Особенности развития эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста
Заказать уникальную дипломную работу- 62 62 страницы
- 42 + 42 источника
- Добавлена 23.02.2024
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
Введение 3
Глава 1. Теоретические особенности развития эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста 6
1.1. Эмоциональный интеллект и его характеристика 6
1.2. Психолого-педагогические особенности детей дошкольного возраста 16
1.3. Способы развития эмоционального интеллекта дошкольников 23
Глава 2. Экспериментальная работа по развитию эмоционального интеллекта детей дошкольного возраста 36
2.1. Описание экспериментальной работы 36
2.2. Результаты экспериментальной работы 39
2.3. Рекомендации по развитию эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста 45
Заключение 55
Список использованной литературы 58
Они смогли правильно подобрать эмоции исходя из заданных ситуаций. Так, если ситуация предполагала расстроенное настроение, то дети указывали грустное лицо. При радостных событиях лицо было радостным. Свой выбор дети данной группы смогли аргументировать.Средний уровеньсформированности умения распознавать эмоции показало 40% опрошенных детей старшего дошкольного возраста (4 человека). Они не смогли верно интерпретировать эмоциональное состояние ситуаций или имели тревожность при выборе нужного лица. Например, в ситуации «Дети убирают игрушки» некоторые дошкольники указали грусть, так как если они этого не сделают, то на них будут ругаться. Или же в ситуации «Пора кушать суп» дети также указывали грустное эмоциональное состояние, отмечая, что не любят суп.К низкому уровню сформированности умения распознавать эмоции относится 30% опрошенных детей старшего дошкольного возраста (3 человека). Они не смогли верно указать эмоции, которые могут испытывать в различных ситуациях. Дети данного уровня долго думали, сомневались и не аргументировали свой выбор. Это указывает, что эмоциональный интеллект у данной группы детей не сформирован в достаточной мере.В целом, обработав полученные результаты, мы отметили, что уровень сформированности умения распознавать эмоции у детей старшего дошкольного возраста недостаточный для утверждения о гармонично развитом эмоциональном интеллекте. Необходима дальнейшая целенаправленная работа по развитию знаний и умений в области эмоциональной сферы детей.2. «Определи свои эмоции» (Авторы:А.А. Ошкина, И.Г. Цыганкова).Результаты данной методики представлены на диаграмме (рис. 7).Рисунок 7 – Результаты методики «Определи свои эмоции»Согласно полученным данным, половина опрошенных детей старшего дошкольного возраста показало средний уровень сформированности умения распознавать собственные эмоции.30% опрошенных детей старшего дошкольного возраста (3 человека) показали высокий уровень сформированности умения распознавать собственные эмоции. Они смогли верно трактовать эмоции, которые чувствовали бы при конкретных ситуациях, при этом, они указывали разнообразные эмоции: грусть, радость, тоска, восхищение и т.д. Это указывает на обширные знания относительно различия эмоциональных состояний.Средний уровень сформированности умения распознавать собственные эмоции показало 50% опрошенных (5 человек). Они не всегда указывали верные эмоции, представляя себя на месте персонажа рассказа. Например, один из дошкольников указал, что если бы он порвал книгу, то был бы рад, так как не любит читать. Это указывает на то, что дети данной группы не всегда могут верно выражать эмоции, что может негативно отразиться на их социализации.Низкий уровень сформированности умения распознавать собственные эмоции показало 20% опрошенных детей старшего дошкольного возраста (2 человека). Они не смогли понять свои эмоции в предложенных ситуациях, долго думали и выдавали по несколько вариантов ответов.В целом, проведя анализ результатов данной методики, мы можем отметить, что восприятие собственных эмоций дает детям старшего дошкольного возраста достаточно сложно. Они не всегда понимают, как смогут отреагировать на ту или иную ситуацию.3. «Как улучшить своё эмоциональное состояние» (Авторы:А.А. Ошкина, И.Г. Цыганкова, модификация).Результаты данной методики представлены на диаграмме (рис. 8).Рисунок 8 – Результаты методики «Как улучшить своё эмоциональное состояние»Согласно полученным данным методики «Как улучшить своё эмоциональное состояние», большая часть опрошенных детей старшего дошкольного возраста показали средний и низкий уровни сформированности умения контролировать свои эмоции.Лишь 20% опрошенных детей старшего дошкольного возраста (2 человека) показали высокий уровень сформированности умения контролировать свои эмоции. Так, дошкольники данной группы смогли отметить, что если они разозлятся, то могут сначала отдохнуть, а потом придумать, как решить возникшую проблему. Также, некоторые дошкольники предложили заняться спортом и сделать зарядку, чтобы стать более спокойными.40% опрошенных детей старшего дошкольного возраста (4 человека) показали средний уровень сформированности умения контролировать свои эмоции. Они не всегда могли предложить решение для смены негативных эмоций. Например, при эмоциональном состоянии грусти некоторые дошкольники предложили подождать, как грусть пройдет и не выбрали ни одного изображения с действиями, которые помогли бы преодолеть им грусть (например, послушать музыку или съесть любимый фрукт).И 40% опрошенных старших дошкольников (4 человека) показали низкий уровень сформированности умения контролировать свои эмоции. Они не смогли выбрать изображения с действиями, которые бы помогли им избавиться от негативных эмоций. Таким образом, большая часть опрошенных детей старшего дошкольного возраста не способны справляться с негативными эмоциями. Им трудно преодолевать злость, грусть и тревожность.4. «Картинки» (Авторы:О.Е. Смирнова, В.М. Холмогорова).Результаты данной методики представлены на диаграмме (рис. 9).Рисунок 9 – Результаты методики «Картинки»Согласно данным, полученным в ходе анализа результатов методики «Картинки», большая часть опрошенных детей старшего дошкольного возраста показало средний уровень сформированностиэмпатии.Так, высокий уровень сформированностиэмпатии показало лишь 20% опрошенных детей старшего дошкольного возраста (2 человека). Они смогли указать, что если у сверстника кто-то сломает игрушки, то он поддержит его и постарается успокоить. Например, предложит поиграть в свои игрушки. В ситуации, когда у ребенка портится тетрадка, дошкольники данной группы предложили поделиться листочком из своей тетрадки. Это указывает, что лишь малая часть опрошенных детей умеют сопереживать и поддерживать сверстников.60% опрошенных детей старшего дошкольного возраста (6 человек) не всегда умеют проявлять эмпатию. Например, некоторые дошкольники данной группы указали, что не стали бы помогать сверстнику, если бы у него отобрали игрушку. Это указывает нам на то, что не все дети старшего дошкольного возраста смогут поддержать сверстников в случившихся ситуациях.И 20% опрошенных старших дошкольников (2 человека) показали низкий уровень сформированностиэмпатии. Они не проявили сочувствия и сопереживания относительно заданных ситуаций.Проанализировав результаты всех диагностических методик, мы можем сделать вывод, что уровень сформированности эмоционального интеллекта у детей старшего дошкольного возраста является недостаточным для успешной дальнейшей социализации. Не все дошкольники способны распознавать, грамотно выражать и контролировать эмоции. Это указывает на необходимость в реализации целенаправленной работы по развитию уровня сформированности эмоционального интеллекта среди детей старшего дошкольного возраста.2.3. Рекомендации по развитию эмоционального интеллекта у детей дошкольного возрастаНами были определены наиболее эффективные методы и приемы, способствующие развитию эмоционального интеллекта детей старшего дошкольного возраста.1. Работа с любимой игрушкой.Для проведения данного занятия детям дошкольного возраста необходимо принести с собой в группу любимую плюшевую игрушку. Далее все дети рассаживаются в круг, и каждый ребенок по очереди рассказывает о своей игрушке. На данном этапе необходимо обратить внимание ребенка на то, как он играет с ней, что он делает с игрушкой, когда ему грустно или весело. В результате, ребенок учится воспринимать свои эмоции: например, когда ему грустно н хочет быстрее обнять своего плюшевого друга, а когда он злится, то может бросить ее и т.д.Такая работа позволит ребенку сформировать умение оценивать свои эмоции, что в дальнейшем поможет ему контролировать и регулировать свое эмоциональное состояние.2. Беседа.На этапе старшего дошкольного возраста беседа играет особенно важную роль в процессе обучения и воспитания. Она позволяет детям познакомиться с различными эмоциями и настроениями, которые могут возникать у людей. Беседа является не только средством передачи информации, но также способом развития речи и общения. Через активное обсуждение различных ситуаций и эмоций, дети учатся анализировать и выражать свои чувства, а также понимать, что эмоции могут меняться у каждого человека и влиять на его настроение.Беседы могут проводиться как в формальной образовательной среде, так и в неформальной обстановке, например, во время игровых моментов или на прогулке. Важно создавать комфортную атмосферу, где каждый ребенок имеет возможность высказать свои мысли и вопросы, а также быть внимательным к эмоциональному состоянию каждого ребенка. Благодаря беседам, воспитатели могут помочь детям развивать свою эмоциональную грамотность и способность эффективно общаться с окружающими.3. Использование наглядности. На этапе целенаправленной работы по развитию эмоционального интеллекта воспитателям, педагогам и психологам необходимо обратить внимание детей на существующие эмоциональные состояния. Для этого можно использовать плакаты, фотографии, карточки со смайликами и т.д.Например, в группе можно повесить плакат с эмоциями и чувствами (рис. 10).Рисунок 10 – Пример плакатаДля более детальной работы с детьми старшего дошкольного возраста можно предложить карточки, не имеющих название эмоций (рис. 11).Рисунок 11 – Пример карточекРаботу над карточками можно проводить в разных формах:1) фронтально, когда проходит беседа со всеми дошкольниками. Для этого необходимо по очереди показывать детям карточки и узнавать, какие эмоции и чувства они видят и что на это указывает. Необходимо обращать внимание детей на мимику, жесты и общее состояние;2) в групповой форме, когда каждая группа детей получает одну карточку. Их задача – определить эмоцию и рассказать о ней. Данная работа хороша тем, что дети обмениваются между собой своими мыслями и идеями для лучшего понимания эмоционального состояния человека, изображенного на картинке;3) индивидуально, где дошкольнику показывается карточка и ему самому необходимо определить эмоции и состояние на изображении.Можно предложить дошкольникам различные игры с карточками. Например, дошкольник получает карточки с различными эмоциями. Его задача – распределить карточки относительно эмоций – положительные и отрицательные. Такую игру можно провести как в индивидуальной форме, так и в групповой.Таким образом, наглядность играет большую роль в формировании эмоционального интеллекта на этапе старшего дошкольного возраста.4. Дневник или календарь настроения.Для целенаправленного развития эмоционального интеллекта детей старшего дошкольного возраста необходимо развивать умение отслеживать свои эмоции. Можно предложить старшим дошкольникам следить за своими эмоциями и указывать настроение каждый день, используя смайлики, вырезанные из бумаги. Ребенок утром, приходя в сад будет выбирать, какое у него сегодня состояние (грустное, радостное, игривое и т.д.).Для реализации дневника эмоций можно использовать распечатанный лист. Он будет храниться у ребенка в шкафчике. Перед началом занятий дети достают свои листочки и указывают свое настроение на день (рис. 12).Рисунок 12 – Пример дневника эмоций5. Игровая деятельность.Игра – неотъемлемая часть деятельности детей старшего дошкольного возраста. Через игру можно не только познакомиться с эмоциями, но и сформировать умение лучше их понимать.Например, можно предложить детям поиграть в актеров. Один из дошкольников выходит на импровизированную сцену, а другие дети являются зрителями. Ребенку-актеру дается эмоция, которую нужно показать. А зрители будут угадывать, что это за эмоция.Также, можно предложить детям поиграть в мяч эмоций. Для этого дошкольники рассаживаются в круг. Мячик по очереди переходит от одного ребенка к другому. Тот, кто бросает мяч, должен назвать эмоцию для следующего игрока. Когда мяч находится в руках дошкольника, то он показывает эмоцию, и бросает мяч далее. 6. Рассуждение случаев.Для данного приема дети садятся в круг, а воспитатель рассказывает какую либо историю. Задача детей – понять, какие эмоции испытывают герои данных рассказов.Например, воспитатель рассказывает детям следующую историю: «Мальчик Петя шел утром в школу. Ночью прошел дождь, и вокруг было много луж. Петя нес в руке рюкзак и не удержал его. Рюкзак угодил прямо в лужу».Далее, воспитатель может задать ряд вопросов:Что чувствует Петя?Что бы вы чувствовали, если бы уронили свои вещи в лужу? И т.д.7. Отслеживание реакции тела.Такой прием формирует умение изучать эмоции относительно действий тела. Для этого можно посмотреть обучающие видео или мультфильми и порассуждать, что делают герои, когда злятся или радуются.8. Фотовыставка.Этот прием позволит детям старшего дошкольного возраста понять, что мир их эмоций велик и многообразен. В течение какого-то промежутка времени воспитатель периодически фотографирует эмоции детей, после чего устраивает выставку в группе. Дети могут рассматривать свои эмоции и обсуждать свое состояние.9. Чтение и обсуждение произведений художественной литературы.Современные литературные произведения для детей не только развлекают, но и играют значимую роль в формировании эмоционального интеллекта маленьких читателей. В них отражается огромный спектр эмоций, которые герои переживают: радость, горе, страх, смущение и многое другое. Изучение этих эмоций через прозу и поэзию становится эффективным методом, помогающим детям старшего дошкольного возраста понимать и управлять своими эмоциями.Прочитав книжку о забавных приключениях персонажей или о печальных событиях, ребенок переживает всю гамму эмоций вместе с героями. Он сопереживает герою, радуется его успехам, плачет вместе с ним в грустных моментах. Все эти переживания вызывают активную реакцию внутреннего мира ребенка, помогая ему осознать и выразить свои собственные эмоции.10. Арт-терапия.Творчество помогает не только реализовать таланты и способности детей дошкольного возраста, но и может стать отличным способом для развития эмоционального интеллекта. Благодаря изучению цвета ребенок сможет соотносить их оттенки с эмоциями. А с помощью анализа картин, он сможет понимать, какое настроение пытался изобразить художник. На занятиях с детьми старшего дошкольного возраста можно предложить им нарисовать «круг эмоций» (рис. 13).Рисунок 13 – Пример задания «круг эмоций»Так, с помощью цвета, фигур и линий дети смогут передать свое понимание различных эмоций: злость, радость, счастье, любовь, гнев и т.д.Эмоциональный интеллект представляет собой умение понимать и управлять своими эмоциями, а также учитывать и понимать эмоциональные состояния других людей. Чтение художественной литературы для детей старшего дошкольного возраста помогает формировать и развивать эмоциональный интеллект. Дети, проникаясь чувствами героев, учатся распознавать и называть свои эмоции, а также понимать и сопереживать эмоциональные состояния окружающих. Все это способствует развитию эмоциональной компетентности и позволяет детям лучше адаптироваться в социальной среде.Например, можно предложить детям старшего дошкольного возраста подумать над произведением Л.Н. Толстого «Белка и волк». После прочтения данного произведения можно задать вопросы относительно эмоций и чувств героев.Развитие эмоционального интеллекта играет ключевую роль в формировании личности и успехе в жизни. Поэтому тренировка для развития эмоционального интеллекта должна иметь целый ряд задач и целей, чтобы полноценно развить этот важнейший аспект личности.Знание собственных эмоций - это первый шаг на пути развития эмоционального интеллекта. Понимая и распознавая свои эмоции, дошкольники смогут лучше контролировать свои реакции и поведение.Контроль собственных эмоций - это навык, который необходим для эффективного взаимодействия с окружающими. Умение управлять своими эмоциями помогает детям старшего дошкольного возраста избегать конфликтов и создает более гармоничные отношения в группе сверстников.Однако развитие эмоционального интеллекта не ограничивается только знанием и контролем своих эмоций. Важной частью этого процесса является умение проявлять сочувствие и сопереживание к другим людям.Сочувствие и сопереживание - это способность поставить себя на место других, понять их эмоции и поддержать их в трудные моменты. Это делает ребенка дошкольного возраста более эмпатичным, а также способствует установлению качественных отношений с окружающими.Мотивация - важный аспект эмоционального интеллекта, который помогает старшим дошкольникам преодолевать трудности и достигать своих целей. Умение мотивировать себя и других - это ключевая черта успешных людей, которая может быть развита через тренировку эмоционального интеллекта.Разрешение конфликтов - это еще одна цель тренировки для развития эмоционального интеллекта. Умение эффективно разрешать конфликты дает возможность дошкольникам сохранять мирные и доверительные отношения с окружающими людьми.В итоге, развитие эмоционального интеллекта должно стать неотъемлемой частью образования, не зависимо от возраста. Оно позволяет детям и взрослым контролировать свои эмоции, разрешать конфликты и устанавливать качественные отношения. Родители и воспитатели имеют важную роль в подготовке детей старшего дошкольного возраста к формированию эмоционального интеллектаи его дальнейшего развития.ЗаключениеЭмоциональный интеллект – это сформированное умение определять и грамотно использовать свои эмоции в жизнедеятельности. Так, грамотное распределение эмоциями помогает избегать стресс и преодолевать возникшие трудности. Кроме того, эмоциональный интеллект позволяет человеку определять эмоции других людей, что сказывается на их взаимоотношениях. Можно рассматривать эмоциональный интеллект и как способность к успешной адаптации.Одним из важнейших направлений профессиональной деятельности педагога, согласно Л. С. Выготскому, является эмоциональное развитие детей дошкольного возраста. Эмоции играют ключевую роль в психической жизни человека, особенно в жизни ребенка. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования в России отражает требование развития социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости и сопереживания у дошкольников. Однако, для достижения этих целей, необходимо понимание того, какие факторы влияют на эмоциональное развитие детей дошкольного возраста.Влияние различных факторов на эмоциональное развитие детей дошкольного возраста является сложной и многогранной проблемой. В первую очередь, семья играет важную роль в формировании эмоциональной сферы ребенка. Воспитание, эмоциональная поддержка, общение в семье - все это оказывает непосредственное влияние на эмоциональное развитие ребенка. Однако помимо семьи, значительное влияние на эмоциональное развитие детей также оказывают детский сад, социальная среда и методы и приемы воспитания и образования, используемые в дошкольных учреждениях. Важно отметить, что этап дошкольного периода является одним из ключевых в определении дальнейшего развития и становления ребенка. Так, происходит активное физическое развитие всего организма. У дошкольника регулярно увеличивается рост и масса тела, а его мозг постоянно развивается. Это сказывается и на интенсивном развитии нервной деятельности и всех психических процессов: памяти, мышления, воображения, внимания, силы воли и т.д.Такое полноценное и всестороннее развитие организма ребенка дошкольного возраста дает возможность для последующего развития эмоционально-волевой и познавательной сфер деятельности. Результатом становится сформированная личность старшего дошкольника, имеющего собственное мировоззрение при реализации всех сфер деятельности. Именно активное развитие дошкольника указывает на актуальность изучения и поддержку ребенка со стороны взрослых: родителей, близких и членов семьи, а также воспитателей, педагогов и психологов дошкольного учрежденияСтоит отметить, что старший дошкольный возраст является наиболее благоприятным для развития эмоционального интеллекта. У ребенка происходит активное физическое и психологическое развитие. Умение понимать, распознавать и контролировать эмоции – важный аспект для избежания трудностей и стрессовых ситуаций. Дошкольники, которые научаться управлять своими эмоциями, регулировать негативные эмоции, смогут более успешно адаптироваться к окружающей действительности.Также, сформированный эмоциональный интеллект на дошкольном этапе поможет детям в реализации коммуникативной деятельности. В результате, они смогут выстроить грамотные межличностные отношения, при чем как со сверстниками, так и со взрослыми.Таким образом, эмоциональное развитие детей дошкольного возраста является одной из главных задач педагогической работы. Важно учитывать все факторы, которые могут влиять на формирование эмоциональной сферы ребенка, и создать оптимальные условия для его развития.Для изучения уровня сформированности эмоционального интеллекта детей старшего дошкольного возраста нами были определены критерии эмоционального интеллекта и подобраны соответствующие диагностические методики.Проанализировав результаты всех диагностических методик, мы можем сделать вывод, что уровень сформированности эмоционального интеллекта у детей старшего дошкольного возраста является недостаточным для успешной дальнейшей социализации. Не все дошкольники способны распознавать, грамотно выражать и контролировать эмоции. Это указывает на необходимость в реализации целенаправленной работы по развитию уровня сформированности эмоционального интеллекта среди детей старшего дошкольного возраста.Развитие эмоционального интеллекта должно стать неотъемлемой частью образования и воспитания на этапе дошкольного обучения. Оно позволяет детям и взрослым контролировать свои эмоции, разрешать конфликты и устанавливать качественные отношения. Родители и воспитатели имеют важную роль в подготовке детей старшего дошкольного возраста к формированию эмоционального интеллекта и его дальнейшего развития.Список использованной литературыАбрамова, А. А. Развитие эмоционального интеллекта старших дошкольников / А. А. Абрамова // Актуальные проблемы дошкольного образования. – Челябинск: ЗАО "Библиотека А. Миллера", 2020. – С. 9-12.Аникина, А. П. Развитие эмоционального интеллекта у старших дошкольников / А. П. Аникина, М. С. Барабанова // Наука и школа. – 2020. – № 3. – С. 197-204.Анохина А.С., Токарева О.А. Психофизиологические основы эмоционального интеллекта // Проблемы современного педагогического образования. 2018. № 58-2. –С. 311-314.Бугакова, О. Ю. Теоретические основы развития эмоционального интеллекта старших дошкольников / О. Ю. Бугакова // Модернизация образования: проблемы общего, среднего профессионального и высшего образования. – Рязань: Индивидуальный предприниматель Коняхин Александр Викторович, 2020. – С. 259-264.Выготский Л.С. Проблема возраста // Хрестоматия по детской психологии: от младенца до подростка / Под ред. Г.В. Бурменской. – 2-е изд. – М.: МПСИ, 2010 51–67 с.Гиниятуллина, Э. Д. Развитие эмоционального интеллекта дошкольника / Э. Д. Гиниятуллина // Universum: психология и образование. – 2019. – № 2(56). – С. 9-11.Готтман Д. Эмоциональный интеллект ребенка. Практическое руководство для родителей / Д. Готтман. - М.: Манн, Иванов и Фербер, 2018 - 272 с.Ежкова Н.С. Педагогическая поддержка эмоционального развития детей дошкольного возраста: монография. – Тула: Изд-во Тул. Гос. Пед.ун-та им. Л.Н. Толстого, 2015. – 134 с. Ежкова, Н. С. Профессиональная готовность воспитателей к развитию эмоционального интеллекта у дошкольников / Н. С. Ежкова, М. Г. Юдина // Дошкольник. Методика и практика воспитания и обучения. – 2022. – № 1. – С. 27-30. Жевненкова, С. Л. Использование игр для развития эмоционального интеллекта дошкольников / С. Л. Жевненкова, Н. М. Соколова // Образование в Кировской области. – 2023. – № 1(65). – С. 43-45.Закурдаева, И. Г. Развитие эмоционального интеллекта дошкольников / И. Г. Закурдаева // Всероссийский форум молодых исследователей - 2023. – Петрозаводск: Международный центр научного партнерства «Новая Наука» (ИП Ивановская И.И.), 2023. – С. 82-87.Карелина, И. О. Динамика развития у дошкольников эмоционального интеллекта как способности к пониманию и регуляции эмоций / И. О. Карелина // Социосфера. – 2020. – № 4. – С. 62-74.Карелина, И. О. Эмоциональный интеллект дошкольника: социализация понимания эмоций : избранные научные статьи / И. О. Карелина. – Прага, 2021. – 175 с.Каримова, Л. С. Развитие эмоционального интеллекта дошкольника / Л. С. Каримова // Вопросы педагогики. – 2023. – № 11-2. – С. 44-46.Кирченко, М. В. Развитие эмоционального интеллекта дошкольников / М. В. Кирченко // Сборник статей Международной научно-практической конференции. – Саратов: Общество с ограниченной ответственностью "Аэтерна", 2019. – С. 91-96.Кошман, Н. В. Роль эмоционального интеллекта в развитии личности дошкольника / Н. В. Кошман, А. Т. Алсуфьева // Управление развитием образования. – 2023. – № 1. – С. 81-84.Куракина, А. О. Эмоциональный интеллект дошкольника: структура, условия и механизмы развития / А. О. Куракина. – Ижевск : Ижевский институт компьютерных исследований, 2013. – 102 с.Кучеренко, А. Л. К вопросу о способах развития эмоционального интеллекта / А. Л. Кучеренко // Вестник Казанского государственного университета культуры и искусств. – 2023. – № 2. – С. 50-56.Леонтьев А.Н. Психологические основы развития ребенка и обучения: Авторский сборник. – М.: Смысл, 2011 426 с.Лисина М.И. Общение, личность и психика ребенка. – СПб.: Питер, 2010. – 410 с.Люсин, Д.В. Современные представления об эмоциональном интеллекте / Д.В. Люсин // Социальный интеллект. Теория, измерение, исследования. Под ред. Д.В. Ушакова, Д.В. Люсина. -М.; Институт психологии РАН, 2004. -С.29-39.Маклаков, А.Г. Общая психология: Учебник для вузов / А.Г. Маклаков. – СПб.: Питер, 2017 – 583 с.Мещерякова, М. И. Изучение эмоционального интеллекта: возникновение понятия «эмоциональный интеллект», его компонентов и функций / М. И. Мещерякова // Модернизация российского общества и образования: новые экономические ориентиры, стратегии управления, вопросы правоприменения и подготовки кадров. – Таганрог: Таганрогский институт управления и экономики, 2022. – С. 762-765.Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. – М.: «Академия», 2016 − 255 с.Осипова, Ю. Н. Развитие эмоционального интеллекта как одно из направлений социально-коммуникативного развития дошкольников / Ю. Н. Осипова // Проблемы и перспективы развития дошкольного образования. – Нижний Новгород: федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина", 2023. – С. 231-233.Савенков А.И. Педагогическая психология: учебник для бакалавров/А.И. Савенков. 2-е изд., перераб. и доп. –М.: Юрайт, 2012. –659 с.Савенкова Т.Д. Развитие социального интеллекта дошкольников. Учебное пособие. -М.; 2020. - 1436 с.Савенкова, Т. Д. Развитие эмоционального интеллекта старших дошкольников как задача современного дошкольного образования / Т. Д. Савенкова // Ребенок в современном образовательном пространстве мегаполиса. – Москва: Московский городской педагогический университет, 2021. – С. 345-348.Скопцова, Н. С. Особенности развития эмоционального интеллекта старших дошкольников / Н. С. Скопцова // Ребенок в современном образовательном пространстве мегаполиса. – Москва: Институт педагогики и психологии образования, 2020. – С. 48-54.Смирнова, Е.О. Детская психология: учебник для вузов / Е.О. Смирнова – 3-е изд., перераб. – СПб.: Питер, 2022. – 304 с.Столяренко, Л.Д. Педагогическая психология / Л.Д. Столяренко. – Изд. 5-е, испр. – Ростов н/Д: Феникс, 2008 – 541 с.Ступницкий, В.П. Психология: учебник для бакалавров / В.П. Ступницкий, О.И. Щербакова, В.Е. Степанов. – М.: Издательско-торговая корпорация Дашков и К, 2021. – 520 с.Тращенкова, С. А. Развитие эмоционального интеллекта у дошкольников / С. А. Тращенкова // Наука России: Цели и задачи. – Екатеринбург: НИЦ "Л-Журнал", 2019. – С. 51-53.Физиология развития ребенка. Руководство по возрастной физиологии / под ред. М. М. Безруких, Д. А. Фарбер. - М.: Изд-во Моск. психол.-соц. ин-та; Воронеж: МОДЭК, 2010. - 768 с.Филатова, Н. В. Формирование эмоционального интеллекта у дошкольников / Н. В. Филатова // Россия и Европа: связь культуры и образования. – Прага: WorldPresss.r.o., 2017. – С. 195-196. Цаплина, О. В. Путеводитель по развитию эмоционального интеллекта дошкольника / О. В. Цаплина, С. Г. Яковлева // Методист. Дошкольное образование. – 2023. – № 2. – С. 8-15.Чернобровкин В. А., Тупикина Д. В. Развитие эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста // Экология, здоровье и безопасность в современном образовательном пространстве. –Магнитогорск: Магнитогорский государственный технический университет имени Г. И. Носова, 2018. –С. 86-91.Шапоренко, Л. А. Развитие эмоционального интеллекта дошкольников как необходимое условие развития и социализации личности ребенка / Л. А. Шапоренко // Наука и молодежь – 2023: взгляд в будущее : сборник статей, Издательство "ТЦ Сфера", 2023. – С. 269-273.Эльконин Д.Б. Венгер Л.А. Особенности психологического развития детей 6–7 летнего возраста. – М.: МГУ, 2015 – 284 с.Эльконин Д.Б. Детская психология. – М.: МГУ, 2016 – 328 с.Эчаварриа, А. А. Развитие эмоционального интеллекта старших дошкольников / А. А. Эчаварриа, Н. Ю. Костюнина // Актуальные проблемы педагогики и психологии : сборник научных трудов преподавателей, молодых ученых и студентов, посвященный 25-летию Российского общества Януша Корчака / Казанский (Приволжский) федеральный университет. Том Выпуск 19. – Казань: Отечество, 2016. – С. 168-170.
1. Абрамова, А. А. Развитие эмоционального интеллекта старших дошкольников / А. А. Абрамова // Актуальные проблемы дошкольного образования. – Челябинск: ЗАО "Библиотека А. Миллера", 2020. – С. 9-12.
2. Аникина, А. П. Развитие эмоционального интеллекта у старших дошкольников / А. П. Аникина, М. С. Барабанова // Наука и школа. – 2020. – № 3. – С. 197-204.
3. Анохина А.С., Токарева О.А. Психофизиологические основы эмоционального интеллекта // Проблемы современного педагогического образования. 2018. № 58-2. –С. 311-314.
4. Бугакова, О. Ю. Теоретические основы развития эмоционального интеллекта старших дошкольников / О. Ю. Бугакова // Модернизация образования: проблемы общего, среднего профессионального и высшего образования. – Рязань: Индивидуальный предприниматель Коняхин Александр Викторович, 2020. – С. 259-264.
5. Выготский Л.С. Проблема возраста // Хрестоматия по детской психологии: от младенца до подростка / Под ред. Г.В. Бурменской. – 2-е изд. – М.: МПСИ, 2010 51–67 с.
6. Гиниятуллина, Э. Д. Развитие эмоционального интеллекта дошкольника / Э. Д. Гиниятуллина // Universum: психология и образование. – 2019. – № 2(56). – С. 9-11.
7. Готтман Д. Эмоциональный интеллект ребенка. Практическое руководство для родителей / Д. Готтман. - М.: Манн, Иванов и Фербер, 2018 - 272 с.
8. Ежкова Н.С. Педагогическая поддержка эмоционального развития детей дошкольного возраста: монография. –Тула: Изд-во Тул. Гос. Пед.ун-та им. Л.Н. Толстого, 2015. – 134 с.
9. Ежкова, Н. С. Профессиональная готовность воспитателей к развитию эмоционального интеллекта у дошкольников / Н. С. Ежкова, М. Г. Юдина // Дошкольник. Методика и практика воспитания и обучения. – 2022. – № 1. – С. 27-30.
10. Жевненкова, С. Л. Использование игр для развития эмоционального интеллекта дошкольников / С. Л. Жевненкова, Н. М. Соколова // Образование в Кировской области. – 2023. – № 1(65). – С. 43-45.
11. Закурдаева, И. Г. Развитие эмоционального интеллекта дошкольников / И. Г. Закурдаева // Всероссийский форум молодых исследователей - 2023. – Петрозаводск: Международный центр научного партнерства «Новая Наука» (ИП Ивановская И.И.), 2023. – С. 82-87.
12. Карелина, И. О. Динамика развития у дошкольников эмоционального интеллекта как способности к пониманию и регуляции эмоций / И. О. Карелина // Социосфера. – 2020. – № 4. – С. 62-74.
13. Карелина, И. О. Эмоциональный интеллект дошкольника: социализация понимания эмоций : избранные научные статьи / И. О. Карелина. – Прага, 2021. – 175 с.
14. Каримова, Л. С. Развитие эмоционального интеллекта дошкольника / Л. С. Каримова // Вопросы педагогики. – 2023. – № 11-2. – С. 44-46.
15. Кирченко, М. В. Развитие эмоционального интеллекта дошкольников / М. В. Кирченко // Сборник статей Международной научно-практической конференции. – Саратов: Общество с ограниченной ответственностью "Аэтерна", 2019. – С. 91-96.
16. Кошман, Н. В. Роль эмоционального интеллекта в развитии личности дошкольника / Н. В. Кошман, А. Т. Алсуфьева // Управление развитием образования. – 2023. – № 1. – С. 81-84.
17. Куракина, А. О. Эмоциональный интеллект дошкольника: структура, условия и механизмы развития / А. О. Куракина. – Ижевск : Ижевский институт компьютерных исследований, 2013. – 102 с.
18. Кучеренко, А. Л. К вопросу о способах развития эмоционального интеллекта / А. Л. Кучеренко // Вестник Казанского государственного университета культуры и искусств. – 2023. – № 2. – С. 50-56.
19. Леонтьев А.Н. Психологические основы развития ребенка и обучения: Авторский сборник. – М.: Смысл, 2011 426 с.
20. Лисина М.И. Общение, личность и психика ребенка. –СПб.: Питер, 2010. –410 с.
21. Люсин, Д.В. Современные представления об эмоциональном интеллекте / Д.В. Люсин // Социальный интеллект. Теория, измерение, исследования. Под ред. Д.В. Ушакова, Д.В. Люсина. -М.; Институт психологии РАН, 2004. -С.29-39.
22. Маклаков, А.Г. Общая психология: Учебник для вузов / А.Г. Маклаков. – СПб.: Питер, 2017 – 583 с.
23. Мещерякова, М. И. Изучение эмоционального интеллекта: возникновение понятия «эмоциональный интеллект», его компонентов и функций / М. И. Мещерякова // Модернизация российского общества и образования: новые экономические ориентиры, стратегии управления, вопросы правоприменения и подготовки кадров. – Таганрог: Таганрогский институт управления и экономики, 2022. – С. 762-765.
24. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. – М.: «Академия», 2016 − 255 с.
25. Осипова, Ю. Н. Развитие эмоционального интеллекта как одно из направлений социально-коммуникативного развития дошкольников / Ю. Н. Осипова // Проблемы и перспективы развития дошкольного образования. – Нижний Новгород: федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина", 2023. – С. 231-233.
26. Савенков А.И. Педагогическая психология: учебник для бакалавров/А.И. Савенков. 2-е изд., перераб. и доп. –М.: Юрайт, 2012. –659 с.
27. Савенкова Т.Д. Развитие социального интеллекта дошкольников. Учебное пособие. -М.; 2020. - 1436 с.
28. Савенкова, Т. Д. Развитие эмоционального интеллекта старших дошкольников как задача современного дошкольного образования / Т. Д. Савенкова // Ребенок в современном образовательном пространстве мегаполиса. – Москва: Московский городской педагогический университет, 2021. – С. 345-348.
29. Скопцова, Н. С. Особенности развития эмоционального интеллекта старших дошкольников / Н. С. Скопцова // Ребенок в современном образовательном пространстве мегаполиса. – Москва: Институт педагогики и психологии образования, 2020. – С. 48-54.
30. Смирнова, Е.О. Детская психология: учебник для вузов / Е.О. Смирнова – 3-е изд., перераб. – СПб.: Питер, 2022. – 304 с.
31. Столяренко, Л.Д. Педагогическая психология / Л.Д. Столяренко. – Изд. 5-е, испр. – Ростов н/Д: Феникс, 2008 – 541 с.
32. Ступницкий, В.П. Психология: учебник для бакалавров / В.П. Ступницкий, О.И. Щербакова, В.Е. Степанов. – М.: Издательско-торговая корпорация Дашков и К, 2021. – 520 с.
33. Тращенкова, С. А. Развитие эмоционального интеллекта у дошкольников / С. А. Тращенкова // Наука России: Цели и задачи. – Екатеринбург: НИЦ "Л-Журнал", 2019. – С. 51-53.
34. Физиология развития ребенка. Руководство по возрастной физиологии / под ред. М. М. Безруких, Д. А. Фарбер. - М.: Изд-во Моск. психол.-соц. ин-та; Воронеж: МОДЭК, 2010. - 768 с.
35. Филатова, Н. В. Формирование эмоционального интеллекта у дошкольников / Н. В. Филатова // Россия и Европа: связь культуры и образования. – Прага: WorldPresss.r.o., 2017. – С. 195-196.
36. Цаплина, О. В. Путеводитель по развитию эмоционального интеллекта дошкольника / О. В. Цаплина, С. Г. Яковлева // Методист. Дошкольное образование. – 2023. – № 2. – С. 8-15.
37. Чернобровкин В. А., Тупикина Д. В. Развитие эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста // Экология, здоровье и безопасность в современном образовательном пространстве. –Магнитогорск: Магнитогорский государственный технический университет имени Г. И. Носова, 2018. –С. 86-91.
38. Шапоренко, Л. А. Развитие эмоционального интеллекта дошкольников как необходимое условие развития и социализации личности ребенка / Л. А. Шапоренко // Наука и молодежь – 2023: взгляд в будущее : сборник статей, Издательство "ТЦ Сфера", 2023. – С. 269-273.
39. Эльконин Д.Б. Венгер Л.А. Особенности психологического развития детей 6–7 летнего возраста. – М.: МГУ, 2015 – 284 с.
40. Эльконин Д.Б. Детская психология. – М.: МГУ, 2016 – 328 с.
41. Эчаварриа, А. А. Развитие эмоционального интеллекта старших дошкольников / А. А. Эчаварриа, Н. Ю. Костюнина // Актуальные проблемы педагогики и психологии : сборник научных трудов преподавателей, молодых ученых и студентов, посвященный 25-летию Российского общества Януша Корчака / Казанский (Приволжский) федеральный университет. Том Выпуск 19. – Казань: Отечество, 2016. – С. 168-170.