Методика изучения пунктуации в современной начальной школе

Заказать уникальную дипломную работу
Тип работы: Дипломная работа
Предмет: Педагогика
  • 41 41 страница
  • 21 + 21 источник
  • Добавлена 30.07.2024
2 500 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ПУНКТУАЦИИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ 5
1.1. Понятие пунктуации в лингвистике 5
1.2. Исторический обзор методик преподавания в начальной школе 7
1.3. Современный подход к преподаванию пунктуации в начальной школе 9
Выводы по главе 1 12
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ МЕТОДИКИ ИЗУЧЕНИЯ ПУНКТУАЦИИ НА ПРИМЕРЕ ЧЕТВЕРТОГО КЛАССА 14
2.1. Характеристика уровня знаний обучающихся в области пунктуации 14
2.2. Предложения по совершенствованию методики изучения пунктуации 19
2.3. Анализ эффективности предложенных улучшений 29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 36
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 39

Фрагмент для ознакомления

Одним из ключевых элементов языкового развития является правильное использование пунктуации. Однако на протяжении многих лет наблюдается недостаточная грамотность детей в данной области. Чтобы исправить эту ситуацию, начальная школа применяет специальную методику по изучению пунктуации.Основной целью данного методического подхода является формирование у учащихся навыков правильного использования знаков препинания для ясного и точного выражения своих мыслей. Данная методика сочетает в себе разнообразные формы работы и специально разработанные упражнения, которые позволяют систематически закреплять полученные знания.Первоначально, проводится подробное знакомство с основными знаками препинания. Затем учащимся предлагаются различные задания на их использование в предложениях разной сложности. Такие задания помогают детям лучше усвоить правила пунктуации, научиться разделять предложения на составные части и определять придаточные предложения.Важным этапом в методике является использование игровых элементов. Ученикам предлагаются различные игры, направленные на закрепление полученных знаний и развитие навыков пунктуации. Игровая форма работы помогает детям легче усвоить правила и используемые знаки препинания, делая процесс обучения интересным и захватывающим.Дополнительным элементом в данной методике является использование современных технологий. Учет возрастных особенностей детей и их привязка к компьютерной грамотности позволяют создавать интерактивные обучающие программы и приложения на тему пунктуации. Взаимодействие с компьютерными играми способствует эффективному усвоению правил пунктуации и проверке полученных знаний.Таким образом, методика изучения пунктуации в современной начальной школе представляет собой комплексный подход к развитию навыков правильного использования знаков препинания. Она сочетает в себе традиционные формы работы, игровые элементы и новые технологии, что делает процесс обучения интересным и эффективным. Благодаря данной методике, учащиеся осваивают пунктуацию с легкостью и применяют полученные навыки в письменной и устной речи.2.3. Анализ эффективности предложенных улучшенийЦелью контрольного этапа исследования было изучение динамики уровня знаний по пунктуации. После формирующего воздействия было проведено повторное исследование испытуемых экспериментальной и контрольной группы, проведен сравнительный анализ результатов до и после применения упражнений и анализ различий результатов испытуемых до и после формирующего воздействия.Результаты обучающихся представлены в таблице 4.Таблица 4Результаты оценки уровня знаний обучающихся экспериментальной группы (ЭГ) и контрольной группы (КГ) по пунктуации на контрольном этапе эксперимента (достоверность различий р посчитана через t-критерий Стьюдента)Номер, направленность заданияРезультатыДостоверность различий (р) ЭГКГ1. Задание на знаки препинания в конце предложения3,12±0,172,48±0,10p<0,01 (различия достоверны)2. Задание на знаки препинания в конце предложения3,32±0,132,72±0,12p<0,01 (различия достоверны)3. Задание на знаки препинания при обращении3,56±0,142,60±0,13p<0,01 (различия достоверны)4. Задание на знаки препинания при однородных членах предложения3,36±0,142,52±0,12p<0,01 (различия достоверны)5. Задание на знаки препинания в сложных предложениях3,16±0,152,56±0,13p<0,01 (различия достоверны)6. Задание на знаки препинания при прямой речи3,32±0,162,56±0,13p<0,01 (различия достоверны)Суммарный балл19,84±0,5215,44±33,41p<0,01 (различия достоверны)Как следует из приведенных данных, большая часть обучающихся в экспериментальной группе получила в среднем больше 3 балов за задание, в контрольной группе – в среднем более 2 баллов за задание. При этом различия в результатам были статистически значимыми (p>0,05).Уровень знаний обучающихся по пунктуации можно видеть на рисунке 4.Рисунок 4 – Уровень знаний обучающихся по пунктуации на контрольном этапе эксперимента, %Из рисунка следует, что в детей с неудовлетворительны уровнем знаний по пунктуации в экспериментально и контрольной группе не было. Дети с удовлетворительным уровнем знаний были только в контрольной группе, их доля составила 16% (4 человека). Доля детей с хорошим уровнем знаний в экспериментальной группе составила 24% (6 человек), в контрольной группе – 80% (20 человек). Доля детей с высоким уровнем знаний в экспериментальной группе составила 76% (19 человек), в контрольной группе – 4% (1 человек).Динамика показателей представлена в таблице 3 и на рисунке 5.Рисунок 5 – Динамика показателей детей контрольной и экспериментальной группы д и после проведения экспериментаИз приведенных данных следует, что в экспериментальной группе динамика была более значимой. Это говорит о том, что представленные нами упражнения являются эффективным средством развития знаний о пунктуации в четвертом классе.Таблица 5Динамика показателей детей контрольной и экспериментальной группы д и после проведения экспериментаНомер, направленность заданияДинамика результатовЭГКГДоПосле%ДоПосле%1. Задание на знаки препинания в конце предложения2,24±0,163,12±0,17+39,292,08±0,112,48±0,10+19,232. Задание на знаки препинания в конце предложения2,36±0,133,32±0,13+40,682,36±0,132,72±0,12+15,253. Задание на знаки препинания при обращении2,24±0,143,56±0,14+58,931,96±0,162,60±0,13+32,654. Задание на знаки препинания при однородных членах предложения2,20±0,143,36±0,14+52,732,12±0,172,52±0,12+18,875. Задание на знаки препинания в сложных предложениях2,12±0,123,16±0,15+79,062,20±0,152,56±0,13+16,366. Задание на знаки препинания при прямой речи2,28±0,143,32±0,16+45,612,20±0,142,56±0,13+16,36Суммарный балл13,44±0,6419,84±0,52+47,6212,92±0,6815,44±33,41+19,50Таким образом, современная начальная школа стремится обеспечить учащихся всеми необходимыми знаниями и навыками для успешной адаптации в современном обществе. Одним из важных компонентов образования является умение правильно использовать пунктуацию. Корректное оформление письменных текстов является ключевым элементом для ясного и эффективного общения. Методика изучения пунктуации в современной начальной школе базируется на комплексном подходе, который включает в себя как теоретические знания, так и практические упражнения. Важным аспектом этого метода является доступность и понятность материала для детей разного возраста и уровня развития. На начальном этапе изучения пунктуации учащиеся ознакамливаются с основными знаками препинания и их функциями в предложении. Это включает в себя такие знаки, как точка, запятая, вопросительный и восклицательный знаки, а также двоеточие. Дети изучают основные правила использования этих знаков и проводят практические упражнения для закрепления знаний. Далее программа изучения пунктуации включает более сложные правила. Учащиеся осваивают правила употребления запятых в сложноподчиненных предложениях, при перечислении, при вводных словах и выражениях, пунктуацию в диалогах и косвенной речи. Также важным является изучение правил использования точки с запятой, тире и скобок. Методика изучения пунктуации включает не только теоретическую часть, но и практические упражнения. Учащиеся активно применяют приобретенные знания в письменных упражнениях, редактировании и коррекции текстов. Разнообразные задания помогают закрепить правила и развить навыки использования пунктуационных знаков. Благодаря этому, дети становятся уверенными и грамотными авторами собственных текстов. Все элементы методики изучения пунктуации в начальной школе разработаны с учетом возрастных особенностей учащихся. Обучение проводится в игровой и интерактивной форме, что способствует лучшему усвоению материала. Дети применяют пунктуационные знаки в реальных жизненных ситуациях, создавая свои тексты в соответствии с изученными правилами. Методика изучения пунктуации в современной начальной школе ставит своей целью расширить коммуникативные компетенции учащихся и развить их письменную грамотность. Она позволяет детям осознавать важность правильного оформления текста, а также придает им уверенность и навыки для успешной коммуникации в современном мире.ЗАКЛЮЧЕНИЕТаким образом, для эффективного изучения пунктуации в начальной школе есть ряд методик, которые позволяют учащимся освоить правила правописания знаков препинания и научиться применять их в своей письменной речи.Основное внимание методики уделяется ознакомлению с основными видами знаков препинания, такими как точка, запятая, вопросительный и восклицательный знаки, а также двоеточие. Дети изучают правила использования каждого знака, а также находят подходящие ситуации, в которых они должны быть использованы.Пошаговое обучение пунктуации начинается с несложных грамматических конструкций и постепенно усложняется. Учащиеся работают над различными упражнениями, включающими правильное постановку знаков препинания в предложениях, их анализ и объяснение. В процессе работы дети учатся распознавать различные типы предложений – повествовательные, вопросительные и восклицательные – и правильно ставить соответствующие знаки.Важным элементом методики является практическое применение знаний по пунктуации в собственных текстах учащихся. Дети пишут небольшие сочинения, где активно используют знаки препинания в соответствии с изученными правилами. Такой подход позволяет закрепить полученные знания и убедиться в их практической применимости.Кроме того, методика включает в себя использование игровых элементов и визуальных пособий, которые делают процесс обучения более интересным и запоминающимся. Игры, карточки с заданиями и другие учебные материалы помогают детям освоить пунктуацию с увлечением и энтузиазмом.Таким образом, методика изучения пунктуации в современной начальной школе представляет собой комплексный подход, который помогает детям освоить важные навыки правильной и грамотной письменной речи. Она учит учащихся применять знаки препинания в соответствии с грамматическими правилами и делает их тексты более четкими и выразительными.Мы провели педагогический эксперимент, в котором были получены следующие результаты:На констатирующем этапе эксперимента большая часть обучающихся в среднем за задание получило более 1-2 баллов. При этом на момент начала эксперимента не было достоверных различий между классами (p>0,05).Детей с неудовлетворительны уровнем знаний по пунктуации было по 4% в каждой из групп (по 1 человеку), с удовлетворительным – 28,0% в экспериментальной группе (7 человек) и 36% в контрольной группе (9 человек), с хорошим – 68% в экспериментальной группе (17 человек), 60% в контрольной группе (68 человек). Детей с отличным уровнем знаний на констатирующем этапе эксперимента не было.На контрольном этапе эксперимента большая часть обучающихся в экспериментальной группе получила в среднем больше 3 балов за задание, в контрольной группе – в среднем более 2 баллов за задание. При этом различия в результатам были статистически значимыми (p>0,05). Детей с неудовлетворительны уровнем знаний по пунктуации в экспериментально и контрольной группе не было. Дети с удовлетворительным уровнем знаний были только в контрольной группе, их доля составила 16% (4 человека). Доля детей с хорошим уровнем знаний в экспериментальной группе составила 24% (6 человек), в контрольной группе – 80% (20 человек). Доля детей с высоким уровнем знаний в экспериментальной группе составила 76% (19 человек), в контрольной группе – 4% (1 человек).Анализ динамики показателей уровня знаний в области пунктуации показа, что в экспериментальной группе динамика была более значимой. Это говорит о том, что представленные нами упражнения являются эффективным средством развития знаний о пунктуации в четвертом классе.Таким образом, цель и задачи исследования достигнуты, гипотеза подтверждена.СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВГиренко В.Г. Сущность репродуктивного метода обучения / В.Г. Гиренко, С.А. Карпунина, Н.В. Байкова, Н.В. Козлова // Вестник научных конференций, 2019. – № 4-2 (44). – С. 34-36.История образования в России от зарождения воспитания у восточных славян до конца XX в.: учебное пособие / И.Ф. Плетенева и др.; под ред. И.Ф. Плетеневой. – 2-е изд., стереотип. – М.; Бердин: Директ-Медиа, 2016. – 270 с.Леонтьев А.А. История образования в России от Древней Руси до конца XX века / А.А. Леонтьев // Первое сентября, 2001. – №33. – С. 12-17.Лобачева Н.А. Русский язык. Синтаксис. Пунктуация: учебник для среднего профессионального образования / Н.А. Лобачева. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2023. – 123 с.Львов М.Р. Методика преподавания русского языка в начальных классах: учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений / М.Р. Львов, В.Г. Горецкий, О.В. Сосновская. – 3-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2007. – 464 с.Методика преподавания русского языка в школе: учебник для студентов высших педагогических учебных заведений / М.Т. Баранов, Н.А. Ипполитова, Т.А. Ладыженская, М.Р. Львов; под ред. М.Т. Баранова. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 368 с.ПарубченкоЛ.Б. Орфография и пунктуация: практическое пособие для вузов / Л.Б. Парубченко. – 2-е изд., испр. – М.: Издательство Юрайт, 2023. – 275 с.Педагогика начального образования: учебник для вузов / под ред. С.А. Котовой. – М.: Питер, 2017. – 420 с.ПерзашкевичЕ.А. Проектирование уроков русского языка в начальной школе с применением современных образовательных технологий / Е.А. Перзашкевич // Вестник науки и образования, 2019. – № 12-2 (66). – С. 41-44.Пичугина Г.А. Продуктивный и репродуктивный методы обучения в организации современного образования / Г.А. Пичугина // Балканско научно обозрение, 2020. – Т. 4. – № 4 (10). – С. 16-19.Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 года № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://fgos.ru/fgos/fgos-noo/ (дата обращения: 27.11.2023).Романов Э.В. История развития образования в России / Э.В. Романов, А.В. Лелецкий, К.А. Лабунин // Достижения науки и образования, 2019. – № 13 (54). – С. 24-25.Савенков А.И. Заметки о репродуктивных и продуктивных методах обучения / А.И. Савенков // Исследователь, 2018. – № 3-4 (23-24). – С. 66-69.Современный русский язык в 3 т. Т. 3. Синтаксис: учебник и практикум для вузов / С.М. Колесникова и др.; под ред. С.М. Колесниковой. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2023. –301 с.Современный русский язык. Синтаксис: учебник и практикум для вузов / С.Г. Ильенко, И.А. Мартыньянова, И.В. Столярова; под общ.ред. С.Г. Ильенко. – М.: Издательство Юрайт, 2023. – 391 с.Современный русский язык: учебник для вузов / П.А. Лекант, Е.И. Диброва, Л.Л. Касаткин, Е.В. Клобуков; под ред. П.А. Леканта. – 5-е изд. – М.: Издательство Юрайт, 2023. – 493 с.Султанова Т.А. Исторический ракурс становления российской школы / Т.А. Султанова // Балтийский гуманитарный журнал, 2016. – Т. 5. – № 4 (17). – С. 320-324.Трегубова Л.С. Современные подходы к разработке методики обучения пунктуации в начальных классах / Л.С. Трегубова // Русистика без границ, 2019. – Т. 3. – № 1. – С. 80-87.Федеральная работая программа начального общего образования «Русский язык» (для 1-4 классов образовательных организаций) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://edsoo.ru/wp-content/uploads/2023/08/01_ФРП_Русский-язык_1-4-классы.pdf (дата обращения: 27.11.2023).Шапиро А.Б. Основы русской пунктуации / А.Б. Шапиро. – М.: Изд-во Акад. Наук СССР, 1955. – 398 с.ЮносоваЭ.А.Г. Использование игровых технологий в процессе обучения младших школьников русскому языку / Э.А.Г. Юнусова // Глобальный научный потенциал, 2022. – № 33 (132). – С. 76-78.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Гиренко В.Г. Сущность репродуктивного метода обучения / В.Г. Гиренко, С.А. Карпунина, Н.В. Байкова, Н.В. Козлова // Вестник научных конференций, 2019. – № 4-2 (44). – С. 34-36.
2. История образования в России от зарождения воспитания у восточных славян до конца XX в.: учебное пособие / И.Ф. Плетенева и др.; под ред. И.Ф. Плетеневой. – 2-е изд., стереотип. – М.; Бердин: Директ-Медиа, 2016. – 270 с.
3. Леонтьев А.А. История образования в России от Древней Руси до конца XX века / А.А. Леонтьев // Первое сентября, 2001. – №33. – С. 12-17.
4. Лобачева Н.А. Русский язык. Синтаксис. Пунктуация: учебник для среднего профессионального образования / Н.А. Лобачева. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2023. – 123 с.
5. Львов М.Р. Методика преподавания русского языка в начальных классах: учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений / М.Р. Львов, В.Г. Горецкий, О.В. Сосновская. – 3-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2007. – 464 с.
6. Методика преподавания русского языка в школе: учебник для студентов высших педагогических учебных заведений / М.Т. Баранов, Н.А. Ипполитова, Т.А. Ладыженская, М.Р. Львов; под ред. М.Т. Баранова. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 368 с.
7. Парубченко Л.Б. Орфография и пунктуация: практическое пособие для вузов / Л.Б. Парубченко. – 2-е изд., испр. – М.: Издательство Юрайт, 2023. – 275 с.
8. Педагогика начального образования: учебник для вузов / под ред. С.А. Котовой. – М.: Питер, 2017. – 420 с.
9. Перзашкевич Е.А. Проектирование уроков русского языка в начальной школе с применением современных образовательных технологий / Е.А. Перзашкевич // Вестник науки и образования, 2019. – № 12-2 (66). – С. 41-44.
10. Пичугина Г.А. Продуктивный и репродуктивный методы обучения в организации современного образования / Г.А. Пичугина // Балканско научно обозрение, 2020. – Т. 4. – № 4 (10). – С. 16-19.
11. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 года № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://fgos.ru/fgos/fgos-noo/ (дата обращения: 27.11.2023).
12. Романов Э.В. История развития образования в России / Э.В. Романов, А.В. Лелецкий, К.А. Лабунин // Достижения науки и образования, 2019. – № 13 (54). – С. 24-25.
13. Савенков А.И. Заметки о репродуктивных и продуктивных методах обучения / А.И. Савенков // Исследователь, 2018. – № 3-4 (23-24). – С. 66-69.
14. Современный русский язык в 3 т. Т. 3. Синтаксис: учебник и практикум для вузов / С.М. Колесникова и др.; под ред. С.М. Колесниковой. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2023. –301 с.
15. Современный русский язык. Синтаксис: учебник и практикум для вузов / С.Г. Ильенко, И.А. Мартыньянова, И.В. Столярова; под общ. ред. С.Г. Ильенко. – М.: Издательство Юрайт, 2023. – 391 с.
16. Современный русский язык: учебник для вузов / П.А. Лекант, Е.И. Диброва, Л.Л. Касаткин, Е.В. Клобуков; под ред. П.А. Леканта. – 5-е изд. – М.: Издательство Юрайт, 2023. – 493 с.
17. Султанова Т.А. Исторический ракурс становления российской школы / Т.А. Султанова // Балтийский гуманитарный журнал, 2016. – Т. 5. – № 4 (17). – С. 320-324.
18. Трегубова Л.С. Современные подходы к разработке методики обучения пунктуации в начальных классах / Л.С. Трегубова // Русистика без границ, 2019. – Т. 3. – № 1. – С. 80-87.
19. Федеральная работая программа начального общего образования «Русский язык» (для 1-4 классов образовательных организаций) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://edsoo.ru/wp-content/uploads/2023/08/01_ФРП_Русский-язык_1-4-классы.pdf (дата обращения: 27.11.2023).
20. Шапиро А.Б. Основы русской пунктуации / А.Б. Шапиро. – М.: Изд-во Акад. Наук СССР, 1955. – 398 с.
21. Юносова Э.А.Г. Использование игровых технологий в процессе обучения младших школьников русскому языку / Э.А.Г. Юнусова // Глобальный научный потенциал, 2022. – № 33 (132). – С. 76-78.