проблема антиутопии: роман оруэлла

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Зарубежная литература
  • 30 30 страниц
  • 26 + 26 источников
  • Добавлена 14.02.2024
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
Введение 3
Глава 1. Формирование и становление жанра антиутопии 5
1.1. Антиутопия 20 века: специфика жанра 5
1.2. Художественный мир антиутопии и способы его моделирования 8
Глава 2. Роман Джорджа Оруэлла «1984»: черты антиутопии 20
2.1. История создания романа «1984» 20
2.2. Особенности жанра, повествования, проблематики романа – утопии Оруэлла «1984» 21
Заключение 27
Список использованных источников 29

Фрагмент для ознакомления

В качестве прототипа для социалистического общества Океании автор выбрал СССР 1930-1940-х годов. Привилегированные «высшие товарищи», состоящие во «внутренней партии», усатый лидер «Старший Брат», «трудовые лагеря», «полиция мысли», большие чистки, маниакальный поиск внутренних врагов, направленных Гольдштейном - Троцким – мифическим предателем, а также общая атмосфера подозрительности, нищенское обустройство быта - всё это является вполне узнаваемыми приметами сталинской диктатуры.Наряду с этим в данной книге технологии управления обществом и борьбы с инакомыслием получают дальнейшее развитие, так для организации слежки и «оболванивания» в Океании применяются более изощренные технические решения, а огромные масштабы манипуляции информацией достигают таких объемов, что даже появление недозволенных мыслей становится невозможным. Драматизм произведению придает и географическое место, в котором разворачивается действие романа, – одна из безликих провинций великой тоталитарной Океании под названием «Военно-воздушная зона № 1», которая является бывшей Великобританией. Оруэлл своим произведением показывает нам, что даже такой неприступный форпост европейской демократии, как Великобритания, несмотря на многовековую традицию политических свобод, выстоявший перед угрозой внутреннего и внешнего фашизма, способен всего за 35 лет стать мрачной огромной тюрьмой в том случае, если его жители потеряют бдительность. Художественная форма, которую автор выбрал для своего романа, не только не мешает пониманию позиций Оруэлла, но, скорее, наоборот, позволяет придать его прогнозам большую реальность и убедительность и позволяет в мельчайших деталях изложить политологические и политические аргументы. Отношение автора к теме, затронутой в романе, предельно понятно – тоталитаризм представляет реальную угрозу для человечества, а лишение человека его прав на личную и политическую свободу не может быть ничем оправдано. События данного художественного произведения Дж. Оруэлла происходят в Лондоне в 1984 году. В реальности, созданной автором, Лондон принадлежит Военно-воздушной Зоне № 1, которая появилась вместо Великобритании. Военно-воздушная Зона представляет собой одну из провинций огромного тоталитарного государства под названием Океания, которое занимает третью часть земного шара. Океания пребывает в состоянии постоянной войны с Евразией и Остазией – двумя другими сверхдержавами. Художественное произведение Джорджа Оруэлла создано им за 35 лет до начала событий, происходящих в книге. Художественный мир «1984» представляет собой одну из альтернативных вариантов развития истории. Главным историческим событием, которое заставило пойти известную нам, реальную историю по другому пути стала атомная война. В романе Оруэла она случилась в 1950-м году. Однако, несмотря на наше представление об атомной войне, она не уничтожила все живое на земле. Но, несмотря на это, мир после нее в привычном нам варианте перестал существовать. Права и свободы сменились всеобщим тоталитаризмом. На новой политической карте мира появились три огромных государства, каждое из которых выбрало свой собственный путь развития, основанный на одной из трех вариаций коммунизма. В 1960 году в Океании произошла социалистическая революция, после которой страну возглавил диктатор, единственным именем которого в произведении является «Старший Брат». При нем страна в качестве официальной идеологии утвердила так называемый ангсоц, или английский социализм. Для управления страной созданы четыре министерства: изобилия, любви, мира и правды. Политическая система Океании представлена одной единственной партией, разделенной в себе на внешнюю – для обычных людей и внутреннюю - для элиты. В таком геополитическом контексте в произведении появляется его главный герой – Уинстон Смит. Он является членом внешней партии и служит в Министерстве правды. Благодаря своей службе и членству в партии Уинстон Смит имеет ряд привилегий, выделяющих его из общей массы простых рабочих, которые в романе называются «пролами». Работа, которую выполняет Смит, носит интеллектуальный характер, он вместе с другими сотрудниками Министерства правды занимается написанием соответствующих идеологии «фактов» для книг и газет. Несмотря на то, что главный герой не относится к числу пролов – простых рабочих и по социальному положению стоит выше них, он всё равно подвергается давлению со стороны государства. Причем даже большему, чем рядовые пролы. Членство в партии фактически не дает ему никакой реальной власти, которая доступна только партийной номенклатуре, так называемой «внутренней партии». Каждое действие главного героя тщательно контролируется сотрудниками полиции мысли. Жизнь Уинстона в буквальном смысле расписана по часам, по завершению работы он должен посещать кружки и ходить в походы. Во время непродолжительных минут отдыха в своей убогой квартире за главным героем непрерывно следит «телекан» – особый телевизор, обладающий двусторонним действием. Однако главный герой ещё не полностью стал безликим винтиком государственной системы. Хоть и смутно, но он понимает необходимость вести борьбу за те крохи личной свободы, которые у него остались. Борьба Уинстона начинается спонтанно с того, что он заводит дневник и начинает на его страницах критиковать существующую тоталитарную систему. Затем он заводит роман с Джулией, которая вместе с ним состоит в партии, а апогеем его борьбы становится приход к мысли о необходимости организованного сопротивления правящему режиму. И Смит начинает поиск выходов на подпольное сопротивление. В процессе поиска главный герой встречает, как ему кажется, соратника по борьбе, члена внутренней партии О`Брайна. Последний записывает его и Джулию в некое «Братство» и тайно передает им запретную книгу с доказательствами преступлений внутренней и внешней политики, проводимой «Старшим Братом». Однако вся помощь, которую О`Брайн оказывает Смиту и Джулии в их борьбе, оказывается не более чем полицейской спецоперацией. И борьба главного героя заканчивается в застенках полиции мысли. Уинстона и его возлюбленную подвергают бесчеловечным пыткам, которые главный герой не выдерживает. Его обретенное Я оказывается сломленным. Он отрекается от Джулии и от своей борьбы и даже начинает любить того, кого ещё совсем недавно хотел свергнуть – диктатора Океании. После того, как Уинстона признают исправившимся, он получает свободу, но только лишь для того, чтобы стать наглядным примером для всех тех, кто задумает весть борьбу против ангсоца. Но его судьба, как и судьба других политических заключенных, предрешена. После того, как он умер морально, должен последовать повторный арест, затем и физическое уничтожение – «распыление». ЗаключениеАнтиутопия не случайно оформляется в качестве самостоятельного жанра литературы именно в ХХ веке, в эпоху страшных экспериментов по претворению в жизнь утопических проектов. И если утопия - это мечта, то антиутопия – это найденный в литературе отклик человека на давление нового порядка. Появление антиутопии всегда связано с переломными моментами истории, с эпохой неожиданностей, которые преподносит желаемое будущее. В антиутопическом произведении мир построен по тем же основным принципам, что и мир утопии, но преподнесен автором изнутри, посредствам чувств его единичного обитателя, который испытывает на себе и своей собственной судьбе порядки общества идеальной несвободы. Утопия является социоцентричной, в то время как антиутопия всегда персоналистична, ввиду того, что в данном случае мир испытывается человеком. Антиутопия всегда вступает в спор с миром, который создан утопистами без учета реальности. Любое утопическое произведение вне зависимости от его объема всегда является несколько схематичным, это обусловлено тем, что утопия без колебаний изображает на своих страницах искомое социальное равенство в идеальном государстве. Антиутопия является попыткой вникнуть в суть утопической теории, она призвана не столько проверить её на осуществимость (авторы антиутопических произведений никогда не ставят под сомнение реальную возможность осуществления технической стороны дела), сколько проверить её основы на нравственность. Антиутопия - это своеобразная профилактика, попытка автора проверить на прочность нравственную (а в некоторых случая и безнравственную) основу общества. Антиутопию и утопию породила сама жизнь, и они вошли в мировую литературу как отдельные жанры. У каждого из них присутствуют свои собственные целевые установки, а значит, и своеобразная поэтика. Утопия ближе к рационалистическому образу мышления и связана со схематизмом в описании жизни и человека. Антиутопия более свободно использует художественные средства, для достижения нужного результата она обращается к научной фантастике, аллюзиям, сатирическим приемам, реминисценциям. Антиутопическое произведение всегда обладает развернутым сюжетом, который основывается на конфликте идей и получает свое воплощение в характерах действующих лиц. Антиутописты осмыслили в своих произведения многие духовные и социальные процессы в конкретном обществе, провели анализ его катастрофы и заблуждения, но сделали это не для того, чтобы только все отрицать, а для того, чтобы показать тупики и возможные выходы из этих тупиковых ситуаций. Даже настоящая, истинная литература не в состоянии изменить мир, но писатель, у которого есть подлинный пророческий дар, может в своих произведениях предупредить мир, что и является главным призванием антиутопистов. В рамках данного исследования определены черты жанра антиутопии в романе Дж. Оруэлла «1884». В качестве основного мотива, который заставляет главных героев рискнуть всем, что они имеют, и даже своей собственной жизнью, в произведении выступают литература и любовь. Стремление к получению знаний двигало героями.Также нельзя упустить тот факт, что работа главных героев напрямую связана с уничтожением информации. Так, герой Оруэлла работает над корректированием истории. На основании сравнения данного произведения с другими романами в жанре антиутопии можно прийти к выводу о схожести взглядов антиутопистов на проблему угнетения нравственной свободы личности, а также на схожесть способов противостояния этому злу посредством любви, верности, стремления к знаниям и самостоятельности мышления. В современном буржуазном обществе антиутописты уже замечали элементы «программирования личности».Список использованных источниковБогданова, О.Ю. Теория и методика обучения литературе: учеб. для студ. высш. пед. Учеб. заведений / О.Ю. Богданова, С.А. Леонов, В.Ф. Чертов; 5-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2008. - 400 с. Бродский И. Власть стихий: Эссе. – СПб., 2010 Брэдбери, Р. 451° по Фаренгейту / Р. Брэдбери - М.: Эксмо, СПб.: Домино, 2008. - 272 с. Брэдбери, Р. Смерть-дело одинокое. – М., 2009 – 520 с. Войнович, В.Н. Антисоветский Советский Союз. / В.Н. Войнович - М.: Материк, 2002. - 409 с. Г. Тавризян. Изд-во гуманитарной литературы. - М., 1995 – 106 с.\Гребенникова, Н.С. Зарубежная литература XX века / Н.С. Гребенникова - М.: ВЛАДОС, 2002. - 128 с. Губин В.Д., Некрасова Е.Н. Философская антропология. - М.: Университетская книга, 2000 - 240 с. Джордж Оруэлл, Рецензия на «Мы» Е.И. Замятина/ «1984» и все эссе разных лет, М., «Прогресс», 1989 г. Евсеев, В.Н. Художественная проза Евгения Замятина: проблемы метода, жанровые процессы, стилевое своеобразие / В.Н. Евсеев - М.: Прометей, 2003. - 223 с. Замятин Е.И. Избранное. - М.: Изд-во "Правда", 1989. - 464 с.Зарубежная литература конца ХIХ - начала ХХ века: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / В.М. Толмачев, Г.К. Косиков, А.Ю. Зиновьева и др. - М.: Издательский центр «Академия», 2003. - 496 с. Карпачевский, Л.О. Советская цивилизация и утопия: мысли естественника // История и современность - 2010. - №1 (11). - С. 132-147. Карьер Ж.-К. Не надейтесь избавиться от книг! – СПб, 2010Ланин Б. А. Русская утопия, антиутопия и фантастика в новом социально-культурном контексте. // Проблемы современного образования. — 2014. — № 1. — С. 161—169. Локшина Б. С. Программа по литературе для 10-11 гуманитарных классов. – СПб., 1995. – 87,1 с. Маранцман, В.Г. Методика преподавания литературы. / В.Г. Маранцман - М.: Просвещение, 1995. - 261 с. Мор Т. Утопия / Т. Мор - М.: Издательство Академии наук СССР, 1953.- 302 с. О.Н.Михайлов. Е.Замятин. – М.: «Правда», 1989 – 185 с. Ортега-и-Гассет Х. Идеи и верования. URL: https://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Culture/Ortega_..Оруэлл, Дж. 1984 / Дж. Оруэлл – М., 2010 – 259 с. Павлова О. А. Методика изучения утопических и антиутопических произведений на завершающем этапе литературного образования- Пособие для учителя. - Белгород: Белгородский региональный ИПК ППС, 2004. – С. 103. Павлова О.А. Жанр утопии и антиутопии в школьном изучении. // Русский язык и литература в современной школе. - М, 2007. – 72 с. Савельева И.М., Полетаев А.В. История и время. В поисках утраченного. – М.: «Языки русской культуры», 1997. – 800с.Философский словарь / Под ред. И.Т. Фролова. - 4-е изд.-М.: Политиздат, 1981. - 445 с. 28. Юрьева Л.М. Русская антиутопия в контексте мировой литературы. М., 2005. -76 с.周黎燕. 反乌托邦视野中的《猫城记》/ 周黎燕. 重庆三峡学院学报, 2010 年. – № 4. – 85-89 页.

1. Богданова, О.Ю. Теория и методика обучения литературе: учеб. для студ. высш. пед. Учеб. заведений / О.Ю. Богданова, С.А. Леонов, В.Ф. Чертов; 5-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2008. - 400 с.
2. Бродский И. Власть стихий: Эссе. – СПб., 2010
3. Брэдбери, Р. 451° по Фаренгейту / Р. Брэдбери - М.: Эксмо, СПб.: Домино, 2008. - 272 с.
4. Брэдбери, Р. Смерть-дело одинокое. – М., 2009 – 520 с.
5. Войнович, В.Н. Антисоветский Советский Союз. / В.Н. Войнович - М.: Материк, 2002. - 409 с.
6. Г. Тавризян. Изд-во гуманитарной литературы. - М., 1995 – 106 с.\
7. Гребенникова, Н.С. Зарубежная литература XX века / Н.С. Гребенникова - М.: ВЛАДОС, 2002. - 128 с.
8. Губин В.Д., Некрасова Е.Н. Философская антропология. - М.: Университетская книга, 2000 - 240 с.
9. Джордж Оруэлл, Рецензия на «Мы» Е.И. Замятина/ «1984» и все эссе разных лет, М., «Прогресс», 1989 г.
10. Евсеев, В.Н. Художественная проза Евгения Замятина: проблемы метода, жанровые процессы, стилевое своеобразие / В.Н. Евсеев - М.: Прометей, 2003. - 223 с.
11. Замятин Е.И. Избранное. - М.: Изд-во "Правда", 1989. - 464 с.
12. Зарубежная литература конца ХIХ - начала ХХ века: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / В.М. Толмачев, Г.К. Косиков, А.Ю. Зиновьева и др. - М.: Издательский центр «Академия», 2003. - 496 с.
13. Карпачевский, Л.О. Советская цивилизация и утопия: мысли естественника // История и современность - 2010. - №1 (11). - С. 132-147.
14. Карьер Ж.-К. Не надейтесь избавиться от книг! – СПб, 2010
15. Ланин Б. А. Русская утопия, антиутопия и фантастика в новом социально-культурном контексте. // Проблемы современного образования. — 2014. — № 1. — С. 161—169.
16. Локшина Б. С. Программа по литературе для 10-11 гуманитарных классов. – СПб., 1995. – 87,1 с.
17. Маранцман, В.Г. Методика преподавания литературы. / В.Г. Маранцман - М.: Просвещение, 1995. - 261 с.
18. Мор Т. Утопия / Т. Мор - М.: Издательство Академии наук СССР, 1953.- 302 с.
19. О.Н.Михайлов. Е.Замятин. – М.: «Правда», 1989 – 185 с.
20. Ортега-и-Гассет Х. Идеи и верования. URL: https://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Culture/Ortega_..
21. Оруэлл, Дж. 1984 / Дж. Оруэлл – М., 2010 – 259 с.
22. Павлова О. А. Методика изучения утопических и антиутопических произведений на завершающем этапе литературного образования- Пособие для учителя. - Белгород: Белгородский региональный ИПК ППС, 2004. – С. 103.
23. Павлова О.А. Жанр утопии и антиутопии в школьном изучении. // Русский язык и литература в современной школе. - М, 2007. – 72 с.
24. Савельева И.М., Полетаев А.В. История и время. В поисках утраченного. – М.: «Языки русской культуры», 1997. – 800с.
25. Философский словарь / Под ред. И.Т. Фролова. - 4-е изд.-М.: Политиздат, 1981. - 445 с. 28. Юрьева Л.М. Русская антиутопия в контексте мировой литературы. М., 2005. -76 с.
26. 周黎燕. 反乌托邦视野中的《猫城记》/ 周黎燕. 重庆三峡学院 学报, 2010 年. – № 4. – 85-89 页.