Учебно-методическое обеспечение темы «Системы смазки двигателя»
Заказать уникальную дипломную работу- 100 100 страниц
- 33 + 33 источника
- Добавлена 06.03.2024
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
Введение 3
Глава 1. Теоретические вопросы использования учебно-методического обеспечения темы при изучении технических дисциплин 6
1.1 Понятие, цели, задачи и сущность учебно-методического обеспечения технической дисциплины 6
1.2 Современные психолого-педагогические представления о развитии студентов техникума в обучении 11
1.3 Теоретические основы разработки средств обучения и средств диагностики для учебно-методического обеспечения темы «Системы смазки двигателя» междисциплинарного учебного курса 01.01 устройство автомобилей 16
Глава 2. Методические основы разработки учебно-методического обеспечения темы «Системы смазки двигателя» МДК 01.01 устройство автомобиля 26
2.1 Методические основы применения наглядных средств в обучении техническим дисциплинам 26
2.2 Анализ учебно-программной документации по специальности «Техническое обслуживание и ремонт двигателей, систем и агрегатов автомобилей» в ГАПОУ СО «Камышловский техникум промышленности и транспорта» 30
2.3 Разработка учебно-методических материалов по теме «Системы смазки двигателя» МДК 01.01 устройство автомобиля» 39
2.4 Обоснование и выбор программного обеспечения для изучения темы «Системы смазки двигателя» 45
Заключение 52
Библиографический список 54
Приложение 1 Учебно-методическое обеспечение темы 58
Для того чтобы контролировать уровень масла в поддоне, конструкцией предусмотрен щуп, на который нанесены пометки максимально и минимально допустимого уровня масла в поддоне. Через маслоприемник масло поступает к масляному насосу. На пути к насосу масло проходит через специальный сетчатый фильтр, который способен задержать инородные частицы, идущие к насосу с током масла. По конструкции маслоприемник может быть неподвижным или же плавающего типа. В современных легковых автомобилях емкость системы смазки двигателя колеблется от 3,5 до 7,5 литров. В технической документации к автомобилю напротив емкости системы смазывания пишут, как правило, две цифры. Одна показывает емкость собственно системы смазки двигателя, а вот вторая – это емкость с учетом объема масляного фильтра.
Рисунок 3 – Устройство система смазки двигателя
Масляный насос двигателя
Масляный насос двигателя (рис. 4) предназначен для создания определенного уровня давления масла в системе смазывания, которое необходимо для подачи масла к трущимся поверхностям; в зависимости от двигателя давление масла колеблется в диапазоне от 2 до 15 бар. Масляные насосы двигателя различаются по тому, откуда они получают привод. Есть насосы, получающие привод от коленчатого вала, распредвала или же от дополнительного приводного вала.
Рисунок 4 – Шестеренчатый масляный насос
В легковых автомобилях, как правило, используют шестеренчатые насосы из-за их простоты конструкции и невысокой стоимости. По особенностям внутреннего строения и принципу действия насосы делят на насосы с внутренним или наружным зацеплением. В первом случае шестеренки располагаются внутри одна в другой, во втором случае – все шестерни находятся рядом друг с дружкой. Исходя из этих особенностей, насосы с внутренним зацеплением более компактны и по этой же причине наиболее часто используемы на практике. Ведущую шестерню насоса устанавливают на приводном вале, ведомая же шестерня вращается свободно. Поскольку при установке шестеренок предусматривается небольшой зазор, то во время работы двигателя шестерни, вращаясь, захватывают масло из поддона и по впадинам в зубьях масло поступает в магистраль. Чем выше частота вращения коленчатого вала, тем выше давление масла, производимое насосом, в то же время потребление масла собственно двигателем возрастает незначительно. Подсчитано, что работа шестеренок масляного насоса может отнять до 8% мощности двигателя автомобиля, и это в современных двигателях стало большой проблемой. С целью уменьшить потерю мощности двигателя из-за работы масляного насоса двигателя разработаны насосы нового поколения, которые могут поддерживать нужное давление, при этом не важно, какая частота оборотов двигателя, а само давление имеет более высокое значение. К таким насосам относится насос с маятниковыми золотниками, героторный насос, а также пластинчатый или шиберный насосы. Сейчас многие автомобили имеют так называемый двухсекционный масляный насос двигателя. В таком насосе первая секция отвечает за подачу масла в систему, а вторая предназначена для подачи масла исключительно в масляный радиатор. Конструкторы, разрабатывая масляные насосы двигателя, производят расчет производительности насоса так, чтобы при самых неблагоприятных условиях давления масла хватало для обеспечения смазки между трущимися деталями. Однако бывают ситуации, когда при непрогретом двигателе давление может зашкалить и превысить все допустимые нормы. Для предотвращения таких ситуаций в систему смазки двигателя внесена специальная деталь, которая называется редукционным клапаном.
Редукционный клапан служит для препятствия разрушительного действия высокого давления масла на элементы системы смазывания. Если давление превысило допустимую норму, то в редукционном клапане плунжер начинает сжимать пружину, вследствие этого происходит смещение самого плунжера, масло стекает в картер; как только давление пришло в норму под действием пружины плунжер возвращается на свое место и перекрывает свободный ход масла назад в картер. Естественно, что величина допустимого давления зависит от пружины, а точнее, ее жесткости. Редукционный клапан устанавливают на выходе из масляного насоса двигателя, а в некоторых случаях клапан дублируют в самом конце магистрали, по которой идет масло под давлением, и это позволяет сглаживать колебания давления, а также уменьшает расход масла.
Как бы хорошо не работала система, однако, со временем качество масла падает. Происходит засорение масла мелкими частицами металла, которые появляются вследствие износа металлических деталей двигателя, а также частицами нагара, образовавшимися на стенках цилиндров. К тому же при высоких температурах происходит процесс коксования масла и образуются частицы лаков и различных смол. Понятно, что все эти примеси не улучшают работоспособность двигателя. С целью минимизации вредного воздействия частиц металла, нагара и смол в системе смазывания предусматривается установка масляного фильтра.
В летнюю жару в условиях жесткой эксплуатации автомобиля масло нагревается до такого состояния, что становится очень жидким и, как следствие, давление в системе падает. По этой причине в систему включают узел, отвечающий за поддержание рабочей температуры масла – масляный радиатор. Принципиально радиаторы могут быть двух типов: с воздушной и жидкостной (как вариант, водяной) системой охлаждения. В случае воздушного охлаждения масляный радиатор ставят прямо перед радиатором системы охлаждения. Таким образом, идущий навстречу автомобилю поток воздуха охлаждает масло в системе смазывания. В случае же жидкостного охлаждения, масляный радиатор является компонентом общей системы охлаждения, что очень благоприятно влияет на постоянство температуры масла, к тому же, в холодное время года весьма полезна такая система для обеспечения запуска двигателя. Особенностью этой системы является наличие термостата, который не дает возможности маслу поступать в радиатор, пока оно не наберет рабочую температуру. Существуют и более простые системы, где водитель определяет самостоятельно, надо ли охлаждать масло, и просто открывает или закрывает краник подачи масла в радиатор.
С целью облегчения для водителя контроля давления масла на приборную доску выносится лампочка красного цвета, которая своим морганием, а затем и постоянным свечением сигнализирует о снижении давления масла в системе. Лампочка соединена с датчиком давления масла. В современных автомобилях очень часто показания датчика давления масла идут и в бортовой компьютер, который может остановить двигатель при достижении критических показателей давления масла в системе. Кроме того, зачастую датчик передает информацию не только о давлении, но и об уровне и температуре масла.
В двигателе существуют зазоры между цилиндром и кольцами, через них в картер попадают пары топлива, а также отработанные газы. Эти «поступления» очень плохо влияют на состояние масла, поскольку разжижают само масло, не благоприятствуют качеству масла при воздействии воды вместе с соединениями серы, содержащейся в отработанных газах. К тому же газы создают лишнее давление в картере и выдавливают оттуда масло наружу через все возможные уплотнители. Такая ситуация очень характерна для изношенных двигателей. Для уменьшения отрицательного эффекта паров и газов, проникающих в картер, в системе предусмотрена система принудительной вентиляции картера, состоящая из маслоотделителя, клапана и системы трубок. Воздух попадает в картер, смешивается с парами и через клапан направляется к впускному коллектору. Количество поступающего воздуха в картер находится в прямой зависимости от величины оборотов двигателя – чем выше обороты, тем больше воздуха поступает. Маслоотделитель не дает мелким частичкам масла в виде тумана уходить из системы – масло, находящееся в виде тумана, сначала конденсируется, а затем стекает в поддон картера.
Работа системы смазки двигателя
Рассмотрим работу системы смазки двигателя (рис. 5). Различные части и детали двигателя работают в совершенно различных условиях, поэтому и смазывание этих узлов происходит разными способами. В одних случаях это – подача масла под высоким давлением, в других масло поступает самотеком или же разбрызгивается. Системы, в которых смазка производится несколькими принципиально различными способами, получила название комбинированной.
Рисунок 5 – Работа системы смазки двигателя
Неисправности системы смазки двигателя
Признаки неисправности системы смазки двигателя – понижение или повышение выше нормы давления масла, а также снижения качественных показателей самого масла из-за его чрезмерного загрязнения.
Таблица 1 – Неисправности системы смазки двигателя
Что касается снижения давления масла, то первое что надо сделать – проверить уровень масла в системе – возможно вследствие подтекания в местах соединений или же загрязнения масляного фильтра или же просто износа масляного насоса произошла утечка масла, и устранить причину можно попросту долив масло в систему. Однако надо помнить, что если течь существует, ее нужно устранять, и чем быстрее это будет сделано, тем лучше. Чтобы выявить течь, следует внимательно осмотреть соединения в районе крышки клапанного механизма, блока цилиндров, крышки привода распредвала, также следует осмотреть очень внимательно крышку горловины для залива масла, уплотнитель щупа, масляный фильтр и штуцер масляного датчика. Проверять уровень масла следует после того как мотор некоторое время поработает. Однако после остановки двигателя надо подождать 3-5 минут, чтобы масло успело стечь в поддон.
Одной из причин падения уровня масла может быть износ сальников стержневых клапанов. Также могут износиться поршневые кольца; кстати, очень часто кольца не изнашиваются, а закоксовываются, могут износиться сами поршни или канавки в них. Также довольно-таки часто из строя выходят стержни клапанов и направляющие их втулки. Кроме того могут закоксовываться сами прорези масляных колец. Все эти неисправности ведут к перерасходу масла, а также к падению давления масла.
Ничем не лучше для системы смазывания и избыточное давление. Его причиной может стать использование неподходящего масла, то есть масла с другой вязкостью, засорение маслопровода или же выход из строя редукционного клапана.
Под действием центробежной силы на стенках каналов, по которым течет масло, откладываются продукты горения, а также мелкая металлическая пыль, образовавшаяся от износа металлических частей. Сечение канала постоянно сужается, и в итоге к трущимся частям двигателя поступает недостаточное количество масла. Загрязнение каналов также может происходить из-за использования масла низкого качества или же масла, не подходящего для работы данного двигателя; а также причиной засорения может быть интенсивная эксплуатация двигателя и несвоевременная замена масла.
Чрезвычайно опасно закоксовывание каналов подвода масла к гидрокомпенсаторам. В этом случае гидрокомпенсатор перестает функционировать, он заклинивает, и клапан попросту выбивается поршнем двигателя. Это чревато не только разрушением клапана и гидрокомпенсатора, но может привести к повреждению поршня, шатуна и даже распредвала, кроме того в некоторых случаях могут появиться трещины в головке блока цилиндров. К подобному результату (разрушение головки цилиндров) могут привести и забитые каналы гидронатяжителей, которые обеспечивают натяжение ремней и цепей, относящихся к приводу распредвала.
Иногда отказывает сам датчик давления масла. В этом случае опытные автомобилисты предлагают поступать следующим образом: датчик выкручивается, а к его штуцеру подключается манометр, по показателям которого и делают вывод об истинном давлении масла в системе, ну а за одно, и об исправности данного датчика.
Выше были приведены основные неисправности системы смазки двигателя, которые встречаются на практике наиболее часто.
Подведение итогов, рефлексия. Система вопросов:
1) Для чего нужна система смазки ДВС.
2) Из каких деталей состоит система смазки?
3) Принцип работы системы.
4) Основные «поломки» системы смазки.
Домашнее задание. Работа с конспектом и учебником, подготовка к практической работе
III. Методические разработки для проведения практических занятий по теме «Системы смазки двигателя автомобиля»
Практическое занятие №1.
Тип занятия: практическая работа.
Оборудование: Доска, проектор, стенд-макет автомобиля, таблицы-схемы, раздаточные листы для студентов.
План занятия
1. Организационный момент.
2. Работа студентов в парах по заполнению раздаточных листов.
3. Проверка работы, ответы на контрольные вопросы.
4. Подведение итогов, рефлексия.
5. Обсуждение домашнего задания.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЯ
Часть 1. Работа с раздаточными листами: заполнить таблицы.
Раздаточный лист
Практическая работа
Принцип работы системы смазки
Система смазки в двигателе необходима для уменьшения силы трения между его подвижными деталями. Дополнительно она выполняет функции охлаждения основных узлов, повышает срок их службы, защищает от коррозии, а также очищает от загрязнений (продуктов износа и нагара). Рабочей жидкостью (смазочным материалом) при этом выступает моторное масло, которое может подаваться под давлением, разбрызгиванием или самотеком. Это определяет вид, конструкцию и принцип работы системы.
Содержание и последовательность выполнения
практической работы
1. Какова задача системы смазки?
2. Заполнить таблицу «Назначение устройств системы смазки двигателя».
№ Название Назначение 1 Масляный радиатор 2 Датчик указателя давления 3 Сливная пробка 4 Датчик лампы аварийного давления 5 Маслоприемник 6 Кран масленого радиатора 7 Редукционный клапан 8 Масляный насос 9 Масляный фильтр
3. Рассмотрите рисунок «Основные элементы системы смазки двигателя», и дайте название каждой из позиций.
Позиции Название позиций 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16
4. Перечислите виды систем смазок.
5. Что значит система смазки с «сухим» картером?
6. Что значит система смазки с «мокрым» картером?
7. Масло может подаваться к основным узлам и деталям двигателя тремя способами. Перечислите их.
8. Так как процесс смазки двигателя представляет собой повторяющийся цикл, вам необходимо перечислить из каких основных этапов он состоит.
9. Ответить на контрольные вопросы.
Контрольные вопросы
1. Какие механизмы входят в систему в систему смазки двигателя?
2. Опишите систему смазки двигателя ВАЗ?
3. Для чего необходимо промывать систему смазки?
4. Какую промывку системы смазки двигателя можно использовать?
Итоги: перекрестная проверка заполненных листов, обсуждение вопросов, выставление отметок.
Домашнее задание: работа с лекционным и практическим материалом, учебником.
Практическое занятие №2
Тип занятия: практическая работа.
Оборудование: Доска, проектор, стенд-макет автомобиля, таблицы-схемы.
План занятия
1. Организационный момент.
2. Коллективная работа по обсуждению основных вопросов.
4. Подведение итогов, рефлексия.
5. Обсуждение домашнего задания.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЯ
Подготовка к лабораторной работе. Подразумевает фронтальную деятельность преподавателя и студента с презентацией по обсуждению основных практических работ.
Презентация располагается на гугл-диске:
Ниже представлены некоторые фрагменты презентации
В конце занятия обсуждаются основные вопросы и подводятся итоги работы.
1. При каком техническом обслуживании производят смену фильтрующих элементов масляного фильтра?
2. Каким должно быть давление масла в прогретом двигателе при номинальной и минимальной частоте вращения коленчатого вала?
3. При каком техническом обслуживании промывают фильтр центробежной очистки масла?
4. Расскажите о способах обнаружения и устранения неисправностей в системе смазки.
IV. Методические разработки для проведения лабораторных занятий по теме «Системы смазки двигателя автомобиля»
За основу данной разработки взята публикация [1].
Цель работы: повторить устройство системы смазки двигателя; научится: выявлять отказы и неисправности системы смазки по внешним признакам, определять причины их возникновения, выполнять ТО и ТР системы смазки, пользоваться инструментом, приспособлениями и оборудованием, соблюдать технику безопасности.
Оборудование: плакат с изображением системы смазки, инструктивная карта для выполнения ТО и ТР системы смазки, стенд для диагностирования двигателей, набор инструментов для разборки, сборки и регулировки.
Ход выполнения работы:
1. Выявить отказы и неисправности системы смазки по внешним признакам.
2. Определить причины повышение и понижения давления масла в системе 3.
3. Выполнить диагностирование системы смазки.
4. Произвести ЕО системы смазки.
5. Произвести ТО-1 системы смазки.
6. Произвести ТО-2 системы смазки.
7. Выполнить СО системы смазки.
8. Составить отчет.
Ход выполнения работы изучить. Написать конспект.
ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ СИСТЕМЫ СМАЗКИ ДВИГАТЕЛЯ
Отказы и неисправности системы смазки двигателя.
В процессе работы качество картерного масла ухудшается, а количество его уменьшается, что приводит к неисправностям и отказам системы смазки. Ухудшение качества масла во время работы двигателя происходит загрязнения масла механическими примесями, окисления и разжижения топливом, а также- срабатывания присадок, придающих товарному маслу лучшие свойства. Механические примеси состоят из частичек металла, стираемых с трущихся поверхностей деталей двигателя, и минеральных веществ (песка, пыли), которые попадают в двигатель с воздухом. Содержание в масле механических примесей более 0,2% недопустимо. Окисление масла происходит под действием кислорода воздуха, который всасывается в картер и контактирует с нагретым и распыленным маслом. Продуктами окисления являются: кислоты, вызывающие коррозию на поверхности цилиндров, поршневых колец и антифрикционной заливки подшипников; смолы, образующие лаковые отложения на поршне и поршневых кольцах и резко снижающие их подвижность; твердые продукты — карбоны, карбиды и кокс, остающиеся в масле в растворенном и коллоидальном состояниях или выпадающие в виде осадков в картере, масляных каналах и маслопроводах, нарушая циркуляцию масла и действуя на поверхности трения как абразив. Понижение давления масла в системе может являться результатом: разжижения его топливом, проникающим в картер карбюраторного двигателя в случае его пуска в холодном состоянии; засорения или заедания плунжера редукционного клапана в открытом положении. Повышение давления масла "в системе может быть причиной засорения или заедания плунжера редукционного клапана масляного насоса в закрытом положении. При содержании в масле топлива более 4—6% оно подлежит замене. Уменьшение количества масли в картере двигателя является результатом угара и потерь масла через неплотности в системе смазки (в прокладках, сальниковых уплотнениях и других соединениях). Выгорание масла происходит вследствие попадания его в камеру сгорания в результате насосного действия поршневых колец. Кроме того, имеющиеся в системе смазки масляные фильтры тонкой и грубой очистки в процессе работы двигателя засоряются и теряют свою фильтрующую способность, что резко повышает износ подшипников и шеек коленчатого вала.
Внешними признаками неисправностей системы смазки являются: снижение уровня масла в картере ниже меток «П», «О» или «В» (КамАЗ) на маслоизмерительном стержне; снижение давления масла в системе ниже 0,1—0,15 МПа при средней частоте вращения коленчатого вала двигателя или 0,05 МПа при работе на холостом ходу (500 об/мин); снижение вязкости масла вследствие сильного разжижения топливом (показателем может служить снижение давления масла по манометру на щитке); потемнение цвета масла (определяется по капельной пробе); наличие подтекания масла через неплотность; загрязнение фильтров грубой и тонкой очистки.
Обслуживание системы смазки.
При обслуживании проверяют качество и уровень масла в картере (при необходимости пополняют его до установленной нормы), очищают фильтры, меняют фильтрующие элементы и отработавшее масло, проверяют проворачивание рукоятки масляного фильтра грубой очистки.
Кроме того, необходимо периодически смазывать механизмы, имеющие самостоятельные смазывающие устройства: подшипники вала вентилятора и водяного насоса (пластичными консистентными смазками), генератора и приборов системы зажигания. Меняется также масло в масляной ванне воздушного фильтра. Уровень масла в картере двигателя проверяют, когда автомобиль находится на ровной площадке, через 3—5 мин после остановки двигателя.
Качество масла в двигателе оценивают по допустимому содержанию механических примесей и топливных фракций. Приближенно загрязненность масла может быть определена визуально по цвету и прозрачности масла на маслоизмерительном щупе. Масло, имеющее очень темный или черный цвет, сквозь которое плохо заметны риски на щупе, следует заменить. Периодичность смены масла в двигателе зависит от времени его работы, степени изношенности двигателя, качества масла, дорожных и климатических условий и колеблется в пределах от 1,5 до 10 тыс. км и более. Масло рекомендуется менять лишь у нагретого двигателя. После спуска отработавшего масла систему промывают маловязким веретенным маслом, дизельным топливом, смесью масла с дизельным топливом или промывочной жидкостью, состоящей из 90% уайт-спирита и 10% ацетона. В картер двигателя заливают 2,5—3,5 л (в зависимости от емкости системы смазки)1 промывочной жидкости, двигатель пускают и дают ему проработать 4—5 мин на минимальной частоте вращения холостого хода (600—800 об/мин), затем промывочную жидкость сливают и заливают свежее масло. Значительно лучшие результаты дает промывка системы смазки двигателя при помощи специальной установки и промывочного масла (индустриальное-20). В настоящее время для промывки маслосистем двигателей маловязким маслом, с помощью которой промывочное масло через штуцер, ввернутый в сливное отверстие картера, периодически подается насосом в поддон картера двигателя и отсасывается из него с последующей очисткой. Промывка производится при работе двигателя на холостом ходу. В конструкции аппарата предусмотрен фильтр тонкой очистки. Промывочное масло после многократной фильтрации годно для использования. Систему смазки промывают через 6—10 тыс. км (при очередном ТО-2) и обязательно при смене сезонов. Отстой из корпуса масляного фильтра тонкой очистки со сменным фильтрующим элементом необходимо сливать при очередном ТО 1, Фильтрующий элемент заменяют на карбюраторных двигателях при смене масла в двигателе. Перед сменой необходимо спустить из корпуса фильтра отстой. Вынув фильтрующий элемент, промывают внутренность корпуса керосином и протирают его ветошью насухо. Качество фильтрации в фильтрах центробежной очистки зависит от частоты вращения ротора, которую необходимо контролировать. Контроль заключается в проверке продолжительности свободного вращения (выбега) ротора после остановки двигателя. Ротор нормально работающего фильтра должен перестать вращаться через 2,5—3 мин после остановки двигателя. При неудовлетворительной работе фильтра его разбирают, очищают и промывают. У фильтра грубой очистки масла, кроме систематического удаления отстоя при очередной смене масла в двигателе, ежедневно очищают фильтрующие диски от смолистых отложений поворотом рукоятки фильтра на два-четыре оборота при горячем двигателе. Одновременно с удалением отстоя вынимают из корпуса блок фильтрующих дисков и, не разбирая, промывают его волосяной щеткой в ванне с керосином, после чего обдувают сжатым воздухом. Периодически (через 5 — 6 тыс. км) проверяют систему вентиляции картера, крепление деталей и отсутствие отложений в трубках и на клапанах; отложения счищают через 10 — 12 тыс. км пробега. При засорении системы вентиляции в картере двигателя создается избыточное давление, отчего происходит течь масла из картера через сальниковые уплотнения. При смене масла промывают в керосине корпус воздушного фильтра вентиляции картера и воздушный фильтр системы питания двигателя. Фильтр смачивают перед постановкой в корпус маслом для двигателя, а в ванну фильтра заливают масло до метки. ЕО: проверить уровень масла и довести его до нормы, проверить наличие потери герметичности.
ТО-1: ЕО + устранить потерю герметичности, слить отстой из масленого фильтра, очистить от пыли и грязи корпус фильтр, сменить по графику масло в картере двигателя, при этом заменить фильтрующие элементы фильтров, удалить осадки из фильтра центробежной очистки.
ТО-2: ТО-1+ проверить крепление приборов системы смазки и при необходимости устранить неисправность, при необходимости промыть систему смазки.
СО: промыть систему смазки и заменить масло в зависимости от времени года, при подготовки к зимней эксплуатации отключить масленый радиатор.
Рисунок 1 – Схема смазочной системы двигателя ЗиЛ-508.10:
1 - масляный насос; 2 - канал для подвода масла от насоса к фильтрам; 3 - маслораспределительная камера; 4 - указатель давления масла (манометр); 5 – сигнализатор аварийного снижения давления масла; 6 - центробежный фильтр очистки масла; 7 – воздушный фильтр; 8 - кривошипно-шатунная группа компрессора, смазываемая разбрызгиванием; 9 - левый магистральный канал; 10 - трубка для подвода масла к компрессору; 11 - трубка для слива масла из компрессора; 12 - масляный радиатор; 13 - трубка для сливаемого масла из радиатора; 14 - полости для центробежной очистки масла в шатунных шейках коленчатого вала; 15 - правый магистральный канал; 16 - маслоприемник; 17 - трубка для подвода масла в масляный радиатор; 18 - кран масляного радиатора; 19 - канал в стойке коромысла клапана, 20 - полая ось коромысла; 21 - отверстие в шатуне для подачи масла на стенки цилиндра; I - поступление масла к осям коромысел; II - смазывание регулировочного винта и верхнего наконечника штанги; III - смазывание стенок цилиндра.
Рисунок 2 – Масляный насос:
1 — корпус нижней секции; 2 — перепускной клапан; 3 — редукционный клапан; 4 — центрирующая втулка; 5 — вал масляного насоса; 6 — корпус верхней секции; 7 — ведущая шестерня верхней секции; 8 — пружинное кольцо; 9 — штифт; 10 — ведущая шестерня нижней секции; 11 — ведомая шестерня нижней секции; 12 — прокладки: 13 — промежуточная крышка; 14 — ведомая шестерня верхней секции
Рисунок 4 – Схема системы смазки:
1 - фильтр центробежной очистки масла (центрифуга); 2 - кран включения масляного радиатора; 3 - перепускной клапан центрифуги; 4 - сливной клапан центрифуги; 5 - перепускной клапан фильтра тонкой очистки масла; 6 - главная масляная магистраль; 7 - фильтр тонкой очистки масла; 8 -дифференциальный клапан; 9 - нагнетающая секция масляного насоса; 10 -радиаторная секция масляного насоса; 11 - предохранительный клапан нагнетающей секции; 12 - масляный радиатор; 13 - предохранительный клапан радиаторной секции; 14 - поддон; 15 - гидромуфта привода вентилятора; 16 - термосиловой датчик; 17 – кран включения гидромуфты; 18 - топливный насос высокого давления; 19 - компрессор; 20 - сапун; 21 - указатель уровня масла; 22 - манометр
Рисунок 5 – Масляный насос
I - шестерня привода масляного насоса; 2 - корпус основной нагнетательной секция; 3 – ведущая шестерня нагнетающей секции; 4 - проставка; 5 -ведущая шестерня радиаторной секции; 6 - корпус радиаторной секции; 7 -ведомая шестерня радиаторной секции; 8 - ведомая шестерня нагнетающей секции; 9 - предохранительный клапан нагнетающей секции; 10 - пробка; II - дифференциальный клапан; 12 - предохранительный клапан радиатор-ной секции; 13 - регулировочные шайбы
Предохранительный клапан 12, встроенный в корпус радиаторной секции, отрегулирован на давление 8.8,5 кгс/см и перепускает масло из нагнетающей во всасывающую полость.
Предохранительный клапан 9, встроенный одновременно в корпус 6 радиаторной и корпус 2 нагнетающей секций, отрегулирован на давление 8.8,5 кгс/см и также перепускает масло из нагнетающей во всасывающую полость.
Дифференциальный клапан 11, установленный в корпусе 2, предназначен для ограничения давления в главной магистрали и отрегулирован на давление начала открытия 4.4,5 кгс/см .
Нагнетающая секция насоса работает по контуру насос-поддон до тех пор, пока давление масла в системе не выровняется до нормы.
Масляный насос крепится к передней перегородке нижней плоскости блока цилиндров и приводится во вращение от шестерни коленчатого вала.
Поддон картера прикреплен к блоку цилиндров болтами с пружинными шайбами. Между поддоном и блоком установлена резинопробковая прокладка толщиной 2,5 мм, обеспечивающая герметичность соединения. Масло заливается через горловину, установленную в задней части блока с правой стороны. Количество масла в поддоне замеряется указателем уровня масла, на стержне которого нанесены метки «В» и «Н».
Полнопоточный фильтр очистки масла прикреплен тремя болтами к правой стенке блока цилиндров.
4. Масляный фильтр состоит из корпуса 1 и двух фильтрующих элементов 2, закрытых колпаками 4. Уплотнение корпуса производится прокладками, а уплотнение внутренней полости фильтрующего элемента - резиновым кольцом и шайбой с кольцевыми выточками.
Масса сменных фильтрующих элементов состоит из древесной муки на пульвербакелитовой связке.
При увеличении сопротивления фильтра (при низкой температуре масла или засорении фильтрующих элементов) масло поступает в главную магистраль, минуя фильтрующие элементы, через перепускной клапан. Клапан открывается, когда разность давлений до и после фильтрующих элементов достигает 2,5.3 кгс/см2.
Фильтр центробежной очистки масла - центрифуга установлен на передней крышке блока цилиндров с правой стороны.
Рисунок 6 – Фильтр тонкой очистки масла:
1 - корпус фильтра; 2 -фильтрующий элемент; 3 -болт; 4 - колпак фильтра; 5 - сливная пробка
Рисунок 7 – Фильтр центробежной очистки масла:
1 - колпачковая гайка; 2 - шайба; 3 - колпак фильтра; 4 - колпачковая гайка; 5 -колпак ротора; 6 - корпус фильтра; 7 -стопорная пластина; 8 - ротор; 11 - ось ротора
Нагнетаемое радиаторной секцией масло по каналу в корпусе 6 подается к соплу в оси 9 ротора.
Ротор 8 приводится во вращение турбиной, на лопатки которой воздействует масло, поступающее под давлением из сопла. Турбина расположена в расточке нижней части ротора.
Ротор вращается на упорном подшипнике, который устанавливается между упорной шайбой и распорной втулкой ротора, и закрепляется гайками. При выбросе масла из сопла оси 9 на лопатки турбины ротор приподнимается вверх и прижимает подшипник к упорной шайбе.
Колпак 5 ротора фиксируется штифтом в верхней части ротора и закрепляется гайкой 4. В выточке диска ротора установлено резиновое кольцо, уплотняющее колпак ротора.
Колпак 3 фильтра уплотняется в корпусе прокладкой и закрепляется на оси 9 гайкой 1. При снятии колпака 3 пластина 7 отжимается прижимами, при этом пальцы входят в отверстия диска ротора. Тем самым происходит стопорение ротора, что облегчает демонтаж колпака ротора для его очистки.
При давлении масла 6 кгс/см ротор с находящимся в колпаке ротора маслом вращается с частотой 5000 мин-1. Под действием центробежных сил механические частицы, обладающие большей плотностью, чем масло, отбрасываются к колпаку ротора, образуя плотный осадок.
Этот осадок удаляют из колпака ротора при разборке центрифуги. Очищенное масло через отверстия в верхней части ротора и отверстия в верхней части оси ротора поступает в канал внутри оси и через трубку отвода масла направляется в масляный радиатор или через сливной клапан, отрегулированный на давление 0,5. 0,8 кгс/см , в поддон картера.
В корпусе центрифуги установлен также перепускной клапан, ограничивающий максимальное давление перед центрифугой до 6. 6,5 кгс/см . В случае повышения давления на входе фильтра перепускной клапан открывается, и масло через сливной клапан сливается в поддон. Давление на входе фильтра повышается в результате засорения фильтра (большое количество осаждаемых частиц) или большой вязкости холодного масла. Работа центрифуги проверяется на слух. При остановке двигателя исправная центрифуга продолжает работать еще 2.3 мин. С характерным звуком.
5. Масляный радиатор трубчато-пластинчатый, двухрядный, воздушного охлаждения. При температуре выше 0 °С, а также при работе автомобиля в тяжелых дорожных условиях, необходимо включать масляный радиатор, открывая кран (рис. 2.29), находящийся на корпусе фильтра центробежной очистки масла. Масляный радиатор следует отключать от системы смазки при пуске холодного двигателя в условиях низкой температуры окружающего воздуха.
Необходимо также отключать масляный радиатор при эксплуатации автомобиля зимой.
Система вентиляции картера открытая, без отсоса газов. Картер-ные газы проходят через специальный сапун-уловитель, отделяющий частицы масла от вытесняемых газов.
Рисунок 8 – Фильтр с краном масляного радиатора:
1 - центробежный фильтр; 2 – кран
Ответить на контрольные вопросы.
Контрольные вопросы
1. Для чего предназначена система смазки двигателя
2. Назовите основные элементы системы смазки и их назначение
3. Назовите отказы и неисправности системы смазки, а также их причины и внешние признаки
4. Какие работы выполняются при диагностировании системы смазки
5. Какие работы выполняются при ЕО системы смазки
6. Какие работы выполняются при ТО-1 системы смазки
7. Какие работы выполняются при ТО-2 системы смазки 8. Какие операции выполняются при СО системы смазки
V. Методические разработки для контроля знаний студентов по теме «Системы смазки двигателя автомобиля»
Представим вопросы для тестирования студентов по данной теме.
1. Что такое смазка двигателя?
а) Процесс охлаждения двигателя
b) Процесс снижения трения и износа двигателя
c) Процесс очистки двигателя
2. Какое вещество обычно используется в качестве смазки в системе смазки двигателя?
a) Вода
b) Моторное масло
c) Антифриз
3. Какое основное преимущество использования смазки в системе смазки двигателя?
a) Уменьшение выбросов вредных веществ
b) Повышение мощности двигателя
c) Снижение износа деталей двигателя
4. В какой части двигателя находится система смазки?
a) Редуктор
b) Впускной коллектор
c) Корпус двигателя
5. Какие функции выполняет система смазки?
a) Охлаждение двигателя
b) Подача масла на трущиеся поверхности
c) Увеличение скорости двигателя
6. Какой тип смазки используется в современных двигателях автомобилей?
a) Твердая смазка
b) Жидкая смазка
c) Газообразная смазка
7. Что такое масляный насос?
a) Устройство для смешивания масла с топливом
b) Устройство для подачи масла в систему смазки
c) Устройство для очистки масла
8. Что может произойти, если система смазки не работает должным образом?
a) Повреждение двигателя
b) Увеличение мощности двигателя
c) Снижение шума двигателя
9. Каким образом происходит смазывание двигателя сухим картером?
a) Принудительной подачей масла на трущиеся поверхности
b) Образованием защитной пленки между деталями
c) Использованием специальной смазочной смеси
10. Какой элемент системы смазки отвечает за очистку масла?
a) Фильтр масляный
b) Насос масляный
c) Разделитель масляный
11. Что происходит с использованным маслом после прохождения через систему смазки?
a) Выбрасывается в окружающую среду
b) Перерабатывается и используется повторно
c) Остается в системе, дополняется новым маслом
12. Что такое резервуар для масла в системе смазки?
a) Место, где хранится запасное масло
b) Емкость для хранения и подачи масла в систему смазки
c) Часть двигателя, где происходит образование масляной пленки
13. Какая роль у термостата в системе смазки двигателя?
a) Регулирование температуры масла
b) Фильтрация масла
c) Подача масла на трущиеся поверхности
14. Что такое давление масла в системе смазки?
a) Сила, с которой масло подается на поверхности трения
b) Состав масла, включающий добавки и присадки
c) Количество масла, хранящееся в системе
15. Какие детали двигателя требуют наибольшей смазки?
a) Кулачки механизма газораспределения
b) Картер двигателя
c) Корпус цилиндров
16. Какое моторное масло рекомендуется использовать в системе смазки двигателя в зимний период?
a) Вязкое
b) Тонкое
c) Толстое
17. Какое основное требование к маслу в системе смазки двигателя?
a) Быстрое испарение
b) Низкая вязкость
c) Высокая стойкость к окислению
18. Какова жизненно важная задача масла в системе смазки двигателя?
a) Поддержание низкой температуры двигателя
b) Создание смазочной пленки на трущихся поверхностях
c) Чистка системы от загрязнений
19. Какие факторы могут повлиять на работу системы смазки двигателя?
a) Качество масла и присадок
b) Уровень масла в системе
c) Температура окружающей среды
20. Какие возможные причины могут привести к ухудшению работы системы смазки двигателя?
a) Засорение фильтра масляного
b) Низкая вязкость масла
c) Высокий уровень масла в системе
Данное тестирование можно провести или в конце изучаемой темы или в начале следующей. Предложенные вопросы касаются проверки знаний по основным вопросам темы.
Также помимо тестовых вопросом мы предлагаем вопросы с открытым ответом для организации беседы со студентами по закреплению полученных знаний.
Вопрос 1: Что такое система смазки двигателя и какие функции она выполняет?
Вопрос 2: Какие типы систем смазки двигателя существуют и в чем их отличия?
Вопрос 3: Опишите принцип работы смазочной системы сухой картерной смазки. Какие преимущества и недостатки у данного типа системы?
Вопрос 4: В чем заключается принцип работы системы горячего смазывания двигателя? Какие основные компоненты включает данная система?
Вопрос 5: Расскажите о системе смазки с принудительной подачей масла. Как функционирует данная система и для чего она необходима?
Вопрос 6: Какие основные проблемы могут возникать с системами смазки двигателя и как их можно предотвратить?
Вопрос 7: В каких случаях необходимо менять масло и фильтр в системе смазки двигателя? Как определить необходимость замены масла без использования анализаторов масла?
Вопрос 8: Каким образом можно контролировать работу системы смазки двигателя во время эксплуатации? Какие показатели следует наблюдать и как они могут указывать на проблемы с системой смазки?
Вопрос 9: Какие особенности требуют внимания при выборе масла для системы смазки двигателя? Какие факторы влияют на оптимальный выбор масла?
Вопрос 10: Опишите процедуру проверки и обслуживания системы смазки двигателя. Какие шаги следует предпринять для поддержания оптимальной работы системы?
VI. Подборка литературы для самостоятельной работы студентов по теме «Системы смазки двигателя автомобиля»
1. Вахламов В.К. Техника автомобильного транспорта.? М.: «Академия», 2004.- 528 с.
2. Вишневедский Ю.Т. Техническая эксплуатация, обслуживание и ремонт автомобилей. “Дашков и К.” 2005г.- 344 с.
3. Епифанов Л.И., Епифанова Е.А. «Техническое обслуживание и ремонт автомобилей» 2-е изд., перераб. И допол. Москва 2009г-421 с.
4. Передерий В.П. Устройство автомобиля. М. “Форум” 2005г.-306 с.
5. Резник А.М. Электрооборудование автомобилей. М. “Транспорт” 1981г.-462 с.
6. Румянцева С.И. Ремонт автомобилей М. “Транспорт” 1988г. -216 с.
7. Тимофеев Ю. Л., Тимофеев Н. Л., Ильин Н. М. Электрооборудование автомобилей: Устранение и предупреждение неисправностей. - М.: Транспорт, 2000. - 301 с.
8. Чумаченко Ю.Т. Эксплуатация автомобилей и охрана труда на автотранспорте. М. “Феникс” 2002г.- 280 с.
9. Шестопалов С.К. Устройство, техническое обслуживание и ремонт легковых автомобилей: Учебник для начального профессионального образования. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 544 с.
10. Интернет ресурс http://www.vazclub.com/vaz/2108-210921099/remont/dvigatel/sistema-smazki/snyatie-maslyanogo-nasosa.html
Литература
Лабораторная работа № 39 Тема: Техническое обслуживание и текущий ремонт системы смазки двигателя chrome-extension://efaidnbmnnnibpcajpcglclefindmkaj/https://xn--q1aac7b.xn--p1ai/%D0%A1%D1%8D%D1%82/%D0%94%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%B0%D0%BD%D1%86%D0%B8%D0%BE%D0%BD%D0%BD%D0%BE%D0%B5/!/%D0%9C%D0%B5%D1%85%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B7%D0%B0%D1%86%D0%B8%D1%8F%20%D0%B8%20%D0%B0%D0%B2%D1%82%D0%BE%D1%82%D1%80%D0%B0%D0%BD%D1%81%D0%BF%D0%BE%D1%80%D1%82/%D0%A2%D0%9E171/21%20%D0%B0%D0%BF%D1%80%D0%B5%D0%BB%D1%8F/%D0%BF.172%20%D0%9A%D0%A2%D0%9F%20%D0%9F%D1%80%D0%B0%D0%BA%D1%82%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F%20%D1%80%D0%B0%D0%B1%D0%BE%D1%82%D0%B0%20%D0%A2%D0%9E%20%D1%81%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%BC%D1%8B%20%D1%81%D0%BC%D0%B0%D0%B7%D0%BA%D0%B8%20%D0%B0%D0%B2%D1%82%D0%BE%D0%BC%D0%BE%D0%B1%D0%B8%D0%BB%D1%8F%20(pdf.io).pdf
См. статью 14 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2013, N 19, ст. 2326; N 23, ст. 2878; N 27, ст. 3462; N 30, ст. 4036; N 48, ст. 6165; 2014, N 6, ст. 562, ст. 566; N 19, ст. 2289; N 22, ст. 2769; N 23, ст. 2933; N 26, ст. 3388; N 30, ст. 4217, ст. 4257, ст. 4263; 2015, N 1, ст. 42, ст. 53, ст. 72; N 14, ст. 2008, N 18, ст. 2625; N 27, ст. 3951, ст. 3989; N 29, ст. 4339, ст. 4364; N 51, ст. 7241; 2016, N 1, ст. 8, ст. 9, ст. 24, ст. 72, ст. 78; N 10, ст. 1320; N 23, ст. 3289, ст. 3290; N 27, ст. 4160, ст. 4219, ст. 4223, ст. 4238, ст. 4239, ст. 4245, ст. 4246, ст. 4292).
Объем самостоятельной работы обучающихся определяется образовательной организацией в соответствии с требованиями ФГОС СПО в пределах объема образовательной программы в количестве часов, необходимом для выполнения заданий самостоятельной работы обучающихся, предусмотренных тематическим планом и содержанием учебной дисциплины.
Самостоятельная работа в рамках образовательной программы планируется образовательной организацией с соответствии с требованиями ФГОС СПО в пределах объема профессионального модуля в количестве часов, необходимом для выполнения заданий самостоятельной работы обучающихся, предусмотренных тематическим планом и содержанием учебной дисциплины.
84
Учебно-методическое обеспечение
дисциплины
Рабочая
программа
Комплект
учебно-методических
материалов
Фонд оценочных средств
Библиографический список
1. Александров, В.А. Автотранспортные средства: Учебное пособие / В.А. Александров, Н.Р. Шоль. - СПб.: Лань П, 2016. - 336 с.
2. Борытко, Н. М. Теория обучения: учебник для ст-тов пед. вузов / Н. М. Борытко. – Волгоград: Изд-во ВГИПК РО, 2006. –72 с
3. Бурцева, Л.П. Методика профессионального обучения: Учебное пособие / Л.П. Бурцева. - М.: Флинта, 2016. - 160 с.
4. Виды наглядных средств в обучении [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://studme.org/38890/psihologiya/vidy_naglyadnyh_sredstv_obucheniya
5. Возрастные психологические особенности учащихся 9 -11 класса – URL: https://multiurok.ru/files/vozrastnyie-psikhologhichieskiie-osobiennosti-uc-2.html
6. Горькаева, Е. Ю. Особенности учебно-методического обеспечения в колледже / Е. Ю. Горькаева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 18 (77). — С. 538-539. — URL: https://moluch.ru/archive/77/13124/ (дата обращения: 11.01.2024).
7. Григорьев г.С., Гриншкун В.В. Информационные и коммуникационные технологии в современном открытом образовании: [Электронный ресурс] http://www.idorudn.ru.
8. Гуревич, П.С. Психология и педагогика: Учебник для бакалавров / П.С. Гуревич. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 479 с.
9. Гуслова, М.Н. Инновационные педагогические технологии: Учебное пособие для студентов учреждений сред.проф. образования / М.Н. Гуслова. - М.: ИЦ Академия, 2013. - 288 с.
10. Далматов, Б.И. Методика обучения информатике: Учебное пособие / Б.И. Далматов. - СПб.: Лань, 2016. - 384 с.
11. Демиденко, М.В. Педагогическая психология: Методики и тесты / М.В. Демиденко, А.И. Клюева. - Самара: БАХРАХ-М, 2004. - 144 с.
12. Дидактика средней школы /под ред. М. Н. Скаткина. М. : Просвещение, 1982
13. Зимина, О.В. Печатные и электронные учебные издания в современном высшем образовании: теория, методика, практика / О.В. Зимина.— М.: Изд-во МЭИ, 2003.— 336 с.
14. Идентичность: юность и кризис: Пер. с англ./ Общ. ред. и предисл. Толстых А. В. - М.: Издательская группа "Прогресс", 1996. - 344 с.
15. Кишкель, Е.Н. Совершенствование методики разработки учебника (На примере учебников по управлению для среднего профессионального образования): Дис. канд. пед. наук: 13.00.08: Москва, 2003
16. Комплексное учебно-методическое обеспечение образовательного процесса: метод. пособие/ сост. Т. г. Аргунова, И. П. Пастухова — М.: Библиотека журнала “СПО”, 2006 — 112 с.
17. Лабораторная работа № 39 Тема: Техническое обслуживание и текущий ремонт системы смазки двигателя chrome-extension://efaidnbmnnnibpcajpcglclefindmkaj/https://xn--q1aac7b.xn--p1ai/%D0%A1%D1%8D%D1%82/%D0%94%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%B0%D0%BD%D1%86%D0%B8%D0%BE%D0%BD%D0%BD%D0%BE%D0%B5/!/%D0%9C%D0%B5%D1%85%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B7%D0%B0%D1%86%D0%B8%D1%8F%20%D0%B8%20%D0%B0%D0%B2%D1%82%D0%BE%D1%82%D1%80%D0%B0%D0%BD%D1%81%D0%BF%D0%BE%D1%80%D1%82/%D0%A2%D0%9E171/21%20%D0%B0%D0%BF%D1%80%D0%B5%D0%BB%D1%8F/%D0%BF.172%20%D0%9A%D0%A2%D0%9F%20%D0%9F%D1%80%D0%B0%D0%BA%D1%82%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F%20%D1%80%D0%B0%D0%B1%D0%BE%D1%82%D0%B0%20%D0%A2%D0%9E%20%D1%81%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%BC%D1%8B%20%D1%81%D0%BC%D0%B0%D0%B7%D0%BA%D0%B8%20%D0%B0%D0%B2%D1%82%D0%BE%D0%BC%D0%BE%D0%B1%D0%B8%D0%BB%D1%8F%20(pdf.io).pdf
18. Методическое пособие для преподавателей, готовящих обучающихся по профессии 23.01.03«Автомеханик» http://politeheao.ru/attachments/483_%D0%9C%D0%B5%D1%82%D0%BE%D0%B4%D1%80%D0%B0%D0%B7.%20%D0%BF%D0%BE%20%D1%83%D1%81%D1%82%D1%80%D0%BE%D0%B9%D1%81%D1%82%D0%B2%D1%83%20%D0%B0%D0%B2%D1%82%D0%BE%D0%BC%D0%BE%D0%B1.,%20%D0%96%D1%83%D1%80%D0%B0%D0%B2%D0%BB%D0%B5%D0%B2.pdf
19. Педагогика. Принцип наглядности [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.pedpro.ru/theory/11/182.htm
20. Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка. – М.: Римис, 2008.
21. Понятие принципа обучения [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://studme.org/49807/pedagogika/printsipy_obucheniya
22. Принцип наглядности в дидактике [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://psylist.net/pedagogika/00320.htm
23. Рабочая тетрадь по предмету «Устройство автомобиля» раздел «Механизмы и системы двигателя». Текст: электронный. URL: https://nsportal.ru/npo-spo/selskoe-i-rybnoe-khozyaistvo/library/2019/03/06/rabochaya-tetrad-po-predmetu-ustroystvo .
24. Реализация принципа наглядности [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://infourok.ru/realizaciya-principa-naglyadnosti-v-processe-obucheniya-detey-3130704.html
25. Реестр профессиональных стандартов. Текст: электронный. URL: http://profstandart.rosmintrud.ru/obshchiy-informatsionnyy-blok/natsionalnyy-reestr-professionalnykh-standartov/reestr-professionalnykh-standartov/.
26. Саадуев, М.С. О некоторых аспектах проблемы обновления учебно-методического обеспечения образовательного процесса в вузе [Текст] / М.С. Саадуев // Проблемы и перспективы развития образования: материалы междунар. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2011 г.).Т. II.— Пермь: Меркурий, 2011.— с. 129–132., С. 129–132
27. Сазонова Л.И. Моделирование учебно-методического обеспечения компьютерной подготовки учащихся: автореф. дис. …канд. пед. наук. — Барнаул, 2000. –18 с.
28. Сауров, Ю.А. Теория и методика обучения физике: Курс лекций. Часть I. – Киров; Из-во Вятского ГПУ, 1998. – 48 с
29. Сластенин В. А., Исаев И. Ф., Шиянов Е. Н. Общая педагогика: в 2 ч. / под ред. В. А. Сластенина. Ч. 1. М. : ВЛАДОС, 2003.
30. Учебно-методическое обеспечение дисциплин https://edu.sfu-kras.ru/umo
31. Федеральный государственный образовательный стандарт по специальности. Текст: электронный. URL: https://tmt72.ru/wp-content/uploads/2017/01/FGOS-23.02.07-Tehnicheskoe-obsluzhivanie-i-remont-dvigatelej.pdf.
32. Хлыстиков Е.С.Рабочая программа профессионального модуля «ПМ.01 Техническое обслуживание и ремонт автотранспортных средств.». Камышлов , ГАПОУ СО «Камышловский техникум промышленности и транспорта», 2021. - 22 с.
33. Чекалева Н.В. Теоретические основы учебно-методического обеспечения процесса изучения педагогических дисциплин в педагогическом вузе: автореф. дис. …док. пед. наук. — СПб, 1998. –46 с.