Применение стихотворений в воспитании патриотизма у младших школьников на уроках литературного чтения.

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Литература
  • 34 34 страницы
  • 15 + 15 источников
  • Добавлена 14.02.2024
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
Введение 3
Глава 1. Сущность патриотического воспитания в начальной школе 5
1.1.Развитие патриотизма в начальной школе 5
1.2. Структура патриотического воспитания в школе 8
1.3.Функции и значение патриотического воспитания младших школьников 15
Глава 2.Возможности и методы применения стихотворения в аспекте патриотического воспитания на уроках литературного чтения 21
2.1.Анализ программ по литературному чтению 21
2.2.Возможности уроков литературного чтения и стихотворений для воспитания патриотизма младших школьников 24
2.3.Разработка урока литературного чтения 27
Заключение 32
Список литературы 33
Фрагмент для ознакомления

Именно художественные, в особенности, стихотворные, произведения позволяют пробудить у учащихся гордость, восхищение и чувство национального достоинства, способствуют воспитанию чувства патриотизма.В особую группу нужно выделить стихотворения, посвященные значимым историческим событиям, войне, которые имеют богатые возможности воспитательного влияния на детей. Эти стихотворения воспитывают любовь к Родине, восхищение перед подвигами народа, гордость за славное историческое прошлое. Тем не менее, чтобы в полной мере реализовать потенциал стихотворных произведений в аспекте воспитания патриотизма, нужно следовать определенным методическим правилам и рекомендациям. Актуальной в этой связи нам кажется система, разработанная А.А. Леонтьевым.Эта система представлена работой над словом, работой над текстом, работой с картинами, историческими фактами, наконец, творческой работой. В первую очередь, рассмотрим такой аспект, как работа над словом. Начиная с первых уроков, важно начать формирование понятий «Родина», «патриот», «подвиг», «воин-освободитель» и др. Например, это возможно сделать при изучении таких произведений: «Парад Победы» С. Алексеева (1 класс), «Белая берёза» С. Васильева (2 класс), «Рассказ танкиста» А. Твардовского (3 класс) и т.д. Учитывая огромные возможности художественной литературы, учитель должен пытаться вовлечь учеников в анализ образов героев произведения, которые являются примером для подражания. Учитывая это, используются такие виды работы, как подбор слов-характеристик, рассказ о характере персонажа с помощью опорных слов (ответственный, целеустремленный, любящий свою Родину и народ). При анализе текстов произведений о войне учащиеся объясняют его заголовок, характеризуют главного героя и его поступок, учатся понимать замысел автора, его отношение к герою, а также высказывают свою точку зрения. Безусловно, при изучении произведений о Великой Отечественной войне можно и нужно использовать во время уроков иные методические средства, а именно, картины, фотографии, фильмы, музыкальные композиции. Визуальные и музыкальные материалы способны эмоционально влиять на детей (песни о войне: муз.В.И. «Священная война» (муз. В.И. Лебедева – Кумача, сл. А.В. Александрова), «Журавли» (муз. Я. Френкеля, сл. Р. Гамзатова); «Поклонимся великим тем годам» (муз. Пахмутовой, сл. М. Львова и др.). Такая работа со стихотворениями основана на межпредметных связях, она позволяет более эффективно решать проблему патриотического воспитания на уроках литературного чтения при работе со стихотворениями. Таким образом, вформировании, воспитаниипатриотизма у детей уроки литературного чтения играют огромную роль, так как они:• Расширяют знания учеников о своей стране и ее истории;• Формируют любовь и уважение к родному языку и литературе;• Развивают чувство гордости за достижения своей страны и ее культуру. Решая задачи нравственного и патриотического воспитания, важно опираться на закономерности развития ценностно-смысловой сферы младшего школьника, а, следовательно, и процесса духовно-нравственного воспитания как содействия освоению ребенком патриотических ценностей и смыслов. Детское сознание способно управлять своими поведенческими способностями, такими как активность поведения, самостоятельность в своих действиях и выборе, проявление определённого интереса к окружению. Младшие школьники способны к коллективизации, где уже в их совместных действиях проявляются чувства дружбы и товарищества. Чем больше ребёнок видит правильных действий и поступков, а также чаще слышит положительного, тем выше уровень его патриотического и нравственного воспитания - это и есть основная задача педагогов. У ребёнка должны развиваться положительные привычки и мотивы патриотического, нравственного поведения. Всё, что ребёнок видит и слышит, несущее негативный характер и отрицательные действия, также откладывается в детском сознании и вредит формированию нравственных и патриотических чувств.2.3.Разработка урока литературного чтенияВ данном разделе курсовой работы представлен конспект урока по литературному чтению во 2 классе.Тема урока: «Русские поэты – о Родине»Цели:- знакомство детей со стихотворениями о Родине русских поэтов, развитие навыка выразительного чтения патриотических произведений;- развитие творческих способностей учащихся;- развитие навыка сотрудничества и работы в группе;- совершенствование умения находить основную мысль текста, концентрировать внимание- воспитание патриотизма, чувства гордости за Родину. Оборудование: - данные о поэтах- карточки с вопросами, которые понадобятся для анализа стихотворений- конверты с названиями стихотворений- конверты с пословицами- таблица анализа стихотворения. Ход урока1.Организационный моментДорогие ребята, здравствуйте! Сегодня я предлагаю вам посетить наш уникальный литературный центр, в котором мы познакомимся с выдающимися поэтами, их произведениями. Думаю, что это путешествие будет крайне интересным. Давайте разделимся на группы, займем свои места за столиками. Звучит музыка (Д. Кабалевский, песня «Наш край»). - Ребята, Вы слышите замечательную песню, о чем она? Как вы можете определить ее смысл?- О чем сегодня, если ориентироваться на песню, мы все же будем говорить в нашем литературном центре-гостиной?- Совершенно верно, о Родине, о героизме, о любви к своему Отечеству. 2.Постановка целей и задач урокаДавайте приступим к знакомству и анализу стихотворений русских поэтов о Родине.Наша задача состоит в том, чтобы сравнить эти стихотворения и выяснить, как авторы в стихах передают свое отношение к Родине. Все необходимое для работы находится у вас на столе, поэтому можно приступать к работе (Дети работают в группах).3.Проверка домашнего заданияНо для начала мы проверим наше домашнее задание – выразительное чтение стихотворения Никитина «Русь». Начинаем выразительное чтение по цепочке. Ребята, вы – огромные молодцы! Спасибо!- После прочтения стихотворения давайте попытаемся найти те слова, которые будут близки по значению к слову Русь (Родина, Россия и т.д.). - Как вы понимаете значение слова Родина? (ответы детей) Писатели, поэты по-разному говорят о Родине, о любви к Родине. В качестве примера приведу слова одного из величайших педагогов, писателей К.Д. Ушинского, а вам предстоит подумать над такими вопросами:Почему Родину называют Отчизной?Почему ее называют матерью или матушкой?«Наше отечество, наша родина-матушка Россия. Отечеством мы зовем Россию потому, что в ней жили испокон веку отцы и деды наши. Родиной мы зовем ее потому, что в ней родным языком, и все в ней для нас родное. А матерью – потому, что она вскормила нас своим хлебом, вспоила своими водами, выучила своему языку. Как мать, она защищает, бережет нас от всяких врагов» (ответы детей в группах).Русские пословицы, с которыми мы также поработаем сегодня, содержат очень важные мысли о Родине. Пословица, как мы помним, является кладезем народной мудрости. И сейчас давайте выполним интересное задание: каждая группа получает конверт со словами, из которых нужно сложить пословицу. 4.Изучение нового материалаМолодцы. Вы очень хорошо и быстро выполнили задание. А теперь найдите в учебнике фамилии авторов, с которыми мы сегодня познакомимся.Сотрудники из каждой группы выступят с биографическими сообщениями о поэтах. - Что интересного узнали? (ответы детей)- Послушаем стихи С.Д.Дрожжина «Родина» и А.В. Жигулина «О, Родина!»(стихотворения читает учитель).- Выберите стихотворение, с которым вы будете работать(задания в конвертах).Прочитайте ваши стихи еще раз и найдите в них слова, значение которых вы не знаете.Словарная работа- Какие это слова?приветных (деревень) Дрожжин «Родина»жнивье, трепетным (взором) Жигулин «О, Родина!»- Где можно узнать значение этих слов?- Словари есть у вас на столах, поэтому вы можете найти их значение.(дети работают со словарями)- Назовите значение этих словМолодцы, прежде чем приступить к выполнению следующего задания, давайте отдохнем.ФизминуткаВам необходимо будет проанализировать стихи с помощью вопросов и рассказать о своем стихотворении от 3 лица (вопросы даны на карточках)Какое настроение передает нам автор в своем стихотворении? (радостное, грустное, возвышенное, восторженное, нежное, приподнятое, торжественное, торжествующее)Как, по вашему, автор относится к родине? (с уважением, почтительно, трепетно)Как ты думаешь, какие чувства испытывал автор при написании этого стихотворения? (гордости, удивления, уважения, восторга)Для выполнения задания даётся 5-7 минутДалее мы будем выступать с результатами своей работы. В заключительной части дети читают выразительно проанализированные стихотворения. 5.Домашнее задание.Сегодня у вас есть возможность самостоятельно выбрать для себя домашнее задание:- выразительное чтение стихотворения о Родине- выучить стихотворение наизусть- написать небольшой рассказ о своей Родине, о городе, в рассказе ответить на вопрос: почему, за что вы любите свою Родину? 6.Заключительный этап урока, рефлексия. Ребята, давайте еще раз вспомним, какие стихотворения мы сегодня прочитали.Что в них общего? А какое стихотворение вам понравилось больше, почему? Урок завершен, спасибо за хорошую работу! ЗаключениеНа основании вышесказанного можно сделать вывод о том, что патриотическое воспитание в школе связано не только с правильным эффективным усвоением школьниками знаний о природе и общественной жизни, о нормах поведения, но и обязательным формированием подлинного социально направленного, личностного отношения учащихся к усваиваемым мировоззренческим и моральным понятиям, чтобы на этой основе выработалась система идейных взглядов и убеждений. Эта задача реализуется посредством активной познавательной и практической патриотически-ориентированной деятельности учащихся, усиления роли самостоятельных и практических работ. И огромное значение в этом процессе имеют уроки литературного чтения, в особенности, речь идет о работе с патриотическими стихотворениями. Дети очень чутко реагируют на стихотворный текст, через стихотворения усваивают базовые ценности, на основе которых формируются патриотические чувства. Как показал анализ методической научной литературы, важно грамотно выстраивать работу со стихотворениями на уроках литературного чтения. В первую очередь, обращаем внимание на подбор стихотворений, далее следует этап работы со словом, со стихотворением, его композицией, смыслом. Делая акцент на словах, отсылающих нас к теме Родины, геройства, мужества, любви к Родине, мы учим детей понимать эти понятия, а не воспринимать их абстрактно.При выстраивании работы над патриотическими произведениями следует привлекать возможности межпредметных связей, например, предлагать детям просматривать иллюстрации, картины, слушать музыкальные патриотические композиции, например, песни военных лет, песни, посвященные красоте родного края и т.д. Список литературыАфанасьева, Л.И., Скорнякова, Е.А., Мясников, А.А. Патриотическое воспитание как одно из условий становления личности младшего школьника в условиях введения ФГОС НОО / Л.И. Афанасьева, Е.А. Скорнякова, А.А. Мясников // [Электронный ресурс] / Психология и педагогика: современные методики и инновации, опыт практического применения. – 2014 – № 5 – Режим доступа: http://cyberleninka.ruБатракова Ю.С. Подготовка будущих учителей к патриотическому воспитанию школьников // на материале обучения педагогике: диссертация... кандидата педагогических наук: 13. 00. 08 / Московский государственный гуманитарный университет им. М.А. Шолохова. Москва, 2014. - 115 с.Винтайкина Е.В., Кашара Б.О. Разработка рекомендаций по патриотическому воспитанию подрастающего поколения туристическими методами // Образование. Наука. Научные кадры. 2014. № 3.С. 193-194.Ипполитова, Н.В. Патриотическое воспитание учащихся. Учебное пособие по спецкурсу для студентов пед. ин-тов. – 2-е изд., доп. / Н.В. Ипполитова. – Шадринск: ШГПИ, 2015 – 84 с.Касимова, Т.А., Яковлев, Д.Е. Патриотическое воспитание школьников. Методическое пособие / Т.А. Касимова, Д.Е. Сковлев. – М.: Айрис-Пресс , 2016 – 471 c.Климанова, Л.Ф., Виноградская, Л.А., Бойкина, М.В. Литературное чтение. 4 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. Ч.1, 2 / Л.Ф. Климанова. – М.: Просвещение, 2018 – 160 с.Лазарева, В.А. Литературное чтение в современной школе: сборникстатей / В.А. Лазарева. – М.: Изд-во педагогического университета «Первоесентября», 2015 – 176 с.Леонтьев, А.А. Патриотическое воспитание и национальное образование / А.А. Леонтьев // Начальная школа До и После. – 2012 – № 4 – С. 4-6.Николаева Н.А. Представление о патриотизме в младшем и старшем подростковом возрасте // Теории, содержание и технологии высшего образования в условиях глобализации образовательного процесса Материалы XXVII преподавательской научно-практической конференции. 2006. С.178-184.Оморокова, М. И. Основы обучению чтению младших школьников : Учебное пособие для студентов педагогических вузов / И. М. Оморокова. – М. :Вентана-Граф, 2015 – 128 с.Остапенко А.А., Хагуров Т.А. И снова о патриотизме и толерантности // Воспитание в школе. 2013. № 6.С. 106-110.Российский патриотизм. Истоки, содержание, воспитание в современных условиях. Под ред.А. Быкова, В. Лутовинова. - М.: Планета, 2010. - 336 с.Руденко В.И. Патриотизм как ценность у молодежи в современном обществе. Тюмень, 2001. Сущность патриотического воспитания. http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/vospitatelnaya-rabota/2012/11/11/sushchnost-patrioticheskogo-vospitaniyahttps://urok.1sept.ru/articles/

1. Афанасьева, Л.И., Скорнякова, Е.А., Мясников, А.А. Патриотическое воспитание как одно из условий становления личности младшего школьника в условиях введения ФГОС НОО / Л.И. Афанасьева, Е.А. Скорнякова, А.А. Мясников // [Электронный ресурс] / Психология и педагогика: современные методики и инновации, опыт практического применения. – 2014 – № 5 – Режим доступа: http://cyberleninka.ru
2. Батракова Ю.С. Подготовка будущих учителей к патриотическому воспитанию школьников // на материале обучения педагогике: диссертация... кандидата педагогических наук: 13. 00. 08 / Московский государственный гуманитарный университет им. М.А. Шолохова. Москва, 2014. - 115 с.
3. Винтайкина Е.В., Кашара Б.О. Разработка рекомендаций по патриотическому воспитанию подрастающего поколения туристическими методами // Образование. Наука. Научные кадры. 2014. № 3.С. 193-194.
4. Ипполитова, Н.В. Патриотическое воспитание учащихся. Учебное пособие по спецкурсу для студентов пед. ин-тов. – 2-е изд., доп. / Н.В. Ипполитова. – Шадринск: ШГПИ, 2015 – 84 с.
5. Касимова, Т.А., Яковлев, Д.Е. Патриотическое воспитание школьников. Методическое пособие / Т.А. Касимова, Д.Е. Сковлев. – М.: Айрис-Пресс , 2016 – 471 c.
6. Климанова, Л.Ф., Виноградская, Л.А., Бойкина, М.В. Литературное чтение. 4 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. Ч.1, 2 / Л.Ф. Климанова. – М.: Просвещение, 2018 – 160 с.
7. Лазарева, В.А. Литературное чтение в современной школе: сборник статей / В.А. Лазарева. – М.: Изд-во педагогического университета «Первое сентября», 2015 – 176 с.
8. Леонтьев, А.А. Патриотическое воспитание и национальное образование / А.А. Леонтьев // Начальная школа До и После. – 2012 – № 4 – С. 4-6.
9. Николаева Н.А. Представление о патриотизме в младшем и старшем подростковом возрасте // Теории, содержание и технологии высшего образования в условиях глобализации образовательного процесса Материалы XXVII преподавательской научно-практической конференции. 2006. С.178-184.
10. Оморокова, М. И. Основы обучению чтению младших школьников : Учебное пособие для студентов педагогических вузов / И. М. Оморокова. – М. : Вентана-Граф, 2015 – 128 с.
11. Остапенко А.А., Хагуров Т.А. И снова о патриотизме и толерантности // Воспитание в школе. 2013. № 6.С. 106-110.
12. Российский патриотизм. Истоки, содержание, воспитание в современных условиях. Под ред.А. Быкова, В. Лутовинова. - М.: Планета, 2010. - 336 с.
13. Руденко В.И. Патриотизм как ценность у молодежи в современном обществе. Тюмень, 2001.
14. Сущность патриотического воспитания. http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/vospitatelnaya-rabota/2012/11/11/sushchnost-patrioticheskogo-vospitaniya
15. https://urok.1sept.ru/articles/