изучения Игнатий Брянчанинов о послушание

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Религиоведение
  • 29 29 страниц
  • 0 + 0 источников
  • Добавлена 22.02.2024
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
ВВЕДЕНИЕ 3
1.ЖИЗНЕОПИСАНИЕ СВТ. ИГНАТИЯ БРЯНЧАНИНОВА 7
1.1.Ранние годы жизни 7
1.2.Служение 8
2.ТРУДЫ СВТ. ИГНАТИЯ БРЯНЧАНИНОВА В АСПЕКТЕ ОТРАЖЕНИЯ СТЯЖАНИЯ ХРИСТИАНСКОГО ПОСЛУШАНИЯ 10
2.1 Учительный характер трудов свт. Игнатия Брянчанинова: пост и аскеза как пути достижения послушания и смирения 10
2.2 Искушения на пути обретения послушания 21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 27
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 29
Фрагмент для ознакомления

Божественная благодать обладает особой преображающей силой, она отличается воздействием на чувства, человеческий ум и волю. Она способствует освещению ума, услаждению чувств, укреплению к добру. Именно благодать помогает аскету выстоять перед всеми искушениями. Но вместе с тем, благодать касается только смиренных сердец, то есть, без добродетели смирения путь подвижничества является невозможным. Святитель об особой роли опытного в духовных делах руководителя для начинающих аскетов. Это также способствует укреплению в послушании.Очень важна и самособранность. Относительно самособранности можно сказать, что она является направленностью внимания аскета на себя и свои помыслы, дела. Данное состояние означает процесс пребывания в глубинах собственной души. Необходимо внимать себе и постоянно бодрствовать. Самособранность позволяет достичь чистоты ума, то есть, аскет избавляется от таких вещей, как разного рода греховные помыслы и суетные пожелания. Вне всякого сомнения, состояние святости и самоотречения – это удел немногих, избранных Богом. На пути к Богу многие препятствия могут мешать, направлять душу на иной, противоположный путь, в этом случае человек постигает не Богообщение, а прелесть – самообольщение, бесовский обман. И свт. Игнатий уделил этому особое внимание, так как подвижник должен знать, какие ошибки могут ему встретиться. Творения святителя – это замечательное руководство, которое способно уберечь христианина от вероятных преткновений, обнаружить подводные камни, которые скрываются на нашем личном пути к Богу.Истинное послушание – послушание Богу, Единому Богу. Тот, кто не может один, сам собой, подчиниться этому послушанию, берет себе в помощники человека, которому послушание Богу более знакомо. А не могут – люди с сильными порывами, потому что порывы уносят их. Святой Иоанн Лествичник сказал: «Отцы определили, что псалмопение – оружие, молитва – стена, непорочная слеза – умывальница, а блаженное послушание – исповедничество, без которого никто из страстных не узрит Господа» (4-я Степень). Если же руководитель начнет искать послушание себе, а не Богу, недостоин он быть руководителем ближнего! Он не слуга Божий! – Слуга диавола, его орудие, его сеть! «Не будите раби человеком» (1Кор.7:23), – завещает Апостол. [...]Итак, путь аскета – это путь непрестанной борьбы двух начал, противоположных сил – сил добра, способных поднять человека до божественного уровня, сил зла, которые увлекают человека в ад. От начинающего духовный путь аскета следует сразу же для себя выбрать сторону добра, а далее уже никогда не изменять выбранному пути. Внутренних противоречий у подвижника быть не должно. Для постоянного стремления к Богу и неуклонного развития в себе начал новой жизни начинающему аскету предписывается следующее правило: всеми силами хранить и питать в себе дух спасительной ревности о жизни в Боге. Хранение духа ревности о жизни по воле Божией есть великая и спасительная сила для начинающего подвижника. Эта сила для него и возбуждающая, и охраняющая, и руководящая, и спасающая.В аскетической практике в качестве начала зла выступает доверие всем помыслам и ощущениям, которые могут рождаться в естестве человека. Приведем следующие объяснения свт. Игнатия: «Ум наш имеет способность мышления и способность воображения; посредством первой он усваивает понятия о предметах, посредством второй усваивает себе образы предметов. Диавол, основываясь на первой способности, старается сообщить нам греховные помыслы, а основываясь на второй способности, старается запечатлеть соблазнительными изображениями».Мир падших духов является невидимым, но он реально влияет на человека, принося ложные ощущения, образы. И человек начинает эти ложные помышления и ощущения считать собственными и верными, истинными. Если душа усваивает эти ложные помышления и чувства, то человек утрачивает свободу духа, подлинное Богообщение остается ему недоступным. Пребывая в общении с духами отверженными, мы укрепляем собственные страсти, поддаемся прелести. Святитель Игнатий рассматривал, каким образом греховные обольщения способны воздействовать на нас и мешать послушанию. Изначально грех, прелесть начинают укореняться в образе мыслей человека, извращать его, а затем распространяются и на ощущения сердца. Если христианин является внимательным, то он может изначально распознать эти ложные помыслы и ощущения, так как они являются источником смущения, недоумения, высокоумия, тщеславной радости, самодовольства и т.д. Данные внушения начинают отвлекать от внимательной молитвы, а душа становится неспособной к покаянию. Легкомысленное отношение к помыслам и чувствам способно стать причиной серьезных ошибок, проблем в духовной жизни. Соответственно, важно вовремя эти явления отслеживать и искоренять. Как отмечал свт. Игнатий, во время молитвы с человеком, в частности, может произойти следующее: он начинает доверять своему воображению. Безусловно, ум человека наделен воображением от самой природы. Но в духовной жизни душа обращена в нематериальные сферы, а значит, действие воображения может таить в себе опасность. Это может выражаться в сочинении молящимся картин из Священного Писания, собственного состояния и т.д. Человек начинает льстить своему тщеславию, впадает в самообман.Соответственно, как отмечал свт. Игнатий, воображаемые и принимаемые в уме образы Спасителя, Божией Матери, ангелов, святых, всего, что относится к миру духовному, являются на самом деле не принадлежностью духовного мира, а лишь нашей субъективной мечтой и иллюзией, личиной истины. Более того, эти образы, впечатления становятся стеной между нашей душой и подлинным духовным миром, препятствуя уму молитвенно восходить к Богу.Святитель поясняет, что сочиняемые изображения мира невидимого делают ум как бы вещественным, низводя его от истинного и духовного к лживому и вещественному. При этом сердце оказывается неспособным к покаянию, поскольку оно начинает услаждаться образами мнимодуховного мира. Если же человек укосневает в таком состоянии, то являющиеся ему образы становятся чрезвычайно живыми, привлекательными. Безусловно, истинные святые получали Божественные видения, но это происходило только по Божественному благоволению. Святителем Игнатием приводится и еще одна ошибка, которая может иметь малоприметный характер. Тем не менее, это ошибка крайне опасная. Наше сердце склонно чувствовать, ощущать, а если чувства сердца в молитве принимают неправильной строй, то наступает гибель души. Эта ошибка может возникать, если человек стремится испытывать высокие духовные ощущения, намеренно настраивается, ищет в душе ощущения святые, благодатные, божественные. Стремление его становится настолько сильным, что он полагает, будто этих ощущений благодати достиг. Под видом благодатного чувства рождается тонкое тщеславие, сердце начинает наслаждаться собой. Если сердце не очищено, то это приводит к рождению мнимодуховного чувства. Такого рода неправильным действия сердца – мнение, что человек наделен добродетелями и достоинствами, что он наполнен дарами Святого Духа. Данное мнение составляется из ложных понятий и ложных ощущений; по этому свойству своему оно вполне принадлежит к области отца и представителя лжи – диавола. Святитель Игнатий постоянно акцентирует внимание на том, что в нашем состоянии падения и удаленности от Бога единственно дозволенным сердцу чувством и должно быть чувство нашей падшести, то есть чувство покаяния, печали о грехах. В противном случае человек впадает в многочисленные духовные заблуждения, которые таят в себе опасности. И подлинная духовная практика заменяется внешним соблюдением обрядов, которое к тому же, сопровождается завышенными ожиданиями, мнением о том, что человек уже достиг высокого духовного достоинства, благодатных даров. Соблюдая внешне все обряды, человек впадает в гордость, которая уводит его от духовного пути и Богообщения. Святитель Игнатий разбирал это явление на примере совершения поклонов из числа, любых телесных подвигов, направленных только к телу, но не затрагивающих дух. Такого рода подвиги совершенно не имеют в себе никакой спасительной силы, наоборот, они опять же способствуют превозношению человека. Как же следует поступать в этом случае? Святитель Игнатий советует пребывать в состоянии ровности, тишины и спокойствия, нищеты духа, удаляться от всех состояний, которые произведены посредством разгорячения крови и нервов. То есть, все должно происходит от Бога, никак иначе. В молитве вредны любые порывы, связанные с разгорячением нервов. Есть и еще одна опасная ошибка – это желание достижения духовного видения, доверие человека ко всему, что является из мира невидимого. Самообольщением можно считать сам факт ожидания такого рода явлений, ведь человек считает, что он уже достоин такого духовного дара. Святитель предостерегал от ожидания благодати. Такое ожидание таит в себе гордость. Святитель Игнатий рекомендовал любые чувственные видения воспринимать равнодушно. Чтобы понимать эти видения, надо четко различать добро и зло, тем не менее, не все способны к данному различению. Святитель Игнатий призывал обращаться к ощущениям духовным, которые способны явиться через просвещение как ума, так и сердца посредством истин Евангелия. ЗАКЛЮЧЕНИЕСвт. Игнатий Брянчанинов прославился как великий подвижник веры, аскет. Особое внимание в своих трудах он уделил пастырству, монашеству, которое рассматривалось святителем как величайший подвиг, который нужен обществу, служит нравственным примером смирения и послушания Божественной воле. Зарождение монашества произошло уже в самом начале христианских времен, таким образом, монашеский подвиг можно рассматривать как неотъемлемую часть христианской жизни. Монах сознательно выбирает путь отречения от мира, от земных желаний и страстей ради достижения высшей цели иночества – богопознания и спасения. Монашествующий подвиг предполагает тщательное изучение Евангелия, исполнение заповедей, смирение, отказ от того, что есть плотское, материальное. Послушание – это, в первую очередь, послушание Богу. Человек, вступающий на путь духовного совершенства, должен постоянно смирять свои желания и следовать Божественной воле. Особое значение в этой аскетической практике имеет пост. Ограничение в еде способствует обретению ясности ума. Молитвы, духовный и нравственный труд, пост, бдение – все это аскет должен делать сознательно. Пост и молитва – это тот фундамент, на котором осуществляется стяжание добродетелей. Святитель Игнатий предостерегал от того, чтобы предаваться только молитвам, или же только строгому посту, так как одно не может существовать без другого. И все это важно, чтобы понять истинную суть послушания как фундамента духовной христианской жизни. Общество времени свт. Игнатия Брянчанинова было подвержено таким негативным тенденциям, как формальное отношение к вере, отсутствие истинной веры, неумение молиться, обмирщение сознания и, как следствие, полное отсутствие умения следовать Божественной воле. И труды свт. Игнатия Брянчанинова помогали данные пороки преодолевать. Свт. Игнатий отмечал, что во многом от усилий человека и его усердии в стяжании смирения и послушания зависит дело приближения человека к Богу. Особое внимание свт. Игнатий уделял послушанию у аскетов. На духовном пути могут часто встречаться разного рода обольщения, соответственно, нужно бороться с ними, постоянно памятуя о собственной греховности. Аскетическое делание не может быть формальным, нельзя сводить все только лишь к внешнему исполнению обрядов, аскетизм исходит от души, от сердца человека. Если заменить служение внешним, то человек неминуемо впадает в гордость, в тщеславие, что совершенно не сочетается с послушанием. В целом, нельзя не сказать о том, что все идеи свт. Игнатия Брянчанинова актуальны, важны и сейчас, так как наше общество подвержено многочисленным порокам, отдалению от веры и Христа. И необходимо помнить о том, что подлинное послушание должно совершаться в уме и сердце, кроме того, истинное послушание связано с самоотвержением. Таков фундамент учения святителя Игнатия о послушании и его роли в христианской жизни. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

-