Особенности коррекционно-педагогической работы с детьми задержкой психического развития
Заказать уникальную курсовую работу- 33 33 страницы
- 19 + 19 источников
- Добавлена 14.02.2024
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
Глава 1. Теоретические основы изучения задержки психического развития 5
1.1 Понятие «задержка психического развития» 5
1.2 Особенности детей с задержкой психического развития 11
Выводы к 1 главе 17
Глава 2. Теоретические основы изучения коррекционно-педагогической работы с детьми с ЗПР 18
2.1 Принципы коррекционной работы с детьми с задержкой психического развития 18
2.2 Направления коррекционной работы с детьми с задержкой психического развития 23
Выводы к 2 главе 29
Заключение 30
Список литературы 31
Для получения и анализа информации такого рода используются методы педагогической и психологической диагностики. При этом необходимо иметь чёткие представления о том, что именно нужно знать о ребёнке, на каких этапах обучения диагностическое вмешательство действительно необходимо и какими минимальными средствами оно может быть осуществлено.
Создание психолого-педагогических условий для развития личности ребёнка с задержкой психического развития и его успешного обучения, воспитания и социализации. На основе данных психодиагностики разрабатываются индивидуальные программы психологического развития ребёнка с задержкой психического развития. Предполагается, что воспитательный процесс в образовательной среде построен по гибким схемам, может изменяться и трансформироваться в зависимости от психологических особенностей ребёнка. Кроме того, определённая гибкость требуется от каждого педагога, включённого в образовательный процесс, так как подходы и требования к ребёнку должны ориентироваться на реальные возможности и потребности ребёнка с задержкой психического развития [16, с. 178].
При планировании и реализации коррекционной программы нужно отдавать себе отчет в том, что неудача в достижении ее целей и отсутствие планируемого эффекта могут не просто сохранить ситуацию неблагополучия в развитии ребенка в том виде, в каком она сложилась к моменту начала коррекционной работы, но усугубить ее тяжесть. Поэтому необходимо контролировать динамику эффектов коррекционной работы, начиная уже с первых занятий, чтобы иметь возможность своевременно модифицировать саму программу коррекционной работы, внеся в нее требуемые изменения.
Включение ребенка с задержкой психического развития в общеобразовательную группу требует от педагога готовности работать с такими детьми и осуществлять процесс психолого-педагогического сопровождения. В.Б. Никишина считает, что процесс индивидуализации предполагает, во-первых, умения педагога распознать и понять особенности индивидуального психосоциального развития детей с задержкой психического развития, во-вторых, владение педагогом способами адаптации умений и навыков, реализуемых в составе своей профессиональной деятельности, к типологическим и индивидуальным особенностям детей с задержкой психического развития [14, с. 7].
Основополагающие задачи индивидуализации в инклюзивном образовании детей с задержкой психического развития состоят в достижении баланса процессов их обучения, воспитания и развития на основе максимального учета их индивидуальных дефицитов (трудностей) и ресурсов (сильных сторон), в профилактике и коррекции вторичных нарушений психофизического развития детей, которые могут проявляться в разных сферах – познавательной, эмоциональной, коммуникативной, а также в обеспечении благоприятных условий для их социально-психологической адаптации.
Среди направлений коррекционной работы с детьми, имеющими задержку психического развития, выделяются следующие (по С.Г. Шевченко):
1. Развитие до необходимого уровня психофизиологических функций, обеспечивающих готовность ребенка к обучению: артикуляционного аппарата, фонематического слуха, мелких мышц руки, оптико-пространственной ориентации, зрительно-моторной координации и др.
2. Обогащение представлений об объектах окружающего мира, расширение знаний детей, кругозора, формирование представлений о причинно-следственных связях между явлениями, развитие познавательного интереса.
3. Создание условий для социальной адаптации детей с ЗПР в коллективе сверстников, формирование умений и навыков взаимодействия со взрослыми и сверстниками в различных видах деятельности, принятие социальной роли, выполнение обязанностей, соблюдение правил поведения на занятиях.
4. Формирование внутренней мотивации, интереса, познавательной активности, необходимой в различных видах деятельности, организуемыми в рамках коррекционной работы; опора на сформированные мотивы деятельности и развитие мотивационной готовности к обучению.
5 Развитие компонентов познавательной деятельности детей с ЗПР, в том числе произвольности психических процессов (восприятия, внимания, памяти, мышления, воображения), стимулирование развития речи (устной, связной речи).
6. Формирование умений и навыков, которые необходимы для любых видов деятельности (общеучебных умений), а именно: умений ставить цель деятельности, составлять план, определять средства и инструменты для достижения цели, осуществлять самоконтроль и коррекцию, вносить изменения, осуществлять самооценку.
7. Формирование мыслительных операций, необходимых для умственной деятельности (анализ, синтез, сравнение, классификация, сериация, обобщение, практическая группировка, построение выводов и умозаключений, построение суждения и др.).
8. Коррекция индивидуальных отклонений (нарушений) в развитии ребенка с задержкой психического развития.
9. Укрепление соматического здоровья ребенка, создание условий для профилактики заболеваний, развитие общей и мелкой моторики, создание благоприятного психологического климата, предупреждение эмоциональных срывов, укрепляющая терапия.
10. Организация благоприятной социальной среды, в первую очередь в семье, профилактика неправильных стилей семейного воспитания, взаимодействие с родителями.
11. Комплексный подход к коррекционной работе, создание условий для взаимодействия всех специалистов (врачей, психологов, дефектологов), которые участвуют в работе по развитию и обучению ребенка с задержкой психического развития.
Данные направления реализуются в коррекционной работе и прописываются в программе реабилитации. Важным условием является обоснование целесообразных форм и методов работы с детьми с задержкой психического развития с учетом их особенностей.
Выводы к 2 главе
Коррекционная работа с детьми, имеющими задержку психического развития, опирается на ряд принципов и включает направления, направленные на предоление нарушений в познавательном и личностном развитии детей.
Принципы коррекционной работы с детьми, имеющими задержку психического развития, включают принцип направленности процесса обучения на всестороннее развитие личности ребенка с задержкой психического развития; принцип связи обучения с жизнью; принцип научности и доступности обучения; принцип систематичности и последовательности в обучении; принцип создания оптимальных условий для функционирования процесса обучения; принцип оптимального сочетания словесных, наглядных и практических методов обучения; принцип деятельностного подхода в обучении; принцип сознательности, активности и самостоятельности детей; принцип оперативного контроля и самоконтроля; принцип обеспечения прочности знаний, умений и навыков в процессе обучения; принцип педагогического оптимизма.
Коррекционная работа с детьми, имеющими задержку психического развития, включает следующие направления: систематическое отслеживание психолого-педагогического статуса ребёнка с задержкой психического развития и динамики его психического развития в процессе обучения и воспитания, создание психолого-педагогических условий для развития личности ребёнка с задержкой психического развития и его успешного обучения, воспитания и социализации. На основе данных психодиагностики разрабатываются индивидуальные программы психологического развития ребёнка с задержкой психического развития.
Заключение
Для достижения поставленной цели нами были рассмотрены особенности коррекционно-педагогической работы с детьми с задержкой психического развития.
В ходе проведенного анализа психолого-педагогической литературы были решены поставленные задачи:
1) рассмотрено понятие задержки психического развития, под которой понимается вид нарушения темпов психического развития детей, отставание в формировании познавательных процессов от возрастных норм; виды задержки психического развития на основе ведущего неблагоприятного фактора в формировании личности ребенка;
2) изучены особенности развития детей с задержкой психического развития: низкий уровень произвольности познавательных процессов, неустойчивость внимания, снижение объема памяти, незрелость эмоциональной сферы и мотивации; несформированность произвольного поведения и другие;
3) дана характеристика принципов коррекционной работы с детьми с задержкой психического развития: направленности процесса обучения на всестороннее развитие личности ребенка; научности и доступности обучения; систематичности и последовательности в обучении; деятельностного подхода в обучении; педагогического оптимизма и другие;
4) рассмотрены направления коррекционной работы с детьми с задержкой психического развития: оптимизация социальной ситуации развития; развитие видов деятельности ребенка; формирование возрастно-психологических новообразований, высших психических функций, представлений об объектах окружающего мира и другие.
Список литературы
Бабкина, Н. В. Психологическое сопровождение ребенка с задержкой психического развития : монография / Н. В. Бабкина, И. А. Коробейников. – М. : Наука, 2020. – 212 с.
Бедарева И.А. Задержка психического развития у детей: феноменология, происхождение, классификация / И.А. Бедарева // Ценностные ориентации молодежи в условиях модернизации современного общества. – Горно-Алтайск, 2019. – С. 273-278.
Блинова Л.Н. Диагностика и коррекция в образовании детей с задержкой психического развития / Л.Н. Блинова. – М.: НЦ ЭНАС, 2003. – 136 с.
Борякова Н.Ю. Коррекционно-развивающее обучение и воспитание дошкольников с задержкой психического развития. Теория и практика: монография / Н.Ю. Борякова. – Ярославль: Канцлер, 2017. – 169 с.
Гудиева И.З. Особенности обучения и развития детей с задержкой психического развития / И.З. Гудиева // Психология и педагогика XXI века: актуальные вопросы, достижения и инновации. – Орехово-Зуево, 2022. – С. 190-194.
Дети с задержкой психического развития: экспериментальное исследование и направления коррекционной работы: коллективная монография / Л.Б. Баряева, И.Г. Вечканова, Ю.С. Галлямова. – М.: Добрый мир, 2018. – 331 с.
Емелина Д.А. Задержки психического развития у детей (аналитический обзор) / Д.А. Емелина, И.В. Макаров // Обозрение психиатрии и медицинской психологии имени В.М. Бехтерева. – 2018. – № 1. – С. 4-12.
Защиринская О.В. Психология детей с задержкой психического развития / О.В. Защиринская. – СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского ун-та, 2019. – 163 с.
Инденбаум Е.Л. Дети с задержкой психического развития / Е.Л. Инденбаум, И.А. Коробейников, Н.В. Бабкина. – М.: Просвещение, 2021. – 47 с.
Коршуневская Н.И. Задержка психического развития: понятие и основные разновидности. Особенности диагностики / Н.И. Коршуневская // Научное образование. – 2020. – № 2 (7). – С. 108-110.
Мамайчук И.И. Помощь психолога детям с задержкой психического развития / И.И. Мамайчук, М.Н. Ильина, Ю.М. Миланич. – СПб.: Эко-Вектор, 2017. – 539 с.
Матвеева О.С. Особенности дошкольников с задержкой психического развития: клинические классификации / О.С. Матвеева // Традиции и новации в дошкольном образовании. – 2019. – № 4 (12). – С. 41-44.
Неретина, Т.Г. Коррекционно-воспитательная работа с детьми дошкольного возраста с задержкой психического развития / Т.Г. Неретина. – М.: Инфра-М, 2021. – 307 с.
Никишина, В.Б. Практическая психология в работе с детьми с задержкой психического развития / В.Б. Никишина. – М.: ВЛАДОС, 2003. – 128 с.
Новикова Е.Ю. Психолого-педагогические характеристики и особенности детей с ЗПР / Е.Ю. Новикова, М.П. Григорюк // Теоретико-методологические и практические проблемы развития психологии и педагогики. – Уфа, 2018. – С. 110-112.
Павалаки И.Ф. Классификации задержки психического развития и перспективы обучения / И.Ф. Павалаки, Н.П. Рассказова // Вестник Сургутского государственного педагогического университета. – 2012. – № 1 (16). – С. 175-183.
Судакова С.В. Особенности обучения детей с задержкой психического развития по адаптированным основным образовательным программам / С.В. Судакова // Научный Лидер. – 2021. – № 22 (24). – С. 34-38.
Ульенкова, У.В. Дети с ЗПР / У.В. Ульенкова. – Нижний Новгород, 1994. – 230 с.
Шуваева Д.О. Классификация ЗПР как итог научной деятельности К.С. Лебединской / Д.О. Шуваева // Молодежь XXI века: образование, наука, инновации. – Новосибирск, 2018. – С. 201-202.
2
7
2. Бедарева И.А. Задержка психического развития у детей: феноменология, происхождение, классификация / И.А. Бедарева // Ценностные ориентации молодежи в условиях модернизации современного общества. – Горно-Алтайск, 2019. – С. 273-278.
3. Блинова Л.Н. Диагностика и коррекция в образовании детей с задержкой психического развития / Л.Н. Блинова. – М.: НЦ ЭНАС, 2003. – 136 с.
4. Борякова Н.Ю. Коррекционно-развивающее обучение и воспитание дошкольников с задержкой психического развития. Теория и практика: монография / Н.Ю. Борякова. – Ярославль: Канцлер, 2017. – 169 с.
5. Гудиева И.З. Особенности обучения и развития детей с задержкой психического развития / И.З. Гудиева // Психология и педагогика XXI века: актуальные вопросы, достижения и инновации. – Орехово-Зуево, 2022. – С. 190-194.
6. Дети с задержкой психического развития: экспериментальное исследование и направления коррекционной работы: коллективная монография / Л.Б. Баряева, И.Г. Вечканова, Ю.С. Галлямова. – М.: Добрый мир, 2018. – 331 с.
7. Емелина Д.А. Задержки психического развития у детей (аналитический обзор) / Д.А. Емелина, И.В. Макаров // Обозрение психиатрии и медицинской психологии имени В.М. Бехтерева. – 2018. – № 1. – С. 4-12.
8. Защиринская О.В. Психология детей с задержкой психического развития / О.В. Защиринская. – СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского ун-та, 2019. – 163 с.
9. Инденбаум Е.Л. Дети с задержкой психического развития / Е.Л. Инденбаум, И.А. Коробейников, Н.В. Бабкина. – М.: Просвещение, 2021. – 47 с.
10. Коршуневская Н.И. Задержка психического развития: понятие и основные разновидности. Особенности диагностики / Н.И. Коршуневская // Научное образование. – 2020. – № 2 (7). – С. 108-110.
11. Мамайчук И.И. Помощь психолога детям с задержкой психического развития / И.И. Мамайчук, М.Н. Ильина, Ю.М. Миланич. – СПб.: Эко-Вектор, 2017. – 539 с.
12. Матвеева О.С. Особенности дошкольников с задержкой психического развития: клинические классификации / О.С. Матвеева // Традиции и новации в дошкольном образовании. – 2019. – № 4 (12). – С. 41-44.
13. Неретина, Т.Г. Коррекционно-воспитательная работа с детьми дошкольного возраста с задержкой психического развития / Т.Г. Неретина. – М.: Инфра-М, 2021. – 307 с.
14. Никишина, В.Б. Практическая психология в работе с детьми с задержкой психического развития / В.Б. Никишина. – М.: ВЛАДОС, 2003. – 128 с.
15. Новикова Е.Ю. Психолого-педагогические характеристики и особенности детей с ЗПР / Е.Ю. Новикова, М.П. Григорюк // Теоретико-методологические и практические проблемы развития психологии и педагогики. – Уфа, 2018. – С. 110-112.
16. Павалаки И.Ф. Классификации задержки психического развития и перспективы обучения / И.Ф. Павалаки, Н.П. Рассказова // Вестник Сургутского государственного педагогического университета. – 2012. – № 1 (16). – С. 175-183.
17. Судакова С.В. Особенности обучения детей с задержкой психического развития по адаптированным основным образовательным программам / С.В. Судакова // Научный Лидер. – 2021. – № 22 (24). – С. 34-38.
18. Ульенкова, У.В. Дети с ЗПР / У.В. Ульенкова. – Нижний Новгород, 1994. – 230 с.
19. Шуваева Д.О. Классификация ЗПР как итог научной деятельности К.С. Лебединской / Д.О. Шуваева // Молодежь XXI века: образование, наука, инновации. – Новосибирск, 2018. – С. 201-202.