Логопедическая работа по развитию кистевого праксиса у детей с зпр
Заказать уникальную курсовую работу- 44 44 страницы
- 51 + 51 источник
- Добавлена 21.02.2024
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы развития кистевого праксиса у детей с ЗПР 5
1.1. Проблема развития кистевого праксиса у детей с ЗПР в психолого-педагогической литературе 5
1.2. Психолого-педагогическая характеристика детей с ЗПР 14
1.3. Пальчиковые игры и самомассаж как средства развития кистевого праксиса у детей с ЗПР 16
Глава 2. Эмпирические исследование логопедической работы по развитию кистевого праксиса у детей с ЗПР 18
2.1. Организация исследования по выявлению первичного уровня развития кистевого праксиса у детей с ЗПР 18
2.2. Разработка и апробация программы по развитию кистевого праксиса у детей с ЗПР 20
2.3. Сравнительный анализ результатов исследования после проведения формирующего этапа 35
Заключение 38
Список литературы 39
» (дыхание)Аппликация«Дерево с сердцем» (ко дню Святого Валентина».«Праздничная рубашка»Растирание «Строим дом»«Сложи пазл: «Домашнее животное»Игра «Нарви молодой травки для зайчика»Аппликация«Праздничная рубашка» (праздник День защитника Отечества)«Рыбалка»Растирание «Строим дом» «Сложи пазл: «Домашнее животное»Игра «Рыбалка»Аппликация с помощью кукуруктора «Рыбки»Март«Бусы для мамы»Жестовая игра «Мамины помощники»Развитие общей моторикиРастирание «Добываем мы огонь»«Выгладим платочки для мамы и дочки»Игра «Бусы»Рисование пробками«Бусы для мамы»№Тема занятияСамомассаж рукПальчиковая гимнастикаИгры с предметами и материаламиПродуктивная деятельность«Мимоза»Растирание «Добываем мы огонь»«Выгладим платочки для мамы и дочки»Игра (кинетический песок) «Бусы»Поделка из салфеток«Мимоза» «Цветы для мамы»Поглаживание «Мурка»«Пирожки»Игра «Песочные каракули»Рисование пальчиками «Цветы для мамы»«Блины и пироги»Поглаживание «Мурка»«Пирожки»Игра «Я пеку» (кинестетический песок)Лепка из соленого теста «Блины и пироги»Игровые функции детей чаще ярко выражены в дошкольном возрасте, так как познавательная составляющая выходит на приоритетные роли только в школьном возрасте при увеличении потока новой информации. Игра для дошкольников является необходимостью и сопровождает все познавательные начинания детей. Роль игровой деятельности нельзя переоценить, потому что ребёнок начинает взаимодействовать с помощью неё как с окружающим его миров, в виде явлений и предметов, так и с обществом, путём вербального и невербального общения, учиться понимать свои желания, оценивать способности. Учитывая эту особенность всех детей дошкольников, специалист должен грамотно пользоваться данным механизмом при построении плана коррекционной работы и при взаимодействии с ребенком с ЗПР. Важно тщательно подбирать игры н упражнения, и которых сочетается физическая и умственная активность. Для чёткой направленности эффекта от упражнения необходимо правильно выбрать ключевой механизм воздействия, особенности распределения ролей, определённую физическую активность с задействованием конкретных групп мышц, наглядной и доступной подачи материала и другие возможности коррекционных методик.Особое внимание следует обращать на отбор речевого материала, способ подачи инструкции и выполнения задач в игровой форме. Сначала используются игровые упражнения, их цель – научить детей распознавать источник неречевых звуков, их направление, силу, высоту, воспроизводить определенные ритмы, звукоподражания, активизировать слуховое внимание, память, выработать интерес к процессу обучения речи. Эти упражнения подготавливают слух ребенка к восприятию звука и его правильного артикуляционного произношения. Начинать работу нужно с упражнений, направленных на развитие слухового внимания. Затем используются упражнения, которые развивают речевой слух. После этого можно использовать упражнения, направленные на развитие процессов и функций фонематического восприятия, анализа, синтеза, фонематичных представлений. Работа по развитию фонематического восприятия предполагает формирование слухового внимания, памяти, способности выполнять действия с речевыми инструкциями: умение различать слова паронимы, подражать языковые звуки, выделять слоги с заданным звуком среди других с опорой на слуховое восприятие.Стоит отметить, что в настоящее время в коррекционной логопедической работе наряду с традиционными коррекционными методами широко используют нетрадиционные методы терапии. В работе по формированию речи детей с задержкой психического развития используют арт-терапию, музыкотерапию, хромотерапию. При этом, какие бы методы не использовались очень важно заинтересовать ребенка так, чтобы ему самому захотелось участвовать в процессе коррекции речи, а для этого занятия не должны быть скучными уроками, а интересной игрой.Первоочередной задачей в работе с родителями является разрушение иллюзии о возможности магического разрешения всех проблем развития и воспитания ребенка в результате посещения им коррекционных занятий. Довольно часто речевые нарушения, сопровождающиеся другими пороками развития, подвергаются коррекционному влиянию очень трудно. Кроме того, какие бы значительные позитивные изменения в речи ребенка не происходили на занятных с логопедом, они приобретают значение лишь при условии переноса их в реальную жизненную ситуацию.Основные этапы занятия:Развитие общей моторики (в том числе создание положительного эмоционального фона).Самомассаж пальцев рук (пассивная гимнастика).Развитие мелкой моторики (пальчиковые игры). Игры с различными предметами и материалами. Продуктивная деятельность. Занятия проводились один раз в неделю с ноября по март. Продолжительность: 15–20 мин. Материал программы имеет многофункциональный характер: развивает речевую моторику, общую и тонкую моторику пальцев; формирует фонетико-фонематическую базу; развивает фразовую и связную речь, способствует сенсорному развитию; активизирует развитие высших психических функций, познавательной деятельности; учит играть с игрушками; формирует процесс социальной адаптации у детей.В программе представлены упражнения для развития мелкой и крупной моторики под музыку Сергея и Екатерины Железновых. Тексты упражнений - весёлые и яркие, являются подсказкой к заданным движениям, легко ложатся на слух ребёнка и без специальных установок настраивают его на игру.С помощью стихотворного ритма у детей совершенствуется произношение, отрабатывается правильный темп речи, развивается речевой слух. Образная, яркая, весёлая музыка способствует развитию у детей музыкальных способностей: слуха, вокальных навыков, музыкальной памяти, ритма, а также создаёт благоприятную атмосферу для занятий. Пальчиковые (жестовые) игры и упражнения с параллельным разучиванием стихотворных текстов стимулируют развитие речи, пространственного мышления, внимания, воображения, быстроту реакции и эмоциональную выразительность. Игровой самомассаж кистей рук — эффективное и универсальное средство реабилитации тонких движений у детей. Традиционная пальчиковая гимнастика вызывает возбуждение локальных участков мозга, а игровой самомассаж оказывает тотальное воздействие на кору, что предохраняет отдельные ее зоны от переутомления, равномерно распределяя нагрузку на мозг. Самомассаж способствует нормализации мышечного тонуса; стимуляции тактильных ощущений; увеличению объема и амплитуды движений пальцев рук; формированию произвольных, координированных движений пальцев рук, а также совершенствованию психических функций (внимания, памяти), зрительно-моторной координации, развитию творческой сферы детей.Продуктивная деятельность закрепляет эффект от проведенных игр и упражнений, направлена на получение положительных эмоций и сенсорное развитие.2.3. Сравнительный анализ результатов исследования после проведения формирующего этапаДля получения данных о динамике развития кистевого праксиса и мелкой моторики как средства развития речи у детей школьного возраста с ЗПР, мы провели повторное исследование, с использованием аналогичных диагностик, которые были проведены на констатирующем этапе исследования.Результаты диагностики детей на итоговом (заключительном) этапе представлены в таблице 3.Таблица 3Результаты диагностики развития кистевого праксиса и мелкой моторики детей на итоговом этапе исследованияУровеньКоличество чел.%Высокий133Средний364Низкий23Рис.2. Уровень развития кистевого праксиса и мелкой моторики детей на итоговом этапе исследованияДинамика развития мелкой моторики рук, как средства формирования речи у детей дошкольного возраста на констатирующем и итоговом этапах представлена в таблице 4.Таблица 4Результаты исследования развития кистевого праксиса и мелкой моторики и уровня речевого развития детей возраста на итоговом этапеУровниУровень развития мелкой моторикиУровень речевого развитияКол-во детей%Кол-во дет.%Высокий233361Средний364236Низкий1313Средний уровень развития на констатирующем этапе имели 50% (2 детей) и на контрольном этапе 61% (3 детей), низкий уровень развития на констатирующем этапе имели 47% (2 детей), а на контрольном этапе 36% (2 детей). Подводя итоги нашего исследования, можно сделать вывод, что формирующий этап исследования был проведен достаточно результативно, уровень развития мелкой моторики, как средства формирования речи у детей школьного возраста вырос на 11%.По результатам исследовательской работы на констатирующем этапе, после проведения диагностик, можно сделать вывод о преобладании у детей низкого уровня развития кистевого праксиса и мелкой моторики и речевого развития. В результате выявленных проблем на формирующем этапе была разработана и апробирована программа «Ладушки-ладошки» для укрепления и развития кистевого праксиса и мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста.Сравнительный анализ результатов, полученных на констатирующем и итоговом этапах, показал положительную динамику. Уровень развития мелкой моторики рук, как средства формирования речи у детей дошкольного возраста, вырос на 11%. Таким образом, поставленные задачи решены, цель достигнута, гипотеза подтвердилась.ЗаключениеОхарактеризовав психофизические основы развития кистевого праксиса и мелкой моторики у детей с ЗПР, мы пришли к заключению, что сущность развития моторики в нормальном онтогенезе ребенка заключается не только в биологически обусловленном дозревании соответствующих морфологических субстратов мозга, но и в накоплении им на этой основе индивидуального двигательного опыта, обретаемого исключительно в процессе речевого общения с окружающими людьми.Определив особенности развития мелкой моторики рук у детей с ЗПР, мы выяснили, что у ребёнка дошкольного возраста ещё слабо развиты мелкие мышцы рук, не законченоокостенение костей запястья и фаланг пальцев. Одно из основных условий эффективности развития мелкой моторики создание психолого-педагогических условий детей дошкольного возраста в условиях дошкольного учреждения.По результатам исследовательской работы на констатирующем этапе, после проведения диагностик, можно сделать вывод о преобладании у детей низкого уровня развития мелкой моторики и речевого развития. В результате выявленных проблем на формирующем этапе была разработана и апробирована программа «Ладушки-ладошки» для укрепления и развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста.Сравнительный анализ результатов, полученных на констатирующем и итоговом этапах, показал положительную динамику. Уровень развития мелкой моторики рук, как средства формирования речи у детей дошкольного возраста, вырос на 11%. Таким образом, поставленные задачи решены, цель достигнута, гипотеза подтвердилась.Список литературыАлехина, С. А. Инклюзивное образование: результаты, опыт и перспективы: сборник материалов III Международной научно-практической конференции. М. : МГППУ, 2015. - 528 с.Алехина, С. А. Организация специальных образовательных условий для детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательных учреждениях. М. : МГППУ, 2012. - 92 с.Андрющенко, Т. И. Задержка психического развития у детей / Т. И. Андрющенко, Ж. А. Рысухина // Вестник КГПИ. – 2013. – № 4. – С. 15-19. Асанова, Н. К. Патологические формы девиантного поведения у детей с задержкой психического развития (типография, динамика, клинические предпосылки терапии и социальной адаптации): автореф. дис. ... канд. мед. наук :14.00.18 / Н.К. Асанова.; Моск. НИИ психиатрии. – М., 1988. – 24 с.Бедарева, И. А. Задержка психического развития у детей: феноменология, происхождение, классификация / И. А. Бедарева // Ценностные ориентации молодежи в условиях модернизации современного общества : Сборник научных трудов Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, Горно-Алтайск, 12 декабря 2018 года / Под редакцией Г.Ю. Лизуновой. – Горно-Алтайск: Горно-Алтайский государственный университет, 2019. – С. 273-278. Белопольская, Н. Л. Клиническая характеристика детей с задержкой психического развития. М. : Прогресс, 2018. - 248 с.Белопольская, Н. Л. Психологическая диагностика личности детей с задержкой психического развития / Н. Л. Белопольская. – М.: КогитоЦентр, 2009. – 192 с.Виноградов-Савченко, В. В. Реабилитация детей с задержкой психического развития: методическое пособие / В. В. Виноградов-Савченко. – Омск: БУ РЦДП, 2015. – 45 с.Власова, Т. А. Дети с задержкой психического развития / Т. А. Власова, В. И. Лубовский, Н. А. Цыпина. – М., Педагогика, 1984. – 256 с.Выготский Л. С. Вопросы детской (возрастной) психологии // Собр. соч. : в 6 т. М., 1984. Т. 4. С. 243-403.Выготский, Л. С. Память и ее развитие в детском. М. : Наука. 1979. - 367 с.Гайдук, Ф.М. Задержки психического развития церебральноорганического генеза у детей: автореф. дис. ... д-ра мед.наук: 14.00.18 / Гайдук Фердинанд Михайлович; ВНИИ общ. и судеб. психиатрии им. В. П. Сербского. – М., 1988. – 37 с.Галактионова, Г.М. Логопедическая работа с детьми, имеющими нарушения интеллекта и задержку психического развития / Г. М. Галактионова // Логопедическая работа в образовательных организациях и учреждениях здравоохранения: Учебное пособие / Под редакцией Т.В. Захаровой. – Череповец: Череповецкий государственный университет, 2017. – С. 48-51.Головань, Л. И. К вопросу о патологии формирования личности у детей с ЗПР / Л. И. Головань // IV Всероссийская конференция по неврологии и психиатрии детского возраста, Ставрополь, 6-7 сент. 1978 г.: тезисы докл. – М., 1978. – С. 132–133.Голубева Г. Г. Логопедическая работа по преодолению нарушений фонетической стороны речи у дошкольников с задержкой психического развития :автореф. дис. ... канд. пед. наук. СПб., 1996. 13 с.Гончарова В. А. Общие и специфические особенности формирования лексики у дошкольников с различными нарушениями речи :дис. ... канд. пед. наук. СПб., 2002. 206 с.Джелялова, Э. Э. Задержка психического развития в контексте научных исследований / Э. Э. Джелялова // Аллея науки. – 2018. – Т. 1, № 9(25). – С. 437-442.Дмитриева Е. Е. Коррекция коммуникативной деятельности у старших дошкольников с задержкой психического развития // Воспитание и обучение детей с нарушением развития. 2004. № 6. С. 11-17.Дмитриева, И. А. Специфика логопедического воздействия на детей, имеющих ЗПР / И. А. Дмитриева // Вестник научных конференций. – 2017. – № 2-4(18). – С. 55-57.Дубок, Д. В. Логопедическое сопровождение обучающихся с задержкой психического развития в условиях современной школы / Д. В. Дубок // Актуальные проблемы обучения и воспитания лиц с ограниченными возможностями здоровья : материалы всероссийской заочной конференции, Екатеринбург, 16 марта – 20 2020 года. – Екатеринбург: Уральский государственный педагогический университет, 2020. – С. 274-278.Емелина, Д. А. Задержки психического развития у детей (аналитический обзор) / Д. А. Емелина, И. В. Макаров // Обозрение психиатрии и медицинской психологии имени В.М. Бехтерева. – 2018. – № 1. – С. 4-12. Емелина, Д. А. Задержки темпа психического развития у детей (обзор литературных данных) / Д. А. Емелина, И. В. Макаров // Обозрение психиатрии и медицинской психологии им. В.М. Бехтерева. – 2011. – № 3. – C. 11–16.Злоказова, М.В. Задержка психического развития (клинико-психологические, сравнительно-возрастные и реабилитационные аспекты): автореф. дис. … д-ра мед. наук: 14.00.18 / Злоказова Марина Владимировна; НИПНИ им. В. М. Бехтерева. – СПб., 2004. – 46 с.Зорина, С. В. Логопедическая работа по дифференциации грамматических форм слова у дошкольников с задержкой психического развития :дис. ... канд. пед. наук. СПб., 1998. 349 с.Зотов, А. Г. К вопросу лечения детей с задержкой психического развития / А. Г. Зотов // Русский медицинский журнал. – 2010. – № 20: Мать и дитя. Педиатрия. – С. 1257–1260.Ибрагимова, Э. С. Дети с задержкой психического развития / Э. С. Ибрагимова, З. Б. Киндарова // Психология и педагогика: актуальные вопросы, достижения и инновации : сборник статей II Международной научно-практической конференции, Пенза, 10 ноября 2016 года / под общей редакцией Г.Ю. Гуляева. – Пенза: "Наука и Просвещение" (ИП Гуляев Г.Ю.), 2016. – С. 49-52. Инклюзивное образование. Настольная книга педагога, работающего с детьми с ограниченными возможностями здоровья. М. : Гуманитарный изд. центр Владос, 2011. - 167 с.Исаев, Д. Н. Психическое недоразвитие у детей / Д. Н. Исаев. – Л.: Медицина, 1982. – 224 с.Каган, В. Е. Психогенная и школьная дезадаптация / В. Е. Каган // Актуальные вопросы невропатологии и психиатрии детского возраста: (тез. докл.), 5-8 июня 1984 г. – Ташкент: Всесоюз. науч. общество невропатологов и психиатров, 1984. – С. 168–169.Кириченко, Е. И. Задержка психического развития в детском возрасте (Клиника, диагностика и социальная адаптация): Лекция / Е. И. Кириченко. – М.: ЦОЛИУВ., 1983. – 18 с.Козловская, Г. В. Задержки психического развития / Г. В. Козловская, А. В. Горюнова // Патология психического развития / под ред. акад. А. C. Тиганова. – М.: НЦПЗ РАМН, 1998. – Гл. 3. – С. 680–685.Коненкова И. Д. Обследование речи дошкольников с задержкой психологического развития : материал для логопедов, дефектологов, психологов. М., 2005. 80 с.Коробинцева, М. С. Организация логопедической помощи младшим школьникам с ЗПР в условиях общеобразовательной организации / М. С. Коробинцева // Современные ТЕХНОЛОГИИ: АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ, ДОСТИЖЕНИЯ и ИННОВАЦИИ : сборник статей XV Международной научно-практической конференции : в 2 ч., Пенза, 27 марта 2018 года. Том Часть 2. – Пенза: "Наука и Просвещение" (ИП Гуляев Г.Ю.), 2018. – С. 176-178.Лебединский, В. В. Нарушения психического развития у детей / В. В. Лебединский. – М.: Изд-во МГУ, 1985. – 166 с.Максимова, Е. Ю. Задержка психического развития у детей и подростков как фактор девиантного поведения: социально-психологические и философски-педагогические аспекты / Е. Ю. Максимова // Психология. Историко-критические обзоры и современные исследования. – 2019. – Т. 8, № 4-1. – С. 90-101. Малофеев Н. Н., Маркович М. М., Шматко Н. Д. Совместное воспитание и обучение – закономерный этап развития системы образования // Управление ДОУ. - 2010. - №6. - С.8-22.Мальцева, Е. В. Особенности нарушения речи у детей с ЗПР / Е. В. Мальцева // Дефектология. –1990. – № 6. – С. 10–18.Марковская, И. Ф. Задержка психического развития: клиническая и нейропсихологическая диагностика / И. Ф. Марковская. – М.: Компенсцентр, 1995. – 198 с.Марковская, И. Ф. Нейропсихологическая характеристика детей с задержкой психического развития / И. Ф. Марковская, В. В. Лебединский, О. С. Никольская // Журнал невропатологии и психиатрии им. С. С. Корсакова. – 1977. – № 12. – С. 1858–1862.Марковская, И. Ф. Типы регуляторных нарушений при задержке психического развития / И. Ф. Марковская // Дефектология. – 2006. –№ 3. – С. 28–34.Матросова Т. А. Формирование лексико-грамматического строя речи у дошкольников с задержкой психического развития :дис. ... канд. пед. наук. М., 2006. 208 с.Мещерякова, И. Ю. Анализ факторов, влияющих на возникновение задержки психического развития у детей / И. Ю. Мещерякова // Современная педагогика. – 2017. – № 1(50). – С. 73-77.Мисунов, С. Н. Задержка психического развития / С. Н. Мисунов, М. А. Яникина // Вестник науки. – 2021. – Т. 1, № 2(35). – С. 30-33. Новинская Н. Л. Нейропсихологическая структура мнестических нарушений при задержке психического развития // Дефектологи. 1981. № 1. С. 21-28.Пекелис, Э. Я. Клинико-педагогическая характеристика детей с задержкой психического развития и церебральной астенией и опыт коррекционно-воспитательной работы: автореф. дис. ... канд. педагог. наук / Э. Я. Пекелис; АПН СССР, НИИ дефектологии. – М., 1971. – 16 с.Рейдибойм, М. Г. Задержка психического развития у детей (развитие взглядов и некоторые современные клинико-психологические представления) / М. Г. Рейдибойм // Дефектология. – 1977. – № 2. – С. 24–32.Светличная А. В. Особенности речевого развития детей с задержкой психического развития // Коррекционная педагогика. 2012. № 3. С. 58-62.Тригер Р. Д. Дограмматические и грамматические знания // Дети с задержкой психического развития / под ред. Т. А. Власовой. М., 1984. С. 70-107.Туманова Т. В., Феличева Т. Б. Дети с общим недоразвитием речи: воспитание и обучение : учеб.-метод. пособие. М., 2000. 128 с.Ульенкова У. В. Об особенностях саморегуляции и интеллектуальной деятельности 6-летних детей с задержкой психического развития // Дефектология. 1982. № 4. С. 46-50.Филиппова, Н. В. Современный взгляд на задержку психического развития / Н. В. Филиппова, Ю. Б. Барыльник, А. С. Исмайлова // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. – 2015. – № 10-2. – С. 256-262.
1. Алехина, С. А. Инклюзивное образование: результаты, опыт и перспективы: сборник материалов III Международной научно-практической конференции. М. : МГППУ, 2015. - 528 с.
2. Алехина, С. А. Организация специальных образовательных условий для детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательных учреждениях. М. : МГППУ, 2012. - 92 с.
3. Андрющенко, Т. И. Задержка психического развития у детей / Т. И. Андрющенко, Ж. А. Рысухина // Вестник КГПИ. – 2013. – № 4. – С. 15-19.
4. Асанова, Н. К. Патологические формы девиантного поведения у детей с задержкой психического развития (типография, динамика, клинические предпосылки терапии и социальной адаптации): автореф. дис. ... канд. мед. наук :14.00.18 / Н.К. Асанова.; Моск. НИИ психиатрии. – М., 1988. – 24 с.
5. Бедарева, И. А. Задержка психического развития у детей: феноменология, происхождение, классификация / И. А. Бедарева // Ценностные ориентации молодежи в условиях модернизации современного общества : Сборник научных трудов Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, Горно-Алтайск, 12 декабря 2018 года / Под редакцией Г.Ю. Лизуновой. – Горно-Алтайск: Горно-Алтайский государственный университет, 2019. – С. 273-278.
6. Белопольская, Н. Л. Клиническая характеристика детей с задержкой психического развития. М. : Прогресс, 2018. - 248 с.
7. Белопольская, Н. Л. Психологическая диагностика личности детей с задержкой психического развития / Н. Л. Белопольская. – М.: КогитоЦентр, 2009. – 192 с.
8. Виноградов-Савченко, В. В. Реабилитация детей с задержкой психического развития: методическое пособие / В. В. Виноградов-Савченко. – Омск: БУ РЦДП, 2015. – 45 с.
9. Власова, Т. А. Дети с задержкой психического развития / Т. А. Власова, В. И. Лубовский, Н. А. Цыпина. – М., Педагогика, 1984. – 256 с.
10. Выготский Л. С. Вопросы детской (возрастной) психологии // Собр. соч. : в 6 т. М., 1984. Т. 4. С. 243-403.
11. Выготский, Л. С. Память и ее развитие в детском. М. : Наука. 1979. - 367 с.
12. Гайдук, Ф.М. Задержки психического развития церебральноорганического генеза у детей: автореф. дис. ... д-ра мед. наук: 14.00.18 / Гайдук Фердинанд Михайлович; ВНИИ общ. и судеб. психиатрии им. В. П. Сербского. – М., 1988. – 37 с.
13. Галактионова, Г.М. Логопедическая работа с детьми, имеющими нарушения интеллекта и задержку психического развития / Г. М. Галактионова // Логопедическая работа в образовательных организациях и учреждениях здравоохранения: Учебное пособие / Под редакцией Т.В. Захаровой. – Череповец: Череповецкий государственный университет, 2017. – С. 48-51.
14. Головань, Л. И. К вопросу о патологии формирования личности у детей с ЗПР / Л. И. Головань // IV Всероссийская конференция по неврологии и психиатрии детского возраста, Ставрополь, 6-7 сент. 1978 г.: тезисы докл. – М., 1978. – С. 132–133.
15. Голубева Г. Г. Логопедическая работа по преодолению нарушений фонетической стороны речи у дошкольников с задержкой психического развития : автореф. дис. ... канд. пед. наук. СПб., 1996. 13 с.
16. Гончарова В. А. Общие и специфические особенности формирования лексики у дошкольников с различными нарушениями речи : дис. ... канд. пед. наук. СПб., 2002. 206 с.
17. Джелялова, Э. Э. Задержка психического развития в контексте научных исследований / Э. Э. Джелялова // Аллея науки. – 2018. – Т. 1, № 9(25). – С. 437-442.
18. Дмитриева Е. Е. Коррекция коммуникативной деятельности у старших дошкольников с задержкой психического развития // Воспитание и обучение детей с нарушением развития. 2004. № 6. С. 11-17.
19. Дмитриева, И. А. Специфика логопедического воздействия на детей, имеющих ЗПР / И. А. Дмитриева // Вестник научных конференций. – 2017. – № 2-4(18). – С. 55-57.
20. Дубок, Д. В. Логопедическое сопровождение обучающихся с задержкой психического развития в условиях современной школы / Д. В. Дубок // Актуальные проблемы обучения и воспитания лиц с ограниченными возможностями здоровья : материалы всероссийской заочной конференции, Екатеринбург, 16 марта – 20 2020 года. – Екатеринбург: Уральский государственный педагогический университет, 2020. – С. 274-278.
21. Емелина, Д. А. Задержки психического развития у детей (аналитический обзор) / Д. А. Емелина, И. В. Макаров // Обозрение психиатрии и медицинской психологии имени В.М. Бехтерева. – 2018. – № 1. – С. 4-12.
22. Емелина, Д. А. Задержки темпа психического развития у детей (обзор литературных данных) / Д. А. Емелина, И. В. Макаров // Обозрение психиатрии и медицинской психологии им. В.М. Бехтерева. – 2011. – № 3. – C. 11–16.
23. Злоказова, М.В. Задержка психического развития (клинико-психологические, сравнительно-возрастные и реабилитационные аспекты): автореф. дис. … д-ра мед. наук: 14.00.18 / Злоказова Марина Владимировна; НИПНИ им. В. М. Бехтерева. – СПб., 2004. – 46 с.
24. Зорина, С. В. Логопедическая работа по дифференциации грамматических форм слова у дошкольников с задержкой психического развития : дис. ... канд. пед. наук. СПб., 1998. 349 с.
25. Зотов, А. Г. К вопросу лечения детей с задержкой психического развития / А. Г. Зотов // Русский медицинский журнал. – 2010. – № 20: Мать и дитя. Педиатрия. – С. 1257–1260.
26. Ибрагимова, Э. С. Дети с задержкой психического развития / Э. С. Ибрагимова, З. Б. Киндарова // Психология и педагогика: актуальные вопросы, достижения и инновации : сборник статей II Международной научно-практической конференции, Пенза, 10 ноября 2016 года / под общей редакцией Г.Ю. Гуляева. – Пенза: "Наука и Просвещение" (ИП Гуляев Г.Ю.), 2016. – С. 49-52.
27. Инклюзивное образование. Настольная книга педагога, работающего с детьми с ограниченными возможностями здоровья. М. : Гуманитарный изд. центр Владос, 2011. - 167 с.
28. Исаев, Д. Н. Психическое недоразвитие у детей / Д. Н. Исаев. – Л.: Медицина, 1982. – 224 с.
29. Каган, В. Е. Психогенная и школьная дезадаптация / В. Е. Каган // Актуальные вопросы невропатологии и психиатрии детского возраста: (тез. докл.), 5-8 июня 1984 г. – Ташкент: Всесоюз. науч. общество невропатологов и психиатров, 1984. – С. 168–169.
30. Кириченко, Е. И. Задержка психического развития в детском возрасте (Клиника, диагностика и социальная адаптация): Лекция / Е. И. Кириченко. – М.: ЦОЛИУВ., 1983. – 18 с.
31. Козловская, Г. В. Задержки психического развития / Г. В. Козловская, А. В. Горюнова // Патология психического развития / под ред. акад. А. C. Тиганова. – М.: НЦПЗ РАМН, 1998. – Гл. 3. – С. 680–685.
32. Коненкова И. Д. Обследование речи дошкольников с задержкой психологического развития : материал для логопедов, дефектологов, психологов. М., 2005. 80 с.
33. Коробинцева, М. С. Организация логопедической помощи младшим школьникам с ЗПР в условиях общеобразовательной организации / М. С. Коробинцева // Современные ТЕХНОЛОГИИ: АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ, ДОСТИЖЕНИЯ и ИННОВАЦИИ : сборник статей XV Международной научно-практической конференции : в 2 ч., Пенза, 27 марта 2018 года. Том Часть 2. – Пенза: "Наука и Просвещение" (ИП Гуляев Г.Ю.), 2018. – С. 176-178.
34. Лебединский, В. В. Нарушения психического развития у детей / В. В. Лебединский. – М.: Изд-во МГУ, 1985. – 166 с.
35. Максимова, Е. Ю. Задержка психического развития у детей и подростков как фактор девиантного поведения: социально-психологические и философски-педагогические аспекты / Е. Ю. Максимова // Психология. Историко-критические обзоры и современные исследования. – 2019. – Т. 8, № 4-1. – С. 90-101.
36. Малофеев Н. Н., Маркович М. М., Шматко Н. Д. Совместное воспитание и обучение – закономерный этап развития системы образования // Управление ДОУ. - 2010. - №6. - С.8-22.
37. Мальцева, Е. В. Особенности нарушения речи у детей с ЗПР / Е. В. Мальцева // Дефектология. –1990. – № 6. – С. 10–18.
38. Марковская, И. Ф. Задержка психического развития: клиническая и нейропсихологическая диагностика / И. Ф. Марковская. – М.: Компенсцентр, 1995. – 198 с.
39. Марковская, И. Ф. Нейропсихологическая характеристика детей с задержкой психического развития / И. Ф. Марковская, В. В. Лебединский, О. С. Никольская // Журнал невропатологии и психиатрии им. С. С. Корсакова. – 1977. – № 12. – С. 1858–1862.
40. Марковская, И. Ф. Типы регуляторных нарушений при задержке психического развития / И. Ф. Марковская // Дефектология. – 2006. –№ 3. – С. 28–34.
41. Матросова Т. А. Формирование лексико-грамматического строя речи у дошкольников с задержкой психического развития : дис. ... канд. пед. наук. М., 2006. 208 с.
42. Мещерякова, И. Ю. Анализ факторов, влияющих на возникновение задержки психического развития у детей / И. Ю. Мещерякова // Современная педагогика. – 2017. – № 1(50). – С. 73-77.
43. Мисунов, С. Н. Задержка психического развития / С. Н. Мисунов, М. А. Яникина // Вестник науки. – 2021. – Т. 1, № 2(35). – С. 30-33.
44. Новинская Н. Л. Нейропсихологическая структура мнестических нарушений при задержке психического развития // Дефектологи. 1981. № 1. С. 21-28.
45. Пекелис, Э. Я. Клинико-педагогическая характеристика детей с задержкой психического развития и церебральной астенией и опыт коррекционно-воспитательной работы: автореф. дис. ... канд. педагог. наук / Э. Я. Пекелис; АПН СССР, НИИ дефектологии. – М., 1971. – 16 с.
46. Рейдибойм, М. Г. Задержка психического развития у детей (развитие взглядов и некоторые современные клинико-психологические представления) / М. Г. Рейдибойм // Дефектология. – 1977. – № 2. – С. 24–32.
47. Светличная А. В. Особенности речевого развития детей с задержкой психического развития // Коррекционная педагогика. 2012. № 3. С. 58-62.
48. Тригер Р. Д. Дограмматические и грамматические знания // Дети с задержкой психического развития / под ред. Т. А. Власовой. М., 1984. С. 70-107.
49. Туманова Т. В., Феличева Т. Б. Дети с общим недоразвитием речи: воспитание и обучение : учеб.-метод. пособие. М., 2000. 128 с.
50. Ульенкова У. В. Об особенностях саморегуляции и интеллектуальной деятельности 6-летних детей с задержкой психического развития // Дефектология. 1982. № 4. С. 46-50.
51. Филиппова, Н. В. Современный взгляд на задержку психического развития / Н. В. Филиппова, Ю. Б. Барыльник, А. С. Исмайлова // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. – 2015. – № 10-2. – С. 256-262.