Психосоматические расстройства личности

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Общая психология
  • 47 47 страниц
  • 21 + 21 источник
  • Добавлена 10.02.2024
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
Содержание
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПСИХОСОМАТИЧЕСКИХ РАССТРОЙСТВ ЛИЧНОСТИ 5
1.1. Психологические подходы к психосоматическим расстройствам 5
1.2. Влияние личностных факторов на психосоматические расстройства 13
1.3. Профилактика психосоматических расстройств личности 21
Выводы к главе 1 28
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПСИХОСОМАТИЧЕСКИХ РАССТРОЙСТВ ЛИЧНОСТИ 29
2.1. Методы и диагностические методики исследования психосоматических расстройств 29
2.2. Статистическая и математическая обработка результатов эмпирического исследования 32
2.3. Психологические рекомендации по преодолению и профилактике психосоматических расстройств личности 36
Выводы к главе 2 42
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 43
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ НОРМАТИВНЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 45
ПРИЛОЖЕНИЯ 47

Фрагмент для ознакомления

Частота – это количество объектов в выборке, имеющих данное значение признака.Частотный анализ позволяет увидеть процентное соотношение данных групп респондентов.Эмпирическое исследование проводилось в несколько этапов. На первом этапе исследования была сформирована выборка, была определены методики психодиагностики, подготовлены бланки для диагностики, определено время и место проведения исследования. На втором этапе была проведена психодиагностика у испытуемых в соответствии с выбранными методиками. На третьем этапе проводилась обработка результатов, качественный и количественный анализ данных, разработаны практические рекомендации.2.2. Статистическая и математическая обработка результатов эмпирического исследованияВ эмпирическом исследовании приняли участие 5 человек в возрасте 38 – 50 лет, из них 3 женщины и 2 мужчин. Все испытуемые имеют психосоматические расстройства: сахарный диабет 2 типа, эссенциальная гипертензия, бронхиальная астма, нейродермит, ревматоидный артрит.Результаты диагностики по Гиссенскому опроснику психосоматических жалоб у испытуемых представлены в таблице 2.1.Таблица 2.1Результаты диагностики по опроснику психосоматических жалоб № Ф.И.ПолВозрастИстощениеЖелудочные жалобыБоли в различных частях тела Сердечные жалобыИнтенсивность1А.С.Ж3816595352Д.У.Ж4613131410503К.В.М3212737294С.Ю.М5013387315Ш.В.Ж4811812839Среднее значение, М13,07,29,27,436,8Стандартное отклонение, σ1,93,84,21,88,3Наглядно выраженность разных психосоматических жалоб в группе испытуемых отражена на рисунке 2.1.Результаты Гиссенского опросника психосоматических жалоб показали, что у лиц с психосоматическими расстройствами интенсивно выражены психосоматические жалобы. Рис. 2.1. Выраженность разных психосоматических жалоб в группе испытуемыхВедущим психосоматическим симптомом является истощение - общая потеря жизненной энергии и потребность в помощи. Также у испытуемых с психосоматическими расстройствами значительно выражены субъективные страдания, носящие алгический или спастический характер, боли в различных частях тела и недомогания в сердечно-сосудистой сфере. Реже у респондентов отмечаются сердечные и желудочные жалобы.Таким образом, характерной для лиц с психосоматическими расстройствами является выраженная эмоционально окрашенная интенсивность психосоматических жалоб, особенно на истощение, общую потерю жизненной энергии, боли в различных частях тела.Результаты диагностики испытуемых по опроснику жизнестойкости С. Мадди представлены в таблице 2.2.Таблица 2.2Результаты диагностики по опроснику жизнестойкости№Ф.И.ПолВозрастВовлеченность Контроль Принятие рискаЖизнестойкость 1А.С.Ж38463418982Д.У.Ж464838191053К.В.М32382910774С.Ю.М50333814855Ш.В.Ж4834141765Среднее значение, М29,620,610,460,6Стандартное отклонение, σ8,99,92,319,2По результатам опросника можно сказать, что у испытуемых с психосоматическими расстройствамисниженный уровень жизнестойкостии контроля, и нормальный уровень вовлеченности, и принятия риска. Соотношение испытуемых с разным уровнем жизнестойкости, вовлеченности, контроля и принятия риска отражено на рисунке 2.2.Рис. 2.2. Соотношение испытуемых с разным уровнем жизнестойкости, вовлеченности, контроля и принятия рискаПо результатам соотношения видно, что у большинства респондентов (60%) средний уровень вовлеченности, они могут получать удовольствие от собственной деятельности, но не всегда. У 40% испытуемыхс психосоматическими расстройствами низкий уровень вовлеченности, им характерночувство отвергнутости, ощущение себя «вне» жизни. У большинства испытуемых, перенесших инсульт (60%) средний уровень контроля, они иногда ощущают, что сами выбирают собственную деятельность, свой путь, иногда - нет. У остальных 40% низкий уровень контроля, им характерноощущение собственной беспомощности. Они чувствуют, что не могут выбирать собственную деятельность, свой путь. У 60% респондентов с психосоматическими расстройствами средний уровень принятия риска, они иногда уверены, что все то, что с ними случается, способствует их развитию, иногда - не уверены. У остальных 40% низкий уровень принятия риска, они предпочитают действовать при надежных гарантиях успеха, не рисковать. У большинства испытуемых с психосоматическими расстройствами (60%) низкий уровень жизнестойкости, им характерновысокое внутреннее напряжение в стрессовых ситуациях, ощущение беспомощности в совладании с ними. У 40% испытуемых средний уровень жизнестойкости, им характерно некоторое внутреннее напряжение в стрессовых ситуациях. Высокий уровень жизнестойкости в этой группе испытуемых не выявлен.Результаты диагностики по опроснику FPI (Фрайбургскийличностный опросник) в группе испытуемых представлены в таблице 2.3. Таблица 2.3Результаты диагностики по опроснику FPI (Фрайбургскийличностный опросник) №НевротичностьСпонтанная агрессивностьДепрессивностьРаздражительностьОбщительностьУравновешенностьРеактивная агрессивностьЗастенчивостьОткрытостьЭкстраверсия–интроверсияЭмоциональная лабильностьМаскулинизм–феминизм186965556769927867744568673106649563878845513652466675863584358597М7,66,25,05,07,04,64,04,67,06,47,67,6σ1,81,13,11,61,60,51,61,11,01,11,50,9Среднегрупповые результаты в стандартных баллах представлены на рисунке 2.3.Рис. 2.3. Результаты диагностики по опроснику FPI (стандартные баллы)Результаты диагностики по фрайбургскому опроснику показали, что респонденты с психосоматическими расстройствами, достаточно откровенны, их ответам можно доверять. Для них характерно импульсивное поведение, внутренняя агрессия, невротичность,и в тоже время тревожность, неуверенность, следствием чего являются трудности в социальных контактах.Для испытуемых характерна раздражительность,частые колебания настроения, недостаточнаясаморегуляция, склонность к депрессивному настроению, иногда проявляется агрессивное отношение к социальному окружению, стремление к доминированию. У них средняя потребность в общении, интроверсия выражена также как и экстраверсия. Психическая деятельность испытуемых протекает преимущественно по андрогинному типу.2.3. Психологические рекомендации по преодолению и профилактике психосоматических расстройств личностиИндивидуально-психологические особенности могут существенно влиять на характер протекания психосоматических расстройств личности. 1. Важно чтобы коммуникация была позитивной, т.е. чтобы взаимодействие было основано на положительных эмоциях, направлено на понимание и приносило удовлетворение участникам общения.Важно стремиться поддерживать позитивную атмосферу и отношения во всех взаимодействиях, избегать критики и негативных высказываний, фокусироваться на похвалах иблагодарности за хорошую работу или поведение. Признаками позитивной коммуникации являются эффективность, конструктивность, ожидание благоприятного развития отношений. Поддерживайте здоровый образ жизни. Регулярная физическая активность, здоровое питание и достаточный сон могут помочь укрепить психологическую стойкость и снизить уровень тревожности.2. Следует разработать стратегию управления стрессом. Важно уметь управлять своими эмоциями, для чего можно применять применение техники релаксации, такие как глубокое дыхание, медитация или йога. Также следует стимулировать физическую активность, помогающую снизить уровень тревожности. Упражнения помогут снизить уровень тревожности и управлять своими эмоциями. Понизить уровень тревожности поможет также позитивное мышление. Следует отмечать и ценить достижения и успехи, а также стараться находить положительные стороны в каждой ситуации. Это поможет развивать оптимистический взгляд на жизнь и снизить уровень тревожности.3. Начать с малого и не бояться брать ответственность - важно для своего здоровья и самочувствия. Осознать негативное влияние стресса на организм и начать противостоять ему: правильное питание, достаточный отдых, 8 часов сна в ночь, регулярная физическая активность. Работать над собой - развивать умения, навыки, учиться эффективно распределять время, чередовать умственную деятельность с физическими упражнениями, делать перерывы на работе, не трудиться без выходных.4. Для улучшения ситуации, которая уже произошла, необходимо научиться принимать неизбежное и изменить свое отношение к ней. Если изменить ситуацию не в ваших силах, то можно только двигаться дальше, принимая ее как данность. 5. Необходимо избегать произношения фраз, в которых виноваты другие люди или внешние обстоятельства. Человек должен понимать, что он сам ответственен за свою жизнь и способен изменить свое отношение к ней. Важно каждое утро повторять утверждение: "Я хозяин своей жизни и несу ответственность за все, что происходит со мной". Это поможет развивать чувство собственной силы и контроля над собой.6. Регулярное посвящение времени любимым занятиям, отдыху за чтением книг и поездкам за город позволит систематически разгрузить нервную систему. Постоянное давление и занятие чем-то не совсем любимым негативно воздействуют на психику человека. В общем, делайте все, что действительно хотите делать.7. Одно из важных значений в ликвидации стресса имеет самооценка. Как правило, такие люди справляются с напряжением лучше, потому что эмоционально напряженные события и переживания не воспринимаются как стрессовые. Для повышения самооценки можно использовать следующие упражнения.- Упражнение «Игрушка - твое зеркало».Вам понадобится: мягкая игрушка или кукла, которую вы можете сделать сами или купить готовую. Выберите ту игрушку, которая откликается вам, которая больше всего вам нравится.1. Возьмите игрушку и посмотрите на нее. Представьте, что это вы. Что вы чувствуете, когда смотрите на неё? Какие эмоции она вызывает у вас? Попробуйте назвать эти эмоции вслух или про себя.2. Посмотрите на одежду вашей игрушки. Она соответствует вашему стилю и вкусу? Она подходит для вашей личности и ролей, которые вы играете в жизни? Если нет, то попробуйте переодеть ее так, как вам нравится.3. Посмотрите на лицо игрушки. Оно выражает ваше настоящее состояние души? Оно отражает вашу индивидуальность и особенности?4. Посмотрите на тело игрушки. Оно соответствует вашему физическому состоянию и здоровью? Оно отражает вашу активность и энергию?5. Посмотрите на игрушку в целом. Она отражает ваш идеальный образ? Она показывает, как вы хотели бы видеть себя и как вы хотели бы, чтобы вас видели другие?6. Возьмите игрушку в руки и обнимите ее. Почувствуйте, какая она теплая и мягкая, как она дышит и живет. Почувствуйте, как она любит вас и принимает вас такими, какие вы есть. Скажите кукле вслух или про себя: "Я люблю тебя. Я ценю тебя. Я горжусь тобой. Ты уникальный(-ая) и неповторимый(-ая). Ты достоин(-а) счастья и успеха. Ты можешь все, что захочешь".- Упражнение «Мой друг пластилин»Цель: упражнение поможет создать свой собственный символ удачи, успеха и счастья, который будет поддерживать в трудных ситуациях и напоминать вам о своих целях и желаниях.Для упражнения понадобятся: пластилин, ножницы, зубочистки и предметы для декорирования.1. Подумайте о том, что для вас является символом удачи, успеха и счастья. Это может быть животное, растение, предмет или любой другой образ, который вызывает у вас положительные эмоции.2. Возьмите пластилин нужных цветов и начните лепить свой символ. Постарайтесь сделать его объемным и детальным. Вы можете использовать ножницы, зубочистки и другие предметы для создания текстуры.3. Когда вы закончите лепить свой символ, подумайте о том, какое имя вы хотели бы ему дать. Это может быть обычное имя или фантазийное.4. Напишите на бумаге имя вашего символа и три его качества, которые вы хотели бы иметь или развить в себе.5. Подумайте о том, как эти качества помогают вашему символу быть счастливым и успешным. Какие действия он совершает, какие проблемы решает, какие цели достигает?Напишите под каждым качеством по одному примеру из жизни вашего символа. Например: «Милый - дарит радость окружающим, получает много комплиментов».6. Подумайте о том, как эти качества могут помочь вам быть счастливым и успешным. Какие действия вы совершаете или хотели бы совершить, какие проблемы вы решаете или хотели бы решить, какие цели вы достигаете или хотели бы достичь?7. Посмотрите на свой символ и прочитайте все написанное. Почувствуйте связь с вашим символом и его качествами. Подумайте, что вы можете сделать, чтобы стать ближе к своему символу и его качествам. Напишите под всем написанным одно действие, которое вы готовы сделать в ближайшее время, чтобы развить в себе качества вашего символа.Часто случается так, что стресс наступает внезапно и нужно быстро восстановить душевное равновесие. Вот несколько способов быстрого снятия стресса. - Отрыв от повседневности:А) выходные, поездка в отпуск, обеспечат необходимый перерыв для восстановления сил, даст возможность трезво оценить ваши проблемы, повысить работоспособность и ослабить стресс;Б) театр, кино, книги, игры способствуют отрыву от повседневности;В) медитация (расслабление сознания путем фокусирования мыслей) дает ощущение благополучия и покоя. Цель состоит в фокусировании внимания на объекте, а не на проблемах;Г) сон.- Массаж и самомассаж относятся к одним из самых эффективных способов расслабления и уменьшения стресса.Иногда в жизни случаются трудности, связанные с тяжелыми утратами и иными независящими от нас обстоятельствами. Если переживания сильны или затянулись, стоит обратиться за помощью к специалисту.Для родственников с психосоматическими больными можно рекомендовать следующее.1. Чтобы успешно преодолеть заболевание надо стараться спокойно, без упреков, без унижения личности другого общаться и понять, что каждый член семьи – человек, который имеет свои положительные и отрицательные черты характера. Помните, что если вы выбрали его (ее) себе в спутники жизни, значит, поначалу заметили больше хороших, импонирующих вам черт. Придерживаясь этой точки зрения, можно наладить хорошие взаимоотношения. Любые кризисы в семье, в том числе и болезнь, можно преодолеть, получив при этом бесценный жизненный опыт, укрепив семью и хорошие отношения с членами семьи. Главное, любовь, добрые отношения, обоюдное желание и понимание.2. В психосоматических семьях часто подавляют конфликты. Не следует затаивать обиду на завтра. Чем быстрее вскрыт конфликт, тем меньше бед он принесет. Не обвиняйте, старайтесь меньше критиковать позицию партнера, лучше аргументируйте свою точку зрения. Предлагайте компромиссные варианты, помогайте другому принять их, показывая выгодные для него стороны. Учитывайте настроение, переживания другого, даже если уверены, что он неправ. 3. Поощряйте выражение чувств больного, проявляйте больше физического и душевного тепла, близости. Также не бойтесь делиться и своими чувствами. Помните, что отрицание чувств лишает нас возможности узнать то, что они могли бы сказать: ведь чувства — это тот самый опыт, на основе которого возникает новое понимание. 4. Слушайте и реагируйте на больного, не поступаясь цельностью своей личности. Если вы не можете выполнить просьбу, необходимо дать больному понять, что ваши возможности ограничены: «Я хотел бы помочь тебе, но этого сделать я не в силах. Может быть, я могу помочь чем-то еще?». Необходимо проявлять чуткость к тому, что вы слышите и говорите. Обратите внимание, не больше ли вы говорите, чем слушаете, и не заканчиваете ли вы фразы за больного. 5. Поддерживайте самостоятельность и инициативу больного. Помните, что здоровье и жизнь больного зависит от того, насколько он сможет использовать ресурсы своего собственного организма. Выводы к главе 2У лиц с психосоматическими расстройствами интенсивно выражены психосоматические жалобы. Ведущим психосоматическим симптомом является истощение - общая потеря жизненной энергии и потребность в помощи. Также у испытуемых с психосоматическими расстройствами значительно выражены субъективные страдания, носящие алгический или спастический характер, боли в различных частях тела и недомогания в сердечно-сосудистой сфере. Реже у респондентов отмечаются сердечные и желудочные жалобы.У большинства испытуемых с психосоматическими расстройствами низкий уровень жизнестойкости, им характерновысокое внутреннее напряжение в стрессовых ситуациях, ощущение беспомощности в совладании с ними. У 40% испытуемых средний уровень жизнестойкости, им характерно некоторое внутреннее напряжение в стрессовых ситуациях. Высокий уровень жизнестойкости в этой группе испытуемых не выявлен.Для респондентов с психосоматическими расстройствами характерно импульсивное поведение, внутренняя агрессия, невротичность,и в тоже время тревожность, неуверенность, следствием чего являются трудности в социальных контактах.Характерна раздражительность,частые колебания настроения, недостаточнаясаморегуляция, склонность к депрессивному настроению, иногда проявляется агрессивное отношение к социальному окружению, стремление к доминированию. На основе результатов исследования были разработаны психологические рекомендации по преодолению и профилактике психосоматических расстройств личности.ЗАКЛЮЧЕНИЕДанное исследование было предпринято с целью изучения психосоматических расстройств личности.В ходе достижения цели был поставлен и решен ряд задач.При анализе научной литературы было подчеркнуто, что на современном этапе развития психосоматики решаются вопросы о пусковом механизме патогенного процесса в начале его развития и о том, почему один и тот же сверхсильный раздражитель у одного человека вызывает расстройство, а у другого – нет. При учете совокупности действий разнородных и разнообразных факторов психосоциального характера возможно судить о механизмах развития психосоматических расстройств. Остаются неразрешенными многие актуальные вопросы, среди которых – проблемы этиологии, патогенеза и особенностей течения психосоматозов, а также эффективной патогенетической психотерапевтической помощи больным.В качестве личностных факторов развития психосоматических расстройств можно назватьособенности личностного реагирования на психотравмирующие обстоятельства,конфликтные диадные отношения, которые формируют утрату объекта, нарциссическую обиженность, защитную агрессию, депрессию, механизмы психологической защиты личности.Психорофилактика психосоматических расстройств должна проводиться с учетом основных факторов патогенеза, которые выступают как условия, способствующие возникновению отклонений и их соматизации за счет поврежденных органов и систем. Основными направлениями психопрофилактики ПСР являются: выявление факторов риска развития дезадаптации (проведение психодиагностики, выявление групп риска) и целенаправленная работа по повышению стрессоустойчивости в группах риска.В ходе эмпирического исследования выяснилось, что у лиц с психосоматическими расстройствами интенсивно выражены психосоматические жалобы. Ведущим психосоматическим симптомом является истощение - общая потеря жизненной энергии и потребность в помощи. Также у испытуемых с психосоматическими расстройствами значительно выражены субъективные страдания, носящие алгический или спастический характер, боли в различных частях тела и недомогания в сердечно-сосудистой сфере. Реже у респондентов отмечаются сердечные и желудочные жалобы.У большинства испытуемых с психосоматическими расстройствами низкий уровень жизнестойкости, им характерновысокое внутреннее напряжение в стрессовых ситуациях, ощущение беспомощности в совладании с ними. У 40% испытуемых средний уровень жизнестойкости, им характерно некоторое внутреннее напряжение в стрессовых ситуациях. Высокий уровень жизнестойкости в этой группе испытуемых не выявлен.Для респондентов с психосоматическими расстройствами характерно импульсивное поведение, внутренняя агрессия, невротичность,и в тоже время тревожность, неуверенность, следствием чего являются трудности в социальных контактах.Характерна раздражительность,частые колебания настроения, недостаточнаясаморегуляция, склонность к депрессивному настроению, иногда проявляется агрессивное отношение к социальному окружению, стремление к доминированию. На основе результатов исследования были разработаны психологические рекомендации по преодолению и профилактике психосоматических расстройств личности.В перспективе исследование личностных особенностей лиц с различными психосоматическими заболеваниями и их сравнение между собой, а также с условно здоровыми лицами.СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ НОРМАТИВНЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫАлександер Ф. Психосоматическая медицина. Принципы и применение / Пер. с англ. С. Могилевского. – М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2002. – 352 с. Александровский Ю.А. Социально-стрессовые расстройства: введение в проблему. В сборнике: Междисциплинарные подходы к изучению психического здоровья человека и общества: материалы научно-практической конференции. – 2019. – С. 28-35.Бройтигам В. Психосоматическая медицина / В. Бройтигам, П. Кристиан, М. Рад. / Пер с нем. Г.А. Обухова, А.В. Бруенка. – М.: ГЭОТАР МЕДИЦИНА, 1999. – 376 с.Великанова Л.П. Концепция стратегии первичной профилактики психогенных психосоматических расстройств // Медицинская психология. – 2006. – №3. – С. 6-11.Голик А.Н. Основы психосоматики. – М.: РосНОУ, 2006. – 310с.Исаев Д.Н. Эмоциональный стресс. Психосоматические и соматопсихические расстройства у детей. – СПб.: Речь, 2005. – 400 с.Кулаков С.А. Психосоматика: 4-е издание. – М.: Издательские решения, 2022. – 456 с.Курбатова Е.Г. Особенности семейных взаимоотношений в семьях больных гипертонической болезнью // Актуальные проблемы психосоматики в общемедицинской практике, Санкт-Петербург, ноябрь, 2016 г. – Вып. XVI. / Под общей редакцией акад. РАН Мазурова В.И. – СПб.: изд-во «Альта Астра» – 2016. – 206 с.Основные современные методы диагностики и лечения пациентов с психосоматическими расстройствами: гарантированный путь к здоровью / К.Ю.Бражников, О.А. Смирнова, Г.Г. Авакян, Ю.А.Климов // Детская и подростковая реабилитация. – 2023.– №2 (50). – С. 32-35.Основы психосоматики: учебно-методическое пособие / сост. К.С. Карташова. – Красноярск: Сиб. федер. ун-т, 2012. – 440с.Панченко Е.А. Особенности психотерапии психосоматических расстройств // Е.А.Панченко, М.А.Парпара. Учебное пособие для непрерывного профессионального образования психиатров, психотерапевтов, клинических психологов. – М.: ФГБУ "НМИЦ психиатрии и наркологии им. В.П. Сербского", 2023. – 240с.Сидоров П.И. Ментальная медицина: руководство / П.И. Сидоров, И.А. Новикова. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2014. – 728 с.Смулевич А.Б. Психокардиология. – М.: Дрозд, 2005. – 120 с.Фрейд А. Психология «Я» и защитные механизмы. – СПб.: Питер, 2018. – 216 с.Фрейд З. Введение в психоанализ. Лекции. – М.: АСТ, 2019. – 386с.Фролова Е.В.Психосоматические расстройства как результат эмоциональной дисрегуляции // Справочник врача общей практики. – 2022. – №6. – С. 7-11.Фролова Ю.Г. Психосоматика и психология здоровья: Учеб.пособие. 2-е изд., перераб. и доп. – Мн.: ЕГУ, 2003. – 172 с.Хайруллина А.Г.Влияние стресса на возникновение психосоматических расстройств / А.Г.Хайруллина, Ю.А. Федорова, Т.Д.Дубовицкая// InternationalJournalofMedicineandPsychology. – 2022. – Т. 5. – №7. – С. 121-125.Шевченко А.В. Психологические особенности супружеских отношений в семьях с детьми с психосоматическим расстройством // Конференция «Ломоносов 2015». – Курск, 2015. – С .52 – 55.Штрахова А.В. Психодинамический аспект исследования структуры личности как фактора риска психосоматических нарушений / А.В. Штрахова, Е.В. Куликова // Клиническая (медицинская) психология. Вестник ЮУрГУ. – 2012. – № 31. – С. 97-103.Ясперс К. Общая психопатология / К. Ясперс; пер. с нем. Л.О. Акопяна. – М.: Колибри, 2020. – 1056 с.ПРИЛОЖЕНИЯ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ НОРМАТИВНЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Александер Ф. Психосоматическая медицина. Принципы и применение / Пер. с англ. С. Могилевского. – М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2002. – 352 с.
2. Александровский Ю.А. Социально-стрессовые расстройства: введение в проблему. В сборнике: Междисциплинарные подходы к изучению психического здоровья человека и общества: материалы научно-практической конференции. – 2019. – С. 28-35.
3. Бройтигам В. Психосоматическая медицина / В. Бройтигам, П. Кристиан, М. Рад. / Пер с нем. Г.А. Обухова, А.В. Бруенка. – М.: ГЭОТАР МЕДИЦИНА, 1999. – 376 с.
4. Великанова Л.П. Концепция стратегии первичной профилактики психо-генных психосоматических расстройств // Медицинская психология. – 2006. – №3. – С. 6-11.
5. Голик А.Н. Основы психосоматики. – М.: РосНОУ, 2006. – 310с.
6. Исаев Д.Н. Эмоциональный стресс. Психосоматические и соматопсихи-ческие расстройства у детей. – СПб.: Речь, 2005. – 400 с.
7. Кулаков С.А. Психосоматика: 4-е издание. – М.: Издательские решения, 2022. – 456 с.
8. Курбатова Е.Г. Особенности семейных взаимоотношений в семьях боль-ных гипертонической болезнью // Актуальные проблемы психосоматики в общемедицинской практике, Санкт-Петербург, ноябрь, 2016 г. – Вып. XVI. / Под общей редакцией акад. РАН Мазурова В.И. – СПб.: изд-во «Альта Астра» – 2016. – 206 с.
9. Основные современные методы диагностики и лечения пациентов с пси-хосоматическими расстройствами: гарантированный путь к здоровью / К.Ю. Бражников, О.А. Смирнова, Г.Г. Авакян, Ю.А. Климов // Детская и подростковая реабилитация. – 2023. – №2 (50). – С. 32-35.
10. Основы психосоматики: учебно-методическое пособие / сост. К.С. Кар-ташова. – Красноярск: Сиб. федер. ун-т, 2012. – 440с.
11. Панченко Е.А. Особенности психотерапии психосоматических рас-стройств // Е.А. Панченко, М.А. Парпара. Учебное пособие для непре-рывного профессионального образования психиатров, психотерапевтов, клинических психологов. – М.: ФГБУ "НМИЦ психиатрии и наркологии им. В.П. Сербского", 2023. – 240с.
12. Сидоров П.И. Ментальная медицина: руководство / П.И. Сидоров, И.А. Новикова. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2014. – 728 с.
13. Смулевич А.Б. Психокардиология. – М.: Дрозд, 2005. – 120 с.
14. Фрейд А. Психология «Я» и защитные механизмы. – СПб.: Питер, 2018. – 216 с.
15. Фрейд З. Введение в психоанализ. Лекции. – М.: АСТ, 2019. – 386с.
16. Фролова Е.В. Психосоматические расстройства как результат эмоцио-нальной дисрегуляции // Справочник врача общей практики. – 2022. – №6. – С. 7-11.
17. Фролова Ю.Г. Психосоматика и психология здоровья: Учеб.пособие. 2-е изд., перераб. и доп. – Мн.: ЕГУ, 2003. – 172 с.
18. Хайруллина А.Г. Влияние стресса на возникновение психосоматических расстройств / А.Г. Хайруллина, Ю.А. Федорова, Т.Д. Дубовицкая // International Journal of Medicine and Psychology. – 2022. – Т. 5. – №7. – С. 121-125.
19. Шевченко А.В. Психологические особенности супружеских отношений в семьях с детьми с психосоматическим расстройством // Конференция «Ломоносов 2015». – Курск, 2015. – С .52 – 55.
20. Штрахова А.В. Психодинамический аспект исследования структуры личности как фактора риска психосоматических нарушений / А.В. Штрахова, Е.В. Куликова // Клиническая (медицинская) психология. Вестник ЮУрГУ. – 2012. – № 31. – С. 97-103.
21. Ясперс К. Общая психопатология / К. Ясперс; пер. с нем. Л.О. Акопяна. – М.: Колибри, 2020. – 1056 с.