Христианство и искусство

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: Культурология
  • 21 21 страница
  • 8 + 8 источников
  • Добавлена 01.07.2010
299 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Введение
Роль искусства
Петров=Водкин и Иванов в изучении искусства христианских мотивов
Растения – символы христианства в искусстве
Мозаика при христианстве
Заключение
Список литературы

Фрагмент для ознакомления

Все, что показано на этой картине: амуры, ягнята, птицы (так же как и общий характер композиции),- проникнуто ясным жизнерадостным миросозерцанием античности.
К этой же категории следует отнести известную мозаику в церкви св. Пуденцианы в Риме, изображающую Христа в окружении апостолов, мозаику в мавзолее Галлы Плацидии в Равенне, показывающую Христа в виде доброго пастыря, окруженного ягнятами, на фоне гористого пейзажа с темно-синим небом, и некоторые другие.
Все мозаики этого переходного времени проникнуты реалистическими традициями римского искусства и античным пониманием красоты человека и окружающей его природы.
Колорит этих картин IV и V вв., выложенных из смальтовых кубиков, отличается разнообразием и яркостью красок, свидетельствующих о больших успехах римских стекловаров. Характерно появление синего фона вместо белого, обычного для первых веков Римской империи. Впоследствии, в период полного расцвета византийской церковной мозаической живописи, синие фоны вытесняются золотыми.
Заключение
Христианство явилось после того, как древний античный мир прошел долгий путь развития во всех сторонах культурной жизни. Все эти стороны, как легко понять уже из общего строя греко-римской жизни, были проникнуты элементами язычества и связаны с его религиозными представлениями. Классическое искусство стояло на той же почве. Свои художественные идеалы, свое общечеловеческое содержание оно выражало в формах, отвечавших тогдашнему миросозерцанию, и по тесной связи, какая существовала между ними, и представлениями античной мифологии, глубоко входило в религию и служило ее проводником. Искусство было переполнено мифологическими образами, и классический художник не мог отрешиться от них в своих созданиях. С этим характером являлись не только изображения богов, героев и те или другие принадлежности культа, но нередко и обыкновенные явления жизни и предметы природы. Самою распространенною и доведенною до высшей степени совершенства отраслью искусства в классическом мире была пластика или скульптура, но в статуях и изваяниях последний почитал своих богов, и этот род искусства так тесно слился с античной религией, что казался совсем неотделимым от нее. Не говоря уже о пластике, другие отрасли искусства и, прежде всего, произведения живописи питались и, так сказать, внушались большею частию мифами и легендами, выводившимися на сцену в жанровых картинках из тогдашнего быта, в пейзажах и орнаментах, украшавших плафоны и стены греко-римских жилищ. Предметы комнатного убранства и обыкновенной домашней утвари, как-то: люцерны или лампочки, находимые в колумбариях, ящички для духов и другие безделушки женского туалета, даже кухонные принадлежности вроде весов и кастрюль, ситков и форм для пирожного, в своих украшениях также не свободны от этого мифологического мотива, отделаны в том же языческо-классическом вкусе. Ни один из народов древнего мира не обладал таким художественным чутьем, и нигде искусство не занимало такого видного положения в общем строе жизни, в частности — в области религиозной, как в Греции. Самая религия греков была в лице своих богов не чем иным, как культом эстетического антропоморфизма, а потому и художественная форма, в которую облекались религиозные представления грека, сделалась в их религии существенною стихией, сплотилась с ее содержанием и воспитывала религиозное чувство вернее всяких догматических формул и теоретических правил. Римляне заимствовали у этрусков космогонию и мифологию, близкую к греческой, а потом, когда вошли в непосредственные сношения с греками на правах победителей, усвоили себе самую эстетическую оболочку греческой религии и ее художественные формы. Большинство художников, особенно живописцев, работавших в Риме, были первоначально греки или же образовавшиеся в их школе римляне; большая часть сюжетов была целиком заимствована из эллинской мифологии и эпопеи. Не следует забывать и того, что с упадком древней религии и с разложением римского общества наступила пора и общего нравственного принижения, вследствие чего искусство приняло ложное направление, усвоило и разрабатывало мотивы, благоприятствовавшие тогдашней распущенности нравов. Так, например, нельзя не видеть, что живопись времен империи некоторым из сюжетов отдает предпочтение и почти не затрагивает мифов и легенд, которые заключали в себе что-либо важное и серьезное, под вымыслом скрывали какую-нибудь философскую мысль, религиозную или моральную истину. Изверившемуся и нравственно развращенному обществу нравилось в мифологии и легендах то, что было в них грациозного и пикантного. Оно интересовалось мифами, в которых рассказывалось про любовь и любовные предприятия богов Олимпа, про их приключения и разного рода слабости. «Кажется, — замечает Жюль Март, характеризуя состояние живописи при империи, — что греко-римские живописцы не знали других сюжетов, кроме любовных. За редкими исключениями их мифологические картины суть только чувственные и сладострастные анекдоты». Не довольствуясь в своих произведениях шаловливыми амурами, нагими нереидами и вакханками в самых нескромных позах, предприимчивыми в любви фавнами и сатирами, художники названной эпохи расписывали плафоны и стены похождениями богов и богинь высшего разряда — проказами Юпитера, Марса, Аполлона, Нептуна и Вакха, грехами Венеры на Олимпе и вне его, приключениями Дианы и Эндимиона, Юноны и Париса, Полифема и Галатеи, Цирцеи и Улисса, Леандра и Геро и т. д. Кто усомнился бы в подобном характере греко-римского искусства за время появления христианства, тому самое лучшее поехать в Италию, чтобы в секретных отделениях ее музеев и откопанных домах Помпеи и Геркуланума видеть эти рассчитанные на возбуждение низкой страсти произведения живописи и ваяния и наблюдать на месте бесконечный ряд еще более соблазнительных и уже совсем непристойных по своим сюжетам картин. В древнеклассическом искусстве, когда строгий эстетический вкус водил резцом и кистью художника, форма была выражением идеи в лучшем смысле этого слова; в эпоху упадка искусства форму поставили выше всего, и чувственно-вызывающие положения заменили собою художественные формы древней живописи и пластики
Список литературы
Журнал "Приход" №№ 5,6 2004
Авдусина 2004. Авдусина Т. Д. История формирования фонда археологии Музеев Московского Кремля // Филимоновские чтения. Выпуск 1. — М., 2004. — С. 276–279.
Акопян 2008. Акопян З. А. Трапезундское армянское Евангелие в контексте византийского искусства // Образ Византии. Сб. статей в честь О. С. Поповой. — М.: Северный Паломник, 2008. — С. 27–46.
Гнутова 2001/1. Гнутова С. В. От редактора // Ставрографический сборник. Книга I / Сб. статей; сост. и общ. редакция А. В. Святославский, А. А. Трошин; науч. ред. С. В. Гнутова. — М.: Древлехранилище, 2001. — С. 3–14.
Пиотровский 2003. Пиотровский М. Б. Эрмитаж. — М.: Слово / Slovo, 2003. — 616 с.: ил. — (Великие музеи мира). — ISBN 5-85050-673-X.
Фрюхтель 2004. Фрюхтель А. М. Оформление псковских рукописей конца XIV — первой четверти ХV в., написанных дьяконом Лукой // Древнерусское искусство. Искусство рукописной книги. Византия. Древняя Русь. — СПб.: Дмитрий Буланин, 2004. — С. 336–341.
Художественная культура 2002. Художественная культура Москвы и Подмосковья XIV — начала XX веков. Сборник статей в честь Г. В. Попова. — М., 2002. — 440 с.: [16] л. ил.; 24×17 см. — (Труды ЦМиАР; том 2). — (По материалам научной конференции «Художественные центры Подмосковья. К 600-летию Успенского собора на Городке в Звенигороде» в Центральном музее древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева и Звенигородском историко-архитектурном и художественном музее 14–16 декабря 1999 года). — Список научн. трудов Г. В. Попова: с. 15–24. — 500 экз. — ISBN 5-85759-210-0.
Якобсон 1987. Якобсон А. Л. Закономерности в развитии средневековой архитектуры IX–XV вв.: Византия. Греция. Южнославянские страны. Русь. Закавказье. — Л., Наука, 1987. — 236 с. — 15000 экз.



2

1.Журнал "Приход" №№ 5,6 2004
2.Авдусина 2004. Авдусина Т. Д. История формирования фонда археологии Музеев Московского Кремля // Филимоновские чтения. Выпуск 1. — М., 2004. — С. 276–279.
3.Акопян 2008. Акопян З. А. Трапезундское армянское Евангелие в контексте византийского искусства // Образ Византии. Сб. статей в честь О. С. Поповой. — М.: Северный Паломник, 2008. — С. 27–46.
4.Гнутова 2001/1. Гнутова С. В. От редактора // Ставрографический сборник. Книга I / Сб. статей; сост. и общ. редакция А. В. Святославский, А. А. Трошин; науч. ред. С. В. Гнутова. — М.: Древлехранилище, 2001. — С. 3–14.
5.Пиотровский 2003. Пиотровский М. Б. Эрмитаж. — М.: Слово / Slovo, 2003. — 616 с.: ил. — (Великие музеи мира). — ISBN 5-85050-673-X.
6.Фрюхтель 2004. Фрюхтель А. М. Оформление псковских рукописей конца XIV — первой четверти ХV в., написанных дьяконом Лукой // Древнерусское искусство. Искусство рукописной книги. Византия. Древняя Русь. — СПб.: Дмитрий Буланин, 2004. — С. 336–341.
7.Художественная культура 2002. Художественная культура Москвы и Подмосковья XIV — начала XX веков. Сборник статей в честь Г. В. Попова. — М., 2002. — 440 с.: [16] л. ил.; 24?17 см. — (Труды ЦМиАР; том 2). — (По материалам научной конференции «Художественные центры Подмосковья. К 600-летию Успенского собора на Городке в Звенигороде» в Центральном музее древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева и Звенигородском историко-архитектурном и художественном музее 14–16 декабря 1999 года). — Список научн. трудов Г. В. Попова: с. 15–24. — 500 экз. — ISBN 5-85759-210-0.
8.Якобсон 1987. Якобсон А. Л. Закономерности в развитии средневековой архитектуры IX–XV вв.: Византия. Греция. Южнославянские страны. Русь. Закавказье. — Л., Наука, 1987. — 236 с. — 15000 экз.

Вопрос-ответ:

Какую роль искусства играет в христианстве?

Искусство имеет важное значение в христианстве, оно служит средством выражения веры и религиозных истин. Христианское искусство через изображения, скульптуры, архитектуру и музыку передает духовные ценности и учения религии, а также вдохновляет верующих в их духовной жизни.

Какую роль в изучении искусства христианских мотивов сыграли Петр Водкин и Иван Иванов?

Петр Водкин и Иван Иванов, являющиеся известными русскими художниками, внесли значительный вклад в изучение искусства христианских мотивов. Их работы, в которых использовались библейские сюжеты и символы христианства, помогли просветить и понять глубинные значения исторических событий и религиозных символов в христианском искусстве.

Какие растения являются символами христианства в искусстве?

В христианском искусстве некоторые растения стали символами веры и поклонения. Например, пальма - символ победы и вечной жизни, маслина - символ мира и милосердия, лоза и виноград - символы Христовой крови и евхаристии, роза - символ Богородицы и духовного прозрения. Эти символы встречаются в различных произведениях искусства, помогая верующим воспринять глубинные значения истории и религии.

Какую роль играет мозаика в христианстве?

Мозаика имеет особую значимость в христианстве. Она использовалась в церквах и храмах для создания изображений святых, библейских сюжетов и символов веры. Мозаика в христианстве служит не только декоративной функцией, но и передает духовные истины и вдохновляет верующих. Она является важным элементом христианского искусства и культуры.

Какова роль искусства в христианстве?

Искусство в христианстве играет важную роль, так как помогает визуализировать веру и тайны религии. Оно служит средством для передачи духовных истины и воплощения божественных образов в материальной форме.

Какие растения являются символами христианства в искусстве?

В искусстве христианства, часто используются символы каких-то растений. Одним из самых распространенных символов является пасхальная лилия, которая символизирует Христа и его воскрешение. Также часто изображаются ветви пальмы, как символ победы и торжества.

Какие картины Петрова Водкина и Иванова помогли в изучении искусства христианских мотивов?

В искусстве художников Петра Водкина и Виктора Иванова были созданы картины, которые имеют глубокий христианский смысл и помогли расширить наше понимание и изучение христианских мотивов. Например, картина "Богоматерь Святая Баба" Водкина и "Палестина" Иванова являются яркими примерами такого искусства.

Какие изображения встречаются на мозаиках при христианстве?

Мозаики в христианстве содержат различные изображения, которые имеют символический смысл. Например, изображения Христа, апостолов, святых, ангелов, растений и животных. Они служат для передачи религиозных историй, символизирования духовных истин и создания особой атмосферы в храмах и церквях.

Что можно сказать о мозаике в церкви св. Пуденцианы в Риме?

Мозаика в церкви св. Пуденцианы в Риме изображает Христа в окружении апостолов. Она является известным произведением искусства и способствует изучению христианских мотивов. Эта мозаика, как и другие подобные произведения, проникнута ясным жизнерадостным миросозерцанием античности, которая влияет на общий характер композиции.

Какую роль играет искусство в христианстве?

Искусство играет важную роль в христианстве, помогая визуализировать и распространять веру. Через искусство христианские мотивы и идеи могут быть выражены и пережиты на глубоком эмоциональном уровне. Искусство также может служить средством поклонения и служения Богу.

Какую роль сыграли Петр Водкин и Иванов в изучении искусства христианских мотивов?

Петр Водкин и Иванов были известными русскими художниками, которые активно изучали и использовали христианские мотивы в своих работах. Их картины и произведения искусства стали не только выражением искусства, но и исследованием духовных и символических аспектов христианства. Они помогли расширить и углубить понимание христианской тематики в искусстве.

Какие растения символизируют христианство в искусстве?

В искусстве христианство часто ассоциируется с определенными растениями, которые имеют символическое значение. Например, крестоцветные растения, такие как роза и лилия, символизируют мученичество и чистоту. Олива и виноград могут отражать символизм Христа и Его крови. Пальма часто связывается с победой и вечной жизнью. Эти символы использовались художниками для передачи духовных истины и создания глубокого эмоционального воздействия на зрителей.