Усыновление (удочерение) ребенка в гражданском судопроизводстве: проблемы теории, законодательства и судебной практики

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Гражданский процесс
  • 61 61 страница
  • 41 + 41 источник
  • Добавлена 10.09.2024
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
Оглавление
Введение. 3
Глава 1. Общая характеристика дел, связанных с усыновлением (удочерением) в Российской Федерации. 5
1.1.Правовое регулирование порядка рассмотрения и разрешения дел, связанных с усыновлением (удочерением) в гражданском судопроизводстве. 5
1.2. Понятие, сущность и правовые последствия усыновления (удочерения) в Российской Федерации. 8
Глава 2. Процессуальные особенности возбуждения и рассмотрения дел об усыновлении (удочерении) в гражданском судопроизводстве. 18
2.1. Право на подачу заявления по делам об удочерении (усыновлении), его содержание, подсудность. 18
2.2. Особенности рассмотрения и разрешения дел об усыновлении (удочерении), доказательства и доказывание. 23
2.3. Судебное решение по делам, связанным с усыновлением (удочерением). 35
Глава 3. Проблемы института усыновления (удочерения) в Российской Федерации. 45
3.1. Проблемные аспекты законодательства об усыновлении (удочерении). 45
3.2. Проблемные аспекты при реализации механизма усыновления (удочерения). 51
Заключение. 55
Список использованной литературы. 56

Фрагмент для ознакомления

Если такая передача не соответствует интересам ребенка, он передается на воспитание в органы опеки.Суд также решает вопрос о сохранении или изменении имени, отчества и фамилии ребенка, при этом изменение этих данных возможно только с согласия ребенка, достигшего 10 лет.Суд может обязать бывшего усыновителя продолжать финансово поддерживать ребенка, если это соответствует его интересам.При исполнении решения суда об усыновлении могут возникнуть определенные сложности, связанные с адаптацией ребенка в новой семье. Это может проявляться в сложном поведении ребенка, что делает актуальной помощь специалиста по психологии для преодоления возникающих препятствий.В случае аннулирования усыновления прекращаются все юридические связи между ребенком и усыновителями, а права и обязанности с биологическими родителями могут быть восстановлены, если это служит благу ребенка.Причины аннулирования усыновления могут быть различны, включая неисполнение усыновителями своих обязанностей или другие основания, не связанные с поведением усыновителей, но исходя из блага ребенка, например, отсутствие взаимопонимания.Аннулирование усыновления производится исключительно через суд, и с момента вступления в силу решения суда о прекращении усыновления взаимные права и обязанности между усыновителями и ребенком прекращаются.Органы ЗАГСа делают отметку об аннулировании усыновления в записи акта и восстанавливают первоначальные сведения ребенка, за исключением измененных по решению суда имени, отчества и фамилии.Алименты после аннулирования усыновления могут быть назначены судом в зависимости от обстоятельств, учитывая материальное положение сторон и необходимость поддержания прежнего уровня обеспечения ребенка.Процесс аннулирования усыновления предусматривает не только отмену юридических связей между ребенком и усыновителями, но и включение информации о данном событии в специализированные государственные реестры. Это мера предпринимается с целью обеспечения дополнительной защиты детей и предотвращения возможности повторного усыновления детей теми же лицами, в отношении которых было принято решение об аннулировании усыновления по основаниям, свидетельствующим о невозможности или непригодности их быть родителями.Государственный банк данных о детях, оставшихся без попечения родителей, и о лицах, желающих их усыновить, является ключевым инструментом в системе усыновления в России. Этот ресурс содержит информацию, необходимую для оценки соответствия кандидатов в усыновители требованиям законодательства и для обеспечения наилучшего совпадения интересов ребенка и потенциальных родителей.В случае аннулирования усыновления по причинам, связанным с нарушением прав ребенка или невыполнением родительских обязанностей, сведения о бывших усыновителях вносятся в данный банк данных с пометкой о причинах аннулирования. Это включает в себя не только факт аннулирования, но и конкретные обстоятельства дела, которые могут служить основанием для отказа в будущих попытках усыновления.Данная система позволяет государственным органам, занимающимся вопросами усыновления, в том числе органам опеки и попечительства, эффективно контролировать процесс усыновления и предотвращать ситуации, когда дети могут быть переданы в семьи, не способные обеспечить им должный уровень заботы и защиты.Право на налоговые вычеты и соответствующие льготы для усыновителей прекращается вместе с аннулированием усыновления.Усыновители имеют право на отпуск по уходу за ребенком аналогично биологическим родителям, а также на специальный отпуск в связи с усыновлением ребенка, предоставляемый с момента усыновления и включающий пособие по уходу за ребенком.Для оформления отпуска по уходу за усыновленным ребенком необходимо предоставить в организацию заявление, копию свидетельства о рождении и решение суда об усыновлении. При этом у женщины-усыновителя есть выбор между отпуском по усыновлению и отпуском по беременности и родам.Глава 3. Проблемы института усыновления (удочерения) в Российской Федерации.3.1. Проблемные аспекты законодательства об усыновлении (удочерении).Конституция РФ подчеркивает важность государственной поддержки в сферах материнства, детства и семейной жизни, выделяя семейное воспитание как предпочтительный подход для детей, лишенных родительской опеки. В России установлено законодательство, регулирующее процесс усыновления, чтобы гарантировать, что такие дети имеют возможность обрести семью. Начало процесса усыновления не совпадает с моментом обращения за консультацией в органы опеки, а начинается с подачи официального заявления и необходимых документов, включая справку об отсутствии судимости за серьезные преступления.Ранее Семейный кодекс РФ исключал возможность усыновления для лиц с любыми судимостями, но это положение было изменено после решения Конституционного Суда, признавшего его несоответствующим основному закону страны. Сейчас запрет на усыновление распространяется только на тех, кто совершил тяжкие и особо тяжкие преступления. Однако существует проблема при установлении семейных отношений между детьми и лицами с такими судимостями, например, когда такой человек вступает в брак с родителем детей. Это создает сложную ситуацию, когда, несмотря на фактические семейные связи, юридически оформить их невозможно.Предлагается пересмотреть данный вопрос, допуская возможность индивидуального судебного рассмотрения с учетом всех обстоятельств, которые могут представлять угрозу для благополучия ребенка, а также учитывая наличие фактических семейных связей между ребенком и лицом с судимостью.В России преобладает стереотип, что дети-сироты должны воспитываться в государственных учреждениях, и усыновление является лишь альтернативой для тех, кто не может иметь собственных детей. Это мировоззрение требует пересмотра, учитывая значительные расходы государства на содержание детских домов и упущенную возможность для детей обрести семью. Повышение количества усыновлений может стать решением этой проблемы, сокращая государственные расходы и обеспечивая детям любящий и заботливый дом.В контексте реформирования процесса усыновления в России предлагается рассмотреть возможность отказа от принципа конфиденциальности усыновления. Это предполагает пересмотр или модификацию положений, касающихся статьи 139 Семейного кодекса РФ, поскольку текущая практика секретности усыновления способствует замедлению процедуры в целом. В частности, потенциальным усыновителям приходится проходить обязательные подготовительные курсы индивидуально, что требует значительных временных и финансовых затрат. Могло бы быть эффективнее организовывать эти занятия в групповом формате, что ускорило бы обучение и сделало его доступнее.Демонстрация обществу возможности любить ребенка, не являющегося биологическим потомком, может оказать благоприятное воздействие на восприятие усыновления. Разрушение существующих мифов и предубеждений о усыновлении, таких как убеждения в невозможности полюбить чужого ребенка, предвзятости по отношению к его генетическому наследию, или опасениях о финансовых трудностях, может способствовать изменению общественного мнения. Примеры успешных историй семей, которые усыновили детей, станут важным фактором в изменении отношения к усыновлению, подчеркивая его важность как для личного, так и для общественного блага.Важную роль в изменении восприятия усыновления играют не только государственные органы, но и некоммерческие организации, благотворительные фонды и движения, занимающиеся просвещением населения о детях, нуждающихся в семье. На первоначальном этапе крайне важно четко определить полномочия и ответственность таких организаций, чтобы исключить возможное нарушение прав ребенка. Их деятельность должна быть направлена на поддержку системы опеки и помощь учреждениям, в которых проживают дети без попечения родителей, включая организацию информационных кампаний, направленных на стимулирование интереса граждан к усыновлению. Важно также тщательно продумать условия и процедуры взаимодействия этих организаций с процессом усыновления, особенно в части разглашения информации о детях и их съемки, чтобы защитить их интересы и конфиденциальность.Необходимость принятия федерального законодательства, регламентирующего деятельность некоммерческих организаций и благотворительных фондов, активно участвующих в содействии органам опеки и попечительства и распространении информации о детях, оставшихся без родительского попечения, становится очевидной. Такой закон должен четко очертить правовые рамки, включая права и обязанности данных организаций, поскольку на сегодняшний день в этой сфере существуют лишь рекомендательные указания без строгих юридических обязательств и возможных санкций за их нарушение. Для обеспечения благополучия детей, передаваемых в семьи, важно тщательно оценивать потенциальных усыновителей и постоянно мониторить условия жизни усыновленных детей, что также может быть частью обязанностей упомянутых организаций при сотрудничестве с органами опеки.Анализ существующих практик установления опеки и статистики усыновления показывает, что граждане чаще выбирают форму опеки над усыновлением, в том числе из-за финансовых стимулов. Например, единовременные выплаты при установлении опеки и усыновлении имеют одинаковый размер, за исключением специфических случаев, когда при усыновлении определенных категорий детей размер пособия значительно выше. Вместе с тем, опекуны могут получать дополнительное вознаграждение, в то время как усыновители обеспечивают потребности ребенка полностью, учитывая, что юридически усыновленный ребенок приравнивается к биологическому, создавая между ними как имущественные, так и личные неимущественные отношения. Это подчеркивает недостаточность государственной поддержки усыновителей, особенно в финансовом аспекте, что ставит их в менее выгодное положение по сравнению с опекунами, несмотря на схожий уровень ответственности и заботы о ребенке.Для стимулирования увеличения числа усыновлений в РФ и более активного применения данного механизма необходимо превратить усыновление в приоритетный метод размещения детей в семьях. Это требует не только государственного признания его важности за счет освобождения от некоторых обязательств, но и предоставления дополнительных стимулов для потенциальных усыновителей и усыновленных детей. Важным шагом будет значительное увеличение финансовой поддержки для усыновителей, а также предоставление дополнительных социальных гарантий, таких как облегченный доступ к детским образовательным учреждениям и предоставление льгот, аналогичных тем, что предусмотрены для биологических детей.Предложение включить выплату материнского капитала за каждого усыновленного ребенка, даже если он является первым ребенком в семье, подчеркивает ценность усыновления как средства создания полноценной семьи. Усыновление должно рассматриваться как вариант создания семьи, где дети обретают заботливых родителей, а усыновители получают возможность подарить детям семейное тепло и внимание. Государственная поддержка должна способствовать тому, чтобы граждане, независимо от наличия биологических детей, были мотивированы принимать в свои семьи детей-сирот.Создание условий, при которых усыновление воспринимается обществом как норма, а не как героический поступок, является важной задачей. Для этого необходимо пересмотреть бюджетные расходы, увеличив финансирование поддержки усыновительских семей. Это, в свою очередь, поможет сократить число детей, оставшихся без попечения родителей, и соответственно, уменьшит государственные расходы на их содержание.В современной российской практике усыновление регулируется судебной системой, что гарантирует внимательный и ответственный подход к изменениям в жизни ребенка.На первый взгляд, принцип защиты интересов ребенка кажется абсолютным, однако Семейный кодекс РФ порой вступает в противоречие с ним, устанавливая ограничения, казалось бы, не имеющие под собой веских оснований. Один из таких примеров - положение пункта 6 статьи 71 СК РФ, согласно которому усыновление детей запрещается в течение шести месяцев после решения суда о лишении родительских прав.Такое положение исходит из предположения, что лишение родительских прав является максимальной мерой ответственности, и предоставляет родителям возможность пересмотреть свое поведение и образ жизни, чтобы восстановить свои права. Однако на практике шансы на изменение ситуации в такие короткие сроки оказываются невелики. Введение шестимесячного ожидания не всегда оправдано и может нести негативные последствия для ребенка, оставаясь в детском учреждении или приемной семье. В этом контексте законодатель кажется более озабоченным защитой прав родителей, а не детей, что противоречит основным принципам семейного права и ведет к нарушению прав ребенка на защиту.Предлагается пересмотреть данный срок и сократить его до трех месяцев, что будет способствовать более быстрому решению вопросов, связанных с будущим ребенка. Это изменение может стать стимулом для родителей к изменению своего образа жизни и отношения к обязанностям родителя. С другой стороны, дети получат возможность быстрее возвращаться в семью или находить новый дом через усыновление, минимизируя период неопределенности и снижая риск психологической травмы от длительного пребывания в учреждениях для детей без попечения.Дальнейшие размышления о пробелах в правовом регулировании и возможных путях их устранения представлены в других разделах данной курсовой работы.Законодательство не уточняет, какие именно факторы, кроме уже существующих семейных связей с ребенком, должны иметь решающее значение при оформлении усыновления ребенка человеком, живущим с ВИЧ, гепатитом C или страдающим от туберкулеза органов дыхания второй стадии и проч. В этом контексте кажется логичным, что при принятии решения о возможности усыновления ключевую роль должно играть реальное состояние здоровья кандидата в усыновители. В частности, если заявитель регулярно нуждается в стационарном лечении или если согласно медицинским прогнозам срок его жизни ограничен, усыновление может быть признано нежелательным. Пребывание ребенка вместе с человеком, переживающим тяжелые физические страдания, вряд ли будет отвечать интересам ребенка. Следует ожидать, что Верховный Суд РФ учтет эти аспекты при подготовке разъяснений касательно процедур усыновления и удочерения, обеспечивая защиту прав и интересов детей в данных ситуациях.3.2. Проблемные аспекты при реализации механизма усыновления (удочерения).В нынешних условиях социально-экономических изменений, затрагивающих все аспекты жизни общества и семейных отношений, вопросы, связанные с детьми, лишенными родительской опеки, и подготовкой молодого поколения к самостоятельной взрослой жизни, выходят на передний план. Невнимание к потребностям и интересам детей со стороны их родителей зачастую приводит к тому, что государственные инстанции вынуждены вмешиваться, ограничивая или полностью лишая родительских прав через судебную систему и возлагая на родителей обязательства по выплате алиментов. После официального лишения родительских прав и прохождения установленного шестимесячного срока ребенок может быть усыновлен в семью граждан России, причем усыновление рассматривается как наиболее предпочтительный способ обеспечения ребенка семьей. Регулирование процесса усыновления осуществляется как на уровне российского законодательства, так и согласно международным конвенциям, одобренным Россией.Министерство образования РФ несет ответственность за защиту прав детей, обеспечивая ведение централизованного учета детей без родительской опеки и помогая в их устройстве в семьи граждан страны.Однако в современной России наблюдается дисбаланс между количеством детей, нуждающихся в семейном устройстве, и количеством граждан, желающих усыновить ребенка, что привело к появлению запросов на усыновление российских детей от иностранных граждан и специализированных организаций.Причины увеличения числа детей-сирот и детей без родительской опеки в России многочисленны и включают в себя ухудшение экономического положения населения, безработицу, антисоциальное поведение родителей, распад семей и жестокое обращение с детьми. Исследования, проведенные специалистами в области психологии и педагогики, показывают, что размещение детей в специализированных учреждениях не способно полноценно удовлетворить их базовые потребности, что негативно сказывается на их развитии и формировании личности.В условиях текущих социально-экономических изменений, касающихся всех аспектов жизнедеятельности, особенно актуализируется внимание к вопросам детей без родительского попечения и их адаптации к независимой жизни. Проблемы в семье, приводящие к лишению родительских прав и последующему возложению алиментных обязательств, открывают перед государством необходимость принятия решений о будущем ребенка через судебную систему. По истечении установленного времени такие дети могут быть предоставлены для усыновления российским семьям, при этом усыновление выделяется как предпочтительный способ обеспечения ребенка семьей. Этот процесс находится под регулированием как национального, так и международного законодательства, принятого РФ.Министерство образования РФ играет ключевую роль в защите прав детей, ведении учета детей без родительской опеки и помощи в их размещении в семьях. Однако существует дисбаланс между числом детей, нуждающихся в семье, и желающих усыновить, что привлекает внимание иностранных граждан и организаций к усыновлению российских детей.Проблемы, ведущие к увеличению числа детей без попечения, включают экономические трудности, безработицу, неблагоприятное поведение родителей и другие социальные факторы. Помещение детей в специализированные учреждения не обеспечивает полноценного удовлетворения их потребностей, что негативно влияет на их развитие.Одним из аспектов, требующих улучшения, является недостаток в правовом регулировании передачи информации усыновителям о здоровье ребенка. Частые случаи обращений к отмене усыновления из-за неизвестных заболеваний ребенка подчеркивают необходимость усовершенствования процесса информирования и подтверждения факта ознакомления усыновителей с медицинскими данными ребенка. Предлагается ввести обязательное нормативное оформление документа, подтверждающего ознакомление усыновителей с результатами медицинского обследования, и дать им право на дополнительную проверку состояния здоровья ребенка за свой счет в случае сомнений.Учитывая, что ребенок не может быть воспринят как объект обмена, отмена усыновления из-за обнаружения заболеваний кажется нецелесообразной и способной нанести психологический вред ребенку. Необходим более вдумчивый подход к усыновлению, с готовностью столкнуться с любыми трудностями, включая возможное проявление ранее недиагностированных заболеваний.Кроме того, предлагается ввести административную ответственность за неправомерное использование права на отмену усыновления усыновителями. Отмена усыновления, инициированная различными сторонами, должна учитывать интересы ребенка, не требуя его согласия в определенных случаях, но с учетом его мнения с десятилетнего возраста.Также остается актуальной задача создания механизма контроля за выполнением родительских обязанностей после усыновления, возможно, через регулярные проверки органами опеки или встречи с психологом, что поможет обеспечить благополучие усыновленного ребенка и адекватное исполнение родительских обязанностей.ЗаключениеВ Российской Федерации усыновление и удочерение выступают как фундаментальные инструменты интеграции детей, оставшихся без родительского попечения, в семейную среду. Эти методы не только предлагают альтернативу пребыванию в учреждениях для детей-сирот, но и стремятся воссоздать для них условия, максимально приближенные к заботливой и поддерживающей семейной атмосфере. Основная цель усыновления заключается в обеспечении каждого ребенка любящим и стабильным домом, где он сможет расти, развиваться и получать необходимую поддержку.Для реализации этой задачи требуется комплексный подход к анализу и улучшению процесса усыновления, включая детальное исследование как теоретических, так и прикладных аспектов данной сферы. Необходимо активизировать научные исследования, направленные на изучение влияния усыновления на развитие ребенка, а также на определение наиболее эффективных методов поддержки усыновленных детей и их новых семей.Однако существующее законодательство требует дополнительной проработки и внесения изменений для устранения пробелов, особенно в части защиты прав усыновленных детей. Эти дети сталкиваются с уникальными жизненными обстоятельствами, и государство должно предоставить им особую поддержку и защиту. Внесение поправок в федеральное законодательство должно направляться на укрепление их правового статуса и обеспечение их благополучия в новых семьях.Важным аспектом является также регулирование вопросов, связанных с конфиденциальностью усыновления. Необходимо найти баланс между защитой личных данных ребенка и правом усыновленного в будущем узнать о своих биологических родителях. Законодательное закрепление мер по сохранению тайны усыновления в период становления личности ребенка и предоставление ему возможности доступа к информации о происхождении по достижении совершеннолетия могло бы способствовать решению этой проблемы.Таким образом, усыновление является не только средством предоставления ребенку нового дома, но и важным социальным инструментом, задача которого — обеспечить каждому ребенку возможность для полноценного и гармоничного развития. Общество и государство несут коллективную ответственность за поддержку и защиту прав и интересов усыновленных детей, создавая для них основу для успешного будущего.Начало формыСписок использованной литературы.Нормативные правовые акты:1.Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) / Электронный ресурс URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399/ (дата обращения 28.11.2023).2.Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14.11.2002 № 138-ФЗ / Электронный ресурс URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_39570/ (дата обращения 28.11.2023).3. Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 № 223-ФЗ / Электронный ресурс URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_8982/ (дата обращения 28.11.2023).4. Федеральный закон от 15.11.1997 № 143-ФЗ «Об актах гражданского состояния» / Электронный ресурс URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_16758/ (дата обращения 28.11.2023).10.Федеральный закон от 16.04.2001 № 44-ФЗ «О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей» // «Собрание законодательства РФ» 23.04.2001 № 17, Ст. 1643.11.Федеральный закон от 31.05.2002 № 62-ФЗ «О гражданстве России» // «Собрание законодательства РФ» 03.06.2002 №»22, Ст. 2031.12.Федеральный закон от 24.04.2008 № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве» // «Собрание законодательства РФ» 28.04.2008 № 17, Ст. 1755.13. Закон ХМАО - Югры от 09.06.2009 N 86-оз «О дополнительных гарантиях и дополнительных мерах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, усыновителей, приемных родителей в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре» / Электронный ресурс URL: https://admhmao.ru/dokumenty/pravovye-akty-gubernatora/2523292/ (дата обращения 28.11.2023).Судебная практика:Постановление Конституционного Суда РФ от 29.11.2019 № 38-П «По делу о проверке конституционности положений статей 1070 и 1100 Гражданского кодекса Российской Федерации и ст. 22 Федерального закона «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» в связи с жалобой Гражданки А. // «Собрание законодательства РФ», 16.12.2019, № 50, ст. 7479Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 20.04.2006 N 8 «О применении судами законодательства при рассмотрении дел об усыновлении (удочерении) детей» (ред. от 17.12.2013) // "Российская газета", N 92, 03.05.2006Обзор практики рассмотрения в 2022 году областными и равными им судами дел об усы-новлении детей иностранными гражданами или лицами без гражданства, а также граж-данами Российской Федерации, постоянно проживающими за пределами территории Российской Федерации (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 31 мая 2023 г.) / URL: https://files.sudrf.ru/1146/norm_akt/doc20230605-084025.pdf (дата обращения 6.01.2024г.)Определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 09.06.2020 N 5-КГ20-49, М-10004763/19/ СПС «КонсультантПлюс»Определение Шестого кассационного суда общей юрисдикции от 14.10.2021 по делу N 88-21671/2021 / СПС «КонсультантПлюс» Определение Московского городского суда от 15.07.2020 N М-746/2020/ СПС «КонсультантПлюс»Научная литература:Алиева З.З. Процессуальные особенности рассмотрения дел об усыновлении детей российскими гражданами (по материалам правоприменительной практики Республики Дагестан): автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2007. 23 с.Аргунов В.В. Взаимодействие общих и специальных норм и институтов в гражданском и арбитражном процессуальном праве (на примере дел особого производства) // Журнал российского права. 2020. № 12. С. 119–134.Архипов И.Н., Федоров Д.М. Субъекты усыновления (удочерения) в Российской Федерации // Universum: экономика и юриспруденция. 2022. № 1. С. 26–29.Беспалов Ю.Ф. Усыновление как способ судебной защиты прав ребенка // Российская юстиция. 2008. № 7. С. 39-41.Буянова Е.В. Процессуальные особенности рассмотрения дел об усыновлении (удочерении) детей и отмене усыновления (удочерения) детей. Оренбург: ООО ИПК «Университет», 2014. 369 с.Грейдин О.И., Жуков А.И. Правовая природа и специфика усыновления в России // «Colloquium-journal» 2022. № 16 (139). С. 65 – 66.Додонов В.Н., Ермаков В.Д., Крылова М.А. и др. Большой юридический словарь.- М.: Инфра, 2001.- С.580. Измайлов В.В. Правовая природа и некоторые проблемы усыновления в период реформирования семейного законодательства России // Семейное и жилищное право. 2021. N 2. С. 6 – 9.Карданова Д.М. К вопросу об особенностях установления опеки и попечительства наднесовершеннолетними детьми по российскому законодательству // Вопросы российскогои международного права. 2023. Том 13. № 3А. С. 285-289Латышева Н.А. Некоторые особенности ведения делопроизводства в судах Российской Федерации и Республики Беларусь при рассмотрении дел об усыновлении (удочерении) ребенка // Арбитражный и гражданский процесс. 2022. N 3. С. 51 – 55.Летова К.В. Усыновление в Российской Федерации: правовые проблемы. М., 2006.Лёвушкин А.Н. Правовые последствия усыновления и тайна усыновления // Российская юстиция. 2011. №6. С. 26 - 28Немежков А.П. Тайна усыновления. Обеспечивается ли она при принятии заявлений в суде. URL: http://www.supcourt.khakasnet.ru (дата обращения 28.11.2023).Нечаева А. Тайна усыновления // Закон. 2009. №3. С. 112—113.Паршуткин В., Львова Е. Всегда ли оправданно сохранение тайны усыновления // Российская юстиция. 1999. №3. С. 22—29.Полуянов В.П. Технологическая цивилизация, риски и общество // Учен. зап. Таврического национального университета им. В.И. Вернадского. Сер. «Философия. Культурология. Политология. Социология», 2012. Том 24 (65). № 1−2. С. 371−376.Пчелинцева Л.М. Семейное право России.– М.: НОРМА, 2009. 719сРязанцев В.В. Правоотношения усыновления в российском семейном праве: автореф. дис. на соискание научной степени канд. юрид. наук: спец. 12.00.03 / В.В. Рязанцев. М., 2011. 18 cХаскельберг Б.Л. Вопросы установления отцовства / Б.Л. Хаскельберг // Вопросы совершенствования гражданско-правового регулирования. Томск: Изд-во Томского ун-та, 2013. С. 30–40.Шангареев А.Т. Права и обязанности усыновителей по законодательству Российской Федерации // Пробелы в Российском законодательстве. 2013.- № 3. С.82 – 85Якушев П.А. Автономность семейных отношений и цивилистический процесс // Вестник гражданского процесса. 2021. N 1. С. 277 - 293.Ярошенко Т.В. Особенности участия прокурора по делам об усыновлении (удочерении) ребенка // Российская юстиция. 2020. N 7. С. 59 – 61

Список использованной литературы.

Нормативные правовые акты:

1.Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосо-ванием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) / Электронный ресурс URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399/ (дата обращения 28.11.2023).
2.Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14.11.2002 № 138-ФЗ / Электронный ресурс URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_39570/ (дата обращения 28.11.2023).
3. Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 № 223-ФЗ / Электронный ресурс URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_8982/ (дата обращения 28.11.2023).
4. Федеральный закон от 15.11.1997 № 143-ФЗ «Об актах гражданского состояния» / Электронный ресурс URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_16758/ (дата обращения 28.11.2023).
10. Федеральный закон от 16.04.2001 № 44-ФЗ «О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей» // «Собрание законодательства РФ» 23.04.2001 № 17, Ст. 1643.
11. Федеральный закон от 31.05.2002 № 62-ФЗ «О гражданстве России» // «Собрание законодательства РФ» 03.06.2002 №»22, Ст. 2031.
12. Федеральный закон от 24.04.2008 № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве» // «Собрание законодательства РФ» 28.04.2008 № 17, Ст. 1755.
13. Закон ХМАО - Югры от 09.06.2009 N 86-оз «О дополнительных гарантиях и дополнительных мерах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, усыновителей, приемных родителей в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре» / Электронный ресурс URL: https://admhmao.ru/dokumenty/pravovye-akty-gubernatora/2523292/ (дата обращения 28.11.2023).

Судебная практика:

14. Постановление Конституционного Суда РФ от 29.11.2019 № 38-П «По делу о проверке конституционности положений статей 1070 и 1100 Гражданского кодекса Российской Федерации и ст. 22 Федерального закона «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» в связи с жалобой Гражданки А. // «Собрание законодательства РФ», 16.12.2019, № 50, ст. 7479
15. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 20.04.2006 N 8 «О применении судами законодательства при рассмотрении дел об усыновлении (удочерении) детей» (ред. от 17.12.2013) // "Российская газета", N 92, 03.05.2006
16. Обзор практики рассмотрения в 2022 году областными и равны-ми им судами дел об усы-новлении детей иностранными гражданами или лицами без гражданства, а также граж-данами Российской Федерации, постоянно проживающими за пределами территории Российской Федерации (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 31 мая 2023 г.) / URL: https://files.sudrf.ru/1146/norm_akt/doc20230605-084025.pdf (дата обращения 6.01.2024г.)
17. Определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 09.06.2020 N 5-КГ20-49, М-10004763/19/ СПС «КонсультантПлюс»
18. Определение Шестого кассационного суда общей юрисдикции от 14.10.2021 по делу N 88-21671/2021 / СПС «КонсультантПлюс»
19. Определение Московского городского суда от 15.07.2020 N М-746/2020/ СПС «КонсультантПлюс»

Научная литература:

20. Алиева З.З. Процессуальные особенности рассмотрения дел об усыновлении детей российскими гражданами (по материалам правоприменительной практики Республики Дагестан): автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2007. 23 с.
21. Аргунов В.В. Взаимодействие общих и специальных норм и институтов в гражданском и арбитражном процессуальном праве (на примере дел особого производства) // Журнал российского права. 2020. № 12. С. 119–134.
22. Архипов И.Н., Федоров Д.М. Субъекты усыновления (удочерения) в Российской Федерации // Universum: экономика и юриспруденция. 2022. № 1. С. 26–29.
23. Беспалов Ю.Ф. Усыновление как способ судебной защиты прав ребенка // Российская юстиция. 2008. № 7. С. 39-41.
24. Буянова Е.В. Процессуальные особенности рассмотрения дел об усыновлении (удочерении) детей и отмене усыновления (удочерения) детей. Оренбург: ООО ИПК «Университет», 2014. 369 с.
25. Грейдин О.И., Жуков А.И. Правовая природа и специфика усы-новления в России // «Colloquium-journal» 2022. № 16 (139). С. 65 – 66.
26. Додонов В.Н., Ермаков В.Д., Крылова М.А. и др. Большой юридический словарь.- М.: Инфра, 2001.- С.580.
27. Измайлов В.В. Правовая природа и некоторые проблемы усы-новления в период реформирования семейного законодательства России // Семейное и жилищное право. 2021. N 2. С. 6 – 9.
28. Карданова Д.М. К вопросу об особенностях установления опеки и попечительства над несовершеннолетними детьми по российскому законодательству // Вопросы российского и международного права. 2023. Том 13. № 3А. С. 285-289
29. Латышева Н.А. Некоторые особенности ведения делопроизвод-ства в судах Российской Федерации и Республики Беларусь при рассмотре-нии дел об усыновлении (удочерении) ребенка // Арбитражный и граждан-ский процесс. 2022. N 3. С. 51 – 55.
30. Летова К.В. Усыновление в Российской Федерации: правовые про-блемы. М., 2006.
31. Лёвушкин А.Н. Правовые последствия усыновления и тайна усы-новления // Российская юстиция. 2011. №6. С. 26 - 28
32. Немежков А.П. Тайна усыновления. Обеспечивается ли она при принятии заявлений в суде. URL: http://www.supcourt.khakasnet.ru (дата об-ращения 28.11.2023).
33. Нечаева А. Тайна усыновления // Закон. 2009. №3. С. 112—113.
34. Паршуткин В., Львова Е. Всегда ли оправданно сохранение тайны усыновления // Российская юстиция. 1999. №3. С. 22—29.
35. Полуянов В.П. Технологическая цивилизация, риски и общество // Учен. зап. Таврического национального университета им. В.И. Вернадского. Сер. «Философия. Культурология. Политология. Социология», 2012. Том 24 (65). № 1−2. С. 371−376.
36. Пчелинцева Л.М. Семейное право России.– М.: НОРМА, 2009. 719с
37. Рязанцев В.В. Правоотношения усыновления в российском семейном праве: автореф. дис. на соискание научной степени канд. юрид. наук: спец. 12.00.03 / В.В. Рязанцев. М., 2011. 18 c
38. Хаскельберг Б.Л. Вопросы установления отцовства / Б.Л. Хаскельберг // Вопросы совершенствования гражданско-правового регулирования. Томск: Изд-во Томского ун-та, 2013. С. 30–40.
39. Шангареев А.Т. Права и обязанности усыновителей по законода-тельству Российской Федерации // Пробелы в Российском законодательстве. 2013.- № 3. С.82 – 85
40. Якушев П.А. Автономность семейных отношений и цивилисти-ческий процесс // Вестник гражданского процесса. 2021. N 1. С. 277 - 293.
41. Ярошенко Т.В. Особенности участия прокурора по делам об усыновлении (удочерении) ребенка // Российская юстиция. 2020. N 7. С. 59 – 61