (2010). Homegrown terrorism and transformative learning:an interdisciplinary approach to understanding radicalization. Global Change Peace & Security, 22 (1), 33-51. DOI: 10.1080/14781150903487956.