Правовое регулирование федеративных отношений в СССР (1920-1940гг.)
Заказать уникальную курсовую работу- 30 30 страниц
- 24 + 24 источника
- Добавлена 21.02.2024
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
Введение 2
Глава 1. Становление федерализма в СССР 4
1.1. Понятие и признаки федерализма. Этапы становления федерализма в СССР 4
1.2. Принципы федерализма и их воплощение в СССР в период с 1920 г. по 1940 г. 9
Глава 2. Федеративные отношения в СССР в период с 1920 г. по 1940 г. 14
2.1. Обзор правовой базы формирования федеративной системы в СССР в период с 1920 г. по 1940 г. 14
2.2. Компетенция СССР и республик, входящих в ее состав. Субъективный состав СССР на момент принятия Конституции СССР 1924г., 1936 г. 19
Заключение 25
Список использованной литературы 29
В состав Союза вошли следующие республики: РСФСР (Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика), УССР (Украинская Советская Социалистическая Республика), БССР (Белорусская Советская Социалистическая Республика), ЗСФСР (Закавказская Советская Федеративная Социалистическая Республика), ЗССР (Западно-Сибирская Советская Республика), ТСР (Туркестанская Советская Республика), Северо-Кавказская Советская Федеративная Социалистическая Республика (позднее переименована в КСФСР - Краснознаменная Северо-Кавказская федеративная социалистическая республика), Узбекская Советская Социалистическая Республика, Таджикская Советская Социалистическая Республика, Казахская Советская Социалистическая Республика, Туркменская Советская Социалистическая Республика, Армянская Советская Социалистическая Республика и Грузинская Советская Социалистическая Республика.Эти республики объединились в унитарное государство - Союз Советских Социалистических Республик (СССР). В соответствии с Конституцией 1924 года, СССР осуществлял коллективное федеративное управление своими республиками. При этом Совет Союза, состоящий из представителей союзных республик, и Президиум Совета Союза, в состав которого входили представители рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов, были высшими органами власти СССР.Существовал также Совет Наций СССР, в который входили представители разных национальностей, и Совет Народных Комиссаров СССР, который был исполнительным и административным органом Совета союза.Таким образом, субъективный состав СССР на момент принятия Конституции СССР в 1924 году включал несколько союзных республик, что создавало основу для федеративной системы управления государством.На момент принятия Конституции СССР в 1936 году, субъективный состав СССР был значительно изменен по сравнению с 1924 годом. Советская федерация стала более централизованной, и внутренней структурой государства изменилась.СССР состоял из 11 союзных республик и областей, а прежние формы федеративной организации, такие как Закавказская СФСР, Западно-Сибирская СФСР и другие, были ликвидированы и превращены все в союзные республики. Таким образом, субъективный состав СССР в 1936 году включал следующие союзные республики: РСФСР (Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика), УССР (Украинская Советская Социалистическая Республика), БССР (Белорусская Советская Социалистическая Республика), ЗССР (Западно-Сибирская Советская Социалистическая Республика), КСФСР (Краснознаменная Северо-Кавказская федеративная социалистическая республика), Узбекская ССР (Узбекская Советская Социалистическая Республика), Таджикская ССР (Таджикская Советская Социалистическая Республика), Туркменская ССР (Туркменская Советская Социалистическая Республика), Казахская ССР (Казахская Советская Социалистическая Республика), Киргизская ССР (Киргизская Советская Социалистическая Республика) и Дагестанская АССР (Дагестанская Автономная Советская Социалистическая Республика).Каждая союзная республика имела свою конституцию и органы власти, но Совет Союза и Президиум Совета Союза по-прежнему были высшими органами власти на уровне СССР. Парламентаризм также присутствовал в СССР с созданием Верховного Совета СССР, который возглавлял Коммунистическая партия Советского Союза.Важно отметить, что на момент принятия Конституции в 1936 году СССР был уже полностью преобразован в социалистическое государство и националистические аспекты, имевшие место в 1924 году, были подавлены. Централизация власти и идеологическое единство страны стали основными принципами организации Советского Союза.ЗаключениеПодводя итоги по проделанной работе, следует отметить, чтоправовое регулирование федеративных отношений в СССР с 1920 по 1940 гг. являлось существенным элементом политической системы и определяло особенности устройства и функционирования государства в этот период. В силу краткости, обзор данной темы был ограничен основными аспектами.В указанный временной промежуток были приняты ряд законодательных актов, которые регулировали федеративные отношения на различных уровнях. Это включало в себя конституционное закрепление федеративного строя СССР, установление субъектов федерации, организацию и структуру федеральных органов власти, а также основные принципы и процедуры взаимодействия между федеральным и республиканским уровнями власти.Определенными достижениями в правовом регулировании федеративных отношений в СССР можно считать введение республиканских конституций, которые устанавливали основы федерального строя и определяли полномочия и компетенцию республик в рамках СССР. Также следует отметить создание и деятельность Совета национальностей, который играл важную роль в установлении и поддержании баланса интересов между федеральными и республиканскими властями.Однако, стоит отметить, что в период с 1920 по 1940 гг. происходили существенные изменения в сфере правового регулирования федеративных отношений в СССР. Это связано с постепенным сужением автономии республик и усилением централизации власти в государстве.Правовое регулирование федеративных отношений в СССР в указанный период имело свои особенности и противоречия, которые отразились на дальнейшем развитии федеративного устройства в Советском Союзе. Анализ данной темы позволяет лучше понять исторический контекст и особенности государственного устройства в СССР 1920-1940 гг.В указанном временном отрезке 1920-1940 гг. правовое регулирование федеративных отношений в СССР было неразрывно связано с политическим контекстом и идеологическими принципами коммунистической партии. Государственное устройство СССР строилось на принципах социалистической федерации, где субъекты федерации представляли различные национальности и регионы Советского Союза.Одним из ключевых документов, регулирующих федеративные отношения, была Конституция СССР 1924 года. Она закрепляла принципы федеративного устройства страны, гарантировала равенство республик и сохранение их автономии. Важно отметить, что формально СССР был союзом республик, но фактически с централизованной системой управления.Однако в последующие годы происходило постепенное ограничение автономии республик и усиление контроля со стороны центральной власти. Это было связано с желанием утвердить единый советский народ и обеспечить преобладание интересов Коммунистической партии. В результате были приняты некоторые поправки к конституции, ослабляющие автономию республик и усиливающие центральный контроль.В 1936 году была принята новая Конституция СССР, которая фактически отменила федеративный принцип и установила прямую подчиненность республик центральной власти. Окончательное утверждение централизованной системы в СССР произошло в 1940 году, когда целый ряд республик был превращен в союзные республики и полностью интегрирован в федерацию.Тем не менее, стоит отметить, что правовое регулирование федеративных отношений в СССР 1920-1940 гг. имело свои достижения и реформы. Некоторые республики, особенно на ранних этапах, имели широкие полномочия и собственные конституции, что позволяло им развивать свои экономику, культуру и образование. Кроме того, введение Совета национальностей способствовало более равномерному представительству различных национальностей и регионов в федеральных органах власти.Таким образом, правовое регулирование федеративных отношений в СССР 1920-1940 гг. было отражением сложной эволюции политической системы страны. Оно отразило противоречия и перемены в идеологических и политических приоритетах, влияние коммунистической партии и стремление к централизации власти. Изучение этого периода позволяет лучше понять историческую динамику развития федеративных отношений в СССР и их влияние на формирование советского государства.Одним из важных аспектов правового регулирования федеративных отношений в указанный период было создание и деятельность Совета национальностей. Этот орган был учрежден в 1923 году и состоял из представителей различных республик и национальностей, а также представителей Советского Союза. Совет национальностей занимался рассмотрением и принятием решений по вопросам, касающимся федеративных отношений. Он содействовал укреплению взаимопонимания и сотрудничества между республиками, а также обеспечивал сохранение культурного и языкового разнообразия.Еще одним важным актом, регулирующим отношения между республиками, был Закон СССР "О порядке решения вопросов, связанных с изменением границ между союзными республиками". Этот закон был принят в 1924 году и определял процедуру принятия решений о изменении границ между республиками. Закон устанавливал, что такие решения принимались исключительно Верховным Советом СССР, а также предусматривали консультации с республиками, затрагиваемыми изменениями.Несмотря на некоторые достижения в правовом регулировании федеративных отношений, к концу 1930-х гг. централизация власти в СССР значительно усилилась. Республики теряли автономию и подчинялись центральной власти. Это было связано с политическими и идеологическими изменениями в стране, например, с укреплением влияния Сталина и его политики "однопартийности". Реформы в правовом регулировании федеративных отношений отражали эти изменения и поощряли единую советскую идентичность.Правовое регулирование федеративных отношений в СССР 1920-1940 гг. было динамическим процессом, отражающим политические, идеологические и социальные изменения в стране. Большинство республик сохраняли формальную автономию, но с централизованной системой власти. Такое положение оставалось характерным для СССР до его распада в 1991 году.Список использованной литературыАрхипов К.А. Советские автономные области и республики. М., 1925. – 250 с.Баркова О.Н. История разработки и принятия Конституции РСФСР 1925 г. / Отв. ред. Ю.С. Кукушкин. М., 2007. – 320 с.Гурвич Г.С. История Советской Конституции. М., 1923. – 450 с.Гурвич Г.С. Принцип автономизации и федерализма в советской системе. М., 1924. – 279 с.Добрынин Н.М. Российский федерализм: проблемы и перспективы // Государство и право. № 11, 2003. – 250 с.Декларация об образовании СССР// Хрестоматия по истории России с древнейших времен до наших дней. М. — 1999.Енукидзе А.С. Конституции автономных республик // Советское строительство. 1926. - № 3/4. – 450 с.Златопольский Д.Л. СССР — федеративное государство. М., 1967. – 632 с.Карапетян Л.М. Федеративное устройство Российского государства. - М., 2005. – 300 с.Коржихина Т.П. Советское государство и его учреждения. М., 1995. – 330 с.Котляревский С.А. Власть и право: проблема правового государства. М., 1925. – 600 с.Котляревский С.А. Правовое положение автономных республик // Советское право. М., 1925. – 200 с.Котляревский С.А. СССР и союзные республики. М.; Л., 1926. – 400 с.Кукушкин Ю.С, Чистяков О.И. Очерк истории Советской Конституции. М., 1987. – 324 с.Магеровский Д.А. Союз Советских Социалистических Республик (Обзор и материалы). М., 1923. – 250 с. Радомысльский Я. И. Образование и распад Союза Советских Социалистических Республик. [Текст] / Я. И. Радомысльский//. — Екатеринбург: Издательские решения. — 2015. — 200 с.Скреля, К. Ю. Правовое оформление образования СССР / К. Ю. Скреля. — Текст : непосредственный // Исследования молодых ученых : материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Казань, январь 2020 г.). — Казань : Молодой ученый, 2020. — С. 41-45. — URL: https://moluch.ru/conf/stud/archive/357/15555/ (дата обращения: 20.01.2024).Умнова И.А Конституционные основы современного российского федерализма. - М., 2004. – 450 с.Стучка П.И. Диктатура пролетариата и советская федерация // Власть Советов. М., 1922. – 159 с.Стучка П.И. Учение о государстве пролетариата и его Конституции СССР и РСФСР. М.; Л., 1923. – 200 с.Филимонов В.Г. Образование и развитие РСФСР. М., 1963. -184 с.Чистяков О.И. Конституция РСФСР 1918 г. М., 1984. -250 с.Чистяков О. И. Конституция СССР 1924 года:учеб.пособие. — М.: Зерцало, 2004. — 224 с.Чистяков О.И. Становление Российской Федерации. 1917—1922. 2-е. изд. М., 2003. – 450 с.
1. Архипов К.А. Советские автономные области и республики. М., 1925. – 250 с.
2. Баркова О.Н. История разработки и принятия Конституции РСФСР 1925 г. / Отв. ред. Ю.С. Кукушкин. М., 2007. – 320 с.
3. Гурвич Г.С. История Советской Конституции. М., 1923. – 450 с.
4. Гурвич Г.С. Принцип автономизации и федерализма в советской системе. М., 1924. – 279 с.
5. Добрынин Н.М. Российский федерализм: проблемы и перспективы // Государство и право. № 11, 2003. – 250 с.
6. Декларация об образовании СССР// Хрестоматия по истории России с древнейших времен до наших дней. М. — 1999.
7. Енукидзе А.С. Конституции автономных республик // Советское строительство. 1926. - № 3/4. – 450 с.
8. Златопольский Д.Л. СССР — федеративное государство. М., 1967. – 632 с.
9. Карапетян Л.М. Федеративное устройство Российского государства. - М., 2005. – 300 с.
10. Коржихина Т.П. Советское государство и его учреждения. М., 1995. – 330 с.
11. Котляревский С.А. Власть и право: проблема правового государства. М., 1925. – 600 с.
12. Котляревский С.А. Правовое положение автономных республик // Советское право. М., 1925. – 200 с.
13. Котляревский С.А. СССР и союзные республики. М.; Л., 1926. – 400 с.
14. Кукушкин Ю.С, Чистяков О.И. Очерк истории Советской Конституции. М., 1987. – 324 с.
15. Магеровский Д.А. Союз Советских Социалистических Республик (Обзор и материалы). М., 1923. – 250 с.
16. Радомысльский Я. И. Образование и распад Союза Советских Социалистических Республик. [Текст] / Я. И. Радомысльский//. — Екатеринбург: Издательские решения. — 2015. — 200 с.
17. Скреля, К. Ю. Правовое оформление образования СССР / К. Ю. Скреля. — Текст : непосредственный // Исследования молодых ученых : материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Казань, январь 2020 г.). — Казань : Молодой ученый, 2020. — С. 41-45. — URL: https://moluch.ru/conf/stud/archive/357/15555/ (дата обращения: 20.01.2024).
18. Умнова И.А Конституционные основы современного российского федерализма. - М., 2004. – 450 с.
19. Стучка П.И. Диктатура пролетариата и советская федерация // Власть Советов. М., 1922. – 159 с.
20. Стучка П.И. Учение о государстве пролетариата и его Конституции СССР и РСФСР. М.; Л., 1923. – 200 с.
21. Филимонов В.Г. Образование и развитие РСФСР. М., 1963. -184 с.
22. Чистяков О.И. Конституция РСФСР 1918 г. М., 1984. -250 с.
23. Чистяков О. И. Конституция СССР 1924 года: учеб. пособие. — М.: Зерцало, 2004. — 224 с.
24. Чистяков О.И. Становление Российской Федерации. 1917—1922. 2-е. изд. М., 2003. – 450 с.