ФОРМИРОВАНИЕ ЦИФРОВОЙ ГРАМОТНОСТИ У УЧАЩИХСЯ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ КИТАЯ (11-15 ЛЕТ)

Заказать уникальную дипломную работу
Тип работы: Дипломная работа
Предмет: Педагогика
  • 64 64 страницы
  • 60 + 60 источников
  • Добавлена 11.06.2024
2 500 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЦИФРОВОЙ ГРАМОТНОСТИ У ОБУЧАЮЩИХСЯ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ КИТАЯ 6
1.1. Цифровая грамотность как компонент современной системы безопасности жизнедеятельности, конкурентоспособности 6
1.2. Развитие цифровой грамотности в рамках обучения в средней школе Китая: нормативные требования, подходы, инновации. 17
ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ 28
ГЛАВА 2. ХАРАКТЕРИСТИКА ОСОБЕННОСТЕЙ ФОРМИРОВАНИЯ ЦИФРОВОЙ ГРАМОТНОСТИ У ОБУЧАЮЩИХСЯ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ. 31
2.1. Анализ уровня развития цифровой грамотности у обучающихся на констатирующем этапе эксперимента. 31
2.2. Предложения и рекомендации по формированию модели цифровой сельской школы Китая 41
2.3. Механизмы оценки сформированности базовых компетенций в области цифровой грамотности у обучающихся средней школы и анализ полученных результатов..........................................................................51
ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ 55
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 57
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 59


Фрагмент для ознакомления

Вторая глава представляет собой практическую часть. Она состоит изследующих параграфов:Краткая характеристика формирования цифровых навыков в средней школе Китая.Характеристика выборки и методик исследования.Оценка результатов освоения школьного курса «Информационные технологии» по статистическим данным и полученных в ходе исследования результатам.Механизмы формирования цифровой грамотности по результатам диагностики в рамках исследования.Оценки сформированности базовых компетенций в области цифровой грамотности у обучающихся средней школы по результатам внедрения модели цифровой школы и анализ полученных результатов.Нами проанализированы результаты освоения школьного курса «Информационные технологии» за последние три года по статистическим данным, проведено тестирование для учащихся 7-9 классов в начале учебного года с целью проверки уровня цифровой грамотности, проведена оценка знаний учащихся с 1 по 9 классы по основам компьютерной грамотности и навыкам работы с программным обеспечением. По результатам выявленных в ходе оценочных процедур проблемных мест сформирован механизм формирования цифровой грамотностиу школьников путем организации работы временных предметных групп и разработана модель цифровой сельской школы.В результате осмысления и анализа материала, мы пришли к следующему выводу: формирование цифровой грамотности у школьников Китая в возрасте 11-15 лет обеспечивает совершенствование их общих компетенций, профессиональную направленность развития личности.Таким образом, мы считаем, что (назвать ОСНОВНЫЕ выводы из Заключения)

1. Аймалетдинов Т.А., Баймуратова Л.Р., Зайцева О.А., Имаева Г.Р., Спиридонова Л.В. Цифровая грамотность российских педагогов. Готовность к использованию цифровых технологий в учебном процессе // Т.А. Аймалетдинов, Л.Р. Баймуратова, О.А. Зайцева, Г.Р. Имаева, Л.В. Спиридонова. Аналитический центр НАФИ. – М.: Издательство НАФИ, 2019. – 84 с. ISBN 978-5-9909956-5-9. – Текст : непосредственный.
2. Астахова Л.В. Информационное мировоззрение: понятие и уровни - Текст : электронный // Вестник Челябинской государственной академии культуры и искусств. -2014. - № 4 – С. 9 – 16. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/informatsionnoe-mirovozzrenie-ponyatie-i-urovni (дата обращения 20.03.2024).
3. Басалаева О. Г. Информационное мировоззрение и культура современного общества - Текст : электронный // Вестник Челябинского государственного университета. – 2010. – № 1 (182). Философия. Социология. Культурология. – Вып. 16. – С. 73–76. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/informatsionnoe-mirovozzrenie-i-kultura-sovremennogo-obschestva (дата обращения 20.03.2024)
4. Басанова Т. А. Мировоззрение и представления об информационно-психологической безопасности личности - Текст : электронный // Известия ТРТУ. Тематический вып. Медицинские информационные системы. – 2006. – № 11 (66). – С. 194–200. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/mirovozzrenie-i-predstavleniya-ob-informatsionnopsihologicheskoy-bezopasnosti-lichnosti (дата обращения 20.03.2024)
5. Богомолов А.И. Хроноэкономика. – М.: Креативная экономика, 2018. – 266с. / А.И. Богомолов ISBN: 978-5-91292-220-6 – Текст : непосредственный.
6. Бороненко Т.А. , Кайсина А.В. , Пальчикова И.Н., Федоркевич Е.В., Федотова В.С. Теоретические основы построения концептуальной модели понятия «цифровая грамотность»: монография / Т.А. Бороненко, А.В. Кайсина, И.Н. Пальчикова, Е.В. Федоркевич, В.С. Федотова. – СПб.: ЛГУ им. А.С. Пушкина, 2021. – 230 с. ISBN 978-5-8290-1998-3 – Текст : непосредственный.
7. Босова Л.Л. Школьная информатика в Китае: идеи, которые могут быть нам полезны - Текст : электронный // Наука и школа. – 2016. –№1. – С. 112-120. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/shkolnaya-informatika-v-kitae-idei-kotorye-mogut-byt-nam-polezny (дата обращения 20.03.2024)
8. Ван Ян. Реформирование системы высшего образования в Китае в XX - начале XXI вв. - Текст : электронный // Общество: социология, психология, педагогика. - 2018.- № 3.- с. 62. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/reformirovanie-sistemy-vysshego-obrazovaniya-v-kitae-v-xx-nachale-xxi-v (дата обращения 20.03.2024)
9. Везиров Т.Г. Повышение квалификации педагогов в условиях цифровизации образования // Педагогический журнал. 2019. Т. 9. № 4 / Т.Г. Везиров DOI: 10.34670/AR.2019.44.4.006 – Текст : непосредственный.
10. Гендина Н.И. Концепция формирования информационной культуры личности: опыт разработки и реализации - Текст : электронный // Библиосфера.− 2005. №1. − С. 55–62. URL: https://www.bibliosphere.ru/jour/article/view/1564 (дата обращения 20.03.2024)
11. Гиляревский Р. С., Гриханов Ю. А. Информационная потребность - Текст : электронный // Библиотечная энциклопедия. – М.: Пашков дом, 2007. − С. 419–420. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?edn=yuhpae (дата обращения 20.03.2024)
12. Глухов А. П. Цифровая грамотность поколения Z: социально-сетевой ракурс Текст : электронный // Вестник Томского государственного университета. Философия. Социология. Политология. − 2019. - № 52.− С.126-137. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tsifrovaya-gramotnost-pokoleniya-z-sotsialno-setevoy-rakurs (дата обращения 20.03.2024)
13. Городнова, А.А. Информационная культура и информационное общество: учебно-методическое пособие / А.А.Городнова. – Нижний Новгород: Изд-во Волго-Вятской академии госслужбы, 2010. – 174 с. ISBN 978-5-85152-864-4 – Текст : непосредственный.
14. Дин Ц.-., Ключникова К.В., Батрова Н.И. Содержание и уровневая оценка цифровой грамотности обучающихся средних школ Китая Текст : электронный // Современные проблемы науки и образования. – 2023. – № 2. ; URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=32533 (дата обращения: 15.12.2024).
15. Елистратова Н.Н. Информационная культура как критерий информатизации высшего образования в современных условиях реформирования Текст : электронный // Современные научные исследования и инновации. - 2012. - № 7 // URL: https://web.snauka.ru/issues/2012/07/15770 (дата обращения: 03.01.2024).
16. Ельцова О.В., Емельянова М.В. К вопросу о понятии цифровой грамотности Текст : электронный // Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. И. Я. Яковлева. - 2020. – №1. – С. 155-161. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/k-voprosu-o-ponyatii-tsifrovoy-gramotnosti (дата обращения: 20.03.2024).
17. Ермаков Д.С. Информационная компетентность: получение знаний из информации Текст : электронный // Открытое образование. – 2011. – № 1. – С. 4-8. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/informatsionnaya-kompetentnost-poluchenie-znaniy-iz-informatsii (дата обращения: 20.03.2024).
18. Завьялов, А.Н. Формирование информационной компетентности студентов в области компьютерных технологий (на примере среднего профессионального образования): Автореферат кандидатской диссертации. – Текст : электронный // Тюмень, 2005. – 17 с. URL: https://elib.utmn.ru/jspui/bitstream/ru-tsu/2340/1/1365.pdf (дата обращения: 20.03.2024).
19. Зайцева О.Б. Формирование информационной компетентности будущих учителей средствами инновационных технологий : Дис. канд. пед. наук. – Текст : электронный // Армавир, 2002. – 169 с. URL: https://www.dissercat.com/content/formirovanie-informatsionnoi-kompetentnosti-budushchikh-uchitelei-sredstvami-innovatsionnykh (дата обращения: 20.03.2024).
20. Зимняя И. А. Ключевые компетентности как результативно целевая основа компетентностного подхода в образовании. – / И. А. Зимняя М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2006. – 29 с. – Текст : непосредственный.
21. Зубов Ю. С. Информатизация и информационная культура //
Проблемы информационной культуры. / Ю. С. Зубов – Москва, 1994. – С. 5–11. – Текст : непосредственный.
22. Информационная культура личности: метод. указания/ сост. Н.А. Ванина, А.С. Кочеулова. / – Самара: Изд-во СГАУ, 2015. – 24 с. – Текст : непосредственный.
23. Ионова О.Н. Формирование информационной компетентности взрослых в процессе дополнительного образования: автореферат дис. ... кандидата педагогических нау. – Текст : электронный Великий Новгород, 2007. – 22 с. URL: https://www.dissercat.com/content/formirovanie-informatsionnoi-kompetentnosti-vzroslykh-v-protsesse-dopolnitelnogo-obrazovaniy (дата обращения: 20.03.2024).
24. Формирование цифровой грамотности обучающихся: Методические рекомендации для работников образования в рамках реализации Федерального проекта «Цифровая образовательная среда» / Авт.-сост. М.В. Кузьмина и др. – Киров: ИРО Кировской области, 2019. - 47 с. – Текст : непосредственный.
25. Левина О.Г. Подготовка учащихся к разрешению социальных проблем с помощью компьютерных средств. Автореф.дисс. ...канд пед наук. – Текст : электронный – Ярославль. – 1998. – с.97. URL: https://www.dissercat.com/content/podgotovka-uchashchikhsya-k-razresheniyu-sotsialnykh-problem-s-pomoshchyu-kompyuternykh-sred (дата обращения: 20.03.2024).
26. Лу Тайхун Введение в информационную культуру / Чанчунь: Народное издательство Цзилинь, 1990.− 320 с. – Текст : непосредственный.
27. Лю Банци. Исследование педагогического дизайна и реализации стратегии цифрового образования в эпоху «Интернет+» / Лю Банци. // Китайское электронное образование. – 2016. – №10. – С. 51-56. – Текст: непосредственный
28. Ма Хуатэн. Цифровая трансформация Китая. Опыт преобразования инфраструктуры национальной экономики. Пер. с кит. / Ма Хуатэн – М.: Интеллектуальная литература, 2019. – 250 с. – Текст: непосредственный.
29. Проблемы и перспективы цифровой трансформации образования в России и Китае. II Российско-китайская конференция исследователей образования «Цифровая трансформация образования и искусственный интеллект». Москва, Россия, 26– 27 сентября 2019 г. / А. Ю. Уваров, С. Ван, Ц. Кан и др.; отв. ред. И. В. Дворецкая ; пер. с кит. Н. С. Кучмы ; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики».— М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2019. — 155 с. – Текст: непосредственный.
30. Рассаднев Э. С, Осипенко А. А., Лубянков А. А. Цифровая грамотность населения как фактор развития цифровой экономики в России. – Текст : электронный //Вестник Пермского университета. - №1(52). – 2021. –С.75 - 80. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tsifrovaya-gramotnost-naseleniya-kak-faktor-razvitiya-tsifrovoy-ekonomiki-v-rossii (дата обращения: 20.03.2024).
31. Россия - Китай: тенденции развития образования в XXI веке : сравнительный анализ / Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Российская академия образования, Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова, Посольство Китайской Народной Республики в Российской Федерации, Фонд "Русский мир" ; отв. ред. и сост.: В. П. Борисенков, Мэй Ханьчэн. - Москва : Наука, 2019. - 662 с. : ил., табл.; 25 см.; ISBN 978-5-02-040240-9 – Текст: непосредственный.
32. Файтельсон В.А. Цифровая грамотность как фактор формирования готовности к жизни в сетевом обществе. – Текст : электронный //KANT. – 2019. - №3. –С. 163-167. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tsifrovaya-gramotnost-kak-faktor-formirovaniya-gotovnosti-k-zhizni-v-setevom-obschestve (дата обращения: 20.03.2024).
33. Хеннер Е. К. Информационные технологии в образовании. Теоретический обзор [Электронный ресурс] : учебное пособие / Е. К. Хеннер ; Пермский государственный национальный исследовательский университет. – – Электронные данные. – Пермь, 2022. – 7,83 Мб ; 110 с. – Режим доступа: http://www.psu.ru/files/docs/science/books/uchebnieposobiya/informacionnye-tekhnologii-v-obrazovanii.pdf. – Заглавие с экрана. ISBN 978-5-7944-3790-4.
34. Цифровая компетентность подростков и родителей. Результаты всероссийского исследования / Г.У. Солдатова, Т.А. Нестик, Е.И. Рассказова, Е.Ю. Зотова. — М.: Фонд Развития Интернет, 2013. — 144 с. ISBN 978-5-9904706-1-3 – Текст: непосредственный.
35. Чжаомин Чэнь Реформирование системы образования в Китае – Текст : электронный // Гуманитарный вектор. Серия: Педагогика, психология. – 2010. - № 1. - С. 61-69. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/reformirovanie-sistemy-obrazovaniya-v-kitae (дата обращения: 20.03.2024).
36. Чен Тин. Исследования по разработке и применению режима обучения цифрового образования на фоне «Интернет + образование» / Чен Тин. – [D].: Цзянсуский нормальный университет, 2017. – Текст: непосредственный.
37. Ши Сонг. Коннотационная композиция и методика обучения цифровой грамотности учащихся младших и средних классов. Методика обучения – Текст : электронный // Народное образование Пресса. 2016. №36(07). URL: https://kns.cnki.net/kcms2/article/abstract?v=QW178Z8HiIgMpusAWX063dRe9r7yvhO5LAeLTH1EB4cknMSArOiz39VO6sE6D2GTrRnBqETz8Yh8LoSdqpDf_4XL-BN424YjFLL3pMmpaEWx9TUxypyJWqIhhW_qKUvXoOkfL9y9o5emzn9TqiFIZdXUN5w1RzEe&uniplatform=NZKPT (дата обращения: 02.03.2024).
38. Ши Чуньлянь. Общее высшее образование. Двенадцатая пятилетняя серия учебников по ключевому планированию для общедоступных курсов: Фонд компьютерных приложений. Китай.: Научная пресса, 2011. 345 с. – Текст: непосредственный.
39. Чжао Кэюнь. Учебные пособия для учителей информационных технологий. Средняя школа. Китай.: – Текст : электронный Цзинань: Шандуньское издательство образования, Том 2., 2020. 81 с. – URL: http://v.sjs.com.cn/ebooks/2FD386F6.pdf (дата обращения: 02.03.2024).
40. Тимофеева Н.М. Цифровая грамотность как компонент жизненных навыков – Текст : электронный // Психология, социология и педагогика. 2015. № 7. URL: https://psychology.snauka.ru/2015/07/5573 (дата обращения: 30.01.2024).
41. Хиленко Т. П. Педагогические условия формирования информационной компетентности младших школьников / Т.П. Хиленко // Начальная школа плюс: До и После, 2013. № 3. С.61-65. – Текст: непосредственный.
42. Цифровое будущее. Каталог навыков медиа- и информационной грамотности – Текст : электронный // II Межрегиональный центр библиотечного сотрудничества (МЦБС). Москва. 2013. С. 68. URL: http://www.ifapcom.ru/files/News/Images/2013/mil_cat_rus.pdf (дата обращения: 30.01.2024).
43. Шаг школы в смешанное обучение / Н. В. Андреева, Л. В. Рождественская, Б. Б. Ярмахов. М.: Рыбаков фонд, 2016. 280 с. – Текст: непосредственный.
44. Шариков А. В. О четырехкомпонентной модели цифровой грамотности /– Текст : электронный / Журнал исследований социальной политики, 2016. № 1. С. 87-98. URL: https://jsps.hse.ru/article/view/3289 (дата обращения: 30.01.2024).
45. Шмелева О. И. Исследовательско - методическая деятельность в работе по формированию информационной компетенции / О. И. Шмелева // Педагогические чтения. М.: Просвещение, 2014. 211 с. – Текст: непосредственный.
46. Стандарты учебных программ по информационным технологиям для общеобразовательных средних школ: эксперименты, Министерство образования Китайской Народной Республики, Пекин.: Народное образование,2020. 83 с. – Текст: непосредственный.
47. Ежедневная графическая база данных People (1946–2023 гг.) /– Текст : электронный / People's Daily. Жэньминь Жибао. 2021. №1. URL: http://paper.people.com.cn/rmrb/images/2021-09/27/01/rmrb2021092701.pdf (дата обращения: 12.03.2024).
48. Проект NMC Horizon, Гун Чживу, Ву Ди, Чен Янцзянь, Су Хун, Хуан Шуминь, Чен Мучао, Ву Цзефэн, Цзяо Цзяньли. Исследование современного дистанционного образования /– Текст : электронный // Исследование современного дистанционного образования. 2015. №2. URL: https://kns.cnki.net/kcms/detail/detail.aspx?dbcode=CJFD&dbname=CJFDLAST2015&filename= XDYC201502002&uniplatform=NZKPT&v=pl7T--wSHoeaGOGcIHm1BbRPmyaQF2PPMTT11a5BBPDy-Gedliql4HyZMwNWzZ_ (дата обращения: 10.03.2024).
49. Федеральный институт оценки качества образования официальный сайт Москва. - Обновляется в течение суток. - URL: https://fioco.ru/pirls-2016 (дата обращения: 10.03.2024) - Текст : электронный.
50. Федеральный институт оценки качества образования официальный сайт Москва. - Обновляется в течение суток. - URL: https://fioco.ru/Media/Default/Documents/МСИ/Результаты%20TIMSS%202019.pdf (дата обращения: 10.03.2024) - Текст : электронный.
51. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (утвержден приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 31 мая 2021 г. № 287).
52. Министерство просвещения Российской Федерации, официальный сайт. Москва. - Обновляется в течение суток. - URL: https://edu.gov.ru/ (дата обращения: 10.03.2024) - Текст : электронный.
53. Институт статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШУ, официальный сайт. Москва. - Обновляется в течение суток. - URL: https://issek.hse.ru/ (дата обращения: 10.03.2024) - Текст : электронный.
54. Информационно-правовая система «Консультант Плюс» URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения: 10.03.2024) - Текст : электронный.
55. Примерная основная образовательная программа начального общего образования URL: https://fgosreestr.ru/uploads/files/3552e66fab822e54cc1b5fb22086eb43.pdf (дата обращения: 10.03.2024) - Текст : электронный.
56. Примерная основная образовательная программа основного общего образования URL: https://ksvu.mil.ru/upload/site19/document_file/Primernaya_osnovnaya_obrazovatelnaya_programma_osnovnogo_obschego_obrazovaniyaot_ot_15.09.2022_compressed.pdf (дата обращения: 10.03.2024) - Текст : электронный.
57. Примерная основная образовательная программа среднего общего образования URL: https://fgosreestr.ru/poop/primernaya-osnovnaya-obrazovatelnaya-programma-srednego-obshhego-obrazovaniya (дата обращения: 10.03.2024) - Текст : электронный.
58. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования URL: https://fgos.ru/ (дата обращения: 10.03.2024) - Текст : электронный.
59. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования URL: https://fgos.ru/ (дата обращения: 10.03.2024) - Текст : электронный.
60. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования URL: https://fgos.ru/ (дата обращения: 10.03.2024) - Текст : электронный.