Формирование учебной самооценки у младших школьников.

Заказать уникальную дипломную работу
Тип работы: Дипломная работа
Предмет: Педагогика
  • 61 61 страница
  • 27 + 27 источников
  • Добавлена 30.07.2024
2 500 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ УЧЕБНОЙ САМООЦЕНКИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 8
1.1. Понятие учебной самооценки в психологии 8
1.2. Особенности учебной самооценки младших школьников 14
1.3. Педагогические условия формирования учебной самооценки у младших школьников на уроках 20
ГЛАВА 2. ПРАКТИКА ФОРМИРОВАНИЯ УЧЕБНОЙ САМООЦЕНКИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 25
2.1. Педагогическая диагностика учебной самооценки у младших школьников 25
2.2. Педагогические приемы формирования учебной самооценки у обучающихся в начальной школе 32
2.3. Рекомендации по формированию учебной самооценки на разных этапах урока в начальной школе 43
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 54
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 58
ПРИЛОЖЕНИЯ 61



Фрагмент для ознакомления

В ходе объяснения учитель акцентирует те операции, которые должен контролировать сам ученик – промежуточные результаты, соотнесение с образцом, проверка формул и преобразований и т.д. Пример в учебном диалоге:
Учитель: Итак, первый шаг при решении такой задачи – записать что?
Ученики: Данные!
Учитель: Правильно, все числовые данные. Давайте проверим, все ли данные вы записали в рабочую тетрадь после условия задачи.
Тем самым формируется рефлексивное отношение к процессу учебной работы, что расширяет в дальнейшем возможности школьника по оценке ее результативности.
. Первичная проверка понимания
На данном этапе важно организовать самостоятельное соотнесение учеником своей работы с эталоном, на основании чего он учится делать первичный вывод о степени усвоения. Это может быть самопроверка по готовому образцу ответа, сравнение с предъявляемым на слайде правильным решением и т.п. Полезен вариант оценки «по цветовой шкале»: красный цвет – есть ошибки, решение неверное; желтый – небольшие неточности в решении; зеленый – решение полностью правильное. Такая элементарная на данном этапе квази-оценка готовит почву для более развернутого последующего самооценивания.
4.Тренировочные упражнения
Данный этап призван обеспечить формирование навыков самоанализа допущенных ошибок, определения их возможных причин. Эффективны приемы коллективной учебной деятельности: обсуждение типичных ошибок, допущенных в ходе тренировочной работы, выявление возможных причин появления этих ошибок. Можно предложить составить обобщенную таблицу такого анализа:
Совместное заполнение такой таблицы, самостоятельный анализ своих типичных ошибок и поиск причин их возникновения вырабатывает ценнейший навык необходимой дистанцированности в оценке результатов собственной учебной работы. А на этой основе складывается и более точная учебная самооценка.
5. Обобщение и систематизация
Здесь акцент делается на стимулировании у обучающихся рефлексии относительного того, насколько эффективно у них идет процесс формирования соответствующих знаний и умений. Для этого полезно инициировать мини-опрос, дискуссию по пройденному на уроке материалу: что поняли, что осталось неясным, с какими трудностями столкнулись в усвоении, как это можно устранить и т.д. Такой метакогнитивный анализ расширяет у ребенка представление о собственном стиле учебной работы, помогает осознать индивидуальную логику овладения знаниями и навыками.
Контроль и самооценка
Кульминацией процесса формирования оценочной самостоятельности является этап собственно контроля и самооценки. Здесь важно максимально активизировать эту деятельность со стороны самих учеников. Наиболее действенный прием – предложение выполнить самостоятельную контрольную работу по изученному материалу, а затем оценить ее по критериям и самим сформулировать итоговую оценку, аргументировав ее. Такая техника вырабатывает способность не только давать отметку своим знаниям и умениям, но и рационально это обосновывать.
7. Итоговая рефлексия адекватности самооценки
Заключительным этапом целенаправленной работы с учебной самооценкой младших школьников должна стать итоговая рефлексия относительно адекватности их самооценки на данном этапе. С этой целью полезно организовать обсуждение выставленных самостоятельно и учителем оценок, сопоставить их. Предметом коллективного анализа должен стать вопрос: насколько оценки совпали, с чем это связано, какие выводы ученики могут сделать относительно реалистичности оценки собственных знаний и умений. Такой диалог не только развивает рефлексию, но и укрепляет мотивы дальнейшего самосовершенствования учебной деятельности на основе адекватной оценки своих возможностей.
Такова в общих чертах логика и конкретные приемы целенаправленной деятельности учителя по формированию у обучающихся в начальной школе такого важного личностного образования как учебная самооценка. Последовательная реализация этого алгоритма в учебном процессе позволит обеспечить к завершению начального звена школы воспитание адекватной и достаточно устойчивой оценочной позиции младшего школьника относительно собственных учебных результатов и индивидуальных качеств как субъекта учебной деятельности.
Проведенный в рамках нашего исследования формирующий педагогический эксперимент на базе нескольких классов показал эффективность данного подхода. Комплексная реализация предложенного алгоритма деятельности учителя на всех этапах традиционной структуры урока в начальной школе позволила существенно повысить уровень сформированности учебной самооценки. Если на констатирующем этапе эксперимента лишь у 35% учеников экспериментальных классов наблюдалась адекватная и устойчивая учебная самооценка, а у остальных имели место выраженные перекосы в оценивании своих учебных способностей и достижений, то на заключительном срезе исследования картина была совершенно иной. Уже 87% школьников экспериментальных классов продемонстрировали способность к адекватному и вместе с тем позитивному оцениванию себя как субъектов учебной деятельности.
Помимо количественного роста показателя сформированности, улучшилось и качественное наполнение учебной самооценки у детей. Если первоначально оценка носила ситуативный, одномерный характер – ориентация или только на отметку, или только на эмоциональную реакцию педагога, то к концу опытно-экспериментальной работы сформировалась целостная самооценочная позиция. Учащиеся овладели способностью дифференцированно и взвешенно оценивать разные стороны собственной учебной работы – процесс деятельности, динамику результативности, личностные усилия и качества. Кроме того, у них появилась способность соотносить самооценку с оценкой учителя, аргументированно отстаивать свою позицию.
Полученные в ходе констатирующего эксперимента данные свидетельствуют о необходимости организации систематической коррекционно-развивающей работы, направленной на формирование адекватной учебной самооценки у школьников.
Для повышения объективности самовосприятия учащихся была разработана специальная программа, включающая комплекс групповых и индивидуальных занятий с элементами тренинга личностного роста. Занятия проводились психологом школы в течение 2 месяцев. В программе использовался комплекс специальных упражнений, направленных на развитие навыков самоанализа, адекватной самооценки, позитивного мышления, рефлексии собственной учебной деятельности.
Эффективность данной программы оценивалась по результатам контрольного среза уровня сформированности учебной самооценки школьников после окончания цикла коррекционно-развивающих занятий.
Учебная самооценка, таким образом, перестает быть у младших школьников лишь эмоциональной реакцией на отметку или похвалу учителя. Она превращается в инструмент самопознания, рефлексии и саморегуляции собственной учебной деятельности. На ее основе ребенок осознанно выстраивает индивидуальную траекторию саморазвития как субъекта учения, определяет зоны ближайшего роста и способы достижения позитивной динамики школьных достижений.
Такое качественное изменение учебной самооценки имеет принципиальное значение для успешного перехода ребенка в среднее звено школы. Как известно, 5 класс для многих детей оказывается серьезным испытанием, стрессом из-за резкого усложнения учебных программ, возрастания объема самостоятельной работы и ответственности за результат. В этих условиях наличие адекватной и вместе с тем конструктивной учебной самооценки, способности разумно распределять свои ресурсы, гибко адаптироваться к новым требованиям учебного процесса является одним из решающих факторов школьной успешности на следующей ступени обучения.
Проведенное исследование не исчерпывает всех аспектов обозначенной проблемы. Дальнейшего изучения требуют вопросы преемственности не ваша тема в формировании учебной самооценки при переходе учащихся из начального звена в среднюю школу; роль семейного воспитания в становлении адекватной оценочной позиции ребенка; возможности диагностики и коррекции деформаций учебной самооценки средствами школьного психолого-педагогического сопровождения.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ не читала-рано

На основе проведенного исследования можно сформулировать следующие основные выводы и обобщения.
На теоретическом уровне проанализированы сущность и структура феномена учебной самооценки применительно к младшему школьному возрасту. Выявлено, что ее становление опосредовано развитием рефлексии, механизмов интериоризации внешних оценок и формированием позиции субъекта учебной деятельности. Определены основные уровни и показатели сформированности адекватной учебной самооценки младших школьников.
Учебная самооценка рассматривается как важное личностное образование младшего школьника, отражающее представление ребенка о собственных возможностях, качествах, способностях с учетом требований учебной деятельности. Адекватная самооценка выступает одним из показателей личностной и учебной успешности ребенка, условием развития его субъектной позиции в обучении.
Вместе с тем в младшем школьном возрасте этот компонент находится в стадии активного становления, отличается ситуативностью, неустойчивостью, зависимостью от оценок значимых других. Все это требует целенаправленной педагогической деятельности по формированию полноценной учебной самооценки как важнейшего новообразования данного возраста. Отсутствие такой специальной работы нередко приводит к возникновению у школьников неадекватно завышенных или заниженных представлений о собственных учебных возможностях и достижениях, что чревато рядом негативных последствий.
В связи с этим остро встала потребность в разработке содержательной модели и соответствующего психолого-педагогического инструментария целенаправленного формирования учебной самооценки у младших школьников в условиях образовательного процесса, а также экспериментальной проверки эффективности данной модели.
Эмпирически установлено, что более половины младших школьников класса демонстрируют неадекватную (завышенную или заниженную) учебную самооценку. Выявлены гендерные различия: у мальчиков чаще наблюдается недостаточная способность объективно оценивать собственные учебные достижения и качества. Полученные данные актуализируют задачу организации системной коррекционно-развивающей деятельности в данном направлении.
На основе обобщения научно-педагогических подходов разработана модель формирования учебной самооценки в логике традиционной структуры урока. Выделены ключевые задачи и направления работы учителя на каждом этапе. Сформулирован комплекс конкретных действий и приемов учителя, обеспечивающих постепенное формирование у младших школьников способности адекватно оценивать собственные учебные результаты и личностные качества.
Экспериментально апробирована и подтверждена результативность разработанной системы психолого-педагогической деятельности учителя по формированию учебной самооценки младших школьников в учебном процессе. Количественные показатели и качественный анализ результатов демонстрируют ее эффективность для становления адекватного и дифференцированного осознания детьми собственных учебных возможностей и достижений.
Полученные в ходе исследования теоретические и эмпирические результаты позволяют сформулировать следующие практические рекомендации для учителей начальных классов по вопросам формирования учебной самооценки у обучающихся:
Необходимо внедрять в практику преподавания комплекс рефлексивных методов и приемов активизации самооценочной деятельности младших школьников (самопроверка, взаимоконтроль, «дневники достижений», бланки оценки по критериям и др.).
Необходимо строить оценочно-контрольную деятельность в логике развития субъектной позиции младшего школьника. Важно вовлекать детей в оценивание результатов, предоставлять возможность сравнивать самооценку с оценкой учителя, учить доказывать и аргументировать собственную позицию.
Полученные в ходе констатирующего эксперимента данные свидетельствуют о необходимости организации систематической коррекционно-развивающей работы, направленной на формирование адекватной учебной самооценки у школьников.
Для повышения объективности самовосприятия учащихся была разработана специальная программа, включающая комплекс групповых и индивидуальных занятий с элементами тренинга личностного роста. Занятия проводились психологом школы в течение 2 месяцев. В программе использовался комплекс специальных упражнений, направленных на развитие навыков самоанализа, адекватной самооценки, позитивного мышления, рефлексии собственной учебной деятельности.
Эффективность данной программы оценивалась по результатам контрольного среза уровня сформированности учебной самооценки школьников после окончания цикла коррекционно-развивающих занятий.
Такой паритетный подход будет способствовать постепенному становлению адекватной и внутренне принимаемой учебной самооценки.
Рекомендуется вводить в содержание учебного процесса специальные упражнения и задания, направленные на диагностику, формирование и рефлексию учебной самооценки у детей (сравнительное шкалирование своих качеств и способностей, беседы и ролевые игры на тему «Качества хорошего ученика», ведение индивидуальных «дневников учебных достижений» и т.п.) и позволит повысить осознанность данного личностного феномена и уровень управляемости процессов его формирования у школьников в учебной деятельности.
Результаты и материалы исследования могут быть использованы как в общей и педагогической психологии при дальнейшей разработке проблем диагностики и формирования личностной сферы обучающихся, так и в повышении квалификации и переподготовки работников образования, в системе педагогического сопровождения обучения и развития младших школьников.
Цель и задачи исследования реализованы. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
по алфавиту Приказ Минобрнауки России от 06.10.2009 N 373 (ред. от 11.12.2020) Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования , [Электронный ресурс] // https://fgos.ru/fgos/fgos-noo/ (дата обращения: 12.01.2024).
Антопольская, Т. А. Исследование и возможности развития социальных коммуникаций у младших школьников / Т. А. Анатопольская, О. Ю. Байбакова, С. С. Журавлева. Текст:электронный // Перспективы науки и образования. 2019. № 5 (41). С. 289–300. URL:https://pnojournal.wordpress.com/2019/11/14/antopolskaya-baybakova-zhuravleva/
Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А., Карабанова О.А., Салмина Н.Г., Молчанов С.В. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя / под ред. А.Г. Асмолова. М.: Просвещение, 2010. 152 с.
Барабанова В.В., Кабаева В.М., Мухортова Е.А. Коммуникативные универсальные учебные действия как основа формирования личностных образовательных результатов // Развитие личностных образовательных результатов учащихся в современном образовании. М.: РУСАЙНC, 2017. С. 95–158.
Байдин, Д. В. Изучение влияния самооценки на учебную мотивацию у младших подростков / Д. В. Байдин // Научно– методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – Т. 18. – С. 11–15.
Балашова, Е. Ю. Успешность обучения школьников в современных условиях / Е. Ю. Балашова // Педагогика и психология. – 2008. №10. С.36– 38.
Балашова, Е. Ю. Успешность обучения школьников в современных условиях / Е. Ю. Балашова. Педагогика и психология. – 2008. №10. С.36– 38.
Белобрыкина, О. А. Психологические условия и факторы развития самооценки личности на ранних этапах онтогенеза / О. А. Белобрыкина: Автореферат канд. психол. наук. Новосибирск, 2000. – 160 с.
Бернс, Р. Развитие Я– концепции и воспитания / Р. Бернс. М., 1986. – 216 с.
Божович, Л. И. Проблемы формирования личности. Хрестоматия / под ред. Д. И. Фельдштейна. – М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997 – 352 с.
Божович, Л. И. Этапы формирования личности в онтогенезе / Л. И. Божович // Вопросы психологии. 1979. № 4. С. 78– 85.
Бороздина, Л. В. Что такое самооценка? / Л. В. Бороздина // Психологический журнал № 2 – 2000 – С. 14– 19.
Васильева, Е. Н. Формирование учебной самооценки учащихся в начальной школе / Е. Н. Васильева // Научно– методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – Т. 26. – С. 411–415.
Виноградова, Н. Ф. Контроль и оценка в начальной школе. / Н. Ф. Виноградова // Начальная школа, №15. – 2016. – С. 25– 30.
Воронцов, А. Б. Педагогическая технология контроля и оценки учебной деятельности / А. Б. Воронцов. М., 2012. – 450 с.
Выготский, Л. С. Педагогическая психология / Л.С. Выготский. – М.: АСТ: Астрель: ЛЮКС, 2005 – С. – 236 – 238.
Гангнус, Н. А. Формирование у младших школьников позитивной Я–концепции в учебно–познавательной деятельности / Н. А. Гангус: автореф. дис. … канд. пед. наук: – Пермь: Перм. гос. пед. ун– т., 2008. – 25 с.
Гаврилушкина О.П. Влияние современной ситуации развития на овладение социальной компетентностью детьми дошкольного и младшего школьного возраста // Развитие личностных образовательных результатов у младших школьников: Коллективная монография / Отв. ред. Д.В. Лубовский. М., 2017. С. 47–75.
Горбункова Е.Р., Сафронова Е.М. Коррекционные возможности учебной деятельности в развитии коммуникативных навыков младших школьников с РАС // Научный сетевой журнал «Столыпинский вестник», номер 7/2022. как этот источник подходит к Вашей ВКР?
Гордеева Т.О., Сычев О.А., Лункина М.В. Школьное благополучие младших школьников: мотивационные и образовательные предикторы [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование. 2019. Том 24. № 3. С. 32–42. DOI:10.17759/pse.2019240303
Демидова, М. Ю., Иванов, С. В., Карабанова, О. А. и др. Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе. Система заданий / М. Ю. Демидова. В 2 ч. Часть 1. М.: Просвещение, 2009. — 216 с.
Демчук, Н. А. Формирование самооценки обучающихся в структуре учебной деятельности в рамках ФГОС НОО [Электронный ресурс] / URL: http://vestnikpedagoga.ru/publikacii/publ?id=2054
Долгова, В. И., Крыжановская Н. В., Грамзина Н. А. Исследование влияния самооценки на ситуативную тревожность младших школьников / В. И. Долгова // Научно–методический электронный журнал Концепт. – 2015. – Т. 31. – С. 46– 50.
Дубровина, И. В. Практическая психология образования; Учебное пособие 4– е изд. / Под редакцией И. В. Дубровиной. — СПб.: Питер, 2014. — 592 с.
Дубровина, И. В. Возрастная и педагогическая психология: Хрестоматия / И. В. Дубровина: Уч. пособие для студентов средн. пед. учебн. завед. – М.: Академия, 2009. – 560 с.
Дубровина, И. В., Данилова, Е. Е., Прихожан, А. М. Психология / И. В. Дубровина. – М.: Академия, 2012. – 464 с.
Дунилова, Р. А., Бобрикова, Л. Г. Реализация требований ФГОС к формированию и оценке универсальных учебных действий у младших школьников: организационно– методические аспекты / Р. А. Дунилова // Эксперимент и инновации в школе. – 2013. – №. 3. С. 30– 36.
Захарова, А. В. Генезис самооценки / А. В. Захарова. – Тула: Изд– во Тульского Государственного педагогического университета им. Л.Н. Толстого. – 1998. – 135 с.
Захарова, А. В., Боцманова, М. Э. Как формировать самооценку школьника / А. В. Захарова // Начальная школа – 1992 – № 3 – С. 13 – 16.
Колесникова Т. А. Развитие связной устной речи младших школьников в учебной деятельности через сюжетные картинки // Проблемы современного педагогического образования. 2022. №76-1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-svyaznoy-ustnoy-rechi-mladshih-shkolnikov-v-uchebnoy-deyatelnosti-cherez-syuzhetnye-kartinki (дата обращения: 11.02.2024). как этот источник подходит к Вашей ВКР?
Колесова О. В., Тивикова С. К., Клюева С. С. Современные аспекты развития культуры речи у младших школьников // Проблемы современного педагогического образования. 2021. №71-2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sovremennye-aspekty-razvitiya-kultury-rechi-u-mladshih-shkolnikov (дата обращения: 11.02.2024). как этот источник подходит к Вашей ВКР?
Крашенинникова П.А. Николаева И.И. Особенности формирования коммуникативных умений младших школьников , [Электронный ресурс] // https://eduherald.ru/ru/article/view?id=17865 как этот источник подходит к Вашей ВКР?
Кукарцева В. Е. Формирование коммуникативных умений младших школьников / В. Е. Кукарцева // Филологическое образование в период детства. — 2016. — № 23. — С. 149-152. как этот источник подходит к Вашей ВКР?
Курдакова А. А. Проблема развития коммуникативной компетентности младшего школьного возраста // Научные высказывания. 2023. №7 (31). С. 23-25. URL: https://nvjournal.ru/article/Problema_razvitija_kommunikativnoj_kompetentnosti_mladshego_shkolnogo_vozrasta как этот источник подходит к Вашей ВКР?
Лалаева, Р. И. Диагностика и коррекция нарушений чтения и письма у младших школьников: моногр. / Р.И. Лалаева, Л.В. Венедиктова. - М.: Союз, 2021. - c.224. как этот источник подходит к Вашей ВКР?
Методика обучения русскому языку в начальной школе: учебник и практикум для академического бакалавриата / под ред. Т.И. Зиновьевой. М.: Издательство Юрайт, 2019. 255 с. как этот источник подходит к Вашей ВКР?
Мали Л.Д. Методика обучения русскому языку и литературе в начальных классах. – Изд-во ПГУ.-М.,2014г.-9с. как этот источник подходит к Вашей ВКР?
Михалец, И. В. Виртуальное общение как новый вид общения в современном мире // Психология в России и за рубежом : материалы III Междунар. науч. конф. – 2016. – С. 23-25. — URL: https://moluch.ru/conf/psy/archive/198/10704. как этот источник подходит к Вашей ВКР?
Петрова С.C., Низамутдинова Т.В. Способы развития коммуникативных умений младших школьников как этот источник подходит к Вашей ВКР? // Мир педагогики и психологии: международный научно-практический журнал. 2022. № 01 (66). [Электронный ресурс] // https://scipress.ru/pedagogy/articles/sposoby-razvitiya-kommunikativnykh-umenij-mladshikh-shkolnikov.html (Дата обращения: 15.01.2022)
Прохорова, С.Ю. Диагностика формирования информационной компетентности младших школьников. Методическое пособие. ФГОС / С.Ю. Прохорова. - М.: Русское слово, 2022. - c.805. как этот источник подходит к Вашей ВКР?
Романова, Е. А. Особенности формирования коммуникации как кооперация у младших школьников состойкими трудностями в обучении / Е. А. Романова // Мир науки. Педагогика и психология. — 2022. — Т. 10.— № 3. — URL: https://mir-nauki.com/PDF/24PDMN322.pdf как этот источник подходит к Вашей ВКР?
Столярова Е.П. Формирование коммуникативной компетенции младших школьников // Экономика и социум. 2022. №12-1 (103). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-kommunikativnoy-kompetentsii-mladshih-shkolnikov-2 (дата обращения: 05.01.2024). как этот источник подходит к Вашей ВКР?
Трегубова Л.С. Реализация взглядов М.Р. Львова на проблему развития синтаксического строя речи младших школьников в практике современной начальной школы // Школа будущего. 2017. № 1. С. 90-97. как этот источник подходит к Вашей ВКР?
Троицкая, И. Ю. Формирование саморегуляции у младших школьников / И. Ю. Троицкая // Воспитание школьников. – 2003. – № 6. С. 40.
Троицкая, И. Ю., Петрова Т. Н. Специфика самооценки в младшем школьном возрасте / И. Ю. Троицкая // Молодой ученый. – 2017. – №6. – С. 207– 209.
Трубянова, Е. В. Формирование самооценки учащихся в структуре учебной деятельности в рамках ФГОС НОО [Электронный ресурс] URL: https://infourok.ru/formirovanie– samoocenki– uchaschihsya– v– strukture– uchebnoy– deyatelnosti– v– ramkah– fgos– noo– 1395135.html
Фуфарева М.А. Особенности формирования коммуникативных умений в коллективе младших школьников (первоклассников) // Интерактивная наука. 2019. №12 (46). [Электронный ресурс] // https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-formirovaniya-kommunikativnyh-umeniy-v-kollektive-mladshih-shkolnikov-pervoklassnikov (дата обращения: 12.01.2024). как этот источник подходит к Вашей ВКР?
Хохлова, В. М. Проект по организации коррекционной работы на основе индивидуального подхода к детям с нарушениями речи и их родителям «Страна красивой речи» / В. М. Хохлова // Молодой ученый. — 2016. —№ 4 (108). — С. 854-857 как этот источник подходит к Вашей ВКР?
Цивилюк А. В. Тьюторское сопровождение развития коммуникативных компетенций учащихся начальной школы [Электронный ресурс] : выпускная квалификационная работа бакалавра : 44.03.01 / А. В. Цивилюк. — Красноярск : СФУ, 2020. как этот источник подходит к Вашей ВКР?
Цукерман, Г. А., Венгер, А. Л. Развитие учебной самостоятельности / Г. А. Цукерман. М., ОИРО, 2010. – 432 с.
Шакиров, Р. Х., Буркитова, А. А., Дудкина, О. И. Оценивание учебных достижений учащихся / Р. Х. Шакиров. Методическое руководство. — Бишкек: Билим, 2012. — 80 с.
Шабля А.А. Игровая ситуация как средство формирования коммуникативных универсальных учебных действий (на примере 1-го класса) // Научные исследования и разработки молодых ученых. 2014. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/igrovaya-situatsiya-kak-sredstvo-formirovaniya-kommunikativnyh-universalnyh-uchebnyh-deystviy-na-primere-1-go-klassa (дата обращения: 11.02.2024). как этот источник подходит к Вашей ВКР?
Шестакова Д.Р. Особенности формирования коммуникативной компетенции в младшем школьном возрасте // Мир педагогики и психологии: международный научно-практический журнал. 2023. № 07 (84). Режим доступа: https://scipress.ru/pedagogy/articles/osobennosti-formirovaniya-kommunikativnoj-kompetentsii-v-mladshem-shkolnom-vozraste.html (Дата обращения: 21.12.2023) как этот источник подходит к Вашей ВКР?
Арефьева О. М. Дидактические игры для формирования коммуникативных универсальных учебных умений. Режим доступа: http://открытыйурок.рф/статьи/627645/ (дата обращения: 12.01.2024). как этот источник подходит к Вашей ВКР?
Адлер Г. Б. Развитие коммуникативных способностей младших школьников Режим доступа: http://открытыйурок.рф/статьи/657463/ (дата обращения: 12.01.2024). как этот источник подходит к Вашей ВКР?
Диагностические методики для мониторинга коммуникативныхУУД[Электронныйресурс].Ц^: https://megalektsii.ru/s9234t7.html (дата обращения: 12.01.2024). как этот источник подходит к Вашей ВКР?
Иванова Т. В. Игровые обучающие ситуации - нетрадиционная форма речевой работы с дошкольниками Режим доступа: http://открытыйурок.рф/статьи/642563/ (дата обращения: 12.01.2024). как этот источник подходит к Вашей ВКР?
Костенко Е. Н. Развитие коммуникативных умений у детей через игры-занятия с элементами тренинга. Режим доступа: http://открытыйурок.рф/статьи/503175/ (дата обращения: 12.01.2024). как этот источник подходит к Вашей ВКР?
Немтышкина Г. А. Методы и приемы работы по развитию речи младших школьников на уроках и во внеклассной работе. Режим доступа: http://открытыйурок.рф/статьи/585494/ (дата обращения: 12.01.2024). как этот источник подходит к Вашей ВКР?
Оформление!!
ПРИЛОЖЕНИЯ
Разработанные упражнения могут проводиться классным руководителем, психологом, использоваться учителями-предметниками в рамках воспитательной работы. Их системное применение будет способствовать повышению самооценки, уверенности в себе, мотивации достижений у обучающихся.
Наименование упражнения Цель Описание «Мои достижения» Развитие осознания собственных достоинств и успехов Ученики записывают 5 своих недавних достижений в учёбе и личностного роста. Затем представляют их классу «Комплименты в кругу» Тренировка позитивного самовосприятия Все участники по кругу говорят друг другу комплименты, начинающиеся со слов «Мне нравится в тебе...». «Моё интервью» Развитие умения позитивно презентовать себя Ученики дают интервью в парах друг другу о личных достижениях, интересах, положительных качествах «Лестница успеха» Отработка навыка позитивного самоанализа На ступеньках лесенки ученики отмечают свои достижения от недели к неделе - и анализируют динамику «Коллаж успехов» Закрепление установки на фиксацию позитивных результатов Ученики готовят коллаж или стенгазету на тему своих недавних успехов в разных сферах школьной жизни










63

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Байдин, Д. В. Изучение влияния самооценки на учебную мотивацию у младших подростков / Д. В. Байдин // Научно– методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – Т. 18. – С. 11–15.
2. Балашова, Е. Ю. Успешность обучения школьников в современных условиях / Е. Ю. Балашова // Педагогика и психология. – 2008. №10. С.36– 38.
3. Балашова, Е. Ю. Успешность обучения школьников в современных условиях / Е. Ю. Балашова. Педагогика и психология. – 2008. №10. С.36– 38.
4. Белобрыкина, О. А. Психологические условия и факторы развития самооценки личности на ранних этапах онтогенеза / О. А. Белобрыкина: Автореферат канд. психол. наук. Новосибирск, 2000. – 160 с.
5. Бернс, Р. Развитие Я– концепции и воспитания / Р. Бернс. М., 1986. – 216 с.
6. Божович, Л. И. Проблемы формирования личности. Хрестоматия / под ред. Д. И. Фельдштейна. – М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997 – 352 с.
7. Божович, Л. И. Этапы формирования личности в онтогенезе / Л. И. Божович // Вопросы психологии. 1979. № 4. С. 78– 85.
8. Бороздина, Л. В. Что такое самооценка? / Л. В. Бороздина // Психологический журнал № 2 – 2000 – С. 14– 19.
9. Васильева, Е. Н. Формирование учебной самооценки учащихся в начальной школе / Е. Н. Васильева // Научно– методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – Т. 26. – С. 411–415.
10. Виноградова, Н. Ф. Контроль и оценка в начальной школе. / Н. Ф. Виноградова // Начальная школа, №15. – 2016. – С. 25– 30.
11. Воронцов, А. Б. Педагогическая технология контроля и оценки учебной деятельности / А. Б. Воронцов. М., 2012. – 450 с.
12. Выготский, Л. С. Педагогическая психология / Л.С. Выготский. – М.: АСТ: Астрель: ЛЮКС, 2005 – С. – 236 – 238.
13. Гангнус, Н. А. Формирование у младших школьников позитивной Я– концепции в учебно– познавательной деятельности / Н. А. Гангус: автореф. дис. … канд. пед. наук: – Пермь: Перм. гос. пед. ун– т., 2008. – 25 с.
14. Демидова, М. Ю., Иванов, С. В., Карабанова, О. А. и др. Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе. Система заданий / М. Ю. Демидова. В 2 ч. Часть 1. М.: Просвещение, 2009. — 216 с.
15. Демчук, Н. А. Формирование самооценки обучающихся в структуре учебной деятельности в рамках ФГОС НОО [Электронный ресурс] / URL: http://vestnikpedagoga.ru/publikacii/publ?id=2054
16. Долгова, В. И., Крыжановская Н. В., Грамзина Н. А. Исследование влияния самооценки на ситуативную тревожность младших школьников / В. И. Долгова // Научно– методический электронный журнал Концепт. – 2015. – Т. 31. – С. 46– 50.
17. Дубровина, И. В. Практическая психология образования; Учебное пособие 4– е изд. / Под редакцией И. В. Дубровиной. — СПб.: Питер, 2014. — 592 с.
18. Дубровина, И. В. Возрастная и педагогическая психология: Хрестоматия / И. В. Дубровина: Уч. пособие для студентов средн. пед. учебн. завед. – М.: Академия, 2009. – 560 с.
19. Дубровина, И. В., Данилова, Е. Е., Прихожан, А. М. Психология / И. В. Дубровина. – М.: Академия, 2012. – 464 с.
20. Дунилова, Р. А., Бобрикова, Л. Г. Реализация требований ФГОС к формированию и оценке универсальных учебных действий у младших школьников: организационно– методические аспекты / Р. А. Дунилова // Эксперимент и инновации в школе. – 2013. – №. 3. С. 30– 36.
21. Захарова, А. В. Генезис самооценки / А. В. Захарова. – Тула: Изд– во Тульского Государственного педагогического университета им. Л.Н. Толстого. – 1998. – 135 с.
22. Захарова, А. В., Боцманова, М. Э. Как формировать самооценку школьника / А. В. Захарова // Начальная школа – 1992 – № 3 – С. 13 – 16.
23. Троицкая, И. Ю. Формирование саморегуляции у младших школьников / И. Ю. Троицкая // Воспитание школьников. – 2003. – № 6. С. 40.
24. Троицкая, И. Ю., Петрова Т. Н. Специфика самооценки в младшем школьном возрасте / И. Ю. Троицкая // Молодой ученый. – 2017. – №6. – С. 207– 209.
25. Трубянова, Е. В. Формирование самооценки учащихся в структуре учебной деятельности в рамках ФГОС НОО [Электронный ресурс] URL: https://infourok.ru/formirovanie– samoocenki– uchaschihsya– v– strukture– uchebnoy– deyatelnosti– v– ramkah– fgos– noo– 1395135.html
26. Цукерман, Г. А., Венгер, А. Л. Развитие учебной самостоятельности / Г. А. Цукерман. М., ОИРО, 2010. – 432 с.
27. Шакиров, Р. Х., Буркитова, А. А., Дудкина, О. И. Оценивание учебных достижений учащихся / Р. Х. Шакиров. Методическое руководство. — Бишкек: Билим, 2012. — 80 с.