«Развитие у детей 6 - го года жизни представлений о времени посредством моделей».
Заказать уникальную дипломную работу- 66 66 страниц
- 33 + 33 источника
- Добавлена 02.06.2024
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Теоретические обоснования проблемы развитию у детей 6 – го года жизни представлений о времени 8
1.1. Развитие у детей 6 – го года жизни представлений о времени как психолого-педагогическая проблема 8
1.2. Характеристика моделей и моделирования в развитии 6 – го года жизни представлений о времени 16
Глава 2. Экспериментальная работа по развитию у детей 6 – го года жизни представлений о времени посредством моделей 26
2.1. Выявление уровня развития у детей 6 – го года жизни представлений о времени посредством моделей 26
2.2. Содержание работы по развитию у детей 6 – го года жизни представлений о времени посредством моделей 42
2.3. Определение динамики развития у детей 6 – го года жизни представлений о времени посредством моделей 51
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 61
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 63
Деятельность с моделью «частей суток» в групповой форме проводилась, модель имела форму часов, которая была разделена на 4 части, каждая частьотвечала за определенную часть суток. Педагог выбирает ведущего, задачаведущего (ребенка) описать часть суток, а группа должна верно назвать о какойчасти суток идет речь. Игровая деятельность с каждым разом усложняется.2. Дни недели. Мы проводим вступительную беседы «Вот какая цифра семь»; - Чтение стихотворения «Емелина неделя»; -дидактическая игра «дни недели»;Воспитатель вместе с детьми называют все дни недели последовательно и ставят карточки с таким количеством кругов, которое показывает каждый день в календарь. Дети вместе с воспитателем называют какой день недели сегодня, был вчера, будет завтра. Игровые действия: Дети отгадывают загадки, ищут карточки с каждым днем недели, проговаривая все дни недели, ставят их в календарь. Называют какой день недели сегодня, был вчера, будет завтра. В процессе реализации игровой деятельности «Дни недели» мы использовали сюжетно – ролевые элементы игры, для выстраивания занятия и привлечения каждого участника игры. Каждому ребенку была выделена роль «Дня недели», в ходе игры каждый ребенок представлялся, например «Я – понедельник. Я важный день, без меня не начнется неделя.» и т.д. Самыми активными были Вова П., Дима Т., Карина О., дети выполняли роли ведущих и направляли остальных детей. Так же дети проявили желание придумать свою игру по модели дней недели. Девочка Оля Г. придумала игру «Семья», в сюжете которой маму звали «Семья» и было у нее 3 сына (понедельник, вторник, четверг) и 4 дочери (среда, пятница, суббота, воскресенье).Итак, дидактическая игра способствовала закреплению понимание частей недели, порядка очередности дней, распределение дней на будни и выходные. -дидактическая игра «Живые деньки»; Материал: картинки- гномики в одежде разного цвета, паровозик с вагончиками разных цветов с определенным количеством кружков и цветом, цифры от 1 до7.В процессе игровой деятельности под названием «Живые деньки», мы совместно с детьми развивали познавательную активность, исследовательские навыки, а так же логическое мышление. В ходе игровой деятельности мальчик Дима Т. самостоятельно придумал модель дней недели, и презентовал на занятии перед всей группой. Модель заключалась в построении пирамиды, где начиная от большего к меньшему, важно было верно собрать «неделю». Поскольку игры с детской пирамидкой знакомы детям с самого раннего детства, данная модель заинтересовала группу детей. Самыми активными в процессе изучения раздела «дней недели» были Дима Т., Вова П, Дина К, Женя Д. дети участвовали во всех видах деятельности, проявляли инициативность, брали на себя обязанности ведущих, а так же придумывали игры по аналогии для всей группы. В реализации заключительного этапа деятельность преобладала в развитии мелкой моторики, координации движений, ловкости и высокого уровня тактильности. Педагог рассадил детей по командам, из 12 человек. Образовалось 3 команды, каждой команде выдали по 1 мешку из плотной ткани. В мешок вложили предметы: крышка от бутылки, ножницы, чайная ложка, мяч ёжик, карандаш, губка для посуды, стеклянный шар, слайм. Задача каждого участника команды на скорость поочередно определить предмет на ощупь. Победит та команда, которая быстрее и точно назовет все предметы в мешке. Данная игровая деятельность направлена на развитие и формирование тактильной памяти, а так же умения ориентироваться в плоскости.На заключительном этапе проводилась подвижная игра, в процессе которой каждому ребенку необходимо было поймать обруч, а так же выполнить упражнения набивания мяча ногой. Данная спортивная игра развивает равновесие и точности движений, а так же ощущение пространства при отсутствии зрительного контроля. Спортивные игры развивают у детей дошкольного возраста ловкость и скорость. Поскольку практическая деятельность ориентирована на детей старшего дошкольного возраста, наиболее эффективно выстраивать работу с использованием игровой деятельности. Материалом и оборудованием для выполнения заданий, упражнений служит игровая форма проведения занятия, в сюжете которой используются известные сказочные и мультяшные персонажи, применяются образы, воображения, логика и мышление. Задание ориентированы на детский возраст, так что бы они были понятны и доступны каждому участнику образовательного процесса. Продолжительность занятий для детей старшего дошкольного возраста составляет 25 – 30 минут, при регулярном проведении 1 раз в неделю. В соответствии с возрастными возможностями и особенностями, а также календарному планированию занятий в дошкольном учреждении. На начальном этапе развития временных представлений, рекомендуется использовать цветовые ассоциации, например:— цвет: белый, голубой – это цвета неба, в первой половине суток (утро);— цвет: голубой, желтый – это день;— цвет: синий, темно синий, фиолетовый – это вечер;— цвет: темно синий, фиолетовый, черный – это ночь.После закрепления ассоциативного ряда по цветам, в дальнейших занятиях они использовались в качестве раздаточного материала, как: фишки, стрелочки, геометрические фигуры, карточки и т.д. В процессе проведения занятий, педагог зачитывал стихотворения, загадки, четверостишия, задача детей заключалась в определении на слуху о какой части суток, днем недели, времени года идет речь, и выбрать материал соответствующего цвета.Так же использование цветных материалов использовалось при закреплении знаний о временах года и изучении календаря.При закреплении знаний у умений по теме «Дни недели», мы использовали объемные модели, разных цветов, с порядковыми номерами на карточках в соответствии с порядком дней недели в качестве раздаточного материала. С помощью моделей, у детей появлялось визуальное представление о таких понятиях как «сутки», «час», «секунда», «день», «неделя», «месяц», «год». Наиболее удобная и эффективная модель при работе с детьми старшего дошкольного возраста является спиралевидная и круговая модель. Спиралевидная позволяет продемонстрировать детям протяженность «недели», «года», «месяца». Тогда как круговая рассчитана на более короткие промежутки, такие как: день, час, распорядок дня, режим дня, части суток, времена года. Пример моделей для развития временных представлений продемонстрированы на рисунке 3.Рисунок 3 – Круговая модель времениОбъемная спиральная модель в процессе обучения детей старшего дошкольного возраста как мы ранее описывали, используется для демонстрации длительного периода. В спиралевидной круговой модели каждый ее завиток имеет значение в зависимости от конкретной дидактической задачи, наглядно показывает движение, изменение процессов времени, текучесть, продолжительность, переменчивость и т.д.На рисунке 4, продемонстрирована спиральная круговая модель по разделу «Части суток». Данная модель показывает, как каждая часть сменяет друг друга, тем самым образуя сутки, у модели 7 ярусов, для демонстрации того, как одни сутки переходят в другие. Данная модель так же используется при изучении развела «Неделя» и «Месяц».(см. рис. 4, 5).Рисунок 4 – Модель «Спираль времени – день»Рисунок 5 – Модель «Спираль времени – неделя»Как и на примере модели частей суток, используется несколько уровней с целью демонстрации того, как одна неделя сменяет другу, образуя месяц. Использование несколько подобных моделей способствует формированию протяженности месяцев, переходящих в год.На рисунке 6 представлены наглядные пособия, сортеры, бизиборды посвященные тематике развития временных представлений у детей старшего дошкольного возраста.Рисунок 6 – Виды объемных моделейТаким образом, модели позволяют материализовать временные явления, которые трудны для восприятия дошкольниками. Они (объемные модели) позволяют манипулировать моделями на уровне наглядно-образного мышления,а также помогают понимать принципы, свойства, закономерности временныхявлений.Объемные модели рекомендуется использовать в работе с детьми дошкольного возраста, начиная со старшей группы дошкольного образовательного учреждения.2.3. Определение динамики развития у детей 6 – го года жизни представлений о времени посредством моделейВ процессе реализации программы по развития у детей 6 – го года жизни представлений о времени экспериментальной группы и контрольной группы был проведен диагностический срез по тем же методикам, что и на теоретическом этапе проведения программы. Проанализировав данные, полученные в ходе диагностики, можно определить, на каком уровне развития у детей 6 – го года жизни представлений о времени каждой группы. Количественные данные приведены в таблице. В процессе реализации исследования развития у детей 6 – го года жизни представлений о времениприменялись методики для выявления уровня и особенностей развития детей:- Методики В.П. Новикова и Э.Ф. Замбицявичене:— диагностическая методика №1 «Части суток».— диагностическая методика №2 «Дни недели».— диагностическая методика №3 «Времена года».Психолого-педагогическое сопровождение ребенка в развитии у детей 6 – го года жизни представлений о времени рассматривать как комплексную технологию психолого-педагогической поддержки и помощи ребенку и родителям в решении задач развития, обучения, воспитания, социализации со стороны специалистов разного профиля, действующих координировано.Данные методики проводится в индивидуальной и групповой форме. Требование методики заключается в том, что бы ребенок без стеснений или насмешек других детей мог себя описать, рассказать о интересах, мечтах и т.д.Результативность: оценивание результативности проведения диагностической методики проводилось по 10 – ти бальной шкале, и распределением количественных результатов по уровням развития.1 (низкий) уровень развития – 0 – 3 баллаНа низком уровне ребенок в незначительной активности проявлял интерес, имел низкий уровень временных представлений, на всех этапах проведения методики ориентировался на вспомогательные вопросы педагога.2 (средний) уровень развития – 4 – 7 балловНа среднем уровне развития временных представлений у дошкольников. При описании себя подключает воображение, однако встречаются и речевые неточности, связанные с ошибочным представлением.3 (высокий) уровень развития – 8 – 10 балловНа высоком уровне дети без дополнительной помощи педагога проводили саморефлексия, активно участвовали в разговоре с педагогом, рассуждение о проведении простых опытов, создание солнечных, песочных, водяных часов. Подключали воображение при беседе о том кто они, и кем хотят стать.Количественные данные проведения методики по определению уровня представлений о времени у детей старшего дошкольного возраста, авторов В.П. Новикова и Э.Ф. Замбицявичене, представлены в таблице 10 и 11.Таблица 10 – Уровень умения определять части суток у детей 6-го года жизни в экспериментальной группы (n = 10)УровеньВысокий уровеньСредний уровеньНизкий уровеньПроцентное соотношение45%35%20%Таблица 11 – Уровень умения определять части суток у детей 6-го года жизни в контрольной группы (n = 10)УровеньВысокий уровеньСредний уровеньНизкий уровеньПроцентное соотношение35%55%10%В контрольной группе – 3 ребенка, что составляет 10%. Дети, имеющие низкий уровень развития познавательной активности, проявляли незначительные активность и интерес, имели низкий уровень владения коммуникативными и речевыми навыками, на всех этапах проведения методики ориентировались на вспомогательные вопросы педагога.Средний уровень развития у детей 6 – го года жизни представлений о времени в экспериментальной группе показали 50%, 9 детей, и в контрольной 12 детей, 70% группе. Высокий уровень развития у детей 6 – го года жизни представлений о времени в экспериментальной группе продемонстрировали 30%, 6 детей, в контрольной группе – 20%, 5 детей. Дети без дополнительной помощи педагога проводили самоанализ, подключали воображение при беседе о том, кто они, и кем хотят стать.При работе с моделями циферблата, такие дети как Света Д, Кирилл В., Влад П., Лиза П, Дима Е., в значительной мере повысили личностные навыки: моторики, внимания, сосредоточенности. Дети с низкого уровня развития временных представлений на основе деятельности с моделями часов и изучением времени (частей) суток, стали проявлять больший интерес к образовательной части.Диагностическая методика №2. «Дни недели» (авторы:В.П. Новикова и Э.Ф. Замбицявичене);Результативность: оценивание результативности проведения диагностической методики проводилось по 10 – ти бальной шкале, и распределением количественных результатов по уровням развития.1 (низкий) уровень развития – 0 – 3 баллаНа низком уровне ребенок в незначительной активности проявлял интерес, имел низкий уровень владения коммуникативными и речевыми навыками, на всех этапах проведения методики ориентировался на вспомогательные вопросы педагога.2 (средний) уровень развития – 4 – 7 балловНа среднем уровне развития временных представлений у дошкольников, При выполнении заданий подключает воображение, однако встречаются и речевые неточности, связанные с ошибочным представлением.3 (высокий) уровень развития – 8 – 10 балловНа высоком уровне дети без дополнительной помощи педагога проводили самоанализ, активно участвовали в разговоре с педагогом. Подключали воображение при беседе о том кто они, и кем хотят стать.Количественные данные проведения методики развития речи, результаты методики развития временных представлений у дошкольников таблице 12 и 13.Таблица 12— Уровень знаний дней недели, названия дней недели, распознавание будних дней и выходных у детей 6-го года жизни в экспериментальной группы (n = 10)УровеньВысокий уровеньСредний уровеньНизкий уровеньПроцентное соотношение35%60%5%Таблица 13 – Уровень знаний дней недели, названия дней недели, распознавание будних дней и выходных у детей 6-го года жизни в контрольной группы (n = 10)УровеньВысокий уровеньСредний уровеньНизкий уровеньПроцентное соотношение50%45%5%Анализ таблицы 12 и 13 показывает, что на низком уровне в экспериментальной группе находилось 10%, 3 ребенка, в контрольной группе 10%, 3 ребенка. Дети с трудом отвечали на вопросы, в большинстве случаев требовали помощи или вспомогательных вопросов. Были дети, которые отчетливо отказывались в проведении методики, отрицательно реагировали на аудио сопровождение задания.На среднем уровне реализации методики в экспериментальной группе находилось 45%, 8 детей, в контрольной группе 50%, 9 детей. Дети отвечали на поставленные вопросы, активно описывали собственные представления о сутках, днях. На высоком уровне в экспериментальной группе находились 35%, 7 детей, в контрольной группе 30%, 6 детей. Дети активно участвовали в беседе с педагогом, не требовали дополнительной помощи. В моменты затруднений самостоятельно находили ответ и ориентировались на личностный опыт.На констатирующем этапе низкий уровень развития временных представлений путем моделирования, в процессе изучения методики «Дни недели», были дети: Диана Ж., Вова З., Жанна У. Однако при индивидуальной работе, помощи педагога, включение в образовательный процесс, данные дети существенно повысили личные показатели. Нормализовалась мелкая моторика. Улучшилось мышление и сообразительности. Дети старательно и ответственно подходили к выбранным заданиям, старались помогать слабым детям.Работа с моделированием паровозика имела положительное влияние на представление у детей о днях недели, их поочередности. Дети проявили интерес к составлению дел на каждый день недели.Диагностическая методика №3. «Времена года» (авторы:В.П. Новикова и Э.Ф. Замбицявичене).Критерии оценивания методики: оценивание результативности проведения диагностической методики проводилось по 10 – ти бальной шкале, и распределением количественных результатов по уровням развития.1 (низкий) уровень развития – 0 – 3 баллаНа низком уровне ребенок в незначительной активности проявлял интерес, имел низкий уровень владения коммуникативными и речевыми навыками, на всех этапах проведения методики ориентировался на вспомогательные вопросы педагога.2 (средний) уровень развития – 4 – 7 балловНа среднем уровне развития ребенок в состоянии выполнять простые движения, запоминать небольшие стихотворения. А так же пересказать правила и содержание игры. Выполнение игровой деятельности происходит в равной степени как самостоятельно, так и при помощи педагога. 3 (высокий) уровень развития – 8 – 10 балловНа высоком уровне дети без дополнительной помощи педагога проводили самоанализ, описывали сюжет и содержание игровой деятельности, придумывали собственные игры на основе воображаемых образов, активно участвовали в разговоре с педагогом, рассуждали о личных эмоциях в процессе методики. Подключали воображение при беседе.Количественные данные проведения методики развития временных представлений у детей дошкольного возраста представлены в таблице 14 и 15.Таблица 14 – Уровень развития понимание различий и особенностей времен года, формирование временных представлений связанных с каждым сезоном у детей 6-го года жизни в экспериментальной группы (n = 10)УровеньВысокий уровеньСредний уровеньНизкий уровеньПроцентное соотношение35%60%5%Таблица 15 – Уровень развития понимание различий и особенностей времен года, формирование временных представлений связанных с каждым сезоном у детей 6-го года жизни в контрольной группы (n = 10)УровеньВысокий уровеньСредний уровеньНизкий уровеньПроцентное соотношение30%63%7%Анализ таблицы 14 и 15 показывает, что на низком уровне в экспериментальной группе находится 10%, 3 детей, в контрольной группе 10%, 3 детей. Дети отказывались в выстраивании контакта с педагогом. В процессе методики отказывались выполнять задания, дыхательная гимнастика способствовала урегулированию поведения.На среднем уровне в экспериментальной группе находились 60%, 9 детей, в контрольной группе 60%, 9 детей. Дети активно участвовали в диалоге, как с педагогом, так и со специалистом и сверстниками. С интересом слушали инструкции и подробное движение рук с помощью педагога. На высоком уровне в экспериментальной группе находились 30%, 6 детей, в контрольной группе 30%, 6 детей. Дети активно отвечали на поставленные вопросы, правильно выполняли задания, с удовольствие выполняли упражнения. Старались максимально взаимодействовать с педагогом, просили дополнительные задания.На этапе реализации и представления модели «времен года», на констатирующем этапе была группа детей как в экспериментальной, так и в контрольной группе. Которые совершенно не справились или требовали помощи педагога, при выполнении модели. Среди данной группы такие дети как: Савелий Ш., Даниил Д, Кира Т., Даша Ж., Света З., Диана Ц., Шакира Э. Дети при первой пробе были невнимательными к инструкциям, спешили в выполнении, не следовали правилам осторожности и безопасности, что в результате привело к порче материала.Ряд трудностей отмечался и вмелкой и крупной моторики, дети плохо орудовали ножницами. Не все правильно держали фломастеры и использовали много клея, от чего цветная бумага была вся мокрая и долго сохла. На контрольном этапе, дети повторно получили возможность выполнить данную модель, на этот раз они с ответственностью отнеслись к расходу материала, выполняли все инструкции педагога. Однако трудости так же имелись в использовании ножниц, в процессе нескольких наглядных упражнений, проблема исчезла. Согласно анализу полученных данных и результатам, указанным в таблицах 14-15. на низком уровне психолого – педагогического сопровождения организации групповой работы с детьми по программе инклюзивного образования находилось 20%детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями в экспериментальной группы и 10% контрольной группы. Дети не проявляли особого интереса к поставленным задачам; во многом требовалась поэтапное пояснение выполнение заданий; не задавали интересующие вопросы, также не сразу сообщали о возникших трудностях, что и приводило к недопониманию условий заданий.В рисунке—2, представлены результаты динамики развития у детей 6 – го года жизни представлений о времени посредством моделейРисунок—2, Результаты динамики развития у детей 6 – го года жизни представлений о времени посредством моделейНа среднем уровне развития у детей 6 – го года жизни представлений о времени посредством моделей оказалось значительно большее количество детей дошкольного возраста:55% в экспериментальной группе и 60% в контрольной группе. На высоком уровне организации групповой работы с детьми по программе развития временных представлений у детей дошкольного возрастаоказалось значительно большее количество детей: из 42 детей - 12 респондентов. В экспериментальной группе 35%, в контрольной группе 30%. Дети отличались проявлением самостоятельности, активности, интереса и желания решать различные задачи, а также творчески и нестандартно подходить к их развязке. Анализ результатов уровняразвития у детей 6 – го года жизни представлений о времени посредством моделей свидетельствует о необходимости проведения специальной целенаправленной работы по развитию образовательной программы у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями. На основании выполнения всех диагностических методик по разработанным критериям и показателям определен общий уровень развития у детей 6 – го года жизни представлений о времени посредством моделей.На основе проведенного анализа мы подвели итог, что достаточное количество учеников смогли овладеть игровыми технологиями как средством развития у детей 6 – го года жизни представлений о времени посредством моделей. Стоит так же отметить, что процентное соотношение правильно построенных моделей практически совпадает с количеством правильно решенных задач. Что свидетельствует от эффективности проведения первого этапа эмпирического эксперимента по теме дипломной работы.ЗАКЛЮЧЕНИЕИсследование по теме «Развитие у детей 6 - го года жизни представлений о времени посредством модели». Экспериментальное исследование проводилось с детьми старшего дошкольного возраста. В экспериментальном исследовании приняли участие 42 человек.Возраст участвующих в эксперименте от 6 лет – 7 лет. Учитывались возрастные возможности и особенности. В связи с возрастом участников принятых в проведении исследования, были подобраны методики, упражнения, задания для выявления эффективного воздействия на дошкольников, с возможностью выделить проблему в общении со сверстниками, а так же оказать психологическую помощь и поддержку. В ходе проведения исследования применялись виды деятельности:- Методика по определению уровня представлений о времени у детей старшего дошкольного возраста, автор Е.И. Щербакова;- Методика развития временных представлений у дошкольников, автор А.И. Миронова;- Методика по формированию временных представлений у детей дошкольного возраста, автор Е.В. Колесник;- Метод математической обработки данных.Мы смогли сформирировать следующие выводы:Из 42 участников принятых в исследования, 11 участников были на низком уровне. Участники не проявляли заинтересованность в проведении комплексной программы, все время отвлекались и всячески старались прервать проведение методики. В моменты, когда удавалось привлечь внимание, самостоятельно не могли одолеть интервьюированные им вопросы и во многом требовали помощи педагога.На среднем уровне проведения данной методики было 13 детей. Данные участники проявили заинтересованность в проведении методики оказания помощи в преодолении трудностей в общении со сверстниками, активно участвовали в решении поставленных вопросов и опросов, в моменты, когда возникали трудности, обращались за помощью к педагогу, а так же проявили высокий уровень взаимопомощи.На высоком уровне было 18 человек. Данная методика была по определению уровня представлений о времени у детей старшего дошкольного возраста.На низком уровне результативности данной методики из 42 человек принявших участие в исследовании, было 10 человек. Участники трудом соглашались на выполнение парных заданий, так же встречались моменты протеста и отказа. Однако в конечном итоге получилось наладить контакт с участниками в проведении методики.На среднем уровне проведения данной методики было 12 человек, в ходе проведения и пояснения заданий участники проявляли сотруднический характер поведения. Активно выбирали понравившийся раздаточный материал, разбивались по парам в целях необходимости выполнения задания. В моменты недопонимания или возникновения конфликтной ситуации, справлялись самостоятельно.На высоком уровне результативно использованных методик, оказалось 8 человек. Данные испытуемые проявили отличное взаимодействие в парах, активно отвечали и участвовали во всех этапах проведения методики. Конфликтных ситуаций не возникало, если были проблемные задания, не соответствие ответов и т.д., самостоятельно находили решение.Данная методикаоправдала и достигла в полной мере поставленных целей и задач исследования. Полученные результаты могут быть использованы при организации психологической помощи при трудностях в общении со сверстниками конфликтах личностной так и в парной форме.СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫАрхипова С. В. Формирование временных представлений у детей младшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта: дис. … канд. пед. наук: 13.00.03/С.В. Архипова – М., 2006. Белкин А. С. Основы возрастной педагогики [Текст]: Учебное пособие для студентов высш. пед. учебных заведений / А. С. Белкин. - М.: Изд. центр «Академия», 2015. – 192 с. Белошистая А. В. Современные программы математического образование дошкольников [Текст] / А. В. Белошистая. – Елец: Изд-во Елецкого гос. ун-та, 2015. – 256 с. Белошистая А. В. Формирование и развитие временных способностей дошкольников: Вопросы теории и практики [Текст]: курс лекций для студ. дошк. ф-тов высш. учеб.заведений /А. В. Белошистая. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАдОС, 2013. – 399 с. Белошистая А. В. Формирование и развитие математических способностей дошкольников. Вопросы теории и практики: Курс лекций. / А.В. Белошистая – М.: ВЛАДОС, 2010.– 400 с. Белошистая А. В. Предшкольная математическая подготовка: цели, психологический смысл и задачи / Психология обучения. / А.В. Белошистая – 2010. – № 2. – С. 23-31.Березка: Вариативная образовательная программа дошкольного образования [Текст]/ С. А. Трубицына, В. К. Загвоздкин, О. Ю. Вылегжанина, Т. В. Фишер, Т. А. Иконникова, К. И. Бабич. – М., 2015. – 148 с.Вариативная примерная основная образовательная программа дошкольного образования «Золотой ключик» / Под редакцией В.В. Кравцова. – М.: Лев, 2015. – 217 с. Вербенец А. М. Моделирование как средство познания свойств и отношений предметов детьми среднего дошкольного возраста: на математическом содержании :дисс. … канд. пед. Наук/А.М. Вербенец – СПб., 2001. – URL: http://www.dissercat.com/content/modelirovanie-kak-sredstvo-poznaniya-svoistvi-otnoshenii-predmetov-detmi-srednego-doshkolnoВербенец А. М. Особенности овладения элементами моделирования в среднем дошкольном возрасте/А.М. Вербенец – СПб.: Детство-пресс, 2000Выготский Л. С. Педагогическая психология [Текст] / Л. С. Выготский; под ред. В. В. Давыдова. - М.: Педагогика – Пресс, 2011. – 536 с. Гильманова, Л.В. Формирование временных представлений у детей дошкольного возраста [Текст] / Л.В. Гильманов, Л.А. Штягина, Н.А. Штягина // Вопросы дошкольной педагогики. – 2015. – №2. – С.57 – 60. Детство: Примерная образовательная программа дошкольного образования [Текст] / Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцева и др. – СПб.: ООО «ИЗдАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2014. – 280 сЕфименко, Н. Л. Моделирование как одно из средств развития временных представлений у детей старшего дошкольного возраста / 49 Н. Л. Ефименко, Е. В. Шаталова // Молодой ученый. – 2016. – №29. – С. 568- 570. Ефименко, Н. Л. К вопросу формирования временных представлений у детей старшего дошкольного возраста посредством моделирования / Н. Л. Ефименко // Международный студенческий научный вестник. – 2016. – № 5-2 Житко, И.В. Бубик и Пики: Время. Часы. Пособие для детей старшего дошкольного возраста / И.В. Житко – Мн.: ООО «Сэр-Вит», 2000. – 32 с. Запорожец, А. В. и современная наука о детях: Тезисы конференции, посвященной 90-летию А. В. Запорожца [Текст] – М.: Просвещение, 2015. – 208 с. Ильясова, К. К. Использование наглядного моделирования при формировании у дошкольников временных представлений [Текст] / К. К. Ильясова // Молодой ученый. — 2015. — №22.4. — С. 40-43. Куроптева, И.К. Методические рекомендации по использованию диагностического комплекта «Определение уровня сформированности пространственно-временных представлений детей старшего дошкольного возраста» [Электронный ресурс] / под ред. И.К. Куроптевой, Г.Г. Хазиевой // Муравленко, 2009. URL:http://dujmovochka.uomur.org/wpcontent/uploads/proekt.pdf. (Дата обращения: 15.11.2018). Лебеденко Е.Н. Формирование представлений о времени: Система занятий и игр для детей среднего и старшего дошкольного возраста: метод, пособ. для педагогов ДОУ/ Е.Н, Лебеденко – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2003. – 80 сЛеонтьев, А. Н. Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста [Текст]: Сб. ст. / Под ред. А.Н. Леонтьева и А.В. Запорожца. - М.: Международный Образовательный и Психологический Колледж, 2015. – 144 с. Ломако, З. А. Моделирование как метод формирования представлений о времени у детей старшего дошкольного возраста [Текст] / 50 З. А. Ломако // Государственный социально-гуманитарный университет. – 2017. – № 1. – С. 69-78.От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014. – 368 с. Пиаже Ж. Генезис элементарных логических структур. Классификация и сериация / Ж. Пиаже– М: ЭКСМО-Пресс, 2002. – 416 сПиаже, Ж. Избранные психологические труды. Психология интеллекта. Генезис числа у ребенка. Логика и психология [Текст] / Ж. Пиаже; пер. с фр. В.А. Лекторского и др. – М.: Просвещение, 1969. – 659 с. Программа воспитания и обучения в детском саду / Под редакцией М.А. Васильевой, В.Г. Гербовой, Т.С. Комаровой. – М.: Мозаика Синтез, 2005. – 208 с. Рихтерман, Т.Д. Формирование представлений о времени у детей дошкольного возраста [Текст] / Т.Д. Рихтерман. – М.: Просвещение, 1991. – 47 с. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии [Текст] / С.Л. Рубинштейн. – СПб: Питер, 2017. – 718 сСычева, Г.Е. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников [Текст] / Г.Е. Сычева. – М.: Национальный книжный центр, 2016. – 40 сЩербакова Е.И. Методика обучения математике в детском саду./ Е.И. Щербакова – М., 2002.Щербакова Е., Фунтикова О. Формирование представлений и понятий о времени с помощью объемной модели. // Дошкольное воспитание./Е.И. Щербакова, О, Фунтикова – 1986.Язвинская С.Д. Педагогические условия развития алгоритмических способностей детей старшего дошкольного возраста в процессе познания категории времени: дисс. ... канд. пед. наук – Ставрополь, 2009. – URL: http://www.dissercat.com/content/pedagogicheskie-usloviya-razvitiya-algoritmich eskikh-sposobnostei-detei-starshego-doshkolnogЯфальн, А.Ф., Дрень, О.Е. Развитие у детей чувства времени: Учебно – методическое пособие [Текст] / А.Ф. Яфальн, О.Е. Дрень. – Изд – во Нижневарт. Гуманит. ун – та, 2006. – 99 с
1. Архипова С. В. Формирование временных представлений у детей младшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта: дис. … канд. пед. наук: 13.00.03/С.В. Архипова – М., 2006.
2. Белкин А. С. Основы возрастной педагогики [Текст]: Учебное пособие для студентов высш. пед. учебных заведений / А. С. Белкин. - М.: Изд. центр «Академия», 2015. – 192 с.
3. Белошистая А. В. Современные программы математического образование дошкольников [Текст] / А. В. Белошистая. – Елец: Изд-во Елецкого гос. ун-та, 2015. – 256 с.
4. Белошистая А. В. Формирование и развитие временных способностей дошкольников: Вопросы теории и практики [Текст]: курс лекций для студ. дошк. ф-тов высш. учеб. заведений /А. В. Белошистая. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАдОС, 2013. – 399 с.
5. Белошистая А. В. Формирование и развитие математических способностей дошкольников. Вопросы теории и практики: Курс лекций. / А.В. Белошистая – М.: ВЛАДОС, 2010.– 400 с.
6. Белошистая А. В. Предшкольная математическая подготовка: цели, психологический смысл и задачи / Психология обучения. / А.В. Белошистая – 2010. – № 2. – С. 23-31.
7. Березка: Вариативная образовательная программа дошкольного образования [Текст]/ С. А. Трубицына, В. К. Загвоздкин, О. Ю. Вылегжанина, Т. В. Фишер, Т. А. Иконникова, К. И. Бабич. – М., 2015. – 148 с.
8. Вариативная примерная основная образовательная программа дошкольного образования «Золотой ключик» / Под редакцией В.В. Кравцова. – М.: Лев, 2015. – 217 с.
9. Вербенец А. М. Моделирование как средство познания свойств и отношений предметов детьми среднего дошкольного возраста: на математическом содержании : дисс. … канд. пед. Наук/А.М. Вербенец – СПб., 2001. – URL: http://www.dissercat.com/content/modelirovanie-kak-sredstvo-poznaniya-svoistvi-otnoshenii-predmetov-detmi-srednego-doshkolno
10. Вербенец А. М. Особенности овладения элементами моделирования в среднем дошкольном возрасте/А.М. Вербенец – СПб.: Детство-пресс, 2000
11. Выготский Л. С. Педагогическая психология [Текст] / Л. С. Выготский; под ред. В. В. Давыдова. - М.: Педагогика – Пресс, 2011. – 536 с.
12. Гильманова, Л.В. Формирование временных представлений у детей дошкольного возраста [Текст] / Л.В. Гильманов, Л.А. Штягина, Н.А. Штягина // Вопросы дошкольной педагогики. – 2015. – №2. – С.57 – 60.
13. Детство: Примерная образовательная программа дошкольного образования [Текст] / Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцева и др. – СПб.: ООО «ИЗдАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2014. – 280 с
14. Ефименко, Н. Л. Моделирование как одно из средств развития временных представлений у детей старшего дошкольного возраста / 49 Н. Л. Ефименко, Е. В. Шаталова // Молодой ученый. – 2016. – №29. – С. 568- 570.
15. Ефименко, Н. Л. К вопросу формирования временных представлений у детей старшего дошкольного возраста посредством моделирования / Н. Л. Ефименко // Международный студенческий научный вестник. – 2016. – № 5-2
16. Житко, И.В. Бубик и Пики: Время. Часы. Пособие для детей старшего дошкольного возраста / И.В. Житко – Мн.: ООО «Сэр-Вит», 2000. – 32 с.
17. Запорожец, А. В. и современная наука о детях: Тезисы конференции, посвященной 90-летию А. В. Запорожца [Текст] – М.: Просвещение, 2015. – 208 с.
18. Ильясова, К. К. Использование наглядного моделирования при формировании у дошкольников временных представлений [Текст] / К. К. Ильясова // Молодой ученый. — 2015. — №22.4. — С. 40-43.
19. Куроптева, И.К. Методические рекомендации по использованию диагностического комплекта «Определение уровня сформированности пространственно-временных представлений детей старшего дошкольного возраста» [Электронный ресурс] / под ред. И.К. Куроптевой, Г.Г. Хазиевой // Муравленко, 2009. URL:http://dujmovochka.uomur.org/wpcontent/uploads/proekt.pdf. (Дата обращения: 15.11.2018).
20. Лебеденко Е.Н. Формирование представлений о времени: Система занятий и игр для детей среднего и старшего дошкольного возраста: метод, пособ. для педагогов ДОУ/ Е.Н, Лебеденко – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2003. – 80 с
21. Леонтьев, А. Н. Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста [Текст]: Сб. ст. / Под ред. А.Н. Леонтьева и А.В. Запорожца. - М.: Международный Образовательный и Психологический Колледж, 2015. – 144 с.
22. Ломако, З. А. Моделирование как метод формирования представлений о времени у детей старшего дошкольного возраста [Текст] / 50 З. А. Ломако // Государственный социально-гуманитарный университет. – 2017. – № 1. – С. 69-78.
23. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014. – 368 с.
24. Пиаже Ж. Генезис элементарных логических структур. Классификация и сериация / Ж. Пиаже– М: ЭКСМО-Пресс, 2002. – 416 с
25. Пиаже, Ж. Избранные психологические труды. Психология интеллекта. Генезис числа у ребенка. Логика и психология [Текст] / Ж. Пиаже; пер. с фр. В.А. Лекторского и др. – М.: Просвещение, 1969. – 659 с.
26. Программа воспитания и обучения в детском саду / Под редакцией М.А. Васильевой, В.Г. Гербовой, Т.С. Комаровой. – М.: Мозаика Синтез, 2005. – 208 с.
27. Рихтерман, Т.Д. Формирование представлений о времени у детей дошкольного возраста [Текст] / Т.Д. Рихтерман. – М.: Просвещение, 1991. – 47 с.
28. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии [Текст] / С.Л. Рубинштейн. – СПб: Питер, 2017. – 718 с
29. Сычева, Г.Е. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников [Текст] / Г.Е. Сычева. – М.: Национальный книжный центр, 2016. – 40 с
30. Щербакова Е.И. Методика обучения математике в детском саду./ Е.И. Щербакова – М., 2002.
31. Щербакова Е., Фунтикова О. Формирование представлений и понятий о времени с помощью объемной модели. // Дошкольное воспитание./Е.И. Щербакова, О, Фунтикова – 1986.
32. Язвинская С.Д. Педагогические условия развития алгоритмических способностей детей старшего дошкольного возраста в процессе познания категории времени: дисс. ... канд. пед. наук – Ставрополь, 2009. – URL: http://www.dissercat.com/content/pedagogicheskie-usloviya-razvitiya-algoritmich eskikh-sposobnostei-detei-starshego-doshkolnog
33. Яфальн, А.Ф., Дрень, О.Е. Развитие у детей чувства времени: Учебно – методическое пособие [Текст] / А.Ф. Яфальн, О.Е. Дрень. – Изд – во Нижневарт. Гуманит. ун – та, 2006. – 99 с