Российско-американские отношения до и после распада Советского Союза
Заказать уникальную курсовую работу- 36 36 страниц
- 31 + 31 источник
- Добавлена 11.02.2024
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
Введение 2
Глава 1. Советско-американские взаимоотношения на закате Холодной войны 6
1.1. Система международных отношений в начале 80-х гг. ХХ в. 6
1.2. Изменение характера двусторонних отношений в годы перестройки 9
Глава 2. Формирование системы российско-американских связей после распада СССР 14
2.1. Первый этап становления отношений РФ и США 14
2.2. Российско-американские отношение в 1994-2000 гг. 21
Заключение 30
Список использованных источников и литературы 32
Они обсудили роль России в миротворческих операциях в Боснии и договорились о встрече министра обороны США Уильяма Перри и министра обороны России Павла Грачева, чтобы определить, как российские войска могут участвовать в реализации операций НАТО. Они подтвердили свою приверженность скорейшей ратификации СНВ-2, договорились добиваться заключения договора о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний в 1996 г. и опубликовали совместное заявление, в котором пообещали продолжать сотрудничество в обеспечении безопасности ядерных материалов в процессе сокращения вооружений. На встрече такое поднимался вопрос озабоченности России ограничениями на военную технику во фланговыхзонах Договора об обычных вооруженных силах в Европе, включая территории в районах Черного и Балтийского морей.Президент Клинтон присутствовал на Саммите по ядерной безопасности 20 апреля 1996 г. в Москве. Участники саммита договорились добиваться заключения договора о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний и развивать сотрудничество в целях предотвращения контрабанды ядерных материалов и технологий. Они также призвали созвать конференцию экспертов для обсуждения способов утилизации плутония из излишков ядерного оружия.После саммита прошла отдельная встреча Клинтона и Ельцина, где стороны обсудили сокращение стратегических вооружений, изменения к Договору об обычных вооруженных силах в Европе и сотрудничество в обеспечении мира в Боснии и на Ближнем Востоке. Ельцин возражал против расширения НАТО, в свою очередь Клинтон настаивал на том, что дверь альянса останется открытой для всех развивающихся демократий Европы. Глава Белого домав очередной раз призвал к дипломатическому решению проблемы Чечни. Два президента также договорились о «мерах прозрачности», которые позволят превратить уран из ядерных боеголовок в реакторное топливо.Во время своей следующей встречи в Хельсинки 21 марта 1997 г. президенты Клинтон и Ельцин договорились добиваться дальнейших сокращений стратегических ядерных вооружений и начать переговоры по СНВ-3 после полной ратификации СНВ-2. СНВ-3 должно было сократить число ядерных боеголовок США и России до 2000–2500 к концу 2007 г. Оба лидера подтвердили свою приверженность Договору по ПРО, продолжая при этом разрешать исследования в области ПРО ТВД в его пределах и принимать необходимые меры. шаги по ратификации и осуществлению Конвенции по химическому оружию. Предметом разногласия в очередной раз стал вопрос членства в НАТО для бывших членов Варшавского договора, т.е. расширения Североатлантического Альянса на восток. Тем не менее, они согласились продолжать развивать сотрудничество между НАТО и Россией и адаптировать Договор об обычных вооруженных силах в Европе к миру после Холодной войны.Соединенные Штаты подтвердили свою приверженность содействию инвестициям в Россию как в одностороннем порядке, так и через международные финансовые институты. Взамен Россия обязалась разработать налоговую структуру, которая обеспечит необходимые доходы и одновременно будет способствовать развитию законного бизнеса. Соединенные Штаты поддержат вступление России в международные организации, такие как Парижский клуб, Всемирная торговая организация и Организация экономического сотрудничества и развития. В знак включения России в мировую экономику следующий Экономический саммит, который пройдет в Денвере, штат Колорадо, в июне, должен был называться «Саммит Большой восьмерки».На встреча в Елисейском дворце в ПарижеКлинтон и Ельцин в мае 1997 г. подписали Основополагающий акт Россия-НАТО. В преамбуле акта НАТО и Россия заявили, что больше не считают друг друга противниками. Основополагающий акт обязал НАТО и Россию вместе строить прочный и инклюзивный мир в евроатлантическом регионе, основанный на принципах демократии и безопасности на основе сотрудничества. НАТО и Россия также договорились консультироваться и сотрудничать по ряду вопросов, представляющих взаимный интерес. Для реализации деятельности и целей Основополагающего акта, а также для разработки общих подходов к европейской безопасности в Брюсселеучреждался Постоянный совместный совет Россия-НАТО.Саммит Большой восьмерки в июне 1997 г. стал первым экономическим саммитом, в котором Россия участвовала на равных. Представители России присутствовали на всех встречах, за исключением одной, посвященной финансовым вопросам, а президент Ельцин присоединился к другим лидерам при подписании коммюнике.Позже российский лидер встретился со своими коллегами из «Большой восьмерки» в Бирмингеме, Англия, 15 мая 1998 г., чтобы обсудить экономический кризис в Индонезии и ядерные испытания Индии. Он также провед встречу с президентом Клинтоном в Уэстон-парке 17 мая. Клинтон еще раз призвал Ельцина добиваться ратификации Договора СНВ-2 и предложил провести встречу на высшем уровне в Москве для обсуждения дальнейших сокращений стратегических вооружений. Глава Белого дома выразил надежду, что эта встреча послужит позитивной альтернативой для потенциальныхядерных держав, таких как Индия и Пакистан. Ельцин в свою очередь подтвердил приверженностьРФ прекращению поставок российских ракетных технологий в Иран.Б.Клинтон посетил Москву 1-2 сентября 1998 г., для участия в саммите, где в ходе с переговоров с Б.Н.Ельциным были достигнуты договоренности обменяться информацией о запусках ракет и изъять 50 метрических тонн плутония из запасов ядерного оружия своих стран. В совместном заявлении глав двух государств были подтверждены обязательства содействовать нераспространению оружия массового уничтожения. Другие совместные заявления касались реализации Конвенции о запрещении биологического оружия, развития торговли и инвестиций, развития технологического сотрудничества и сотрудничества между неправительственными организациями. Подписан меморандум о взаимопонимании по вопросам безопасности гражданской авиации и расследования авиационных происшествий. Оба лидера призвали к миру в Косово и осудили терроризм. Россия выступила с предложениеи провести конференцию «Большой восьмерки» по транснациональной преступности в 1999 г.12 сентября 1999 г.на полях саммита Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества в Окленде, Новая Зеландия президент Клинтон впервые встретился с В.В.Путиным, который тогда занимал должность российского премьер-министра. Они обсудили вопросы, касающиеся преступности и коррупции, российской экономики, перспектив ратификации Россией Договора СНВ-2, Договора по ПРО 1972 г. и ситуации на Северном Кавказе. 2 ноября Клинтон и Путин встретились в Осло (Норвегия), где обсудили конфликт в Чечне, ДОВСЕ и Договор по ПРО.В начале саммита Организации по сотрудничеству в области безопасности в Европе (ОБСЕ) в ноябре 1999 г. в Стамбуле, Турция, президент Клинтон встретился с президентом Ельциным, чтобы обсудить контроль над вооружениями, чеченский вопрос и события в Европе. В своем вступительном слове на саммите Клинтон заявил, что международное сообщество не оспаривает право России защищать свою территориальную целостность и бороться с терроризмом, но предупредил, что поиск военного решения в Чечне только ухудшит ситуацию. Он призвал к участию ОБСЕ в поиске политического решения в Чечне и сравнил обеспокоенность Запада по поводу прав человека в Чечне с поддержкой Западом российской демократии во время попытки государственного переворота в 1991 г.В 2000 г. В.В.Путин занял пост Российской Федерации, чем ознаменовался начал качественно нового этапа российской внешней политики, что отразилось и на характере отношений с Соединенными Штатами.ЗаключениеВ нашей работе были рассмотрены советско-американские отношения на завершающем этапе Холодной войны и российско-американские взаимодействия в первое десятилетие после распада Советского Союза. На основе проделанной работы можно сделать следующие выводы. Во-первых, при вступлении М.С.Горбачева отношения Москвы и Вашингтона переживали период высокой степени напряженности. Во главе Белого дома стоял Р.Рейган, известный своей антисоветской риторикой. Тем не менее, в конце 80-х гг. наблюдалась значительная разрядка в советско-американских отношениях, стороны подписали ряд соглашений о сокращении наступательных и ядерных вооружений. С другой стороны, Соединённые Штаты приветствовали распад СССР и провозглашение создания ряда независимых демократических государств. Во-вторых, с распадом СССР его правопреемницей на международной арене стала Российская Федерация. Это ознаменовало новый этап в отношениях Москвы и Вашингтона. В первое десятилетие после распада Советского Союза отношения двух стран характеризовались постоянной работой и сотрудничеством, что подтверждает большое число встреч на уровне первых лиц. Основными проблемами этого периода стал вопрос урегулирования советского ядерного наследия и количества нас наступательных вооружений. С оговорками можно считать, что по этим проблемам сторонам удалось достичь консенсуса. При этом политический вес РФ на международной арене остался относительно невысоким, в связи с чем Москве пришлось идти на уступки Вашингтону по некоторым вопросам для получения экономической поддержки. Кроме того, различными оставались и взгляды двух держав на архитектуру безопасности. Точкой споров оставалась вопрос расширения НАТО на восток. Эти противоречия обострились на следующих этапах российско-американского взаимодействия. Список использованных источников и литературыИсточникиВыступление Президента Российской Федерации Б.Н.Ельцина на совместном заседании палат Конгресса США о перспективах развития сотрудничества между Россией и США // Ельцин Центр. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://yeltsin.ru/archive/audio/8995/.Договор между Российской Федерацией и Соединенными Штатами Америки о дальнейшем сокращении и ограничении стратегических наступательных вооружений (СНВ-2) //Center for Arms Control, Energy and Environmental Studies. [Электронный ресурс]. Режим доступа:http://www.armscontrol.ru/start/rus/docs/dogovor.htm. Договор между Союзом Советских Социалистических Республик и Соединёнными Штатами Америки о ликвидации их ракет средней дальности и меньшей дальности // Организация Объединённых Наций. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/pdf/treaty.pdf. Договор между Союзом Советских Социалистических Республик и Соединенными Штатами Америки об ограничениистратегических наступательных вооружений // Center for Arms Control, Energy and Environmental Studies. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.armscontrol.ru/start/rus/docs/osv-2.txt.Договор между Союзом Советских Социалистических Республик и Соединенными Штатами Америки о сокращении и ограничении стратегических наступательных вооружений// Организация Объединённых Наций. [Электронный ресурс]. Режим доступа:https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/russia_usa.shtml.Договор об обычных вооруженных силах в Европе // ОБСЕ. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.osce.org/files/f/documents/d/d/14091_0.pdf.Основополагающий акт о взаимных отношениях, сотрудничестве и безопасности между Российской Федерацией и Организацией североатлантического договора // NATO [Электронный ресурс]. Режим доступа:https://www.nato.int/cps/ru/natohq/official_texts_25468.htm. Парижская Хартия для Новой Европы // ОБСЕ. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.osce.org/ru/mc/39520.Протокол к Договору между Союзом Советских Социалистических Респуб лик и Соединенными Штатами Америки о сокращении и ограничении стратегических наступательных вооружений. Подписан 23 мая 1992 г. в Лиссабоне (Португалия) государственным секретарем США, министрами иностранных дел России, Белоруссии, Казахстана и Украины // Center for Arms Control, Energy and Environmental Studies. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.armscontrol.ru/start/rus/docs/start1/lisb-agr.txt.Совместное заявление президентов Российской Федерации и Соединенных Штатов Америки в отношении Договора по противоракетной обороне (Хельсинки, 21 марта 1997 года) // МИД России [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.mid.ru/ru/foreign_policy/international_safety/disarmament/voenno_strategicheskie_problemy/1732041/?TSPD_101_R0=08765fb817ab2000f67a52e4a05ee2722586dd6f9b393dbc6b321ccaa28a96a338b741e7893a4774081e16a3c81430005194547607a0480ce5fd24cabfd28506ec3b3eaf60a592dc8a94ada129080d98f6f26f67e31f8087df768820ae14f262#sel=2:1:DZB,2:15:ghh.Соглашение о создании Содружества Независимых Государств // Содружество Независимых Государств. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://cis.minsk.by/reestrv2/doc/1#text.Joint DeclarationU.S.-Russian Summit. Camp David. Febuary 1, 1992 // Berlin Information Center for Transatlantic Security. [Электронный ресурс]. Режим доступа:http://www.bits.de/NRANEU/US-Russia/A%20Official%20Docs/Bush%20Yelt%201st%20sum%20.htm. Moscow Declaration. January 14, 1994 // GovInfo. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.govinfo.gov/content/pkg/WCPD-1994-01-24/pdf/WCPD-1994-01-24-Pg84.pdf. President Reagan’s Speech Beforethe National Association of Evangelicals // Wayback Machine. [Электронный ресурс]. Режим доступа:https://web.archive.org/web/20040609055415/http://www.presidentreagan.info/speeches/empire.cfm. President Reagan’s Trip to Soviet Union, Walking in Red Square with Mikhail Gorbachev and greeting citizens, Moscow, May 31, 1988 // YouTube. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://youtu.be/LZUu5WraroM?si=Xen6ExL_7DH1YaDu.PromotingDemocracy and Sovereignty in the New Independent States // The White House. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://clintonwhitehouse5.archives.gov/WH/EOP/NSC/html/nsc-13.html.Reagan Doctrine // U.S. Department of State. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://2001-2009.state.gov/r/pa/ho/time/rd/17741.htm. StrategicDefenseInitiative (SDI) // Ronald Reagan. Presidential Library and Museum. [Электронный ресурс]. Режим доступа:https://www.reaganlibrary.gov/archives/topic-guide/strategic-defense-initiative-sdi.Научная литератураБелевцева С.Н. Стратегия «Распространения демократии» как механизм достижения американских внешнеполитических целей (конец 1980-х – первая половина 1990-х гг. ) // СНВ. 2019. №1 (26). С.208-213.Буш Дж., Скоукрофт Б. Мир стал другим / Пер. с англ. М.: Междунардные отношения, 2004. 504 с.Киссинджер Г. Дипломатия. М.: Ладомир, 1997. 848 с.Полынов М.Ф. Внешняя политика Горбачева. 1985-1991 гг. СПб.: Алетейя, 2014.504 с.Полынов М.В. Внешняя политика М. С. Горбачева на заключительном этапе перестройки. Осень 1990 – декабрь 1991 гг // Общество. Среда. Развитие (Terra Humana). 2013. №3 (28). С.44-48.Полынов М.В. Отношения с США во внешней политике М. С. Горбачева в годы перестройки. 1985-1991 гг // Общество. Среда. Развитие (Terra Humana). 2016. №3 (40). С.3-8.Полынов М.Ф. Тайная встреча с большими последствиями. Переговоры М.С. Горбачева и Дж. Буша на Мальте 2-3 декабря 1989 года // Общество. Среда. Развитие. 2011. № 3. С.40-44.Свидерский А.А. Политика администрации президента сша Билла Клинтона в отношении Российской Федерации // Вестник Государственного университета просвещения. Серия: История и политические науки. 2017. №4. С.99-107. Стеценко И.А. Российская политика администрации Клинтона: надежды, итоги и оценки // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 6: Философия. Культурология. Политология. Право. Международные отношения. 2008. № 4. С. 262-267.СтоколосМ.Д. Роль государственных лидеров в формировании американо-российских отношений в период 1992-2000 гг // Via in tempore. История. Политология. 2020. №2. С.405-415. Труханович Е.В. Советско-американский саммит в Рейкьявике 1986 г. // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. Исторические науки. 2022. №1 (13). С.83-95. Тэлботт С. Билл и Борис. Записки о президентской дипломатии. М.: Издательский дом «Городец», 2003. 528 с.Шаклеина Т.А. Россия и США в новом мировом порядке: дискуссии в политико-академических сообществах России и США (1991-2002). М.: Институт США и Канады РАН, 2002. 445 с.
Источники
1. Выступление Президента Российской Федерации Б.Н.Ельцина на совместном заседании палат Конгресса США о перспективах развития сотрудничества между Россией и США // Ельцин Центр. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://yeltsin.ru/archive/audio/8995/.
2. Договор между Российской Федерацией и Соединенными Штатами Америки о дальнейшем сокращении и ограничении стратегических наступательных вооружений (СНВ-2) // Center for Arms Control, Energy and Environmental Studies. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.armscontrol.ru/start/rus/docs/dogovor.htm.
3. Договор между Союзом Советских Социалистических Республик и Соединёнными Штатами Америки о ликвидации их ракет средней дальности и меньшей дальности // Организация Объединённых Наций. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/pdf/treaty.pdf.
4. Договор между Союзом Советских Социалистических Республик и Соединенными Штатами Америки об ограничении стратегических наступательных вооружений // Center for Arms Control, Energy and Environmental Studies. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.armscontrol.ru/start/rus/docs/osv-2.txt.
5. Договор между Союзом Советских Социалистических Республик и Соединенными Штатами Америки о сокращении и ограничении стратегических наступательных вооружений // Организация Объединённых Наций. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/russia_usa.shtml.
6. Договор об обычных вооруженных силах в Европе // ОБСЕ. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.osce.org/files/f/documents/d/d/14091_0.pdf.
7. Основополагающий акт о взаимных отношениях, сотрудничестве и безопасности между Российской Федерацией и Организацией североатлантического договора // NATO [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.nato.int/cps/ru/natohq/official_texts_25468.htm.
8. Парижская Хартия для Новой Европы // ОБСЕ. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.osce.org/ru/mc/39520.
9. Протокол к Договору между Союзом Советских Социалистических Респуб лик и Соединенными Штатами Америки о сокращении и ограничении стратегических наступательных вооружений. Подписан 23 мая 1992 г. в Лиссабоне (Португалия) государственным секретарем США, министрами иностранных дел России, Белоруссии, Казахстана и Украины // Center for Arms Control, Energy and Environmental Studies. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.armscontrol.ru/start/rus/docs/start1/lisb-agr.txt.
10. Совместное заявление президентов Российской Федерации и Соединенных Штатов Америки в отношении Договора по противоракетной обороне (Хельсинки, 21 марта 1997 года) // МИД России [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.mid.ru/ru/foreign_policy/international_safety/disarmament/voenno_strategicheskie_problemy/1732041/?TSPD_101_R0=08765fb817ab2000f67a52e4a05ee2722586dd6f9b393dbc6b321ccaa28a96a338b741e7893a4774081e16a3c81430005194547607a0480ce5fd24cabfd28506ec3b3eaf60a592dc8a94ada129080d98f6f26f67e31f8087df768820ae14f262#sel=2:1:DZB,2:15:ghh.
11. Соглашение о создании Содружества Независимых Государств // Содружество Независимых Государств. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://cis.minsk.by/reestrv2/doc/1#text.
12. Joint Declaration U.S.-Russian Summit. Camp David. Febuary 1, 1992 // Berlin Information Center for Transatlantic Security. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.bits.de/NRANEU/US-Russia/A%20Official%20Docs/Bush%20Yelt%201st%20sum%20.htm.
13. Moscow Declaration. January 14, 1994 // GovInfo. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.govinfo.gov/content/pkg/WCPD-1994-01-24/pdf/WCPD-1994-01-24-Pg84.pdf.
14. President Reagan’s Speech Before the National Association of Evangelicals // Wayback Machine. [Электронный ресурс]. Режим доступа:https://web.archive.org/web/20040609055415/http://www.presidentreagan.info/speeches/empire.cfm.
15. President Reagan’s Trip to Soviet Union, Walking in Red Square with Mikhail Gorbachev and greeting citizens, Moscow, May 31, 1988 // YouTube. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://youtu.be/LZUu5WraroM?si=Xen6ExL_7DH1YaDu.
16. Promoting Democracy and Sovereignty in the New Independent States // The White House. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://clintonwhitehouse5.archives.gov/WH/EOP/NSC/html/nsc-13.html.
17. Reagan Doctrine // U.S. Department of State. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://2001-2009.state.gov/r/pa/ho/time/rd/17741.htm.
18. Strategic Defense Initiative (SDI) // Ronald Reagan. Presidential Library and Museum. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.reaganlibrary.gov/archives/topic-guide/strategic-defense-initiative-sdi.
Научная литература
19. Белевцева С.Н. Стратегия «Распространения демократии» как механизм достижения американских внешнеполитических целей (конец 1980-х – первая половина 1990-х гг. ) // СНВ. 2019. №1 (26). С.208-213.
20. Буш Дж., Скоукрофт Б. Мир стал другим / Пер. с англ. М.: Междунардные отношения, 2004. 504 с.
21. Киссинджер Г. Дипломатия. М.: Ладомир, 1997. 848 с.
22. Полынов М.Ф. Внешняя политика Горбачева. 1985-1991 гг. СПб.: Алетейя, 2014. 504 с.
23. Полынов М.В. Внешняя политика М. С. Горбачева на заключительном этапе перестройки. Осень 1990 – декабрь 1991 гг // Общество. Среда. Развитие (Terra Humana). 2013. №3 (28). С.44-48.
24. Полынов М.В. Отношения с США во внешней политике М. С. Горбачева в годы перестройки. 1985-1991 гг // Общество. Среда. Развитие (Terra Humana). 2016. №3 (40). С.3-8.
25. Полынов М.Ф. Тайная встреча с большими последствиями. Переговоры М.С. Горбачева и Дж. Буша на Мальте 2-3 декабря 1989 года // Общество. Среда. Развитие. 2011. № 3. С.40-44.
26. Свидерский А.А. Политика администрации президента сша Билла Клинтона в отношении Российской Федерации // Вестник Государственного университета просвещения. Серия: История и политические науки. 2017. №4. С.99-107.
27. Стеценко И.А. Российская политика администрации Клинтона: надежды, итоги и оценки // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 6: Философия. Культурология. Политология. Право. Международные отношения. 2008. № 4. С. 262-267.
28. Стоколос М.Д. Роль государственных лидеров в формировании американо-российских отношений в период 1992-2000 гг // Via in tempore. История. Политология. 2020. №2. С.405-415.
29. Труханович Е.В. Советско-американский саммит в Рейкьявике 1986 г. // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. Исторические науки. 2022. №1 (13). С.83-95.
30. Тэлботт С. Билл и Борис. Записки о президентской дипломатии. М.: Издательский дом «Городец», 2003. 528 с.
31. Шаклеина Т.А. Россия и США в новом мировом порядке: дискуссии в политико-академических сообществах России и США (1991-2002). М.: Институт США и Канады РАН, 2002. 445 с.