ФОРМИРОВАНИЕ ЦИФРОВОЙ ГРАМОТНОСТИ У УЧАЩИХСЯ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ КИТАЯ (11-15 ЛЕТ)
Заказать уникальную дипломную работу- 64 64 страницы
- 60 + 60 источников
- Добавлена 11.06.2024
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЦИФРОВОЙ ГРАМОТНОСТИ У ОБУЧАЮЩИХСЯ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ КИТАЯ 6
1.1. Цифровая грамотность как компонент современной системы безопасности жизнедеятельности, конкурентоспособности 6
1.2. Развитие цифровой грамотности в рамках обучения в средней школе Китая: нормативные требования, подходы, инновации. 17
ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ 28
ГЛАВА 2. ХАРАКТЕРИСТИКА ОСОБЕННОСТЕЙ ФОРМИРОВАНИЯ ЦИФРОВОЙ ГРАМОТНОСТИ У ОБУЧАЮЩИХСЯ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ. 31
2.1. Анализ уровня развития цифровой грамотности у обучающихся на констатирующем этапе эксперимента. 31
2.2. Предложения и рекомендации по формированию модели цифровой сельской школы Китая 41
2.3. Механизмы оценки сформированности базовых компетенций в области цифровой грамотности у обучающихся средней школы и анализ полученных результатов..........................................................................51
ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ 55
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 57
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 59
Вторая глава представляет собой практическую часть. Она состоит изследующих параграфов:Краткая характеристика формирования цифровых навыков в средней школе Китая.Характеристика выборки и методик исследования.Оценка результатов освоения школьного курса «Информационные технологии» по статистическим данным и полученных в ходе исследования результатам.Механизмы формирования цифровой грамотности по результатам диагностики в рамках исследования.Оценки сформированности базовых компетенций в области цифровой грамотности у обучающихся средней школы по результатам внедрения модели цифровой школы и анализ полученных результатов.Нами проанализированы результаты освоения школьного курса «Информационные технологии» за последние три года по статистическим данным, проведено тестирование для учащихся 7-9 классов в начале учебного года с целью проверки уровня цифровой грамотности, проведена оценка знаний учащихся с 1 по 9 классы по основам компьютерной грамотности и навыкам работы с программным обеспечением. По результатам выявленных в ходе оценочных процедур проблемных мест сформирован механизм формирования цифровой грамотностиу школьников путем организации работы временных предметных групп и разработана модель цифровой сельской школы.В результате осмысления и анализа материала, мы пришли к следующему выводу: формирование цифровой грамотности у школьников Китая в возрасте 11-15 лет обеспечивает совершенствование их общих компетенций, профессиональную направленность развития личности.Таким образом, мы считаем, что (назвать ОСНОВНЫЕ выводы из Заключения)
2. Астахова Л.В. Информационное мировоззрение: понятие и уровни - Текст : электронный // Вестник Челябинской государственной академии культуры и искусств. -2014. - № 4 – С. 9 – 16. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/informatsionnoe-mirovozzrenie-ponyatie-i-urovni (дата обращения 20.03.2024).
3. Басалаева О. Г. Информационное мировоззрение и культура современного общества - Текст : электронный // Вестник Челябинского государственного университета. – 2010. – № 1 (182). Философия. Социология. Культурология. – Вып. 16. – С. 73–76. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/informatsionnoe-mirovozzrenie-i-kultura-sovremennogo-obschestva (дата обращения 20.03.2024)
4. Басанова Т. А. Мировоззрение и представления об информационно-психологической безопасности личности - Текст : электронный // Известия ТРТУ. Тематический вып. Медицинские информационные системы. – 2006. – № 11 (66). – С. 194–200. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/mirovozzrenie-i-predstavleniya-ob-informatsionnopsihologicheskoy-bezopasnosti-lichnosti (дата обращения 20.03.2024)
5. Богомолов А.И. Хроноэкономика. – М.: Креативная экономика, 2018. – 266с. / А.И. Богомолов ISBN: 978-5-91292-220-6 – Текст : непосредственный.
6. Бороненко Т.А. , Кайсина А.В. , Пальчикова И.Н., Федоркевич Е.В., Федотова В.С. Теоретические основы построения концептуальной модели понятия «цифровая грамотность»: монография / Т.А. Бороненко, А.В. Кайсина, И.Н. Пальчикова, Е.В. Федоркевич, В.С. Федотова. – СПб.: ЛГУ им. А.С. Пушкина, 2021. – 230 с. ISBN 978-5-8290-1998-3 – Текст : непосредственный.
7. Босова Л.Л. Школьная информатика в Китае: идеи, которые могут быть нам полезны - Текст : электронный // Наука и школа. – 2016. –№1. – С. 112-120. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/shkolnaya-informatika-v-kitae-idei-kotorye-mogut-byt-nam-polezny (дата обращения 20.03.2024)
8. Ван Ян. Реформирование системы высшего образования в Китае в XX - начале XXI вв. - Текст : электронный // Общество: социология, психология, педагогика. - 2018.- № 3.- с. 62. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/reformirovanie-sistemy-vysshego-obrazovaniya-v-kitae-v-xx-nachale-xxi-v (дата обращения 20.03.2024)
9. Везиров Т.Г. Повышение квалификации педагогов в условиях цифровизации образования // Педагогический журнал. 2019. Т. 9. № 4 / Т.Г. Везиров DOI: 10.34670/AR.2019.44.4.006 – Текст : непосредственный.
10. Гендина Н.И. Концепция формирования информационной культуры личности: опыт разработки и реализации - Текст : электронный // Библиосфера.− 2005. №1. − С. 55–62. URL: https://www.bibliosphere.ru/jour/article/view/1564 (дата обращения 20.03.2024)
11. Гиляревский Р. С., Гриханов Ю. А. Информационная потребность - Текст : электронный // Библиотечная энциклопедия. – М.: Пашков дом, 2007. − С. 419–420. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?edn=yuhpae (дата обращения 20.03.2024)
12. Глухов А. П. Цифровая грамотность поколения Z: социально-сетевой ракурс Текст : электронный // Вестник Томского государственного университета. Философия. Социология. Политология. − 2019. - № 52.− С.126-137. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tsifrovaya-gramotnost-pokoleniya-z-sotsialno-setevoy-rakurs (дата обращения 20.03.2024)
13. Городнова, А.А. Информационная культура и информационное общество: учебно-методическое пособие / А.А.Городнова. – Нижний Новгород: Изд-во Волго-Вятской академии госслужбы, 2010. – 174 с. ISBN 978-5-85152-864-4 – Текст : непосредственный.
14. Дин Ц.-., Ключникова К.В., Батрова Н.И. Содержание и уровневая оценка цифровой грамотности обучающихся средних школ Китая Текст : электронный // Современные проблемы науки и образования. – 2023. – № 2. ; URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=32533 (дата обращения: 15.12.2024).
15. Елистратова Н.Н. Информационная культура как критерий информатизации высшего образования в современных условиях реформирования Текст : электронный // Современные научные исследования и инновации. - 2012. - № 7 // URL: https://web.snauka.ru/issues/2012/07/15770 (дата обращения: 03.01.2024).
16. Ельцова О.В., Емельянова М.В. К вопросу о понятии цифровой грамотности Текст : электронный // Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. И. Я. Яковлева. - 2020. – №1. – С. 155-161. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/k-voprosu-o-ponyatii-tsifrovoy-gramotnosti (дата обращения: 20.03.2024).
17. Ермаков Д.С. Информационная компетентность: получение знаний из информации Текст : электронный // Открытое образование. – 2011. – № 1. – С. 4-8. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/informatsionnaya-kompetentnost-poluchenie-znaniy-iz-informatsii (дата обращения: 20.03.2024).
18. Завьялов, А.Н. Формирование информационной компетентности студентов в области компьютерных технологий (на примере среднего профессионального образования): Автореферат кандидатской диссертации. – Текст : электронный // Тюмень, 2005. – 17 с. URL: https://elib.utmn.ru/jspui/bitstream/ru-tsu/2340/1/1365.pdf (дата обращения: 20.03.2024).
19. Зайцева О.Б. Формирование информационной компетентности будущих учителей средствами инновационных технологий : Дис. канд. пед. наук. – Текст : электронный // Армавир, 2002. – 169 с. URL: https://www.dissercat.com/content/formirovanie-informatsionnoi-kompetentnosti-budushchikh-uchitelei-sredstvami-innovatsionnykh (дата обращения: 20.03.2024).
20. Зимняя И. А. Ключевые компетентности как результативно целевая основа компетентностного подхода в образовании. – / И. А. Зимняя М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2006. – 29 с. – Текст : непосредственный.
21. Зубов Ю. С. Информатизация и информационная культура //
Проблемы информационной культуры. / Ю. С. Зубов – Москва, 1994. – С. 5–11. – Текст : непосредственный.
22. Информационная культура личности: метод. указания/ сост. Н.А. Ванина, А.С. Кочеулова. / – Самара: Изд-во СГАУ, 2015. – 24 с. – Текст : непосредственный.
23. Ионова О.Н. Формирование информационной компетентности взрослых в процессе дополнительного образования: автореферат дис. ... кандидата педагогических нау. – Текст : электронный Великий Новгород, 2007. – 22 с. URL: https://www.dissercat.com/content/formirovanie-informatsionnoi-kompetentnosti-vzroslykh-v-protsesse-dopolnitelnogo-obrazovaniy (дата обращения: 20.03.2024).
24. Формирование цифровой грамотности обучающихся: Методические рекомендации для работников образования в рамках реализации Федерального проекта «Цифровая образовательная среда» / Авт.-сост. М.В. Кузьмина и др. – Киров: ИРО Кировской области, 2019. - 47 с. – Текст : непосредственный.
25. Левина О.Г. Подготовка учащихся к разрешению социальных проблем с помощью компьютерных средств. Автореф.дисс. ...канд пед наук. – Текст : электронный – Ярославль. – 1998. – с.97. URL: https://www.dissercat.com/content/podgotovka-uchashchikhsya-k-razresheniyu-sotsialnykh-problem-s-pomoshchyu-kompyuternykh-sred (дата обращения: 20.03.2024).
26. Лу Тайхун Введение в информационную культуру / Чанчунь: Народное издательство Цзилинь, 1990.− 320 с. – Текст : непосредственный.
27. Лю Банци. Исследование педагогического дизайна и реализации стратегии цифрового образования в эпоху «Интернет+» / Лю Банци. // Китайское электронное образование. – 2016. – №10. – С. 51-56. – Текст: непосредственный
28. Ма Хуатэн. Цифровая трансформация Китая. Опыт преобразования инфраструктуры национальной экономики. Пер. с кит. / Ма Хуатэн – М.: Интеллектуальная литература, 2019. – 250 с. – Текст: непосредственный.
29. Проблемы и перспективы цифровой трансформации образования в России и Китае. II Российско-китайская конференция исследователей образования «Цифровая трансформация образования и искусственный интеллект». Москва, Россия, 26– 27 сентября 2019 г. / А. Ю. Уваров, С. Ван, Ц. Кан и др.; отв. ред. И. В. Дворецкая ; пер. с кит. Н. С. Кучмы ; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики».— М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2019. — 155 с. – Текст: непосредственный.
30. Рассаднев Э. С, Осипенко А. А., Лубянков А. А. Цифровая грамотность населения как фактор развития цифровой экономики в России. – Текст : электронный //Вестник Пермского университета. - №1(52). – 2021. –С.75 - 80. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tsifrovaya-gramotnost-naseleniya-kak-faktor-razvitiya-tsifrovoy-ekonomiki-v-rossii (дата обращения: 20.03.2024).
31. Россия - Китай: тенденции развития образования в XXI веке : сравнительный анализ / Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Российская академия образования, Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова, Посольство Китайской Народной Республики в Российской Федерации, Фонд "Русский мир" ; отв. ред. и сост.: В. П. Борисенков, Мэй Ханьчэн. - Москва : Наука, 2019. - 662 с. : ил., табл.; 25 см.; ISBN 978-5-02-040240-9 – Текст: непосредственный.
32. Файтельсон В.А. Цифровая грамотность как фактор формирования готовности к жизни в сетевом обществе. – Текст : электронный //KANT. – 2019. - №3. –С. 163-167. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tsifrovaya-gramotnost-kak-faktor-formirovaniya-gotovnosti-k-zhizni-v-setevom-obschestve (дата обращения: 20.03.2024).
33. Хеннер Е. К. Информационные технологии в образовании. Теоретический обзор [Электронный ресурс] : учебное пособие / Е. К. Хеннер ; Пермский государственный национальный исследовательский университет. – – Электронные данные. – Пермь, 2022. – 7,83 Мб ; 110 с. – Режим доступа: http://www.psu.ru/files/docs/science/books/uchebnieposobiya/informacionnye-tekhnologii-v-obrazovanii.pdf. – Заглавие с экрана. ISBN 978-5-7944-3790-4.
34. Цифровая компетентность подростков и родителей. Результаты всероссийского исследования / Г.У. Солдатова, Т.А. Нестик, Е.И. Рассказова, Е.Ю. Зотова. — М.: Фонд Развития Интернет, 2013. — 144 с. ISBN 978-5-9904706-1-3 – Текст: непосредственный.
35. Чжаомин Чэнь Реформирование системы образования в Китае – Текст : электронный // Гуманитарный вектор. Серия: Педагогика, психология. – 2010. - № 1. - С. 61-69. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/reformirovanie-sistemy-obrazovaniya-v-kitae (дата обращения: 20.03.2024).
36. Чен Тин. Исследования по разработке и применению режима обучения цифрового образования на фоне «Интернет + образование» / Чен Тин. – [D].: Цзянсуский нормальный университет, 2017. – Текст: непосредственный.
37. Ши Сонг. Коннотационная композиция и методика обучения цифровой грамотности учащихся младших и средних классов. Методика обучения – Текст : электронный // Народное образование Пресса. 2016. №36(07). URL: https://kns.cnki.net/kcms2/article/abstract?v=QW178Z8HiIgMpusAWX063dRe9r7yvhO5LAeLTH1EB4cknMSArOiz39VO6sE6D2GTrRnBqETz8Yh8LoSdqpDf_4XL-BN424YjFLL3pMmpaEWx9TUxypyJWqIhhW_qKUvXoOkfL9y9o5emzn9TqiFIZdXUN5w1RzEe&uniplatform=NZKPT (дата обращения: 02.03.2024).
38. Ши Чуньлянь. Общее высшее образование. Двенадцатая пятилетняя серия учебников по ключевому планированию для общедоступных курсов: Фонд компьютерных приложений. Китай.: Научная пресса, 2011. 345 с. – Текст: непосредственный.
39. Чжао Кэюнь. Учебные пособия для учителей информационных технологий. Средняя школа. Китай.: – Текст : электронный Цзинань: Шандуньское издательство образования, Том 2., 2020. 81 с. – URL: http://v.sjs.com.cn/ebooks/2FD386F6.pdf (дата обращения: 02.03.2024).
40. Тимофеева Н.М. Цифровая грамотность как компонент жизненных навыков – Текст : электронный // Психология, социология и педагогика. 2015. № 7. URL: https://psychology.snauka.ru/2015/07/5573 (дата обращения: 30.01.2024).
41. Хиленко Т. П. Педагогические условия формирования информационной компетентности младших школьников / Т.П. Хиленко // Начальная школа плюс: До и После, 2013. № 3. С.61-65. – Текст: непосредственный.
42. Цифровое будущее. Каталог навыков медиа- и информационной грамотности – Текст : электронный // II Межрегиональный центр библиотечного сотрудничества (МЦБС). Москва. 2013. С. 68. URL: http://www.ifapcom.ru/files/News/Images/2013/mil_cat_rus.pdf (дата обращения: 30.01.2024).
43. Шаг школы в смешанное обучение / Н. В. Андреева, Л. В. Рождественская, Б. Б. Ярмахов. М.: Рыбаков фонд, 2016. 280 с. – Текст: непосредственный.
44. Шариков А. В. О четырехкомпонентной модели цифровой грамотности /– Текст : электронный / Журнал исследований социальной политики, 2016. № 1. С. 87-98. URL: https://jsps.hse.ru/article/view/3289 (дата обращения: 30.01.2024).
45. Шмелева О. И. Исследовательско - методическая деятельность в работе по формированию информационной компетенции / О. И. Шмелева // Педагогические чтения. М.: Просвещение, 2014. 211 с. – Текст: непосредственный.
46. Стандарты учебных программ по информационным технологиям для общеобразовательных средних школ: эксперименты, Министерство образования Китайской Народной Республики, Пекин.: Народное образование,2020. 83 с. – Текст: непосредственный.
47. Ежедневная графическая база данных People (1946–2023 гг.) /– Текст : электронный / People's Daily. Жэньминь Жибао. 2021. №1. URL: http://paper.people.com.cn/rmrb/images/2021-09/27/01/rmrb2021092701.pdf (дата обращения: 12.03.2024).
48. Проект NMC Horizon, Гун Чживу, Ву Ди, Чен Янцзянь, Су Хун, Хуан Шуминь, Чен Мучао, Ву Цзефэн, Цзяо Цзяньли. Исследование современного дистанционного образования /– Текст : электронный // Исследование современного дистанционного образования. 2015. №2. URL: https://kns.cnki.net/kcms/detail/detail.aspx?dbcode=CJFD&dbname=CJFDLAST2015&filename= XDYC201502002&uniplatform=NZKPT&v=pl7T--wSHoeaGOGcIHm1BbRPmyaQF2PPMTT11a5BBPDy-Gedliql4HyZMwNWzZ_ (дата обращения: 10.03.2024).
49. Федеральный институт оценки качества образования официальный сайт Москва. - Обновляется в течение суток. - URL: https://fioco.ru/pirls-2016 (дата обращения: 10.03.2024) - Текст : электронный.
50. Федеральный институт оценки качества образования официальный сайт Москва. - Обновляется в течение суток. - URL: https://fioco.ru/Media/Default/Documents/МСИ/Результаты%20TIMSS%202019.pdf (дата обращения: 10.03.2024) - Текст : электронный.
51. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (утвержден приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 31 мая 2021 г. № 287).
52. Министерство просвещения Российской Федерации, официальный сайт. Москва. - Обновляется в течение суток. - URL: https://edu.gov.ru/ (дата обращения: 10.03.2024) - Текст : электронный.
53. Институт статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШУ, официальный сайт. Москва. - Обновляется в течение суток. - URL: https://issek.hse.ru/ (дата обращения: 10.03.2024) - Текст : электронный.
54. Информационно-правовая система «Консультант Плюс» URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения: 10.03.2024) - Текст : электронный.
55. Примерная основная образовательная программа начального общего образования URL: https://fgosreestr.ru/uploads/files/3552e66fab822e54cc1b5fb22086eb43.pdf (дата обращения: 10.03.2024) - Текст : электронный.
56. Примерная основная образовательная программа основного общего образования URL: https://ksvu.mil.ru/upload/site19/document_file/Primernaya_osnovnaya_obrazovatelnaya_programma_osnovnogo_obschego_obrazovaniyaot_ot_15.09.2022_compressed.pdf (дата обращения: 10.03.2024) - Текст : электронный.
57. Примерная основная образовательная программа среднего общего образования URL: https://fgosreestr.ru/poop/primernaya-osnovnaya-obrazovatelnaya-programma-srednego-obshhego-obrazovaniya (дата обращения: 10.03.2024) - Текст : электронный.
58. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования URL: https://fgos.ru/ (дата обращения: 10.03.2024) - Текст : электронный.
59. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования URL: https://fgos.ru/ (дата обращения: 10.03.2024) - Текст : электронный.
60. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования URL: https://fgos.ru/ (дата обращения: 10.03.2024) - Текст : электронный.